[TIFLO] О решениях Государственного совета
Радиостанция "Свобода"
О решениях Государственного совета по проблемам образования дискутируют Олег
Смолин и Леонид Перлов
Александр Костинский
12.04.06
Александр Костинский: Сегодня мы будем говорить о решениях Г осударственного
совета по проблемам образования.
В студии Радио Свобода - заместитель председателя Комитета Государственной Думы
по образованию и науке Олег Смолин и учитель географии московского лицея
#1525 Леонид Перлов.
И первый мой вопрос Олегу Смолину. Вот я, готовясь к передаче, обратил внимание
на то, что на Госсовете, который прошел 24 марта, где был заслушан доклад,
было решение, выступало очень много людей, но вообще невозможно найти информацию
о том, что там происходило. Почему это так? И, может быть, расскажите
немножко о том, что там все-таки происходило.
Олег Смолин
Олег Смолин:Конечно, я мог бы отшутиться и вспомнить Михаила Жванецкого: <Давайте
сначала выпустим много ботинок, а потом будем бороться за то, чтобы их
носить>. Но если говорить серьезно, то дело в том, что линия Госсовета, по крайней
мере, официальный доклад Госсовета довольно сильно разошелся с тем,
что предлагали до недавнего времени нам Министерство образования и науки и правительство
Российской Федерации в целом. Именно поэтому, действительно, вы
не найдете материалов Государственного совета на сайте Министерства образования
и науки Российской Федерации. Кстати, и на сайте нашего Комитета Госдумы
по образованию и науке. Не найдете этих материалов в официальных изданиях, близких
к Министерству образования и науки, и так далее.
Александр Костинский: А вообще его можно найти, допустим, в Интернете?
Олег Смолин: Да, конечно. Мы стараемся выставить сейчас на всех возможных сайтах
этот доклад. Вот на сайте < ros - odv > мы скоро будем публиковать большую
его часть - к сожалению, весь не входит, в газете <Образование для всех>.
Леонид Перлов: Скажем так, на этот момент его найти не удалось.
Александр Костинский: Хорошо. Мы тогда просто в приложение к нашей сегодняшней
программе в Интернете на сайте < Svobodanews> как раз постараемся в ближайшие
дни разместить доклад Государственного совета Российской Федерации.
Олег Смолин: И нельзя, конечно, удержаться от иронии: Радио Свобода будет пропагандировать
материалы российского Государственного совета, в отличие от российских
официальных органов власти.
Александр Костинский: Олег Николаевич, Радио Свобода не пропагандирует, а информирует.
Олег Смолин: Хорошо. Радио Свобода проинформирует образовательное сообщество
и общество в целом о материалах Государственного совета, то есть сделает то,
что должно было сделать российское правительство, Министерство образования и
науки и другие структуры власти.
Александр Костинский: Олег Николаевич, а что там все-таки произошло?
Олег Смолин: Произошло, в общем, следующее. Рабочая группа Государственного совета
подготовила и региональные лидеры, в общем, поддержали, повторяю, документ,
качественно отличный от документов, которые принимало правительство Российской
Федерации. Он качественно отличным является, по крайней мере, по трем основным
позициям. Я уже перелистываю бумаги для того, чтобы даже кое-что зачитать.
Во-первых, он качественно отличается по используемой терминологии, по целевым
установкам. Я бы рискнул сказать, как председатель оргкомитета Общественного
движения <Образование для всех>, что первый раздел доклада, где формулируются
цели образования, намного ближе к нашей Декларации <Образование для всех>,
чем к правительственному документу <О приоритетных направлениях образовательной
политики в Российской Федерации>.
Александр Костинский: А какие там главные положения?
Олег Смолин: Я позволю себе просто несколько коротких цитат. <Цель настоящего
документа, - написано в докладе, - формирование единой общенациональной стратегии
инновационного, опережающего развития российского образования, обеспечивающего
его качественный прорыв, и на этом фундаменте - новое качество жизни страны>.
Кстати, один раздел там так и называется <Образование для всех>, в докладе Госсовету.
Или вот давайте еще какую-нибудь цитату прочитаю. <Современный мир, включая и
Россию, уже вступил в эпоху, когда большая часть экономического богатства
создается вне среды материального производства>. И так далее. Я сравниваю это
с тем, что мы постоянно слышим из президентской администрации, из правительства
Российской Федерации, лозунги вроде <Россия должна быть великой энергетической
державой!>. Коллеги, уверяю вас, никакой великой энергетической державы
в XXI веке быть не может, потому что этого не может быть никогда. Может быть
только энергетический или сырьевой придаток других, более передовых стран.
Великая держава может быть только научно-технологической, а значит, и образовательной.
Другого варианта просто-напросто нет. Вот этой идеологии нет в материалах
правительства. Эта идеология явно заложена в материалах Государственного совета,
хотя и не бесспорна. Это первое.
Второе. В документах Госсовета отсутствуют многие идеи правительственной стратегии
образования, которые мы - движение <Образование для всех>, и я думаю,
все демократическое направление в образовательной политике, - оцениваем как вредные.
Что я имею в виду. Например, любимую идею правительства заменить дошкольное
образование так называемым предшкольным, и тем самым ликвидировать практически
конституционные гарантии и право на дошкольное образование.
Александр Костинский: Это детские сады, в общем-то, да?
Олег Смолин: Да, это детские сады, по-русски говоря.
Например, любимую идею правительственного документа о приоритетных направлениях
- ввести в России для всех частично платное школьное образование, - чего
нет, кстати сказать, ни в одной развитой стране мира.
Александр Костинский: Чтобы платить за обучение в старших классах?
Леонид Перлов: За то, что правительство объявит не обязательным.
Олег Смолин: Да, за то, что правительство объявит не обязательным. Сначала сократить
на четверть, а по другой версии - на 15 процентов...
Александр Костинский: Английский язык, географию...
Олег Смолин: Да все что угодно. Туда может попасть все что угодно. В том числе
и то, от чего во многом зависит многостороннее развитие личности, уж скорее
всего, какое-нибудь искусство, физкультура и так далее.
Леонид Перлов: Ну, физкультуру - нет, Олег Николаевич. Физкультура - это святое.
Олег Смолин: Вы думаете?
Леонид Перлов: С точки зрения руководства - да.
Олег Смолин: Смотря какого.
Идем дальше. Например, в документе Госсовета отсутствует печально знаменитая,
пресловутая идея превратить образовательные учреждения в эти самые АУ и, извините
за выражение, ГАНО, то есть Государственные автономные некоммерческие организации,
и многие другие вредные идеи.
Александр Костинский: То есть вы не ругаетесь, а термины произносите?
Олег Смолин: Нет, я не ругаюсь. Я произношу аббревиатуру. ГАНО - это государственная
автономная некоммерческая организация. Прошу наших радиослушателей
ни с чем другим не путать.
Идем дальше. С другой стороны, в документах Госсовета есть целый ряд идей важных,
с социальной точки зрения, которые, к сожалению, отсутствуют в правительственной
стратегии. Я имею в виду идеи защиты детства, преодоление беспризорности и безнадзорности.
Я имею в виду расширение доступа к дошкольному образованию,
а не ликвидацию этой системы. Я имею в виду спорную... может быть, мы поспорим
по этому поводу, но я оцениваю ее как позитивную, идею восстановления обязательного
полного среднего образования, и не в смысле того, что повесить это на учителя,
а в смысле того, чтобы обеспечить каждому ребенку возможность получить полное
среднее образование. И многое другое.
То есть документ Госсовета намного более социально направлен, чем документ министерства.
И именно поэтому, с нашей точки зрения, он в России не пропагандируется.
Александр Костинский: Понятно. Вопрос Леониду Перлову. Пожалуйста, ваше мнение
об этом событии - о Госсовете?
Леонид Перлов
Леонид Перлов:Информацию о нем, действительно, найти было чрезвычайно трудно,
и она очень обрывочна.
А что касается содержания того, что там говорилось, вот я держу в руках документ
- это тоже материалы Государственного совета по тому же вопросу, но трехлетней
давности. Докладчиком там был министр Филиппов. Читаю те 13 пунктов, которые
включал в себя доклад, - и практически во всем я вижу совпадения. Кроме одного
момента. Пункт присутствует, причем здесь он в середине: <Формирование эффективных
экономических отношений в образовании>. Так вот, слушая то немногое,
что попало в средства массовой информации по последнему Госсовету по этому вопросу,
я еще раз пришел к выводу, что есть образовательная политика, безусловно,
она есть, но определяет эту образовательную политику все-таки, как и прежде,
бухгалтер - Министерство финансов.
Здесь перечислено много пунктов, безусловно, заслуживающих всякой поддержки.
Но как сказано в хорошей, старой пословице: сколько ни говори <халва>, во рту
слаще не станет. То, что декларировано Госсоветом, действительно, и в этом я
согласен с Олегом Николаевичем, совершенно не совпадает с тем, что реально
проводят в жизнь исполнительные органы - правительство, Министерство образования
в частности.
Вот вопрос повышения качества образования, например. Здесь так и сказано: <Повышение
качества общего образования>. Об этом говорилось и на последнем Госсовете,
причем не одним человеком, и достаточно громко. Качество образования - я думаю,
что не нужно быть профессиональным педагогом, чтобы это понимать, - зависит
в первую очередь от тех, кто это образование детям дает, - от педагогов. Качество
педагогического образования сегодня, на мой взгляд, далеко позади требований,
которые предъявляет сегодняшнее, и тем более, будет предъявлять завтрашнее общество.
И при этом, как несколько десятков лет назад, как в те времена, когда
я еще был студентом, подготовка педагога вперед не сдвинулась. В любом педагогическом
институте, на любом факультете, будь то мой родной географический,
или математический, или какой-либо другой, кафедры педагогики, методики преподавания
как были на последних местах по статусу, по финансированию, по количеству
ставок профессорских должностей, так и остались.
Александр Костинский: Но по часам все-таки они не были самыми последними.
Леонид Перлов: Были. И остаются. Таким образом, педагогический институт, в сущности,
готовит сегодня не педагогов, поскольку педагогическая подготовка у
его выпускников крайне слаба.
Александр Костинский: То есть именно работа с ребенком, именно сами технологии
педагогические, а не знание предмета, да?
Леонид Перлов: Совершенно правильно. Это касается и классических технологий педагогических,
которые хоть как-то представлены в курсе, так и инновационных
педагогических технологий, на которые просто элементарно времени не хватает.
Соответственно, учитель молодой в тех редчайших случаях, когда он все-таки
приходит в школу, а это крайне редко, педагогически не подготовлен. Педагогический
институт не готовит педагогов. На мой взгляд, ситуация парадоксальная.
Олег Смолин: Я бы позволил себе и согласиться, и подискутировать, а в чем-то,
может быть, даже усилить аргументацию. Ситуация следующая. Позиция первая
заключается в том, что я перечислил позитивные положения доклада Государственного
совета, но есть и минусы. А именно, минусы заключаются в том, что фактически
при обсуждении доклада, при, скажем так, <зачистке> доклада представителями правительства
и администрации президента...
Александр Костинский: А кто делал доклад?
Олег Смолин: Кто готовил? Целая рабочая группа.
Александр Костинский: А кто, собственно, делал доклад?
Олег Смолин: Катанандов, губернатор Карелии. Как и в 2001 году.
Так вот, при <зачистке> этого доклада из него выбросили практически все важные,
содержательные вещи, касающиеся статуса учителя. То есть раздел о статусе
учителя там есть, а содержания в этом разделе практически нет.
Я приведу только одно положение, которое на меня навело грустную улыбку. Там
рекомендуется региональным властям принимать те законы, касающиеся статуса
учителя, в соответствии с тем, что было у нас в законе об образовании до принятия
печально знаменитого закона о монетизации. То есть сначала вычистили
законодательство на федеральном уровне, а теперь говорят: <Пусть регионы принимают
это законодательство сами>.
Леонид Перлов: На мой взгляд, этого пункта, в принципе, могло в решениях Госсовета
и не быть. Я считаю, что любые документы - законы, приказы, распоряжения
и так далее - о повышении статуса - это заведомо бессмысленная вещь. Статус не
повышается законодательным путем. Статус может быть повышен только естественным
путем - созданием для этого соответствующих условий - и материальных, и социальных,
и нравственных, и каких-либо других.
Александр Костинский: И преференций, которые, кстати...
Леонид Перлов: Совершенно правильно.
Александр Костинский: Вот последние решения Минобороны или правительства...
Леонид Перлов: Совершенно правильно. Последним решением правительства, естественно,
с подачи Министерства обороны, с одобрения Государственной Думы, при
всех разговорах о необходимости повышать статус учителя, при всех разговорах
о необходимости обратить внимание в сторону сельского учителя, одновременно
законодательным порядком сельского учителя лишили отсрочки от армии. Даже те
немногие сельские учителя, которые находятся... мужчины, находящиеся в призывном
возрасте, которые еще работают, - а это крайне полезный контингент в школе, и
очень немногочисленный - наденут сапоги и уйдут в армию. В школе они работать
не будут.
Олег Смолин: Я хотел бы уточнить. Вряд ли меня можно заподозрить в том, что я
защищаю современную Государственную Думу, скажем, наоборот. Но Госдума этого
решения еще не приняла. Это пока решение правительства. Боюсь, правда, что примет...
Леонид Перлов: Я предполагаю, что она его примет.
Олег Смолин: Я тоже предполагаю. Просто пока этот закон еще официально в Государственную
Думу не внесен. Еще не лишили, но собираются лишить. В остальном
я абсолютно согласен.
Леонид Перлов: Безусловно. И еще один, на мой взгляд, чрезвычайно важный момент.
В современном обществе статус в значительной степени все-таки определяется
общественным отношением к той или иной работе. Сегодня, скажем так, имеющееся
на бытовом уровне общественное отношение к профессии учителя делает этот
статус запредельно низким. Нет оснований, по которым сегодня в обществе учитель
может быть глубоко уважаемым человеком. Это касается не только его смехотворно
мизерной зарплаты, безусловно. Это касается просто его положения в обществе.
Это касается весомости его слова. Где еще пока слово учителя, видимо, имеет
какой-то вес, - так это как раз та самая наша крайне небольшая часть населения,
которая сегодня именуется сельским населением. Но, как географ, я могу
напомнить, что сельское население в целом в России сегодня меньше одной четверти
всего населения страны.
Александр Костинский: А две трети российских школ, между прочим, - в сельской
местности.
Леонид Перлов: Ну, это не совсем так, поскольку сельская местность - это понятие
достаточно растяжимое. Но Россия - это страна горожан в первую очередь.
Статус учителя в городе... ну, мы об этом много говорили, вы об этом много говорили,
крайне низок.
Олег Смолин: Хотел бы еще раз - у меня сегодня такая роль, видимо, - и соглашаться,
и дискутировать. Соглашаюсь в том, что статус учителя опущен ниже допустимой
планки. Причем это проблема отнюдь не самого учителя даже, а это проблема общества.
Леонид Перлов: Безусловно.
Олег Смолин: Если в обществе низкий статус учителя, то это бедная страна.
Александр Костинский: Но высокий статус образования.
Леонид Перлов: Декларируемый высокий статус.
Олег Смолин: Я хочу сказать, что если статус учителя низок, то низок и статус
самой страны, и это практически неизбежно. Но это отдельная тема.
Теперь о том, в чем бы поспорил. А я-то думаю, что на статус учителя даже очень
можно и нужно, и мы обязаны были бы влиять законодательными средствами.
Закон устанавливал когда-то, но не исполнялся, и должен устанавливать минимальный
уровень ставок учителя.
Леонид Перлов: Он его устанавливает.
Олег Смолин: Мы устанавливали. Теперь это все выброшено законом о монетизации,
122-ым законом. И, между прочим, там было написано, что ставки в образовании
- не ниже средней зарплаты в промышленности. А сейчас это чуть более 60 процентов.
Закон должен устанавливать дополнительные социальные гарантии для учителя, и
устанавливались они, например, сельскому учителю - 25 процентов надбавки.
Леонид Перлов: Но они отменены.
Олег Смолин: Похоронил это 122-ой закон.
Закон должен устанавливать возможности учителя повышать свой культурный уровень,
в том числе дополнительные доплаты на покупку литературы...
Александр Костинский: Газеты, журналы...
Олег Смолин: Я бы вообще в закон, конечно, ввел обеспечение компьютером каждого
учителя за счет государства и массу других вещей. Это и будет влияние на
статус. Но этим все не исчерпывается.
Леонид Перлов: Не согласен. Закон должен не устанавливать. Закон должен гарантировать.
А это немножко другой акцент.
Олег Смолин: Это то же самое. С точки зрения юридической терминологии, это то
же самое.
Леонид Перлов: Не совсем так. Закон должен делать невозможным несоблюдение вот
этих своих пунктов. Он должен делать уголовно наказуемыми деяния, направленные
на невыполнение этого закона.
Александр Костинский: Ну, уголовно наказуемыми - это сильно сказано.
Леонид Перлов: Пусть не уголовно, но наказуемыми.
Олег Смолин: Хотя бы в административном порядке.
Леонид Перлов: Да, хотя бы в административном порядке.
Олег Смолин: С этим я абсолютно согласен как раз. И более того, мы неоднократно
пытались вносить поправки в Административный кодекс по поводу неисполнения
закона, но кто же их примет, если главным неисполнителем закона было любимое
правительство, которое потом его же и похоронило.
Но все-таки еще одну вещь я хочу произнести, на мой взгляд, важную. А что касается
общественного отношения к учителю, то я хочу напомнить, какое было общественное
отношение к учителю, например, в конце 80-х годов, когда громадные телевизионные
аудитории учителя-новаторы собирали в стране, не хуже любого, самого популярного
деятеля поп-культуры. И я думаю, что в силах нашего современного телевидения,
извините, организовать такие же программы <Образование>, как и на Радио Свобода.
Александр Костинский: Но этого просто нет. Кстати, это не тема нашей программы,
и мы обязательно об этом поговорим. Но ни на одном российском центральном
канале, ну, который транслируется на значительную территорию России, нет программы,
просто посвященной образованию.
Леонид Перлов: Да, действительно, за последний год ко мне несколько раз обращались,
и, видимо, к Олегу Николаевичу тоже, работники телевидения, и я участвовал
в нескольких программах на < Ren - TV >. Но вопросы сиюминутные, и вопросы в
высшей степени дискуссионные. Их не интересует политика. Их интересует, например,
перспектива введения в школе Основ православной культуры. Их интересует, например,
реакция учителя на введение в школе Начальной военной подготовки.
Александр Костинский: А сущностные вопросы образования...
Леонид Перлов: А сущностные вопросы не интересуют сегодня телевидение.
Александр Костинский: А общество они интересуют.
Леонид Перлов: А общество, я думаю... надеюсь, во всяком случае, что они интересуют.
Олег Смолин: И все-таки я бы еще одну фразу произнес в плане усиления аргументации.
К сожалению, раздел, посвященный реформе педагогического образования,
на мой взгляд, принадлежит к числу самых спорных разделов доклада в Госсовете.
И если говорить коротко, с одной стороны, там есть хорошие идеи, вроде того,
что нужно увеличить долю практики педагогической. А я вообще уверен, что педагогика
- это не только, а может быть, даже не столько наука, сколько искусство.
С другой стороны, там есть идеи, заключающиеся в том, чтобы вернуть педагогические
университеты обратно в педагогические институты (не знаю, кто и что
от этого выиграет, кроме понижения уровня образования), а те, которые будут сопротивляться,
воссоединить с классическими университетами. Это фактор социальной
напряженности потенциально.
Александр Костинский: Олег Николаевич, а каков статус решений Госсовета?
Олег Смолин: Статус решений Госсовета рекомендательный. Поэтому будут ли они
исполняться, зависит от образовательного сообщества.
Александр Костинский: Понятно. Олег Николаевич, вы хотели поговорить о роли образовательного
сообщества в общем образовательном процессе.
Олег Смолин: Да. Я хотел поговорить о том, чего можно ожидать от решений Государственного
совета. Еще раз напомню, это не конституционный орган, и его решения
имеют рекомендательный характер. К сожалению, пожалуй, лучшим из документов исполнительной
власти были решения Госсовета по вопросам образования 2001 года.
К сожалению, абсолютное большинство тех решений исполнено не было.
Поэтому ситуация предельно простая. Сейчас начинается, я бы сказал, война за
испанское, или австрийское, или какое хотите наследство. Война за наследство
Госсовета. Что из него получится? Будет ли исполнительная власть исполнять решения
Госсовета? Ну, не секрет, я принадлежу к политической, к образовательно-политической
оппозиции, но в данном случае я готов выдвигать лозунг <Правительство, исполняйте
решение Госсовета, по крайней мере большую их часть!>
Александр Костинский: Будет исполнять?
Олег Смолин: Не знаю. Я же говорю, что даже на сайт не поместили этот доклад
для того, чтобы образовательное сообщество не могло потом апеллировать к решениям
Госсовета по защите своих интересов.
Поэтому сейчас очень многое будет зависеть от того, как мы, образовательное сообщество,
себя поведем. Сможем мы надавить на власть, пользуясь, в том числе,
благоприятной ситуацией, связанной с решениями Госсовета, или нет? Мы - Общероссийское
движение <Образование для всех> - проводим 22 апреля в Москве, в
Театре <Содружество актеров Таганки>... Почему там - это отдельная тема. Потому
что многие образовательные учреждения были просто запуганы...
Александр Костинский: То есть не дали вам помещения?
Олег Смолин: Да. Мы проводим Конгресс российского образовательного сообщества.
Александр Костинский: То есть это такое подполье у вас?
Олег Смолин: Нет, это не подполье. Это совершенно официальная вещь. Около 50
различных организаций - от левых до либеральных - подписали нашу Декларацию
<Образование для всех>. И мы ждем там представительство очень серьезное. Ну,
давали обещание очень серьезные люди участвовать в этом образовательном конгрессе.
Мы рассчитываем на то, что этот конгресс поможет нам, во-первых, сформулировать
требования образовательного сообщества к правительству, с которыми надо
будет в той или иной степени считаться. Во-вторых, мы надеемся на то, что мы
все-таки окончательно сформируем это самое общероссийское общественное движение,
которое должно поставить одну из главных своих задач - заставить правительство
считаться с голосом образовательного сообщества. И, в частности, между прочим,
заставить его исполнять позитивные решения Государственного совета. Вот такая
забавная ситуация. Впрочем, не в первый раз. Мы знаем, что такие ситуации
были и за рубежом. Когда для того, чтобы исполнять уже принятые законы, работникам
приходилось чуть ли не бастовать, поскольку часть экономической элиты
сопротивлялась исполнению этих законов.
Александр Костинский: Я сейчас хотел бы сделать небольшой шаг в сторону, потому
что это, наверное, будет интересовать очень многих наших слушателей. Когда
мы говорим про образовательное сообщество, то вдруг возникают какие-то документы,
возникают какие-то... ну, это неправильно назвать слухами, но как бы
предвестники...
Леонид Перлов: Проходит информация.
Александр Костинский: ..проходит информация о каких-то странных решениях, которые
могут быть. И вопрос Леониду Перлову. Как сейчас будут проходить выпускные
экзамены в стране и в Москве? Потому что Москва - это не просто город, а это
огромный студенческий город, в который едут со всей страны.
Леонид Перлов: Помимо того, что студенческий, это еще и огромный ученический
город. Как ни странно это прозвучит, на 11 апреля этого года документа о порядке
окончания 2005-2006 учебного года в школах нет.
Александр Костинский: Нет документа, как будет все-таки заканчиваться учебный
год?
Леонид Перлов: Нет документа, как будет все это. При этом за последнюю пару недель
прошло через средства массовой информации и просто циркулирует в обществе
огромное количество слухов, информации более или менее достоверной, может быть,
о том, как это будет проходить. В частности, вот инструктивным письмом
заместителя министра Болотова еще в 2003 году было объявлено, категорически рекомендовано,
что любое введение дополнительных экзаменов регионального уровня,
ну, на которые имеет право регион по закону, должно пройти до 1 ноября текущего
учебного года.
Александр Костинский: То есть если не приняли до 1 ноября, то ничего нельзя принимать
в выпускных экзаменах, да?
Леонид Перлов: Если до 1 ноября не прошла информация к родителям и ученикам,
никаких дополнительных экзаменов введено быть не может. Две недели назад мы
получаем информацию о том, что по Москве пройдет обязательно экзамен по истории
для всех в качестве регионального экзамена. Документа мы не получили. Мы
получили информацию.
Александр Костинский: То есть сейчас будет обязательным для всех экзамен по истории,
да?
Леонид Перлов: Совершенно правильно.
Александр Костинский: А в действительности, документ появился только сейчас,
а до 1 ноября никто не знал?
Леонид Перлов: Документа об этом не появилось вообще. Он не появился ни только
до 1 ноября, но и на сегодняшний день тоже. Зато появилась новая информация
пару дней назад о том, что <не будем этого делать>.
Александр Костинский: Теперь все-таки <не будем>, да?
Леонид Перлов: Да. Но документа опять нет. При этом Союз ректоров принимает решение
о том, что все экзамены в вузах по истории вступительные, кроме МГУ,
будут сдаваться в этом году в вузах Москвы, во всяком случае, только в форме
Единого экзамена.
Александр Костинский: То есть альтернативности нет, о которой все время говорят?
Леонид Перлов: Только в форме Единого экзамена, и во все вузы, где принимают
на вступительных экзаменах историю, кроме МГУ.
Александр Костинский: Надо сказать, что обычно в форме устного экзамена принималась...
Леонид Перлов: Это решал институт. Где-то это был устный экзамен. Где-то это
был письменный экзамен. Где-то это был тест, составленный...
Александр Костинский: Но ребята знали, куда готовиться...
Леонид Перлов: Ребята об этом знали за два года. Многие готовятся в вуз теперь
- двухгодичные курсы, два года репетиторов. И это огромные, кстати говоря,
деньги, и это потерянное время, которое возместить нельзя. ЕГЭ по истории сдается,
как бы не соврать, 13 июня. Времени на подготовку нет. Формат этот совершенно
особый, я это вам говорю как один из разработчиков ЕГЭ по географии. К нему надо
специально готовиться. Этого времени нет.
Это я говорю к тому, до какой степени мнение сообщества, по терминологии Олега
Николаевича, и общества как такового, не педагогического, а общества в целом
- это родители и дети в первую очередь...
Олег Смолин: А я считаю, что родители и дети - это тоже образовательное сообщество.
Леонид Перлов: Это субъекты образовательного процесса, в сущности. Но мнение
их не просто не учитывается, а я бы сказал, что их мнение по-хамски не учитывается.
То есть на них просто не обратили внимания.
Александр Костинский: Но мы будем надеяться на то, что правительство Москвы,
то есть Комитет по образованию не примет такого решения.
Леонид Перлов: Честно говоря, я на это не надеюсь. Поскольку решение принимало
не правительство Москвы, но основанием является решение Союза ректоров. Ректоры
договорились о том, что они будут принимать вступительные экзамены по истории
в форме ЕГЭ в этом году в городе Москве.
Олег Смолин: У меня есть некоторое предположение, что не совсем по доброй воле
они об этом договорились.
Леонид Перлов: Я тоже думаю, что они не совсем по доброй воле договорились. Но
меня, как субъекта образовательного процесса, это, честно говоря, не очень
интересует - по доброй воле или нет. Я знаю, что мои дети поставлены в совершенно
невозможные условия, и вынуждены как-то в этих условиях вот в этом году,
уже сейчас, через пару месяцев выживать.
Александр Костинский: Давайте послушаем звонки слушателей. Анатолий из Московской
области, пожалуйста. Здравствуйте.
Слушатель: Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, почему, к примеру, история, или
география, или литература и другие гуманитарные предметы... всем объясняется,
что они изучаются в отрыве друг от друга? К примеру, на мой взгляд, литература
немыслима без изучения истории.
Александр Костинский: Ваш вопрос понятен. Большое спасибо.
Наверное, это все-таки вопрос Леониду Перлову.
Леонид Перлов: В двух словах мне сложно ответить на этот вопрос. Но я вам приведу
маленький пример. Пару лет назад у меня вышла книжка (а я географ), она
называется <География в литературных произведениях>. Это нечто вроде хрестоматии.
Александр Костинский: Для чтения, да?
Леонид Перлов: Для использования на уроке. Географическое содержание художественных
произведений. Марк Твен, Джек Лондон, Стивенсон. Очень интересно читать.
Александр Костинский: Чтобы ребятам было интересно читать.
Леонид Перлов: Чтобы им было интересно, да. Должен вам сказать, что на меня посматривали
странно - все, кроме моих коллег географов, и опять же моих коллег
литераторов, для которых книжка оказалась чрезвычайно полезной. Я думаю, что
дело вот в чем. По сложившейся системе, к сожалению, а это один из серьезных
недостатков нашей педагогической системы в целом, есть предметы, предметный подход.
Любые межпредметные связи, хотя и декларируется на всех углах, что
это вещь нужная, необходимая, на практике не приветствуется. По всей вероятности,
потому, что межпредметные связи - это не аналитика, а это синтез. Аналитический
принцип в образовании у нас традиционен, и не только у нас.
Александр Костинский: То есть расчленение, разделение, да?
Леонид Перлов: Да, совершенно верно, расчленение и анализ. А вот синтетический
принцип, установление взаимосвязей элементов природы и общества, я думаю,
что не приветствуется, соответственно, теми, кто принимает решения на этот счет.
Поскольку, ну что ж, это практика мышления, это алгоритм думанья в простых
выражениях.
Александр Костинский: То есть он аналитический, а не синтетический, и поэтому
сложные вопросы, любые вопросы этим людям труднее решать просто, да?
Леонид Перлов: Да. Так вот, не надо, чтобы они их умели решать - вот и все. Им
объяснят, те, кому ведать надлежит, объяснят при необходимости, а необходимость
тоже определят они.
Александр Костинский: Михаил из Москвы, пожалуйста. Добрый день.
Слушатель: Добрый день, господа. Вы знаете, меня очень встревожили вот эти слухи
(правильно тут было сказано) о том, что существенные изменения в том, какие
у нас теперь будут предметы обязательными, какие не обязательными, причем встревожил
именно сам стиль их введения. Я об этом, как преподаватель, узнаю
совершенно случайно.
Так вот, я хочу обеими руками поддержать вот эту идею, что никаких, конечно,
великих держав энергетических быть не может. Я сам получил неплохое образование,
и понимаю, что страны... черт с ней, с державой, но просто хорошей страны без
хорошего образования, в принципе, быть не может.
И, наконец, просто хочется сказать, что это я как раз определил нынешнюю власть
политическую как <троечников>. Но, честно говоря, мне кажется, это многое
объясняет. Спасибо.
Александр Костинский: Спасибо большое.
Олег Николаевич, вы хотите прокомментировать?
Олег Смолин: Да, я хочу прокомментировать. Вы знаете, самое удивительное, что
у нас ведь теперь во власти очень много докторов наук, людей с высокими учеными
степенями. Рассказывают немножечко вольную шутку, что когда-то еще Виктор Степанович
Черномырдин собрал свое правительство, обсуждались вопросы науки,
и он спросил: <Кто здесь у вас без ученой степени?>. И когда ни одной руки не
поднялось, он якобы спросил: <За что же вы так не любите науку, мать вашу?>.
Ну, Виктор Степанович отличался, как известно, афористичными выражениями.
И, действительно, парадокс-то в чем. Трудно представить себе другое время, когда
бы в правящей политической элите было так много <остепененных>, и трудно
представить себе время, когда бы они так мало любили науку и образование. Прямо
по Фрейду: <Эдипов комплекс> - уничтожают собственную мать.
Леонид Перлов: Я вам напомню недавний, буквально пару дней назад, разговор президента
с министром образования, когда президент ему предложил прилюдно на
экране кое-что вычислить - процент учителей, вот эти 7 процентов. Министр напрягся,
сморщился. Он, по-моему, доктор физико-математических наук, если я
не ошибаюсь.
Олег Смолин: Да, конечно.
Леонид Перлов: И вычислил эти 7 процентов, причем ошибся при этом процентов на
30 примерно.
Александр Костинский: Вот как раз Раиса нам прислала сообщение на пейджер: <Как
я могу уважать министра образования, если президент на глазах всей страны
отчитывает его как мальчишку?! Конечно, президент у нас великий, но нужно уважать
страну>.
Леонид Перлов: И я вам хотел еще в комментарии привести небольшой пример. У меня
такое впечатление, что уже не <троечники>, а <двоечники>. И вот вам маленький
пример. Все говорят о Едином экзамене. А Единый экзамен - это система стандартизованных
требований. Так вот, многолетняя попытка имеет место введения стандартизованных
требований к содержанию образования, как это ни смешно звучит, при отсутствии
содержательного стандарта образования. У нас до сих пор нет утвержденного,
как положено, в законодательном порядке стандарта образования. А к чему предъявляются
эти требования?
Олег Смолин: Я позволю себе два комментария к комментарию. Комментарий первый.
Просто с людьми иногда случается, что пока они получают высшее образование,
они утрачивают среднее, а пока получают ученые степени, наверное, и с начальным
образованием уже возникают проблемы. Это шутя.
А если серьезно, абсолютно справедливо... Беда-то в чем? Вместо того, чтобы нормально
разрабатывать содержание стандарта образования, нам предлагают сам
стандарт свести к требованиям. Вот и все, что сейчас предлагает нам любимое Министерство
образования и науки. То есть не известно, по какому содержанию,
но требования должны быть едиными.
Леонид Перлов: Почему же? Известно. Так называемый компетентностный подход. То
есть некие люди, видимо, очень квалифицированные...
Александр Костинский: Компетентные люди.
Леонид Перлов: Да, компетентные... определят то, что, с их точки зрения, нужно
преподавать, - некие компетенции, которые применимы и будут применяемы будущими
членами общества, а все остальное выкинуть.
Олег Смолин: Ну, понятно. Кстати, компетентностный подход имеет под собой некоторое
основание, если только понимать его не как замену содержательному подходу,
а как дополнение к содержательному подходу.
Леонид Перлов: К сожалению, увы, понимается не так.
Олег Смолин: Понимается не так, я с вами абсолютно согласен.
Кстати, еще одну вещь я хочу сказать, что касается Единого экзамена. У меня в
руках находятся материалы того самого Госсовета, и там написано: <Введение
Единого государственного экзамена на этапе итоговой аттестации по установленным
предметам, как один из вариантов расширения возможностей для поступления>.
<Как один из вариантов>, - там написано.
Леонид Перлов: Вот вам декларация и вот вам практика.
Олег Смолин: Совершенно верно.
Александр Костинский: Иван из Москвы, пожалуйста. Добрый день.
Слушатель: Добрый день. Вы знаете, я бы хотел сказать вот что. Я сам преподаватель,
физик, и немножко знаю теорию вероятности. Понимаете, когда много всяких
глупых решений принимается, но они направлены, например, в одну сторону, то надо
искать причину. Вот причиной, мне кажется, является то, что у нас действительно
держава наша великая энергетическая, а для великой энергетической державы нужно
многочисленное быдло, по сравнению с которым наши <двоечные> руководители
будут казаться <отличниками>. Даже нефтедобытчики не нужны, потому что их можно
из-за границы завозить. Даже пушечное мясо не нужно - его можно закупать
и за границей. Если вот эту концепцию продумать, то все становится очень логичным.
Олег Смолин: В рассуждениях Ивана есть своя доля смысла. Действительно, если
мы ориентируемся на то, что мы будем добывать сырье, энергию и гнать все это
за рубеж, тогда высококачественное образование нам излишне, совершенно точно.
Леонид Перлов: Я бы не назвал, вообще-то говоря, правильным термин <великая энергетическая
держава>. Великая топливная держава, причем имеется в виду топливное
сырье - это другой разговор. Душевое производство электроэнергии у нас... мы
далеко не в первых рядах по этому показателю.
Александр Костинский: То есть все-таки вы, как учитель географии, утверждаете,
что нефть и газ, а не электричество, а не энергетика.
Леонид Перлов: Это абсолютно разные вещи. Это не энергетика.
Олег Смолин: Если бы электроэнергетика, то это бы еще куда ни шло.
Леонид Перлов: Да, еще и неплохо.
Александр Костинский: Кирилл Николаевич из Петербурга, пожалуйста. Здравствуйте.
Слушатель: Здравствуйте. Хочу Ивана немножко поправить. Лучший друг Горбачева
Тэтчер сказала, что все-таки 30 миллионов россиян нужно, чтобы добывать нефть
и сырье. Так что уж не совсем мы не нужны.
Леонид Перлов: Ну, это примерно 20 процентов нашего сегодняшнего населения.
Слушатель: Да. И я хочу спросить, почему мы потеряли старую, добрую школьную
традицию послевоенную? Было дело так, ко мне, как к хорошему ученику, прикрепляли
слабого ученика. И я за него отвечал. Если он получал позитивную отметку, то
мне тоже повышался балл. А потом я заметил, что, оказывается, я не все знаю.
Когда я ему рассказываю, то выясняется, что я кое-чего тоже не знаю. И он был
вынужден даже ходить в тот же кружок, что и я, чтобы меньше времени мы теряли.
Человек вырос нормальным. И я как бы спас его от улицы. Ну, наверное, не только
моя в этом заслуга. Но, во всяком случае, человека отвлекали.
Александр Костинский: Спасибо, Кирилл Николаевич. Ваш вопрос понятен.
Как это можно назвать - наставничество?
Леонид Перлов: Не совсем так. <Прикрепление> - это хорошее слово. Мы потеряли
не традицию. Мы потеряли носителей этой традиции. Это тоже педагогическая
технология. Я ее, например, использую достаточно часто. Она работает. Но нужны
люди, которые, во-первых, об этом знают, а во-вторых, могут это использовать.
В начале нашей передачи я как раз об этом и говорил: этих людей становится очень
мало, их почти нет.
Олег Смолин: А я бы продолжил. Мы потеряли носителей, к сожалению, не случайно.
Дело в том, что, повторю любимую идею, в начале 90-х годов мы пережили,
конечно, не реформы, а революционную катастрофу. Один из принципов революции
как исторической ситуации - <До основания. А зачем?>. Отрицать так отрицать.
Да? Глобальное, тотальное отрицание. И если прежде наша школа во многом строилась
на коллективистских началах, то теперь решили, что все коллективистские
начала долой, что индивидуализм так индивидуализм - только каждый за себя, в
лучшем случае, один Бог за всех.
Но, между прочим, когда я был в Йельском университете США, я обнаружил там, что
программы студентов Йельского университета, они в чем-то похожи на наши
программы советского периода. А именно, до 30 процентов учебного плана составляет
разного рода, по-нашему говоря, общественная работа. Студенты обязаны
выбирать... по выбору, естественно, своему - либо работать где-то с политическими
партиями, либо в госпиталях помогать больным, либо еще какая-то другая
форма. То есть там понимают, что человек, который работает только на себя, полноценным
гражданином не станет.
Леонид Перлов: Для этого его нужно приучать к этому в школе.
Олег Смолин: Совершенно верно.
Леонид Перлов: Конечно, человек существо социальное, он живет в обществе. В школе
к этому может человека приучить, направить его в нужном направлении, опять
и снова, учитель, который сам это понимает и который умеет это делать. Вопрос
в квалификации педагогических кадров.
Олег Смолин: И в статусе. Все-таки не надо учителя заставлять тащить две ставки,
чтобы хоть как-то обеспечивать...
Леонид Перлов: Верно. Когда на одну ставку есть нечего, а на две - некогда. Эта
фраза с начала 90-х годов уже кочует.
Кстати, наш министр считает, что у нас слишком много учителей, не так давно он
об этом заявил.
Олег Смолин: Совершенно верно.
Леонид Перлов: Но при этом он не учитывает, как работает учитель для того...
Он не знает, что такое 30 часов в неделю, ему в жизни не приходилось это делать.
Александр Костинский: То есть это шесть уроков каждый день.
Леонид Перлов: И что такое иной раз восемь уроков в день. А мне случалось работать
на 42 часа в неделю. И я хорошо помню, что это такое.
Александр Костинский: Марафон по сравнению с этим...
Леонид Перлов: Он не представляет себе, что это такое.
У нас нет учителей, и особенно это касается крупных городов. У нас человек становится
учителем по единственному критерию - он согласен этим заниматься.
Все, других требований к нему не предъявляется сплошь и рядом.
Александр Костинский: Зоя Васильевна из Москвы, пожалуйста. Здравствуйте.
Слушатель: Здравствуйте. У меня вопрос к уважаемому географу. Я родилась в Башкирии,
хотя я живу в Москве давно. И вот как только где-нибудь я показывают
паспорт, прочитают место моего рождения - Башкирия, и говорят: <Вы гражданка
Башкирии>. То есть они не знают, что Башкирия - это Россия. И начинают говорить
мне, ну, в зависимости от того, по какому поводу я обращаюсь: <Льготы вам не
положены. Льготы только для россиян>. То есть я хочу сказать о качестве образования.
Неужели географы вообще не говорят о географии самой России?
Леонид Перлов: Зоя Васильевна, географы говорят. У нас два года в школьной программе
пока еще география России. Вопрос только в том, кто вам задает эти
вопросы.
Александр Костинский: Да учителей географии почти нет.
Леонид Перлов: Да, учителя географии в резком дефиците. Толковых учителей географии,
грамотных, квалифицированных, современно образованных еще меньше. Потому
что математика, она математика и есть. Она со времен Архимеда изменилась не сильно.
А вот география-то меняется кардинально. И те, на ком держится школа,
- это люди в возрасте от 50 лет и старше сегодня - этой географии современной
сплошь и рядом просто элементарно не знают.
Александр Костинский: У них просто нет времени переучиваться - они бегают из
класса в класс.
Леонид Перлов: Они бегают. У них нет ни времени, ни возможности - они работают
по 30 часов в неделю. То есть, видимо, причина все-таки в этом.
Кстати, в Башкирии я бывал - прекрасное место.
Александр Костинский: Галина Павловна из Москвы, пожалуйста. Здравствуйте.
Слушатель: Здравствуйте. Я учитель. Вы знаете, вот говорят о престиже учителя.
Но когда включаешь телевизор, то все время показывают во всех фильмах и в
различных передачах, что учитель либо дурак, либо юродивый, либо вообще какой-то
недоумок. И вот тогда возникает вопрос. Каким образом у таких дураков-преподавателей
вдруг оказались такие умные ученики, которые числят себя режиссерами и прочими?
Это один вопрос.
Второй вопрос. Я работаю в московском учебном заведении. У нас в группы сажают
учащихся до 35 человек. Причем подростки не самые, вообще-то говоря, культурные
и не самые подготовленные.
Александр Костинский: У вас среднее учебное заведение?
Слушатель: Да, у нас колледж. И когда приходят ученики, для которых три поделить
на два за семью печатями, а два на три - тем более, а с нас требуют подготовку
средней школы. И при этом сажают по 35 человек в группу. Как вы думаете, можно
с этим справиться или нет? И о каком качестве образования идет речь?
Александр Костинский: Олег Николаевич, пожалуйста.
Олег Смолин: Я начну с того, что, по моему глубочайшему убеждению, как бы там
кто ни говорил и чего бы ни показывал, по большому счету, учителя - это одно
из главных богатств нашей страны. По крайней мере, мне с учителями всегда везло.
В юности кого-то особо выдающихся выделяешь, когда заканчиваешь школу.
А потом проходят годы, набираешь жизненный опыт, и понимаешь, что поклониться,
по большому счету, нужно всем. Это первое.
И я думаю, что у нас, кстати, немало фильмов, где выведены превосходные учителя.
Леонид Перлов: В основном старые фильмы.
Олег Смолин: Да, старые, естественно. <Доживем до понедельника>, <Расписание
на послезавтра>...
Леонид Перлов: <Дневник директора школы>.
Олег Смолин: Да мало ли замечательных фильмов у нас. Я бы их показывал раз в
месяц и все подряд обязательно.
А что касается перенаселенности групп, то, вообще-то, у нас есть в законе об
образовании положение о том, что наполняемость классов в тех случаях, когда
дают среднее образование, - 25 человек.
Леонид Перлов: От 25, Олег Николаевич. Это большая разница.
Олег Смолин: 25.
Леонид Перлов: От 25.
Олег Смолин: В законе - 25.
Леонид Перлов: В ведомственных документах...
Олег Смолин: А вот это, извините, уже другой вопрос. Это уже вопрос о соответствии.
Кстати, надо посмотреть на ведомственный документ. И ежели что, то сделать
запрос в правительство о соответствии его закону.
Леонид Перлов: Но, в сущности, это обратная сторона все того же дефицита учителей.
Почему в группе 35 человек, вместо 17-ти? Потому что одного учителя из
двух не хватает.
Олег Смолин: Да. И это обратная сторона попыток экономить на образовании.
Леонид Перлов: Да, безусловно. Одна зарплата вместо двух.
Олег Смолин: Да. А мне приходилось не раз говорить, перефразируя Менделеева,
что экономить на образовании хуже, чем топить ассигнации.
Леонид Перлов: Безусловно.
Александр Костинский: Спасибо большое.
С Уважением, Юрий Котов
Выпуск листа на новом месте: 1887