[TIFLO] Специальное образование в Японии

"Дефектология!" N3, 2005.
За рубежом
Система специального образования Японии
Н.Н. Малофеев,
Институт коррекционной педагогики РАО
В марте 2005 года в токийском университете Васеда (Waseda) прошла II Международная
конференция <Высшее образование лиц с физическими недостатками> (HESD '05). В
качестве почетного гостя от Российской Федерации в ней участвовал директор ИКП
РАО, главный редактор журнала <Дефектология> Н.Н. Малофеев. Помимо основных мероприятий,
рабочая программа включала знакомство с положением дел в сфере образования детей
с особыми потребностями[1], посещение учреждений образования, здравоохранения
и социальной защиты. В ходе визита состоялась также деловая встреча с директором
Департамента специальной поддержки образования Министерства образования, культуры,
спорта, науки и техники Японии (в дальнейшем тексте - Министерство образования)
Yamashita Kazushige и руководителем одного из отделов Департамента Yasuhito Sakurai.
Редакция благодарит японскую сторону за предоставленную возможность использовать
в статье текст официального доклада ответственного представителя Министерства
Tsutomu Takaguchi <Качество образования инвалидов в Японии>[2], а также статистические
данные и фрагменты текстов других рекламно-информационных материалов Министерства
и Национального института специального образования (NISE). Репортажные фотографии
автора статьи дополняют ее содержание примерами реального воплощения политики
Японского государства в отношении лиц с отклонениями в развитии.
Редакция
Конституции Японии гарантирует гражданам право на образование. В статье 26 главного
закона страны это обязательство сформулировано следующим образом: <Все люди имеют
право на получение образования, соответствующее их способностям>. Девятилетнее
обучение, которое обеспечивает начальная и неполная средняя школа, является обязательным,
а потому и детям с недостатками умственного и/или физического развития государство
гарантирует специальную образовательную поддержку вне зависимости от тяжести
нарушения и места проживания ребенка.
Сегодня специальная образовательная поддержка предоставляется в Японии все большему
числу детей в том нуждающихся, таким образом тезис о равных образовательных возможностях
воплощается на практике. Следует подчеркнуть, что население положительно оценивает
усилия государства по расширению масштаба помощи детям с отклонениями в развитии,
а государство в лице Министерства образования строго контролирует соответствие
оказываемых образовательных услуг действующему законодательству и финансовым
нормативам, видит в числе своих главных задач постоянную оценку качества обучения
и повышение квалификации учителей.
Национальная система специального образования относительно молода, она начала
создаваться после принятия в 1948 году Закона о школьном образовании. Поначалу
число учеников только что созданных специальных учебных заведений едва превысило
35 тысяч человек (1950), однако уже к 1960 году их количество удвоилось и составило
около 70 тысяч. Неуклонный рост числа учеников специальных школ продолжался даже
несмотря на затяжной демографический спад и соответственное сокращение школьной
популяции в системе общего образования. К 1970 году их общая численность достигла
160 тысяч детей. Требовалось все большее число специально оборудованных учебных
зданий, не хватало квалифицированных педагогических кадров, отсутствовали специальные
учебники и программы. Истинный масштаб проблемы государство осознало только в
процессе ее решения, и меры были приняты самые радикальные. В 1971 году Министерство
образования учредило Национальный институт специального образования (NISE), поручив
ему научно-методическое обеспечение системы специального образования Японии (далее
- ССО). На протяжении 35 лет NISE помогает правительству в выработке политики
в области специальной образовательной поддержки, осуществляет мониторинг, охватывающий
значительную часть детского населения страны. Оперативно доводя результаты практико-ориентированных
исследований до населения, NISE содействует формированию в обществе позитивного
отношения к детям с особыми потребностями.
Создавая NISE для решения конкретных задач, Министерство образования определило
основные направления[3]:
1. Проведение междисциплинарных исследований в области специального обучения;
определение перспектив развития национальной системы специального образования.
Междисциплинарный подход предполагает интеграцию специалистов в области медицины,
психологии, педагогики и технологий.
2. Обеспечение профессиональной, технической и технологической подготовки учителей,
работающих в ССО.
3. Организация научных исследований в области ССО совместно с университетами
и колледжами.
4. Научно-методическое и информационное обеспечение ССО (создание и распространение
научной, научно-методической, учебно-методической и научно-публицистической продукции).
Распространение через СМИ значимой для населения и верифицированной информации
по проблемам специального обучения.
5. Экспертиза и консультирование служб, осуществляющих медико-психолого-педагогическую
диагностику и/или сопровождение детей с особыми потребностями и их родителей.
Система специального образования Японии последовательно совершенствовалась и
расширялась, а количество специальных школ достигло своего пика к 1980 году,
когда общее число учащихся с недостатками физического и умственного развития
приблизилось к 180 тысячам человек. Согласно официальным данным, за последующее
десятилетие число учеников специальных школ сократилось примерно до 130 тысяч
человек (причины этого явления нам неизвестны), но впоследствии вновь проявилась
тенденция к росту. В 2003 году общее число учащихся, получающих обязательное
образование, составило 11 032 503 человека, из них 171 540 детей (1,6%) - в сфере
специального образования.
Принимая на себя ответственность за организацию в стране специального образования,
государство (в лице Министерства образования) заняло позицию, согласно которой
специальное образование должно быть целесообразным, то есть соответствовать потенциальным
возможностям ребенка и обеспечивать его развитие, жизненную компетенцию, самостоятельность.
Программа школьного обучения подбирается индивидуально для каждого ребенка. В
соответствии с выявленной целью специального обучения наряду с общеобразовательными
предметами большое место в процессе школьного обручения занимает нравственное
воспитание ученика, а также его разносторонняя подготовка к жизни в обществе.
Специальное образование (обучение, обеспечение всевозможными учебными материалами
и ТСО, содержание в школе, при необходимости доставка в школу и домой) для населения
является бесплатным, расходы в равных долях (по 50%) покрываются из государственного
и регионального бюджетов.
По действующему законодательству предусмотрено несколько организационных форм
обучения: ребенок может посещать специальную школу либо специальный класс, действующий
в общеобразовательных учебных заведениях. Он может также ходить в массовую школу,
получая в то же время специализированную поддержку через так называемые <ресурсные
комнаты> (Tsukyu niyoru Shidou), при условии, что у ребенка имеется только одно
и не тяжелое нарушение в развитии.
Горизонтальная структура системы специального образования Японии включает учебные
заведения трех видов:
специальные образовательные учреждения для детей с нарушением зрения;
специальные образовательные учреждения для детей с нарушением слуха;
специальные образовательные учреждения для детей с интеллектуальными и двигательными
нарушениями, а также хроническими заболеваниями (под этим общим названием объединены
школы, где реализуется три типа обучения).
Вертикальная структура японской ССО едина и имеет 4 ступени. Для каждой упомянутой
категории детей помощь может быть оказана:
- в дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет). Ребенок-дошкольник, имеющий нарушения
развития, может получить необходимую психолого-педагогическую помощь только в
специальном детском саду;
- в начальной (6-12 лет) и неполной средней (12-15 лет) школе. Этот этап образования
обязателен для всех, может быть обеспечен в различных организационных формах:
в специальной школе, специальном классе, или ресурсной комнате общеобразовательной
школы, а также на дому;
- в средней (15-18 лет) школе. Возможные организационные формы: специальная школа,
специальный класс общеобразовательной школы, на дому.
За пять десятилетий своего существования ССО Японии расширялась преимущественно
за счет школ для детей с интеллектуальными нарушениями и хроническими заболеваниями.
Количество школ для детей с нарушением зрения и слуха почти не изменилось, тогда
как учебные заведения для хронически больных детей с 60-х по 80-е годы неуклонно
множились, достигнув максимума к 2000 году. Бурно расширялась и сеть учебных
заведений для детей с интеллектуальными нарушениями, увеличившись с конца 60-х
по 1980 год в четыре раза (со 100 до 400 единиц). К 1990 году прибавилось еще
около сотни специальных школ, и к 2000 году их количество достигло 523. Этот
феномен мы объясняем повышением внимания государства к исполнению закона о всеобуче
и непосредственным результатом работы NISE. Улучшение психолого-педагогической
диагностики на этапе поступления ребенка в первый класс, информированность региональных
и местных органов управления образованием, изменение отношения родителей детей
с недостатками умственного развития к их школьной подготовке также принесли первые
плоды.
По мере совершенствования ССО, особенно за последние пятнадцать лет, в Японии
заметно сократилось число детей, обучающихся на дому. Если в 1988 году эта форма
обучения охватывала более трёх тысяч детей в возрасте от 6 до 12 лет, то к 2003
году - менее полутора тысяч. Сходную картину можно наблюдать в неполной средней
школе, где количество надомников также сократилось вдвое. Напротив, количество
подростков, обучающихся на дому по программе старших классах, растет. Долгое
время такое обучение по программе 10-12 классов не обеспечивалось, однако в 1997
году его смогли получить первые подростки, а в 2003 году количество старшеклассников-инвалидов,
обучающихся на дому, превысило тысячу человек.
Информация о численности специальных образовательных учреждений (детских садов,
начальных неполных средних и средних школ), о численности учеников в каждом типе
СОУ (на каждой его ступени), а также о численности педагогов и вспомогательного
персонала представлена в Таблице 1.
Таблица 1
Сеть специальных образовательных учреждений
(по состоянию на 01.05.2003)[4]
Вид СОУ
Всего
СОУ
Учащиеся (чел.)
Персонал (чел.)
СДОУ
Нач. школы
Неполн. средн школы
Средн. школы
Всего
Педа-гог.
Вспо-мог.
I
СОУ для детей с нарушением зрения
71
272
639
508
2463
3882
3401
1863
II
СОУ для детей с нарушением слуха
106
1430
2092
1171
2012
6705
4915
1984
III
СОУ для детей с интеллектуальными нарушениями
523
70
18 444
14 147
30 721
63 382
34 429
7882
СОУ для детей с двигательными нарушениями
199
72
7701
4434
6330
18 537
14 754
3662
СОУ для детей с хроническими заболеваниями
96
3
1437
1382
1145
3967
3595
726
Всего:
995
1847
30 313
21 642
42 671
96 473
61 094
16 117
Обратим внимание читателя на то, что соотношение педагог - учащиеся составляет
примерно 1:1,5, если же суммировать педагогический штат и вспомогательный персонал
специальных школ, это соотношение составит уже почти 1:1(!). Средняя наполняемость
класса для детей с недостатками развития и в специальной, и в общеобразовательной
школе, как правило, не превышает трёх учеников, тогда как в общеобразовательной
школы (особенно на первой её ступени) она может достигать 40 человек.
Из общей массы детей, получавших специальное образование в 2003 году, 30,4% посещали
специальные учебные заведения, 50% - специальные классы в общеобразовательных
школах, 19,6% - <ресурсные комнаты>. Последние можно сравнить со знакомыми нам
логопедическими кабинетами, существующими в нашей стране в структуре общеобразовательных
учебных заведений. Это специальная форма образования для детей с нарушениями
развития средней тяжести, интегрированных в общий поток. Персонал ресурсных комнат
обеспечивает специализированную помощь по профилю имеющегося у ребенка нарушения.
Детям с речевыми нарушениями, отклонениями в эмоциональном развитии, слабовидящим,
слабослышащим, детям, страдающим двигательными нарушениями, а также хронически
болеющим ученикам рекомендуется именно эта форма специальной образовательной
поддержки (статистику по специальным классам и ресурсным комнатам см. в Таблице
2).
Таблица 2
Количество учеников в специальных классах
и ресурсных комнатах
(по состоянию на 01.05.2003)
Характер нарушений
Специальные классы
Ресурсные комнаты
Кол-во классов
Кол-во учеников
Кол-во учеников
Интеллектуальные нарушения
18 172
54 895
-
Эмоциональные нарушения
8859
23 456
4184
Двигательные нарушения
1915
3341
1
Хронические заболевания
840
1660
6
Нарушение слуха
608
1145
1581
Нарушение речи
339
1199
27 718
Нарушение зрения
188
237
162
Всего
30 921
85 933
33 652
Показатели, приведенные в Таблице 2, свидетельствуют: чаще других в ресурсных
комнатах получают специализированную помощь ученики с нарушениями речи (в 2003
году их было 27 718 человек) и эмоциональными нарушениями (4184). Много реже
к услугам специалистов ресурсной комнаты обращаются ученики с нарушением зрения
(162), а число интегрированных детей с хроническими заболеваниями или нарушениями
опорно-двигательного аппарата (соответственно 6 и 1), если верить таблице, исключительные
для Японии случаи! Похоже, несмотря на огромные средства, затрачиваемые на организацию
интегрированного обучения, государство не торопится закрывать специальные класс
и школы. Более того, в известном смысле оно расширяется. Так, если первоначально
для подавляющего большинства детей специальное обучение заканчивалось в 14-15
лет, но в последние годы тенденция изменилась. В 2004 году около 96% учеников,
окончивших неполную среднюю школу, продолжили свое образование в старших специальных
классах. Ресурсных комнат на этой ступени уже нет.
Скажем несколько слов о системе подготовки и сертификации учителей, работающих
в ССО. Прежде всего, педагог должен иметь стандартный сертификат, дающий право
на работу в детском саду, начальной или неполной средней школе и, кроме того,
один из трех типов сертификатов для специальных образовательных учреждений: для
детей с недостатками зрения, слуха или для детей с интеллектуальными и двигательными
нарушениями, а также хроническими заболеваниями.
В стране действует двухуровневая (федеральная и региональная) программа подготовки
и переподготовки учителей. На региональном (местном) уровне город либо префектура
обеспечивают подготовку педагогических кадров, а также переподготовку учителей
после 10 лет практической работы. Местные центры специального образования в префектурах
и городах предоставляют программы повышения квалификации, которые соответствуют
конкретному уровню педагога, от начинающего до самого высокого. Второй уровень
обеспечивается программами, поддерживаемыми правительством страны. Это могут
быть курсы повышения квалификации, где слушателей готовят к решению новых задач,
которые ставятся государством перед ССО, либо профильные курсы, организуемые
NISE, где педагога знакомят с новыми экспериментально проверенными методиками
и технологиями специального обучения. Наконец, каждая школа проводит педагогические
семинары и конференции, где обсуждаются сложные педагогические случаи.
Министерство образования Японии строго контролирует эффективность работы ССО,
а потому располагает точной информацией об успешности продвижения учеников со
специальными нуждами по образовательной траектории. Приведем данные одного из
многочисленных статистических обзоров Министерства, анализирующих судьбы молодых
людей, вышедших из стен СОУ в 2004 году (Таблица 3).
Таблица 3
Постшкольная судьба выпускников старших классов СОУ
Вид учебного заведения
Общее
кол-во
выпуск-
ников (чел.)
Продолжили обучение (%)
Трудоус-троены (%)
Находятся в уч-ях соцзащиты
(%)
Дру-
гое
(%)
ВУЗы
Профессио-нальные уч. заведения
СОУ для детей нарушением зрения
302
43,4
3,6
11,9
25,2
15,9
СОУ для детей нарушением слуха
504
47
9,3
31,5
8,5
3,6
СОУ для детей с интеллектуальными нарушениями
9414
0,9
2,8
23,2
57,7
15,5
СОУ для детей с двигательными нарушениями
1884
1,9
4,6
6,4
67
20,1
СОУ для детей с хроническими заболеваниями
369
11,7
8,7
13
42
24,7
Всего
12 473
4,2
3,5
20,4
55,9
16
Не обладая необходимой информацией о тяжести нарушений у выпускников специальных
школ образца 2004 года и об особенностях рынка труда в современной Японии, трудно
анализировать приведенные выше статистические показатели. Однако обращает на
себя внимание тот факт, что почти половина выпускников, имевших нарушение зрения
и слуха, продолжили образование в высшей школе. Пятая часть выпускников (20,4%),
в том числе 23,2% молодых людей с интеллектуальными нарушениями, сумели получить
работу.
Каковы перспективы развития ССО Японии? Ответ на этот вопрос можно найти в итоговом
докладе (2001), подготовленном и направленном Министерству образования Консультативным
комитетом по <Перспективным направлениям развития специального образования в
XXI веке>. В разделе о базовых концепциях развития ССО констатируется: <В соответствие
с политической линией правительства на гармонизацию общества, система поддержки
лиц с нарушением развития на протяжении всей их жизни должна осуществляться через
взаимодействие всех секторов общества, чтобы помогать человеку достигать максимальной
автономии при его максимально возможной социальной интеграции во все общественные
институты>. Доклад содержит и ряд конкретных перспективных предложений, в том
числе:
1. Создать в общеобразовательной школе службу поддержки учеников, испытывающих
стойкие трудности в обучении, детей с дефицитом внимания, гиперактивностью и
т.п.
2. Придать специальной школе новую функцию - деятельности в качестве местного
(локального) центра специального образования.
3. Пересмотреть принципы принятия решения о техническом оснащении и оборудовании
специальных классов и ресурсных комнат.
4. Развивать практику поступления детей с особыми потребностями в старшие классы,
обеспечивать образовательное сопровождение инвалида детства на протяжении всей
его жизни.
5. Поощрять профессиональный рост педагогических кадров, работающих в ССО.
В 2003 году Консультативный комитет <Национальной программы специального образования>
подготовил и представил на рассмотрение в Министерство новый доклад - <Перспективные
направления поддержки специального образования>. В документе предлагаются очередные
меры по поддержке детей-инвалидов.
Сравнительный анализ масштаба и качества специального образования в нашей стране
и Японии убеждает: стартовав много позже России, Япония за короткий срок не только
смогла построить национальную ССО, сопоставимую по многим параметрам с отечественной,
но и обеспечить детям с отклонениями в развитии гораздо более высокий уровень
государственной помощи и социальной защиты.
Врезка, контрастное оформление
Часто задаваемые вопросы
о специальной поддержке образования детей
с особыми потребностями в Японии[5]
1. Существуют ли в Японии национальные стандартные программы образования для
детей-инвалидов?
Да, в стране существуют национальные стандартные программы, по которым работают
специальные школы для слепых, глухих, детей с интеллектуальными нарушениями,
детей с физическими нарушениями и детей с хроническими заболеваниями. В программе
указывается содержание, которое ученик должен освоить по предмету и по определенной
области знания. При необходимости администрация учебного заведения имеет право
вносить в программу поправки.
2. Каким образом контролируется соответствие обучения индивидуальным запросам
ребенка?
Региональные органы управления образованием через подведомственные экспертные
службы оказывают консультативную помощь всем школам, обеспечивающим специальное
обучение. Национальная программа предполагает разработку индивидуальных планов
учителя, ориентированных на специфические особенности каждого ребенка. Индивидуальный
план педагог разрабатывает совместно с родителями и воспитателями.
3. Какого рода специальная помощь может быть оказана в начальной и неполной средней
школе?
В обычных классах система поддержки оказывается детям с интеллектуальными нарушениями,
аутизмом, другими трудностями.
При необходимости любой ученик имеет возможность несколько часов в неделю посещать
малогрупповые или индивидуальные занятия с педагогом в <ресурсной комнате>.
Учащиеся с нарушениями средней тяжести обучаются в специальных классах общеобразовательных
школ. Здесь оказывается необходимая специальная поддержка в соответствие с индивидуальными
нуждами ученика.
4. Подлежит ли ребенок с грубыми и тяжелыми формами нарушений обучению в государственной
системе школьного образования Японии?
В нашей системе образования даже ребенок, имеющий грубые интеллектуальные или
множественные нарушения, должен обучаться. В зависимости от характера нарушения
и степени его выраженности учебное место для такого ребенка организуется в специальной
школе соответствующего вида. В некоторых случаях обучение осуществляется на дому
приходящим педагогом. При крупных госпиталях действуют особые школы для детей,
длительное время находящихся на стационарном лечении. Отсрочку или освобождение
от обучения в силу тяжести недуга получают не более 0,001% детей школьного возраста.
5. Какого рода программы используются для формирования жизненной компетенции?
Учащиеся специальных классов, функционирующих в общеобразовательной школе, на
некоторых уроках объединяются со сверстниками из обычных классов. Они также,
по возможности наравне со всеми, участвуют в различных школьных мероприятиях.
В начальной и младшей средней школе ученики массовых классов побуждаются к контактам
с детьми-инвалидами. С другой стороны, учащиеся специальных школ приглашаются
к участию в совместных мероприятиях с учениками общеобразовательных начальных
и неполных средних школ.
Для старшеклассников специальных школ организуются особые переходные программы,
обеспечивающие поддержку будущих выпускников в поиске работы и адаптации на рабочем
месте.
6. Кто в Японии проводит обследование состояния системы специального образования?
Практико-ориентированные научные исследования и мониторинги, проводимые NISE,
помогают правительству вырабатывать национальную образовательную политику в области
специального образования на будущее.
Правительство (Министерство образования, культуры, спорта, науки и техники) по
всем территориям страны контролирует положение дел в учебных заведениях, обеспечивающих
образование детей со специальными нуждами. Оно также осуществляет экспертизу
качество модульных проектов во всех префектурах Японии.
Региональные и местные Центры специального поддерживающего образования, Университеты
и колледжи проводят исследования по проблемам методик и эффективных подходов
в специальном поддерживающем образовании.
Подписи под иллюстрациями
1. Президиум секционного заседания <Высшее образование лиц с нарушением слуха>.
2. Профессор Йоко Судзуки (слева) закрывает II Международную конференцию <Высшее
образование инвалидов>. Справа - один из многочисленных сурдопереводчиков, работавших
на конференции.
3. Кресло-подъемник для инвалидов. Такими креслами оборудованы все общественные
здания и многие станции Токийского метро.
4. Сложная сенсорная система управления современным инвалидным креслом-коляской
требует адекватных методов обучения. Тренажер, установленный в одной из лабораторий
Исследовательского института Национального реабилитационного центра города Токоразава,
позволяет инвалиду овладеть навыками управления специальным средством передвижения.
5. Рельефная дорожка. На всех крупных улицах Токио, на станциях метро, городской
железной дороги и пр. проложены рельефные дорожки для незрячих. Длинные полоски
определяют направление движения, а точечный рельеф сигнализирует о возможности
смены направления.
[1] В статье сохранена оригинальная терминология японских материалов: <children
with special needs>, <students/children with disabilities>, <deaf>, <blind> и
т.п.
[2] Overview of education for students with disabilities in Japan // The Japan-OECD
International Workshop on the education of students with disabilities, learning
difficulties and disadvantages in OECD Countries. Yokohama, 2 March 2005.
[3] По своей организационной структуре, целям и задачам деятельности NISE во
многом напоминает НИИ дефектологии АПН СССР.
[4] Полужирным шрифтом выделены показатели, характеризующие состояние дел в сфере
обязательного школьного обучения.
[5] Материал основан на информационном буклете Министерства образования, культуры,
спорта, науки и техники Японии <Special Support Education in Japan. Education
for Children with Special Needs>.
Выпуск листа на новом месте: 1901