Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

Мой доклад о «ереси жидовствующих»

В воскресенье 17 апреля 2005 года с утра выступил в здании Государственного Академического
Русского Концертного Оркестра «Боян» (http://www.boyan.ru/ Таганская улица, 40)
на Научно-практической конференции «Московский Собор 1504 года и его значение»,
которую организовала православная общественность. Глава оргкомитета скульптор
Вячеслав Михайлович Клыков сказал, что я могу не стеснять себя по времени. И
я говорил более 50 минут. Начало доклада, написанное мной по дороге (я мало спал,
а готовился наспех), звучало
так:

«Братья и сестры! Люди после Грехопадения не изменились, хотя Иисус Христос открыл
нам путь Спасения, и поэтому раз за разом мы стоим перед схожими историческими
выборами, и прежде всего перед выбором или индивидуально-самостного, или коллективно-соборного
обретения Благодати.

И тот, и другой способ обретения Благодати можно извратить, обострить противоречия
между ними и довести до сатанизма.

Пример полутысячелетней давности, чрезвычайно поучительный для России в наши
дни Русской Катастрофы, - борьба с «ересью жидовствующих».

Наивно полагать, будто в 1471 году приехал на девственную Русь из Крыма через
Литву некий сверхчеловек еврей Схария или Захар и быстро совратил её и чуть ли
не стал её неформальным духовным лидером, если бы архиепископ Новгородский Геннадий
и преподобный Иосиф Волоцкий в конце концов не повергли «ересь жидовствующих»
или, как её ещё называют, «новгородскую ересь». Тогда тоже был выбор, и не только
перед нашим народом, но и перед всем миром.

Какой же был тогда мировой исторический выбор, возможности которого извращались
до ереси, до брани, до крови?

Это был выбор между экономически-богатеющими и политически-усиливающимися горожанами
или бюргерами (от слова «бург» - город) или ранними буржуа и традиционными формами
организации светской и духовной жизни.

Новая сила основывалась на естественном экономическом росте, на новых городских
слоях – торговцах, ремесленниках, грамотеях. Эта сила естественна, как стихия,
и её можно повернуть как во благо, так и во зло. Борьба этой новой силы со старыми
силами заняла в Европе полтысячелетия, а вне Европы, в том числе в России, продолжается
по сей день».

Далее я рассказал о сути «городских ересей» и о русском взлёте XIV-го века, когда
Московские князья использовали энергетику новых горожан для укрепления своего
государства, тогда как новогородская «городская ересь» стригольников ослабляла
устои общества и была отвергнута новгородцами (ересиарха Карпа и его людей утопили
в Волхове в 1376 году). Я отметил роль Сергия Радонежского как выразителя устремлений
и интересов этих новых горожан-«небывальцев», которые стояли насмерть на Поле
Куликовым. Мне данный сюжет
хорошо известен по работе над фильмом «На Поле Куликовом» (режиссер Борис Карпов),
где я был научным консультантом. Затем я проследил становление «ереси жидовствующих»
- смотри мою работу о первом «субъектотрясении» на Руси.

Из новых моментов - я постоянно проводил аналогии между ситуацией России и ситуацией
Испании, прежде всего между теми историческими задачами, которые решали (со сходными
результами) Иосиф Волоцкий и Игнатий Лойола. Думается, я убедительно показал,
что Иосиф Волоцкий – это почти «русский Лойола». В ответ на «раннебуржуазный
вызов» и в России, и в Испании возник схожий абсолютизм. В Испании – инквизиция,
в России – опричнина. Впрочем, аналогии эти – не новы.

Зал воспринял мой доклад очень положительно. Меня обступили, записывали мои координаты.
Одна из женщин в платочке попросила консультировать докторскую диссертацию. Подходили
монахи и священнослужители и благодарили за новые сведения, особенно по обстоятельствам
принятия Флорентийской унии 1439 года, которые действительно мне приходилось
собирать по крупицам и складывать их в целостную картину. Даже Дмитрий Меркулов,
при всём его давнем скептическом отношении ко мне, отдал должное докладу. Он
сказал, что не
ожидал от меня такой истовой православности.

Народ приехал со всей России, набрал я визитных карточек. Поделился своими впечатлениями
с Николаем Николаевичем Лисовым, он одобрил главные мои акценты. Хотя я ни разу
не употреблял термин «субъектность», который точнее выражает явление «городской
/=буржуазной/ ереси», чем другие описательные и пространные выражения, - тем
не менее суть удалось донести. Николай Лисовой рекомендует делать книги из моих
текстов, а я до сих пор не могу найти время издать ключевую свою работу «Постигая
Хайдеггера». Кроме того,
я чувствую, что моё время ещё не пришло.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily
Отписаться

В избранное