Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2006-04-26

[TIFLO] Социальное партнерство. Новосибирск

"Дефектология" N, 4, 2005.

Опыт сотрудничества между специальной библиотекой и вузом

Ю.Ю. Лесневский,

Областная специальная библиотека, Новосибирск

Т.В. Волошина, Н.А. Одинокова,

Новосибирский государственный педагогический университет

В условиях модернизации системы специального образования наиболее актуальной
становится задача осуществления всестороннего сотрудничества и преемственности
между профильными, социокультурными и образовательными структурами. Чаще всего
решение этой задачи рассматривается на уровне деятельности модели <сад-школа-колледж-вуз>.
Вместе с тем, как показывает наш опыт, данная модель может включать в себя и
ресурсные возможности специальных библиотек.

Характерной чертой современной жизни стало радикальное изменение условий практической
деятельности специалистов социальной сферы. Это имеет непосредственное отношение
и к проблеме освоения новых технологий в области адаптивного доступа к культуре
и образованию. По нашему мнению, основная причина лежит не в дефиците новых идей,
проектов и разработок, а в отсутствии инфраструктуры их осуществления в каждодневной
практике. Попытка преодолеть эту ситуацию объединила сотрудников Новосибирской
областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих и преподавателей
факультета педагогики и психологии детства НГПУ, на котором осуществляется подготовка
специалистов в области коррекционной педагогики.

В библиотеке уже более десяти лет целенаправленно формируется фонд документов
для различных групп специалистов. На начальном этапе сотрудничества преподаватели
университета, являющиеся практикующими дефектологами и психологами дошкольных
учреждений города, пользовались коррекционно-педагогическими информационными
материалами библиотеки. Библиотекари, в свою очередь, активно использовали экспертизу
и демонстрацию практического опыта своих партнеров при организации информационных
выставок и <Дней специалиста>. Концепцию совместной деятельности зафиксировал
договор 2000 года о научно-методическом сотрудничестве. Приоритетным направлением
было выбрано объединение усилий в создании нового поколения изданий в доступных
форматах и предоставлении на их основе социокультурных услуг, адресованных незрячим
и слабовидящим детям.

На занятиях с юными читателями библиотеки

Показательным изданием стал <Дом мастеров>, который прошел апробирование не только
на кафедре, но и в дошкольных учреждениях и был удостоен Золотой медали на Международной
Сибирской ярмарке. Специально написанные новосибирскими поэтами стихи сопровождают
знакомство незрячего или слабовидящего ребенка с предметным и рельефно-графическим
образным рядом, характерным для пяти распространенных профессий (врача, портного,
художника, парикмахера и столяра). Издание позволяет решать коррекционно-педагогические
задачи, так как включает удобно расположенные образцы фактур материалов, часть
из которых имеет отношение к тому или иному предмету, а также тестовые рельефно-графические
изображения, на которых одновременно изображено несколько графических образов
предметов.

Книга <Дом мастеров> открывает детям мир профессий

При активном участии преподавателей факультета были разработаны рекомендации
по использованию этого комплексного издания, в котором были отражены основные
требования к созданию новых книг-пособий для данной категории детей. Этот опыт
стал основой следующего уровня сотрудничества при разработке двух адресных социокультурных
услуг. Аудиобеседа на цифровом носителе, альбом рельефно-графических изображений,
отражающих ключевые темы и объекты рассмотрения, рельефно-точечные и шрифтовые
комментарии, трехмерные макеты архитектурных сооружений позволили незрячим и
слабовидящим читателям библиотеки совершить две увлекательные экскурсии: <Новосибирск
- Красный Проспект> и <Конфессиональная архитектура Новосибирска>. В 2004 г.
эта услуга стала победителем конкурса <Сто лучших товаров России>.

Эффективной формой сотрудничества между Новосибирской областной специальной библиотекой
для незрячих и слабовидящих и НГПУ стало проведение на базе библиотеки спецкурса
для студентов, обучающихся по специальности <Специальная дошкольная педагогика
и психология>. В рамках этой учебной дисциплины студенты получили практическую
возможность развивать навыки общения с людьми, имеющими нарушения зрения. Кроме
того, часть студентов оказывали волонтерскую поддержку незрячим и слабовидящим
читателям библиотеки. Это дало возможность студентам лучше оценить свой потенциал
как будущих специалистов.

В качестве перспективного направления сотрудничества рассматривается совместная
разработка учебно-методических пособий для студентов с нарушениями зрения, обучающихся
в НГПУ. Одним из результатов сотрудничества стало учебное пособие по курсу <Психология>,
выпущенное библиотекой в цифровом аудио- и рельефно-точечном форматах. Важным
аспектом деятельности Областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих
и факультета педагогики и психологии детства НГПУ является совместное проведение
научно-практических конференций и методических семинаров по проблемам теории
и практики специального образования.

Таким образом, модель взаимодействия <специальная библиотека - вуз> сегодня включает
в себя разные аспекты деятельности, основными из которых являются: информационный,
научно-методический, учебный, волонтерский. Предложенная модель сотрудничества
не исчерпывает всех направлений совместной деятельности данных структур, но включает
в себя наиболее важные из них. Мы рассчитываем, что представленный опыт взаимодействия
на основе принципов адресности и преемственности будет полезен как пример перспективной
области коррекционно-педагогической практики.

Выпуск листа на новом месте: 1908

   2006-04-26 11:44:11 (#541939)

[TIFLO] Образование инвалидов

ТВ Центр: НОВОСТИ. ПОЛИТИКА. Понедельник 24 апреля 2006 18:20

18:20 ОБРАЗОВАНИЕ ИНВАЛИДОВ ОБСУЖДАЛОСЬ В ГОСДУМЕ
ОБРАЗОВАНИЕ ИНВАЛИДОВ ОБСУЖДАЛОСЬ В ГОСДУМЕ Что нужно сделать, чтобы инвалиды
могли получать престижные и востребованные профессии, обсуждали сегодня депутаты
Госдумы и члены Совета Федерации. Тем временем система обучения инвалидов успешно
работает уже более 70 лет. Правда, всего в одном московском вузе - Бауманском
университете.
В Бауманку инвалидам поступить проще, чем обычным абитуриентам куда-либо. Сдал
все экзамены на тройки, и зачислен. Зато потом - никаких послаблений. Условия
есть - в аудитории сурдопереводчик, и у преподавателя радиомикрофон, от которого
идет сигнал на слуховые аппараты первокурсников.
В аудиториях для глухих студентов даже доски необычные - если преподаватель,
объясняя что-либо, пишет на доске, специальные зеркала отражают движения его
губ, потому что для глухих студентов особенно важно видеть артикуляцию преподавателя.
Игорь так проучился 3 года, потом его перевели в обычную группу, правда, курсом
ниже. Такая дискриминация - гарантия качества образования.

Игорь Федоров, студент 4 курса МГТУ им. Баумана: <Даже обычные студенты берут
у нас лекции и переспрашивают. Преподаватели говорят: <Что же получается,
слабослышащие учатся лучше обычных?>.

Игорь будет специалистом по автоматизации производства. С таким дипломом можно
найти работу и рассчитывать долларов на 400 в месяц. Прекрасный пол тоже
уже знает, куда можно устроиться, и как на работе относятся к инвалидам по слуху.

Анастасия Мартынова, студентка 3 курса МГТУ им. Баумана: <Одна девчонка устроилась
в военную какую-то фирму, и успешно. Там работает с компьютерами, в основном,
и коллектив все понимает, и прекрасная работа, и все там ей нравится>.
Лучшей адаптации для инвалидов и придумать нельзя.

Александр Станевский, директор ГУИМЦ при МГТУ им. Баумана: <Когда на 1 курсе
ты его спрашиваешь, кто ты есть, он отвечает - глухой, на третьем - глухой
студент, на четвертом - студент, на шестом - инженер. То есть так они себя позиционируют,
вот эта трансформация от инвалидности к норме>.

Но в России лишь 2.5 процента инвалидов получают высшее образование и могут чувствовать
себя равными среди равных, а не иждивенцами с протянутой рукой.
Вузы брать к себе выпускников коррекционных школ не торопятся - на них не заработаешь.
Обучение инвалида в полтора раза дороже обычного, платить за себя
они не в состоянии, а государство пока спонсирует лишь одну Бауманку.
ТВ Центр

Выпуск листа на новом месте: 1907

   2006-04-26 06:51:56 (#541854)

[TIFLO] парламентские слушания

REGIONS.RU< Депутаты и сенаторы обсудили проблему образования для инвалидов

Депутаты и сенаторы обсудили проблему образования для инвалидов
25.04.2006 12:53
24 апреля в МГТУ им.Н.Э.Баумана Комитет СФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению
и экологии и Комитет Госдумы по образованию и науке провели
парламентские слушания "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья
(о специальном образовании)".

Целостные подходы к развитию системы образования инвалидов и лиц с ограниченными
физическими возможностями обсуждены на парламентских слушаниях "Об образовании
лиц с ограниченными возможностями здоровья (о специальном образовании)", которые
прошли 24 апреля в МГТУ им.Н.Э.Баумана. Организаторы - профильные Комитеты
российского парламента пригласили к дискуссии членов Совета Федерации и депутатов
Госдумы, представителей органов государственной власти и управления,
образовательных учреждений, фундаментальной и прикладной науки, общественных
организаций.
МВТУ-МГТУ имени Н.Э.Баумана стал первым в мире высшим учебным заведением общего
типа, в котором на протяжении более чем 70 лет успешно реализовывались и
продолжают развиваться программы инженерного образования глухих и слабослышащих
людей.

Как сообщили Regions.Ru в пресс-службе Совета Федерации, в России отмечается
острая нехватка образовательных учреждений начального и среднего профессионального
образования для инвалидов. При этом действующий перечень профессий, рекомендованных
для этой категории граждан, очень ограничен и не соответствует современным
запросам рынка труда. Так, по его словам, если в 1975 году Перечень профессий
для подготовки в ПТУ рабочих из числа лиц с нарушениями слуха насчитывал
94 специальности, то сегодня профессиональную подготовку можно получить лишь
по 15. Более того, получив профессию, многие глухие не могут найти работу.

Неуклонный рост числа инвалидов, "омоложение" и утяжеление инвалидности - увеличение
доли инвалидов 1-й и 2-й групп, - а также невысокая занятость в сфере
производства, всего 15 процентов, низкий уровень и качество их жизни настоятельно
требуют кардинального решения проблемы получения профобразования этой
категорией лиц, отмечалось в ходе дискуссии.
Специалисты констатировали, что получение инвалидами полноценного качественного
образования, которое ориентировано на высококвалифицированную трудовую деятельность
и стабильную занятость на рынке труда, является одним из наиболее эффективных
механизмов повышения социального статуса и защищенности этой категории лиц.
Участники парламентских слушаний высказались за внесение поправок в действующее
законодательство и установление в единой системе образовательных услуг специальной
комплексной услуги - образовательно-реабилитационной программы. Они убеждены,
что без этого невозможно достичь создания современной общероссийской системы
непрерывного многоуровневого профобразования инвалидов в качестве составной части
целостного образовательного пространства страны. По их мнению, необходимо
создавать основные условия, необходимые для обучения и воспитания лиц с ограниченными
возможностями здоровья, в образовательных учреждениях различных типов
и преимущественно по месту жительства.
На парламентских слушаниях были обсуждены и одобрены рекомендации.

images/printer
Версия для печати
REGIONS.RU

Новости образования и науки

Вложенная таблица с 2 столбцов и 4 строк, уровень вложенности 1
Защитники прав животных закрыли биофак МГУ
В Международный день защиты лабораторных животных, был символически закрыт биологический
факультет МГУ в связи с тем, что на его кафедрах проводятся опыты
на животных. Акцию провел о московское отделение "Альянса за права животных".
полный текст статьи


В школах Мордовии проходит репетиция ЕГЭ по русскому языку

Министерство образования Самарской области отчиталось о выполнении национального
проекта
конец таблицы

Комментарии

Вложенная таблица с 2 столбцов и 4 строк, уровень вложенности 1
Утвержден состав экспертной комиссии Кировской области по отбору лучших школ
и учителей
Среди экспертов - представители школ, средних и высших учебных заведений, общественных
организаций и СМИ, а также сотрудники государственных учреждений
полный текст статьи


США готовы поделиться с Самарской областью опытом обучения детей-инвалидов

В Екатеринбурге родители протестуют против растления детей
конец таблицы

Актуальные темы

Вложенная таблица с 2 столбцов и 6 строк, уровень вложенности 1
В Москве стартует Всероссийский Интернет-МАРАФОН '2006
Состоится круглый стол на тему <Интернет в регионах: феодальная зависимость,
подражание центру, собственный путь?..> Участникам предстоит ответить на вопрос:
навязывает ли центр свой путь развития интернета регионам..
полный текст статьи


Лучшим педагогом Марий Эл стала йошкар-олинская преподавательница информатики
Светлана Иванова

В Самаре открывается межвузовский медиацентр

Архангельские ученые проведут фундаментальные исследования последствий использования
гептила

В школе Медведевского района Марий Эл открылся бассейн
конец таблицы

Новости наших партнёров

Итоги РИФ-2006: старт Всероссийского РИФ-Марафона
РИФ-Марафон - уникальный всероссийский проект, цель которого популяризация интернет-технологий
в российских регионах, обмен опытом в ИТ-сфере на региональном
уровне, обеспечение базиса для Фестиваля региональных интернет-проектов <Новая
реальность>...
полный текст статьи

лента новостей

Курская область планирует получить 30 млн. рублей на строительство нового корпуса
КГУ
Псков готовится к проведению Пятых Мухинских чтений
Репетиция ЕГЭ в Пскове прошла успешно, считают педагоги
Новгородские и шведские школьники обсуждают творчество Достоевского
Губернатор Таймыра посетил Новосибирский НИИ "Теплостен"
В дошкольных учреждениях Саранска пройдет День открытых дверей
Депутаты и сенаторы обсудили проблему образования для инвалидов
В Саранске открылись X научные Сафаргалиевские чтения
В Калуге стартовал областной конкурс на звание лучшего учителя года
Депутатов Псковской гордумы смущают контракты директоров школ
В Белгороде закончилась Всероссийская олимпиада школьников по биологии
Молодые ученые Брянщины обсудили насущные вопросы
В Ижевске проходит международная конференция, посвященная интеграции мировых
систем образования
В Самарской области начинается летняя оздоровительная кампания
В Самаре открывается конференция студентов и аспирантов академии путей сообщения
На Алтае пройдут Летние студенческие спортивные игры аграрных вузов России
Учителя Эвенкии примут участие в национальном конкурсе лучших преподавателей
Защитники прав животных закрыли биофак МГУ
Елена Кочелаева - Учитель года Астраханской области-2006
В Курске названы "Учитель года-2006" и "Лучшая школа области"

хроника дня

Вложенная таблица с 3 столбцов и 25 строк, уровень вложенности 1
19:48

Российские сенаторы неоднозначно восприняли идею объединения Чечни с Ингушетией
и Дагестаном
Парламентарии комментируют
19:22

Челябинским спасателям пришлось вскрыть дверь, за которой находилась пьяная девочка
19:14

Государства-члены ОДКБ активизируют совместную работу по противодействию незаконной
миграции
19:13

Комитет Совета Федерации по экономической политике обсудит в Петербурге национальный
проект "Доступное жилье"
19:07

В Кургане взорвался газовый баллон
19:03

39 лесных пожаров зафиксировано в Челябинской области за минувшие сутки
18:57

Атай Алиев: В Дагестане стабилизировать нечего
Парламентарии комментируют
18:28

В Молдове две сестры заснули и попали под поезд
18:27

В Златоусте водитель маршрутного такси сбил школьницу и скрылся
18:25

В Курганской области вдвое участились случаи жестокого обращения с детьми
18:21

Оглашение приговора по делу "Оборонснабсбыта" в Екатеринбурге перенесено
18:21

Василий Лихачев: Ингушетия сегодня не готова к восприятию предложений об объединении
Парламентарии комментируют
18:21

В Челябинске женщины-водители сбили трех детей
18:20

Прокуратура Екатеринбурга привлекала к ответственности недобросовестных коммунальщиков
18:14

Ненецкий округ подписал меморандум с WWF
18:10

Для сельскохозяйственной переписи на Урал уже привезли 20 тонн переписных листов
18:08

Выплаты участковым терапевтам, педиатрам и медицинским сестрам НАО составили
1 миллион 251 тысяч 648 рублей
18:08

Население Свердловской области с начала года сократилось на 6,8 тысяч человек
18:06

Ученые Санкт-Петербурга помогут восстановить популяцию сигов в Печоре
18:00

В Мурманске пройдет выставка пожарной техники и спасательного оборудования
18:00

153 человека погибли на пожарах в Челябинской области с начала года
17:57

Муса Умаров: Объединить Чечню с Ингушетией было бы неплохо, а насчет Дагестана
необходимо подумать
Парламентарии комментируют
17:56

На жилищные субсидии северянам, выезжающим из Мурманской области, выделено 118,7
миллиона рублей
17:53

В Челябинской области задержаны два крупных бандита
17:53

Новосибирская прокуратура тщательно подсчитала расходы мэра Карасука и возбудила
уголовное дело
конец таблицы

C?
C?
C?
C?
C?
C?
конец таблицы

1999-2005 <REGIONS.RU/Новости Федерации>.
Об агентстве.

При цитировании информации гиперссылка на <REGIONS.RU/Новости Федерации> обязательна.
Rambler's Top100
Рейтинг@M*****.ru
bigmir TOP100
Яндекс цитирования
LiveInternet: показано число просмотров и посетителей за 24 часа
C?
C?
C?
C?
C?
C?
C?
C?
исполнительный директор РООИ" ИРИС"
Зарубина Ирина
e-mail: tifloresour***@m*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 1906

   2006-04-26 06:48:52 (#541853)

[TIFLO] ОБЩЕСТВО - БИЗНЕС - ВЛАСТЬ

ОБЩЕСТВО - БИЗНЕС - ВЛАСТЬ

В конференц-зале Правительства Москвы состоялось пленарное заседание II Московского
гражданского форума "Общество - бизнес - власть: от сосуществования,
через содействие, к сотрудничеству".

Взаимодействие и социальное партнерство

Председатель Комитета общественных связей города Москвы Татьяна Васильева, открывая
пленарное заседание, отметила, что это мероприятие является подтверждением
стремления Правительства Москвы и общественных организаций столицы к объединению
усилий с целью сохранения социальной стабильности в городе, повышения
гражданской ответственности москвичей. Речь идет о взаимодействии и социальном
партнерстве органов власти, общественного сектора и бизнес-сообщества. После
14 марта с.г., когда начался Форум, прошло 19 заседаний тематических секций,
"круглых столов", ряд переговорных площадок по актуальным социальным проблемам,
требующим первоочередного решения. Отличительной особенностью нынешнего Форума,
по мнению Т.Васильевой, явилось участие в нем представителей бизнес-сообщества.
Ряд тематических секций проведен на базе административных округов. Всего на интернет-виртуальных
переговорных площадках приняли участие около 1500 представителей
общественных и некоммерческих организаций.

Вопросам просвещения и просветительства посвятил свое выступление директор Института
машиноведения, член Общественной палаты РФ Константин Фролов. Он отметил,
что за последние годы многое, к сожалению, упущено, но есть моменты, внушающие
оптимизм: общество находится на стадии качественного перехода к новому состоянию.
При этом могущество государства, подчеркнул К.Фролов, зиждется не на долларе,
а на мощной духовной силе, на культуре и просветительстве. Причем Россия
имеет колоссальный опыт просветительской работы. Эту работу вело общество "Знание".
А знания - это то, что нельзя уничтожить. Знания, культура, образование
и информация - вот в чем нуждается общество. В Общественной палате, сообщил К.Фролов,
создаются комиссии по сохранению интеллекта России, по инновационной
политике. Наши ведущие ученые, специалисты, бизнесмены активно участвуют в разработке
проектов, которые должны обеспечить и нашу безопасность, и обороноспособность,
и повышение качества жизни.

Ключевой на сегодня вопрос, считает К.Фролов, - это просветительство. Он рассказал
о подготовке конгресса просветительских организаций. "Мы должны поставить
просветительскую деятельность в разряд повседневной работы", - подчеркнул К.Фролов.
Он отметил, что во многих городах и регионах есть Дома знаний, а вот
в Москве нет - надо создать. Но этого недостаточно. Нужно создать свой радиоканал,
телевизионную программу типа "Знание - сила". Проблема очевидная, но
решается трудно, а ведь просветительские передачи могли бы мощно противостоять
бездуховности, укоренившейся на некоторых каналах.

Игорь Прудников, вице-президент Московской ТПП, коснулся проблем социального
партнерства в сфере благотворительности. Он рассказал о деятельности рабочей
группы, которая учредила Московскую благотворительную ассоциацию. При этом была
выявлена группа проблем, которые необходимо решить. Прежде всего, это разобщенность
коммерческих благотворительных организаций, отсутствие координации в их деятельности,
проблема доверия и недоверия со стороны бизнес-сообщества к существующим
некоммерческим благотворительным организациям. Далее, проблема законодательного
и нормативного обеспечения благотворительной деятельности. Наконец, требуется
системный подход при объединении всех ресурсов благотворительности. Предложено
разработать и подписать Общественный договор, при этом Московская торгово-промышленная
палата готова выступить звеном между всеми участниками благотворительной деятельности
- властью, бизнесом и благотворительными организациями.

Молодежная политика

Эффективность реализации городской молодежной политики - тема выступления директора
Московского студенческого Центра Артура Савелова. Он не согласился с
прозвучавшим недавно с трибуны Госдумы утверждением о том, что в стране нет молодежной
политики. В отношении Москвы, считает А.Савелов, это не так. Работе
с молодежью большое внимание уделяет московский мэр Юрий Лужков. В Москве существует
множество студенческих организаций, и у них масса проблем. Одна из
них - плохо поставленное взаимодействие между студенческим самоуправлением и
администрацией вузов. А без поддержки администрации вузов ни одна студенческая
организация не может реализоваться. Еще проблема - слабая подготовленность студенческих
лидеров. На прошедшем заседании секции особо отмечена необходимость
улучшить подготовку молодежных лидеров. Многие из них не проявляют общественной
активности. А.Савелов привел такой пример. До 500 студентов находились
в двух шагах от избирательного участка. Но в день выборов пришло на участок около
10 человек. Лозунг: "Прояви гражданскую позицию!" не подействовал. Еще
пример. На конференции, в работе которой участвовало 100 студенческих лидеров,
был распространен документ, касающийся деятельности студенческого самоуправления.
Позже оказалось, что студенческие лидеры ничего толком об этом документе не могли
рассказать.

О взаимодействии органов власти и общественного сектора социальной реабилитации
инвалидов рассказал председатель правления общественной организации инвалидов
"Стратегия" Владимир Крупенников. По его мнению, назрела необходимость дополнительной
проработки вновь принимаемых законов в отношении инвалидов. В Москве
проводятся открытые конкурсы социально значимых проектов. Однако организации
инвалидов, а их в Москве более 700, часто не знают об этих конкурсах и не
могут повлиять на их результаты. Да и не могут эти конкурсы отразить весь спектр
интересов инвалидов. Нужно больше создавать открытых переговорных площадок,
считает В.Крупенников. У Комитета общественных связей города есть хороший ресурс
- интернет-проект "Общество и власть: открытый диалог". Нужно активней
использовать его возможности. Большая проблема - обучение инвалидов в вузах.
Необходимо добиться, чтобы образование предоставлялось инвалидам в приемлемых
для них условиях. В.Крупенников сказал далее, что на телевидении нужна телепрограмма
для инвалидов. Причем она больше нужна тем, кто смотрит телепрограммы.
Реабилитировать надо общество, а не инвалидов, заключил В.Крупенников.

Проблемам формирования благоприятной предпринимательской среды посвятил свое
выступление зав. кафедрой "Практическое предпринимательство в сфере городской
инфраструктуры" Института экономики и управления МИЭТ Сергей Дацко. Касаясь темы
обсуждения, он предложил принять программу "Юность России". В каждом регионе,
начиная с Москвы, предлагается открыть сетевые образовательные учреждения нового
типа - социальные предпринимательские училища. Эти заведения должны работать
по типу "Морозовских училищ", имея целью обучение ремеслу, восполнение дефицита
рабочих профессий. Реализация такого проекта, считает С.Дацко, позитивно
повлияет на атмосферу в обществе в целом.

Общественные ресурсы столицы - тема выступления сопредседателя городского общественного
консультативного Совета по взаимодействию органов власти г.Москвы
и общественного сектора столицы Александры Очировой. По ее мнению, Форум продемонстрировал
новые подходы в формировании гражданского общества, в развитии
партнерских отношений между столичной властью и гражданским сектором. А.Очирова
напомнила, что именно в Москве зародилось социальное партнерство, которое
явилось признаком эффективных технологий достижения стабильности в обществе,
осуществления социальной политики в направлении государственной безопасности.
Социальная политика в Москве, заявила А.Очирова, носит программно-целевой характер.
Вместе с тем, остается масса нерешенных проблем, в числе которых -
продвижение бизнеса во власть, его участие в общественных программах. По словам
А.Очировой, "конкурсные условия для общественных организаций на сегодня
не являются приемлемыми". В числе предложений, сформулированных на заседании
секции, - разработка городской программы информационной поддержки общественного
сектора и социально ориентированного отечественного бизнеса. А.Очирова поддержала
предложение по созданию в Москве "Дома знаний", а также предложила сформировать
механизм партнерства бизнеса и власти.

О социальном партнерстве в реализации реформы ЖКХ говорил президент Общественного
народного фонда Игорь Кокорев. Он выделил при этом четыре приоритета:
межсекторного партнерства - вместо глобального охвата всех программ; воспитание
физически здорового и духовно чистого поколения; формирование единого культурного
и информационного пространства города как пространства нравственного доверия
и делового сотрудничества; гуманитарная помощь тем, кто попал в чрезвычайную
ситуацию.

Общественное поле

Подводя итоги работы Московского гражданского форума, первый зам. Мэра в Правительстве
Москвы Людмила Швецова отметила, что сегодня все мы стали свидетелями
коренных изменений в общественной жизни. В Москве сегодня насчитывается 14 тысяч
общественных некоммерческих организаций; все больше граждан самовыражается
в общественной деятельности. Правда, одни уходят с общественного поля в силу
разных причин, другие закаляются в преодолении трудностей. Л.Швецова заверила
участников Форума, что власти города признают силу общественных организаций и
их роль в решении вопросов жизни и благополучия горожан. Всегда должна быть
экспертная оценка действий власти - в форме документов, предложений, участия
общественности в заседаниях Правительства Москвы. Взаимодействие власти и
общественности города Л.Швецова определила как "4С" - сосуществование, содействие,
сотрудничество и соуправление. Но общественность должна быть востребована
для взаимодействия с властью. Во взаимодействии власти с общественностью важно,
конечно, выделить те организации, с которыми власть более плотно работает.
Но вместе с тем исключается деление организаций на удобные и неудобные, известные
и малоизвестные, масштабные и локальные. Общественные организации не
должны использоваться для удовлетворения чьих-то политических амбиций. "Мы должны
выступать как социальные партнеры, - заявила Л.Швецова,- и действовать
в интересах всего населения города". Она уточнила, что партнерство предполагает
не только добрые слова, но и критику, если в этом есть нужда - никому не
нужны "карманные" общественные организации.

Обсудив проблемы, вынесенные на II Московский гражданский форум, в целях дальнейшего
развития и повышения эффективности взаимодействия органов власти города
Москвы, органов местного самоуправления, общественного сектора и бизнес-сообщества
участники Форума решили: объединить усилия общественных организаций,
бизнеса и власти в решении задач развития гражданского общества, обеспечения
социальной стабильности в городе, перехода к сотрудничеству на качественно
новом уровне.

Участники Форума сделали специальное обращение к СМИ, в котором заявлено, что
истинно гражданское общество стоит на трех "китах": авторитетная и профессиональная
власть; мощный и хорошо структурированный общественный сектор; независимые социально
ответственные СМИ.

Президент РАРМП Александр Иоффе в интервью "Бизнесу для всех", говоря об итогах
гражданского форума, особо отметил развитие взаимодействия общества и власти,
и, прежде всего, в сфере малого бизнеса. Малый бизнес, подчеркнул президент РАРМП,
уже в силу своей массовости является цементирующим фактором позитивных
отношений, которые складываются в обществе. У нас в стране пока не сложилось
гражданское общество. Но процесс его формирования идет, и состоявшийся гражданский
форум - одна из попыток продвинуть вперед решение этой задачи. И чем настойчивее
будут попытки в этом направлении - тем весомей будут результаты, тем скорее
заработает механизм гражданского общества по цепочке "общество - бизнес - власть".

Валерий ЯКОВЛЕВ.
Портал электронных средств

newspaper/article_mId_3_aId_378650

массовой информации для предпринимателей

Выпуск листа на новом месте: 1905

   2006-04-26 06:40:38 (#541849)

[TIFLO] Доступная среда. Томск

Алексей Балановский: <Если мы хотим, чтобы Томск стал европейским городом, то
он должен стать доступным для инвалидов>
<Если мы хотим, чтобы Томск стал европейским городом, то он должен стать доступным
для инвалидов>, - убежден заместитель мэра по социальным вопросам Алексей
Балановский. Алексей Павлович провел совещание, посвященное доступности образования
для детей с особенностями развития. В беседе приняли участие представители
городского департамента образования, социальной политики и общественных организаций.

В частности, как сообщила пресс-служба мэрии, разговор шел о переоборудовании
школы n50. Вице-мэр особо подчеркнул, что школа n50, которую сейчас планируется
переоборудовать с учетом потребностей инвалидов-колясочников - это не <школа
для инвалидов>, а школа, среди учащихся которой могут быть дети с особенностями
развития, и не более того. Заместитель начальника департамента образования администрации
Томска Виктор Кашпур заметил, что для такого переоборудования
лучше выбирать не трехэтажные, как 50-я, а двухэтажные школы. Алексей Балановский
предложил как можно скорее определиться с их списком, после чего представить
смету губернатору. Далее будет ясно, что еще нужно сделать для того, чтобы предоставить
инвалидам доступ к качественному образованию (в том числе впоследствии
и высшему) - переселять их на нижние этажи, покупать специальный автобус и так
далее.

- Да, это дорого, но если ничего не делать и не ставить этот вопрос, то проблема
не решится никогда, - сказал он, - и мы так и останемся городом, в котором
инвалиды боятся выйти на улицу. Пока при проектировании и благоустройстве мы
очень мало думаем о нуждах инвалидов. А Томск только тогда сможет по праву
называть себя <европейским городом>, когда люди с особенностями в развитии будут
чувствовать себя в нем так же уверено, как на улицах европейских городов.

В художественном музее уже есть подъемники для колясок, но, как показала практика,
они менее удобны, чем лифты. Зато лифты сложнее и дороже устанавливать.
Но, как считает Алексей Павлович, выход найти можно и нужно.

Для справки:
За помощью в органы социальной защиты в 2001 году обратились 1648 детей-инвалидов,
в 2002 - 1888, в 2003 - 1904, в 2004 - 2879, в 2005 - 1219. Всего в Томске
живет 27 тысяч инвалидов, из которых 2700 - дети в возрасте до 18 лет. По информации
департамента социальной политики администрации Томска, из них с дефектами
речи - 43%, недостатками в познании - 31%, ограничениями в интеллекте - 11%,
умственной отсталостью - 10%, инвалиды по зрению - 1,3%, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата - 1,3%, инвалиды по слуху - 1%.

Из специализированных учреждений для инвалидов в Томске сейчас функционирует
библиотека для слепых (Набережная реки Ушайки, 6), а также детский сад n1,
в котором проводятся профилактические занятия для детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата.

Стоимость одного специализированного лифта - около полутора миллионов рублей.
[ Томский Обзор ]

Выпуск листа на новом месте: 1904

   2006-04-26 06:18:57 (#541844)

[TIFLO] Дети разные, образование разнообразное

N17 (10098) / 2006-04-25

<Учительская газета> -
Дети разные, образование разнообразное

Юбилей - повод подвести итоги и наметить планы

В канун юбилейной даты руководитель Департамента образования Любовь КЕЗИНА дала
пресс-конференцию в агентстве <Интерфакс> и ответила на вопросы журналистов.

- Любовь Петровна, как вы считаете, что удалось сделать городской системе управления
за 75 лет? - Прежде всего удалось создать такую систему образования,
которая рассчитана на разных учеников. Правда, одна из газет поставила это департаменту
в укор: дескать, теперь бедные родители должны ходить и выбирать
ту школу, которая наилучшим образом подходит их детям. Конечно, было хорошо,
когда дети учились в школе, расположенной рядом с домом. Но тогда школы были
все одинаковые: единые, средние, политехнические, трудовые, и учили в этих школах
тоже всех одинаково. В том числе и одаренных детей, слабых детей, имеющих
проблемы со здоровьем. Программа раньше была рассчитана на среднего ученика,
сегодня в Москве выстраивается сеть образовательных учреждений таким образом,
чтобы каждый ребенок нашел себе школу по силам. Для одаренных детей есть специальная
сеть учреждений, выстроена специальная программа, предлагаются программы
дополнительного образования, подобраны педагогические кадры более высокой квалификации,
нежели в массовой школе. Два года назад мы открыли школу для одаренных
<Интеллектуал>, сначала там было 60 детей, сегодня уже 105, мы убеждаемся, что
диагностика была проведена правильно, что мы сумели отобрать детей с общей
одаренностью - талантливых во всех отношениях. Эти ребята уже стали победителями
всероссийских и международных предметных олимпиад, конкурсов. Мы много
внимания уделяем детям-инвалидам, наша задача - интегрировать их в образовательную
среду, дать им образование, и уже 1500 детей-инвалидов учатся в системе
профессионального образования, получая различные специальности, которые им интересны
и могут обеспечить самостоятельную жизнь. Для России проблема - дети-сироты,
в докладе, подготовленном к недавно прошедшему Госсовету, было отмечено, что
в стране наблюдается массовая беспризорность, которая стала позором России.
Чтобы не было беспризорности, создана колоссальная сеть учреждений, но ни одно
даже самое хорошее государственное учреждение не заменит ребенку семью.
Если уж говорить о сиротах, то в Москве в системе образования, здравоохранения
и социальной защиты воспитываются в целом 7500 сирот, почти 10000 - это
дети, лишенные родительской опеки, и мы настаиваем на принятии программы правительства
Москвы (она уже подготовлена) по семейному воспитанию таких детей.

- На заседании правительства Москвы очень серьезно обсуждалась проблема реализации
национального проекта <Образование>. Есть ли у столицы своя специфика
в этом важном деле? - Конечно, столица, как всегда, предлагает свой подход.
Национальный проект стал для нас логическим продолжением программы <Столичное
образование>, как известно, сегодня мы работаем по программе <Столичное образование-4>.
- Прокомментируйте, пожалуйста, происшедшее на заседании Совета
по реализации национальных проектов под председательством Президента Путина,
когда министру образования и науки РФ Андрею Фурсенко пришлось говорить о
том, что часть классных руководителей не получает обещанных тысячерублевых доплат.

- Андрей Александрович получил от президента серьезное замечание по этому поводу.
Могу сказать, что вина здесь, конечно, не Фурсенко, а Министерства финансов
РФ, и министр образования и науки, как человек глубоко интеллигентный, очень
порядочный и умный, просто не стал подставлять работников Минфина РФ. Но получилось,
что, защищая чиновников другого ведомства, он, по сути дела, взял вину на себя.

- Но ведь всем давно известно, что некоторые учебные заведения не попали в список
по выплате доплат за классное руководство. - Да, например, мы давно направили
в соответствующие инстанции письма о том, что, кроме школ, лицеев и гимназий,
существует еще довольно большое число видов образовательных учреждений. Чиновникам
ситуация была давно известна, но они молчали. На мой взгляд, Фурсенко потребовалось
большое мужество, чтобы сказать об этом в их присутствии, перечислить
все не попавшие в список учреждения.

- Одна из самых серьезных проблем - очереди в детские дошкольные учреждения.
Как она будет решена? - У нас в системе образования работают 1838 детских
садов, которые посещают 60% (265,5 тысячи) всех маленьких москвичей, 40% воспитываются
в семьях. Мы взяли всех ребят 5-7-летнего возраста, чтобы они были
подготовлены к школе. Только один округ - Восточный - не справился с этой задачей,
и 64 ребенка в этом возрасте остались стоять в очереди. Мы открыли очень
много групп в детских садах для детей ясельного возраста (от 6 месяцев до полутора
лет), потому что потребность в этом у москвичей есть, матери, рожающие
детей, часто воспитывают их в одиночку. В Москве сегодня 2 миллиона детей, каждый
пятый рожден вне брака. Из общего числа садов только 146 - ведомственные,
все остальные - принадлежат городу. На начало 90-х годов ведомственных было столько
же, сколько государственных, но они практически все закрылись, здания
проданы не как детские сады, а как помещения и здания, в зданиях бывших садов
были размещены офисы, поэтому сегодня мы констатируем: ведомственная дошкольная
сеть для системы образования Москвы потеряна. Правительство Москвы очень серьезно
изучило проблемы с дошкольным образованием и приняло постановление, которое
предусматривает целый ряд мер по выравниванию ситуации. В конце 2005 года на
очереди у нас было 11500 детей, которых родители хотели устроить в сад, на
сей момент очередь возросла до 16000. Принято решение о том, что координационные
советы, которые есть в каждом округе и возглавляются префектами, городской
координационный совет во главе с Юрием Михайловичем Лужковым обсудят информацию
о том, сколько детских садов было перепрофилировано, сколько зданий и помещений
используются не по назначению.

- Давно известно, что многое в Москве меняется потому, что весьма заинтересованно
к образованию относится Владимир Иосифович Ресин. Поможет ли он и на
этот раз? - У Владимира Иосифовича Ресина уже есть программа по строительству
детских садов, и он обещает построить за год 100 новых зданий. Если в год
будут строить по 100 детских садов, то за два года очередность исчезнет. Кстати,
есть очень интересный проект, разработанный МНИИТЭП, детского сада нового
типа на 200 детей. Участок земли под это здание останется прежним - 0,9 га, но
здание вберет в себя все функционально необходимые помещения для работы
с детьми. Сейчас готовятся все необходимые документы для этого проекта, затем
будет произведена привязка к конкретным участкам. Мы планируем, что в этом
году строительство начнется и в каждом округе Москвы по такому новому уникальному
детскому саду появится.

- С 1 апреля начался прием в первый класс. Как обстоят дела, какие проблемы
и недостатки есть в этой работе? - Прием идет спокойно, я должна сказать,
что та система, которая создана в Москве, позволяет родителям не беспокоиться,
мне порой кажется, что больше беспокоятся журналисты, постоянно поднимающие
эту тему. Иногда читаешь и изумляешься, где такие факты взяты, потому что собеседники
газетчиков сплошь анонимы, которые не называют ни своих фамилий,
ни номеров школ, где есть недостатки или нарушения. Прочитала недавно одно интервью
и не поверила, что в школе у будущего первоклассника могли спросить,
что такое второстепенные члены предложения, предложить ему посчитать от 70 до
100 и обратно, и вообще устроить не собеседование, а экзамен. Экзаменов нет
и не может быть. И сбор по пять тысяч долларов при приеме в первый класс - ерунда.
Можно говорить об этом только тогда, когда это установлено, когда будут
уличены в этом либо директор, либо учителя. Мы открыли <горячую линию> (следующая
будет 29 апреля, телефон 366-65-50), вопросы нам задают разные. В одном
округе пожаловались на школу, которая не принимает ребенка в возрасте 6 лет,
хотя московские законы позволяют это делать, и мы дали школе разъяснения на
этот счет. Вообще много таких проблем, которые возникают из-за незнания родителями
или педагогами московского законодательства, и все можно разрешить,
дав соответствующие справки и информацию. В двух случаях жалобы были связаны
с тем, что школы попросили родителей заплатить вступительный взнос - туда
направлены комиссии контрольно-ревизионного управления Департамента образования.
Мы очень жестко контролируем эту ситуацию, освобождаем руководителей образовательных
учреждений от работы, если факты поборов подтверждаются. Порядок приема в престижные
школы таков: директор принимает заявления от родителей, окружная комиссия
рассматривает заявления, и после принятия решения директор издает приказ о зачислении
тех, кому дана рекомендация. Жалобы принимает конфликтная комиссия.

Версия для печати
Постоянный адрес статьи:
http://www.ug.ru/issues/?action=topic&toid=1451

Выпуск листа на новом месте: 1903

   2006-04-26 05:25:49 (#541839)

[TIFLO] Интегрированное образование

"Дефектология"! N4, 2005.

Региональные проблемы

специального образования

О некоторых проблемах интегрированного обучения детей

с особыми образовательными потребностями

А.А. Дмитриев,

Институт специальной педагогики Красноярского государственного педагогического
университета

Мнение редакции "Дефектологии" по данному вопросу не полностью совпадает с мнением
автора. В документе настораживает то, что предлагается обеспечивать детей с ограниченными
возможностями здоровья (а следовательно, и детей с отклонениями в развитии) "медико-психологическим
сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной
школе", но при этом речь даже не идет об удовлетворении их специальных образовательных
потребностей. - Ред.

Объединение в одном классе или дошкольной группе обычных детей и детей с особыми
образовательными потребностями происходит по разным причинам. Иногда, особенно
в сельской местности, это стихийный вынужденный процесс; реже - экспериментальный,
проистекающий под влиянием мировой практики интегрированного обучения.

Как известно, социально-правовые механизмы реализации идеи интегрированного обучения
детей с особыми образовательными потребностями в нашей стране стали активно разрабатываться
только в последние годы. Был проведен ряд международных и всероссийских конференций,
где затрагивались проблемы интегрированного обучения, разработана Концепция интегрированного
обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными
потребностями), по данной проблеме опубликован ряд сборников трудов и отдельных
статей (Н.Н. Малофеев, Н.В. Амензиз, А.М. Гендин, А.А. Дмитриев, Л.И. Дмитриева,
Д. Каррэн, Л.В. Кузнецова, М.И. Никитина, М.И. Сергеев, Л.М. Шипицына и др.).
Работают образовательные учреждения комбинированного типа, классы коррекционно-развивающего
обучения в массовых школах и др.

Н.Н. Малофеев и Н.Д. Шматко отмечают, что "интеграция - ??? ???????????? ????
???????? ??????? ???????????? ???????????, ?????????... с переосмыслением обществом
и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление
равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование" [1.
С. 48.]. Авторы подчеркивают, что интеграция не противопоставляется системе специального
образования и предлагают осуществлять ее с учетом уровня развития каждого ребенка.
Наиболее адекватными условиями для интеграции располагают комбинированные образовательные
учреждения, в которых можно выбрать "долю" интеграции, то есть одну из возможных
моделей. Для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют
возрастной норме и готовы к совместному обучению со здоровыми детьми, может быть
эффективна полная интеграция1.

Л.М. Шипицына [1. С. 56-60] выделяет две основные формы интеграции: социальную
и педагогическую. Первая предполагает адаптацию детей с ограниченными возможностями
в общую систему социальных отношений в рамках той образовательной среды, в которую
они интегрируются. Вторая предусматривает формирование у детей с проблемами в
развитии способности к усвоению учебного материала, определяемого общим учебным
планом.

Во многих исследованиях выражается обеспокоенность тем, что наше общество пока
не готово к введению интегрированного обучения в систему общего образования,
поскольку не отработаны как нормативно-правовые, так и содержательные аспекты
обучения особых детей, не определены их права в отношении получения цензового
образования. Не хватает специалистов в области специальной педагогики и специальной
психологии, зачастую в органах управления образованием и образовательных учреждениях
даже не предусмотрено необходимое количество ставок дефектологов.

Основания для таких опасений, конечно, есть. Более чем двадцатилетний опыт Запада
свидетельствует, что подлинная, а не формальная интеграция требует значительного
роста государственного финансирования, серьезной переподготовки учителей общеобразовательных
школ, оборачивается порой как снижением возможностей коррекции психического развития
проблемных детей, так и ослаблением внимания и ограничением индивидуального подхода
к обучению и воспитанию нормально развивающихся одноклассников. Есть мнения
и о том, что для подготовки детей с нарушениями в развитии к жизни в обществе
им вовсе не обязательно с раннего возраста учиться вместе со здоровыми детьми,
а необходимый опыт общения и взаимодействия они могут приобрести в других формах.
Так, по мнению В.В. Линькова, "эффективность интеграции связана с присвоением
учащимися субъектных функций в этом процессе. Подлинная интеграция обеспечивается
не тем, что аномального ребенка вводят в группу нормальных детей, а тем, что
он прилагает усилия влиться в нее и данная группа его принимает" [3. С. 4].

Нам представляется, что достаточно взвешенная позиция по этому вопросу излагается
в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года", подготовленной
Минобразованием России и одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.12.2001 г. n 1756-р. В ней говорится, что "дети с ограниченными возможностями
здоровья должны быть обеспечены медико-психологическим сопровождением и специальными
условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту
жительства, а при наличии соответствующих медицинских показателей - в специальных
школах и школах-интернатах" [2. Пункт 2.1]2.

О готовности общества

к интегрированному обучению и воспитанию

Трудности реализации интегрированного обучения в условиях нынешней России, неверие
в возможность его осуществления в обозримом будущем, а порой и сомнения в его
целесообразности отразились в результатах массового опроса сотрудников коррекционных
учреждений Красноярского края, проведенного в 2000 г. Лишь 5% опрошенных отнесли
нерешенность проблем перехода к интегрированному обучению детей с отклонениями
в развитии к числу основных причинам недостатков в системе специального образования,
что свидетельствовало прежде всего о том, что респонденты не относили тогда этот
вопрос к числу важных.

Успех внедрения интегрированного обучения во многом зависит не только от материально-организационного
и учебно-методического обеспечения, но и от факторов социально-психологического
порядка, с нравственной атмосферой в обществе. Практическое решение сложных проблем
интеграции затрагивает интересы не только работников коррекционных учреждений
и родителей детей с проблемами в развитии. В не меньшей степени оно касается
интересов и другой стороны - учащихся обычных общеобразовательных школ, их родителей
и педагогов. Именно для выяснения позиции представителей массового образования
в 2003 году было проведено специальное исследование в Красноярске и Минусинске,
где общая совокупность респондентов составила 1213 человек, в том числе 341 родителей
дошкольников, 157 учителей и 715 школьников. Среди учеников школ были представлены
девятиклассники (434 человека) и одиннадцатиклассники (281), а соотношение юношей
и девушек составляло, соответственно, 303 и 408 человек.

Вопрос к учащимся общеобразовательных школ формулировался следующим образом:
"Во многих странах дети-инвалиды учатся в обычных школах вместе со всеми детьми,
что очень важно для их развития. Как бы Вы отнеслись к тому, чтобы в Вашем классе
учились дети с физическими недостатками?" Респонденты могли выбрать один из предложенных
вариантов ответа или отметить позицию "затрудняюсь с ответом". Почти половина
опрошенных (46,0%) заявили, что они отнеслись бы к детям с ограниченными возможностями
здоровья "с пониманием и сочувствием, старались бы помогать им", 27,7% - были
не против совместного обучения. Сравнительно немногие (6,2%) высказались умеренно
негативно - "терпел бы их присутствие, но мне это было бы неприятно". Лишь единицы
(3,4%) были настроены резко отрицательно и выбрали вариант "я решительно против
такого соседства и относился бы к ним с неприязнью". В целом, даже несмотря на
то, что достаточно высокий процент опрошенных (15,3%) не определились с ответом,
опрос показал: почти три четверти школьников готовы принять в свою среду детей
с проблемами в развитии.

В анкете для учителей был поставлен тот же вопрос, но предлагались видоизмененные
варианты ответов. Подавляющее большинство педагогов (80,2%) одобрили совместное
обучение детей, причем значительная часть опрошенных (29,9%) сделали это из нравственных
соображений ("поскольку это способствовало бы гуманистическому воспитанию всех
детей в классе"), а остальные (50,3%) выразили согласие при условии создания
необходимых предпосылок ("малая наполняемость класса, подготовка учителя в области
коррекционной педагогики, дополнительная оплата"). За исключением одного респондента,
никто не высказался против курса на интеграцию в принципе. Правда 14% считают,
что "при нынешнем состоянии общеобразовательной школы подобное нововведение нежелательно
и преждевременно".

Более четверти всех опрошенных родителей здоровых детей дошкольного возраста
(29,0%) выбрали ответ - отнесся бы "положительно, ибо это способствовало бы воспитанию
всех детей в группе в духе гуманизма, взаимопомощи, сострадания". Еще около половины
респондентов (47,2%) в принципе не возражали против совместного воспитания детей,
"но при условии, что такое нововведение будет должным образом обеспечено в педагогическом
и материально-финансовом отношении и не нанесет ущерба учебно-воспитательной
работе в группе".

Таким образом, несмотря на некоторые различия позиций представителей тех или
иных групп, общественное мнение в целом благоприятствует реализации интегрированного
обучения в системе общего образования.

Проект "Муниципальная модель интегрированного обучения

детей с особыми образовательными потребностями"

Анализируя перспективы развития коррекционных учебных заведений в России, Н.Н.
Малофеев [5] указывает на то, что удовлетворение особых образовательных потребностей
ребенка является одним из базовых условий его психического здоровья и развития,
а преобладающим типом российских образовательных учреждений XXI века станут образовательные
учреждения комбинированного типа: дошкольные и школьные.

В течение последних двух лет на базе Свердловского района г. Красноярска реализовывался
проект "Муниципальная модель интегрированного обучения детей с особыми образовательными
потребностями". В нем участвовали три массовых (nn 17, 76, 128), одна специальная
(коррекционная) школа (n 4), два специальных (коррекционных) ДОУ (nn 50, 194),
центр детского творчества и районный центр диагностики и консультирования. При
разработке проекта учитывались как особенности региона, так и общие проблемы
специального образования, которые ощутимо обнаруживают себя в плане социальной
адаптации и социализации детей с отклонениями в развитии в обществе.

В Проекте предусматривается, что процесс реализации интегрированного обучения
должен быть эволюционным, не поспешным, не революционным, как это делают порой
у нас в регионе. Интеграция не означает закрытия специальных школ, не исключает
достижений специального образования как социального института. Напротив, подчеркивается
необходимость его дальнейшего развития как огромного и ценного пласта культуры
нашей страны.

Для управления работой по проекту и ее координацией был создан комплекс "Интеграция",
в состав которого вошли Красноярский государственный педагогический университет
им. В.П. Астафьева, администрация Свердловского района г. Красноярска, районное
управление образования, центра диагностики и консультирования, руководители школ
и дошкольных образовательных учреждений. Был издан приказ о создании психолого-медико-педагогических
консилиумов во всех образовательных учреждениях района, что позволило планомерно
выстраивать работу по диагностике, консультированию детей и направлению их в
классы интегрированного обучения различных массовых школ или группы детских садов.
Для руководителей учреждений, педагогов, психологов, логопедов, членов ПМПк был
проведен ряд семинаров, круглых столов, курсов повышения квалификации, общее
научное руководство которыми осуществляли Межвузовский Сибирский региональный
Центр коррекционной педагогики и Кафедра коррекционной педагогики КГПУ.

При реализации первого этапа проекта мы опирались на ту правовую базу, которая
существует сегодня в федеральном законодательстве и отраслевой документации Министерства
образования и науки Российской Федерации. Это прежде всего Федеральный Закон
"Об образовании", а также около 20 различных нормативных и рекомендательных документов
Минобрнауки РФ.

На втором этапе правовая база комплекса "Интеграция" была дополнена Положением
о комплексе и тремя приказами начальника РУО: о формировании в образовательных
учреждениях района психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк), о комплектовании
классов и групп интегрированного обучения, а также о тарификации специалистов.
Была разработана и утверждена Модель штатного расписания школы с учетом наличия
специального контингента детей с особыми образовательными потребностями. В школы,
в которых находилось более пятидесяти детей с проблемами в развитии, были дополнительно
введены ставки заместителя директора по специальному образованию, на каждые 20-25
детей - дополнительные ставки логопеда, учителя-дефектолога и специального психолога,
педагога дополнительного образования.

Эксперимент только в начале пути, но уже несомненно, что интегрированное обучение
- инновационная образовательная технология, позволяющая эффективно социализировать
ребенка с проблемами в развитии. Мы полагаем также, что такими учреждениями могут
быть и учреждения начального, среднего и даже высшего профессионального образования.
Видов и форм интегрированного обучения в таких образовательных учреждениях комбинированного
типа может быть множество. Отдельные учащиеся могут быть включены в класс или
группу нормально развивающихся детей, это могут быть смешанные группы, отдельные
группы детей с отклонениями в развитии, группы кратковременного пребывания и
т.д.

Литература

1. Актуальные проблемы интегрированного обучения: Материалы Международной научно-практической
конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями
здоровья (с особыми образовательными потребностями). - М., 2001.

2. Гендин А.М., Дмитриев А.А., Сергеев М.И., Дмитриева Л.И. Подготовка и функционирование
педагогических кадров в системе специального (коррекционного) образования в регионе
(по материалам социологического исследования). - Красноярск, 2002.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.,
2002.

4. Линьков В.В. Социа????-??????????? ??????? ??????????? ??????????: ???????.
???. ... канд. философ. наук. - М., 1999.

5. Малофеев Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными
потребностями // Актуальные проблемы интегрированного обучения: Материалы Международной
научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями).
- М., 2001. - С. 30-46.

6. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 70-летию Красноярского
госпедуниверситета: Диагностика, коррекция, оздоровление в системе специального
образования. - Красноярск, 2002.

1 См. об этом: Н.Н. Малофеев "Перспективы развития учебных заведений для детей
с особыми образовательными потребностями" [5].

2 Мнение редакции "Дефектологии" по данному вопросу не полностью совпадает с
мнением автора. В документе настораживает то, что предлагается обеспечивать детей
с ограниченными возможностями здоровья (а следовательно, и детей с отклонениями
в развитии) "медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для
обучения преимущественно в общеобразовательной школе", но при этом речь даже
не идет об удовлетворении их специальных образовательных потребностей. - Ред.

Выпуск листа на новом месте: 1902

   2006-04-26 04:31:23 (#541833)