На автовыставке в Женеве Giorgetto и Fabrizio Giugiaro, ItalDesign,
продемонстрируют подарок к полувековому юбилею Chevrolet Corvette (осень 1953).
Дизайнерский этюд называется Moray (англ. - средиземноморская мурена) и построен
на шасси нынешнего Corvette Z6.
Машина длиной 4 540 мм, шириной 1 950 и высотой 1 235 мм катится
на шинах Michelin Pilot sport 335/30 ZR20 (сзади). Под капотом спереди V-образная
“восьмерка” Chevrolet мощностью за 400 л.с.
Двери-крылья съемные, и купе преобразуется тогда в как бы родстер. Наружных
зеркал нет; для заднего обзора служат телекамеры, которые передают изображение
на мониторы перед водителем. Достойный подарок.
General Motors определенно не складывает все яйца в одну корзину.
Продолжая интенсивные НИОКР по автомобилям с топливными элементами на водороде,
концерн не теряет интереса и к спирту. Смесь E85: 85% этилового (питьевой!)
спирта и 15% бензина. Великолепное топливо с высочайшим октановым числом (больше
100 – ведь не к.п.д.) и сильным “компрессорным” эффектом; при испарении спирта
топливовоздушная смесь сильно охлаждается, что улучшает наполнение цилиндров
и повышает мощность и крутящий момент двигателя. Недаром в прежние времена
гоночные моторы работали на спиртовых смесях, а в заокеанских автогонках –
и сейчас.
И экологически E85 несравненно благоприятнее бензина. А для
американцев – с их пунктом на ограничении зависимости от импорта нефти – исключительно
важно еще и то, что спирт получают перегонкой биомассы. С необозримых кукурузных
полей; стоит примерно столько же, что и бензин.
Суть дела – как и с водородным топливом – в слабости спиртозаправочной
инфраструктуры. Проблема курицы и яйца: с чего начать? На деле начало положено
давно, но станций все еще маловато – всего 140 на 22 штата Среднего Запада
GM тесно сотрудничает с некоммерческой организацией NEVC (National Ethanol
Vehicle Coalition – национальная коалиция автомобилизма на этаноле), и совместными
усилиями они рассчитывают продвинуть развитие инфраструктуры. За последние
5 лет спрос на E85 вырос 10-кратно и достиг 10 млн галлонов (около 38 млн
л) в год.
Сейчас на североамериканских дорогах уже больше 3 млн автомобилей
на E85; из них больше миллиона выпущены GM. Все полногабаритные спорт-хозяйственники
- Chevrolet Tahoe и Suburban, GMC Yukon и Yukon XL оснащаются “гибкими” моторами
Vortec 5300, работающими как на бензине, так и на E85.
Ну да, они там на “сухом законе” воспитаны, а вообразите широкое
применение спиртового топлива в нашей солнечной стране. Ладно, этиловый спирт,
а вот метанол – при приеме внутрь сильнейший яд. Нам, пожалуй, больше подходит
газ – природный и нефтяной.
В японском автомобилестроении, кроме навязших в зубах Daihatsu,
Honda и Toyota есть еще и малые марки. Вроде Mitsuoka в городе Тояма (остров
Хонсю), организованная в 1968 предпринимателем и дизайнером Sesumu Mitsuoka.
С 1982 компания мелкими сериями строит репликары – и добивается признания
не только в Японии. Взгляните на один из них - Le Seyde II издания; не правда
ли, знакомые очертания?
На первый взгляд, до боли напоминает великолепные американские
Excalibur в ретро-стиле. Ну, а если копнуть глубже, то проступает легендарный
довоенный Mercedes 500K, вдохновивший на римейки многочисленных дизайнеров.
Так и Le Seyde; автомобиль удивительного облика (седан и кабриолет) строится
на основе Nissan Silvia, правда, растянутой в длину до 5 с четвертью метров.
За осью передних колес продольно установлена ниссановская 2-литровая
16-клапанная “четверка” мощностью в 118 кВт (160 л.с., JIS) с крутящим моментом
в 190 Нм. Мотор работает с 4-скоростным гидромеханическим “автоматом”; привод
на задние колеса. Рулевой механизм “шестерня-рейка” с электросервоусилителем.
Тормоза дисковые, передние диски вентилируемые. Подвеска спереди McPherson,
сзади – на многочисленных поперечных рычагах; винтовые пружины, поперечные
амортизаторы. Шины 195/65 R15 на легкосплавных колесах 6.5Jx15.
Длина машины – 5 230 мм (стретч!), ширина – 1 880, высота –
1 270. База – 3 425 (!) мм, колеи – 1 580/1 570; снаряженный вес – 1 352 кг.
Показатели динамики не приводятся; не в них дело. Для Sesumu
Mitsuoka модель Le Seyde – воплощение “другой мечты в жизни”. Но мечты мечтами,
а компания строит 80-100 вполне реальных автомобилей разных моделей ежемесячно.
По немалой цене: скажем, за Le Seyde запрашивают 5 млн 250 тыс. иен (пересчитайте).
И не затовариваются.