Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Профессиональное образование. Сверлов

В.С. Сверлов. Применение труда слепых в области педагогики
Л. 1938 г.

1. Введение

Слепота, сама по себе, не может служить препятствием для интеллектуальной деятельности
человека. Напротив того, существует мнение, что посколько слепота является изолирующим
началом, посколько она отгораживает слепого от окружающего его мира, от окружающего
движения, от ярких красок, широких и прекрасных перспектив, она тем самым создает
стимул к упорной и сосре-доточенной работе мысли. Не даром древняя легенда говорит
о том, что знаменитый греческий философ Демокрит (пятый век до н. э.) сам ослепил
себя для того, чтобы заострить свою мысль и не рассеиваться.

В наши дни высокообразованные слепые в разных странах насчитываются многими десятками
и даже сотнями. Они трудятся наряду со зрячими не только в качестве рядовых педагогов,
юристов, литераторов, администраторов и т. д., но многие и многие из них занимают
командные посты, руководя иногда весьма ответственными участками работы. Но как
ни велико количество интересующих нас слепых, они бесследно растворяются в общей
массе зрячих. О работе каждого из них, как бы ни была она сложна и ответственна,
обычно знает лишь небольшой круг лиц, так или иначе с ним соприкасающийся, для
большинства же слепой работник интеллектуального труда попрежнему продолжает
оставаться каким-то маленьким чудом, способным вызвать лишь изумление и, что
гораздо серьезнее по своим последствиям, недоверие.

Несмотря на то, что весь ход событий, вся история общественного движения слепых
доказала неоспоримые преимущества интеллектуального труда для слепых, открыв
перед ними в этом направлении широчайшие перспективы, путь к т. н. "высшим про-фессиям"
для слепых попрежнему остается загроможденным трудно преодолимыми препятствиями
и зачастую оканчивается тупиком. В некоторых странах, напр. в Германии, Австрии
на этом пути слепых к высшим профессиям стоит законодательство, которое
И

в слепоте, как таковой, видит причину, достаточную для того, чтобы закрыть
человеку доступ к некоторым из этих профессий-И повсюду на западе основные затруднения
проистекают из того недоверия зрячих, о котором только что было упомянуто, недоверия,
основанного на вековой привычке видеть слепого, в лучшем случае, в роли кустаря-ремесленника,
в недоверии, основанном на эмоциональных переживаниях, подкрепленных заключениями
обы-вательской логики, которые испытывает зрячий, когда при встрече-со слепым
силится представить себя на его месте.

В нашей стране Октябрьская Социалистическая революция устранила с дороги
слепых все препятствия и открыла им широкий доступ в повышенную и высшую школу,
а через нее и к интеллектуальным профессиям. В нашей стране партия и правительство
идут всемерно навстречу слепым во всех их запросах и начинаниях, которые регулирует
Всероссийское общество слепых, этот великий дар Октября. Этим объясняются те
огромные успехи, которых до-стигли советские слепые в некоторых областях интеллектуаль-ного
труда, в которых они оставили далеко позади слепых запада, хотя и стали на этот
путь несравненно позднее их. Достаточно, напр., назвать такие цифры, как 170
слепых преподавателей, 125 слепых административно-хозяйственных работников, 400
слепых студентов повышенной и высшей школы. Но эти громадные успехи требуют от
советских слепых, от советского общества их закре-пления и дальнейшего развития.
Трудностей на пути наших слепых работников интеллектуального труда чрезвычайно
много. Непони-мание значения движения слепых и недоверие к их труду пустили глубокие
корни в среде хозяйственников, администраторов различ-ных учреждений, завучей
и директоров школ и т. п., причем непо-нимание и недоверие иногда исходят от
таких органов и от таких лиц, от которых этого менее всего можно было бы ожидать.
Но кроме затруднений подобного рода, причины которых лежат вне самого слепого,
имеются трудности и другого порядка. Наблюда-лись случаи, когда некоторые слепые
товарищи брались за работу, не учтя заранее того положения, в котором должен
оказаться в ней слепой. Работа оказывалась для слепого непригодной, и работник
пере-живал срыв. Многие слепые работники, пионеры в данной отрасли iногда, испытывают
значительные затруднения только из-за того, что не умеют рационально организовать
свой труд, не знают полезных для них технических приемов и приспособлений, не
имеют возможности воспользоваться опытом своих товарищей и зарубежных слепых.

Все это и заставило Всероссийское общество слепых обратиться исследованию
возможностей и условий применения труда слепых области интеллектуальных профессий.

Основными задачами, которые ставились этому исследованию,

ыли следующие:

1. Сконцентрировать и обобщить опыт слепых в области интеллектуального
труда, накопленный ими в течение многих десятилетий и так или иначе отраженный
в литературе.

41

2. Конкретизировать многочисленные трудности, встречаемые
слепыми в области интеллектуального труда, определить причины
этих трудностей и наметить пути борьбы с ними.

3. Определить круг возможных, доступных и целесообразных
для Слепых профессий в области интеллектуального труда и выяснить условия,
при которых профессия, доступная слепому, стано-вится целесообразной для
него.

4. Путем выяснения обстановки, в которую попадет слепой,
выбрав ту или иную профессию, помочь слепым учащимся в выборе специальности,
а вышедшим на практическую работу помочь рационально организовать свой труд.

5. Наметить основные мероприятия, которые необходимо принять Всероссийскому
обществу слепых на пути планомерного и
рационального трудового устройства слепых в области профессий
интеллектуального труда.

Взяв на себя разработку данного вопроса, я, опираясь в качестве базы на Ленинградский
Институт врачебно-трудовой экспертизы, изучил восемь групп интеллектуальных профессий:
ученых, препо-давателей (в эту группу вошли: преподаватели высшей школы, преподаватели
рабфаков, техникумов и массовой школы, лектора и руководители кружков, учителя
школы слепых, домашние учителя и ликвидаторы неграмотности), административных
и административ-но-хозяйственных работников, организаторов культурно-массовой
работы, юристов, работников медицины, работников инженерного типа, литераторов
и журналистов, работников стенографии и маши-нописи.

Материалом для настоящей работы послужили личные наблюдения, протоколы и постановления
конференций слепых учащихся в средней и высшей школе, учетные карты ЦП ВОС, 104
анкеты заполненные слепыми учащимися средней и высшей школы Ленин-град и 265
анкет, заполненных слепыми работниками интеллекту-ального труда различных категорий.
Само собой разумеется, что при выполнении настоящей работы я использовал всю
доступную мне литературу - русскую и иностранную.

В настоящем сборнике печатается первая часть нашей работы,- именно исследование
применения труда слепых на педагоги-ческом поприще.

Выпуск листа на новом месте: 1836

Ответить   Mon, 27 Mar 2006 03:06:39 +0400 (#531378)