[TIFLO] Re: Человек могущий
Здравствуйте, уважаемые участники рассылки. Я как раз один из тех, кто донимал
Ирину Николаевну, но не всю рассылку, своими соображениями по поводу заданной
темы. Почему только её - мне показалось, что дискуссия, благодаря такту, интеллекту
и, в конце концов. заинтересованному неформальному отношению к предмету обсуждения
её участников, вошла в нормальное конструктивное русло, где страсти не кипят,
и можно спокойно воспринимать и взвешивать всё здесь высказанное. Три года назад
на базе Кисловодской школы для слепых состоялся дискуссионный клуб "С системой
брайля к цифровой книге". Он знаменателен тем, что там собрались все заинтересованные
люди и представители организаций и учреждений Ставропольского края, в той или
иной степени занимающиеся проблемами образования слепых, в том числе и сами незрячие
учащиеся и студенты.
Там не стоял вопрос о том, что слепые должны обучаться в специальных интернатах
или, наоборот, с детства должны интегрироваться в "Зрячее" общество, но в конце
дискусси все единодушно пришли к выводу:
"Система Брайля - основа основ получения знаний и интеграции незрячих в общество.
Образованные незрячие люди занимают достойное место в жизни наравне со зрячими,
это сильные духом и способные к самостоятельной практической деятельности люди.
Необходимо обязательное обучение системе Брайля слабовидящих детей с тревожным
прогнозом по зрению.
Создание доступных центров компьютерных технологий, оснащенных адаптированной
техникой - современный способ использования системы Брайля.
Наличие разнообразных наглядных пособий, дидактических игр по развитию у детей
осязания и мелкой моторики в специальных учебных заведениях и библиотеках для
слепых способствует освоению системы Брайля".
И конечно лучше, чем в специальной школе для слепых брайлю нигде не научат, и
как показывает практика - только в начальной школе. Так как даже в школе, если
ребёнок туда попадает в пятый или более старший класс с этим начинаются проблемы.
И то что сделал в городе Ставрополе замечательный педагог - Иван Данилович Труфан,
чьё выступление в той дискуссии я хочу привести - совершенно не противоречит
этому утверждению, так как далеко не в каждом городе, даже центре региона живут
такие специалисты, как Иван Данилович. И, как говорят математики, владение системой
брайля является необходимым, но далеко не достаточным условием для интеграции
незрячего человека. А кто нам даст все достаточные условия для этого - интернат,
массовая школа, ВОС или УТОС, ВУЗ или "Профессионалка", просто хороший специалист
- это кому как повезёт, насколько подготовлены родители и ещё много чего - мир
большой и многогранный.
Выступление И. Д. Труфана уже публиковалось в нашей рассылке, но в свете обозначенной
темы думаю что небезынтересно будет его напомнить.
С уважением Павел Рябов
Преподаватель Кисловодской школы для слепых детей.
Изучаем систему Брайля с детьми:
практический опыт
Труфан И. Д.,
заслуженный учитель РФ,
отличник ВОС,
отличник народного просвещения СССР, ветеран труда,
инвалид I группы по зрению
Проводимый в нашей стране диспансерный учет детей показывает, что половина из
числа обследованных имеет какие-нибудь заболевания. К сожалению, за последние
два десятилетия состояние здоровья молодого поколения резко ухудшилось, появилось
много так называемых практически слепых детей. Например, только в Ставропольской
местной организации ВОС на учете состоит около сорока детей, среди них есть тотально
слепые, но большинство - с каким-нибудь остатком зрения. Многие дети имеют дополнительные
заболевания, поэтому не могут быть направлены в специальные школы-интернаты для
слепых и слабовидящих детей; им приходится обучаться в массовых школах по индивидуальным
программам, практически по консультационной системе: ученик встречается с учителем
один раз в неделю по каждому учебному предмету. Таким образом, почти вся учебная
нагрузка ложится на плечи родителей, конечно, прежде всего их мам.
В такой ситуации у некоторых детей возникла необходимость изучать систему Брайля.
Ко мне за помощью обратились родители девяти детей: Лены Лиханос, Димы Гостищева,
Вани Малышева, Миши Бережного, Стаса Колесникова, Вани Вечеркина, Кати Боевой,
Алеши Фитисова, Лейлы Капушевой. Из девяти детей трое тотально слепые: Лена Лиханос,
Дима Гостищев и Лейла Капушева.
Занятия я проводил, как правило, три раза в неделю по два академических часа.
Первые занятия с детьми начинал с проверки чувствительности пальцев и тренировки
осязания, предлагал распознать на ощупь крупы восьми видов. В дальнейшем с этой
же целью использовал упражнения из букваря В. Рогушина, а также свои методические
наработки.
Обучение письму начинал с написания шеститочия, это способствовало выработке
навыков правильного (вертикального) держания грифеля, ориентировки в клетке и
строке, перехода с одной строки на другую, и, что очень важно, развитию и укреплению
мышц кисти руки, участвующих в работе при письме. Такие упражнения применялись
в течение всего курса обучения. Ученик сам проверял написанное, находил ошибки,
говорил о них, я также прочитывал и подтверждал им сказанное или поправлял. Буквы
изучались в том порядке, как они размещены в букваре.
При обучении чтению обращалось внимание на развитие осязания на указательных
пальцах обеих рук. Упражнения из точечных комбинаций, а потом и буквенные тексты
читались ребенком поочередно правой и левой руками, а к концу курса обучения
ученик читал тексты одновременно обеими руками. Понятно, что техника письма и
чтения зависят от того, как много ученик занимается этой работой. Таким образом,
курс изучения системы Брайля каждым учеником продолжался около двух месяцев.
Когда дети учились во втором классе массовой школы, я приучал их к переписыванию
текстов одной рукой при одновременном чтении его другой рукой. Такие навыки значительно
облегчают выполнение письменных работ. Обучал также исправлять ошибки при письме
- недоколы, переколы.
Так как ко мне приходили учащиеся первоклассники, то в дальнейшем я с ними общался
как консультант по выполнению письменных работ по математике и русскому языку.
Когда дети учились уже в третьем классе, я проводил с ними курс обучения печатанию
на обычной механической пишущей машинке плоскопечатного шрифта. Трём учащимся,
обучающимся по брайлевским учебникам, помог установить контакт со специальными
школами в Армавире и Кисловодске. Двум старшеклассникам рекомендовал и помогал
освоить русскую краткопись.
Практика занятий с детьми показала, что системой Брайля постоянно пользуются
только тотально слепые дети. Слабовидящие же прошли курс обучения и в дальнейшем
не пользовались системой Брайля, хотя при этом испытывали большие трудности:
не могли самостоятельно освоить учебный материал, прочитать желаемую книгу и
другое.
Моя первая ученица Лена Лиханос посещала почти все уроки в классе массовой школы
и уже с первых занятий не стеснялась писать и читать по Брайлю. В прошлом году
она окончила среднюю школу с золотой медалью, поступила в университет, учится
отлично. Благодаря тому, что она вовремя освоила краткопись, успевает наравне
со зрячими студентами записывать лекции преподавателей.
Краевая библиотека для слепых предоставила ей в пользование брайлевский дисплей.
Лена теперь может читать и художественную, и учебную литературу с помощью компьютера.
Дима Гостищев увлечен литературой, много читает и только по системе Брайля -
<говорящая> книга его быстро утомляет; пишет стихи, несколько раз они публиковались
в журнале <Школьный вестник>. Написал гимн для школы ?1, где он учится в одиннадцатом
классе.
Лейла Капушева учится уже в седьмом классе школы-гимназии ?25, отличница. Увлекается
рукоделием - вяжет на спицах и крючком, лепит из глины различные поделки, учится
играть на баяне, фортепиано, гитаре, любит играть в шахматы. В "Школьном вестнике"
она нашла адреса своих ровесников, установила с некоторыми из них переписку,
есть одна корреспондентка из Болгарии. Лейла любит художественную литературу,
но больше читает <говорящую> книгу - слушает ее во время вязания.
Таким образом, видно, что дети, владеющие системой Брайля, живут более богатой
духовной жизнью, чем ребята, ею не владеющие.
Апрель 2003 г.
Выпуск листа на новом месте: 1846