Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Fw: Образование инвалидов. Тупоногов

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу мыслей, высказанных Борисом
Константиновичем, в отрывке , опубликованном после моей подписи.
С уважением
Зарубина Ирина
E-mail: tifloresour***@m*****.ru
Б.к. Тупоногов. Основы коррекционной педагогики.
Учебное пособие
ООО <ИПТК <Логос> ВОС> Москва- 2004
Отрывок.
В настоящее время, когда заботы общества направлены на нужды человека, на
его благосостояние и всестороннее развитие, когда обращается большое
внимание на обучение, воспитание и развитие больных и физически
неполноценных детей, коррекционная педагогика должна обратить особое
внимание на процессы (ре)абилитации и социально-трудовой адаптации учащихся
специальных школ, пересмотреть возможности коррекционного обучения таких
детей.
В связи с пересмотром и появлением новых учебных планов, программ и
положения о специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии появились новые
тенденции в совершенствовании специальной школы и коррекционной педагогики.
Особенно проявили себя тенденции пересмотра содержания образования детей с
нарушениями зрения, слуха, интеллекта, речи и др. и определённый радикализм
в отношении объёма программного материала по предметам и порядка его
изучения в школах этих типов.
Те права и возможности, которые даны в настоящее время специальным школам в
отношении самостоятельности решения и выбора объёма и содержания образования
по учебным предметам, реализуются не всегда правильно и обоснованно.
Очень часто резко сокращается учебное время на изучение так называемых
<неперспективных> предметов для школьников с отклонениями в развитии. В
перечень таких дисциплин попадают прежде всего химия, астрономия, черчение,
частично физика. Зачастую изучение этих предметов переносится полностью на
факультативы. Такое мнение не всегда выдвигают только практические работники
специальных школ, его можно услышать и в среде учёных-дефектологов,
работников органов образования.
Причина подобных суждений и создавшегося положения заключается в том, что
перечисленные предметы рассматриваются негативно в свете их доступности
слепым, глухим, школьникам с ЗПР и другим, перспектив их профессионального
обучения и трудоустройства. <Наши выпускники никогда не смогут работать
химиками, астрономами, чертёжниками и т. п.>, -утверждают многие педагоги.
Да, в ряде случаев это так, но в то же время нельзя не задумываться о
снижении общего уровня образования детей с нарушением развития.
Специальные школы-интернаты призваны давать учащимся цензовое образование,
на уровне аналогичного среднего образования, которое получают выпускники
массовых школ. Искусственное ограничение детей с недостатками развития в
объёме и содержании знаний по некоторым предметам приведёт к снижению их
уровня образованности, общей подготовки к жизни и целостности мировоззрения.
В этом процессе нужно отметить и другую <теневую> сторону организации
учебно-воспитательной работы в специальных школах. Определённой
дискриминации в отношении объёма и содержания изучения основ наук
подвергаются те предметы, которые традиционно слабы в отношении арсенала
коррекционно-педагогической работы, содержания, методов и средств
специального обучения.
Определяя содержание образования в специальных школах для детей с нарушением
развития, необходимо делать поправку на завтрашний день, на перспективу.
Предметность изучения основ наук в школе, объём и содержание материала,
коррекционную направленность обучения необходимо определять и соотносить с
прогрессом развития общества, с успехами и достижениями науки и техники, с
результатами работ по (ре)абилитации инвалидов.
Многие перечисленные достижения открывают двери новых профессий для людей с
нарушениями развития, появляется и накапливается опыт в этом отношении,
рушатся барьеры недоступности тех или иных видов труда для инвалидов.
Сейчас, например, в нашей стране появились слепые люди, сумевшие овладеть
астроматематикой, притом на уровне кандидата наук, и в то же время
астрономию в специальной школе для слепых детей пытаются определить лишь в
ранг факультатива, а то и вовсе исключить из учебного плана.
Такой подход ограничит и содержание коррекционной работы применительно к
отдельным предметам, породит узкую направленность в профессиональной
ориентации, снизит общий уровень образованности и интеллектуальной
подготовленности людей с недостатками в развитии.
Конечно, в специальных школах обучаются учащиеся, которые в силу своих
возможностей (и в первую очередь интеллектуальных) способны освоить
различные уровни образования. Умственно отсталые школьники за 9 лет обучения
усваивают лишь курс начальной школы, а с глубокой интеллектуальной
патологией (имбицилы) занимаются по специальным (индивидуальным)
образовательным программам.
Поэтому к разработке содержания образования должен быть дифференцированный
подход с учётом структурно-функциональных отклонений в развитии, специальных
условий обучения и воспитания, конкретной социокультурной обстановки и др.
Если проследить за изменением содержания образования в специальных школах
для детей с нарушением развития, то следует отметить дифференциацию этой
системы. По мере развития науки и техники, совершенствования
социально-экономической сферы, накопления опыта коррекционной работы в
предметном преподавании во второй половине XX столетия в школьный курс
вводятся и выделяются новые предметы, дифференцируются темы и целые
программные разделы по традиционным дисциплинам, появляются новые предметы в
программах по коррекционно-педагогической работе и т. д.
Этому процессу способствовал переход специальных школ к неполному и полному
среднему образованию, развёртывание работы по коррекционному обеспечению
предметного преподавания и всей учебно-воспитательной деятельности.
Перестройка и реформирование общеобразовательной школы сказались и на
развитии системы специального образования. Переход от жёстко дисциплинарной
и унифицированной модели образования к личностно-ориентированной и
вариативной дал определённые свободы в отношении формирования содержания
образовательного процесса и определения индивидуальных целей жизни личности.
В настоящее время наблюдается обратный процесс - интеграция. Он связан с
тем, что число учебных курсов в школе выросло до предельных границ, и
поэтому введение новых курсов в учебный план требует сокращения существующих
дисциплин. Это не значит, что из учебного плана надо исключать какие-то
дисциплины, <...введение нового курса (дифференциация) должно сочетаться с
сокращением других, но не путём их изъятия из образования (если это,
конечно, не лжепредметы), а путём объединения прежних компонентов на основе
их содержательной интеграции>, - утверждает известный специалист по
проблемам содержания образования В. С. Леднев (1989, 83).
Далее В. С. Леднев поясняет свою мысль: <При этом интеграция не может
осуществляться искусственно. Она, образно говоря, должна <созреть>, должна
быть понята и доказана предметная и образовательная общность соответствующих
компонентов> (там же, с. 83).
В современном варианте учебного плана для специальных (коррекционных)
общеобразовательных школ тенденция к интеграции содержания обучения хорошо
просматривается. Это веление сегодняшнего дня.
Таким образом, содержание образования совершенствуется как с позиций
дифференциации, так и интеграции; вводятся новые дисциплины, отражающие
уровень развития науки, техники, общественных отношений, и в то же время
изменяется объём и уровень изучения традиционных предметов.
Для того чтобы содержание образования могло быть успешно реализовано в
условиях специальной школы, необходимо совершенствовать и коррекционный
процесс, который поможет детям с нарушениями развития усвоить программный
материал по основам наук.
Следовательно, развитие процесса школьного образования детей с трудностями
обучения должно идти двумя путями:
1. Путём дифференциации и интеграции содержания образования по предметам без
их исключения из учебного плана.
2. Путём накопления опыта коррекционной работы, совершенствования этой
деятельности, разработки специальных приёмов и способов предметного обучения
детей с нарушениями в развитии.

Выпуск листа на новом месте: 1860

Ответить   Thu, 6 Apr 2006 10:11:47 +0400 (#534592)