Правая Вера – не «стык» и не экуменизм, а «код» бытия сущего и определяет всякий язык и всякое мышление и является общим знаменателем откровений и открытий и предчувствий всех религий, философий, наук. Знать имена сущего – присуще уже «второму» Адаму до того, как Господь Бог подверг его под наркозом генетической инженерии и сотворил наших Прародителей – "третьего" Адама и его жену Еву (подробности – в моей работе «Три Адама»). «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых
и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» (Бытие 2:19-20 http://jesuschrist.ru/bible/?b=1&c=2). После Вавилонского смешения языков говорят люди по-разному, но имена-смыслы одни и те же. Стол или стул называют люди всех рас и этносов разными звуками,
а смысл этих сущих имеют один. Поэтому возможен перевод с одного языка на другой.
Правда, язык языку рознь не только по фонетической «одежке», но и по семантической "глубине-толщине". На слишком синкретизированном английском языке затруднительно выразить богословские или философские нюансы, а на немецком можно. И на русском языке легче углубиться в суть вещей, чем на каком-либо периферийном славянском языке или диалекте. Но общего в телосложении и одежде все же больше, чем различного. И
все мы, нормальные люди, несем образ и подобие Божье в самой сердцевине нашей экзистенции, и пока мерцает в душе искорка-дух богоподобия, мы говорим и мыслим через Правую Веру.
Соответственно язык и миф и обряд – от «кода» бытия сущего, а не от человеческого произвола. И во всех языках и мифах и обрядах должна выражаться одна и та же Истина, закодированная испокон веков, примордиально-первозданно. Сейчас полистал книжку Марка Михайловича Маковского «Сравнительный словарь мифологической символики в
индоевропейских языках: Образ мира и миры образов» (Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1996. – 416 стр.) и ещё раз убедился, что все самые священные слова всех языков не только внешне схожи по корням, но и внутренне сопряжены друг с другом (даже разнокорневые). Это глубинное взаимосопряжение, которое с поверхности кажется прихотливо-произвольным, выстраивается в систему, если соотнести его с «кодом» Правой Веры – "Бог Сам Себя приносит Себе в жертву руками Своих детей".
Этот
«код» порождает не только семантику и грамматику самых разных языков (не только индоевропейских), но и сюжеты теокосмогонических и прочих мифов.
Сейчас прочел анализ нарт-орстхойского эпоса. Автор – известный исследователь Ахмет Орцхоевич Мальсагов (1932-1993). Заинтересовал миф о попытке главного нарта-богатыря Сеска Солса (он же Сослан, Сосруко) убить бога грома и молнии Села, аналога ведийского Индры, греческого Зевса и нашего Перуна.
В конце позапрошлого века классик вайнаховедения
Башир Керимович Далгат (1870-1934) записал сказание «Рождение Села Саты». Сказитель - Ганыжа Абыев Келигов Фалханов. Села-Стела – бог грома и молнии, а Сата – его дочь. Села Сата – она же Сатана, Шатан, Сатаней – чудесным образом родила Сеска Солсу. Основные версии рождения рассматривает чеченский ученый Дени Баксан в известном трактате «След Сатаны на тайных тропах истории» (http://molites.narod.ru/kavkazcenter/sheytanyzy.htm),
который я не раз цитировал. Сеска Солса наделен божественными качествами, ибо он произошел «прямо от бога».
Впрочем, знаменитый французский исследователь нартского эпоса и древностей Кавказа Жорж Дюмезиль пишет: "Вопреки тому, на что я некогда отважился в заметках, приложенных к моим "Сказаниям о Нартах", ни Батраз, ни Сослан - не древние боги, спустившиеся в ранг сверхлюдей. Это не своеобразные Арес, Аполлон или Геркулес, возобновившие, продолжившие на земле ту деятельность, которую
из-за религиозных революций им не удалось по-прежнему вершить в родном нездешнем мире. Оба они - вернее, их предшественники под другими именами - всегда были... обыкновенно сильными людьми прежних времен..." (Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. Сокращенный перевод с французского Алмазовой А.З. Москва: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990, стр. 72-73).
Сказание «Рождение Села Саты», отмечает Ахмет Мальсагов, - «единственный среди кавказских нартовских сказаний, в котором Села Сата фигурирует
не как мать Сеска Солсы или его возлюбленная, а является дочерью бога грома и молнии Села» (Мальсагов А.О. О нарт-орстхойском эпосе ингушей и чеченцев // Сказания о нартах – эпос народов Кавказа. Москва: Наука, 1969, стр. 257).
Ярко проявились в сказании «Рождение Села Саты» и богоборческие мотивы, указывает далее Aхмет Мальсагов. «Безымянная мать Селы Саты перед смертью просит нарт-орстхойцев оградить её от притязаний насильника Села. И это говорится в народном произведении ингушей, которые сто лет
тому назад (а сказание записано в 1891 г.), ещё поклонялись этому божеству, с исполнением определенных языческих ритуалов. Обряд этот в пережиточной форме среди вайнахов исполнялся до /19/30-х годов нынешнего века в сопровождении песни «Мустагударг» (Лорс Ахриев. Мустагударг // Устное народное творчество вайнахов. Том 1. Орджоникидзе, 1932, стр. 19). В этой песне люди вымаливают у главного бога (даьла) и у бога грома и молнии (Села) дождь и просят хороший урожай, чтобы колосья были величиной с хвост кошки, а
семена – размером с хвост лани» (стр. 257-258).
Родство Сеска Солса и Прометея (Амирани) – очевидно. Иногда их считают братьями. На эту тему писали многие ученые, но наиболее развернуто – чеченский общественный деятель и уважаемый человек Руслан Нашхоев в книге «Загадка Пхьармата: Диалоги о необычном. Москва: Евразия+, 2002 ). Богоборец Прометей, похитивший небесный огонь у Зевса и принесший его на Землю людям и пострадавший за свой подвиг – повсеместно известный сюжет, сопряженный с Грехопадением,
и новый нюанс он приобретает у вайнахов (http://www.chechnyafree.ru/index.php?lng=rus§ion=cchroniclerus&row=150).
«Если в таких широко известных сказаниях, как «Амирани» и «Прометей», - продолжает Ахмет Мальсагов, - их герои похищают огонь для людей, обрекая себя на вечные муки, то в «Рождении Села Саты» Сеска Солса намеревается убить самого бога Селу, стреляет в
него из лука и ранит его, и бог трусливо убегает. В другом сказании рассказывается о том, как Сеска Солса схватил бога Селу и поломал ему бока, после чего буря и гроза утихли (Ахриев Ч. Ингуши: их предания, верования и поверия // Сборник сведений о кавказских горцах. Выпуск VIII. Тифлис, 1875)».
Как видим, и Богоубийство (а на самом деле Богосаможертвоприношение), которое глубинно постиг Фридрих Ницше и экзистенциально обосновал Мартин Хайдеггер, и Словострел – уже давно «закодированы» в вайнахском
мифе. И в языках, мифах и обрядах всех других народов.