Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Сверлов.

В.С. Сверлов. Продолжение

2. Историческая справка.

Преподавать - это значит передать ученикам некоторую сумму знаний и научить их
применять эти знания в жизни. Для того же, чтобы передать свои знания другим,
далеко не всегда требуется, чтобы в*, процессе этой передачи участвовало зрение.
Но даже и в том случае, когда зрение необходимо со стороны ученика, часто 'бывает,
что со стороны учителя присутствие его вовсе необязательно. Насколько, напр.,
существенно присутствие зрения при преподавании философии, политической
экономии и т. п.? Не

42

приходится, конечно, говорить о преподавании слепым, где зрение исключено вообще,
где на его место встали осязание и слух, и где слепой преподаватель и слепой
ученик оказываются в одинаковых условиях. Конечно, и в том и в другом случае
преподавания слепым и зрячим существует множество моментов, когда приведенные
только что рассуждения абсолютно неприменимы, но это частности, о которых речь
ниже, с точки же зрения принципиального решения вопроса участие зрения в преподавании
не является обязательным. Отсюда станет понятным, почему, бросая взгляд в прошлое,
мы находим слепых прежде всего и, пожалуй, чаще всего в роли преподавателей.

Мы знаем стоика Диодота, учителя Цицерона. Хотя этот философ ослеп в преклонном
возрасте, слепота не помешала ему продолжать свои занятия, наоборот, он еще более
отдался философии, день и ночь заставляя читать себе вслух. Он продолжал преподавать
геометрию, а в минуты отдыха играл на арфе.

Дидим (Didimus) жил в четвертом веке нашей эры; потеряв
зрение четырех лет, этот человек упорно стремился к приобретению знаний. Повидимому,
он первый применил разрезную, подвиж-ную деревянную азбуку, при помощи которой
он научился читать и овладел элементарными знаниями, но не остановился на этом
и,
обладая гениальной памятью, изучал творения древних. Он много
путешествовал. Изучил философию, теологию и языки; был также
сведущ в музыке и астрономии. Знания его были настолько основательны, что в диспутах
он был непобедим. Ему, как наиболее
достойному из ученых, была поручена кафедра в высшей школе
Александрии. х

Никадий Верда (1440-1494). Потерял зрение на третьем году, избрал карьеру ученого,
добился степени доктора философии и теологии и был профессором гражданского и
церковного права.

Карл Фердинанд (умер в 1496) ослеп в юности, получил философское образование
и был профессором Парижского университета.

В Пруссии жил и работал широко образованный человек, учитель философии и древних
языков М. Шенбергер (М. Schonberger) (1601-1648 г.) Потеряв зрение от оспы на
третьем году жизни, он впоследствии обнаружил непреклонное стремление к знанию
и не переставал грустить, подавленный слепотой. Отец его, садовник по профессии,
послал его в школу для того, чтобы развлечь маль-чика. Но тот серьезно принялся
за учебу, окончил гимназию, поступил в университет в Лейпциге, где 22-летним
юношей полу-чил звание магистра. Он изучил 7 языков, из которых 6 восточ-ных:
арабский, халдейский, еврейский и другие.

Франсуа Малавалъ (1627-1719) ослеп на первом году жизни, получил степень доктора
наук, был основателем и профессором академии в Марселе.

Иоганн Шмидт (1639-1689) ослеп десяти лет, окончил университет, получил степень
магистра и преподавал теологию. Среди 43:

многочисленных работ, написанных Шмидтом, есть несколько> посвященных слепым.

Николай Саундерсон (1682-1739), сын небогатого и много-семейного чиновника, ослеп
от оспы на первом году жизни. Попав в школу, он проявил большие способности и
наклонность к математике. К 18 годам он превзошел своих учителей и начал работать
самостоятельно. Его работа осложнялась тем, что он не получал материальной поддержки
и должен был содержать себя сам. Пре-одолевая трудности, он готовился поступить
в университет. Но в университет его не приняли на том основании, что он был слеп,
а зачислили в воскресный колледж в Кембридже, с правом поль-зоваться университетской
библиотекой. В то же время он читал публичные лекции по оптике, на которые сходилось
множество народа. Слушателей привлекала вначале не столько оптика или теория
Ньютона, сколько слепой лектор, однако, Саундерсон читал свои лекции так интересно,
что и пришедшие из любопытства становились постоянными слушателями. Ньютон пригласил
Саундерсона в Кембриджский университет на освободившуюся должность про-фессора
математики. В 1728 г. Саундерсон получил степень доктора прав. Прямота Саундерсона,
его остроумие и материалистические воззрения принесли ему много неприятностей.
Философ Дидро в "Письма о слепых" посвятил несколько интересных строк послед-ним
минутам жизни этого замечательного человека.

Знаменитый математик Эйлер (1707-1783 г.) долго работал в качестве профессора
физики и высшей математики. В 1735 г. он ослеп на правый глаз, а в 1766 г. наступила
полная слепота. Несмотря на нее, Эйлер продолжал неослабно работать до самого
последнего дня своей жизни. Он написал 45 больших научных работ и 700 брошюр
и статей. Многие из этих произведений ("Введение в алгебру",,, Диоптрика", "Интегральные
вычисления и др.) были написаны им после наступления слепоты.

Профессор истории Д. Бачко (L. Baczko) (1756-1823) интересен для нас не только,
как слепой преподаватель, но и как дея-тель в области слепоты и автор ряда работ
в этой области. Сын офицера Прусской армии, сн ослеп от оспы 21 года от роду.
Обезображенное лицо, поврежденная при несчастном случае и почти не действующая
рука и от природы короткая нога служили пред-метом грубых насмешек и доставили
ему много неприятных минут. Написав историю Пруссии, Бачко тщетно добивался места
препо-давателя в университете, ему не удалось получить его, и лишь позднее он
был принят в Артиллерийскую Академию. В 1816 г. его стараниями было учреждено
попечительство о слепых. Кроме трудов по истории,составивших 11 томов, он издал
два сочинения, в которых обсуждаются различные вопросы слепоты. Сочинения эти:
"История моей жизни" и "О себе самом и моих товарищах по несчастью".

Все перечисленные лица являются разрозренными одиночками, в большинстве случаев
не подозревавшими о том, что где-то или

когда-то, на аналогичном поприще, работал или работает слепой. Все они добились
общественного положения в результате своих выдающихся способностей.

Совершенно в ином положении мы находим слепых преподавателей в 19 веке. Валентин
Гаюи. организовав свой Институт слепых и являясь в нем единственным преподавателем,
нуждался в помощниках. Это обстоятельство заставило его прибегнуть к помощи своих
же наиболее развитых и способных воспитанников. Уже в 1791 г. Гаюи выбрал из
среды своих учеников 6 юношей и применил их в качестве помощников - преподавателей
в своем институте, положив этим начало позднее утвердившемуся обычаю оставлять
при институтах слепых детей, наиболее способных из воспитанни-ков, открыв таким
образом для слепых новую, чрезвычайно благо-дарную профессию. Но Валентин Гаюи
готовил своих воспитан-ников не только к преподаванию в школах слепых. Он был
убежден в том, что слепые вполне могут обучать и зрячих. Желая подго-товить их
к преподавательской деятельности среди зрячих, В. Гаюи в 1789 г. открыл при своем
институте школу для зрячих детей, преподавателями в которой были слепые. Школа
эта просущество-вала три года, вплоть до того момента, когда ин-т слепых был
слит с ин-том глухонемых. Впоследствии, когда ин-т слепых, пре-терпев коренную
ломку, был обращен в придаток конгрегации "Трехсот", а сам Гаюи в 1802 г. был
отстранен от работы, он снова попытался возродить свою старую идею и, открыв
новую школу, "Музей слепых", учредил при ней классы для зрячих, но вскоре должен
был окончательно прекратить свою деятельность во Франции и переехал в Россию.

Клейн также обратил внимание на возможности применения слепых в качестве педагогов.
Он написал об этом в своей работе, а своего первого ученика Брауна сделал учителем
ручного труда.

Основатель первого училища для слепых в Америке Самуэлъ Гоу (S. G. Howe) в 1832
г. пригласил в качестве учителя в только что основанное им учреждение слепого
Траншери, и с этого момента применение труда слепых на педагогическом поприще
начало неуклонно расти и наиболее значительных размеров достигло именно в Соединенных
Штатах Америки.

По началу такие слепые преподаватели были заняты на вспомогательных несложных
работах, но с течением времени им начали поручать самостоятельные и иногда весьма
ответственные участки работы, чаще же всего это были учителя музыки. Паблазек
учре-дил даже при своем Институте специальные курсы, в которых бывшие воспитанники
института и будущие учителя слепых про-ходили специальную подготовку и приобретали
практические навыки. Уже первые опыты показали, что во многих случаях сле-пой
преподаватель объясняет своим слепым ученикам гораздо лучше, чем зрячий, а многие
советы слепых преподавателей ради-кально улучшили некоторые приемы преподавания.

К концу 19 века слепых преподавателей было уже так много> что даже просто перечислить
их является совершенно невозмож~ ным. Да это, конечно, было бы и 'нецелесообразным,
так как боль-шинство их не оказало никакого влияния ни на тифлопедагогику) ни
на общественное движение слепых вообще. В огромном большинстве своем они не имели
даже широкого образования и, окон-чив институт для слепых детей, оставались при
нем в качестве скромных, хотя и весьма полезных работников, не вынося своей деятельности
за его стены. Но было среди них не мало и таких, которые оставили глубокий след
в истории тифлопедагогики и в истории общественного движения слепых вообще. На
особенно выд ающихся из них я позволю себе вкратце остановиться.

Иоган Кни (J. Кпге) 1794-1859. Родился в Эрфурте в семье зубного врача. Ослеп
10-ти лет. 15-летним юношей поступил в Берлинский институт слепых, где пробыл
5 лет, после чего поступил в университет в Бреславле, имея целью сделаться учи-телем
слепых. Он изучил историю, географию, математику и языки и много времени посвятил
упражнениям в методике преподавания. В 1817 г. он основал общество "Улучшения
жизни слепых", имев-шее целью научить ремеслу и обеспечить работой ослепших во
время войны 1813-15 г., а два года спустя он открывает свой институт для слепых
и начинает свою педагогическую деятель-ность с двумя учениками. В 1835 г. Кни
предпринял большое путешествие по Европе и посетил все имевшиеся в то время учре-ждения
для слепых. Кни отличался умом, энергией и жизнерадост-ным характером. Он поддерживал
постоянную переписку со всеми выдающимися тифлопедагогами и своими трудами внес
очень много невого в дело воспитания и обучения слепых. Кни ввел много совершенно
новых пособий и приспособлений в практику обучения слепых и ряд ценных машин
для их производственного обучения. Кни перевел ряд работ, посвященных вопросам
тифлологии, и сам написал "Руководство к правильному и целесообразному хождению
слепых детей" и "Педагогическое путешествие по Германии".

Ж. Платенау (J. Platen.au) 1801-1883 г. в Бельгии пользо-вался заслуженной известностью
большого ученого. В универси-тете в Генте преподавал физику и астрономию. Изобрел
ряд физи-ческих приборов. Ослеп взрослым, но слепота не прирвала его преподавательской
и ученой деятельности. Будучи слепым, опубли-ковал курс физики.

Луи Брайль (L. Braille) 1809-1852 г. Приобрел всеобщую известность, как изобретатель
получившего всемирное распростра-нение шрифта. Но кроме того, Брайль был и прекрасным
педаго-гом. Сын шорника, он ослеп в возрасте трех лег от ранения глаза. Некоторое
время он посещал сельскую школу, затем был помещен в Парижский институт слепых.
В институте Брайль проявил выдающиеся способности не только по общеобразовательным
пред-метам и музыке, но и по ремеслу. В 1828 г. он начинает свою педагогическую
деятельность, получив класс в том же Парижском

институте. Уроки Брайля были всегда содержательны и интересны, а его класс всегда
отличался образцовой дисциплиной. В 18%5 г... Брайль закончил работу над своей
системой шрифта "й~вместе со своим товарищем Фуко сконструировал первую пишущую
машину для слепых, в применении к своему шрифту. За свои труды он был награжден
орденом Почетного Легиона!

Продолжение следует

Выпуск листа на новом месте: 1840

Ответить   Tue, 28 Mar 2006 02:52:08 +0400 (#531675)