Старый чекист Николай Николаевич Месяцев, который однажды в молодости удостоился участия во встрече Иосифа Виссарионовича Сталина со своими перспективными выдвиженцами, рассказывал: Ходил перед нами вождь и учитель, курил трубку и наставлял, как добиться любви подвластного народа – «Самое главное – надо бить их по пузу!».
Когда люди почувствуют, что их жизнь и пропитание зависят от власти – они доверятся ей всеми потрохами. Так заложники, захваченные террористами в Стокгольме,
признали в них своих господ и отдались им безоглядно. Так бабульки, получающие нищую пенсию, хором не сговариваясь начинают перед телекамерой благодарить Путина за свою счастливую старость. Им ничего в жизни больше не надо, «только бы не было войны», а тут Путин дает им 300 руб вместо льгот и повышает пенсию на 100 руб. Как его не возлюбить!
Не забыл ли Путин совет-завет Сталина? Ведь в почти 8000-страничном проекте бюджета на 2007 год, уже подписанным Фрадковым и доставленным в ГосДуму РФ, социальные
расходы увеличиваются вроде бы существенно, по некоторым статьям чуть ли не на 50%. Не приведет ли это к изученному социологами феномену «роста ожиданий», приводящему в конечном счете к разочарованию и недовольству. Лучше держать население где-то в районе планки прожиточного минимума и не доводить дело до греха, до «революции несбывшихся надежд». Не дал ли слабинку Путин, не проявил ли излишнюю заботу о народе, непозволительную для его авторитарно-полицейского режима, озабоченного сохранением стабильности. «Любовь
народа» переменчива, а когда даешь деньги одним, то другие рядом начинают просить ещё больше, и на всех не угодишь, и «обиженные» взъяриваются на неповиновение.
Впрочем, изучение замысловатостей бюджета ставит всё нс свои места. Во-первых, как будут тратить «социальные деньги», сколько их дойдет до нас с вами. Во-вторых, речь идет о финансировании вузов, федеральных медицинских центров и федеральных объектов культуры, а финансирование школ и профтехобразования и медицины муниципальной и субъектов
РФ и муниципальных библиотек, музеев и клубов пойдет через регионы, так что цифры федерального бюджета лукавят, надо об увеличении расходов на «социалку» судить с точки зрения не просто федерального, а консолидированного бюджета.
Правда, с виду цифры впечатляют. Так, зарплата бюджетников с 1 сентября 2007 года вырастет на 15% (плюс к тем 11%, на которые она увеличится с этого октября). Довольствие военных в следующем году индексируют дважды - на 10% в январе и на 15% в ноябре, а зарплату судьям с
1 января повысят на 7,5% (в дополнение к 32-процентному повышению, произошедшему с 1 июля 2006 года). Стипендии студентам государственных вузов и средних учебных заведений с осени 2007 года будут повышены в 1,5 раза.
Разумеется, на разрекламированные «национальные проекты» в 2007 году будет выделено 206 млрд. рублей, что в 1,5 раза больше, чем в году текущем. Самый расходный проект - "Здоровье": на него потратят почти 108 млрд. рублей. В Минфине особо подчеркивают важность Концепции демографического
развития РФ: она рассчитана до 2015 года и предусматривает увеличение размеров пособий по материнству и детству, на которые будет направлено более 32 млрд. рублей. Кроме того, со следующего года начнет формироваться так называемый базовый материнский капитал, рассчитанный на детей, родившихся после 1 января 2007 года. Матери будет причитаться 250 тысяч рублей – правда, подступиться к ним можно по достижении ребенком возраста 3 лет. Всего эта часть «социалки» может составить около 100 млрд руб. Правда, капитал
этот станет доступен для родителей только с 2010 года. Зато пособия по уходу за ребенком до 1,5 года увеличиваются с 1 января - на это заложено свыше 30 млрд. рублей.
Впрочем, не стоит переоценивать эти цифры. На деле увеличение зарплаты отдельно взятого "бюджетника" даже не покроет инфляцию. Министр культуры Александр Соколов указал в связи с этим, что средняя зарплата в сфере культуры составляет менее 4,8 тысячи рублей в месяц, что является позорным, и предложил добавить еще 4,3 млрд.
на оплату труда, но это предложение вряд ли пройдет.
Нефтедолларов в России много, как никогда, но с умом ими распорядиться – исключено. Не то руководство. Воздержусь от эпитетов. Первым делом отдают деньги западному дядюшке за некие долги, от которых рухнуло хозяйство, а у меня и моих соплеменников не наступило просвета – правда, появилось несколько сот тысяч жирных червей-миллионеров, но нечисти хватает в любом организме, я говорю о народе, из лона которого мы все вышли, а это лоно сейчас гниет
и всё хуже плодоносит. Даже поспешив отдать чужеземному дяде миллиарды долларов, вырученных за наши невосполнимые ресурсы, всё равно Путин и его министры остались с эшелонами зелени. Что с нею делать? Если не решились они потратить её на нас, убогих (мы не в состоянии требовать своей доли, с нами можно не церемониться), и если им боязно приступить к перезревшей постиндустриальной модернизации России и потратиться на хайтек, потому что в этом случае им придется высвободить низовую субъектность или предпринимательскую
энергетику народа и в итоге поделиться с ним властью и ресурсами, то, может быть, они решили потратить шальные нефтедоллары на вооруженные силы, по которым встречают страну и её правителей? Неужто им не хотелось бы уважения со стороны Запада и Востока, неужто жалко потратиться на самолеты, танки, ракеты? Никто не знает, что нас ждет завтра-послезавтра, а военная мощь закладывается с упреждением на десятилетия.
Я посмотрел на военные расходы. Они растут на 24,6% - с 659,3 млрд руб до 821,2. Генералов
в РФ больше всех в мире на душу населения, денег на них может не хватить, хотя экономят на всём стратегическом, и сегодня вице-премьер и министр обороны Сергей Иванов объявил о скором закрытии 20 военных вузов. Как распилят деньги – тёмный вопрос, способов вагон и маленькая тележка. Пойдет ли какая-то их часть на закупки новой техники, основы военного дела? Ведь сейчас на вооружении – всего 600 самолетов, и это смешно для самой широкой в мире страны, тем более занимающий открытый всем ветрам геополитический
перекресток. И вот, как выясняется, до 2015 года планируется поставить в войска 60 боевых машин (?!).
Эксперт Института политического и военного анализа Александр Храмчихин задает вопрос: «Почему, скажем, Индия умудряется закупать те же российские вооружения раз в десять больше на схожие по объему средства? Тут либо наши экспортные цены занижены, либо внутренние слишком завышены».
- Понять, почему это так, невозможно, - утверждает Храмчихин. – Нас ведь не посвящают, сколько на самом деле
стоит тот или иной образец военной техники. В лучшем случае объявляют общее количество закупаемых вооружение и суммарные затраты на их приобретение. Поэтому возникает ощущение, что всех российских налогоплательщиков водят за нос» (Владыкин Олег. Тайный прирост: Почти половина военных расходов может оказаться скрытой от налогоплательщиков // Московские новости, 25-31 августа 2006 года, 32 /1349/, стр. 08 http://www.mn.ru/issue.php?2006-32-4).
Почему бы лохов не поводить за нос, тем более они сами этого хотят. В Индии власть держат национальные силы, а в компрадорско-полицейской РФ – известно кто. Там за бюджетом смотрит парламент, у нас деньги пилит очень узкий круг, в который лишний нос не сунется. Вот и весь секрет, не надо быть экспертом, достаточно здравого смысла.
Борис Вишневский в той же газете «Московские новости» в статье «Праздник бюрократа: Сильнее всего бюджет позаботился о чиновниках» (стр. 07) отмечает:
«От
проекта федерального бюджета на 2007 год большинство экспертов ждало социального уклона - год-то предвыборный. «Однако, похоже, главным приоритетом стали не столько "социальные" статьи бюджета, сколько административные. Расходы на госаппарат должны вырасти почти на 50% по сравнению с нынешним годом.
В пользу госаппарата
Всего по разделу "Общегосударственные расходы" предусмотрены траты в размере 821 млрд. рублей. Впрочем, к "общегосударственным расходам", помимо
средств на содержание всего госаппарата, относятся и расходы, связанные с выплатой процентов по государственному долгу. Если вычесть эти так называемые процентные расходы в размере 157 млрд. рублей, то "административная" часть расходов составит 664 млрд. рублей. В прошлом году эта цифра была 444 млрд. Рост - 49,5% - поражает, особенно на фоне социальных статей расходов.
Так, расходы на социальную политику в бюджете-2007 оказываются даже меньше, чем в 2006 году, - 212 млрд. рублей против
217 млрд. Если учесть, что именно федеральный бюджет несет на себе нагрузку по выплате компенсаций для "льготников", которые по мере инфляции полагается индексировать, - картина становится странной...
Правда, вырастут расходы на образование (277 млрд. рублей против 208 - рост на 33%) и на здравоохранение и спорт (205 млрд. рублей против 156 - рост на 31%). Но абсолютные цифры таковы, что даже будучи сложены вместе, все три упомянутые "социальные" статьи недотягивают до 700 млрд.
рублей: чуть больше, чем на госаппарат. И можно только удивляться, почему премьер Михаил Фрадков заявляет, что "прочность основных бюджетных параметров дает возможность реализовать приоритетные задачи в социальной сфере".
Меньше, чем в 2006 году, оказываются в бюджете-2007 и расходы на жилищно-коммунальное хозяйство - 49 млрд. рублей против 53 млрд. С учетом состояния этого самого хозяйства картина не менее странная, чем с социалкой. Нет денег? Так отчисления в Стабфонд планируется увеличить
вдвое - до 1,7 трлн. рублей...
Если вернуться к "бюрократической" составляющей бюджета-2007, то 6,4 млрд. рублей выделены на "функционирование главы государства" - на содержание президента, его администрации и полпредств в регионах. 6,5 млрд. пойдет на содержание законодательных органов и органов местного самоуправления, 1,5 млрд. рублей - на содержание российского правительства и "высших органов исполнительной власти" в регионах.
Как на футболе
Самая
большая расходная статья в "бюрократическом" разделе - на содержание финансовых, налоговых и таможенных органов: 188 млрд. рублей вместо 125 млрд. в нынешнем году. Аргументы Минфина таковы: надо капитально ремонтировать здания, покупать оборудование, расширять численность и повышать зарплату.
Последнее выглядит особенно трогательно: таможенники устами нового руководителя ФТС Андрея Бельянинова обосновывают необходимость повышения зарплаты... борьбой с коррупцией. Конкретно - в три раза.
По словам Бельянинова, люди, которые дают бюджету более 40% его доходов, получают в среднем по 9 тысяч рублей в месяц. А надо, по мнению главы ФТС, - около 1000 долларов США. В этом его поддерживает один из его предшественников, председатель думского Комитета по экономической политике Валерий Драганов, по словам которого, "между ростом зарплаты и снижением коррупции есть прямая связь".
Что же, эти аргументы не новы. Но указанную Драгановым связь еще никому в России не удавалось доказать
экспериментально. Или кто-то знает хоть одного таможенника, который бы уволился с работы по причине низкой зарплаты? Как-то они все выживают в этих "нечеловеческих" условиях, и мы примерно знаем, как именно. Так зачем рассказывать сказки о том, что, получая много, будут брать мало?
В 2007 году существенно больше будут получать судьи - в среднем по 82 тысячи рублей в месяц. Вот только изменится ли в связи с этим что-либо в судебной системе? Трудно удержаться от сравнения: практически столько
же - по 3 тысячи долларов - получают в России футбольные судьи за проведение одного матча в премьер-лиге. Казалось бы, немалая сумма. Но в результате только стон стоит по просторам страны от якобы "случайных" судейских ошибок в пользу команд с солидным бюджетом...
Давно известно: снижение коррупции достигается не увеличением зарплаты чиновников, а ограничением их свободы рук и жесткой регламентацией их полномочий. Вот в каком направлении следовало бы поработать правительству и парламенту.
Между тем за первые пять месяцев 2006 года численность занятых в системе государственного управления выросла на 13,8%. В результате даже Алексей Кудрин начинает критиковать собственное правительство, заявляя, что "градус недовольства забюрокраченностью и коррумпированностью системы растет и, безусловно, вызовет новую волну изменений"».
МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Итак, несмотря на сказочно-благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру и отсутствие внешних угроз, блокируется прорыв РФ в постиндустриализм.
Тем самым увековечивается технологическая, военная и социальная отсталость России на фоне фантастического рывка КНР на Востоке и Индии на Юге, не говоря уже о США и ЕС. Такой погибельный для нас стратегический выбор - не ошибка и не глупость, а хуже. Это – фактически смертный приговор России, который ползучим способом, как это принято при Путине, будет почти наверняка приведен в исполнение, если не произойдет смены власти.