Читал в блоге своего френда Виктора Милитарева о происхождении свободы и современного свободного общества, а в журнале «Вопросы философии» статью Светланы Солнцевой «Формула советской истории (взгляд на развитие России в условиях тотального государственного капитализма»)» (2008, № 6, стр. 3-16). И убедился ещё раз, что без базисного субъектного понимания истории рассыпается она на какие-то патологические выверты и курьёзные частности. У Милитарева –
блеск эрудиции и ассоциаций-сопоставлений, у Солнцевой – тоже оригинально, а общего знаменателя нет. Между тем есть труды Гегеля, Шеллинга, Карла Маркса, Макса Вебера, Вернера Зомбарта, Георга Зиммеля, Карла Ясперса и Мартина Хайдеггера о восхождении к субъектности как стержне истории, есть исходная периодизация истории человеческих обществ в связи с развитием производительных сил и есть огромный эмпирический материал последнего столетия по трансформациям-мутациям досубъектных «традиционных»
обществ (Gemeinschaft) в субъектные «модерные» Gesellschaft (различие между обоими типами обществ понимается согласно концепции Фердинанда Тённиса, изложенной в его классическом трактате – Tönnies Ferdinand. Gemeinschaft und Gesellschaft, 1887).
Эти трансформации-мутации, разумеется, сопровождаются крушением традиционных систем ценностей, гибелью прежних богов. Всемирный водораздел между доминированием досубъектных обществ и началом доминирования модерных обществ – сверхвзрыв-сверхпрорыв
низовой субъектности в Европе, прежде всего в Италии в XV веке (кватроченто), высекший Новое Время и открытие Нового Света и приведший к сокрушительной колониальной экспансии модерна по всему земному шару и создавший современную научно-техническую цивилизацию и породивший компании, четыре «изма» современной идеологии (либерализм, анархизм, коммунизм, национализм), партии, профсоюзы, нации и национальные государства и прочие формы самоорганизации низовой субъектности.
Тема рождения нового
субъектного мира и свержения и десакрализации старых богов – кажется необъятной и неподъемной. Но Мартин Хайдеггер обозначил её глубоко и компактно в гениальной лекции «Время мирообраза» (Die Zeit des Weltbildes), произнесенной во Фрайбурге семьдесят лет назад 6 июня 1938 года (Владимир Бибихин не совсем точно переводит её название – «Время картины мира»). Отталкиваясь от неё и от работы Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
(1884) – скажу несколько слов о прорыве низовой субъектности, происхождении капитализма и присущем этому событию богоборчестве на архетипическом материале мифа о богоборце Иакове (Израиле).
Слова «капитал» и «капитализм» происходят от латинского слова «капита», означающего «голова скота». Возникновение скотоводства позволило самым активным членам прежних традиционных земледельческо-охотничьих-собирательских общин, в которых, образно говоря,
доминировал матриархат, отпочковаться от материнской груди и перейти на экономическую самодостаточность. Так среди скотоводов свершилась «патриархальная революция» - несколько голов скота в твоей частной собственности, и ты кормишь себя сам, ты не зависишь от материнско-коммунистического лона и основываешь свою точку опоры в сущем и устанавливаешь своё отцовско-капиталистическое хозяйствование и свой отцовский род. И ты свергаешь старых богов матриархата, этих Кроносов золотого коммунистического
века, пожирающих своих детей, и творишь новых патриархальных Зевсов, Юпитеров, Индр. Экономически-самодостаточный человек предстает богоравным.
Затем в древности происходила экспансия патриархально-скотоводческих обществ в земледельческо-коммунистические регионы, основывались первые государства Ближнего Востока, Индии, Китая. На этапе перехода к широкому применению орудий и оружия из железа создавались предпосылки экономической самодостаточности среди таких низовых слоев полисов-горожан, как торговцы
и ремесленники, и происходила мутация прежних патриархальных племенных богов в универсальные религиозные системы «железного века». Это – описанная Карлом Ясперсом эпоха «осевого времени» (Axenzeit) VII-V веков до нашей эры, когда капитализм благодаря железу и рабам получил распространение от Греции до Китая, и соответственно снизу проросли новые мировые религии и возникли свободные низовые субъектники-интеллектуалы и задались индивидуальным вопрошанием-философствованием.
Люди везде одинаковы, и «общий знаменатель» истории всегда можно найти, если не шарахаться в экзотические частности – кто что ел, во что одевался, на каком языке изъяснялся, как называл свои обряды и порядки и своих богов. Это – мелочь, а суть – именно в расширении (или сужении) круга экономически-самодостаточных и тем самым политически-субъектных людей. Когда они концентрировались наверху и соответственно давили и эксплуатировали низы – имеем тип общества, неизбежно скатывающийся
в феодальный по сути застой, как ныне в РФ, или в имперскость и даже рабовладельческий строй, а если благодаря тем или иным корням и «граничным условиям» исторического процесса низовая субъектность взрастала до «критической массы» - то имеем тип общества, мало отличающийся от модерного (так было не раз на локальном уровне в античности, Индии, Китае). И сверхвзрыв на глобальном уровне свершился более полтысячелетия назад в Европе, когда там низовые самодостаточники-субъектники некоторых
итальянских и немецких городов (город – бург, горожане-граждане = бюргеры-буржуа) самоорганизовались и стали бешено экспансировать. В вихрях и завихрениях этого взрыва «сверхновой звезды» низовой субъектности мы живем до сих пор, в том числе в нынешнем «неофеодальном» противотоке РФ.
Но вернемся к архетипу «капиталиста» - к библейскому Иакову (Израилю). Не буду пересказывать его житие, каждый может прочитать в священной Книге «Бытие» (Главы 25-37).
Тяжело дается «первоначальное накопление», много лет пас Иаков скот своего родственника Лавана, и женился на дочерях его уродине младшей Лии и затем на старшей Рахили, и сыновья Лавана следили, чтобы не досталось ему много голов скота (капита). И решился Иаков украсть скот Лаванов, забрать себе самодостаточную долю. И объяснил Лии и Рахили – «вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему, а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою» (31:6-7). Уговорил –
убежим от Лавана со скотом! «И встал Иаков, и посадил детей своих и жен своих на верблюдов, и взял с собою весь скот свой и все богатство свое» (31:17-18), и попытался скрыться. Но Лаван и его сыновья и родственники организовали погоню, и настигли беглеца, и начался между Лаваном и Иаковым разборка. «Вот, - говорит Иаков, - двадцать лет я был у тебя; овцы твои и козы твои не выкидывали; овнов стада твоего я не ел; растерзанного зверем я не приносил к тебе, это был мой убыток; ты с меня взыскивал,
днем ли что пропадало, ночью ли пропадало; я томился днем от жара, а ночью от стужи, и сон мой убегал от глаз моих. Таковы мои двадцать лет в доме твоем. Я служил тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за скот твой, а ты десять раз переменял награду мою».
«И отвечал Лаван и сказал Иакову: дочери – мои дочери; дети – мои дети; скот – мой скот, и все, что ты видишь, это мое (31:38-41, 43).
Спор хозяйствующих субъектов завершился благополучно
для Иакова, и его самодостаточная доля осталась с ним, и он стал свободным, то есть богоравным! Он, решившись в борьбе обрести право своё, взял собственную судьбу в свои руки. Диалектика «господина и раба» свершилась по Гегелю, экспроприатора Лавана фактически экспроприировали, и богов-идолов Лавановых украла у него его дочь Рахиль. Низовая субъектность взяла верх над верховой. И старый Бог попытался ответить на вызов Иакова.
«И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления
зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал ему : отпусти Меня, ибо взошла заря; Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал ему: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» (Бытие 32:24-28).
Существенно вникнуть в смысл слова «Израиль», хотя его происхождение темно. Из теологов-гебраистов
и библеистов мне очень импонирует и внушает доверие Арие Уиттенбогаард (Arie Uittenbogaard), который в справке «Смысл, происхождение и этимология имени Израиль» (Meaning, origin and etymology of the name Israel) говорит, что «смысл имени Израиль неясен, хотя, вероятнее всего, это имя является компиляцией глагола (sara 2287) and существительного (El 93a), обычная аббревиатура Elohim /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Элохим, Имя Бога в первой фразе Книги Бытия «В начале сотворил Бог небо и землю», буквально Элохим означает «множество высших сил», что в Правой
Вере понимается как Сплот Правоверных, составляющий и реализующий в акте Богосаможертвоприношения Конца «архипрограмму» бытия сущего Начала). Смысл глагола (sara 2287) неопределен и объясняется по-разному, а поскольку он истолковывается в контексте обсуждения борьбы Иакова с Ангелом Бога, то следует уточнить, что там, где язык использует привычный глагол «бороться», в еврейском языке употребляется слово, которое предназначено выразить некое особое действие: действие борения с Богом».
Итак, архетипический капиталист-скотовладелец ("голова скота" = "капита") Иаков не только восстал снизу против эксплуатировавшего его и обманывающего верхового элитно-олигархического традиционалиста-субъектника Лавана и экспроприировал его собственность, но и, подобно русским большевикам, отрекся от старого мира и "отряхнул его прах с наших ног" и не остановился перед «Штурмом Неба», перед богоборчеством. И Бог испытал его на силу и прочность и обынвалидил и
признал его победу и назвал его Израилем и благословил его.
И в этом высший смысл и цель истории – обрести снизу от земли через самодостаточность своей собственности и соответственно через собственную субъектность такое могущество и дерзновение решимости, чтобы свершить Богосаможертвоприношение и наш новый мир построить и обрести Царствие Небесное. "И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим,
новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками /= Сплот Правоверных/, и Он будет обитать с ними: они буду его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их" (Откровение святого Иоанна Богослова /Апокалипсис/ 21:1-3).