[TIFLO] Зачем филфак официанту

"Российская газета"
Зачем филфак официанту?
В этом году вузы на 10 процентов сократят бюджетный прием
Мария Агранович
Дата публикации 1 марта 2006 г.
Андрей Фурсенко намерен вернуть выпускнику ПТУ звание "знатного рабочего". Фото:
Сергей Куксин 24 марта проблемы российского образования будут обсуждаться
на заседании Государственного совета РФ. О чем конкретно пойдет речь? На вопросы
корреспондента "РГ" отвечает министр образования и науки России Андрей
Фурсенко.
Российская газета | Андрей Александрович, какие вопросы будут обсуждаться в первую
очередь?
Андрей Фурсенко | Все, что касается Национального проекта, проблемы профессионального
образования, статус учителя, реформа оплаты труда. Государство вернулось
в образование. Нацпроект - тому подтверждение. Государство будет и дальше увеличивать
свой вклад в эту сферу. Могу с уверенностью сказать, что объем и
доля расходов бюджета на образование будут расти.
РГ | Буквально на днях на рабочей группе Госсовета в Петрозаводске прозвучала
идея необходимости объединения ПТУ и ссузов. Что это будет за "институт" и
почему он понадобился именно сейчас?
Фурсенко | Сегодняшняя система начального и среднего профобразования неэффективна.
И мы намерены создать комплексную систему вневузовского обучения. Только
делать это нужно очень осторожно.
Сейчас и в техникумах, и в средних специальных учебных заведениях пытаются, как
говорится, убить двух зайцев сразу. И просто повысить образовательный уровень
студента, и подготовить его к профессиональной деятельности. Получается не очень
здорово. Кроме того, все виды образования, кроме университетского, мы
психологически трактуем как подготовку к вузу. Почти в каждом разговоре с руководителями
ПТУ, я не говорю уже о ссузах, проскальзывает: "...столько-то
наших выпускников поступило в вузы...". Это в принципе неправильный подход. Из-за
смешения стилей не получается подготовить человека должной квалификации.
Ощущение, что во всей системе профессионального образования никто не верит, что
можно выпустить действительно хорошего специалиста. Вся борьба идет за
диплом. И поскольку диплом вуза считается более ценным, чем диплом техникума,
все стремятся именно в вуз.
РГ | Большинство абитуриентов идет в техникумы просто потому, что не знают, чем
хотят заниматься в будущем.
Фурсенко | В том-то и дело. Им надо получить хоть какой-то диплом и одновременно
отсрочку. Причем не от армии, а от жизни. Нам необходимы два параллельных
направления образования: вуз и то, что в Европе называют vocational training
- буквально "профессиональное обучение". Например, в Германии человек далеко
не всегда хочет иметь университетский диплом, но стремится хорошо зарабатывать
и быть профессионалом. Он совершенно сознательно идет на vocational training,
не тратя сил, времени и нервов на подготовку к вузу. Это и есть так называемые
"голубые воротнички", специалисты-практики. Нам нужно сделать две сильные
и равноправные ветви профессионального образования. Одна из которых ориентировалась
бы на подготовку тружеников ума, а другая готовила бы мастеров своего
дела с практическими умениями и знаниями.
РГ | Но выпускников техникумов и ПТУ некоторые считают сегодня людьми второго
сорта...
Фурсенко | К сожалению, это так. Ведь по расхожему мнению, в ПТУ идут те, кто
в школе учился на "двойки". Наша задача - сформировать статус выпускников
этих учебных заведений как профессионалов. Между прочим, в советское время так
и было. Был статус "знатного рабочего", так скажем, мастера золотые руки.
И это звание существовало не только в книгах. Рабочие были уважаемыми людьми
с хорошими зарплатами.
РГ | Задумка-то хорошая. Но любая реорганизация - это сложный процесс... С чего
начать?
Фурсенко | Для начала нужно попробовать сформулировать заказ и на вузовских специалистов,
и на выпускников техникумов и ПТУ. Сегодня все признают: на рынке
перепроизводство специалистов с высшим образованием. И молодым людям, окончившим
университет, из-за нехватки мест приходится идти, допустим, в официанты.
Поэтому мы в этом году сокращаем цифры бюджетного приема в вузы в среднем на
10 процентов. И это не прихоть. Во-первых, в стране демографический спад.
Во-вторых, мы просто обязаны реагировать на запросы экономики. Прогнозы экспертов
сбываются: три четверти выпускников гуманитарных факультетов невостребованы
экономикой, и это заставляет задуматься. Ведь обозначая бюджетные места, мы как
бы даем сигнал о том, что в этом секторе, по мнению государства, есть потребность
в специалистах. Получается, что мы заведомо обманываем наших абитуриентов.
РГ | К 2008 году вы пообещали всем ученым довести зарплату до 30 тысяч рублей.
А что с учительскими зарплатами? Можно ли здесь тоже назвать срок и цифру?
Фурсенко | Сегодня средняя зарплата учителя - около 6 тысяч рублей. Думаю, если
мы в ближайшее время сумеем перейти на отраслевую систему оплаты труда,
на нормативно-подушевое финансирование, то к 2008 году вполне реально добиться
удвоения зарплат учителей, то есть прийти к сумме в 12 тысяч рублей в среднем
по России.
Выпуск листа на новом месте: 1801