Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Врачебный долг и "стокгольмский синдром" России

Друзья говорят, что надоело им читать мои пространные заметки о российской политической текучке, особенно о земельных ситуациях. Мол, сколько можно – давно всё ясно! И зачем тратить столько личного времени, пытаясь организовать людей на сопротивление. Если людям надо – пусть они самоорганизуются и защитят свой интерес. А не надо – пусть землю и прочие русские ресурсы забирают те, кто пошустрее.

Обозреваю последние двадцать лет своей жизни – как будто впустую. Мои товарищи – тот же Сергей Хоружий, Сергей Половинкин, Станислав Джимбинов, Николай Лисовой и другие за эти годы стали классиками отечественной мысли, издали много книг, во многом определяют лицо современной русской духовности, а у меня хватает сил оставлять заметки в Интернете, а на академическую работу и написание собственных книг не хватает времени. Вот Валерий Никитич Демин более десяти лет назад отошел от политических акций, но зато смог написать и издать целое собрание сочинений и приобрел влияние в обществе. Надо ли мне с головой уходить в низовую неблагодарную возню с землепользователями, с обличениями творящихся неправд? Неправда всегда довлела на Руси, ничего не исправишь, будет лишь хуже…

Прекрасная тема, которую мало кто пахал – роль низовой субъектности в краткий период времени от конца периода Чжаньго (Борющихся Царств) в 221 году до нашей эры до прихода к власти основателя династии Хань крестьянина Лю Бана в 206 году до нашей эры, с бурным периодом создания империи Цинь Шихуанди (221-210) в центре этой переломной эпохи. Два-три десятилетия – а сколько свершений! Напрашиваются аналогии между Цинь Шихуанди и Мао Цзэдуном в современном Китае, а также с нашим Иосифом Сталиным. На входе – взрыв низовой субъектности, в середине – её обуздание, на выходе – новый её выплеск, и связано взращивание этой низовой субъектности с «развитием производительных сил», с обретением некоторыми низовыми социальными слоями «критической массы» обогащения, с борьбой новых мелких самодостаточных собственников против прежних землевладельческих верхов.

Навеяна эта тема посещением потрясающей выставки террактотовой армии Цинь Шихуанди в Историческом музее, индивидуальным скульптурным воспроизведением каждого солдата великой армии (около 8 тысяч).

Если бы плюнуть на происходящую десубъектизацию России и отдаться радостям познания – много мог бы успеть сделать. Хотя в общих чертах прописал я Правую Веру и учение о субъектизации как ключ к пониманию истории и политики и запатентовал важные придумки в русле продолжающейся «информационной революции», однако дальнейшей работы здесь выше крыши. Но и отвернуться от безнаказанно-творящегося негодяйства - не могу. Когда на твоих глазах откручивают голову котенку или хулиган измывается над женщиной, стариком, дитём – как не вступиться? Не вступишься – потом жить не сможешь, лучше пусть убьют.

Мне говорят, что Россия – это вечная раба, таков менталитет, и русский человек с молоком матери впитывает «стокгольмский синдром», преклонение перед самовластием очередного правящего террориста или негодяя. И ссылаются на известные исторические реалии, в том числе на свидетельства классиков. Я эти ссылки на рабскую «русскую ментальность» - не приемлю! Я тоже русский человек из русской глубинки – но мне не чуждо человеческое достоинство, я не хочу быть рабом, я стремлюсь к субъектности. И многие другие русские люди, в том числе мои современники, тоже не терпят над собой негодяйского самодержавия, обюрокраченного православия и демагогической народности. И Пушкин не терпел, и вот передо мной томик Радищева – он страстно ненавидел рабство, а ведь он русский человек.

И пройти мимо негодяя, откручивающего голову котенку, он не мог. «Я взглянул окрест меня, - субъектно начинает он свой трактат «Путешествие из Петербурга в Москву» (1789), - душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры мои во внутренность мою - и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы. Ужели, вещал я сам себе, природа толико
скупа была к своим чадам, что от блудящего невинно сокрыла истину навеки? Ужели сия грозная мачеха произвела нас для того, чтоб чувствовали мы бедствия, а блаженство николи? Разум мой вострепетал от сея мысли, и сердце мое далеко ее от себя оттолкнуло. Я человеку нашел утешителя в нем самом. "Отыми завесу с очей природного чувствования - и блажен буду". Сей глас природы раздавался громко в сложении моем. Воспрянул я от уныния моего, в которое повергли меня чувствительность и сострадание; я ощутил в себе довольно сил, чтобы противиться заблуждению; и - веселие неизреченное! - я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благоденствии себе подобных. Се мысль, побудившая меня начертать, что читать будешь. Но если, говорил я сам себе, я найду кого-либо, кто намерение мое одобрит; кто ради благой цели не опорочит неудачное изображение мысли; кто состраждет со мною над бедствиями собратий своей; кто в шествии моем меня подкрепит, - не сугубый ли плод произойдет от подъятого мною труда?.. (http://az.lib.ru/r/radishew_a_n/text_0010.shtml).

Да, Россия задержалась в досубъектности, она никак не достигнет «критической массы» экономически-самодостаточных и потому политически-субъектных низовых собственников-хозяев, и сегодня наблюдается тяжкий синдром холопства, отбрасывания нас на два столетия назад. «Стокгольмский синдром» в полном разгаре, рейтинг Путина зашкаливает, надежд на освобождение России и прорыв её к процветанию и могуществу почти не осталось, русские ошкурились и рассыпались и не пресекают мародерство и грабеж обретенных их предками богатств и пофигистки в своей массе относятся к утрате ими своей русской земли. Это факт, горькая реальность, но махнуть рукой и не сопротивляться негодяям и предателям – нельзя!

Причина задержки России и её нынешнего шкурного самопредательства, на мой взгляд, во многом укоренена в обширности Российского государства и в склонности централизованно управлять огромной малонаселенной территорией. И возникло в ней неуничтоженное по сей день «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» (эпиграф к «Путешествию из …»). В «борющихся царствах», как в Древнем Китае, или в «борющихся полисах», как в Древней Греции – обычно легче взрастает низовая субъектность, хотя иногда полисная демократия при неустойчиво-низком развитии производительных сил превращается в тиранию. А в централизованном государстве обычно легче устанавливается «чудище» самовластья.

Александр Николаевич Радищев в оде «Вольность», написанной в начале 1780-х годов, ещё до Великой Французской Революции, рассмотрел различные типы властвования и государственного устроения и особенно выделили только что добившиеся независимости Соединенные Штаты Америки (Стих 34 http://a-pesni.narod.ru/starrev/volnost.htm):



Воззри на беспредельно поле,
Где стерша зверство рать стоит:
Не скот тут согнан поневоле,
Не жребий мужество дарит,
Не груда правильно стремится,—
Вождем тут воин каждый зрится,
Кончины славной ищет он.
О воин непоколебимый,
Ты есть и был непобедимый,
Твой вождь — свобода, Вашингтон.

Он мечтал о субъектизации России. Он приводил примеры успешного народовластия. Он не призывал подражать Западу, античным образцам или ещё кому-то. Он звал к вольности, то есть к субъектности. Вся его великая ода «Вольность»- завет нам, манифест русской свободы. Сегодня мы снова вынуждены бороться с десубъектизаторами, о которых сказано в Стихе 7:

И се чудовище ужасно,
Как гидра, сто имея глав,
Умильно и в слезах всечасно,
Но полны челюсти отрав,
Земные власти попирает,
Главою неба досязает,
Его отчизна там, — гласит;
Призраки, тьму повсюду сеет,
Обманывать и льстить умеет
И слепо верить всем велит.

Зло узнаваемо во все времена и во всех странах. Врач не должен отшатываться от больного «стокгольмским синдромом», не должен отчаиваться перед добровольно выбранной смертью и нищетой. За жизнь и свободу человека, тем более родного, надо побороться. Не может быть такой жизненной ошибки у меня – потратил годы на пустое дело, отвергаемое подавляющим большинством моих сородичей. Да, они смирились с жалкой, на мой взгляд, участью, их даже раздражают мои усилия им помочь. Но зачем ученость врача, если не лечить больного.

В избранное