АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
В. ГУдонис
Основы и перспективы
социальной адаптации лиц
с нарушенным зрением
Москва - Воронеж 1999
Введение
Общественные и демократические преобразования с середины 80-х годов наряду со
многими другими проблемами выдвинули и идею гуманизации общества, которая на
совре-менном этапе развития социальных отношений немыслима без максимального
использования духовных и физических сил каждого человека. Человек - основная
ценность любого государства. В силу тех или иных причин существует негатив-ное
отношение к отдельным категориям (группам) людей, что ограничивает их потенциальные
возможности. В подоб-ной ситуации возникает комплекс проблем, среди которых наиболее
значимой является та, что личность не реализует своих потенциальных возможностей,
общество лишается максимального вклада в собственное развитие, неоправданно снижает
социальный статус отдельных групп или категорий своих граждан. К сожалению, такое
явление в настоящее время наблюдается со стороны общества по отношению ко многим
категориям инвалидов, в частности, и к незрячим, что ставит конкретную задачу
тщательного исследования данного явления, поиска путей для нейтрализации существующей
негативной тенденции в социальных отношениях к аномальному развитию.
В историческом развитии общества всегда остро вставал вопрос <полноценности индивида>,
при этом в тифлологии и отмечается, что ослепший в процессе реабилитации восстановить
и развить все психические возможности не может: В.Андрияускас (6), А.Гулек (39),
А.Йонинас (45) и др. Оче-видно, что в данном случае синонимично существуют два
различных понятия: инвалидность и полноценность, т.е. ин-валидность как физическое
ограничение деятельности чело-века при его психической полноценности в системе
социаль-ных отношений, хотя неполноценность слепого в физичес-ком плане, по сравнению
со зрячим, очевидна (7, 92). Мы придерживаемся позиции тех авторов, которые говорят
о со-циальной полноценности человека, в частности - социаль-ной полноценности
незрячих.
В этой связи мы считаем, что и в науке, и в общественном сознании следует пересмотреть
и изменить статус инвалида в
10
нашем обществе. Современная тифлология рассматривала процесс интеграции инвалидов
по зрению в некоторой изолированности от отношения самого общества к незрячим.
В настоящее время лица с нарушенным зрением как и люди, имеющие другие сенсорные
или интеллектуальные нарушения, получили право на обучение и воспитание, на рав-ные
возможности участия в производственной и обществен-ной деятельности. Эти права
гарантируются международным правом, рядом специальных документов: <Декларация
прав ребенка> (1969), <Конвенция по правам детей> (1989), <Дек-ларация социального
прогресса и развития> (1969), <Деклара-ция прав инвалидов> (1975), <Конвенция
профессиональной реабилитации и занятости инвалидов> (1983), <Декларация права
развития> (1986). Так, правительство Литвы, признавая международные соглашения,
в последние годы издало ряд документов: Закон о просвещении и Закон о социальной
ин-теграции инвалидов (1992), документ, утвержденный колле-гией министерства
культуры и просвещения о порядке предо-ставления помощи детям со специальными
потребностями в общеобразовательных учреждениях (1993). Последний документ подготовлен
на основе ситуации специального развития и на опыте организации интегрированного
развития детей со специальными потребностями в других странах.
К сожалению, до сих пор складывается парадоксальная ситуация: инвалид по зрению
обладает всеми гражданскими правами, но общество не принимает его как полноценного
члена. Такое положение возникло потому, что дефект как таковой недостаточно рассматривался
в плане социальном, хотя еще в свое время Л.С.Выготский отмечал, что недостаток
зрения или слуха в первую очередь несет за собой <выпа-дение серьезнейших социальных
функций, смещение всех систем поведения>. Он предлагал рассматривать вопрос де-фективности
<как социальную проблему, потому что незаме-чаемый прежде социальный ее момент,
считавшийся обычно второстепенным, на самом деле оказывается первостепен-ным,
главным. Его и надо поставить во главе угла. Надо смело взглянуть в глаза этой
проблеме, как проблеме соци-альной.>
Особенности формирования личности человека с нарушениями сенсорного развития
определены не только дефек-том, но и всем комплексом системы отношений в обществе,
в частности, тех представлений, которые складываются об ин-валиде в социальной
среде. Под представлениями мы понимаем как теоретические концепции, так и содержание
обще-ственного воззрения на инвалида. Данные ряда исследований [ Р. Гатлен (
101 ), В. Гудонис ( 27 ), ИЛукофф (109), Д.Май-соннеуве ( 60 ), А.Мурфи ( 111
), М.Тилман (123), К.Уильямс (123) и др.] указывают на устойчивый стереотип представле-ний
о слепых в обществе, который, к сожалению, не опти-мистичен. Негативный стереотип
выражается в представле-нии о незрячих как об убогих, несчастных, с максимально
ограниченными возможностями людях. Естественно, что такое отношение создает глубокий
дискомфорт для незрячих. Известная всему миру Э. Келлер отмечала, что самое трудное
не слепота, а отношение зрячих к слепому. Другая известная незрячая Г.Ленд также
указывает на то, что самым большим препятствием для слепого является отношение
зрячих, из-за чего незрячему нет условий доказать свои возможности. Она отмечает,
что для адаптации незрячих большим препятствием являются не трудности, связанные
со слепотой, а недостаточное уважение со стороны общества к незрячему, недооценка
его возможностей, неадекватное к нему отношение.
Таким образом, в силу разнообразных причин, о которых мы будем говорить ниже,
в настоящее время в стране сложилась ситуация, при которой лишь незначительная
часть не-зрячих в той или иной мере более успешно интегрировалась в общество.
К примеру, в Литве в 1991 году из 6847 инвалидов по зрению лишь 265 человек работали
вне системы Союза слепых и слабовидящих, что составляет к общему числу всего
3,87%, в Эстонии вне специальной системы слепых работали 140 человек из 2100,
что составляет 6,66%. Мы попытались выявить факторы и причины, составляющие основу
этого не-гативного явления, так как при столь незначительных пока-зателях система
коррекционной работы не достигает конеч-ной цели - социальной реабилитации и
интеграции слепых в общество.
Первичные проблемы, связанные с социальной интеграцией незрячих, появляются с
рождением слепого ребенка. Проблему развития слепого ребенка в семье изучали
ряд ав-торов [Р.Баркер (90), М.Бауман ( 91 ), О.Кохен ( 96 ), Б.Ловенфельд (107),
Л.Паташене (63), Л.И.Солнцева (72), К.Уи-льямс (123), Д.Уоррен (128), В.А.Феоктистова
( 79 ), Р.Фриман (125) и др.].
Основным вопросом, который имеет важнейшее значение для воспитания незрячего
ребенка, является отношение родителей к дефекту ребенка: Г.Лайри ( 106 ), КЛауренс,
12 '
.-
Г.Пайне (122 ), Л.И.Солнцева ( 72 ), Б.Тев ( 122 ), В.А. Феоктистова ( 78 ),
Харрисон-Ковелло ( 106 ) и др. Данные иссле-дований некоторых авторов показывают,
что основная часть родителей серьезно озабочены нарушением зрения у ребенка,
другие, выражая тревогу, ничего не предпринима-ют для того, чтобы сохранить остаток
зрения ребенка, и тем самым пресечь пути ослабления зрения, остальные - вовсе
не обращают внимания на недостатки зрения ребен-ка. От отношения родителей к
дефекту безусловно зависят стратегия и тактика воспитания незрячего ребенка.
Так, переоценка нарушения зрения приведет к излишней гипе-ропеке ребенка, что
создаст условия для ограничения кон-тактов ребенка с окружающим его миром, к
тому же, охра-нительное воспитание в семье будет способствовать разви-тию эгоистической
личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации. В будущем такой
человек из-за своих личностных особенностей с трудом адаптируется в коллективах
как незрячих, так и зрячих людей. Недооценка нарушения зрения, как и его переоценка,
также негативно влияет на развитие личности незрячего. В результате гиперо-пеки
в перспективе сформируется личность, неуверенная в своих силах, недооценивающая
собственные возможности. И, наоборот, недооценка нарушения или отсутствия зрения,
воспитание, опирающееся на неоправданный оптимизм (<Все пути для тебя открыты>),
игнорирование дефекта зрения в подростковом или юношеском возрасте может привес-ти
незрячего к глубокой психической травме, особенно, когда слепой подросток или
юноша при выборе профессии осознает ограниченность собственного выбора из-за
отсутст-вия или нарушения зрения.
Мы показали две крайности в отношении родителей к нарушению зрения ребенка -
недооценку и переоценку возможностей его развития. Разумеется, существуют и опреде-ленные
стадии развития отношения родителей к нарушению зрения ребенка. Определенное
место занимает и адекватное отношение родителей к нарушению зрения своего ребенка.
Все эти примеры и возможные модели социального воспита-ния говорят о необходимости
создания адекватной помощи родителям, имеющим ребенка с нарушенным зрением.
Лишь готовность родителей оценивать адекватно факт нарушения зрения у своего
ребенка послужит основой для успешного воспитания его личности. При рациональном
воспитании незрячего или ребенка с глубокими нарушениями
13
зрения возможно избежать вторичных нарушений развития, как в плане физическом,
так и в психическом.
К сожалению, исследования и практика показывают, что в большинстве случаев у
родителей, имеющих детей с проблемами зрения, присутствует переоценка или недооценка
де-фекта зрения, что еще раз подтверждает необходимость об-щепедагогического
и тифлологического просвещения роди-телей.
Неправильное воспитание незрячего ребенка в семье создает предпосылки для появления
вторичных отклонений в психическом развитии ребенка, которые могут серьезно нарушить
весь ход как интеллектуального, так и личностного развития. Вторичные нарушения
развития у незрячего или слабовидящего ребенка требуют целенаправленной коррекционной
работы тифлопедагога. Во избежание вторич-ных отклонений развития у слепорожденного
или у ребенка с глубокими нарушениями зрения необходима коррекция на самых ранних
этапах онтогенеза, но следует признать, что в основной массе дети такой ранней
поддержки не получают из-за недостатка необходимых тифлологических знаний у родителей.
Подобные факты подсказывают необходимость социальной организации просвещения
в форме консульта-ций, семинаров или школ для родителей.
Кроме того, в условиях интегрированного (совместного со зрячими) воспитания и
обучения детей с нарушенным зрением возникает и проблема выбора учебно-воспитательного
учреждения для своего ребенка родителями. В выборе обра-зовательного заведения
должны учитываться следующие факторы:
1) нуждается ли ребенок в медицинской коррекции или
лечении органа зрения,
2) существует ли необходимость педагогической коррекции (при условии возникновения
вторичных отклонений).
Если присутствует один из названных факторов, ребенок изначально должен воспитываться
в специализированном учреждении, гарантирующем офтальмологические и тифлопе-дагогические
услуги. В общеобразовательных заведениях
могут воспитываться и обучаться дети, имеющие вторичные
отклонения развития, как следствие нарушенного зрения, а
также те, у которых и орган и функция зрения не нуждаются
в лечебной коррекции. В том случае, если родители детей
упомянутой группы выбрали общеобразовательную школу,
следует обеспечить помощь специального педагога (тифлопе-
14
дагога) и офтальмологический сервис в детской поликлинике. Детей с нарушенным
зрением, имеющих дополнительные интеллектуальные, сенсорные и другие отклонения
(умствен-ную отсталость, задержку психического развития, нарушение слуха, опорно-двигательного
аппарата), вероятно, более це-лесообразно обучать в специальных школах для слепых
и сла-бовидящих, так как этим детям необходима специализиро-ванная комплексная
коррекция.
И в этой связи также актуальной является квалифицированная консультация родителей
при выборе ими учебно-вос-питательного учреждения для ребенка с нарушенным зрени-ем.
Такие услуги могли бы предоставлять родителям, а также заинтересованным лицам
Центры зрения, созданные на базе специализированных детских садов, школ-интернатов
для детей с нарушенным зрением или консультативные пункты в вузах, в которых
действуют факультеты специальной педаго-гики. Такие центры и консультации могли
бы взять на себя функцию передачи тифлологических знаний родителям, имеющим детей
с нарушенным зрением. Подготовку родите-лей и заинтересованных в указанной проблеме
лиц затрудня-ет дефицит популярной специальной литературы по вопро-сам рационального
воспитания, как и по коррекции вторич-ных отклонений детей с нарушенным зрением.
Особенно сложной представляется проблема интеграции слепорожденных и раннеослепших.
Здесь мы сталкиваемся с комплексом разнообразных причин, главной из которых,
по нашему мнению, является традиционно сложившаяся изолированная система дошкольного
и школьного обучения и вос-питания лиц с нарушенным зрением. Определенную изоли-рованность
системы специального образования можно иллю-стрировать данными научных исследований
и конкретными примерами из жизни выпускников специальной школы. Ос-тановимся
на анализе некоторых факторов, которые произ-вольно или непроизвольно способствуют
изоляции слепых, препятствуют их успешной реабилитации, что в итоге затруд-няет
интегративные процессы.
Продолжение следует.
Выпуск листа на новом месте: 1841