Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

Выходят ли русские из отключки: социологические эскизы

Максим Калашников и Василий Ранов попытались разобраться, что происходит с сегодняшними
русскими, - в статье «Страна, от потрясений уставшая. «Россияне» так и не сложились
в полноценную нацию» (http://patriot.rossija.info/view/4894/). Для меня ответ
давно ясен. Пораженный пандемией шкурности и предавшийся культу Золотого Тельца,
русский народ предал самого себя и рассыпался, и стал самым презренным на земле.
На моих глазах в 1950-1990-ые годы свершалось это  ужасающее русское грехопадение,
завершившееся неслыханной
в мировой истории и воистину эсхатологической Русской Катастрофой. 

Когда древние евреи впали в грех Золотого Тельца вскоре после того, как Моисей
вывел их из египетского плена, то для излечения пришлось прибегнуть к шоковой
терапии террора, и целый день дюжина оставшихся верными Богу левитов рубили всех
подряд в совратившемся еврейском стане – по приказу разгневанного Моисея. Но
у русских сейчас нет Моисея, да и большой – решающий! – вопрос, найдется ли дюжина
настоящих правоверных русских. Если найдется – мы спасены, а если нет – нам конец,
мы уже уходим из истории, и кто-нибудь
пинком нас скоро выкинет.

Подавляющее большинство русских смирилось с тем, что мы из имперских римлян мутировали
в периферийных румын. Я констатирую это как факт и на большинство не возлагаю
надежд, а только на остающихся или нарождающихся русских левитов – таких, как
я. Я мыслю себя русским – значит, русский народ ещё существует.

Я был в Румынии, проникся её историей, понимаю румын. Каждый народ достоин уважения,
каждому народу есть чем гордиться. Но я нутром чую, и без этого жизнь не имеет
смысла, что русские, как и евреи, избраны Богом для исполнения самого Наивысшего
Долга. Румын пусть живет по-человечески, а русский должен жить по-Божески. И
другой судьбы нам, русским, - нет. Иначе мы - не русские, а сборище сатанинское,
как сейчас. Поэтому весь организм отмобилизован, чтобы спастись. Как говорится
на Великой Войне – «пусть нас
мало, но мы в тельняшках». Утром просыпаюсь с намерением свернуть горы, мир яростен
и прекрасен, и с трудом отрываюсь на сон, и единственная проблема – найти соратников
для команды.

Ищешь среди рассыпавшихся сограждан, а что они из себя представляют, дают представление
социологические исследования. «Академические социологи, - пишут Максим Калашников
и Василий Ранов, - предприняли строго научное исследование по двум выборкам –
возрастной и территориальной. Вырисовалась перспектива – увидеть процесс в динамике,
потому что последний «большой зондаж» такого рода был закончен как раз накануне
финансовой катастрофы 1998 года (тогда наши социологи работали совместно с германскими
фондом имени
Эберта и социологической службой «Синус»). Именно в 1998-м, как гласит отчет,
выявился облик «среднего» россиянина как человека, готового к самым неожиданным
поворотам судьбы, обладающего изумительным умением приспособиться к любой обстановке
и склонного к автономности». 

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: «Склонность к автономности» = рассыпанность народа/

«В 1998-м оказалось, что русский, в отличие от носителей западного мировоззрения,
смысл жизни видит не столько в накоплении материальных благ, сколько в стремлении
жить так, как хочется, получая от этого моральное удовлетворение. Это, безусловно,
«нерыночное» с точки зрения старого капитализма поведение русских, однако, соответствует
тенденциям постиндустриального мира. 

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Все же у нас в России надстроечные внешние проявления постиндустриализма
не свои самовзросшие, а импортированные-индуцированные-заимствованные. Шкурное
потребительство противостоит самоотверженному производительству как устремленности
к самореализации субъектности, на чем во всем мире основывается постиндустриализм.
Авторы этого, кажется, не понимают/

Уже шесть лет назад русские стояли не за общество равных доходов, а за социум
равных возможностей. Уже тогда более половины опрошенных считали, что нам ни
к чему демократические свободы, если они не подкреплены равенством возможностей.
«…На посту президента россияне захотят видеть не “вождя победившей партии”, а
национального лидера, способного обеспечить смыслополагающую функцию государства
на базе разделяемых большинством населения фундаментальных ценностей…» – говорилось
в итоговом отчете лета 1998 года.
Еще при Ельцине и до дефолта. То есть путинский период был предопределен. 

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Хотение «царя» - свидетельство недосубъекности, что говорит
об отсутствии духовных предпосылок постиндустриализма в России/

Но вот минули годы. Каковы же граждане России сегодня? Оправдались ли их ожидания?


ИСТОРИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ: РЕАБИЛИТАЦИЯ СССР 

Самое интересное, что нынешние жители РФ больше всего гордятся историческими
достижениями советской эпохи. В большинстве случаев на вопрос о том, что пробуждает
в них чувство гордости за страну, люди называли победу в Великой Отечественной,
послевоенное возрождение страны, великую русскую культуру, успехи СССР в космонавтике
и космической технике (первая пятерка предпочтений). Дореволюционный период,
вопреки почти государственной политике его возвеличивания, не вызывает у наших
современников особого восторга.
Люди все меньше верят в то, что царская Россия была страной уважения к Православию,
краем высоких идеалов и бурного исторического роста (с 1998-го число считающих
так упало в полтора раза). Зато восстановлением страны после Великой Отечественной
войны гордятся от 51% в самой «либеральной» возрастной когорте (16–25 лет) до
73% тех, кому 56–65 лет. 

«Еще в 1998 году наше исследование зафиксировало факт, что “советская парадигма”
не только не разрушилась, но и практически не поддается вытеснению из массового
сознания», – сообщает итоговый отчет. Опрошенные отделяют коммунизм от понятия
СССР как великой державы. Только 26% опрошенных считают, что без Октябрьской
революции нам сегодня жилось бы лучше, тогда как категорически несогласных с
этим утверждением нынче – 31%, а «мягко» (с оговорками) несогласных – 43%. Более
половины опрошенных (при 27,1% против)
сочло, что Советский Союз «был первым государством в многовековой истории России,
которое обеспечило справедливость для простых людей и сделало для них возможной
приличную жизнь». Примечательно, что наиболее популярен в этом смысле именно
брежневский период нашей истории (1964–1982 гг.). 

Двойственно отношение к Сталину. С одной стороны, значительно возмущение репрессиями
его правления. Но, с другой стороны, все больше людей отмечают огромные успехи,
достигнутые страной в его годы, которые объясняются высоким уровнем дисциплины
и порядка, обеспеченных «сильной рукой вождя» (77% опрошенных). 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ – НЕЛЕСТНЫЙ ОБРАЗ 

Годы ельцинских реформ воспринимаются в основном с отвращением. Уже в 1998 году
их неприятие выказывали от 75% до 90% опрошенных разных возрастов. 
В 2004 году опрошенные указывали на такие неприглядные черты жизни в РФ, как
коррупция, преступность и социальная несправедливость. Почти половина людей считает
их нерешенными проблемами. Примечательная деталь: в отличие от итогов социологических
исследований начала 90-х, когда образ СССР ассоциировался с засильем бюрократии,
нынешние исследования показывают, что теперь русские считают бюрократию бичом
сегодняшней России. (Ибо в 140-миллионной РФ чиновников больше, чем в 280-миллионном
СССР). Лишь 17% людей
ответило, что их материальное положение за годы рыночных реформ возросло, а 27,8%
– что их благосостояние не изменилось по сравнению с советскими временами. 

Отрадно, что снизилась доля граждан, постоянно чувствующих стыд за свою страну
(с 64,5% – в 1995-м до 43,8% – в 2004 году). Однако тех, кто стыдится нынешней
России время от времени, очень много. Даже в самой оптимистичной возрастной когорте
(16–25 лет) таких людей 72,2%. «Целое поколение россиян выросло с чувством стыда
за нынешнее состояние своей страны, с чувством собственной беспомощности повлиять
на происходящее вокруг, с ощущением несправедливости того, что происходит в окружающем
мире», – с тревогой
пишут авторы исследования. 

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Стыд за опущенность своей Матери-Родины, бессильно  валяющейся
в пьяной отключке в канаве у забора своего дома, в котором мародеры делают что
хотят, - несколько обнадеживает. Но – всего 43,8% стыдятся, мало/

«…Нынешняя Российская Федерация воспринимается значительной частью общественного
мнения как не вполне легитимное с исторической точки зрения, скорее временное
образование, которое со временем либо расширится, либо распадется. Лишь 28,4%
опрошенных россиян полагают, что “Россия должна остаться самостоятельным государством,
ни с кем не объединяясь”…» – гласит итоговый отчет социологов Академии наук.


Хорошо то, что каждый третий опрошенный в возрасте до 35 лет в 2004-м был уверен,
что РФ предстоит бурный экономический рост, который вызовет инновационный прорыв,
успехи в сфере образования и науки. 

ОТ ВЫЖИВАНИЯ – К РОБКОМУ РАЗВИТИЮ 

Исследование отмечает еще один отрадный факт: русские помаленьку перестают ощущать
себя нищими. С 2001 года доля тех, кто считал свое благосостояние низким, упала
в полтора раза, тогда как число тех, кто чувствует себя обеспеченным, увеличилось
вдвое. Но это, заметим, касается только питания и одежды. По качественным же
показателям жизни (жилье, отдых и досуг) существенного скачка нет, хотя и тут
есть подвижки. («Плохими» свои жилища, возможности проведения своего свободного
времени и отпуска назвали в 2004
году 14,6%, 21,7% и 32,4% опрошенных, тогда как в 2001-м – 20,2%, 36,4% и 49,9%
соответственно). Улучшение вызвано ростом доходов народа, хотя они и остаются
удручающе низкими (в среднем – 135 долларов на члена семьи летом 2004-го). 

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Из социологии известно, что растительно-живущие нищие обычно
чувствуют себя счастливыми, в то время как люди, стремящиеся к субъектности,
чаще испытывают недовольство своим положением/

Разброс в средних доходах велик – от 280 долларов в Москве до 80–100 долларов
в Поволжье, Центральном Черноземье и на юге страны. Примечательно, что самые
нищие в РФ – это молодежь 16–25 лет (44,4% бедных и малообеспеченных в этой возрастной
группе) и старики 56–65 лет (60,4%). 

Социологи отмечают, что больше всего доходы выросли как раз у людей среднего
возраста с хорошими образованием и квалификацией. Интересная деталь: люди становятся
оптимистами, когда их доходы на одного члена семьи превышают планку в 200–250
долларов ежемесячно. В общем же, наши сограждане за минувшее с 1998 года время
стали намного больше стремиться к карьере и профессиональному росту. 

РАЗОЧАРОВАНИЕ В РЕФОРМАХ 

А как наши соотечественники нынче относятся к рыночным реформам 90-х? Они их
однозначно не любят и вообще охладели к политике. Еще в начале 90-х общество
было расколото на непримиримые группировки врагов и друзей реформаторов. Сейчас
людей больше заботят вопросы жизнеобеспечения и достижения личного успеха. В
2004-м сторонники реформ оказались в меньшинстве – их всего 17,3% среди тех,
кто старше четверти века, тогда как противников оных – 65,2%. (В начале 90-х
реформистски-настроенных насчитывалось до трети
населения). 

Конечно, в основном друзья реформаторов скопились в богатых слоях населения,
среди тех, кому удалось повести свой бизнес (доля «реформолюбов» там в 2,5 раза
выше, чем в среднем). Одобрение реформ начинается со среднедушевого дохода в
полторы сотни долларов в месяц. Правление Путина ознаменовалось ростом числа
тех, кто одобряет экономическую политику России, – сказались рост зарплат, индексация
пенсий и возврат государства в экономику. 

Но, увы, по-прежнему недовольные пребывают в большинстве. Скажем, экономическую
политику правительства в 2004-м считали правильной 23,5% опрошенных, тогда как
неправильной – 46,3% (остальные – затруднились ответить). Социальная политика
нравилась только 13,4%, а не нравилась – 62,5%. Довольных политикой в сфере образования
набралось 21,5%, в то время как отрицающих ее – целых 54,8%. 

Русские считают плохой и политику в сфере морали и нравственности, отрицательно
оценивая ее в 54,9% ответов, тогда как довольных тут – всего 12,8%. «Все это
свидетельствует о зыбкости нынешнего благополучия, которое в любой момент, особенно
после каких-либо малопопулярных социально-экономических шагов, может растаять»,
– пишут исследователи. 

Они же называют «мины», заложенные под нынешний «путинский общественный консенсус»:
реформы здравоохранения, пенсионной системы, ЖКХ и монетизацию льгот. Скажем,
реформа пенсионной системы вызывает злость у 24,3% опрошенных, а еще 20,4% ответили
так: «Это, конечно, правильно, но мое положение от этого ухудшится». Монетизацию
льгот яро не приемлют 43%, еще 19% считают, что они лично от этой, в общем-то,
правильной реформы пострадают. Схожая картина – и в распределении мнений по поводу
нынешних преобразований
в медицине. 

Примечательно отношение граждан РФ к общенациональной задаче удвоения ВВП за
две пятилетки. Могут ли русские сплотиться вокруг этого лозунга, как американцы
1930-х вокруг «Нового курса» Ф.Д. Рузвельта? Увы! Пока все слои граждан воспринимают
поставленную президентом цель как чисто умозрительный призыв, «ни одна из социально-профессиональных
и доходных групп населения не видит в ее достижении своей роли, а соответственно,
и своего выигрыша от ее реализации». Так же не «задел за живое» жителей России
и лозунг
о сокращении вдвое числа бедных в стране. Самым скептическим отношением к этому
лозунгу отличаются как раз те, для кого его и выбрасывали, – пенсионеры, безработные
и гуманитарная интеллигенция. 

БУДУТ ЛИ РОССИЯНЕ ЗАЩИЩАТЬ ЦЕЛОСТНОСТЬ РФ? 

Не может не тревожить еще одна тенденция: граждане России все меньше готовы жертвовать
жизнью за свою страну. 

Да, с одной стороны, социологи отмечают провал политики насильственного превращения
русских в «западников». Со второй половины 90-х годов наблюдается возвращение
к своим исконным ценностям и представлениям, отчего исследователи называют нынешнее
общество умеренно традиционалистским. 

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Нынешний российский традиционализм сопряжен с пофигизмом россиян,
с их «усталостью», а на самом деле – с утратой витальности, пассионарности. Русские
смирились с уходом из истории, когда безропотно отдали на расчленение свою тысячелетнюю
страну. И они вяло цепляются за свечку. Ниже авторы вольно или невольно затрагивают
эту больную тему исторического распада/

Однако… Когда сегодня говорят о «российском обществе», то изрядно кривят душой.
Единого общества в РФ нет. Оно разбилось на множество осколков и осколочков.
Это безжалостно фиксируют социологические опросы. «...Несколько огрубляя, можно
сказать, что в России росли самоидентификации с теми общностями, которые для
стран Западной Европы были характерны почти сто лет назад, в период жесткого
вертикального расслоения и острой классовой борьбы. 

Речь идет прежде всего об имущественной стратификации», – отмечают исследователи
ИКСИ. С 1992 года число тех, кто идентифицирует себя таким образом, выросло на
20%. То есть они считают себя не какой-то общностью «россиян», а конкретно –
бедными или богатыми. 

Но еще сильнее растет идентификация людей со своей семьей, что отражает активное
бегство людей от враждебного ему окружающего мира в свой маленький мирок (три
четверти ответов в опросе). «Россиянство» трещит по швам еще и потому, что опрашиваемые
(50% опрошенных) предпочитают определять себя людьми конкретной национальности
(«Мы – русские, чеченцы, буряты и т. д.»). 

Многие русские философы отмечали, что в России важнее не закон, а Правда. Это
подтверждает и нынешнее социологическое исследование. Большинство опрошенных
хотят подчиняться лишь тем законам государства, которые, по их мнению, правильны,
справедливы и в первую очередь соблюдаются самим начальством. Так считают две
трети респондентов. Только 19,7% ответивших считают, что законы надо исполнять
неукоснительно, а 26,7% придерживаются мнения, что «жить надо по справедливости».
И такое отношение к законам, что примечательно,
больше всего характерно для самых молодых (16–25 лет) и самых старших (56–65
лет). 

А поскольку законы нынешнего государства вызывают у людей протест, то слабнет
эмоциональная связь со страной. Сторонники принципа «Человек должен жить там,
где ему лучше» уже превосходят в числе патриотов, убежденных в том, что Родину
покидать нельзя (соотношение 10:8). 

Самое же интересное, что «эмигрантские настроения» быстрее всего растут как раз
среди старших поколений, а не среди молодежи или обеспеченных слоев. Диагноз
неутешителен: нарастает безразличие граждан России к судьбе страны. 

Авторы доклада уверены: нации по имени «россияне» не сложилось. Это вызвано многими
причинами – и распадом-атомизацией общества, и отчуждением людей от государства,
и тем, что значительной части русских приходится не жить, а выживать. Людей больше
заботят собственные дела и проблемы своей семьи. В этом смысле лидирует поколение
26–35-летних, взросление коих пришлось на годы рыночных реформ. 

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Нация – не этнос. Среди русских нет такой заметной этнизации,
как у других народов России. Это затруднит формирование нации, потому что путь
к нации идёт через фазу этнизации. Нация же формируется лишь на базисе взращивания
«критической массы» экономически-самодостаточных и потому политически-субъектных
низовых хозяев (ранее «третье сословие», затем «средний класс», ныне «новые средние
слои»). Однако  режим Путина, как известно, умышленно держит низовое русское
предпринимательства в полупридушенном
состоянии. Видимо, русская нация будет складываться в ходе национально-осовободительной
борьбы (революции) против компрадорского шкурно-мародерского и бюрократическо-полицейского
режима русской сомосы/

В молодой же когорте (16–25 лет) размыты этические идеалы: тут господствует убеждение,
что за свое место в жизни надо драться, не считаясь с угрызениями совести и нормами
морали (две трети опрошенных считают именно так). 

Пока еще нас сплачивает внешняя угроза: около половины опрошенных ответили, что
готовы отражать агрессию даже ценой собственной жизни. Но только каждый пятый
выразил готовность бороться с угрозой распада РФ изнутри, не щадя жизни, – тогда
как прямо противоположный ответ дали вдвое больше респондентов. 

Еще больше колеблющихся – тех, кто в принципе против распада, но активно не будет
протестовать против отделения своего региона от РФ. Даже среди опрошенных «силовиков»
доля тех, кто готов сражаться за целостность Федерации, составила всего 40%.


Растет число сторонников принципа «Россия – для русских» (с 10,7% – в 1998-м
до 17,1% – в 2004 году). При этом данный лозунг исповедуют… 27,7% ярых сторонников
либерально-рыночных реформ. Повторяется ситуация с частью советских демократов
80-х, которые ради успеха в европеизации-американизации страны ратовали за отделение
«азиатчины» – южных и восточных республик СССР. 

Сегодня к избранию президентом страны нерусского отрицательно относятся 58,1%
опрошенных, тогда как в 1998-м их было 44,9%. Как и прежде, сторонниками равноправия
наций и целостности страны остаются люди коммунистических воззрений. 

Это – очень серьезный «звоночек». Все более значительной становится региональная
идентичность – мы, де, не россияне, а дагестанцы, красноярцы, приморцы и т. д.
Нарастают сепаратистские настроения в русских сибирских регионах, которые чувствуют
разрыв связей с остальной страной и невнимание Центра. В Красноярске, Иркутске,
Хабаровске число тех, кто одобрил бы выход региона из состава РФ, колеблется
от 16% до 23%, а во Владивостоке достигает уже пугающего уровня в 31,3%! 

Такова сегодняшняя Россия, уставшая от потрясений, с распавшимся обществом».

Как видим, Максим Калашников и Василий Ранов стараются беспристрастно осветить
социологические замеры и приходят к ряду более или менее верных выводов. Однако
надо иметь в виду, что нынешнее российское общество – глубоко больное, и вопросы
ему надо задавать не совсем такие,которые задаются здоровым. Тем самым адекватнее
ставился бы диагноз и предлагались бы рецепты поудачнее. 

А если исходить из здравого смысла, то надо учитывать болезнь и обессиленность
подавляющего большинства русских людей и не делать на них ставку, а надеяться
на немногих «правоверных левитов» и на молодые здоровые ростки. Я обычно привожу
в пример режимы «латиноамериканских сомос» типа кубинского президента Батисты
– ведь его свергли не восставшие массы, а всего несколько десятков молодых мелкобуржуазных
пассионариев во главе с Фиделем Кастро, высадившихся на Кубу со шхуны «Гранма».


В Киргизии же на днях свергали прогнившую бюрократическую власть всего несколько
сотен молодых людей, кинувшихся на оцепление Дома Правительства. Рейтинг у президента
Акаева был не ниже, чем у Путина, но абсолютное большинство населения стояло
в сторонке, наблюдая, как киргизские пассионарии, возглавив тысячу-две митингующих,
разбираются с растерявшимися правителями. 

Я нарочно упрощаю, чтобы подчеркнуть главное – не надо годами и десятилетиями
ждать пробуждения «русского мужика», который вот-де воспрянет ото сна и даст
по мозгам всякой нечисти, засевшей во власти, а разумнее осознать, что вполне
достаточно дюжины  «русских левитов», чтобы вывести Россию из тупика.

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily
Отписаться

В избранное