Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Пустите ребенка-инвалида в школу

Пустите ребенка-инвалида в школу

Российский общественный совет по развитию образования ( РОСРО ) обсудил вопросы
образования юных россиян с ограниченными возможностями здоровья . Выездное
заседание прошло в помещении московской школы N 142 под председательством ректора
Государственного университета - Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова
. Гостями школы стали министерские чиновники, депутаты Госдумы РФ, члены Общественной
палаты РФ, преподаватели, представители образовательного сообщества.

Как напомнил собравшимся
Ярослав Кузьминов ,
проблема образования детей с ограниченными возможностями является непростой для
любой страны. И хотя российская школа всегда имела огромный гуманистический
потенциал и наша образовательная наука уделяла особое внимание вопросам педагогики,
тем не менее проблемы обучения детей-инвалидов оставались в тени.

Ныне, пояснил Ярослав Кузьминов , всего 4,5% детей имеют особые потребности в
обучении . При этом только 0,5 миллиона таких детей учатся в специализированных
школах или коррекционных классах обычных школ. Так как специализированные школы
составляют только 3% от общего числа школ, многие дети-инвалиды не имеют
возможности получить образование по месту жительства . По данным Министерства
образования и науки, только 230 тысяч из 400 000 детей-инвалидов получают
образование. И 33 500 школьников учатся на дому.

Есть еще один аспект этой проблемы. Примерно 64% детей от всех детей-инвалидов
страдают всего лишь задержкой психического развития. Умственные отклонения
отмечают у 20% детей, у остальных - проблемы со слухом , зрением и другие заболевания.
Все это - свидетельство неправильной ранней диагностики ребенка
. И если бы многие из сегодняшних детей-инвалидов учились в массовой школе, они
бы ничем не уступали по своему развитию вполне здоровым сверстникам . Интеграцию
детей-инвалидов в учебный процесс обычной массовой школы называют инклюзивным
образованием .

Кстати, в 70-е годы прошлого столетия многие граждане в Америке тоже не понимали,
зачем ребенку-инвалиду нужно учиться вместе со всеми. А в Норвегии решить
проблему попытались даже одним махом, взяли и в 1991 году в один день закрыли
все интернаты для инвалидов . В Италии специнтернаты закрылись в 60-х годах
прошлого столетия. В Америке начиная с 70-х годов прошлого столетия инклюзивное
образование шагает по стране, имея достаточную господдержку и серьезные
вложения частного капитала.

У нас 72% специализированных школ являются интернатами. И поэтому проблемы инклюзивного
образования надо решать. Поэтому крайнее удивление Ярослава Кузьминова
и присутствующей на заседании председателя Совета по гражданскому обществу и
правам человека при президенте РФ
Эллы Памфиловой
вызвало отсутствие на мероприятии кого-либо из руководства Минобрнауки РФ .

Все критические замечания относительно системы детских домов и интернатов и собранные
предложения адресовать было практически некому. Элла Памфилова посетовала
еще и на то, что в сегодняшнем российском правительстве даже нет полноценной
структуры, ответственной за образование детей с ограниченными возможностями
по здоровью, к которой можно было бы апеллировать при необходимости.

Особой эмоциональностью отличалось на заседании выступление председателя комитета
по образованию и науке Госдумы РФ
Олега Смолина .
Он коснулся нормативно-правовых вопросов организации образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья.

По предлагаемому ныне законопроекту ребенок-инвалид может выбрать для обучения
любую массовую школу, интернат или надомное обучение . Законопроект предусматривает
открытие школ надомного обучения, в них дети могут получать консультацию или
урок по интернету от своего наставника в любое время, и количество часов в
таких школах приближено к учебному процессу в любой массовой школе.

Участники заседания посчитали свои долгом принять предложения по <доступности
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и повышению его
качества>. В современных условиях, когда ситуация с образованием детей-инвалидов
продолжает усугубляться, РОСРО предлагает включить вопрос о поддержке
развития инклюзивного образования в повестку дня саммита лидеров <большой восьмерки>
в Санкт-Петербурге .

Кроме того, Совет предлагает через систему грантов (конкурсов) стимулировать
просветительскую деятельность по изменению отношения общества, родителей, школьников,
сообщества учителей к системе инклюзивного образования. И предлагает всем осмыслить,
наконец, насколько это важно - разработать и внедрить программы ранней
коррекционной помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья .

Источник -
"Независимая газета"

Выпуск листа на новом месте: 1893

Ответить   Fri, 21 Apr 2006 22:53:54 +0400 (#540330)