Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Крупным планом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скурлатов В.И. Философско-политический дневник
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Выходят ли русские из отключки: социологические эскизы Максим Калашников и Василий Ранов попытались разобраться, что происходит с сегодняшними русскими, - в статье «Страна, от потрясений уставшая. «Россияне» так и не сложились в полноценную нацию» (http://patriot.rossija.info/view/4894/). Для меня ответ давно ясен. Пораженный пандемией шкурности и предавшийся культу Золотого Тельца, русский народ предал самого себя и рассыпался, и стал самым презренным на земле. На моих глазах в 1950-1990-ые годы свершалось это ужасающее русское грехопадение, завершившееся неслыханной в мировой истории и воистину эсхатологической Русской Катастрофой. Когда древние евреи впали в грех Золотого Тельца вскоре после того, как Моисей вывел их из египетского плена, то для излечения пришлось прибегнуть к шоковой терапии террора, и целый день дюжина оставшихся верными Богу левитов рубили всех подряд в совратившемся еврейском стане – по приказу разгневанного Моисея. Но у русских сейчас нет Моисея, да и большой – решающий! – вопрос, найдется ли дюжина настоящих правоверных русских. Если найдется – мы спасены, а если нет – нам конец, мы уже уходим из истории, и кто-нибудь пинком нас скоро выкинет. Подавляющее большинство русских смирилось с тем, что мы из имперских римлян мутировали в периферийных румын. Я констатирую это как факт и на большинство не возлагаю надежд, а только на остающихся или нарождающихся русских левитов – таких, как я. Я мыслю себя русским – значит, русский народ ещё существует. Я был в Румынии, проникся её историей, понимаю румын. Каждый народ достоин уважения, каждому народу есть чем гордиться. Но я нутром чую, и без этого жизнь не имеет смысла, что русские, как и евреи, избраны Богом для исполнения самого Наивысшего Долга. Румын пусть живет по-человечески, а русский должен жить по-Божески. И другой судьбы нам, русским, - нет. Иначе мы - не русские, а сборище сатанинское, как сейчас. Поэтому весь организм отмобилизован, чтобы спастись. Как говорится на Великой Войне – «пусть нас мало, но мы в тельняшках». Утром просыпаюсь с намерением свернуть горы, мир яростен и прекрасен, и с трудом отрываюсь на сон, и единственная проблема – найти соратников для команды. Ищешь среди рассыпавшихся сограждан, а что они из себя представляют, дают представление социологические исследования. «Академические социологи, - пишут Максим Калашников и Василий Ранов, - предприняли строго научное исследование по двум выборкам – возрастной и территориальной. Вырисовалась перспектива – увидеть процесс в динамике, потому что последний «большой зондаж» такого рода был закончен как раз накануне финансовой катастрофы 1998 года (тогда наши социологи работали совместно с германскими фондом имени Эберта и социологической службой «Синус»). Именно в 1998-м, как гласит отчет, выявился облик «среднего» россиянина как человека, готового к самым неожиданным поворотам судьбы, обладающего изумительным умением приспособиться к любой обстановке и склонного к автономности». /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: «Склонность к автономности» = рассыпанность народа/ «В 1998-м оказалось, что русский, в отличие от носителей западного мировоззрения, смысл жизни видит не столько в накоплении материальных благ, сколько в стремлении жить так, как хочется, получая от этого моральное удовлетворение. Это, безусловно, «нерыночное» с точки зрения старого капитализма поведение русских, однако, соответствует тенденциям постиндустриального мира. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Все же у нас в России надстроечные внешние проявления постиндустриализма не свои самовзросшие, а импортированные-индуцированные-заимствованные. Шкурное потребительство противостоит самоотверженному производительству как устремленности к самореализации субъектности, на чем во всем мире основывается постиндустриализм. Авторы этого, кажется, не понимают/ Уже шесть лет назад русские стояли не за общество равных доходов, а за социум равных возможностей. Уже тогда более половины опрошенных считали, что нам ни к чему демократические свободы, если они не подкреплены равенством возможностей. «…На посту президента россияне захотят видеть не “вождя победившей партии”, а национального лидера, способного обеспечить смыслополагающую функцию государства на базе разделяемых большинством населения фундаментальных ценностей…» – говорилось в итоговом отчете лета 1998 года. Еще при Ельцине и до дефолта. То есть путинский период был предопределен. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Хотение «царя» - свидетельство недосубъекности, что говорит об отсутствии духовных предпосылок постиндустриализма в России/ Но вот минули годы. Каковы же граждане России сегодня? Оправдались ли их ожидания? ИСТОРИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ: РЕАБИЛИТАЦИЯ СССР Самое интересное, что нынешние жители РФ больше всего гордятся историческими достижениями советской эпохи. В большинстве случаев на вопрос о том, что пробуждает в них чувство гордости за страну, люди называли победу в Великой Отечественной, послевоенное возрождение страны, великую русскую культуру, успехи СССР в космонавтике и космической технике (первая пятерка предпочтений). Дореволюционный период, вопреки почти государственной политике его возвеличивания, не вызывает у наших современников особого восторга. Люди все меньше верят в то, что царская Россия была страной уважения к Православию, краем высоких идеалов и бурного исторического роста (с 1998-го число считающих так упало в полтора раза). Зато восстановлением страны после Великой Отечественной войны гордятся от 51% в самой «либеральной» возрастной когорте (16–25 лет) до 73% тех, кому 56–65 лет. «Еще в 1998 году наше исследование зафиксировало факт, что “советская парадигма” не только не разрушилась, но и практически не поддается вытеснению из массового сознания», – сообщает итоговый отчет. Опрошенные отделяют коммунизм от понятия СССР как великой державы. Только 26% опрошенных считают, что без Октябрьской революции нам сегодня жилось бы лучше, тогда как категорически несогласных с этим утверждением нынче – 31%, а «мягко» (с оговорками) несогласных – 43%. Более половины опрошенных (при 27,1% против) сочло, что Советский Союз «был первым государством в многовековой истории России, которое обеспечило справедливость для простых людей и сделало для них возможной приличную жизнь». Примечательно, что наиболее популярен в этом смысле именно брежневский период нашей истории (1964–1982 гг.). Двойственно отношение к Сталину. С одной стороны, значительно возмущение репрессиями его правления. Но, с другой стороны, все больше людей отмечают огромные успехи, достигнутые страной в его годы, которые объясняются высоким уровнем дисциплины и порядка, обеспеченных «сильной рукой вождя» (77% опрошенных). РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ – НЕЛЕСТНЫЙ ОБРАЗ Годы ельцинских реформ воспринимаются в основном с отвращением. Уже в 1998 году их неприятие выказывали от 75% до 90% опрошенных разных возрастов. В 2004 году опрошенные указывали на такие неприглядные черты жизни в РФ, как коррупция, преступность и социальная несправедливость. Почти половина людей считает их нерешенными проблемами. Примечательная деталь: в отличие от итогов социологических исследований начала 90-х, когда образ СССР ассоциировался с засильем бюрократии, нынешние исследования показывают, что теперь русские считают бюрократию бичом сегодняшней России. (Ибо в 140-миллионной РФ чиновников больше, чем в 280-миллионном СССР). Лишь 17% людей ответило, что их материальное положение за годы рыночных реформ возросло, а 27,8% – что их благосостояние не изменилось по сравнению с советскими временами. Отрадно, что снизилась доля граждан, постоянно чувствующих стыд за свою страну (с 64,5% – в 1995-м до 43,8% – в 2004 году). Однако тех, кто стыдится нынешней России время от времени, очень много. Даже в самой оптимистичной возрастной когорте (16–25 лет) таких людей 72,2%. «Целое поколение россиян выросло с чувством стыда за нынешнее состояние своей страны, с чувством собственной беспомощности повлиять на происходящее вокруг, с ощущением несправедливости того, что происходит в окружающем мире», – с тревогой пишут авторы исследования. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Стыд за опущенность своей Матери-Родины, бессильно валяющейся в пьяной отключке в канаве у забора своего дома, в котором мародеры делают что хотят, - несколько обнадеживает. Но – всего 43,8% стыдятся, мало/ «…Нынешняя Российская Федерация воспринимается значительной частью общественного мнения как не вполне легитимное с исторической точки зрения, скорее временное образование, которое со временем либо расширится, либо распадется. Лишь 28,4% опрошенных россиян полагают, что “Россия должна остаться самостоятельным государством, ни с кем не объединяясь”…» – гласит итоговый отчет социологов Академии наук. Хорошо то, что каждый третий опрошенный в возрасте до 35 лет в 2004-м был уверен, что РФ предстоит бурный экономический рост, который вызовет инновационный прорыв, успехи в сфере образования и науки. ОТ ВЫЖИВАНИЯ – К РОБКОМУ РАЗВИТИЮ Исследование отмечает еще один отрадный факт: русские помаленьку перестают ощущать себя нищими. С 2001 года доля тех, кто считал свое благосостояние низким, упала в полтора раза, тогда как число тех, кто чувствует себя обеспеченным, увеличилось вдвое. Но это, заметим, касается только питания и одежды. По качественным же показателям жизни (жилье, отдых и досуг) существенного скачка нет, хотя и тут есть подвижки. («Плохими» свои жилища, возможности проведения своего свободного времени и отпуска назвали в 2004 году 14,6%, 21,7% и 32,4% опрошенных, тогда как в 2001-м – 20,2%, 36,4% и 49,9% соответственно). Улучшение вызвано ростом доходов народа, хотя они и остаются удручающе низкими (в среднем – 135 долларов на члена семьи летом 2004-го). /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Из социологии известно, что растительно-живущие нищие обычно чувствуют себя счастливыми, в то время как люди, стремящиеся к субъектности, чаще испытывают недовольство своим положением/ Разброс в средних доходах велик – от 280 долларов в Москве до 80–100 долларов в Поволжье, Центральном Черноземье и на юге страны. Примечательно, что самые нищие в РФ – это молодежь 16–25 лет (44,4% бедных и малообеспеченных в этой возрастной группе) и старики 56–65 лет (60,4%). Социологи отмечают, что больше всего доходы выросли как раз у людей среднего возраста с хорошими образованием и квалификацией. Интересная деталь: люди становятся оптимистами, когда их доходы на одного члена семьи превышают планку в 200–250 долларов ежемесячно. В общем же, наши сограждане за минувшее с 1998 года время стали намного больше стремиться к карьере и профессиональному росту. РАЗОЧАРОВАНИЕ В РЕФОРМАХ А как наши соотечественники нынче относятся к рыночным реформам 90-х? Они их однозначно не любят и вообще охладели к политике. Еще в начале 90-х общество было расколото на непримиримые группировки врагов и друзей реформаторов. Сейчас людей больше заботят вопросы жизнеобеспечения и достижения личного успеха. В 2004-м сторонники реформ оказались в меньшинстве – их всего 17,3% среди тех, кто старше четверти века, тогда как противников оных – 65,2%. (В начале 90-х реформистски-настроенных насчитывалось до трети населения). Конечно, в основном друзья реформаторов скопились в богатых слоях населения, среди тех, кому удалось повести свой бизнес (доля «реформолюбов» там в 2,5 раза выше, чем в среднем). Одобрение реформ начинается со среднедушевого дохода в полторы сотни долларов в месяц. Правление Путина ознаменовалось ростом числа тех, кто одобряет экономическую политику России, – сказались рост зарплат, индексация пенсий и возврат государства в экономику. Но, увы, по-прежнему недовольные пребывают в большинстве. Скажем, экономическую политику правительства в 2004-м считали правильной 23,5% опрошенных, тогда как неправильной – 46,3% (остальные – затруднились ответить). Социальная политика нравилась только 13,4%, а не нравилась – 62,5%. Довольных политикой в сфере образования набралось 21,5%, в то время как отрицающих ее – целых 54,8%. Русские считают плохой и политику в сфере морали и нравственности, отрицательно оценивая ее в 54,9% ответов, тогда как довольных тут – всего 12,8%. «Все это свидетельствует о зыбкости нынешнего благополучия, которое в любой момент, особенно после каких-либо малопопулярных социально-экономических шагов, может растаять», – пишут исследователи. Они же называют «мины», заложенные под нынешний «путинский общественный консенсус»: реформы здравоохранения, пенсионной системы, ЖКХ и монетизацию льгот. Скажем, реформа пенсионной системы вызывает злость у 24,3% опрошенных, а еще 20,4% ответили так: «Это, конечно, правильно, но мое положение от этого ухудшится». Монетизацию льгот яро не приемлют 43%, еще 19% считают, что они лично от этой, в общем-то, правильной реформы пострадают. Схожая картина – и в распределении мнений по поводу нынешних преобразований в медицине. Примечательно отношение граждан РФ к общенациональной задаче удвоения ВВП за две пятилетки. Могут ли русские сплотиться вокруг этого лозунга, как американцы 1930-х вокруг «Нового курса» Ф.Д. Рузвельта? Увы! Пока все слои граждан воспринимают поставленную президентом цель как чисто умозрительный призыв, «ни одна из социально-профессиональных и доходных групп населения не видит в ее достижении своей роли, а соответственно, и своего выигрыша от ее реализации». Так же не «задел за живое» жителей России и лозунг о сокращении вдвое числа бедных в стране. Самым скептическим отношением к этому лозунгу отличаются как раз те, для кого его и выбрасывали, – пенсионеры, безработные и гуманитарная интеллигенция. БУДУТ ЛИ РОССИЯНЕ ЗАЩИЩАТЬ ЦЕЛОСТНОСТЬ РФ? Не может не тревожить еще одна тенденция: граждане России все меньше готовы жертвовать жизнью за свою страну. Да, с одной стороны, социологи отмечают провал политики насильственного превращения русских в «западников». Со второй половины 90-х годов наблюдается возвращение к своим исконным ценностям и представлениям, отчего исследователи называют нынешнее общество умеренно традиционалистским. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Нынешний российский традиционализм сопряжен с пофигизмом россиян, с их «усталостью», а на самом деле – с утратой витальности, пассионарности. Русские смирились с уходом из истории, когда безропотно отдали на расчленение свою тысячелетнюю страну. И они вяло цепляются за свечку. Ниже авторы вольно или невольно затрагивают эту больную тему исторического распада/ Однако… Когда сегодня говорят о «российском обществе», то изрядно кривят душой. Единого общества в РФ нет. Оно разбилось на множество осколков и осколочков. Это безжалостно фиксируют социологические опросы. «...Несколько огрубляя, можно сказать, что в России росли самоидентификации с теми общностями, которые для стран Западной Европы были характерны почти сто лет назад, в период жесткого вертикального расслоения и острой классовой борьбы. Речь идет прежде всего об имущественной стратификации», – отмечают исследователи ИКСИ. С 1992 года число тех, кто идентифицирует себя таким образом, выросло на 20%. То есть они считают себя не какой-то общностью «россиян», а конкретно – бедными или богатыми. Но еще сильнее растет идентификация людей со своей семьей, что отражает активное бегство людей от враждебного ему окружающего мира в свой маленький мирок (три четверти ответов в опросе). «Россиянство» трещит по швам еще и потому, что опрашиваемые (50% опрошенных) предпочитают определять себя людьми конкретной национальности («Мы – русские, чеченцы, буряты и т. д.»). Многие русские философы отмечали, что в России важнее не закон, а Правда. Это подтверждает и нынешнее социологическое исследование. Большинство опрошенных хотят подчиняться лишь тем законам государства, которые, по их мнению, правильны, справедливы и в первую очередь соблюдаются самим начальством. Так считают две трети респондентов. Только 19,7% ответивших считают, что законы надо исполнять неукоснительно, а 26,7% придерживаются мнения, что «жить надо по справедливости». И такое отношение к законам, что примечательно, больше всего характерно для самых молодых (16–25 лет) и самых старших (56–65 лет). А поскольку законы нынешнего государства вызывают у людей протест, то слабнет эмоциональная связь со страной. Сторонники принципа «Человек должен жить там, где ему лучше» уже превосходят в числе патриотов, убежденных в том, что Родину покидать нельзя (соотношение 10:8). Самое же интересное, что «эмигрантские настроения» быстрее всего растут как раз среди старших поколений, а не среди молодежи или обеспеченных слоев. Диагноз неутешителен: нарастает безразличие граждан России к судьбе страны. Авторы доклада уверены: нации по имени «россияне» не сложилось. Это вызвано многими причинами – и распадом-атомизацией общества, и отчуждением людей от государства, и тем, что значительной части русских приходится не жить, а выживать. Людей больше заботят собственные дела и проблемы своей семьи. В этом смысле лидирует поколение 26–35-летних, взросление коих пришлось на годы рыночных реформ. /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Нация – не этнос. Среди русских нет такой заметной этнизации, как у других народов России. Это затруднит формирование нации, потому что путь к нации идёт через фазу этнизации. Нация же формируется лишь на базисе взращивания «критической массы» экономически-самодостаточных и потому политически-субъектных низовых хозяев (ранее «третье сословие», затем «средний класс», ныне «новые средние слои»). Однако режим Путина, как известно, умышленно держит низовое русское предпринимательства в полупридушенном состоянии. Видимо, русская нация будет складываться в ходе национально-осовободительной борьбы (революции) против компрадорского шкурно-мародерского и бюрократическо-полицейского режима русской сомосы/ В молодой же когорте (16–25 лет) размыты этические идеалы: тут господствует убеждение, что за свое место в жизни надо драться, не считаясь с угрызениями совести и нормами морали (две трети опрошенных считают именно так). Пока еще нас сплачивает внешняя угроза: около половины опрошенных ответили, что готовы отражать агрессию даже ценой собственной жизни. Но только каждый пятый выразил готовность бороться с угрозой распада РФ изнутри, не щадя жизни, – тогда как прямо противоположный ответ дали вдвое больше респондентов. Еще больше колеблющихся – тех, кто в принципе против распада, но активно не будет протестовать против отделения своего региона от РФ. Даже среди опрошенных «силовиков» доля тех, кто готов сражаться за целостность Федерации, составила всего 40%. Растет число сторонников принципа «Россия – для русских» (с 10,7% – в 1998-м до 17,1% – в 2004 году). При этом данный лозунг исповедуют… 27,7% ярых сторонников либерально-рыночных реформ. Повторяется ситуация с частью советских демократов 80-х, которые ради успеха в европеизации-американизации страны ратовали за отделение «азиатчины» – южных и восточных республик СССР. Сегодня к избранию президентом страны нерусского отрицательно относятся 58,1% опрошенных, тогда как в 1998-м их было 44,9%. Как и прежде, сторонниками равноправия наций и целостности страны остаются люди коммунистических воззрений. Это – очень серьезный «звоночек». Все более значительной становится региональная идентичность – мы, де, не россияне, а дагестанцы, красноярцы, приморцы и т. д. Нарастают сепаратистские настроения в русских сибирских регионах, которые чувствуют разрыв связей с остальной страной и невнимание Центра. В Красноярске, Иркутске, Хабаровске число тех, кто одобрил бы выход региона из состава РФ, колеблется от 16% до 23%, а во Владивостоке достигает уже пугающего уровня в 31,3%! Такова сегодняшняя Россия, уставшая от потрясений, с распавшимся обществом». Как видим, Максим Калашников и Василий Ранов стараются беспристрастно осветить социологические замеры и приходят к ряду более или менее верных выводов. Однако надо иметь в виду, что нынешнее российское общество – глубоко больное, и вопросы ему надо задавать не совсем такие,которые задаются здоровым. Тем самым адекватнее ставился бы диагноз и предлагались бы рецепты поудачнее. А если исходить из здравого смысла, то надо учитывать болезнь и обессиленность подавляющего большинства русских людей и не делать на них ставку, а надеяться на немногих «правоверных левитов» и на молодые здоровые ростки. Я обычно привожу в пример режимы «латиноамериканских сомос» типа кубинского президента Батисты – ведь его свергли не восставшие массы, а всего несколько десятков молодых мелкобуржуазных пассионариев во главе с Фиделем Кастро, высадившихся на Кубу со шхуны «Гранма». В Киргизии же на днях свергали прогнившую бюрократическую власть всего несколько сотен молодых людей, кинувшихся на оцепление Дома Правительства. Рейтинг у президента Акаева был не ниже, чем у Путина, но абсолютное большинство населения стояло в сторонке, наблюдая, как киргизские пассионарии, возглавив тысячу-две митингующих, разбираются с растерявшимися правителями. Я нарочно упрощаю, чтобы подчеркнуть главное – не надо годами и десятилетиями ждать пробуждения «русского мужика», который вот-де воспрянет ото сна и даст по мозгам всякой нечисти, засевшей во власти, а разумнее осознать, что вполне достаточно дюжины «русских левитов», чтобы вывести Россию из тупика.
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily |
Отписаться |
В избранное | ||