Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2006-03-08

[TIFLO] С Праздником

Здравствуйте, Дорогие, милые участницы нашей рассылки!

Поздравляем Вас с праздником 8 марта, желаем Вам здоровья, счастья, любви...
Многоточие я ставлю потому, что у каждого из Нас есть особые слова для каждой
из Вас.

Надеюсь, что нижеследующий материал не испортит Вам праздничного настроения.

"Школьный Вестник" Н, 2006 г.

ИЗ ИСТОРИИ ПРАЗДНИКА 8 МАРТА

Немногие знают историю этого праздника, который мы так рьяно и ежегодно отмечаем
8 марта. А начиналось всё так.

Уже в древнем Риме существовал женский день, который отмечали матроны. В этот
день матроны - свободно рождённые женщины, состоящие в браке, получали от своих
мужей подарки, были окружены любовью и вниманием. Рабыни тоже получали подарки.
Кроме этого, хозяйка дома позволяла невольницам в этот день отдыхать. Облачённые
в лучшие одежды, с благоухающими венками на головах, римлянки приходили в храм
богини Весты - хранительницы домашнего очага.

Праздником 8-е марта стало далеко не сразу. Отмечая ежегодно 8-е марта как женский
день, день весны и любви, все как-то забыли, что причины появления этой красной
даты в календаре весьма далеки от лирики.

В XIX веке и начале XX о том, что представительницы прекрасного пола имеют какие-то
права, в большинстве стран мира было не принято даже говорить. Женщинам запрещалось
участвовать в выборах и занимать руководящие должности - если, конечно, речь
шла не о царствующих особах или наследницах крупных состояний. Да и работающих
женщин тогда было немного: считалось, что жена должна заниматься домом и детьми,
а участие в общественной жизни ограничивалось зачастую посещением церкви. Женщине
никогда не платили столько же, сколько мужчине, её труд считался менее квалифицированным,
а в обществе господствовало мнение, что жену должен содержать муж. Правда, общественным
мнением в те времена являлось как раз мнение мужчин.

Отстаивать свою точку зрения публично женщины отважились только во второй половине
XIX века. Первый женский митинг состоялся 8 марта 1857 года. Тогда текстильщицы
Нью-Йорка вышли на улицы, протестуя против низких зарплат и плохих условий труда.
Из политических партий в защиту прав женщин выступили только социал-демократы.
Именно они были инициаторами организованной борьбы. Со временем демонстрации
становились всё более массовыми, сложилась и своеобразная традиция - проводить
такие акции в начале весны.

В 1908 году уже их внучки требовали в этот день запрета детского труда, улучшения
условий на фабриках и предоставления женщинам права голоса. На следующий год
социалистическая партия Америки провозгласила последнее воскресенье февраля Национальным
женским днем. В 1910 году в Копенгагене на Международной конференции женщин Клара
Цеткин предложила ежегодно отмечать день борьбы женщин за свои права.

Точной даты тогда не установили. В Европе этот день впервые отметили 19 марта
1911. И только через три года решили остановиться на 8-ом марта.

Естественно, поначалу день борьбы за права женщин отмечали не на государственном,
а, так сказать, на партийном уровне. И только когда

Выпуск листа на новом месте: 1802

   2006-03-08 22:39:28 (#524675)

[TIFLO] Зачем филфак официанту

"Российская газета"
Зачем филфак официанту?

В этом году вузы на 10 процентов сократят бюджетный прием

Мария Агранович
Дата публикации 1 марта 2006 г.

Андрей Фурсенко намерен вернуть выпускнику ПТУ звание "знатного рабочего". Фото:
Сергей Куксин 24 марта проблемы российского образования будут обсуждаться
на заседании Государственного совета РФ. О чем конкретно пойдет речь? На вопросы
корреспондента "РГ" отвечает министр образования и науки России Андрей
Фурсенко.

Российская газета | Андрей Александрович, какие вопросы будут обсуждаться в первую
очередь?

Андрей Фурсенко | Все, что касается Национального проекта, проблемы профессионального
образования, статус учителя, реформа оплаты труда. Государство вернулось
в образование. Нацпроект - тому подтверждение. Государство будет и дальше увеличивать
свой вклад в эту сферу. Могу с уверенностью сказать, что объем и
доля расходов бюджета на образование будут расти.

РГ | Буквально на днях на рабочей группе Госсовета в Петрозаводске прозвучала
идея необходимости объединения ПТУ и ссузов. Что это будет за "институт" и
почему он понадобился именно сейчас?

Фурсенко | Сегодняшняя система начального и среднего профобразования неэффективна.
И мы намерены создать комплексную систему вневузовского обучения. Только
делать это нужно очень осторожно.

Сейчас и в техникумах, и в средних специальных учебных заведениях пытаются, как
говорится, убить двух зайцев сразу. И просто повысить образовательный уровень
студента, и подготовить его к профессиональной деятельности. Получается не очень
здорово. Кроме того, все виды образования, кроме университетского, мы
психологически трактуем как подготовку к вузу. Почти в каждом разговоре с руководителями
ПТУ, я не говорю уже о ссузах, проскальзывает: "...столько-то
наших выпускников поступило в вузы...". Это в принципе неправильный подход. Из-за
смешения стилей не получается подготовить человека должной квалификации.
Ощущение, что во всей системе профессионального образования никто не верит, что
можно выпустить действительно хорошего специалиста. Вся борьба идет за
диплом. И поскольку диплом вуза считается более ценным, чем диплом техникума,
все стремятся именно в вуз.

РГ | Большинство абитуриентов идет в техникумы просто потому, что не знают, чем
хотят заниматься в будущем.

Фурсенко | В том-то и дело. Им надо получить хоть какой-то диплом и одновременно
отсрочку. Причем не от армии, а от жизни. Нам необходимы два параллельных
направления образования: вуз и то, что в Европе называют vocational training
- буквально "профессиональное обучение". Например, в Германии человек далеко
не всегда хочет иметь университетский диплом, но стремится хорошо зарабатывать
и быть профессионалом. Он совершенно сознательно идет на vocational training,
не тратя сил, времени и нервов на подготовку к вузу. Это и есть так называемые
"голубые воротнички", специалисты-практики. Нам нужно сделать две сильные
и равноправные ветви профессионального образования. Одна из которых ориентировалась
бы на подготовку тружеников ума, а другая готовила бы мастеров своего
дела с практическими умениями и знаниями.

РГ | Но выпускников техникумов и ПТУ некоторые считают сегодня людьми второго
сорта...

Фурсенко | К сожалению, это так. Ведь по расхожему мнению, в ПТУ идут те, кто
в школе учился на "двойки". Наша задача - сформировать статус выпускников
этих учебных заведений как профессионалов. Между прочим, в советское время так
и было. Был статус "знатного рабочего", так скажем, мастера золотые руки.
И это звание существовало не только в книгах. Рабочие были уважаемыми людьми
с хорошими зарплатами.

РГ | Задумка-то хорошая. Но любая реорганизация - это сложный процесс... С чего
начать?

Фурсенко | Для начала нужно попробовать сформулировать заказ и на вузовских специалистов,
и на выпускников техникумов и ПТУ. Сегодня все признают: на рынке
перепроизводство специалистов с высшим образованием. И молодым людям, окончившим
университет, из-за нехватки мест приходится идти, допустим, в официанты.
Поэтому мы в этом году сокращаем цифры бюджетного приема в вузы в среднем на
10 процентов. И это не прихоть. Во-первых, в стране демографический спад.
Во-вторых, мы просто обязаны реагировать на запросы экономики. Прогнозы экспертов
сбываются: три четверти выпускников гуманитарных факультетов невостребованы
экономикой, и это заставляет задуматься. Ведь обозначая бюджетные места, мы как
бы даем сигнал о том, что в этом секторе, по мнению государства, есть потребность
в специалистах. Получается, что мы заведомо обманываем наших абитуриентов.

РГ | К 2008 году вы пообещали всем ученым довести зарплату до 30 тысяч рублей.
А что с учительскими зарплатами? Можно ли здесь тоже назвать срок и цифру?

Фурсенко | Сегодня средняя зарплата учителя - около 6 тысяч рублей. Думаю, если
мы в ближайшее время сумеем перейти на отраслевую систему оплаты труда,
на нормативно-подушевое финансирование, то к 2008 году вполне реально добиться
удвоения зарплат учителей, то есть прийти к сумме в 12 тысяч рублей в среднем
по России.

Выпуск листа на новом месте: 1801

   2006-03-08 22:27:11 (#524672)

[TIFLO] Школа неравенства

Школа неравенства

Социологи нащупали главную болевую точку российского среднего образования

Екатерина Добрынина
Дата публикации 27 февраля 2006 г.

Сегодня наша газета первой публикует материалы самого крупного и детального за
последние годы исследования проблем российского образования.

Общая любовь к знаниям еще не означает общей дороги к ним. Фото: Юлия Майорова.
Его итоги, по-видимому, лягут в основу не одной программы в рамках национального
проекта, которым названа сегодня реформа и поддержка образовательной сферы в
масштабах всего Российского государства.

Никакой "прорыв" и "качественный скачок" немыслим без людей, которые вложат в
него свой интеллект, навыки и таланты, сумеют победить в конкурентной борьбе.

В одночасье или из ниоткуда такие победители не приходят. Исторический опыт подсказывает
банальную истину: они появляются только в стране, где уровень образования
достаточно высок, а средние и высшие учебные заведения не строят искусственных
барьеров перед представителями разных социальных слоев и групп.

Насколько же оно доступно и качественно, наше "всеобщее среднее"? Справедлива
ли конкуренция при отборе детей в школы? За что платят деньги их родители
и что получают в итоге? На все эти вопросы социологи попытались получить достаточно
подробные ответы.

Исследование было инициировано Национальным фондом подготовки кадров и проводилось
в Институте социологии Российской академии наук в 2004 - 2006 годах под
руководством доктора социологических наук, руководителя Центра социологии образования,
науки и культуры ИС РАН Д.Л. Константиновского. Научные сотрудники
исследования: В.С. Вахштайн, к.с.н. О.Я.Дымарская, Д.Ю. Куракин (все - ИС РАН),
к.э.н. Я.М. Рощина (ГУВШЭ).

Выводы доклада, представленного учеными, основаны на федеральном обследовании
1500 учащихся-старшеклассников и их родителей методом формализованного интервью
по всероссийской выборке, специальных исследований в Самарской, Воронежской областях
и в Чувашской Республике (сбор информации о школах, интервьюирование
учащихся 9-х и 11-х классов и сбор информации об их родителях, проведение групповых
дискуссий и глубинных интервью с учителями и администраторами школ,
родителями школьников, родителями детей, не посещающих школу, представителями
общественных организаций, деятельность которых связана с образованием и др.)
Кроме того, использовались статистические данные, связанные с экономической,
демографической ситуацией и системой образования в целом.

Первый раз в высший класс

Ученые, проводя исследование, выделили несколько типичных групп учебных заведений
(на научном языке - кластеров), обладающих сочетанием тех или иных качеств
образования, которое там можно получить, и пронумеровали их, условно говоря,
от худших к лучшим. В расчет принималось то, насколько легко или сложно поступить
в эти школы (лицеи, гимназии и пр.), как строится в них сам процесс обучения
детей и каковы показатели выпускников. Групп в соответствии с "типами качества"
получилось восемь. Каждая из них стала предметом отдельного углубленного исследования.

При внешней сложности подхода результаты получились на редкость ясными и прозрачными.
Да, констатировали ученые, полностью доступного и действительно всеобщего
образования в России на данный момент нет. Более того: многие барьеры на пути
в "хорошие школы" и во время обучения создаются уже внутри них. В результате
большая часть населения страны, по сути, лишена возможности получить в массовой
школе полноценное и качественное среднее образование. Такое неравенство
россиян, заложенное еще на старте их жизненного пути, в дальнейшем лишь становится
резче. Если государство не примет в этом отношении срочных и хорошо
продуманных мер, в будущем мы рискуем получить еще более расколотое и неоднородное
общество, чем имеем сейчас.

Учись, директором станешь

Первый и главный барьер, который придется преодолеть наивному первокласснику,
с букетом наперевес и с портфелем собравшемуся в школу, - социокультурный.
Где именно он сядет за парту и как его будут учить, во многом обусловлено уровнем
образования его родителей, сферой их занятости и должностью.

В школах, отнесенных к самой слабой первой группе, всего 28-29% родителей имеют
высшее образование. В элитной восьмой - уже 77-80%. Фактически для ребенка,
чьи родители не имеют высшего образования, вероятность оказаться в такой школе
составляет около 20%. Важна и сфера занятости родителей. В первой, низшей
группе школ, в промышленности заняты почти две трети отцов. В лучших гимназиях
- уже всего 40%. В науке, образовании и здравоохранении заняты 36% матерей
учащихся "лучших" гимназий (при средней величине этого показателя 27%), в сфере
услуг матери учащихся таких школ работают существенно реже - 17% (средняя
величина показателя - 29%).

Чем лучше предоставляемое школой образование, тем меньше в ней детей, чьи матери
заняты физическим трудом. Этот показатель снижается с 39% в первой группе
школ до 8% в элитной - восьмой. Руководителей подразделений среди матерей больше
всего в элитных школах - 14% (при средней величине показателя 6%). Если
в школах первой группы всего 2% отцов - руководители предприятий, а 57% - рабочие,
то в восьмой группе уже 11% отцов - руководители (что более чем в два
раза превышает среднюю цифру) и лишь 12% - рабочие (втрое ниже среднего).

Факторы наслаиваются один на другой, и в итоге ребенку из обычной, малообеспеченной
семьи пробиться в престижную школу и закончить ее крайне трудно.

У деревни в заложниках

Не менее трудно маленькому человеку и его родителям преодолеть и другой барьер
- территориальный. Если ученик живет не в мегаполисе или хотя бы областном
центре (где расположено подавляющее большинство "сильных" школ), а в маленьком
городе или в селе, его шансы получить качественное образование стремятся
к нулю. Чтобы переломить судьбу, родителям придется ежедневно возить ребенка
на учебу за несколько десятков километров, отдавать в интернат, селить у родственников
и т.д. Сделать это в силах немногие. Да и в целом по стране, как показали исследования
социологов, независимо от уровня школы, лишь 8 процентов детей обучаются
за пределами того населенного пункта, где живут их родители.

В среднем по России на дорогу до школы учащиеся тратят 15 минут. Ученики "сильных"
школ - уже 20-25 минут. 80% школьников ходят пешком, 15% - пользуются
городским транспортом, на автомобиле родителей до школы добираются менее 4%.
Но в "слабых" школах пешком ходят около 90% учеников (городским транспортом
пользуются 5-10%), а в "сильных" - примерно половина. В элитных учебных заведениях
до 36% учащихся добираются в школу городским транспортом, а 8-9% учащихся
подвозят родители (что в два раза выше средней величины показателя).

Отдавая дитя в хорошую школу, родители вынуждены оценить собственные возможности
- сможешь ли возить туда ребенка, готов ли он сам с утра пораньше штурмовать
автобус или метро и стоит ли игра свеч. 60% родителей делают вывод, что нет,
не стоит - и при выборе школы ориентируются на ее близость к дому. Но и здесь
"два мира - два детства". Возможность потратить на дорогу минимум времени важна
для 68-69% опрошенных учащихся слабых школ и их родителей. В "непростых"
школах доля ленивцев снижается до 35%.

Впрочем, отдельная группа ответов - "выбрали эту школу, потому что другой в нашем
населенном пункте нет". В подобной ситуации безальтернативного выбора
школы оказались в среднем 17% опрошенных. Такие дети попали, по сути дела, "к
деревне в заложники" и вынуждены в поисках хорошей школы преодолевать двойной
барьер: территориальный и материальный. Что в таком случае делать их родителям
- купить машину и ежедневно возить ребенка в райцентр? Но доходы жителей
малых городов и сел редко позволяют такую роскошь. Есть, конечно, школьные автобусы,
на которые государство выделяет специальные средства. Но, как показали
опросы, бывает и так, что вместо одной слабой деревенской школы такой автобус
везет детей в другую слабую школу, разве что чуть лучше укомплектованную.

Снова практически не пробиться сельским самородкам-ломоносовым в университет:
у них изначально меньше шансов, чем у сверстников, обитающих в городах. В
слабых школах на 68% тех, кто отдал сюда детей из-за близости к дому, приходится
почти 40% родителей, у которых просто не было иного выбора, потому что
в пределах досягаемости нет других школ. Чем лучше школа, тем меньше в ней процент
"безальтернативщиков". В сильных элитных школах на близость к дому ориентируются
35% родителей и нет никого, кто не мог бы отдать ребенка в другую.

Учиться задаром - задаром учиться?

Невооруженным глазом видно, какие школы "для бедных", а какие - совсем наоборот.
В первой, низшей группе, 30% учащихся и их родителей заявляют, что денег
им хватает "только на самое необходимое". Вариант ответа "можем ни в чем себе
не отказывать, нет никаких материальных проблем" в "слабых" школах выбрали
5% опрошенных, в "сильных" - 13%. Люди не слишком-то любят отвечать на вопросы
о своих доходах. Социологи проясняют ситуацию другим путем: спрашивают,
есть ли дома у ученика компьютер. Показательно, что в слабых школах "да" отвечают
38%, в сильных - 86-87%.

Учеба в хорошей школе - удовольствие дорогое, даже если официально плата за это
вроде бы не взимается. Здесь экономический барьер встает во всей красе.
Полностью бесплатным считают получаемое образование 40% опрошенных в первой группе
школ и 11% - в восьмой. "Полностью платным" назвали обучение в своей
школе менее 1% опрошенных учеников слабых школ и около 7% - элитных. Среди школ
попроще, но все равно "хороших" показатель меньше - 4%. То же касается
и "платы при поступлении" - для многих именно она является препятствием для учебы
в лучших школах (о требовании такой платы упомянули 12% учащихся и их
родителей).

Гораздо чаще ученики платят "за дополнительные предметы". В группах 1-5 такая
форма оплаты распространена редко (менее 6% случаев). В шестой за дополнительные
предметы своих детей платят уже 13% родителей. В 7-8-й уже 19% и 20%, соответственно.
Самые распространенные поборы - "на ремонт школы" и "на подарки".
Правда, они на качество образования уже не влияют.

Социологи поинтересовались, были бы готовы родители перевести ребенка в очень
хорошую школу при условии, что платить пришлось бы намного больше. В среднем
12% опрошенных сказали "да", добавив: "независимо от суммы". В сильных учебных
заведениях показатель составил даже 19%. В то же время 34% родителей детей
из слабых школ важной кажется именно бесплатность обучения (в элитных - лишь
3 процентам).

Ты нам не ровня

Наглядности ради юноше, обдумывающему житье и перспективы, можно ответить на
несколько вопросов, чтобы оценить свои шансы в "школьной лотерее".

Твои родители мало зарабатывают, в семье нет отца, отец и мать плохо образованы,
у тебя несколько братьев и сестер? Тебе вряд ли светит попасть в престижную
школу. Даже поступив туда, ты вряд ли сможешь долго в ней проучиться - не по
карману.

Ты девочка, а не мальчик? Будь готова к тому, что, возможно, учиться ты будешь
не в самой плохой, но и не в самой лучшей школе (на мальчишек родители чаще
либо демонстративно не обращают внимания, либо, наоборот, "тянут их за уши" вверх
по карьерной лестнице. Дочерей в таких семьях отдают в "приличную" школу,
но не более того).

Твой папа занимает высокий пост, работает на негосударственном предприятии, чем-то
руководит? Твоя мама получила хорошее образование, но сейчас занимается
исключительно домом и детьми? Это хорошо. В самых качественных школах таких,
как ты, много. Но, кстати, если мама воспитывает тебя одна и выкладывается
на работе, то, скорее всего, ты тоже будешь учиться в неплохой гимназии, большинство
выпускников которой обычно поступают в вузы. И так далее.

Есть препятствия, которые школа создает сама. Наглядный пример - престиж школы.
Сейчас его достаточно тесно связывают с результатами ЕГЭ. Родители выбирают
школы, где средние показатели ЕГЭ выше. Школы, в свою очередь, выбирают родителей:
всегда проще набрать в класс сильных учеников, чем всерьез взяться за
повышение качества образования (хотя одно с другим связано).

Как показали исследования, в лучшие школы большое количество учеников поступает
в восьмом (до 18%) и в девятом классах (до 13%). В 10-11-х классах состав
учеников меняется незначительно. 55% лучших школ принимают учеников по результатам
вступительных экзаменов, в 10% из них существует конкурс при переходе
из класса в класс, лишь 9% никому не отказывают в приеме документов. В слабых
школах все наоборот: вступительные экзамены - 5%, берут всех желающих - 84%.

В целом по России среднее специальное образование считают достаточным для достижения
успеха в жизни 13% учащихся и 11% родителей. Одно высшее образование,
полученное в любом вузе, считают приемлемым 24% учащихся и 27% родителей. На
то, что высшее образование нужно получать в престижном вузе, указали 43% учащихся
и 45% родителей. На два высших образования ориентированы 18% учащихся и 14% родителей.
Естественно, что ученики гимназий и элитных школ гораздо чаще ориентируются
на такого рода вузы, чем их ровесники из "простых" учебных заведений.

Дороже здоровья

Впрочем, граждане России давно доказали: если они ставят перед собой цель преодолеть
те или иные препоны (а особенно такие, которые жизнь ставит перед их
детьми), то барьерам не устоять. Как выяснили социологи, явное неравенство шансов
порой только подстегивает энергию и напор абитуриентов и их родителей,
штурмующих элитные школы и гимназии. Но в целом каждая семья очерчивает для себя
"коридор возможностей". И получает то, на что рассчитывает или что может
себе позволить. Минимум иллюзий. Поэтому в среднем по России для 59% опрошенных
на выбор школы повлияла все-таки ее близость к дому, для 29% важны были
"хорошие учителя", для 25% - "отсутствие платы за обучение". 18% респондентов
отметили в качестве причины выбора школы "хорошую подготовку в вуз". 17%
ориентируются на "престиж" учебного заведения, 9% - на наличие в ней специализации.
А вот предмет особой гордости директоров и школьных завхозов - хорошая
материально-техническая база учебного заведения - интересует не более 7% опрошенных.
Еще один любопытный факт: школу в отличие от вуза выбирают вовсе не
по принципу "чтобы было легко поступить". Среднее значение данного параметра
- 6%, при этом ни один из учеников элитных гимназий эту причину вообще не
указал.

Одна из самых устойчивых установок детей и родителей при выборе школы - "престиж"
учебного заведения (в сильных гимназиях этим руководствовались до 32%).
Однако социологи выявили и парадокс. Этот самый "престиж школы" для многих оказывается
ценен сам по себе, вне связи с будущей карьерой выпускника. Дело,
выходит, не в планах на будущее, а в нынешнем статусе: элитная школа - своего
рода "клуб", куда позволено войти только "избранным", а уж чем они в клубе
заняты - дело второе.

Если судить по ответам, то лишь немногих родителей, выбирающих школу для своего
чада, в первую очередь волновало, комфортно ли будет там ребенку. Доброжелательность
учителей, их готовность помочь, хорошее отношение к детям отметили как главные
критерии выбора лишь 2-3% родителей в регионах и 9% по России в целом. Крайне
редко родители указывали и такой фактор, как наличие в школе условий для сохранения
здоровья детей (по России - менее 2%). Но не стоит с ходу обвинять
современных родителей в черствости. Да, школу по принципу "комфортности" в действительности
выбирают редко. Но "вообще" считают это важным. Признаком высокого
качества образования 72% родителей назвали "создание такой обстановки, чтобы
ребенок с удовольствием ходил в школу". Для 67% важно, чтобы школа заботилась
о сохранении и улучшении здоровья детей, чтобы среди одноклассников не было подростков
с дурными наклонностями (это крайне важно для 59% опрошенных). 66%
нуждаются в хорошей, доброжелательной атмосфере в классе. А вот "отсутствие перегрузки
детей учебой" указывают в среднем лишь 38% опрошенных. Причем здесь
существенной разницы между учениками и родителями в "хороших" и "слабых" школах
нет.

Так или иначе, заключают социологи, в данном вопросе родители больше всего склонны
к декларациям. "Вообще" комфорт в школе важен. "Здесь и сейчас" главное
- качество обучения, возможность поступить в вуз и т.д.

На штурм!

Оценивая уровень своего образования, дети, как правило, настроены оптимистичнее
родителей. И в хороших, и в слабых школах абсолютно удовлетворены образованием
до 29% опрошенных одиннадцатиклассников, до 31% - скорее удовлетворены, 41% -
удовлетворены лишь частично; скорее не удовлетворены 4%, полностью не удовлетворены
менее 1% респондентов. Однако в ходе общероссийского опроса только 16% родителей
указали, что абсолютно удовлетворены образованием, которое получает их
ребенок. И уж тут чем школа сильнее, тем счастливее родители (от 10% в "обычных"
школах с низкими результатами - до 27% в хороших гимназиях).

В среднем 67% российских родителей считают лучшим из возможных результатов обучения
в школе поступление в вуз (в сильных школах это важно для 76%, причем
35% высоко оценивают связи данной школы с вузом). Хорошие возможности для трудоустройства
после школы, как и следовало ожидать, важны для учеников "обычных"
школ с невысокой успеваемостью (в среднем 41%). В школах с высокой успеваемостью
такая перспектива привлекает лишь 24%. 99% выпускников элитных школ собираются
поступать в вуз и альтернативы для себя не видят. В целом же около 80% 11-классников
намерены хотя бы попытаться получить высшее образование. Если попытка
не удастся, то 24% респондентов хотят ее повторить, а в течение года работать
и одновременно готовиться в вуз. 14% собираются сначала получить среднее
специальное образование и штурмовать вуз с этим дипломом. 6% в случае провала
готовы пойти в армию.

При этом чем выше уровень школы, тем чаще ее ученики обращаются и к услугам репетиторов
- дело здесь не в том, что "учат плохо", а в том, что "большего
хотят".

Бесплатно в школе занимаются дополнительно для улучшения успеваемости 37% учеников.
Правда, в худших и лучших школах любые дополнительные занятия вообще
востребованы меньше - в первых потому, что никому не нужны, во вторых - потому,
что там и без того учат хорошо. Платные дополнительные занятия в школе
посещают в среднем 10% (в сильных гимназиях - до 25%). Бесплатно готовятся в
собственной школе к поступлению в вузы 17% российских учащихся.

А к репетиторам в среднем по России ходят около 27% школьников. Но здесь важно,
насколько высоки барьеры на пути к знаниям. Поэтому, например, в Самарской
области к услугам репетиторов прибегают около 37% респондентов, а в Чувашии -
лишь 8%. Перед поступлением в вуз репетиторов нанимают в среднем 32%, на
различных подготовительных курсах занимаются примерно 44% (ученики хороших школ,
естественно, чаще прочих).

Маршрут для школьного автобуса

В России хватает природных и прочих ресурсов. Общее среднее образование, заключают
социологи, это один из важнейших. Но если разведка новых нефтегазовых
месторождений не повышает автоматически их "доступность", то с образованием все
несколько проще. Открытие или расширение даже нескольких хороших школ повышает
доступность качественного общего образования.

При разработке таких программ эксперты рекомендуют в словосочетании "доступное
качественное образование" делать акцент на втором слове. По мнению социологов,
продуктивнее расширить уже имеющуюся хорошую школу, чем создать новую или подтянуть
"обычную" до более высокого уровня. Если следовать такой стратегии,
то "высший класс" мог бы составить до 25% от всех средних учебных заведений.
В этом случае качественное образование стало бы доступнее и для детей из разных,
а не только привилегированных слоев общества. Говоря проще - если парт в единственном
первом классе лучшей городской школы хватает только на детей местного
руководства, значит, надо открыть там еще два и набрать в эту школу хороших учителей.

Надо ли при этом закрывать откровенно слабые школы? Эксперты предостерегают от
поспешных решений. "Отстойники" для трудных подростков и лентяев худо-бедно,
но все же удерживают неблагополучных учащихся от "улицы", социализируют их. Другое
дело, что такие учебные заведения необязательно надо называть школами
- их, по-видимому, следует перепрофилировать. Но есть школы, которые сознательно
избегают жесткого отбора учеников при поступлении, тем самым несколько
снижая итоговые результаты успеваемости, зато дают доступ к хорошему образованию
широкому кругу детей. Эти учебные заведения следует только поощрять. Образование
- не производство мыла, его качество не оценить одними академическими успехами,
замечают авторы доклада.

Программа, предложенная специалистами из Института социологии РАН, включает в
себя достаточно многое: от реструктуризации школьной сети, реформы системы
дошкольного образования, общественного контроля и государственного планирования
до адресной поддержки одаренных детей из социально уязвимых слоев населения.
Правда, в сугубо научном докладе приведен (авторы не удержались) и один до предела
конкретный факт: в одном из чувашских сел районный администратор такую
поддержку осуществил сам. Он отдал пару своих ботинок подростку, который не мог
посещать школу, потому что родители пропили все, вплоть до его обуви.

Интересно, кто из высоких государственных чиновников готов последовать такому
примеру?

подробности

Давид Константиновский. Фото: "РГ".Полное название доклада рабочей группы ИС
РАН под руководством профессора Давида Константиновского - "Проведение мониторингового
исследования по оценке доступности качественного общего полного среднего образования
в рамках учреждений общего и начального профессионального образования".

Российская газета | Давид Львович, было ли в результатах исследования что-то,
что удивило вас самого?

Давид Константиновский | Я давно интересовался ситуацией в сфере образования.
Бросается в глаза то, насколько усилилось неравенство в ней. Кроме того, вы
обратили внимание, что родители выбирают школы для детей совсем не по тем критериям,
которые педагогические авторитеты часто называют нам как самые важные?
У нас были очень непростые дискуссии на этот счет с некоторыми деятелями из Российской
академии образования. Мы стояли на том, что главный критерий качества
образования - это его результат. Он заключается в дальнейшей социальной мобильности,
которую человек получает после школы. Нет, утверждали они. Главное,
чтобы ребенок "комфортно прожил данный жизненный этап". Хорошо, отвечал я. Представьте,
что вы купили машину. Выехали на ней за ворота, и через пять минут
она встала. Вы возвращаетесь к продавцу возмущенными: что вы мне подсунули? Машина
не едет. Образование ничего мне не дало. А вам говорят: ну как же! Эту
машину собирала лучшая передовая бригада в цехе с самым лучшим освещением, и
сиденья в машине удобные... Результаты наших исследований поставили в этом
споре точку. Родители и дети хотят от школы одного - результатов. А все, что
касается "сбережения здоровья" и чего-то подобного, воспринимают в значительной
степени абстрактно.

РГ | В докладе тактично и корректно, но проведена мысль о том, что слабые школы
- "отстойники" для неблагополучных детей - надо закрывать или перепрофилировать.
Не боитесь, что вас за это заклюют?

Константиновский | Ничего, мы готовы. Мы, конечно, думали, как этот тезис будет
воспринят. Может, лучше все-таки называть такие учебные заведения школами,
чтобы не травмировать детей. Но у них другая социальная функция. Они тоже очень
качественные, просто качество другое - в соответствии с предназначением.

РГ | Вы дали отдельные рекомендации министерским работникам, директорам школ,
региональным руководителям. В какой степени вы надеетесь быть услышанными?

Константиновский | Мне трудно выразить свои надежды в процентах. Но у меня в
отличие от очень многих нет ощущения, что в среде этих людей сплошь тупицы
и ретрограды. Там очень разные люди. И на них можно рассчитывать. Я пусть и сдержанный,
но оптимист.

Выпуск листа на новом месте: 1800

   2006-03-08 22:18:35 (#524669)

[TIFLO] Права инвалидов не должны ущемляться

Права инвалидов не должны ущемляться

Права и интересы инвалидов при новой системе социальной защиты населения ни в
коем случае не должны ущемляться, подчеркивалось на заседании Совета по делам
инвалидов при председателе Совета Федерации - сообщает корреспондент
ИТАР-ТАСС
Людмила Ермакова.

В заседании приняли участие представители Минздравсоцразвития, Пенсионного фонда,
обществ инвалидов. Они обсудили реализацию государственных гарантий инвалидам
после принятия закона о замене льгот денежными выплатами и закона об организации
местного самоуправления.

Открывая встречу, спикер СФ Сергей Миронов напомнил, что со времени вступления
в силу "льготного закона" прошел год. По его словам, за это время палата
обращалась к правительству с предложениями о защите интересов инвалидов, и ряд
предложений был учтен при издании подзаконных актов. Например, были восстановлены
права регионов при решении вопроса о защите прав инвалидов.

Вместе с тем Миронов сообщил, что в данной области остается немало проблем, о
которых, в частности, свидетельствуют письма инвалидов, поступающие в Совет
Федерации. Решить некоторые из них могло бы предложение законодательного собрания
Санкт-Петербурга о внесении поправок в закон "О социальной защите инвалидов
в РФ", касающихся квотирования рабочих мест для инвалидов. Совет Федерации и
Госдума, по словам спикера, поддерживают это предложение.

Миронов также считает, что следует установить районные коэффициенты при выдаче
ежемесячных денежных выплат и увеличить финансирование бесплатного санаторно-курортного
обслуживания за счет федерального бюджета. Эти предложения участники совещания
адресовали парламенту и правительству.

http://www.hro.org/editions/soc/2006/03/07.php
Инициативы, аналитика, мнения на сайте Союза общественных объединений инвалидов
www.sousnko.ru
и на сайте Архангельского регионального отделения "Всероссийского общества глухих"
www.arovog.deafnet.ru

Выпуск листа на новом месте: 1799

   2006-03-08 12:43:20 (#524511)