Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2006-03-27

[TIFLO] о статье

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
Денис! Думаю, что в данной ситуации извиняться может и не стоит. Сегодня мне
и на личку и по телефону было несколько комментарий возникшей дискуссии.
Писать в рассылку не пишут, а вот мне покоя не дают. И мне надо отметить
тоже досталось, за то, что Вас, мол, обидела. ТА давайте просто переведем
дискуссию в конструктивное русло. Лично мне поднятые темы не кажутся до
конца ясными и однозначными. Много вопросов без ответов. А те ответы, что и
есть неоднозначны. Хотелось бы затронуть все поднятые вами вопросы. Но,
увы, жизнь диктует свои правила и надо приступать к повседневным
обязанностям. Поэтому буду отвечать на ваши мысли понемногу и в течение
нескольльких дней.
По реакции моих знакомых дискуссия нитакая уж и бессмысленная.
А пока спокойной ночи!
С уважением
Зарубина Ирина
E-mail: tifloresour***@m*****.ru

Выпуск листа на новом месте: 1838

   2006-03-27 03:17:48 (#531380)

[TIFLO] Человек могущиц. Перпечатка

Здравствуйте!

Я вот наблюдаю за всей этой кутерьмой и никак понять не могу, о чём речь, собственно
говоря?! Ну, написал человек статью. Ну, выяснилось вдруг, что в ней
правды, ровно столько, сколько прочего. Ну, понятно, что человек сам не знает,
чего желает. Так о чём спорить? Как сказал один мой достаточно известный
знакомый: <Каждый несёт ответственность за написанное, и вдвойне за опубликованное,
но в сотню раз больше за неосознание того, о чём писал>.

Глупо призывать к разрушению. Вся история изо дня в день доказывает бессмысленность
подобных призывов. Ну, развалим мы этот УТоС, и что дальше? <Ломать
- не строить>!.. Ещё в советское время к нам в школу прислали нового директора.
Не спорю, это действительно был сдвиг, но куда? ВэЗэ в течение двух лет
просто выкорчевала старые традиции, не задумываясь о целесообразности содеянного,
не подготовив ничего нового. В результате мы сегодня имеем то, что имеем.
Разница в воспитании поколений явная. Вот и вопрос, разгромим УТоС, а куда денутся
те, кто без него просто жить не может? Нельзя так. Кто-то интегрировался
в новую жизнь, но ведь есть и такие, которым это не то, чтобы не по нутру, а
вообще никак!.. Это понятно? Нет? Поясню. Не все такие умные и грамотные,
как мы, здесь собравшиеся. В нашей школе, по мере её развития, количество классов
для умственно отсталых детей с дефектами зрения не уменьшалось, а наоборот,
увеличивалось. Ныне тенденция не изменилась. Куда их прикажите вышвырнуть?! Или
они не люди?! Не такие же, как все прочие?!

А что делать с теми, кто не смог адаптироваться к новым жизненным условиям, кто
только недавно потерял зрение и не смог ещё реабилитироваться, времени не
хватило, возможности реализовать себя в другом обществе?.. Ведь ещё пару месяцев
назад человек жил и работал совсем в других условиях, был инженером, конструктором
и т.д.? Да мало ли какие причины могут загнать человека на УПП?! И что им делать?
На улицу?! С протянутой рукой, лишь потому что кому-то вздумалось разогнать
неугодное ему общество?..

Кроме того, в советское время устроиться работать вне системы УТоС или ВОС было
очень и очень сложно. Единицам это удавалось. Но для изменения общего представления
об инвалидах и их возможностях необходимо было время. И всё, может быть, изменилось
бы, но, увы!.. Времени как раз и не оказалось. Зато пришло другое
время ничем не хуже и не лучше прежнего, во всяком случае, для нас - инвалидов
по зрению. Общественное мнение задержалось на прежнем уровне.

Теперь о спец школах. Насколько мне известно, в соединённых штатах однажды отказались
от таких школ. Ныне они возвращаются к прежнему опыту. Не каждый ребёнок
может находиться, не говоря уже об обучении, в обычной школе. Денис слабо себе
представляет последствия психологического стресса маленького человечка,
попавшего в жестокий мир реальности. Это чаще всего кончается весьма трагично.

Теперь об обучении. У меня множество примеров. Мусолить их не хотелось бы. Но
для наглядности буквально двумя словами (без доказательств пока что) всё же
скажу. Есть у нас парнишка (назовём его К.), который терял зрение постепенно.
К седьмому классу он практически ослеп. Оставшееся светоощущение не могло
помочь мальчишке даже в простом ориентировании, не говоря уже о совместных играх
со сверстниками. Его учитель истории (кстати, незрячий, но работал в обычной
массовой школе ещё со времён великого и могучего) рекомендовал родителям парнишки
немедленно перевести его в спец школу, чтобы сохранить хотя бы то, что
оставалось от зрения. Родители категорически отказались. Результат на сегодня...
Уже взрослый парень совершенно не контактный, абсолютно беспомощный в
области ориентировки. Он без посторонней помощи прожить уже не может. Если нет
папы, а мама не может, то и сидит сей кадр дома безвылазно... Про общение
даже не говорю. Уровень его знаний желает быть лучшим.

Пример второй. Девочка потеряла зрение, будучи в седьмом классе обычной школы.
Все семь лет она была круглой отличницей не потому, что была паинькой, скорее
наоборот, а потому что действительно много знала и училась с интересом. Но, пришлось
после несчастного случая, срочно переходить в другую школу, чтобы
спасти остатки зрения. И тут результат. Психологический стресс оказался слишком
сильным, а потому первые два года она выезжала лишь за счёт накопленных
заранее знаний. Трудность в общении, страх того, что кто-то заметит слепоту и
будет насмехаться, и т.д., и т.п. В общем, трудности были и весьма серьёзные,
но психологические, а не иного характера. Однако, учителя в школе (а надо им
отдать должное) оказались на высоте. Не скажу, что все, но в основной своей
массе свой долг они выполнили, и ныне эта девочка смогла преодолеть свой комплекс
и стать вполне нормальным человеком. А вот если сравнить знания парнишки
К. и девочки А., то это будет не в пользу первого...

И вариант третий. Девочка И. потеряла зрение в восьмом классе. Родители не смогли
настоять на том, чтобы учиться в специализированной школе. В обычную она
так же ходить не пожелала. Заканчивала что-то наподобие вечерней школы. Результат?
Правильно. Ни ходить, ни читать, ни писать... В общем, полный ноль,
или, как говорил классик, <туман восемнадцать>. Но тут появились компьютеры.
И что? Девочка И. вдруг сама поняла, какую глупость она совершила. Теперь
она студентка одного училища, учится ходить самостоятельно и вообще, стала совершенно
другим человеком. Однако уровень её знаний значительно поотстал.
Но она догонит, я в этом уверен.

Кстати, забыл упомянуть, что все три моих героя почти одногодки и почти одновременно
получили возможность пользоваться компьютерами. Но!.. Ни мальчика К.,
ни девочки И. вы в Интернете не найдёте. Хотя каждый из вас знает девочку А.

Но не будем открывать карты. Лучше подведём итог. Вывод: учат везде одинаково,
главное желание учится тех, кто хочет. Спецшколы, безусловно, нужны, как
и специализированные инвалидные организации. Где вы видели, чтобы в драке били
растопыренными пальцами? Значит, не разгонять УТоС надо, а видоизменять.
Или подготовить что-то новое, более жизнеспособное, чем существующая ныне система,
перед тем, как уничтожить. Опорники объединяются, глухонемые тоже не
собираются разбегаться, а вот незрячие решили каждый по своим норам зарыться.
И кто от этого выиграет?

Ну, а насчёт трамвайных обсуждений!.. Ответьте мне на один вопрос: кто глупее
выглядит, тот, кто обсуждает, или тот, кого обсуждают, но при этом последний
обижается на обсуждающих? Не поняли? Тогда так: В трамвае двое обсуждали слепого,
а слепой в это время обижался на этих двух зрячих, потому что те о нём
говорили не то и не так, как ему бы хотелось. Вот и вопрос, Виноваты ли те двое
в том, что ничего не знают о возможностях слепых? Или, может быть, всё
же глупо выглядел обижающийся? Извините, но, по-моему, ситуация анегтодична по
сути. Не окружающих надо винить, а на себя посмотреть, прежде чем делать
выводы. Зрячие люди, много лет отработавшие среди слепых, частенько не обращают
никакого внимания на инвалидность. Но они никогда не пройдут мимо нуждающегося.
Вот вам и воспитание учебно-производственными предприятиями не инвалидов, а обычных
людей.

Я тут могу приводить примеры до скончания века, но смысл разве в этом?! На каждое
действие окружающих нас людей надо смотреть не через призму обиды, вас
никто не унижает и не собирается этого делать, а по незнанию своему, невежеству,
вот как это называется. А вы сразу в амбиции. Помочь им надо, попытаться
понять их, окружающих, и помочь им выйти из своего заблуждения.

В каждой ситуации, случающейся на пути слепого, есть то самое зерно, которое
помогает взаимопониманию обычных людей и инвалидов. Если вам подали, это ещё
не значит, что вас посчитали <бедняжкой>. Существуют ещё и традиции. Очень верующие
люди подают незрячим, считая их некими посредниками между высшими мирами,
т.е. духами умерших, и земным существованием. Ко мне не раз подходили кришнаиты
за благословением. Я представления не имел, что это такое и имею ли я право
такими вещами оперировать? Пришлось обратиться в их храм и проконсультироваться.
И как вы думаете, что я узнал? Оказывается, незрячие для этих верующих
считаются наивысшим примером смирения и не то, чтобы имеют право, а наоборот,
могут по своему желанию раздавать благословения, ежели, конечно, кандидат,
по мнению инвалида, достоин этого жеста. Это очень серьёзная штука для верующего
человека. Ею и возвысить можно, и убить тоже!.. А теперь представьте себе
на мгновение, что будет, если за благословением обратятся к Денису, или ему подобным?

Вы не хотите, чтобы вам помогли пройти? Ну, так, вежливо откажитесь. Вы не хотите,
чтобы вас водили по улицам либо магазинам, или ещё где? Так объясните
человеку, что вам надо и почему. Вас не пускают в автобус, метро, троллейбус
и т.д.? Ну, так найдите возможность обратиться к вышестоящим органам и решите
вопрос цивилизовано, а не наездами на тех, кто вас не пускает. Может у них инструкции
такие, а может они просто их неправильно понимают. Разберитесь для
начала!.. Найдите время для людей, не торопитесь их обвинять чёрти в чём. И не
притягивайте к себе ненужных ситуаций. Чаще всего человек сам виноват в
том, что с ним происходит.

Так что давайте начнём с себя и будем нести окружающим разъяснения, а не обвинения.
Группа инвалидов из Кемерово под общим названием <Сибиряне>, давно нашли
прекрасный инструмент для решения проблем инвалидов. Заключается он в том, чтобы
изложить проблему не с точки зрения инвалида, а как раз с обратной. Весьма
эффективный способ, скажу вам. Попробуйте сами, потом поделитесь опытом.

Всё это я написал не для того, чтобы оказаться втянутым в бессмысленную для меня
дискуссию, а для того, чтобы каждый, прежде чем что-то сделать сначала
подумал о последствиях своих деяний, прежде чем начать действовать, и тем более,
печататься в средствах массовой информации на подобные темы. Вреда может
оказаться больше, чем от жалостливых, слёзных статеек непонимающих журналистов...

P.S. Для меня тема закрыта.

С уважением Александр! г. Одесса!
mailto:virtus***@m*****.ru
ICQ:333627721
mobile phone: +038 066-228-59-70
home phone: (+038-048) 710-67-74

Yahoo! Groups Links

<*> To visit your group on the web, go to:
http://groups.yahoo.com/group/edu-mail/

<*> To unsubscribe from this group, send an email to:
edu-mail-unsubscri***@y*****.com

<*> Your use of Yahoo! Groups is subject to:
http://docs.yahoo.com/info/terms/

Выпуск листа на новом месте: 1837

   2006-03-27 03:06:55 (#531379)

[TIFLO] Профессиональное образование. Сверлов

В.С. Сверлов. Применение труда слепых в области педагогики
Л. 1938 г.

1. Введение

Слепота, сама по себе, не может служить препятствием для интеллектуальной деятельности
человека. Напротив того, существует мнение, что посколько слепота является изолирующим
началом, посколько она отгораживает слепого от окружающего его мира, от окружающего
движения, от ярких красок, широких и прекрасных перспектив, она тем самым создает
стимул к упорной и сосре-доточенной работе мысли. Не даром древняя легенда говорит
о том, что знаменитый греческий философ Демокрит (пятый век до н. э.) сам ослепил
себя для того, чтобы заострить свою мысль и не рассеиваться.

В наши дни высокообразованные слепые в разных странах насчитываются многими десятками
и даже сотнями. Они трудятся наряду со зрячими не только в качестве рядовых педагогов,
юристов, литераторов, администраторов и т. д., но многие и многие из них занимают
командные посты, руководя иногда весьма ответственными участками работы. Но как
ни велико количество интересующих нас слепых, они бесследно растворяются в общей
массе зрячих. О работе каждого из них, как бы ни была она сложна и ответственна,
обычно знает лишь небольшой круг лиц, так или иначе с ним соприкасающийся, для
большинства же слепой работник интеллектуального труда попрежнему продолжает
оставаться каким-то маленьким чудом, способным вызвать лишь изумление и, что
гораздо серьезнее по своим последствиям, недоверие.

Несмотря на то, что весь ход событий, вся история общественного движения слепых
доказала неоспоримые преимущества интеллектуального труда для слепых, открыв
перед ними в этом направлении широчайшие перспективы, путь к т. н. "высшим про-фессиям"
для слепых попрежнему остается загроможденным трудно преодолимыми препятствиями
и зачастую оканчивается тупиком. В некоторых странах, напр. в Германии, Австрии
на этом пути слепых к высшим профессиям стоит законодательство, которое
И

в слепоте, как таковой, видит причину, достаточную для того, чтобы закрыть
человеку доступ к некоторым из этих профессий-И повсюду на западе основные затруднения
проистекают из того недоверия зрячих, о котором только что было упомянуто, недоверия,
основанного на вековой привычке видеть слепого, в лучшем случае, в роли кустаря-ремесленника,
в недоверии, основанном на эмоциональных переживаниях, подкрепленных заключениями
обы-вательской логики, которые испытывает зрячий, когда при встрече-со слепым
силится представить себя на его месте.

В нашей стране Октябрьская Социалистическая революция устранила с дороги
слепых все препятствия и открыла им широкий доступ в повышенную и высшую школу,
а через нее и к интеллектуальным профессиям. В нашей стране партия и правительство
идут всемерно навстречу слепым во всех их запросах и начинаниях, которые регулирует
Всероссийское общество слепых, этот великий дар Октября. Этим объясняются те
огромные успехи, которых до-стигли советские слепые в некоторых областях интеллектуаль-ного
труда, в которых они оставили далеко позади слепых запада, хотя и стали на этот
путь несравненно позднее их. Достаточно, напр., назвать такие цифры, как 170
слепых преподавателей, 125 слепых административно-хозяйственных работников, 400
слепых студентов повышенной и высшей школы. Но эти громадные успехи требуют от
советских слепых, от советского общества их закре-пления и дальнейшего развития.
Трудностей на пути наших слепых работников интеллектуального труда чрезвычайно
много. Непони-мание значения движения слепых и недоверие к их труду пустили глубокие
корни в среде хозяйственников, администраторов различ-ных учреждений, завучей
и директоров школ и т. п., причем непо-нимание и недоверие иногда исходят от
таких органов и от таких лиц, от которых этого менее всего можно было бы ожидать.
Но кроме затруднений подобного рода, причины которых лежат вне самого слепого,
имеются трудности и другого порядка. Наблюда-лись случаи, когда некоторые слепые
товарищи брались за работу, не учтя заранее того положения, в котором должен
оказаться в ней слепой. Работа оказывалась для слепого непригодной, и работник
пере-живал срыв. Многие слепые работники, пионеры в данной отрасли iногда, испытывают
значительные затруднения только из-за того, что не умеют рационально организовать
свой труд, не знают полезных для них технических приемов и приспособлений, не
имеют возможности воспользоваться опытом своих товарищей и зарубежных слепых.

Все это и заставило Всероссийское общество слепых обратиться исследованию
возможностей и условий применения труда слепых области интеллектуальных профессий.

Основными задачами, которые ставились этому исследованию,

ыли следующие:

1. Сконцентрировать и обобщить опыт слепых в области интеллектуального
труда, накопленный ими в течение многих десятилетий и так или иначе отраженный
в литературе.

41

2. Конкретизировать многочисленные трудности, встречаемые
слепыми в области интеллектуального труда, определить причины
этих трудностей и наметить пути борьбы с ними.

3. Определить круг возможных, доступных и целесообразных
для Слепых профессий в области интеллектуального труда и выяснить условия,
при которых профессия, доступная слепому, стано-вится целесообразной для
него.

4. Путем выяснения обстановки, в которую попадет слепой,
выбрав ту или иную профессию, помочь слепым учащимся в выборе специальности,
а вышедшим на практическую работу помочь рационально организовать свой труд.

5. Наметить основные мероприятия, которые необходимо принять Всероссийскому
обществу слепых на пути планомерного и
рационального трудового устройства слепых в области профессий
интеллектуального труда.

Взяв на себя разработку данного вопроса, я, опираясь в качестве базы на Ленинградский
Институт врачебно-трудовой экспертизы, изучил восемь групп интеллектуальных профессий:
ученых, препо-давателей (в эту группу вошли: преподаватели высшей школы, преподаватели
рабфаков, техникумов и массовой школы, лектора и руководители кружков, учителя
школы слепых, домашние учителя и ликвидаторы неграмотности), административных
и административ-но-хозяйственных работников, организаторов культурно-массовой
работы, юристов, работников медицины, работников инженерного типа, литераторов
и журналистов, работников стенографии и маши-нописи.

Материалом для настоящей работы послужили личные наблюдения, протоколы и постановления
конференций слепых учащихся в средней и высшей школе, учетные карты ЦП ВОС, 104
анкеты заполненные слепыми учащимися средней и высшей школы Ленин-град и 265
анкет, заполненных слепыми работниками интеллекту-ального труда различных категорий.
Само собой разумеется, что при выполнении настоящей работы я использовал всю
доступную мне литературу - русскую и иностранную.

В настоящем сборнике печатается первая часть нашей работы,- именно исследование
применения труда слепых на педагоги-ческом поприще.

Выпуск листа на новом месте: 1836

   2006-03-27 03:06:39 (#531378)

[TIFLO] о статье

Здравствуйте, уважаемые подписчики данной рассылки, и в частности Ирина и
Александр.
Прежде всего хотел бы попросить прощения у Ирины за то, что, вероятнее
всего погорячился в своем прошлом письме, -Я отчасти не так вас понял,
немного же был под впечатлением прочих писем, принял вас немного не за
такого человека, каким вы, по-видимому, на самом деле являетесь. Вобщем,
если я где-то перешел границы, что я вполне допускаю, я искренне прошу у вас
прощения. А теперь хотелось бы высказать несколько мыслей, связанных с
письмами моих от части опонентов - Ирины и Александра. Эти письма меня очень
порадовали, поскольку это были первые письма, возражающие мне, которые
заставили меня задуматься. Спасибо вам за умные и толковые аргументы и за
критику. И вот что я хочу сказать в связи с вашими письмами. Я не стану
здесь цытировать письма вышеупомянутых господ, а просто изложу свои мысли.
Дело в том, что, несмотря на то, что пишет Александр, я отнюдь не жалею о
том, что написал. И вот почему. Дело в том, что я не говорил в своей статье,
и кто в этом сомневается, может ее заново перечитать, так вот, я не говорил,
что специализированных организаций для незрячих быть не должно. Я далек от
этой мысли. Я высказывался лишь за то, чтобы они были упразднены в своем
настоящем виде. Ваша мысль относительно того, что нужно сперва построить
нечто альтернативное, прежде чем что-то разрушать, отнюдь не лишена
основательности. Это так. Однако в реальности это вряд ли возможно. Если мы
начнем постепенный переход от одной системы к другой, то в конце этого
перехода, боюсь, мы с вами встретим в этих пресловутых организациях все тех
же, издавна нам знакомых руководителей УТОСа, а что самое страшное - функции
у этих организаций, их устройство будут как две капли воды походить на УТОС,
и все, чего мы с вами добьемся - это простая смена адреса и вывески. Что
касается школ - я согласен. Очень тяжело маленькому ребенку с ограничениями
зрения учится в массовой школе, я прочувствовал это на своей шкуре, а не
взял с потолка. Да, тяжело. Но куда тяжелее, нежели приходится выпускнику
школы-интерната, а особенно не самому смелому, не обладающему сильным
характером, оказаться в двадцатилетнем возрасте среди непонятных для него
людей, в обществе, законов которого он не знает, которого он боится... Я
заключаю это на основании тех же примеров, которые я уже приводил - очень
многие выпускники таких школ боятся слово сказать, обращаясь к посторонним
людям, очень многие до седых волос трости в руку не берут. Нет, не то, что
они без трости ходят, они или ходят с кем-нибудь за ручку, или сидят по
домам. Вы говорите, насчет умственно отсталых слепых - это отдельная тема.
Однако я и ее хотел бы коснуться слегка. Мое глубокое убеждение таково,
что таких детей нужно обучать в отдельных учебных заведениях, они не должны
находится с умственно полноценными незрячими. И вот почему. В нашей школе
тоже были классы для умственно отсталых детей. И вот в эти классы порой
попадали нормальные дети, которые по тем или иным причинам не нравились
своим воспитателям... Жестоко, но правда, со всеми вытекающими.
Уважаемые господа, вы говорите, что система должна существовать хотя бы
уж для тех, кто не может и не хочет жить вне ее. Я возражу на это следующее.
Прежде всего я не верю в то, что кто-то не может жить вне ее. Не хочет -
другое дело. Если кто-то мне скажет относительно моральных травм,
относительно комплексов, что человек, дескать, через себя перешагнуть не
может - я отвечу. Что бы вы сказали абсолютно нормальному человеку, который
не может через себя перешагнуть, который, прикрываясь тем, что ему нанесены
какие-нибудь моральные травмы не хочет работать, не хочет жить по законам
нормального общества? Я лично дал бы такому человеку совет либо обратиться к
психологу, либо пойти в монастырь. А теперь скажите мне, пожалуйста, отчего
незрячие люди, физически способные приносить пользу обществу, могущие
самостоятельно передвигаться, имеют право на нем паразитировать? Почему? Чем
они лучше обычных людей? Вы говорите, что упразднение системы пустит многих
помиру - а я возражу - существование этой системы в ее теперешнем виде
отнюдь их от этого не уберегает. Заводы ведь, в большинстве своем не
работают, а служат лишь для отмывания государственных и не только денег,
тоже самое можно сказать о большинстве общественных организаций для
незрячих. Т.Е. пользы от них - кот наплакал, а денег они из госбюджета сосут
напропалую. КРоме того, я не верю, что на ту пенсию, которую сегодня
получает в Украине незрячий человек, можно умереть с голоду. Эта пенсия
позволяет выжить, еще и как, поверьте слову человека, который жил на сумму в
пять раз меньшую той, которой теперь равняется пенсия для незрячих. Так что
из-за упразднения утоса по миру никтто не пойдет, а деньги слепые граждане
довольно-таки часто просят и при условиях существования этой организации.
Вот я позволю себе пример. У меня есть один знакомый, тоже, как и я -
переводчик. Я как-то встретил его, и спросил, как у него обстоят дела с
работой. Он поведал, что поет в метро. Я спросил, неужели он не нашел работы
по специальности - на что получил ответ, такого содержания. Дело в том, что
он обошел много переводческих агенств. И нигде ему не поверили, что он может
что-то делать. И лишь в одном предложили сидеть полный рабочий день в
агенстве, переводить все, что скажут, за минимальную заработную плату.
Изачем мне это - резонно спросил он, - Когда я в метро зарабатываю тысячу,
как минимум?
Объясните, господа, отчего сложилось такое положение? Не от того ли, что
среди нас слишком много "Немогущих", сидящих на шее у государства, а те, кто
могут и хотят быть полезными государству, могут и хоттят не работать на
предприятии, обречены до гробовой доски на каждом шагу доказывать всякому
встречному-поперечному, что они не верблюды! Тем пользуются работодатели,
которые, даже если и берут незрячего на работу, знают, как нелегко ему будет
найти другую работу, предлагают за его работу такие гроши, за какие,
пожалуй, даже наши с вами соотечественники в европе газоны не косят. Вот
плоды этой самой системы. Я, возможно, согласен, что специальные школы должн
ы существовать - но в идеале я вижу их просто кружками, куда дети ходили бы
после занятий в обыкновенной школе, с тем, чтобы научится брайлю, с тем,
чтобы получить навыки ориентирования, если, разумеется, сами не смогут
освоить эту науку, с тем, наконец, чтобы получить психологическую помощь. И
работать в этих школах должны не полусумасшедшие родственники работников
облоно (Седьмая вода на киселе), как это, к сожалению, порой бываета в
высшей степени образованные и специально к этому подготовленные
профессионалы, получать за свою работу они должны куда больше, нежели
обычные учителя, и контроль за такими заведениями должен быть сумасшедший.
Уважаемая Ирина, я еще раз прошу вас передать от меня низкий поклон
учительнице, которую вы описываете, Побольше бы нам таких, но позвольте
выразить опасение, что тот великий труд, который она проделывает, может быть
запросто сведен на нет парой учителей, которые являют собой полную ей
противоположность в профессиональном и чисто человеческом смысле. Это очень
хорошо, что в нижегородской школе такие порядки, однако я лично думаю, что
куда лучше было бы, если бы эта школа была бы не интернатом, если бы дети
имели не только возможность, но и насущную необходимость учится
ориентированию на практике каждый раз по пути в школу из дому. Меня спросят,
что же делать с сельскими детьми,, ведь там нереально создать акую школу?
Что ж, конечно тут гораздо сложнее. Тут, наверное, придется вести их в
ближайший город с такой школой, и если это будет такая школа, которую я
описал, как идеальную в своем представлении, то либо детей бы привозили
периодически со всех окрестных сел для консультаций, или учителя могли бы
выезжать на места. Решений этой проблемы можно представить себе массу, да
только почему-то никто не хочет видеть такое решение вне системы утос, а
внутри этой системы такого решения никогда, - помяните мое слово - никогда
не будет. Для взрослых же незрячих должны быть созданы консультационные
центры, специализированые библиотеки, компьютерные классы. Организации по
трудоустройству. Такие организации должны иметь при себе прессцентры,
каковые должны вести активную просветительскую работу среди как
работодателей, так и среди широкой общественности. Людям нужно объяснить,
что такое слепой, что он может, как с ним себя вести. И это должно быть
разъяснено на всех уровнях, в прессе, издание брошюрки под заказ
какого-нибудь фонда, каковая брошюра, пусть и очень умная, будет положена в
стол и не будет прочитана никем, кроме рецензента и автора тут не помогут.
Мы должны во весь голос закричать, так, чтобы нас услышали, что мы можем и
хотим быть полезны обществу, и именно к этому я и призываю и в своей статье,
и в в настоящей дискуссии. И ни для кого не должно быть отговорок, по типу,
я не хочу, я не могу, я не приемлю ваши ценности, - не хочешь, не можешь -
сиди дома, на то тебе платят пенсию, а тем кто хочет и может - дай нормально
жить и не быть вынужденными уподобляться тебе.
Кто-то скажет, что такая система, которую я описал, стоила бы мноого
денег - согласен, немало. Однако не больше, чем существующая система
высасывает из госбюджета и из карманов спонсоров, не принося при этом пользы
никому, кроме, разве, своего руководства, да тех, кто не может и не хочет, и
при этом имеет счастье жить в городе. в котором утосовские цеха не стоят.
По-видимому я произвел на читателей этой рассылки впечатление, будто я
очень обидчивый, неспособный понимать чужую точку зрения и хамовитый
субъект. Должен вас заверить - я почти никогда не отказываюсь от помощи,
даже если мне проще бывает обойтись без таковой, и именно из желания не
обидеть своим отказом человека, с тем, чтобы этот человек в дальнейшем не
потерял желание помочь тому, кому это действительно нужно, и при каждой
возможности я пытаюсь разговорится с человеком, то есть, как только человек
задает вопрос относительно моего зрения и сопряженных тем, я стараюсь
предоставить ему максимум информации, чтобы он понял, что такой слепой
человек, и чего он может и хочет. Люди очень удивляются, и я могу их понять.
Поймите, наконец, - я не людей осуждаю, я об этом писал в статье - я
понимаю, что они хотят, как лучше. Да, изобилие изумлений относительно моей
способности читать и писать и крики сзади по типу "Прямо, сынок, прямо!!,
Да, вот так, вот так" мне портят настроение, мне бывает обидно, не от
каждого отдельного случая, повторюсь, а от их совокупности и от их
изобилия, - но это не значит, что я с пеной у рта кидаюсь на каждого, кто
хочет мне помочь или обсуждает мою слепоту. Да, я не люблю хамства, не
выношу, когда меня считают умственно неполноценным, лишь на том основании,
что у меня в руках трость, когда моего, к примеру спутника спрашивают, типа
"А он что, не видит?", я могу не выдержать и ответить, что он, хоть и не
видит, зато слышит кое-что и предпочитает, когда к нему обращаются лично. Но
не более. Я помню тот случай, когда мне предложили помощь и я не решился
отказаться. У меня был громадный рюкзак, весьма увесистый, должен вам
заметить. И этот господин стал меня провожать. Надо было дойти до метро,
которое было в тридцати шагах. Мы стали идти, уже прошли метро, я ему
говорю, дескать, уважаемый господин, мы с вами метро уже прошли. А он,
дескать, да конечно. Щас я вас приведу. Я говорю, мол, ну я же знаю, мы
прошли - оглянитесь - вобщем он так и не допустил мысли, что я знаю, куда
идти, а я так и не решился сказать, что я, пожалуй, сам пойду. Мы с ним
прошли и второй вход, а потом он пошел узнавать где же все-таки тут метро и
был удивлен, узнав, что там, где я и говорил. Так что не так я страшен, как
вам могу показаться и еще раз подчеркну - я ни в чем не обвиняю обыкновенных
людей, не знающих ничего о незрячих, в случае, конечно, если они не
допускают по отношению ко мне откровенного хамства. Что до метро, уважаемый
Александр, то я так и сделал, как вы предлагаете. Сделал еще полгода назад.
Меня в очередной раз не пустили. Я стал вызванивать администрацию
метрополитена, Мой знакомый юрист, по моей просьбе, связался с юридическим
отделом метро, где его заверили, что того закона, на который ссылается
контролер, не называя его впрочем по номеру и дате, просто не существует,
но, однако, сказали они, может существовать внутреннее предписание, которое,
если бы такое существовало, было бы, по большому счету, антиконституционным.
Таким образом мне посоветовали обратиться к непосредственному начальнику
контролеров. Я позвонил. Секретарь спросила, кто я. Я сказал, что пассажир,
инвалид по зрению, на что мне предложили не шутить. Тогда я сказал, что
представляю одну фирму, такую-то и такую-то и звоню по вопросу о
сотрудничестве. Меня соединили. Я изложил начальнику ситуацию. Он удивился -
чего же вы хотите? Я объяснил, что хочу просто спокойно ездить в метро. А
мне сказали, что я имею право там ездить, но лишь при условии присутствия
при мне сопровождающего. Я спросил начальника, Николай Петрович, ну я разве
преступник, что имею право передвигаться лишь в сопровождении конвоя?
- Ну что вы, разве я такое говорил?
- Нет, но из ваших слов следует, что я не имею права ходить один? На чем
основывается такой запрет?
- На том, что вы можете упасть на эскалаторе, можете на пути упасть.
- А обычный человек, разве не может?
- Но вы имеете больше шансов, потому, как не видите.
- На чем же, - не сдавался я - основаны такие повышенные шансы? И зачем, в
таком случае, мне трость по вашему мнению, Николай Петрович?
Тут Начальник взорвался
- Ну чего вы от меня хотите? Я же говорю, есть такой закон, и на его
основании вас не пускают в метро. Идите в суд и оспаривайте этот закон, если
вам хочется.
- Хорошо, Николай Петрович, я пойду, хоть в европейский суд по правам
человека поеду, если прикажете, только всем святым вас заклинаю -
процытируйте мне этот закон, скажите кем и когда он принят.
- А отчего вы у контролера не попросили его процытировать?
- А контролер отказалась, сказала, что вы лучше осведомлены.
- Ну хорошо, - Говорит Николай Петрович и начинает судорожно листать
что-то, - Ага... Хм. Ага, вот, закон верховного совета Украины от
такого-то такого- то 1992 - инвалиды по зрению первой и второй групп, а
также лица, их сопровождающие, имеют право бесплатного проезда в
метрополитене...
Я перебил Николая петровича
- Стоп, Николай Петрович, вы прочли "Имеют право бесплатного проезда", я
не ослышался?
- Ну да.
- А имеют право ведь не значит обязаны ездить с сопровождающими?
- Ну нет.
- А мне говорят, что значит, и вот потому я вам и звоню.
- Хорошо, - совсем уж разгорячился начальник - Где и когда это было.
Я ответил.
- Я думаю, что больше этого с вами не произойдет.
И ошибся начальник - происходило и происходит и впредь. Не так, конечно,
как раньше, пускают, но нотацию читают каждый раз, дескать, ну как вы не
понимаете, вы не должны ходить без сопровождающего. Я поначалу пытался
объяснить - куда там. Теперь молчу, выслушиваю, но разве же это нормально?
Звонить в администрацию еще раз и добиваться увольнения контролера не считаю
возможным - не хочу делать подлость, а что делать? Посоветуйте. Прошу
прощения за столь длинное письмо, с глубоким уважением и радостью
относительно того, что у меня нашлись разумные опоненты, а значит, возможна
дискуссия, возможна дискуссия, могущая принести какие-то плоды, с уважением,
Денис, Г. Харьков.

Выпуск листа на новом месте: 1835

   2006-03-27 00:16:20 (#531339)