У нас в России ныне глубоко осмысляют индийскую философию несколько выдающихся специалистов, среди них - Шохин Владимир Кириллович (http://iph.ras.ru/~orient/win/staff/shohin.htm) и Лысенко Виктория Георгиевна (http://iph.ras.ru/~orient/win/staff/lysenko.htm). Александр Моисеевич Пятигорский тоже пишет на эти темы, но на его текстах то и дело
спотыкаюсь и не всегда понимаю, что же он хочет в конце концов сказать. А тексты Шохина и Лысенко воспринимаю с доверием. Так, замечательная книга Шохина В.К. «Ф.И. Щербатской и его компаративистская философия» лежит у меня сейчас на закладке, надо её проштудировать (http://www.philosophy.ru/iphras/library/shohin.html).
Во вторник же взял на пляж Лыткаринского карьера журнал «Вопросы философии» 2006 № 5 и в перерыве между двумя
получасовыми заплывами увлеченно постигал статью Виктории Георгиевны Лысенко «Непосредственное и опосредованное в чувственном познании: Дигнага и Прашастапада» (стр. 137-148). Перед этим в еженедельном журнале «Новое Время» прочел её статью «Брахман с гроссбухом» (27 августа 2006 года, № 34 /3146/, стр. 20-23 http://www.newtimes.ru/artical.asp?n=3146&art_id=7883; 3 сентября 2006 года, № 35 /3147/ http://www.newtimes.ru/artical.asp?n=3147&art_id=7907).
Во врезке так пишет о ней её подруга Татьяна Щербина – «Виктория Лысенко всю жизнь занимается индийской философией. У нее вышел десяток книг, ею написанных и переведенных с санскрита и французского, она доктор философских наук, но все ее труды – не только работа. Она впитала из индийской мудрости один постулат: самосовершенствование подразумевает победу над желаниями. Желание – это замещение недостаточности. Вика (а она моя подруга, поэтому я все о ней знаю) последовательно
расправлялась со всем, в том числе с курением и вредными лакомствами, и всякая зависимость кажется ей теперь бессмыслицей и капризом. Силой воли и разума она справилась и с недугами, преследовавшими ее с детства. Воля – это уже западное понятие, противоположное индийской созерцательности. Вике несвойствен русский фатализм и соответственная лексика – «подвернулось», «сложилось», «случилось», «дали», «отняли», она – инкарнация того островка, что соединяет в себе Восток с Западом, пока на российских просторах две
культуры взаимоаннигилируются, так что остается от одной – неутолимая алчность, от другой – проклятая неухоженность, столь милая индийскому сердцу. Вика воспринимает Индию «в комплекте», и именно так представила ее читателям «Нового времени»».
О интереснейших путевых заметках философа Виктории Лысенко, опубликованных под рубрикой «Путешествие», поговорим потом, а пока приведу отсканированную мной статью о великих индийских мыслителях Дигнаге и Прашастападе с немногими моими комментариями: