[TIFLO] Беседы

"Школьный вестник" N3, 2006.
ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ И УЧИТЕЛЯ
Вячеслав Озеров
БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ *
*Цикл публикуется в сокращённом варианте
БЕСЕДА ДВЕНАДЦАТАЯ: ОБЩАЯ И СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Прошли четыре года, ребёнок уже учится в пятом классе. Новые условия: каждый
предмет ведёт свой учитель, со своим характером, манерой ведения урока. Другие
воспитатели, классный руководитель. Другое классное помещение. А тут ещё новые
предметы, которые Вы подзабыли - ну как тут поможешь ребёнку?
А нужна ли ему помощь в повседневной учебной жизни? Помощь в том виде, в котором
вы оказывали её ребёнку в начальной школе, ему уже не нужна. Если ребёнок умеет
учиться, то учителя в небольших классах легко донесут до него знания, воспитатели
проследят за выполнением домашних заданий. За четыре года совместной учёбы и
жизни в школе дети научились поддерживать друг друга и всегда готовы прийти на
помощь - важная особенность школ слепых.
Но не расслабляйтесь и постоянно интересуйтесь ходом учёбы, поощряйте удачи и
помогайте ребёнку разбираться в проблемах. А проблем будет много.
Учиться вашему ребёнку ещё не менее шести лет, в школе слепых учебная программа
общей школы завершается в десятом, а не девятом классе, как в массовых школах.
Среднюю школу он закончит после обучения в 11 и 12 классах. В десятом классе
придётся решать, что делать дальше: продолжить обучение в 11 - 12 классах и получить
аттестат об окончании средней (полной) школы, или пойти учиться в среднее профессиональное
образовательное учреждение, или думать о трудоустройстве.
А пока впереди шесть лет учёбы. Это очень интересные годы становления взрослеющего
человека как личности. Через год - два паинька-ребёночек превратится в подростка
с собственными интересами, со своим мнением на происходящее вокруг него, со своими
пристрастиями и требованиями. Наступит так называемый <кризис подросткового возраста>,
несущий свои радости и горести.
Уже в конце начальной школы у ребёнка изменяется оценка своих возможностей. Раньше
оценка жизненной успешности совпадала с оценкой родителей и учителей. Теперь
эта оценка, а точнее - самооценка, базируется на мнении товарищей по учёбе; на
восприятии своих возможностей, через призму зрительного дефекта; на оценке способности
делать то же, что и другие; на восприятии своего внешнего вида и на других, часто
непонятных для нас факторах. Ребёнок начинает самоутверждаться. В этот период
проявляются многие недочёты воспитания, допущенные в предшествующие годы.
В начале кризиса подросткового возраста многие дети начинают активно интересоваться
причинами своего плохого зрения. Часто предъявляют родителям необоснованные претензии,
считая, что они <не всё сделали>. Другие дети, наоборот, впадают в уныние, грубят,
плохо ведут себя, начинают хуже учиться, им кажется, что с таким зрением у них
нет будущего. Третьи начинают требовать к себе снисхождения. Четвёртые не прочь
<выбить> дополнительные блага. Вам необходимо найти способы снятия психологического
напряжения у подростка от этих вопросов. Это можно сделать только в содружестве
с работниками школы. Бывает, что в этот период они видят и общаются с ребёнком
больше, чем вы, и, рассказав много интересного о вашем ребёнке, помогут найти
с ним общий язык и <утрясти> недоразумения. Игнорирование или несвоевременное
реагирование на эти вопросы может оставить неизгладимый след на взаимоотношениях
в семье.
А пока ещё не наступил этот период, подумаем о том, что можно сделать, чтобы
помочь ребёнку повысить свою самооценку. Специалисты отмечают, что <:слепые и
слабовидящие старшеклассники выделяют те качества личности, которые ценны для
становления их самостоятельности и самоутверждения>[1].
Существенное влияние на собственную самооценку незрячего школьника оказывает
его способность самостоятельно перемещаться - ездить по собственным делам без
сопровождения взрослых. Произойдёт это, как правило, не ранее 9 - 10 класса,
но к этому необходимо готовиться в 5 - 6 классах.
Если у ребёнка глубокое нарушение зрения и ему в будущем придётся использовать
белую трость, то с 10 - 11 лет необходимо приучать его брать трость с собой при
каждом выходе из дома, даже если он идёт с сопровождающим. Необходимо убедить
ребёнка в том, что в этом нет ничего постыдного, а трость, в первую очередь,
нужна не ему, а окружающим - они при виде белой трости внимательнее относятся
к её владельцу. При поездках в школу в часы пик белая трость в руках Максима
неоднократно спасала нас от столкновений со спешащими навстречу людьми. Со временем
ношение трости войдёт в привычку, и она превратиться в средство, обеспечивающее
безопасное передвижение её владельца в пространстве.
Почему в 10 - 11 лет? В этом возрасте у незрячего ребёнка появляется интерес
к самостоятельному передвижению, и он начинает понимать, что без трости ходить
опасно. Если в этот период он не привыкнет ходить с тростью, то в 13 - 15 лет
вы вряд ли уговорите его взять её в руки - ему <стыдно>, и только лет через пять
юноша или девушка начнут признавать необходимость трости при хождении и пожалеют,
что не научились пользоваться ею раньше.
Разговариваю с Николаем, 22 лет, тотально слепым:
- Коля, наблюдал, как ты идёшь по городу. Очень уверенно. Когда ты самостоятельно
пошёл с тростью? Что тебя заставило сделать это?
- Учась в школе, до 18 лет я не пользовался тростью. Считал, что она <портит>
мой вид. А тут мне повезло договориться о свидании с девушкой. Надо идти! А как?
Не пойдёшь же с мамой на свидание. Нашёл в школе у товарищей трость, походил
с ней вокруг школы - вроде всё получается. В субботу с родителями приехал домой.
А наутро, сказав, что пошёл гулять во двор, отправился на свидание. Идти было
минут десять - пятнадцать, с родителями я не раз ходил по этому маршруту. Ну
и намучился я: спотыкаешься о бордюры, натыкаешься на кусты. Мешают прохожие.
Вокруг какие-то ларьки. Кажется, что все машины едут на тебя. То, что ходить
самостоятельно так сложно, для меня было открытием. С помощью прохожих, с грехом
пополам добрался до места. Чуть не опоздал на свидание, хотя вышел заблаговременно.
- А разве вас не учили в школе ходить с тростью?
- Когда я учился в 5 классе (11 лет[2]), у нас ввели уроки ориентировки, они
нам очень нравились, но учитель часто болел. В те годы все хотели ходить самостоятельно,
но в школьной жизни трость обычно не нужна. Там если надо ехать куда-нибудь,
то все едут с сопровождающими. Родители также не настаивали на использовании
трости. В 8 классе (14 лет) у нас снова ввели ориентировку, но мы уже занимались
формально, для галочки - <Ходить с тростью - зачем? Над нами будут смеяться зрячие!>
- А как же ты научился ходить один?
- Жизнь заставила. Все началось со свидания, о котором я вам рассказывал. Но
пока учился ходить, чего только не было: свалился в люк, чуть не попал под машину,
а сколько раз плутал, опаздывал. Многому научили в реабилитационном центре для
слепых. Спокойно я стал ходить всего года два.
Нужны ли комментарии?
Некоторые родители не знают, где взять трость и какая она должна быть. В школьной
программе есть часы, на которых слепых детей обучают пространственной ориентировкё,
в том числе с использованием трости, но в обязанность школы не входит обеспечение
детей тростями. Это задача органов социальной защиты, но для получения бесплатной
трости необходим документ (индивидуальная программа реабилитации инвалида) от
медико-социальной экспертизы (МСЭ) - государственного органа, дающего заключение
об инвалидности. Иногда легче купить трость самому, чем получить необходимую
бумагу от МСЭ. Где купить трость, можно узнать в первичной организации Всероссийского
общества слепых (ВОС) при школе или в отделении ВОС вашего региона.
Белые трости бывают трёх основных видов: опорные, трости - щупы и складные. Опорные
трости обычно нужны для слабовидящих пожилых людей или для людей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата, трости - щупы в основном используются при обучении
хождению на занятиях в школе или реабилитационном центре, а также для слепых,
перемещающихся на небольшие расстояния без использования общественного транспорта.
Для детей и мобильных инвалидов по зрению целесообразнее использовать складную
трость. Они бывают разной конструкции и различной длины. Вначале, когда ребёнок
будет использовать трость в качестве средства сигнализации для окружающих, её
длина в развёрнутом виде не принципиальна, но желательно, чтобы она была не ниже
его пояса. Если же трость будет использоваться по прямому назначению, то в вертикальном
положении её ручка должна быть в пределах грудной клетки. Немецкие тифлопедагоги
считают, что трость для хождения должна, как и лыжная палка, доходить до подмышки.
Как научить ребёнка самостоятельно ходить, мы поговорим в тринадцатой беседе.
А сейчас обсудим одну проблему, <малозаметную> для родителей, особенно для тех,
у которых дети проживают в интернате. Часто такие родители не замечают перехода
ребёнка во <взрослое> состояние и возникающие при этом <внешние> последствия.
Мама, забрав ребёнка в конце недели из школы и придя домой, говорит: <Прежде
чем ужинать, помойся под душем и переоденься - от тебя пахнет интернатом>. А
в понедельник, собирая ребёнка в школу на пять - шесть дней, забывает дать ему
на смену рубашки, носки и нижнее бельё.
С наступлением половой зрелости у подростка меняется деятельность многих систем
организма, в том числе системы потоотделения. От него начинает пахнуть <взрослым>
человеком. Если запах маленького ребёнка для взрослых не очень заметен, а мать
вообще не замечает его, воспринимая как собственный, то запах, исходящий от половозрелого
подростка, воспринимается окружающими, в том числе и родителями, совершенно по-другому.
Воспитатели жалуются: <Утром, на подъёме, меньше всего хочется заходить в спальню
к старшеклассникам. Стоит такой дух, что мутнеет в глазах>. Замечания окружающих,
сделанные подростку по поводу его <пахучести>, вызывают у него недоумение и выводят
из себя. Он не понимает, чего от него хотят, и он отчасти прав - человек не чувствует
своего запаха.
Поэтому необходимо своевременно приучить ребёнка к гигиене всего тела. Все родители
учат детей мыть руки, лицо, ноги, чистить зубы, купаться в ванне. Но к 10 - 11
годам необходимо приучить ребёнка более тщательно соблюдать правила гигиены.
В школе воспитатели также заставляют детей ежедневно мыться, но воспитатели не
имеют возможности лично заниматься обучением детей соблюдению гигиены и не могут
(а иногда и не имеют права) проконтролировать качество мытья. Да и ребёнку не
очень хочется бежать из тёплой спальни по <холодному> коридору в умывальню, поэтому
он <жульничает> и плохо моется. А утром, для профилактики, пользуется широко
разрекламированным дезодорантом, не понимая, что тот не спасёт его от брезгливых
замечаний товарищей и взрослых.
Поэтому родителям необходимо приучить ребёнка ежедневно мыться под душем, а если
это невозможно, то уметь ежедневно подмывать над раковиной подмышечные впадины,
промежности, соблюдать гигиену половых органов. Ребёнок должен иметь возможность
ежедневно заменять рубашку (сорочку), носки; не реже двух раз в неделю менять
нижнее бельё. Всё это должно войти в обязательную привычку, ребёнок должен понимать,
зачем это нужно. Если нельзя обеспечить нужным количеством сменного белья - научите
ребёнка стирать и обеспечьте его стиральными средствами. Сказанное касается не
только юношей, но и девушек.
Если вы сумеете своевременно приучить ребёнка к этим, вроде бы само собой разумеющимся
вещам, то поможете ему в повышении самооценки, что немаловажно в преодолении
проблем подросткового возраста. Конечно, это не все проблемы и, возможно, не
самые <важные>, которые вам придётся решать во время обучения ребёнка в общей
и средней школе, но опыт их решения, при наличии хорошего контакта с работниками
школы, позволит решить большинство других.
Выпуск листа на новом месте: 1917