Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2006-03-29

[TIFLO] Re: Человек могущий

Здравствуйте, уважаемые участники рассылки. Я как раз один из тех, кто донимал
Ирину Николаевну, но не всю рассылку, своими соображениями по поводу заданной
темы. Почему только её - мне показалось, что дискуссия, благодаря такту, интеллекту
и, в конце концов. заинтересованному неформальному отношению к предмету обсуждения
её участников, вошла в нормальное конструктивное русло, где страсти не кипят,
и можно спокойно воспринимать и взвешивать всё здесь высказанное. Три года назад
на базе Кисловодской школы для слепых состоялся дискуссионный клуб "С системой
брайля к цифровой книге". Он знаменателен тем, что там собрались все заинтересованные
люди и представители организаций и учреждений Ставропольского края, в той или
иной степени занимающиеся проблемами образования слепых, в том числе и сами незрячие
учащиеся и студенты.
Там не стоял вопрос о том, что слепые должны обучаться в специальных интернатах
или, наоборот, с детства должны интегрироваться в "Зрячее" общество, но в конце
дискусси все единодушно пришли к выводу:
"Система Брайля - основа основ получения знаний и интеграции незрячих в общество.

Образованные незрячие люди занимают достойное место в жизни наравне со зрячими,
это сильные духом и способные к самостоятельной практической деятельности люди.

Необходимо обязательное обучение системе Брайля слабовидящих детей с тревожным
прогнозом по зрению.

Создание доступных центров компьютерных технологий, оснащенных адаптированной
техникой - современный способ использования системы Брайля.

Наличие разнообразных наглядных пособий, дидактических игр по развитию у детей
осязания и мелкой моторики в специальных учебных заведениях и библиотеках для
слепых способствует освоению системы Брайля".

И конечно лучше, чем в специальной школе для слепых брайлю нигде не научат, и
как показывает практика - только в начальной школе. Так как даже в школе, если
ребёнок туда попадает в пятый или более старший класс с этим начинаются проблемы.
И то что сделал в городе Ставрополе замечательный педагог - Иван Данилович Труфан,
чьё выступление в той дискуссии я хочу привести - совершенно не противоречит
этому утверждению, так как далеко не в каждом городе, даже центре региона живут
такие специалисты, как Иван Данилович. И, как говорят математики, владение системой
брайля является необходимым, но далеко не достаточным условием для интеграции
незрячего человека. А кто нам даст все достаточные условия для этого - интернат,
массовая школа, ВОС или УТОС, ВУЗ или "Профессионалка", просто хороший специалист
- это кому как повезёт, насколько подготовлены родители и ещё много чего - мир
большой и многогранный.

Выступление И. Д. Труфана уже публиковалось в нашей рассылке, но в свете обозначенной
темы думаю что небезынтересно будет его напомнить.

С уважением Павел Рябов

Преподаватель Кисловодской школы для слепых детей.

Изучаем систему Брайля с детьми:
практический опыт
Труфан И. Д.,
заслуженный учитель РФ,
отличник ВОС,
отличник народного просвещения СССР, ветеран труда,
инвалид I группы по зрению
Проводимый в нашей стране диспансерный учет детей показывает, что половина из
числа обследованных имеет какие-нибудь заболевания. К сожалению, за последние
два десятилетия состояние здоровья молодого поколения резко ухудшилось, появилось
много так называемых практически слепых детей. Например, только в Ставропольской
местной организации ВОС на учете состоит около сорока детей, среди них есть тотально
слепые, но большинство - с каким-нибудь остатком зрения. Многие дети имеют дополнительные
заболевания, поэтому не могут быть направлены в специальные школы-интернаты для
слепых и слабовидящих детей; им приходится обучаться в массовых школах по индивидуальным
программам, практически по консультационной системе: ученик встречается с учителем
один раз в неделю по каждому учебному предмету. Таким образом, почти вся учебная
нагрузка ложится на плечи родителей, конечно, прежде всего их мам.
В такой ситуации у некоторых детей возникла необходимость изучать систему Брайля.
Ко мне за помощью обратились родители девяти детей: Лены Лиханос, Димы Гостищева,
Вани Малышева, Миши Бережного, Стаса Колесникова, Вани Вечеркина, Кати Боевой,
Алеши Фитисова, Лейлы Капушевой. Из девяти детей трое тотально слепые: Лена Лиханос,
Дима Гостищев и Лейла Капушева.
Занятия я проводил, как правило, три раза в неделю по два академических часа.
Первые занятия с детьми начинал с проверки чувствительности пальцев и тренировки
осязания, предлагал распознать на ощупь крупы восьми видов. В дальнейшем с этой
же целью использовал упражнения из букваря В. Рогушина, а также свои методические
наработки.
Обучение письму начинал с написания шеститочия, это способствовало выработке
навыков правильного (вертикального) держания грифеля, ориентировки в клетке и
строке, перехода с одной строки на другую, и, что очень важно, развитию и укреплению
мышц кисти руки, участвующих в работе при письме. Такие упражнения применялись
в течение всего курса обучения. Ученик сам проверял написанное, находил ошибки,
говорил о них, я также прочитывал и подтверждал им сказанное или поправлял. Буквы
изучались в том порядке, как они размещены в букваре.
При обучении чтению обращалось внимание на развитие осязания на указательных
пальцах обеих рук. Упражнения из точечных комбинаций, а потом и буквенные тексты
читались ребенком поочередно правой и левой руками, а к концу курса обучения
ученик читал тексты одновременно обеими руками. Понятно, что техника письма и
чтения зависят от того, как много ученик занимается этой работой. Таким образом,
курс изучения системы Брайля каждым учеником продолжался около двух месяцев.
Когда дети учились во втором классе массовой школы, я приучал их к переписыванию
текстов одной рукой при одновременном чтении его другой рукой. Такие навыки значительно
облегчают выполнение письменных работ. Обучал также исправлять ошибки при письме
- недоколы, переколы.
Так как ко мне приходили учащиеся первоклассники, то в дальнейшем я с ними общался
как консультант по выполнению письменных работ по математике и русскому языку.
Когда дети учились уже в третьем классе, я проводил с ними курс обучения печатанию
на обычной механической пишущей машинке плоскопечатного шрифта. Трём учащимся,
обучающимся по брайлевским учебникам, помог установить контакт со специальными
школами в Армавире и Кисловодске. Двум старшеклассникам рекомендовал и помогал
освоить русскую краткопись.
Практика занятий с детьми показала, что системой Брайля постоянно пользуются
только тотально слепые дети. Слабовидящие же прошли курс обучения и в дальнейшем
не пользовались системой Брайля, хотя при этом испытывали большие трудности:
не могли самостоятельно освоить учебный материал, прочитать желаемую книгу и
другое.
Моя первая ученица Лена Лиханос посещала почти все уроки в классе массовой школы
и уже с первых занятий не стеснялась писать и читать по Брайлю. В прошлом году
она окончила среднюю школу с золотой медалью, поступила в университет, учится
отлично. Благодаря тому, что она вовремя освоила краткопись, успевает наравне
со зрячими студентами записывать лекции преподавателей.
Краевая библиотека для слепых предоставила ей в пользование брайлевский дисплей.
Лена теперь может читать и художественную, и учебную литературу с помощью компьютера.
Дима Гостищев увлечен литературой, много читает и только по системе Брайля -
<говорящая> книга его быстро утомляет; пишет стихи, несколько раз они публиковались
в журнале <Школьный вестник>. Написал гимн для школы ?1, где он учится в одиннадцатом
классе.
Лейла Капушева учится уже в седьмом классе школы-гимназии ?25, отличница. Увлекается
рукоделием - вяжет на спицах и крючком, лепит из глины различные поделки, учится
играть на баяне, фортепиано, гитаре, любит играть в шахматы. В "Школьном вестнике"
она нашла адреса своих ровесников, установила с некоторыми из них переписку,
есть одна корреспондентка из Болгарии. Лейла любит художественную литературу,
но больше читает <говорящую> книгу - слушает ее во время вязания.
Таким образом, видно, что дети, владеющие системой Брайля, живут более богатой
духовной жизнью, чем ребята, ею не владеющие.

Апрель 2003 г.

Выпуск листа на новом месте: 1846

   2006-03-29 23:53:16 (#532358)

[TIFLO] Re: Солнечное затмение

Здравствуйте, уважаемые участники рассылки! Да! Это надо было видеть! Событие
превзашло все ожидания! Я могу с гордостью сказать, что видел солнечное затмение.
И не смотря на то, что практически поминутно было известно, что сейчас будет
происходить, каждая новая фаза наступала стремительно и воспринималась очень
эмоционально. Адреналину было выделено достаточно. В нашем городе природа постаралась
создать максимально благоприятные условия, для того чтобы можно было наблюдать
и воспринимать это замечательное явление. Ещё два дня назад небо было затянуто
плотной облачностью и были большие сомнения, что она разойдётся, но сегодня
с утра на небе ни облачка. Всё началось в начале третьего дня. Те кто вооружился
закопчёнными стёклышками или негативами проявленной плёнки стали замечать что
в нижней части солнца, если сравнивать его с циферблатом часов, то примерно в
районе цифры 5 стал нарастать черный сектор. Где-то в 14-45 закрыто было уже
больше половины солнечного круга. До этого было очень тепло, а тут откуда-то
налетел холодный ветер, и стоять в рубашке на одном месте стало давольно зябко.
У меня было несколько очков, одни мои собственные и двое затемнённых. В какой-то
момент я начал путаться, какие очки на меня надеты. Небо настолько потемнело,
что казалось даже без очков, что на тебя надеты тёмные очки, и возникало желание
их снять, настолько непривычные были ощущения. Правда "обещанных" звёзд на небе
я так и не увидел, может быть плохо смотрел. Примерно в 15-10 солнце превратилось
в светящуюся точку, а в бинокль через негативную плёнку был виден серп белого
света с "красными лампочками" по краям. Особых собачье-кошачьих волнений не наблюдал,
мне кажется люди более эмоционально на всё реагировали. И вот наконец в 15-17
последний луч погас. Эффектно блестнулу "Бриллиантовое кольцо" вокруг тёмного
круга, оно мерцало 3-5 секунд и вокруг этого диска установился белый ореол с
красными вкраплениями, ничего подобного я конечно же не видел и, наверное, больше
не увижу. Чувство - как в новогоднюю ночь. Кругом восторженные крики, оказывается
вокруг полно людей, хотя 5 минут назад никого не было ни видно, ни слышно. Наступила
темнота, но не полная, по трём сторонам горизонта небо было синее или фиолетовое,
и только на юго-востоке, возможно из-за близких гор - чёрное, и наступила темнота
не так как ночью, а совсем необычно. и ощущение этой темноты ни с чем не сравнимо,
возможно так, будто постепенно напускали чёрного дыму, который от центра постепенно
распространялся во все стороны к горизонту. В 15-19 появилась маленькая но яркая
светящаяся точка. опять же примерно в районе цыфры 5, и сразу же она стала резко
увеличиваться, такое впечатление, что она летит на тебя и даже инстинктивно захотелось
от неё увернуться, но это тоже быстро прошло и процесс пошёл в обратном порядке,
а через час всё вернулось на круги своя, и тепло вернулось, и ветер куда-то исчез.
И не осталось ничего кроме незабываемых впечатлений, которые останутся на всю
жизнь. С чем я и поспешил поделиться. Прошу специалистов не опираться на то время,
которое я указываю, оно приблизительное, у меня не было цели проводить научное
наблюдение с точными характеристиками.
С уважением Рябов Павел. г. Кисловодск

Выпуск листа на новом месте: 1845

   2006-03-29 18:09:00 (#532250)

[TIFLO] Чемпионат ВОС по шахматам

В подмосковном поселке Полушкино с 14 по 25 марта прошел чемпионат
ВОС по шахматам.
На старт мужского чемпионата вышло 30 шахматистов, среди которых экс
чемпионы Мира среди незрячих международные мастера Сергей Крылов (г.
Мытищи Московской области ), Сергей Смирнов (Санкт-Петербург) и
Владимир Берлинский (г Чусовой Пермской области), неоднократный
участник сборной ВОС на всемирных олимпиадах незрячих шахматистов
Анатолий Гимадеев (Ставрополь), мастер ФИДЕ Алексей Никитин(г Белая
Калитва Ростовской области), более полутора десятка кандидатов в
мастера и несколько перворазрядников-чемпионов своих регионов.
Соревнование проводилось по швейцарской системе в 9 туров.
Сенсацией старта стало поражение Сергея Крылова от
Александра Романенко (Москва), который после 3-х туров возглавил лидирующую
группу. Однако поражение не сломило Сергея и ему удалось догнать
лидеров, а затем обогнать их и с результатом 7 очков из 9
занять 1 место.
Упорная борьба развернулась за второе место. В последнем туре
Александру Романенко достаточно было сделать ничью с кандидатом в
мастера из Краснодарского края Геннадием Поповым, чтобы по
дополнительным показателям быть вторым. В ходе игры Геннадий
предлагал ничью Александру, но Александр отказался и проиграл.
В результате Попов с 6,5 очками стал вторым,
а Александр Романенко - шестым. 3-5 места с 6 очками поделили
международные мастера Сергей Смирнов, Владимир Берлинский
и кандидат в мастера Василий Гузынин (г Миас Челябинской области).

Женский чемпионат собрал всего 5 шахматисток. Почти никто из
российских регионов на чемпионат по шахматам женщин не
командировал. Особенно горько москвичам, не отправившим на турнир
ни одну шахматистку. Даже серебряная призерша прошлого чемпионата
ВОС чемпионка Москвы этого года Наталья Полякова
не была командирована.
Столичные чиновники держат в голове только Параолимпиаду, а
остальные траты считают зряшными.
Чемпиона Москвы Виктора Дадукова и Александра Романенко не
командировал никто. Только благодаря директору 11 УПП для участия
в турнире им был предоставлен отпуск с сохранением зарплаты.
Как и в прошлом чемпионате победу одержала 19 летняя Марина Крупко
из Краснодарского края.
В чемпионате школьников участвовало только 6 мальчиков.
Победил перворазрядник Михаил Букарин из Краснодарского края.
Турнир по быстрым шахматам выиграл мастер ФИДЕ Алексей Никитин(г Белая
Калитва Ростовской области)с результатом 7 очков из 9.

Александр Альперт
mailto:al-alpe***@y*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 1844

   2006-03-29 14:13:34 (#532148)

[TIFLO] озвученная техника для слепых

Добрый день всем!
Ниже моей подписи материал, предоставленный фирмой, занимающейся разработкой
и производством озвученной техники для слепых.
С уважением Альбина
E-mail: samatova***@m*****.ru

КВИНТА - ОЗВУЧЕННАЯ ТЕХНИКА ДЛЯ СЛЕПЫХ

Начиная с 2000 года ООО <Предприятие КВИНТА> занималось разработкой и производством
тонометров с речевым выходом и было первым и единственным производителем озвученной
техники для слепых и слабовидящих в России. В 2001 году им была разработана звуковая
плата, которая применялась в полуавтоматических тонометрах японской фирмы A&D
UA-702.

Тонометры с речевым выходом производства ООО <Предприятие КВИНТА>
имеют регистрационное удостоверение Минздрава России и были сертифицированы именно,
как ТОНОМЕТРЫ С РЕЧЕВЫМ ВЫХОДОМ. Они известны, практически, во всех регионах
России, т.к. закупались Региональными Правлениями ВОС и органами соцзащиты.
Тысячи незрячих пользуются этими моделями говорящих тонометров в России и странах
ближнего и дальнего зарубежья.

С 2005 г. ООО <КВИНТА-ВОЙС> (создано на базе подразделения озвученной
техники ООО <Предприятия КВИНТА>) занимается разработкой новых моделей озвученной
техники для незрячих, продажей и обслуживанием реализованных им и ООО <Предприятием
КВИНТА> тонометров. ООО <КВИНТА-ВОЙС> были созданы новые модели говорящих тонометров
- автомат и полуавтомат. Все перечисленные модели тонометров с речевым выходом
зарекомендовали себя как надежнейшие аппараты, что подтверждается ПОЛНЫМ отсутствием
возвратов в ремонт по гарантии. О надежности наших тонометров с речевым выходом
говорит и тот факт, что начиная с 2001 г. и по настоящее время НИ ЗА ОДИН ремонт
деньги НЕ БЫЛИ взяты НИ С ОДНОГО покупателя.

Очень скоро появятся новые предложения - звуковые платы для глюкометров
и, возможно, элитные инфракрасные, многофункциональные, сверхточные, сверхбыстрые
озвученные термометры для измерения температуры в диапазоне от 0 до +50 градусов
(реальные японские технологии 21 века) и многое другое.

По заказу организаций и предприятий ВОС OOO <КВИНТА-ВОЙС> готово озвучить любые
объекты и технику производственного и другого назначения.

Если Вам интересно, если Вам нужна озвученная техника или хотя бы достоверная
информация о ней - заходите к нам на страничку в Интернете, задавайте вопросы.
Мы всегда рады Вам!

Адрес странички в Интернете:

http://kvinta-voice.narod.ru

Выпуск листа на новом месте: 1843

   2006-03-29 13:11:01 (#532133)