Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2006-03-28

[TIFLO] инклюзивное обучение

Архангельские педагоги изучат опыт скандинавских коллег

Возможности внедрения в Архангельске инклюзивного обучения в школах рассматриваются
на уровне департамента образования мэрии города...

Специалист департамента образования мэрии Архангельска Валентина Мостолыгина
и юрист АРО ВОГ Елена Шинкарева знакомятся с опытом инклюзивного образования
детей с ограниченными возможностями здоровья, введенного в северных странах.
Стажировку в Швеции и Норвегии удалось организовать благодаря гранту, предоставленному
Советом министров Северных стран.

Как сообщает пресс-служба мэрии Архангельска, основная цель поездки - изучить
опыт скандинавских стран по обучению детей, имеющих инвалидность, их интегрированию
в общеобразовательных школах.

Инклюзивное образование - более широкий процесс интеграции, подразумевающий доступность
образования для всех и развитие общего образования в плане приспособления
к различным нуждам всех детей. Совместное обучение здоровых детей и ребят, имеющих
ограниченные возможности - это подход, который стремится развить в школьниках
иное отношение к инвалидам: все дети - индивидуумы с различными потребностями
в обучении.

Основанное на правильных принципах, инклюзивное образование помогает предотвратить
дискриминацию в отношении подрастающего поколения и поддерживает детей
с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ
и общества в целом.

В Архангельске ведется предварительная работа по внедрению такого опыта. Как
сообщила начальник отдела общего и дополнительного образования департамента
образования Наталья Коптяева, в ряде школ города проводятся беседы с учащимися,
в том числе и о культуре общения. В школе 5 слабовидящие и слабослышащие
дети обучаются вместе со всеми остальными.

Система обучения в Швеции и Норвегии устроена таким образом, чтобы дети с различными
видами отклонений могли получать высокий уровень образования. Шведские
коллеги поддержали идею внедрения инклюзивного образования в школы Архангельска
и готовы оказать этому процессу финансовую поддержку.

По окончании стажировки предполагается совместное обсуждение предложений по реализации
достигнутых договоренностей со скандинавскими коллегами.

(ИА "Двина-Информ")

Оригинальный адрес документа:
http://www.dvinainform.ru/news/2006/03/28/41175.shtml

Выпуск листа на новом месте: 1842

   2006-03-28 20:29:10 (#531951)

[TIFLO] Интеграция. Гудонис

АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

В. ГУдонис

Основы и перспективы

социальной адаптации лиц

с нарушенным зрением

Москва - Воронеж 1999

Введение

Общественные и демократические преобразования с середины 80-х годов наряду со
многими другими проблемами выдвинули и идею гуманизации общества, которая на
совре-менном этапе развития социальных отношений немыслима без максимального
использования духовных и физических сил каждого человека. Человек - основная
ценность любого государства. В силу тех или иных причин существует негатив-ное
отношение к отдельным категориям (группам) людей, что ограничивает их потенциальные
возможности. В подоб-ной ситуации возникает комплекс проблем, среди которых наиболее
значимой является та, что личность не реализует своих потенциальных возможностей,
общество лишается максимального вклада в собственное развитие, неоправданно снижает
социальный статус отдельных групп или категорий своих граждан. К сожалению, такое
явление в настоящее время наблюдается со стороны общества по отношению ко многим
категориям инвалидов, в частности, и к незрячим, что ставит конкретную задачу
тщательного исследования данного явления, поиска путей для нейтрализации существующей
негативной тенденции в социальных отношениях к аномальному развитию.

В историческом развитии общества всегда остро вставал вопрос <полноценности индивида>,
при этом в тифлологии и отмечается, что ослепший в процессе реабилитации восстановить
и развить все психические возможности не может: В.Андрияускас (6), А.Гулек (39),
А.Йонинас (45) и др. Оче-видно, что в данном случае синонимично существуют два
различных понятия: инвалидность и полноценность, т.е. ин-валидность как физическое
ограничение деятельности чело-века при его психической полноценности в системе
социаль-ных отношений, хотя неполноценность слепого в физичес-ком плане, по сравнению
со зрячим, очевидна (7, 92). Мы придерживаемся позиции тех авторов, которые говорят
о со-циальной полноценности человека, в частности - социаль-ной полноценности
незрячих.

В этой связи мы считаем, что и в науке, и в общественном сознании следует пересмотреть
и изменить статус инвалида в

10

нашем обществе. Современная тифлология рассматривала процесс интеграции инвалидов
по зрению в некоторой изолированности от отношения самого общества к незрячим.

В настоящее время лица с нарушенным зрением как и люди, имеющие другие сенсорные
или интеллектуальные нарушения, получили право на обучение и воспитание, на рав-ные
возможности участия в производственной и обществен-ной деятельности. Эти права
гарантируются международным правом, рядом специальных документов: <Декларация
прав ребенка> (1969), <Конвенция по правам детей> (1989), <Дек-ларация социального
прогресса и развития> (1969), <Деклара-ция прав инвалидов> (1975), <Конвенция
профессиональной реабилитации и занятости инвалидов> (1983), <Декларация права
развития> (1986). Так, правительство Литвы, признавая международные соглашения,
в последние годы издало ряд документов: Закон о просвещении и Закон о социальной
ин-теграции инвалидов (1992), документ, утвержденный колле-гией министерства
культуры и просвещения о порядке предо-ставления помощи детям со специальными
потребностями в общеобразовательных учреждениях (1993). Последний документ подготовлен
на основе ситуации специального развития и на опыте организации интегрированного
развития детей со специальными потребностями в других странах.

К сожалению, до сих пор складывается парадоксальная ситуация: инвалид по зрению
обладает всеми гражданскими правами, но общество не принимает его как полноценного
члена. Такое положение возникло потому, что дефект как таковой недостаточно рассматривался
в плане социальном, хотя еще в свое время Л.С.Выготский отмечал, что недостаток
зрения или слуха в первую очередь несет за собой <выпа-дение серьезнейших социальных
функций, смещение всех систем поведения>. Он предлагал рассматривать вопрос де-фективности
<как социальную проблему, потому что незаме-чаемый прежде социальный ее момент,
считавшийся обычно второстепенным, на самом деле оказывается первостепен-ным,
главным. Его и надо поставить во главе угла. Надо смело взглянуть в глаза этой
проблеме, как проблеме соци-альной.>

Особенности формирования личности человека с нарушениями сенсорного развития
определены не только дефек-том, но и всем комплексом системы отношений в обществе,
в частности, тех представлений, которые складываются об ин-валиде в социальной
среде. Под представлениями мы понимаем как теоретические концепции, так и содержание
обще-ственного воззрения на инвалида. Данные ряда исследований [ Р. Гатлен (
101 ), В. Гудонис ( 27 ), ИЛукофф (109), Д.Май-соннеуве ( 60 ), А.Мурфи ( 111
), М.Тилман (123), К.Уильямс (123) и др.] указывают на устойчивый стереотип представле-ний
о слепых в обществе, который, к сожалению, не опти-мистичен. Негативный стереотип
выражается в представле-нии о незрячих как об убогих, несчастных, с максимально
ограниченными возможностями людях. Естественно, что такое отношение создает глубокий
дискомфорт для незрячих. Известная всему миру Э. Келлер отмечала, что самое трудное
не слепота, а отношение зрячих к слепому. Другая известная незрячая Г.Ленд также
указывает на то, что самым большим препятствием для слепого является отношение
зрячих, из-за чего незрячему нет условий доказать свои возможности. Она отмечает,
что для адаптации незрячих большим препятствием являются не трудности, связанные
со слепотой, а недостаточное уважение со стороны общества к незрячему, недооценка
его возможностей, неадекватное к нему отношение.

Таким образом, в силу разнообразных причин, о которых мы будем говорить ниже,
в настоящее время в стране сложилась ситуация, при которой лишь незначительная
часть не-зрячих в той или иной мере более успешно интегрировалась в общество.
К примеру, в Литве в 1991 году из 6847 инвалидов по зрению лишь 265 человек работали
вне системы Союза слепых и слабовидящих, что составляет к общему числу всего
3,87%, в Эстонии вне специальной системы слепых работали 140 человек из 2100,
что составляет 6,66%. Мы попытались выявить факторы и причины, составляющие основу
этого не-гативного явления, так как при столь незначительных пока-зателях система
коррекционной работы не достигает конеч-ной цели - социальной реабилитации и
интеграции слепых в общество.

Первичные проблемы, связанные с социальной интеграцией незрячих, появляются с
рождением слепого ребенка. Проблему развития слепого ребенка в семье изучали
ряд ав-торов [Р.Баркер (90), М.Бауман ( 91 ), О.Кохен ( 96 ), Б.Ловенфельд (107),
Л.Паташене (63), Л.И.Солнцева (72), К.Уи-льямс (123), Д.Уоррен (128), В.А.Феоктистова
( 79 ), Р.Фриман (125) и др.].

Основным вопросом, который имеет важнейшее значение для воспитания незрячего
ребенка, является отношение родителей к дефекту ребенка: Г.Лайри ( 106 ), КЛауренс,

12 '
.-

Г.Пайне (122 ), Л.И.Солнцева ( 72 ), Б.Тев ( 122 ), В.А. Феоктистова ( 78 ),
Харрисон-Ковелло ( 106 ) и др. Данные иссле-дований некоторых авторов показывают,
что основная часть родителей серьезно озабочены нарушением зрения у ребенка,
другие, выражая тревогу, ничего не предпринима-ют для того, чтобы сохранить остаток
зрения ребенка, и тем самым пресечь пути ослабления зрения, остальные - вовсе
не обращают внимания на недостатки зрения ребен-ка. От отношения родителей к
дефекту безусловно зависят стратегия и тактика воспитания незрячего ребенка.
Так, переоценка нарушения зрения приведет к излишней гипе-ропеке ребенка, что
создаст условия для ограничения кон-тактов ребенка с окружающим его миром, к
тому же, охра-нительное воспитание в семье будет способствовать разви-тию эгоистической
личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации. В будущем такой
человек из-за своих личностных особенностей с трудом адаптируется в коллективах
как незрячих, так и зрячих людей. Недооценка нарушения зрения, как и его переоценка,
также негативно влияет на развитие личности незрячего. В результате гиперо-пеки
в перспективе сформируется личность, неуверенная в своих силах, недооценивающая
собственные возможности. И, наоборот, недооценка нарушения или отсутствия зрения,
воспитание, опирающееся на неоправданный оптимизм (<Все пути для тебя открыты>),
игнорирование дефекта зрения в подростковом или юношеском возрасте может привес-ти
незрячего к глубокой психической травме, особенно, когда слепой подросток или
юноша при выборе профессии осознает ограниченность собственного выбора из-за
отсутст-вия или нарушения зрения.

Мы показали две крайности в отношении родителей к нарушению зрения ребенка -
недооценку и переоценку возможностей его развития. Разумеется, существуют и опреде-ленные
стадии развития отношения родителей к нарушению зрения ребенка. Определенное
место занимает и адекватное отношение родителей к нарушению зрения своего ребенка.
Все эти примеры и возможные модели социального воспита-ния говорят о необходимости
создания адекватной помощи родителям, имеющим ребенка с нарушенным зрением.

Лишь готовность родителей оценивать адекватно факт нарушения зрения у своего
ребенка послужит основой для успешного воспитания его личности. При рациональном
воспитании незрячего или ребенка с глубокими нарушениями

13

зрения возможно избежать вторичных нарушений развития, как в плане физическом,
так и в психическом.

К сожалению, исследования и практика показывают, что в большинстве случаев у
родителей, имеющих детей с проблемами зрения, присутствует переоценка или недооценка
де-фекта зрения, что еще раз подтверждает необходимость об-щепедагогического
и тифлологического просвещения роди-телей.

Неправильное воспитание незрячего ребенка в семье создает предпосылки для появления
вторичных отклонений в психическом развитии ребенка, которые могут серьезно нарушить
весь ход как интеллектуального, так и личностного развития. Вторичные нарушения
развития у незрячего или слабовидящего ребенка требуют целенаправленной коррекционной
работы тифлопедагога. Во избежание вторич-ных отклонений развития у слепорожденного
или у ребенка с глубокими нарушениями зрения необходима коррекция на самых ранних
этапах онтогенеза, но следует признать, что в основной массе дети такой ранней
поддержки не получают из-за недостатка необходимых тифлологических знаний у родителей.
Подобные факты подсказывают необходимость социальной организации просвещения
в форме консульта-ций, семинаров или школ для родителей.

Кроме того, в условиях интегрированного (совместного со зрячими) воспитания и
обучения детей с нарушенным зрением возникает и проблема выбора учебно-воспитательного
учреждения для своего ребенка родителями. В выборе обра-зовательного заведения
должны учитываться следующие факторы:

1) нуждается ли ребенок в медицинской коррекции или
лечении органа зрения,

2) существует ли необходимость педагогической коррекции (при условии возникновения
вторичных отклонений).
Если присутствует один из названных факторов, ребенок изначально должен воспитываться
в специализированном учреждении, гарантирующем офтальмологические и тифлопе-дагогические
услуги. В общеобразовательных заведениях
могут воспитываться и обучаться дети, имеющие вторичные
отклонения развития, как следствие нарушенного зрения, а
также те, у которых и орган и функция зрения не нуждаются
в лечебной коррекции. В том случае, если родители детей
упомянутой группы выбрали общеобразовательную школу,
следует обеспечить помощь специального педагога (тифлопе-

14

дагога) и офтальмологический сервис в детской поликлинике. Детей с нарушенным
зрением, имеющих дополнительные интеллектуальные, сенсорные и другие отклонения
(умствен-ную отсталость, задержку психического развития, нарушение слуха, опорно-двигательного
аппарата), вероятно, более це-лесообразно обучать в специальных школах для слепых
и сла-бовидящих, так как этим детям необходима специализиро-ванная комплексная
коррекция.

И в этой связи также актуальной является квалифицированная консультация родителей
при выборе ими учебно-вос-питательного учреждения для ребенка с нарушенным зрени-ем.
Такие услуги могли бы предоставлять родителям, а также заинтересованным лицам
Центры зрения, созданные на базе специализированных детских садов, школ-интернатов
для детей с нарушенным зрением или консультативные пункты в вузах, в которых
действуют факультеты специальной педаго-гики. Такие центры и консультации могли
бы взять на себя функцию передачи тифлологических знаний родителям, имеющим детей
с нарушенным зрением. Подготовку родите-лей и заинтересованных в указанной проблеме
лиц затрудня-ет дефицит популярной специальной литературы по вопро-сам рационального
воспитания, как и по коррекции вторич-ных отклонений детей с нарушенным зрением.

Особенно сложной представляется проблема интеграции слепорожденных и раннеослепших.
Здесь мы сталкиваемся с комплексом разнообразных причин, главной из которых,
по нашему мнению, является традиционно сложившаяся изолированная система дошкольного
и школьного обучения и вос-питания лиц с нарушенным зрением. Определенную изоли-рованность
системы специального образования можно иллю-стрировать данными научных исследований
и конкретными примерами из жизни выпускников специальной школы. Ос-тановимся
на анализе некоторых факторов, которые произ-вольно или непроизвольно способствуют
изоляции слепых, препятствуют их успешной реабилитации, что в итоге затруд-няет
интегративные процессы.

Продолжение следует.

Выпуск листа на новом месте: 1841

   2006-03-28 08:51:23 (#531726)

[TIFLO] Сверлов.

В.С. Сверлов. Продолжение

2. Историческая справка.

Преподавать - это значит передать ученикам некоторую сумму знаний и научить их
применять эти знания в жизни. Для того же, чтобы передать свои знания другим,
далеко не всегда требуется, чтобы в*, процессе этой передачи участвовало зрение.
Но даже и в том случае, когда зрение необходимо со стороны ученика, часто 'бывает,
что со стороны учителя присутствие его вовсе необязательно. Насколько, напр.,
существенно присутствие зрения при преподавании философии, политической
экономии и т. п.? Не

42

приходится, конечно, говорить о преподавании слепым, где зрение исключено вообще,
где на его место встали осязание и слух, и где слепой преподаватель и слепой
ученик оказываются в одинаковых условиях. Конечно, и в том и в другом случае
преподавания слепым и зрячим существует множество моментов, когда приведенные
только что рассуждения абсолютно неприменимы, но это частности, о которых речь
ниже, с точки же зрения принципиального решения вопроса участие зрения в преподавании
не является обязательным. Отсюда станет понятным, почему, бросая взгляд в прошлое,
мы находим слепых прежде всего и, пожалуй, чаще всего в роли преподавателей.

Мы знаем стоика Диодота, учителя Цицерона. Хотя этот философ ослеп в преклонном
возрасте, слепота не помешала ему продолжать свои занятия, наоборот, он еще более
отдался философии, день и ночь заставляя читать себе вслух. Он продолжал преподавать
геометрию, а в минуты отдыха играл на арфе.

Дидим (Didimus) жил в четвертом веке нашей эры; потеряв
зрение четырех лет, этот человек упорно стремился к приобретению знаний. Повидимому,
он первый применил разрезную, подвиж-ную деревянную азбуку, при помощи которой
он научился читать и овладел элементарными знаниями, но не остановился на этом
и,
обладая гениальной памятью, изучал творения древних. Он много
путешествовал. Изучил философию, теологию и языки; был также
сведущ в музыке и астрономии. Знания его были настолько основательны, что в диспутах
он был непобедим. Ему, как наиболее
достойному из ученых, была поручена кафедра в высшей школе
Александрии. х

Никадий Верда (1440-1494). Потерял зрение на третьем году, избрал карьеру ученого,
добился степени доктора философии и теологии и был профессором гражданского и
церковного права.

Карл Фердинанд (умер в 1496) ослеп в юности, получил философское образование
и был профессором Парижского университета.

В Пруссии жил и работал широко образованный человек, учитель философии и древних
языков М. Шенбергер (М. Schonberger) (1601-1648 г.) Потеряв зрение от оспы на
третьем году жизни, он впоследствии обнаружил непреклонное стремление к знанию
и не переставал грустить, подавленный слепотой. Отец его, садовник по профессии,
послал его в школу для того, чтобы развлечь маль-чика. Но тот серьезно принялся
за учебу, окончил гимназию, поступил в университет в Лейпциге, где 22-летним
юношей полу-чил звание магистра. Он изучил 7 языков, из которых 6 восточ-ных:
арабский, халдейский, еврейский и другие.

Франсуа Малавалъ (1627-1719) ослеп на первом году жизни, получил степень доктора
наук, был основателем и профессором академии в Марселе.

Иоганн Шмидт (1639-1689) ослеп десяти лет, окончил университет, получил степень
магистра и преподавал теологию. Среди 43:

многочисленных работ, написанных Шмидтом, есть несколько> посвященных слепым.

Николай Саундерсон (1682-1739), сын небогатого и много-семейного чиновника, ослеп
от оспы на первом году жизни. Попав в школу, он проявил большие способности и
наклонность к математике. К 18 годам он превзошел своих учителей и начал работать
самостоятельно. Его работа осложнялась тем, что он не получал материальной поддержки
и должен был содержать себя сам. Пре-одолевая трудности, он готовился поступить
в университет. Но в университет его не приняли на том основании, что он был слеп,
а зачислили в воскресный колледж в Кембридже, с правом поль-зоваться университетской
библиотекой. В то же время он читал публичные лекции по оптике, на которые сходилось
множество народа. Слушателей привлекала вначале не столько оптика или теория
Ньютона, сколько слепой лектор, однако, Саундерсон читал свои лекции так интересно,
что и пришедшие из любопытства становились постоянными слушателями. Ньютон пригласил
Саундерсона в Кембриджский университет на освободившуюся должность про-фессора
математики. В 1728 г. Саундерсон получил степень доктора прав. Прямота Саундерсона,
его остроумие и материалистические воззрения принесли ему много неприятностей.
Философ Дидро в "Письма о слепых" посвятил несколько интересных строк послед-ним
минутам жизни этого замечательного человека.

Знаменитый математик Эйлер (1707-1783 г.) долго работал в качестве профессора
физики и высшей математики. В 1735 г. он ослеп на правый глаз, а в 1766 г. наступила
полная слепота. Несмотря на нее, Эйлер продолжал неослабно работать до самого
последнего дня своей жизни. Он написал 45 больших научных работ и 700 брошюр
и статей. Многие из этих произведений ("Введение в алгебру",,, Диоптрика", "Интегральные
вычисления и др.) были написаны им после наступления слепоты.

Профессор истории Д. Бачко (L. Baczko) (1756-1823) интересен для нас не только,
как слепой преподаватель, но и как дея-тель в области слепоты и автор ряда работ
в этой области. Сын офицера Прусской армии, сн ослеп от оспы 21 года от роду.
Обезображенное лицо, поврежденная при несчастном случае и почти не действующая
рука и от природы короткая нога служили пред-метом грубых насмешек и доставили
ему много неприятных минут. Написав историю Пруссии, Бачко тщетно добивался места
препо-давателя в университете, ему не удалось получить его, и лишь позднее он
был принят в Артиллерийскую Академию. В 1816 г. его стараниями было учреждено
попечительство о слепых. Кроме трудов по истории,составивших 11 томов, он издал
два сочинения, в которых обсуждаются различные вопросы слепоты. Сочинения эти:
"История моей жизни" и "О себе самом и моих товарищах по несчастью".

Все перечисленные лица являются разрозренными одиночками, в большинстве случаев
не подозревавшими о том, что где-то или

когда-то, на аналогичном поприще, работал или работает слепой. Все они добились
общественного положения в результате своих выдающихся способностей.

Совершенно в ином положении мы находим слепых преподавателей в 19 веке. Валентин
Гаюи. организовав свой Институт слепых и являясь в нем единственным преподавателем,
нуждался в помощниках. Это обстоятельство заставило его прибегнуть к помощи своих
же наиболее развитых и способных воспитанников. Уже в 1791 г. Гаюи выбрал из
среды своих учеников 6 юношей и применил их в качестве помощников - преподавателей
в своем институте, положив этим начало позднее утвердившемуся обычаю оставлять
при институтах слепых детей, наиболее способных из воспитанни-ков, открыв таким
образом для слепых новую, чрезвычайно благо-дарную профессию. Но Валентин Гаюи
готовил своих воспитан-ников не только к преподаванию в школах слепых. Он был
убежден в том, что слепые вполне могут обучать и зрячих. Желая подго-товить их
к преподавательской деятельности среди зрячих, В. Гаюи в 1789 г. открыл при своем
институте школу для зрячих детей, преподавателями в которой были слепые. Школа
эта просущество-вала три года, вплоть до того момента, когда ин-т слепых был
слит с ин-том глухонемых. Впоследствии, когда ин-т слепых, пре-терпев коренную
ломку, был обращен в придаток конгрегации "Трехсот", а сам Гаюи в 1802 г. был
отстранен от работы, он снова попытался возродить свою старую идею и, открыв
новую школу, "Музей слепых", учредил при ней классы для зрячих, но вскоре должен
был окончательно прекратить свою деятельность во Франции и переехал в Россию.

Клейн также обратил внимание на возможности применения слепых в качестве педагогов.
Он написал об этом в своей работе, а своего первого ученика Брауна сделал учителем
ручного труда.

Основатель первого училища для слепых в Америке Самуэлъ Гоу (S. G. Howe) в 1832
г. пригласил в качестве учителя в только что основанное им учреждение слепого
Траншери, и с этого момента применение труда слепых на педагогическом поприще
начало неуклонно расти и наиболее значительных размеров достигло именно в Соединенных
Штатах Америки.

По началу такие слепые преподаватели были заняты на вспомогательных несложных
работах, но с течением времени им начали поручать самостоятельные и иногда весьма
ответственные участки работы, чаще же всего это были учителя музыки. Паблазек
учре-дил даже при своем Институте специальные курсы, в которых бывшие воспитанники
института и будущие учителя слепых про-ходили специальную подготовку и приобретали
практические навыки. Уже первые опыты показали, что во многих случаях сле-пой
преподаватель объясняет своим слепым ученикам гораздо лучше, чем зрячий, а многие
советы слепых преподавателей ради-кально улучшили некоторые приемы преподавания.

К концу 19 века слепых преподавателей было уже так много> что даже просто перечислить
их является совершенно невозмож~ ным. Да это, конечно, было бы и 'нецелесообразным,
так как боль-шинство их не оказало никакого влияния ни на тифлопедагогику) ни
на общественное движение слепых вообще. В огромном большинстве своем они не имели
даже широкого образования и, окон-чив институт для слепых детей, оставались при
нем в качестве скромных, хотя и весьма полезных работников, не вынося своей деятельности
за его стены. Но было среди них не мало и таких, которые оставили глубокий след
в истории тифлопедагогики и в истории общественного движения слепых вообще. На
особенно выд ающихся из них я позволю себе вкратце остановиться.

Иоган Кни (J. Кпге) 1794-1859. Родился в Эрфурте в семье зубного врача. Ослеп
10-ти лет. 15-летним юношей поступил в Берлинский институт слепых, где пробыл
5 лет, после чего поступил в университет в Бреславле, имея целью сделаться учи-телем
слепых. Он изучил историю, географию, математику и языки и много времени посвятил
упражнениям в методике преподавания. В 1817 г. он основал общество "Улучшения
жизни слепых", имев-шее целью научить ремеслу и обеспечить работой ослепших во
время войны 1813-15 г., а два года спустя он открывает свой институт для слепых
и начинает свою педагогическую деятель-ность с двумя учениками. В 1835 г. Кни
предпринял большое путешествие по Европе и посетил все имевшиеся в то время учре-ждения
для слепых. Кни отличался умом, энергией и жизнерадост-ным характером. Он поддерживал
постоянную переписку со всеми выдающимися тифлопедагогами и своими трудами внес
очень много невого в дело воспитания и обучения слепых. Кни ввел много совершенно
новых пособий и приспособлений в практику обучения слепых и ряд ценных машин
для их производственного обучения. Кни перевел ряд работ, посвященных вопросам
тифлологии, и сам написал "Руководство к правильному и целесообразному хождению
слепых детей" и "Педагогическое путешествие по Германии".

Ж. Платенау (J. Platen.au) 1801-1883 г. в Бельгии пользо-вался заслуженной известностью
большого ученого. В универси-тете в Генте преподавал физику и астрономию. Изобрел
ряд физи-ческих приборов. Ослеп взрослым, но слепота не прирвала его преподавательской
и ученой деятельности. Будучи слепым, опубли-ковал курс физики.

Луи Брайль (L. Braille) 1809-1852 г. Приобрел всеобщую известность, как изобретатель
получившего всемирное распростра-нение шрифта. Но кроме того, Брайль был и прекрасным
педаго-гом. Сын шорника, он ослеп в возрасте трех лег от ранения глаза. Некоторое
время он посещал сельскую школу, затем был помещен в Парижский институт слепых.
В институте Брайль проявил выдающиеся способности не только по общеобразовательным
пред-метам и музыке, но и по ремеслу. В 1828 г. он начинает свою педагогическую
деятельность, получив класс в том же Парижском

институте. Уроки Брайля были всегда содержательны и интересны, а его класс всегда
отличался образцовой дисциплиной. В 18%5 г... Брайль закончил работу над своей
системой шрифта "й~вместе со своим товарищем Фуко сконструировал первую пишущую
машину для слепых, в применении к своему шрифту. За свои труды он был награжден
орденом Почетного Легиона!

Продолжение следует

Выпуск листа на новом месте: 1840

   2006-03-28 02:27:16 (#531675)

[TIFLO] Вологодские власти выделяют 83 млн. рублей на поддержку инвалидов!

Вологда. Социальная программа поддержки инвалидов Вологодской области обойдется
местным властям в 83 млн руб.

Социальная программа поддержки инвалидов Вологодской области обойдется местным
властям в 83 млн руб. В настоящий момент департамент труда и социального
развития Вологодской области разработал программу работы на 2007-2008 годы, сообщает
"Северинформ". Целью данной программы является создание единого реабилитационного
пространства для социальной адаптации и интеграции инвалидов, создание доступной
среды жизнедеятельности для людей с ограниченными возможностями, создание
условий для роста числа реабилитированных инвалидов, возвращающихся к трудовой,
общественной и бытовой деятельности. Для достижения этих целей необходимо
решить несколько задач, в том числе задачу удовлетворения потребностей инвалидов
в медицинской, профессиональной и социальной деятельности, задачу развития
инновационных технологий в социальной сфере, задачу совершенствования механизмов
взаимодействия органов государственной власти и общественных объединений
людей. Единственным недостатком программы, по мнению членов рабочей группы, является
блок медицинской реабилитации инвалидов. Окончательный вариант разработки
комплексной целевой программы будет утвержден до 1 мая нынешнего года.

источник
http://www.finmarket.ru
Инициативы, аналитика, мнения на сайте Союза общественных объединений инвалидов
www.sousnko.ru
и на сайте Архангельского регионального отделения "Всероссийского общества глухих"
www.arovog.deafnet.ru

Выпуск листа на новом месте: 1839

   2006-03-28 02:23:13 (#531674)