Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2006-03-19

[TIFLO] Тихий человек государственного масштаба

"Наша жизнь" N3, 2006
Тихий человек
государственного масштаба
Побеседовать с калининградцем Андреем Хохловым мне посоветовал инженер техотдела
ИПТК
"Логос" Сергей Александрович Юрин. Мол, хоть и общественник,
но дела большие в своем городе делает, создал компьютерный центр для
обучения незрячих.
Андрей Леонидович, приехавший в Москву за новыми контактами со
специалистами, оказался тихим, немногословным человеком. Его внешний облик
не вязался с бурным внутренним миром, позволившим ему резко изменить и свою
биографию, и судьбы тех, кто поверил ему.
Действует он от имени общественной организации инвалидов "Эхо войны". Она
объединяет людей, пострадавших от военных действий в детстве, во время ВОВ,
а также других войн и их последствий. Андрей подорвался на снаряде времен
второй мировой войны в 1971 году в 13 лет. "У нас в Калининграде этого
"добра" всегда хватало, - говорит он, - и я просто обрадовался найденной
игрушке". За "радость" он заплатил потерей зрения и дальнейшей жизнью во
тьме. Доучивался в Ленинградской школе для слепых. После неудачной попытки
поступить в один из институтов Северной столицы вернулся в родной
Калининград, устроился на УПП ВОС. С 1977-го по 1992-й год собирал розетки.
Когда с работой начались сложности и стали платить только за простои,
уволился с предприятия.
29 марта 1996 года - дата основания "Эха войны" как калининградского
отделения межрегиональной организации с тем же названием, возглавляемой
незрячим юристом Валерием Неземским, и его, Хохлова, личных жизненных
перемен.
"Эхо войны" задумывалась как правозащитная организация. Среди направлений
деятельности едва ли не первое место отводилось оказанию правовых услуг. Но
гуманитарные задумки постепенно помогли осуществить и практическую идею -
создать специализированный тифлоинформационный центр для обучения незрячих
работе на компьютере с последующим трудоустройством.
Как все начиналось? Очень просто. Нужда заставила Андрея Хохлова сесть за
компьютер. Он подумал: "Если получилось у меня, значит, получится и у
других". Правда, для специализированного рабочего места помещения тогда не
было. Компьютер переносили из дома в дом по принципу: освоил - передай
другому. И, как оказалось, делали это не зря. И для себя - новые знания
повышали самосознание, и для своих последователей - опыт успешной работы на
компьютере без зрительного контроля вдохновил Хохлова на новые эксперименты.
Конечно, подобные примеры были в стране уже давно, но Калининград,
отгороженный от нас границами других государств, как бы "изобретал свой
велосипед".
Андрей Леонидович обратился за поддержкой в областную думу и в
Калининградский государственный университет имени Канта. Там одобрили идею о
профессиональных компьютерных курсах для незрячих. Ректор университет
согласился выделить преподавателя, но при этом сказал, что денег на эту
затею у него нет. Поиск спонсоров вывел Хохлова на участие в конкурсе
Института "Открытое общество" по программе "Здоровье населения России". В
итоге выиграли грант по проекту "Создание компьютерной лаборатории для
незрячих и слабовидящих". Курсы разместились на базе специализированной
библиотеки для слепых. Были созданы четыре уникальных рабочих места.
Семнадцать молодых людей изъявили желание повысить свою квалификацию или
пройти через компьютерный всеобуч, получив свидетельство государственного
образца. Радости добавило и то, что некоторые восовцы сразу нашли работу.
Ольга Тишкова устроилась менеджером в бюро информационных технологий.
Впоследствии самостоятельно освоила бухгалтерскую программу. Лена Кардаш
стала преподавать на курсах БТИ общие сведения о компьютерах и начальные
пользовательские навыки. Ее слушателями были зрячие люди.
Не случайно говорят: лиха беда начало. Весть о перспективных притом
бесплатных курсах быстро разнеслась по городу. Особенно ими заинтересовались
школьники с патологией зрения, желающие поучить высшее образование именно в
своем регионе. Проявили интерес и городские власти. В результате проект о
создании тифлоинформационного центра для инвалидов по зрению был поддержан
администрацией области и Калининградским государственным университетом. И
курсы из спецбиблиотеки перекочевали в университет, став со временем
лабораторией психолого-педагогической коррекции, которую возглавил Андрей
Леонидович Хохлов.
Из рассказа А. Хохлова:
- Очень важным было участие университета в создании такой лаборатории.
Старейшее учебное заведение страны, исторический предшественник
Кенигсбергского университета имени Альбрехта Бранденбургского, КГУ имени
Канта является не только крупным образовательным учреждением, но и научным
центром. Его выпускники востребованы. Что касается незрячих, то за всю
историю существования университета его окончили лишь несколько человек, в
первую очередь, благодаря помощи родственников и однокурсников. Сегодня этот
вуз дает возможность получения полноценного образования всем незрячим.
Создание специальной лаборатории позволило объединить усилия тифлологов
коррекционных учреждений города. Лаборатория предоставляет незрячим
студентам помощь и постоянный контроль со стороны профессионалов:
психологов, педагогов-дефектологов. Особое значение приобретает доступ к
справочной и учебной литературе на электронных носителях, ведь многие
подобные издания в специальных для незрячих форматах не издаются из-за
опережающего старения. Студентам уже не нужны чтецы. Обучение проводится на
компьютерах, оснащенных тактильным рельефно-точечным дисплеем и речевыми
программами экранного доступа с мультиязычным синтезом речи. Практика
сотрудничества с КГУ дала свои результаты. Шестеро инвалидов, окончивших
курсы, трудоустроены вне системы ВОС. Несколько незрячих учатся в
университете. Три инвалида I группы - на юридическом, историческом и
психологическом факультетах, есть незрячие среди студентов географического,
биологического факультетов. Несколько школьников готовятся к поступлению в
вуз, посещают подготовительные курсы. Особое значение приобретает дальнейшая
разработка бесплатных специализированных курсов для незрячих.
Когда Андрей Леонидович рассказывает о курсах и о лаборатории, он делает
упор на результат. Это и понятно. Трудности как бы остаются "за кадром". Но
ведь они есть. Например, программы обучения пишут сами сотрудники
лаборатории с ориентацией на уровень подготовки слушателей и на определенное
количество часов. Потом их утверждают департамент занятости, центр
дополнительного образования, ректор университета. Практическая обкатка
программ предполагает внесение обязательных корректив, так что путь к
объективной целесообразности всегда непрост. Результат выстрадан, вымучен,
выверен.
Найти преподавателя, желающего и умеющего работать с инвалидами по зрению,
тоже проблематично. Например, нынешнюю учительницу Марию Солодовникову
переманили с других курсов. Поначалу она очень испугалась необычных
слушателей. Но когда Андрей Леонидович "свел" ее с целым классом
слабовидящих детей, она быстро поняла, что нужна им. Более того, ей
понравилось общение с этими любознательными, хоть и ограниченными в
физических возможностях людьми. Сейчас Мария Солодовника успешно работает с
незрячими, пишет учебные программы для них.
А что стоит за словами о бесплатном обучении инвалидов? Опять же труд
организатора курсов. Средства на их жизнеобеспечение приходится изыскивать
самим. Ведь прежде всего постоянно нужны деньги на специализированное
оборудование. Департамент занятости готов открыть финансирование, но с
условием, что инвалиды зарегистрируются на биржах труда. Но данная процедура
предусматривает получение индивидуальной программы реабилитации и как
следствие - потерю части пенсии. При нынешней тяжелой жизни никто из
инвалидов этого себе не желает, поэтому целенаправленное бюджетное
финансирование исключается. Вот и получается, что государственная лицензия
на преподавание с правом выдавать официальные свидетельства не является
основанием для государственной поддержки. Таковы законы. Хорошо, что
помогает Центр дополнительного профессионального образования университета.
Ну и, естественно, различные общественные некоммерческие организации,
умеющие "бомбить" благотворительные фонды. Кстати, в 2003 - 2004 годах
"компьютерный всеобуч" для слабовидящих проходил в рамках фонда "Новые
перспективы" по инициативе организации "Молодежь - за свободу слова". В
последнее время установились контакты с немецкими и польскими
некоммерческими организациями "Университет третьего возраста", занимающимися
проблемами пожилых людей и инвалидов. Андрей Хохлов даже съездил на семинар
в польский город Гожув Велькопольский, где посетил библиотеку для слепых,
установил интересные контакты, договорился о совместном издании атласа
общественных организаций на русском и польском языках. По итогам семинара
подготовлен проект "Интеграция действий, содействующих развитию человека", в
рамках которого будет изучаться опыт Германии, Польши и России по интеграции
людей пожилого возраста и инвалидов в общество, их социально-психологической
реабилитации и трудоустройства. Немецкий фонд "Бош" передал Андрею Хохлову
22 компьютера и 4 ноутбука (правда, не новые) для раздачи инвалидам
Калининграда. Однако на условиях самовывоза. Это немаленькие деньги. Но если
удастся найти их, Андрей готов подарить компьютеры своим подопечным.
Никто и никогда не принуждал Андрея Хохлова делать всю эту трудную работу.
Слушаешь его и невольно задаешь вопрос: а зачем ему все это нужно? Ну нашёл
себе интересную работу. Разве этого мало, чтобы успокоиться? Но тихий,
немногословный человек с завидным упорством, по сути, решает важную
государственную задачу: не просто обучает людей со зрительной патологией
компьютерным технологиям, чтобы они могли реализоваться на открытом рынке
труда, но по мере возможностей создает для них эти самые рабочие места. В
ближайших планах - оборудование специального места в университетской
библиотеке.
Не перевелись на Руси радетели за Отечество. И хоть не суждено им сидеть в
чиновничьих креслах, они на свой страх и риск развязывают клубки сложнейших
проблем государственного масштаба, как, в частности, и ту, которой
занимается Андрей Хохлов, обучая и трудоустраивая инвалидов по зрению, а
также всех других категорий.
Валентина Дмитриева

Выпуск листа на новом месте: 1815

   2006-03-19 16:45:41 (#528822)

[TIFLO] Информационное письмо

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

N от " "2006.

Государственное научное учреждение <Институт коррекционной педагогики Российской
Академии образования> (Лицензия на образовательную деятельность Серия А N 018357
от 18.05.05г.) с 05 июня по 10 июня 2006г. проводит хозрасчетные курсы <Психолого-педагогические
особенности профессиональной подготовки подростков с нарушением зрения>.

Занятия проводят ведущие специалисты института (доктора и кандидаты наук), опытные
и квалифицированные практики работники специальных школ и дошкольных учреждений
для детей с нарушением зрения.

В ходе проведения курсовых мероприятий будет организовано посещение различных
учреждений для детей с нарушением зрения, консультирование по проблемам особенностей
обучения, воспитания, развития, лечения.

По окончании курсов слушатели получают свидетельство повышения квалификации государственного
образца, который учитывается при повышении разряда ЕТС.

Стоимость обучения одного слушателя 4900 руб. (четыре тысячи девятьсот рублей).

Счет на оплату прилагается. Юридическим лицам, оплатившим участие в курсах, иметь
при себе доверенность от организации (с печатью) на право оформления документов.
(Форму доверенности мы можем отправить Вам по факсу).

Слушатели зачисляются на курсы при предъявлении оплаченного платежного поручения.
Возможен вариант наличной оплаты обучения через кассу Института или Сбербанка
г.Москвы.

Институт жильем не обеспечивает. Но по Вашему желанию Институт может забронировать
номер в гостинице или место в общежитии.

Просим заранее за 1-1,5 месяца до объявленного срока направить в ГНУ <ИКП РАО>
заявку об участии в курсовых мероприятиях для формирования профессиональных секций.
Направлять по адресу: 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8, к. 1, ГНУ <Институт
коррекционной педагогики Российской Академии образования>, лаборатория содержания
и методов обучения детей с нарушением зрения. Контактный телефон: (495)247-06-14,
246-96-66.

Гл. бухгалтер С.С.Борисова

Зам. директора по ОЭР

и подготовке кадров
И.В.Новичкова

Зав. лабораторией содержания и

методов обучения детей с нарушением зрения В.З.Денискина

Выпуск листа на новом месте: 1814

   2006-03-19 16:18:10 (#528813)

[TIFLO] Кисловодский медицинский колледж. Правила приема

Материал предоставлен Павлом Васильевичем Рябовым.

Кисловодский базовый медицинский колледж

Условия приёма на 2006 г. на отделение по специальности "Медицинский массаж"

Правом на сдачу вступительных экзаменов на конкурсной основе (Бюджетная форма
обучения) пользуются граждане Российской Федерации и Республики Беларусь.

Срок обучения 3 года.

Обязательно наличие инвалидности I, II (III на хозрасчётной основе) группы по
зрению.

Обязательно наличие полного среднего образования.

Заявление подаётся на имя директора с 16 июня по 31 июля 2006 г. К заявлению
прилагаются:

1. Копия документа о среднем образовании (подлинник предоставляется лично по
прибытию на экзамены)

2. Медицинская справка по форме "086-У".

3. Бланк санитарной книжки.

4. 6 фотографий размером 3 на 4 см.

5. Копия справки ВТЭК (МСЭ) с рекомендацией обучения и работы медицинской сестрой
по массажу (наличие ИПР с аналогичными рекомендациями желательно, но не обязательно).
Подлинники предоставляются по прибытии на экзамены.

6. Копия трудовой книжки или справка о работе (если таковая имелась).

7. Ксерокопия паспорта (1-2 страницы и страница с регистрацией).

8. Копия военного билета или приписного свидетельства (для юношей).

9. Номер пенсионного страхового свидетельства (если получено).

10. Папка-скоросшиватель, два конверта с марками.

Не успевающие выслать указанные документы до 30 июля привозят их с собой
к 31 июля 2006 г.

31 июля 2006 г. абитуриенты проходят в колледже медицинскую комиссию на профессиональную
пригодность.

Вступительные экзамены проводятся в срок с 1 по 9 августа 2006 г. по литературе
(устно) и биологии (устно) в объёме, предусмотренном программой средней общеобразовательной
школы.

Без вступительных экзаменов в колледж принимаются: лица из числа офицерского
состава, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, уволенные с
действительной военной службы по состоянию здоровья. возрасту или сокращению
штатов.

Лица, окончившие с золотой или серебренной медалью среднюю общеобразовательную
школу. имеющие диплом с отличием профессионального училища сдают один вступительный
экзамен по биологии и зачисляются вне конкурса при сдаче этого экзамена на 4
или 5.

При получении положительных оценок на вступительных экзаменах вне конкурса
зачисляются:

- Дети - круглые сироты, оставшиеся без материальной поддержки,

- лица, перенёсшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с лучевой
болезнью,эвакуированные из зоны отчуждения и переселённые из зоны отселения вследствие
авари на Чернобыльской АЭС.

- граждане, уволенные с военной службы и поступающие в колледж по рекомендациям
командиров военных частей, участники и инвалиды боевых действий.

- лица, получившие инвалидность в период прохождения службы в армии и приравненные
к ним.

- лица, поступающие на основе договоров, заключённых между колледжем и предприятиями
всех форм собственности в соответствии с постановлением совета министров Российской
Федерации от 08.02. 1991 N 86, или индивидуальных хозрасчётных договоров с частичной
или полной оплатой обучения.

Лица, имеющие III группу инвалидности по зрению зачисляются при полной оплате
обучения.

Примечания.

1. Для лиц. поступающих в колледж желательно владение системой брайля (чтения
и письма).

2. Абитуриенты должны приехать в колледж к 31 июля. Вызов на экзамены не высылается.
Нуждающимся в официальном вызове необходимо сообщить об этом дополнительно.

3. По прибытию в колледж абитуриент придъявляет подлинники паспорта, справки
ВТЭК (МСЭ), аттестата или другого документа об образовании, военного билета или
приписного свидетельства (для юношей).

4. Зачисленные в колледж на конкурсной основе получают стипендию.

5. Лицам, допущенным к вступительным экзаменам по месту работы предоставляется
отпуск без сохранения заработной платы на 10 дней не считая времени на проезд.
В период вступительных экзаменов предоставляется общежитие колледжа за отдельную
плату.

6. Общежитие студентам предоставляется в порядке очерёдности, как правило, со
2-го года обучения.

Адрес колледжа: 357736 Ставропольский край г. Кисловодск,ул. Алиева,37

Телефон приёмной комиссии: (87937) 4-31-36 (завуч)

4-31-34 (приёмная директора)

Проезд от ж-д вокзала маршрутным такси N 2, 20, 27, от автовокзала - N 22.

Выпуск листа на новом месте: 1813

   2006-03-19 14:58:48 (#528787)