Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Человек могущиц. Перпечатка

Здравствуйте!

Я вот наблюдаю за всей этой кутерьмой и никак понять не могу, о чём речь, собственно
говоря?! Ну, написал человек статью. Ну, выяснилось вдруг, что в ней
правды, ровно столько, сколько прочего. Ну, понятно, что человек сам не знает,
чего желает. Так о чём спорить? Как сказал один мой достаточно известный
знакомый: <Каждый несёт ответственность за написанное, и вдвойне за опубликованное,
но в сотню раз больше за неосознание того, о чём писал>.

Глупо призывать к разрушению. Вся история изо дня в день доказывает бессмысленность
подобных призывов. Ну, развалим мы этот УТоС, и что дальше? <Ломать
- не строить>!.. Ещё в советское время к нам в школу прислали нового директора.
Не спорю, это действительно был сдвиг, но куда? ВэЗэ в течение двух лет
просто выкорчевала старые традиции, не задумываясь о целесообразности содеянного,
не подготовив ничего нового. В результате мы сегодня имеем то, что имеем.
Разница в воспитании поколений явная. Вот и вопрос, разгромим УТоС, а куда денутся
те, кто без него просто жить не может? Нельзя так. Кто-то интегрировался
в новую жизнь, но ведь есть и такие, которым это не то, чтобы не по нутру, а
вообще никак!.. Это понятно? Нет? Поясню. Не все такие умные и грамотные,
как мы, здесь собравшиеся. В нашей школе, по мере её развития, количество классов
для умственно отсталых детей с дефектами зрения не уменьшалось, а наоборот,
увеличивалось. Ныне тенденция не изменилась. Куда их прикажите вышвырнуть?! Или
они не люди?! Не такие же, как все прочие?!

А что делать с теми, кто не смог адаптироваться к новым жизненным условиям, кто
только недавно потерял зрение и не смог ещё реабилитироваться, времени не
хватило, возможности реализовать себя в другом обществе?.. Ведь ещё пару месяцев
назад человек жил и работал совсем в других условиях, был инженером, конструктором
и т.д.? Да мало ли какие причины могут загнать человека на УПП?! И что им делать?
На улицу?! С протянутой рукой, лишь потому что кому-то вздумалось разогнать
неугодное ему общество?..

Кроме того, в советское время устроиться работать вне системы УТоС или ВОС было
очень и очень сложно. Единицам это удавалось. Но для изменения общего представления
об инвалидах и их возможностях необходимо было время. И всё, может быть, изменилось
бы, но, увы!.. Времени как раз и не оказалось. Зато пришло другое
время ничем не хуже и не лучше прежнего, во всяком случае, для нас - инвалидов
по зрению. Общественное мнение задержалось на прежнем уровне.

Теперь о спец школах. Насколько мне известно, в соединённых штатах однажды отказались
от таких школ. Ныне они возвращаются к прежнему опыту. Не каждый ребёнок
может находиться, не говоря уже об обучении, в обычной школе. Денис слабо себе
представляет последствия психологического стресса маленького человечка,
попавшего в жестокий мир реальности. Это чаще всего кончается весьма трагично.

Теперь об обучении. У меня множество примеров. Мусолить их не хотелось бы. Но
для наглядности буквально двумя словами (без доказательств пока что) всё же
скажу. Есть у нас парнишка (назовём его К.), который терял зрение постепенно.
К седьмому классу он практически ослеп. Оставшееся светоощущение не могло
помочь мальчишке даже в простом ориентировании, не говоря уже о совместных играх
со сверстниками. Его учитель истории (кстати, незрячий, но работал в обычной
массовой школе ещё со времён великого и могучего) рекомендовал родителям парнишки
немедленно перевести его в спец школу, чтобы сохранить хотя бы то, что
оставалось от зрения. Родители категорически отказались. Результат на сегодня...
Уже взрослый парень совершенно не контактный, абсолютно беспомощный в
области ориентировки. Он без посторонней помощи прожить уже не может. Если нет
папы, а мама не может, то и сидит сей кадр дома безвылазно... Про общение
даже не говорю. Уровень его знаний желает быть лучшим.

Пример второй. Девочка потеряла зрение, будучи в седьмом классе обычной школы.
Все семь лет она была круглой отличницей не потому, что была паинькой, скорее
наоборот, а потому что действительно много знала и училась с интересом. Но, пришлось
после несчастного случая, срочно переходить в другую школу, чтобы
спасти остатки зрения. И тут результат. Психологический стресс оказался слишком
сильным, а потому первые два года она выезжала лишь за счёт накопленных
заранее знаний. Трудность в общении, страх того, что кто-то заметит слепоту и
будет насмехаться, и т.д., и т.п. В общем, трудности были и весьма серьёзные,
но психологические, а не иного характера. Однако, учителя в школе (а надо им
отдать должное) оказались на высоте. Не скажу, что все, но в основной своей
массе свой долг они выполнили, и ныне эта девочка смогла преодолеть свой комплекс
и стать вполне нормальным человеком. А вот если сравнить знания парнишки
К. и девочки А., то это будет не в пользу первого...

И вариант третий. Девочка И. потеряла зрение в восьмом классе. Родители не смогли
настоять на том, чтобы учиться в специализированной школе. В обычную она
так же ходить не пожелала. Заканчивала что-то наподобие вечерней школы. Результат?
Правильно. Ни ходить, ни читать, ни писать... В общем, полный ноль,
или, как говорил классик, <туман восемнадцать>. Но тут появились компьютеры.
И что? Девочка И. вдруг сама поняла, какую глупость она совершила. Теперь
она студентка одного училища, учится ходить самостоятельно и вообще, стала совершенно
другим человеком. Однако уровень её знаний значительно поотстал.
Но она догонит, я в этом уверен.

Кстати, забыл упомянуть, что все три моих героя почти одногодки и почти одновременно
получили возможность пользоваться компьютерами. Но!.. Ни мальчика К.,
ни девочки И. вы в Интернете не найдёте. Хотя каждый из вас знает девочку А.

Но не будем открывать карты. Лучше подведём итог. Вывод: учат везде одинаково,
главное желание учится тех, кто хочет. Спецшколы, безусловно, нужны, как
и специализированные инвалидные организации. Где вы видели, чтобы в драке били
растопыренными пальцами? Значит, не разгонять УТоС надо, а видоизменять.
Или подготовить что-то новое, более жизнеспособное, чем существующая ныне система,
перед тем, как уничтожить. Опорники объединяются, глухонемые тоже не
собираются разбегаться, а вот незрячие решили каждый по своим норам зарыться.
И кто от этого выиграет?

Ну, а насчёт трамвайных обсуждений!.. Ответьте мне на один вопрос: кто глупее
выглядит, тот, кто обсуждает, или тот, кого обсуждают, но при этом последний
обижается на обсуждающих? Не поняли? Тогда так: В трамвае двое обсуждали слепого,
а слепой в это время обижался на этих двух зрячих, потому что те о нём
говорили не то и не так, как ему бы хотелось. Вот и вопрос, Виноваты ли те двое
в том, что ничего не знают о возможностях слепых? Или, может быть, всё
же глупо выглядел обижающийся? Извините, но, по-моему, ситуация анегтодична по
сути. Не окружающих надо винить, а на себя посмотреть, прежде чем делать
выводы. Зрячие люди, много лет отработавшие среди слепых, частенько не обращают
никакого внимания на инвалидность. Но они никогда не пройдут мимо нуждающегося.
Вот вам и воспитание учебно-производственными предприятиями не инвалидов, а обычных
людей.

Я тут могу приводить примеры до скончания века, но смысл разве в этом?! На каждое
действие окружающих нас людей надо смотреть не через призму обиды, вас
никто не унижает и не собирается этого делать, а по незнанию своему, невежеству,
вот как это называется. А вы сразу в амбиции. Помочь им надо, попытаться
понять их, окружающих, и помочь им выйти из своего заблуждения.

В каждой ситуации, случающейся на пути слепого, есть то самое зерно, которое
помогает взаимопониманию обычных людей и инвалидов. Если вам подали, это ещё
не значит, что вас посчитали <бедняжкой>. Существуют ещё и традиции. Очень верующие
люди подают незрячим, считая их некими посредниками между высшими мирами,
т.е. духами умерших, и земным существованием. Ко мне не раз подходили кришнаиты
за благословением. Я представления не имел, что это такое и имею ли я право
такими вещами оперировать? Пришлось обратиться в их храм и проконсультироваться.
И как вы думаете, что я узнал? Оказывается, незрячие для этих верующих
считаются наивысшим примером смирения и не то, чтобы имеют право, а наоборот,
могут по своему желанию раздавать благословения, ежели, конечно, кандидат,
по мнению инвалида, достоин этого жеста. Это очень серьёзная штука для верующего
человека. Ею и возвысить можно, и убить тоже!.. А теперь представьте себе
на мгновение, что будет, если за благословением обратятся к Денису, или ему подобным?

Вы не хотите, чтобы вам помогли пройти? Ну, так, вежливо откажитесь. Вы не хотите,
чтобы вас водили по улицам либо магазинам, или ещё где? Так объясните
человеку, что вам надо и почему. Вас не пускают в автобус, метро, троллейбус
и т.д.? Ну, так найдите возможность обратиться к вышестоящим органам и решите
вопрос цивилизовано, а не наездами на тех, кто вас не пускает. Может у них инструкции
такие, а может они просто их неправильно понимают. Разберитесь для
начала!.. Найдите время для людей, не торопитесь их обвинять чёрти в чём. И не
притягивайте к себе ненужных ситуаций. Чаще всего человек сам виноват в
том, что с ним происходит.

Так что давайте начнём с себя и будем нести окружающим разъяснения, а не обвинения.
Группа инвалидов из Кемерово под общим названием <Сибиряне>, давно нашли
прекрасный инструмент для решения проблем инвалидов. Заключается он в том, чтобы
изложить проблему не с точки зрения инвалида, а как раз с обратной. Весьма
эффективный способ, скажу вам. Попробуйте сами, потом поделитесь опытом.

Всё это я написал не для того, чтобы оказаться втянутым в бессмысленную для меня
дискуссию, а для того, чтобы каждый, прежде чем что-то сделать сначала
подумал о последствиях своих деяний, прежде чем начать действовать, и тем более,
печататься в средствах массовой информации на подобные темы. Вреда может
оказаться больше, чем от жалостливых, слёзных статеек непонимающих журналистов...

P.S. Для меня тема закрыта.

С уважением Александр! г. Одесса!
mailto:virtus***@m*****.ru
ICQ:333627721
mobile phone: +038 066-228-59-70
home phone: (+038-048) 710-67-74

Yahoo! Groups Links

http://groups.yahoo.com/group/edu-mail/

edu-mail-unsubscri***@y*****.com

http://docs.yahoo.com/info/terms/

Выпуск листа на новом месте: 1837

Ответить   Mon, 27 Mar 2006 03:31:05 +0400 (#531379)

 

Ответы:

Здравствуйте, уважаемые участники рассылки. Я как раз один из тех, кто донимал
Ирину Николаевну, но не всю рассылку, своими соображениями по поводу заданной
темы. Почему только её - мне показалось, что дискуссия, благодаря такту, интеллекту
и, в конце концов. заинтересованному неформальному отношению к предмету обсуждения
её участников, вошла в нормальное конструктивное русло, где страсти не кипят,
и можно спокойно воспринимать и взвешивать всё здесь высказанное. Три года назад
на базе Кисловодской школы для слепых состоялся дискуссионный клуб "С системой
брайля к цифровой книге". Он знаменателен тем, что там собрались все заинтересованные
люди и представители организаций и учреждений Ставропольского края, в той или
иной степени занимающиеся проблемами образования слепых, в том числе и сами незрячие
учащиеся и студенты.
Там не стоял вопрос о том, что слепые должны обучаться в специальных интернатах
или, наоборот, с детства должны интегрироваться в "Зрячее" общество, но в конце
дискусси все единодушно пришли к выводу:
"Система Брайля - основа основ получения знаний и интеграции незрячих в общество.

Образованные незрячие люди занимают достойное место в жизни наравне со зрячими,
это сильные духом и способные к самостоятельной практической деятельности люди.

Необходимо обязательное обучение системе Брайля слабовидящих детей с тревожным
прогнозом по зрению.

Создание доступных центров компьютерных технологий, оснащенных адаптированной
техникой - современный способ использования системы Брайля.

Наличие разнообразных наглядных пособий, дидактических игр по развитию у детей
осязания и мелкой моторики в специальных учебных заведениях и библиотеках для
слепых способствует освоению системы Брайля".

И конечно лучше, чем в специальной школе для слепых брайлю нигде не научат, и
как показывает практика - только в начальной школе. Так как даже в школе, если
ребёнок туда попадает в пятый или более старший класс с этим начинаются проблемы.
И то что сделал в городе Ставрополе замечательный педагог - Иван Данилович Труфан,
чьё выступление в той дискуссии я хочу привести - совершенно не противоречит
этому утверждению, так как далеко не в каждом городе, даже центре региона живут
такие специалисты, как Иван Данилович. И, как говорят математики, владение системой
брайля является необходимым, но далеко не достаточным условием для интеграции
незрячего человека. А кто нам даст все достаточные условия для этого - интернат,
массовая школа, ВОС или УТОС, ВУЗ или "Профессионалка", просто хороший специалист
- это кому как повезёт, насколько подготовлены родители и ещё много чего - мир
большой и многогранный.

Выступление И. Д. Труфана уже публиковалось в нашей рассылке, но в свете обозначенной
темы думаю что небезынтересно будет его напомнить.

С уважением Павел Рябов

Преподаватель Кисловодской школы для слепых детей.

Изучаем систему Брайля с детьми:
практический опыт
Труфан И. Д.,
заслуженный учитель РФ,
отличник ВОС,
отличник народного просвещения СССР, ветеран труда,
инвалид I группы по зрению
Проводимый в нашей стране диспансерный учет детей показывает, что половина из
числа обследованных имеет какие-нибудь заболевания. К сожалению, за последние
два десятилетия состояние здоровья молодого поколения резко ухудшилось, появилось
много так называемых практически слепых детей. Например, только в Ставропольской
местной организации ВОС на учете состоит около сорока детей, среди них есть тотально
слепые, но большинство - с каким-нибудь остатком зрения. Многие дети имеют дополнительные
заболевания, поэтому не могут быть направлены в специальные школы-интернаты для
слепых и слабовидящих детей; им приходится обучаться в массовых школах по индивидуальным
программам, практически по консультационной системе: ученик встречается с учителем
один раз в неделю по каждому учебному предмету. Таким образом, почти вся учебная
нагрузка ложится на плечи родителей, конечно, прежде всего их мам.
В такой ситуации у некоторых детей возникла необходимость изучать систему Брайля.
Ко мне за помощью обратились родители девяти детей: Лены Лиханос, Димы Гостищева,
Вани Малышева, Миши Бережного, Стаса Колесникова, Вани Вечеркина, Кати Боевой,
Алеши Фитисова, Лейлы Капушевой. Из девяти детей трое тотально слепые: Лена Лиханос,
Дима Гостищев и Лейла Капушева.
Занятия я проводил, как правило, три раза в неделю по два академических часа.
Первые занятия с детьми начинал с проверки чувствительности пальцев и тренировки
осязания, предлагал распознать на ощупь крупы восьми видов. В дальнейшем с этой
же целью использовал упражнения из букваря В. Рогушина, а также свои методические
наработки.
Обучение письму начинал с написания шеститочия, это способствовало выработке
навыков правильного (вертикального) держания грифеля, ориентировки в клетке и
строке, перехода с одной строки на другую, и, что очень важно, развитию и укреплению
мышц кисти руки, участвующих в работе при письме. Такие упражнения применялись
в течение всего курса обучения. Ученик сам проверял написанное, находил ошибки,
говорил о них, я также прочитывал и подтверждал им сказанное или поправлял. Буквы
изучались в том порядке, как они размещены в букваре.
При обучении чтению обращалось внимание на развитие осязания на указательных
пальцах обеих рук. Упражнения из точечных комбинаций, а потом и буквенные тексты
читались ребенком поочередно правой и левой руками, а к концу курса обучения
ученик читал тексты одновременно обеими руками. Понятно, что техника письма и
чтения зависят от того, как много ученик занимается этой работой. Таким образом,
курс изучения системы Брайля каждым учеником продолжался около двух месяцев.
Когда дети учились во втором классе массовой школы, я приучал их к переписыванию
текстов одной рукой при одновременном чтении его другой рукой. Такие навыки значительно
облегчают выполнение письменных работ. Обучал также исправлять ошибки при письме
- недоколы, переколы.
Так как ко мне приходили учащиеся первоклассники, то в дальнейшем я с ними общался
как консультант по выполнению письменных работ по математике и русскому языку.
Когда дети учились уже в третьем классе, я проводил с ними курс обучения печатанию
на обычной механической пишущей машинке плоскопечатного шрифта. Трём учащимся,
обучающимся по брайлевским учебникам, помог установить контакт со специальными
школами в Армавире и Кисловодске. Двум старшеклассникам рекомендовал и помогал
освоить русскую краткопись.
Практика занятий с детьми показала, что системой Брайля постоянно пользуются
только тотально слепые дети. Слабовидящие же прошли курс обучения и в дальнейшем
не пользовались системой Брайля, хотя при этом испытывали большие трудности:
не могли самостоятельно освоить учебный материал, прочитать желаемую книгу и
другое.
Моя первая ученица Лена Лиханос посещала почти все уроки в классе массовой школы
и уже с первых занятий не стеснялась писать и читать по Брайлю. В прошлом году
она окончила среднюю школу с золотой медалью, поступила в университет, учится
отлично. Благодаря тому, что она вовремя освоила краткопись, успевает наравне
со зрячими студентами записывать лекции преподавателей.
Краевая библиотека для слепых предоставила ей в пользование брайлевский дисплей.
Лена теперь может читать и художественную, и учебную литературу с помощью компьютера.
Дима Гостищев увлечен литературой, много читает и только по системе Брайля -
<говорящая> книга его быстро утомляет; пишет стихи, несколько раз они публиковались
в журнале <Школьный вестник>. Написал гимн для школы ?1, где он учится в одиннадцатом
классе.
Лейла Капушева учится уже в седьмом классе школы-гимназии ?25, отличница. Увлекается
рукоделием - вяжет на спицах и крючком, лепит из глины различные поделки, учится
играть на баяне, фортепиано, гитаре, любит играть в шахматы. В "Школьном вестнике"
она нашла адреса своих ровесников, установила с некоторыми из них переписку,
есть одна корреспондентка из Болгарии. Лейла любит художественную литературу,
но больше читает <говорящую> книгу - слушает ее во время вязания.
Таким образом, видно, что дети, владеющие системой Брайля, живут более богатой
духовной жизнью, чем ребята, ею не владеющие.

Апрель 2003 г.

Выпуск листа на новом месте: 1846

Ответить   Wed, 29 Mar 2006 23:56:18 +0400 (#532358)

 

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
Павел Васильевич! А можно узнать вашу точку зрения на ставропольский
эксперимент по обучению незрячих детей в массовой школе?
С уважением
Зарубина Ирина
E-mail: tifloresour***@m*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 1847

Ответить   Thu, 30 Mar 2006 00:49:09 +0400 (#532364)

 

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!

по обучению незрячих детей в массовой школе?
Как говорится вопрос понятен. Если речь идёт о детях, имеющих только зрительную
патологию, то отрицательно, но если вы обратили внимание, то И. Д. Труфан говорил
о детях, имеющих дополнительные заболевания. Конечно мы не первый год на свете
живём и знаем, как родители добиваются поставленной цели. Могу Вам сказать, что
как минимум двое из перечисленных детей сейчас учатся в интернате, но есть и
такие, у которых "Всё по-честному", и если бы не Труфан, то они бы просто сидели
дома, возможно даже с какой-нибудь бумажкой, но с нулевой подготовкой. О самообслуживании
и об ориентированию я вообще не говорю - это вопрос отдельный.
С уважением Рябов Павел.

Выпуск листа на новом месте: 1848

Ответить   Thu, 30 Mar 2006 01:03:51 +0400 (#532376)