← Июнь 2020 → | ||||||
9
|
11
|
14
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
20
|
21
|
|||||
22
|
24
|
27
|
||||
За последние 60 дней 15 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://www.dela.su/
Открыта:
10-08-2003
Адрес
автора: state.politics.newlist-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
О новом подходе к подготовке профессиональных аналитиков
|
О новом подходе к подготовке профессиональных аналитиков 2020-06-29 08:40 Редакция ПО Аннотация. Статья посвящена ситуации с подготовкой профессиональных аналитиков, сложившейся сегодня в образовательном пространстве России. Предлагается принципиально новый подход к обучению, основанный на базовых принципах, разработанных авторами статьи в результате многолетней научной, аналитической и преподавательской практики в ведущих вузах страны, преимущественно в системе ДПО. Показано, что внедрение данного подхода в виртуальную образовательную сферу (на основе компетентностного подхода и с упором на индивидуальный подход к каждому потенциальному аналитику) позволит не только создать среду активного знания для аналитиков на основе совместного решения сложных прикладных аналитических задач, но и сформировать встречное движение со стороны управленцев в их понимании профессионального мировоззрения аналитиков и ценности их аналитических продуктов. Сегодня сложность мира возрастает все убыстряющимися темпами. Очередной проект глобализации (а их за всю историю человечества было несколько) после десятилетий триумфального шествия начинает пробуксовывать. Серьезным испытанием стало стремительное распространение коронавируса с малопредсказуемыми последствиями. Связность, являющаяся основой глобализации, начинает рушиться. Вновь закрываются границы, они теряют функцию фильтра, превращаясь в непреодолимые препятствия. Кроме того, Россия критически отстает в своем технологическом развитии от ведущих стран и, если не предпринять решительные меры, этот процесс станет необратимым. На этом фоне резко возрастает потребность в глубокой аналитике, в понимании набирающих остроту и динамизм процессов и явлений во всем мире, ибо только на этой основе возможна выработка упреждающих управленческих решений. На чем строить это понимание, каким критериям должны соответствовать субъекты аналитической деятельности? Как (и можно ли вообще) взращивать аналитиков, отвечающих сложности и изменчивости современной ситуации? Вопросы далеко не праздные. Еще в 2013 году созданная по инициативе Общественной палаты РФ рабочая группа в рамках работы над проектом создания Аналитического общества и разработки «Азбуки аналитики» пришла к выводу о завершении экстенсивного этапа развития аналитики и необходимости перевода аналитической деятельности, осуществляемой различными государственными органами, негосударственными аналитическими организациями и отдельными аналитиками, на системную профессиональную основу. Еще одним важным результатом деятельности группы стал вывод о сущности нового цикла развития аналитики – о смене существующей «узковедомственной» парадигмы организации аналитической деятельности на «межведомственную». Это связано с тем, что современный настоящий аналитик должен мыслить не только логично, но и широко. По справедливому мнению авторов проекта, новый этап в развитии аналитической деятельности должен был обеспечить осуществление аналитической обработки больших массивов информации в интересах повышения качества управления и снятия множества затруднений, повсеместно возникающих в реальной действительности. Для достижения этой цели предполагалось: создание общепризнанной теории аналитической деятельности, разработка единых стандартов и технологий аналитической деятельности, а также профессиональных стандартов; организация системы подготовки кадров аналитиков; формирование системы аналитических центров; и, как результат, появление профессионального аналитического сообщества для осуществления масштабных общественно значимых прикладных проектов. Все эти выводы были, безусловно, правильны и своевременны. Однако сегодня на календаре уже 2020 год, а не по одному из этих направлений работа еще даже не началась или находится в зачаточном состоянии. Единой теории аналитической деятельности нет даже в проекте, профессиональное аналитическое сообщество не складывается (более того – часть высококлассных аналитиков фактически самоустранилась, усмотрев в подходах инициаторов проекта оторванность от насущных вопросов существования аналитики), единые стандарты не разработаны, по количеству и качеству отечественные аналитические центры значительно уступают мировым лидерам в этой области, и это отставание не сокращается, несмотря на некоторые достижения. Мы по-прежнему видим, что аналитика по большей части замещается анализом и/или интерпретацией увиденного или прочитанного. На всех уровнях констатируется крайне низкая эффективность аналитической деятельности, наличие нерешенных научных, организационных и кадровых проблем, не позволяющих выработать адекватную государственную политику в области ее развития. Отсутствие компетенции нужного уровня у большей части аналитиков напрямую связано с отсутствием социального заказа и хроническим недофинансированием этой сферы деятельности со стороны государственной власти и бизнеса. Как следствие, аналитики зачастую не располагают достаточными знаниями и опытом, что не позволяет им реально чувствовать внутреннюю динамику сложных процессов, переводить ее на язык, понятный для лиц, принимающих решения. К сожалению, приходится все чаще сталкиваться с произвольным жонглированием терминами, попытками списать логические противоречия сомнительных выводов на некую специфику рассматриваемых проблем. И это касается не только начинающих аналитиков, но и людей с большим практическим опытом и научными степенями. В конечном счете, дело дошло до того, что вновь приходится переосмысливать само понятие «аналитик» и его предназначение. Так, с одной стороны, аналитика должна присутствовать в публичном пространстве, в котором действуют законы жанра (сошел с экрана или со страниц СМИ, и ты уже никто), следовательно, такая аналитика подвержена конъюнктуре. С другой, произошло определенное «окукливание» (институализация) аналитики – практически все государственные, экономические, общественные и т.д. структуры «обзавелись» собственными аналитиками, призванными учитывать в своей работе прежде всего специфику и функционал самих организаций, оправдывать необходимость их существования перед вышестоящими начальниками, а если речь идет о социальной сфере, медицине и образовании, то и перед обществом. Однако такие формы институциализации аналитики оказались неспособны создать эффективную государственную систему аналитического обеспечения выработки и принятия эффективных управленческих решений на как государственном уровне, так и на уровне бизнеса. В поисках решения этих проблем предпринимаются разные шаги. Так, некоторые специалисты прилагают усилия для возвращения к разработкам Московского методологического кружка (интеллектуально-практическая школа Георгия Петровича Щедровицкого). Но эти усилия остаются лишь попытками, в которых, кроме всего прочего, не учитывается снижение общего уровня интеллектуальной культуры, образования и знаний в обществе. Следует отметить, что сам подход – один из продуктивных, но при этом отсутствует «транслятор», который взял бы на себя функцию перевода сугубо научного (на уровне методологии) знания в практическую плоскость. Потребность же в подобного рода деятельности велика, и она будет только возрастать. Например, вряд ли кто из лиц, принимающих решения, и их окружения удосужился прочесть глубокую книгу профессора Александра Ивановича Селиванова «Развитие общества. Наука управления будущим». А ведь в ней содержатся идеи очень важные для понимания протекающих в мире и России процессов и управления ими, конструирования будущего. Основной посыл книги заключается в том, что для прорисовывания будущее необходима идея, желательно, объединяющая, которой сегодня в России нет. Кстати, этим можно объяснить отсутствие у нас качественной научной фантастики. В рамках устоявшихся в России схем и подходов, а также навязанных западных политологических и экономических теорий (которые в массе своей либо устарели, либо вместо понимания нагоняют наукообразный туман, либо являются не теориями вовсе, а обобщением эмпирической практики той или иной страны в ту или иную эпоху) принимать выверенные управленческие решения невозможно, так как велик риск совершить роковые ошибки, ведущие к непоправимым последствиям. В силу целого ряда объективных и, в первую очередь, субъективных причин наука удалена из сферы управления, а где-то и самоустранилась ввиду невостребованности. Как результат – в аналитическом сообществе произошло решительное размежевание на «сверхпрофессионалов» (концептуалистов), своеобразную крайне малочисленную касту «просвещенных», и на всех остальных, разбавленных всевозможными комментаторами и обозревателями, толпящимися в очереди на участие в бесконечных ток-шоу. Если бы государство, бизнес и общество были удовлетворены современным уровнем аналитической деятельности, то не существовало бы такого количества всевозможных курсов и школ подготовки (обучения) аналитиков: по запросу в Яндексе мы находим 17 млн ссылок на разного рода ресурсы, а если добавить поисковые слова «аналитика» и «аналитическая деятельность» – это еще 10 млн. Просматривать все эти сайты непродуктивно, однако даже поверхностное ознакомление с содержанием материалов показывает следующее. Их абсолютное большинство рассчитано на начинающих – тех, кто хочет, чтобы аналитика стала их повседневной деятельностью, но имеющих весьма смутное представление о ее содержании – с обязательной специализацией (финансовый аналитик, бизнес-аналитик, аналитик данных, IT-аналитик, аналитик в сфере безопасности и т.д.). Оставшиеся ориентированы на повышение квалификации сотрудников по направлению их работодателей и носят плановый характер. И не факт, что после их окончания слушатель приобретет новые знания, необходимые ему для улучшения качества своей работы. Если в учебные программы и включены вопросы, относящиеся к базовым понятиям аналитической деятельности, то часы на них сведены к минимуму, поскольку существующим и будущим работодателям это неинтересно. В 70-годах прошлого века в среде аналитиков (правда, тогда их так не называли, априори считалось, что если ты работаешь на компьютере, то ты уже аналитик) даже бытовала такая фраза «засунул свинью, получил сосиски», характеризовавшая отношение среднестатистического руководителя, не желающего вникать в суть их (аналитиков) работы. Поразительно, но и сегодня подобные факты встречаются. (Продолжение следует). Так кто же такой «аналитик»? По мнению руководителя НОУ «Школа Корпоративного Тренинга», автора бестселлера «Наука побеждать. Менеджмент по-Суворову» В.В. Летуновского, аналитик – это «человек, освоивший культуру логического мышления, опираясь на которую, он анализирует огромное разнообразие фактографического материала и синтезирует сложную причинно-следственную модель предметной области». Собственно, в этом определении раскрыто то, чем должен владеть современный аналитик: анализом и синтезом на базе информационной культуры и культуры логического мышления. И этим необходимо руководствоваться при разработке программ для обучения аналитиков и создании соответствующих образовательных площадок. Но есть еще один очень важный аспект, который не нашел отражение в предложенном определении. Это тесная связь науки, аналитики и практики. В самом деле, аналитика является неотъемлемой частью и прикладным продолжением науки, а сама наука – это только часть аналитики, если принять во внимание прикладной характер последней, особенно при выработке управленческих значений. Многолетний опыт научной, аналитической и педагогической деятельности позволяет авторам выделить ряд принципиальных моментов, которые необходимо учесть при выработке подходов к формированию образовательных площадок, ориентированных на взращивание высококлассных аналитиков. Отдельные из них известны в науке и педагогике, в частности, из представления знаний в контексте неклассической научной рациональности, например, в работах известного английского физика, химика и философа Майкла Полани. Знания, которые составляют основу индивидуальной картины мира аналитика, не могут быть оторванными от познающих и действующих субъектов, от их субъективных реальностей. В любом случае – соблюдается это правило или нет – частные видения мира образуют своеобразную сеть по типу интернета. Однако при невыполнении данного условия получить адекватную интерпретацию полученных аналитиками знаний невозможно. Еще один момент. Серьезным недостатком в подготовке аналитиков является полное отсутствие селекционной работы. Считается, что если аналитик выдает «на-гора» более-менее сносные материалы, то и работать над повышением уровня его подготовки незачем. Невостребованными остаются целые поколения талантливых магистров, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Коллективные формы обучения в плановом порядке для прохождения очередной аттестации, написание статьи (для этого же) не способствуют их росту как аналитиков. Даже возникают сомнения в том, могут ли они вообще что-либо написать, помимо научных статей. Вместе с тем именно эта среда является питательной для выращивания высокопрофессиональных аналитиков, обладающих научной методологией познания, широким кругозором, практическими навыками аналитических исследований. Отсюда и появилась идея в качестве эксперимента сформировать образовательную площадку, исходя из следующих требований к учебному процессу. Во-первых, индивидуальный подход к каждому слушателю с учетом знаний и опыта последних, их личностными и деловыми качествами. Во-вторых, постоянный контакт слушателей с опытными аналитиками, имеющими богатый опыт как аналитической, так и педагогической (и, по возможности, научной) работы. В-третьих, приобщение слушателей к неявным (личностным) знаниям и навыкам наставников с целью создания возможности для проникновения во внутренний мир носителей и творцов знаний. На определенный промежуток времени наставник становится вторым «Я» слушателя, последний как бы растворяется в нем. Взаимное познание позволяет более полно задействовать в образовательных целях творческий потенциал как наставника, так и слушателя. В-четвертых, разъяснение слушателям важности работы с заказчиком (в ходе обучения таким заказчиком выступает сам наставник, дающий конкретные задания и оценивающий качество их выполнения). Аналитики без конкретного заказчика не бывает, она вырождается в самодеятельность, в самолюбование своим «творчеством». В-пятых, развитие познаний слушателя в следующих областях знания: теории систем, теории управления, методах анализа, формирования и управления информационными потоками, психологических особенностях отбора, накопления, обработки и представления информации и пр. в качестве обязательных дисциплин отдельного учебного модуля (самого продолжительного по времени и разнообразного по содержанию). Слушатели должны научиться на основе междисциплинарного подхода выявлять факторы среды, обуславливающие необходимость выработки управленческого воздействия, и прогнозировать их влияние на настоящее и будущее состояния системы с выработкой научно обоснованных предложений по их использованию или локализации негативных последствий и т.д. Кроме того, будущих аналитиков планируется обучить профессионально структурировать и грамотно вербализовать информацию, компетентно оформлять конечный аналитический продукт, при этом постоянно имея в виду конкретного заказчика. В-шестых, применение основных принципов компетентностного подхода к обучению, что позволит усилить его личностную направленность, нацелить слушателей на решение социально значимых и жизненно важных задач путем освоения новых видов и способов деятельности, сориентировать их на саморазвитие личности, активно прибегая к самоанализу, самооценке и рефлексии. При разработке идеи площадки индивидуальной подготовки аналитиков авторы использовали опыт участия в эксперименте по подготовке оперативных сотрудников на основе компетентностного подхода, который был успешно организован на базе Академии ФСБ России в 2010-2011 годах. Шаги в этом направлении сегодня предпринимаются, но их недостаточно. Например, в 2016 году журнал «Россия в глобальной политике» совместно с НИУ ВШЭ создали Школу «Учи учёного», слушатели которой (молодые учёные-международники) обучаются написанию «хороших текстов в разных жанрах» [https://school.globalaffairs.ru]. Другой пример. Центр «Аналитик» открыл онлайн-школу по специальности «Аналитик политических конфликтов», в которой слушатели с использованием т.н. «аналитического конструктора» обучаются технологии анализа и выработки решений в конфликтных ситуациях. Можно еще отметить «Русскую аналитическую школу», созданную усилиями доктора философских наук Ю.В. Курносова [http://ранш.рф]. Основной идеей проекта провозглашена «разработка и реализация программы построения высокоэффективной самоструктурирующейся иерархической многоцелевой системы, предназначенной для подготовки высокопрофессиональных аналитиков, способных участвовать в аналитической работе в сфере государственного и муниципального управления». Вместе с тем до настоящего времени должности руководителей департаментов «Подготовка аналитиков» и «Фундаментальные исследования, организация и методология НИР» остаются вакантными, и это о многом говорит. Следует обратить внимание на следующий принципиально важный момент: необходимо обеспечить перенос знаний, умений и навыков из сферы науки и аналитики в плоскость выработки управленческих решений. Речь должна идти о создании среды активного знания на основе совместного решения сложных прикладных аналитических задач. При этом наставник должен уметь оперативно и профессионально входить в сферу научных и практических интересов слушателя, поскольку на первых порах именно эта сфера становится учебным полем, на котором слушатели убеждаются в эффективности предложенной методики преподавания и общения. На подобных площадках на всех этапах – от проектирования учебного процесса до выбора модели, методов, форм, приемов и средств обучения – предполагается широко задействовать когнитивные образовательные технологии с постепенным переходом к предметно независимой индивидуально ориентированной образовательной технологии. В этих целях в процессе обучения необходимо постоянно иметь в виду природу познавательных процессов у слушателей, выработанного у них соответствующего стиля решения задач и познания мира как способа достижения результата, осуществлять диагностирование исходного и последующих состояний слушателей, фиксировать происходящие изменения для своевременной корректировки курсов. В случае положительного результата эксперимента создания подобной образовательной площадки было бы целесообразно приступить к распространению накопленного опыта, созданию встречного движения со стороны управленцев в их понимании профессионального мировоззрения аналитиков. Сегодня управленцы (особенно высокопоставленные), с одной стороны, буквально «купаются» в многочисленных информационных потоках, становясь носителями ценной информации, с другой же, они зачастую сами не в состоянии сделать необходимые выводы. Только плодотворное сотрудничество между аналитиками и лицами, принимающими решения, позволит устранить это несоответствие. Авторы: Вячеслав Петров, к.филос.н., главный редактор сайта «ПО», заместитель руководителя «Школы молодого этнополитолога в РБ» Марина Петрова, к.псих.н., заместитель главного редактора сайта «ПО», соавтор программы экспериментального курса по подготовке оперативных сотрудников на основе компетентностного подхода в Академии ФСБ России Статья опубликована в общенациональном научно-политическом журнале «Власть» № 03 (Т 20)/2020
Ключевые слова: информация; аналитик; аналитика; управление; управленческое решение; управленцы; проектное мышление; индивидуальный творческий подход к обучению; совместное решение прикладных аналитических задач. Прозрачность как политико-правовой механизм создания эффективного государства 2020-06-29 08:42 Редакция ПО Чтобы настроить российское государство на эффективное функционирование, правящей элите придётся кардинально изменить структуру и принципы государственно-властных отношений. Суть этих перемен состоит во внедрении в систему государственных отношений политико-правового механизма прозрачности, главную роль в котором играют цифровые технологии, и неукоснительной личной ответственности исполнителей. В свою очередь, ответственность требует от чиновников компетентности, без которой невозможно качественное решение ни одной проблемы. Под прозрачностью следует понимать свободный доступ граждан к полной, достоверной, своевременной и регулярной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и их должностных лиц. Главную роль здесь играют цифровые технологии. Благодаря политико-правовому механизму прозрачности государственная власть окажется под постоянным контролем общества, который принудит её эффективно исполнять свои функции. Важно конкретизировать составные части политико-правового механизма прозрачности. Свободный доступ граждан к сообщениям о деятельности органов государственной власти подразумевает возможность получения информации с помощью системы Интернет, а также средств массовой информации. Достоверная информация та, которая не вызывает сомнений. Своевременная информация – сообщение, которое поступает оперативно и в нужный момент. Регулярная информация – сведения, предоставляемые равномерно и правильно, через определённые промежутки времени. С 1 января 2010 года действует Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ (далее – Закон), который существенно расширил возможности общественного контроля над деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления. Однако, не имея механизма прозрачности, Закон не позволяет гражданам осуществлять свой действенный контроль, потому нуждается в значительных дополнениях. В этой связи правящей элите следует безотлагательно внести в Закон необходимые поправки. Первая из них заключается в установлении законодательной нормы, согласно которой все органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны сообщать для всеобщего сведения полную информацию о своей деятельности за исключением той, перечень которой определен законом о государственной тайне. Данная норма позволит: полнее раскрыть деятельность государственных органов и органов местного самоуправления и их должностных лиц; сделать, размещаемую информацию об их деятельности императивной. В настоящее время Закон не устанавливает ни полноты, ни обязательного характера, размещаемой информации в системе Интернет и СМИ о деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления. Вторая поправка связана с обязательным упоминанием как авторов любых решений, то есть конкретных должностных лиц, подготовивших проекты этих решений, так и лиц, принявших их (в том числе, и коллегиально) в государственных органах исполнительной, законодательной и судебной власти и органах местного самоуправления. Это позволит повысить ответственность должностных лиц, как следствие, возрастёт их компетентность. Третья поправка – все принимаемые органами государственной власти и органами местного самоуправления решения вступают в силу только после опубликования (размещения) их в информационно-коммуникативной системе Интернет и в соответствующих средствах массовой информации. Действие этих норм и публичность, принимаемых решений, повлекут повышение персональной ответственности чиновников, судей, депутатов, иных представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления. Рост ответственности мотивирует, выше названных лиц, быть компетентными. Четвертая поправка – вся информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления должна быть достоверной, своевременной, регулярной и постоянно обновляемой. Действие этой нормы позволит гражданам, общественным организациям и всему народу осуществлять регулярный и повсеместный контроль над деятельностью служащих, судей, прокуроров, сотрудников органов внутренних дел, иных представителей органов государственной власти и органов местного самоуправления. Разумеется, прозрачность должна касаться всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также бизнеса. Свободный доступ граждан к полной, достоверной, своевременной и регулярной информации о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления сделает работу чиновников, депутатов, судей, прокуроров, сотрудников органов внутренних дел, муниципальных служащих открытой, как следствие ответственной и компетентной. Закрытость же их деятельности ведёт к нарушению закона, коррупции, безответственности и некомпетентности. Введение, указанных выше норм, в закон «Об обеспечении доступа к информации…» укрепит правовое обоснование механизма прозрачности. В результате, будут созданы новые возможности для осуществления эффективного общественного контроля над деятельностью публичной власти. Имея свободный доступ к полной, достоверной, регулярной и своевременной информации о деятельности органов государственной власти, муниципальных органов и их должностных лиц, россияне и общественные организации могут оценивать качество их работы. При безответственном исполнении государственными и муниципальными служащими своих обязанностей и нарушении закона российские граждане получат легальную возможность правового воздействия на них. В соответствие с федеральным законодательством оно может осуществляться путём: подачи судебных исков; заявлений в прокуратуру; обращений в государственные органы и органы местного самоуправления; проведения журналистских расследований; выступлений в СМИ; организации публичных акций – митингов, шествий и демонстраций; избрания на выборах новых губернаторов, депутатов всех уровней, глав местного самоуправления. Кроме того, политико-правовой механизм прозрачности будет способствовать активному вовлечению простых граждан, Общероссийского народного фронта, Общественной палаты Российской Федерации, общественных союзов предпринимателей, юристов, экологов, иных общественных организаций, а также средств массовой информации, политических партий, профсоюзов в процесс модернизации России. Законодательное обеспечение политико-правового механизма прозрачности создаст двойной контроль (государственный и общественный) над деятельностью служащих органов государственной власти и органов местного самоуправления. Значение государственного контроля состоит в том, что они будут вынуждены работать в условиях повышенной ответственности и внутренней конкуренции, поскольку их руководители и сотрудники по работе будут знать о качестве их деятельности. Значение общественного контроля заключается в регулярном наблюдении за их работой со стороны граждан, средств массовой информации, Общественной палаты Российской Федерации, Общероссийского народного фронта, их региональных отделений, союзов предпринимателей, иных общественных организаций, профессиональных союзов, политических партий. Смысл общественного контроля состоит, с одной стороны, в правовом принуждении должностных лиц и простых служащих органов государственной власти, органов местного самоуправления к ответственности по обеспечению строгого соблюдения закона всеми без исключения, компетентному решению экономических, социальных, иных вопросов. С другой стороны, общественный контроль поможет, государственным и муниципальным служащим навести порядок в своих рядах – быть ответственными, неподкупными, компетентными. Итак, добиться ответственности чиновников, воспроизводящей их компетентность, за принимаемые ими решения и осуществляемые действия, можно только с помощью политико-правового механизма прозрачности всей их деятельности. Автор: А. Н. Аринин, доктор политических наук, академик РАЕН Роль цифровых технологий в строительстве эффективного государства 2020-06-29 08:45 Редакция ПО Интенсивное развитие информационно-коммуникативных технологий в стране даёт возможность результативно использовать цифровые технологии в строительстве эффективного государства. В этой связи представляется актуальным создание в сети Интернет электронного прямого (непосредственного) контроля граждан, общественных организаций, СМИ в Российской Федерации – от Камчатского и Приморского краёв до Калининградской области в виде специального цифрового портала. Электронный общественный контроль – ресурс эффективного государства. Общероссийский портал может содержать цифровые ресурсы (текстовые, звуковые (аудио), графические, числовые, демонстрационные (видео) и др.) по контролю граждан и общественных организаций над деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления. Движущей силой в создании эффективного государства играет деятельность судов. Поэтому при запуске Всероссийского цифрового портала «Общественный контроль» следует открыть, прежде всего, электронное окно, посвящённое деятельности судов в Российской Федерации. К нему могут обращаться участники судебного разбирательства, адвокаты, ассоциации юристов, другие заинтересованные общественные союзы на федеральном, региональном и местном уровнях, которые имеют доказательные материалы по принятым неправосудным судебным решениям и приговорам, вступившим в силу. Востребованным также будет цифровое окно по давлению на предпринимателей и незаконному захвату собственности нечистоплотными чиновниками и сотрудниками правоохранительных органов. На электронной платформе значимым станет окно по организации легитимных выборов. Электронный контроль над деятельностью избирательных комиссий, иных участников выборного процесса повысит общественное доверие к институту выборов, будет способствовать широкому вовлечению граждан в избирательный процесс на федеральном, региональном и местном уровне. Актуальными также будут электронные окна по решению органами государственной власти и органами местного самоуправления проблем экологии, образования, медицинского обслуживания, ремонта дорог, строительства жилья. Смыл электронного общественного контроля. Цифровые технологии позволят гражданам Российской Федерации быстро и своевременно заявлять о нарушении закона, получать поддержку в том случае, когда их права и интересы нарушаются. При этом речь идёт не о какой-то абстрактной системе народного контроля над тем, что происходит в судах, правоохранительных органах, на выборах, в образовании, здравоохранении, экологии на уровне федерального центра, региона и местного самоуправления. Это будет дополнительная помощь руководителям соответствующих министерств и органов государственной власти, поскольку до них напрямую, непосредственно дойдут проблемы людей. Прямое электронное обращение к руководителям позволит миновать многочисленные фильтры подчинённых, которым, как правило, и направляются жалобы. Всероссийский электронный общественный контроль позволит россиянам сделать публичной информацию о нарушениях прав и свобод граждан и их интересов. А главное - добиться рассмотрения вопроса, по существу. Деятельность электронного общественного контроля, прежде всего, принудит государственных и муниципальных служащих ответственно, как следствие, компетентно исполнять свои обязанности. В частности, защитит предпринимателей от необоснованного давления и отъёма собственности, обеспечит соблюдение избирательных прав граждан, защитит население от загрязнения природы и окружающей среды и т.д. Общероссийский цифровой портал «Общественный контроль» явится инструментом, во-первых, сетевого объединения и взаимодействия граждан. Во-вторых, повышения их правовой и политической культуры, поскольку потребует соответствующих знаний как в процедурах прямого обращения в органы государственной власти и органы местного управления, так и в форме общественных проверок, мониторинга, экспертиз, обсуждений, опросов. В-третьих, организации конструктивного взаимодействия государства и общества, массовой подготовки общественных активистов по строительству правового государства и развития гражданского общества. В-четвёртых, поддержки и продвижения общественно значимых инициатив и проектов. В результате, Всероссийский электронный общественный контроль позволит, на мой взгляд, вовлечь россиян в процесс модернизации государства, экономики и общества. Признавая большую роль цифровых технологий в развитии общественного контроля над деятельностью судов, в проведении легитимных выборов, следует обратить внимание на их значение и в парламентской деятельности. Речь идёт о законотворческой практике, где электронный общественный контроль откроет новые горизонты для расширения прямой демократии, непосредственного, интерактивного участия граждан в принятии решений, формировании правовой базы от федерального до местного уровня. Таким образом, ключевыми характеристиками электронного общественного контроля являются участие граждан в политической и социальной жизни страны, прозрачность осуществления государственных функций, легитимность государственного управления. Предложения по созданию электронного общественного контроля в России. Принимая во внимание важность электронного общероссийского общественного контроля в строительстве эффективного государства, предлагаю государственным органам, инициативным гражданам и общественным союзам объединить усилия по его созданию. В этих целях сотрудникам и депутатам Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи необходимо разработать нормативную базу. Служащим Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, инициативным гражданам следует найти технологические решения для запуска механизма электронного общественного контроля. В свою очередь, правоохранительным институтам потребуется подготовить регламент работы с обращениями граждан и их объединений руководителям органов государственной власти, органов местного самоуправления, включая чёткие сроки их рассмотрения. Представляется, что финансовое обеспечение функционирования цифрового портала «Общественный контроль» могут взять на себя общественные объединения предпринимателей – РСПП и «Деловая Россия». Автор: А. Н. Аринин, доктор политических наук, академик РАЕН Внедрение механизма прозрачности в деятельность судов и правоохранительных органов 2020-06-29 08:47 Редакция ПО Суды выступают движущей силой создания правового государства, призванного обеспечить строгое соблюдение закона всеми участниками общественных отношений. По сути, судебная система – основа правового государства. Когда суды работают нормально, тогда соблюдать закон начинают все. Именно суды призваны защищать права и свободы человека. Суды – основа эффективного государства. Как раз судебная власть обеспечивает свободу предпринимательства, защиту частной собственности, недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, тем самым создаёт условия для развития рыночной экономики. Движущей силой рыночной экономики является добросовестная конкуренция, которая мотивирует бизнес увеличивать рост производительности труда посредством новой организации труда, внедрения высоких технологий. Беспристрастная, в соответствии с законом работа судей гарантирует свободу предпринимательства, не допускает экономической деятельности, направленной на монополизацию и нечестную конкуренцию. Это создаёт условия для полноценного функционирования рыночной экономики, стимулирующей граждан заниматься производительным трудом, обеспечивающим рост уровня жизни народа. Главной задачей судебной власти является сама деятельность судебных органов по осуществлению правосудия, которая является единственной и исключительной деятельностью этих органов. Судебная власть является и инструментом настройки деятельности работников правоохранительных органов тщательно исполнять свои обязанности по защите закона. Судебная власть не только реализует свои государственно-властные полномочия, играя роль инструмента обеспечения стабильности правового порядка в стране, но и оказывает большое влияние на формирование у граждан правосознания. Однако из-за безответственности отдельных судей, коррупции, зависимости от теневых групп влияния суды часто неудовлетворительно осуществляют правосудие. Это препятствует становлению правового государства, формированию благоприятных условий для подъёма экономики, роста уровня жизни народа, укрепления страны. Эффективность судов зависит от результативности общественного контроля. Создание эффективной судебной системы требует активного участия российских граждан в проведении своего контроля над деятельностью судов. В этой связи большое значение для создания и развития эффективного государства имеет внедрение в деятельность судов политико-правового механизма прозрачности, основой которого являются цифровые технологии. Именно они выступают действенными инструментами общественного контроля над деятельностью судов. Поскольку правящая элита из-за ограниченности своей численности без поддержки граждан, общественных союзов не способна осуществлять результативный контроль над деятельностью судебной власти. Постольку проведение общественного контроля над судебной властью посредством механизма прозрачности в форме мониторинга, обсуждения, проверки, экспертизы, опроса, во-первых, принудит судей добросовестно исполнять свои непосредственные обязанности. Во-вторых, поможет судейскому сообществу навести порядок в своих рядах – быть ответственными и компетентными, остерегаться взяток, проводить справедливые, объективные и беспристрастные судебные разбирательства. В результате, суд начнёт гарантировать соблюдение закона всеми без исключения. Так, защита частной собственности, обеспечение свободного использования россиянами своих способностей для предпринимательской деятельности, недопущение недобросовестной конкуренции, о чём говорилось выше, стимулирует подъём предпринимательства. Именно предпринимательская инициатива создаёт рабочие места, а значит, обеспечивает повышение зарплат и доходов миллионов россиян. И чем больше динамичных, сильных компаний, тем устойчивее будет экономический рост Российской Федерации. Как результат, в стране сформируется мощная экономика, обеспечивающая повышение уровня жизни народа, развитие образования, науки и здравоохранения, отвечающего современным вызовам, достойного развития культуры. Прозрачность как инструмент повышения качества деятельности судов. Чтобы работу судей поставить под действенный общественный контроль, необходимо в их деятельность ввести политико-правовой механизм прозрачности, основой которого являются цифровые технологии. Определённые инструменты механизма прозрачности содержатся в статьях 14-15 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ (далее – Закон). Однако на практике эти инструменты работают формально из-за того, что не создана система свободного доступа к ознакомлению с текстами судебных актов, за исключением участников судебного разбирательства. Поэтому гражданам, общественным организациям юристов, иным субъектам гражданского контроля сложно получить полную, объективную, своевременную и регулярную информацию по текстам судебных актов, которые по Закону (п. 1 ст. 15) должны быть размещены в сети Интернет после их принятия и текстов приговоров, каковые должны быть опубликованы после их вступления в силу. Могут возразить, что размещение на сайтах судов текстов судебных актов угрожает безопасности участников судебного разбирательства. На мой взгляд, эти опасения мнимые, поскольку Закон специально для этого установил в п. 3 ст. 15, что при размещении в сети интернет текстов судебных актов обеспечивается безопасность участников судебного процесса. Кроме того, в п. 4 ст. 15 Закона говорится, что при размещении в сети интернет текстов судебных актов, предусматривающих положения, которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, эти положения исключаются из текстов судебных актов. Наконец, в п. 5 ст. 15 Закон определил исчерпывающий перечень судебных текстов, вынесенных по делам, которые не подлежат размещению в сети интернет. Следовательно, нет оснований для закрытия гражданам, иным субъектам общественного контроля (кроме участников судебного разбирательства) доступа в сети интернет к текстам, принятых судебных актов и приговоров суда, вступивших в силу. Из-за ограниченного доступа к этой информации сегодня сложно организовать эффективный народный контроль над деятельностью судебной власти. Например, на сайте Верховного Суда Российской Федерации есть окно «Электронная справочная», в котором содержится раздел «Тексты судебных актов». В нём находятся сотни тысяч документов. Но, не зная номера, даты и вида документа, тип дела и инстанции нельзя ознакомиться с текстом судебного акта. Формально норма Закона соблюдена, но информация остаётся доступной только для узкого круга лиц - участников судебного разбирательства. Получается, что гражданам, общественным союзам юристов, общественным организациям адвокатов, иным субъектам общественного контроля из-за недоступности материалов дела очень сложно проанализировать содержание судебных актов. Этот недостаток относится и к другому разделу сайта – «Справочная информация по жалобам». В нём содержатся сведения по миллионам жалобам, которые касаются гражданских, административных, уголовных дел, а также экономических споров. Однако граждане, общественные юридические ассоциации, иные субъекты общественного контроля, не знающие заявителя и номера жалобы, не могут ознакомиться с этой информацией на сайте. Аналогичная ситуация в субъектах Российской Федерации. Всё это, конечно, ограничивает возможности общественного контроля над деятельностью судебной власти. Электронный общественный контроль над деятельностью судов. При создании Всероссийского цифрового портала «Общественный контроль», о котором речь шла в предыдущей статье, следует открыть электронное окно, посвящённое деятельности судов в Российской Федерации. К нему могут обращаться участники судебного разбирательства, адвокаты, ассоциации юристов, другие заинтересованные общественные организации на федеральном, региональном и местном уровнях, которые имеют доказательные материалы по принятым неправосудным судебным решениям и приговорам, вступившим в силу. Общероссийский электронный общественный контроль может использовать все законные средства, которые необходимы для отмены неправосудных решений судов, введения механизма ответственности в деятельность судебной власти. Деятельность Всероссийского цифрового портала «Общественный контроль» позволит заинтересованным гражданам обсудить проблему ограниченного доступа к текстам, принятых судебных решений и приговоров, вступивших в силу, размещённых на сайте Верховного Суда Российской Федерации, сайтах судов субъектов Российской Федерации. Результатом общественного обсуждения этой проблемы станет подготовка соответствующих поправок в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ, что улучшит дальнейшее внедрение электронных технологий в деятельность судов. Только ответственный, неподкупный, справедливый, равный для всех сторон, объективный и независимый от групп влияния суд создаст эффективное государство – главный инструмент правящей элиты в модернизации страны. Механизм прозрачности в деятельности правоохранительных органов. Важную роль в формировании эффективного государства играют Прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет, МВД России. Введение политико-правового механизма прозрачности и цифровых технологий в их деятельность поставит её под контроль и государства и общества. Это принудит прокуроров, следователей, полицейских обеспечивать соблюдение закона всеми без исключения. В дополнении к этому представляется интересным внести ряд поправок в федеральные законы: «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1, «Об Общественной Палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ, «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ и «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ. Первая поправка. «На сайтах общественных палат и уполномоченного по правам человека России и субъектов Российской Федерации публиковать все жалобы граждан в органы внутренних дел и прокуратуру по ненадлежащему исполнению сотрудниками полиции своих обязанностей. Руководство МВД и прокуратуры обязано отвечать на данные жалобы на этих же сайтах». Российские граждане должны видеть, кто пострадал, кто виноват и как виновный ответил за нарушение закона. Действуя в условиях прозрачности, прокуроры, следователи, полицейские будут вынуждены ответственно и компетентно решать свою главную задачу: обеспечивать соблюдение законов Российской Федерации, исполнять, охранять и защищать конституционные права и свободы граждан. Вторая поправка. «На сайтах общественных палат, уполномоченного по правам человека России и субъектов Российской Федерации организовать рубрику обращений и жалоб сотрудников органов внутренних дел на произвол начальников в системе МВД. Обязать руководство МВД и прокуратуру отвечать на данные жалобы на этих же сайтах».Такие жалобы откроют для российского народа нарушения в деятельности должностных лиц в органах внутренних дел и покажут, насколько добросовестно и профессионально они исполняют свои служебные обязанности. Третья поправка. «На сайтах общественных палат, уполномоченного по правам человека России и субъектов Российской Федерации публиковать данные народного контроля о деятельности дежурных частей ОВД и порядке содержания граждан в изоляторах временного содержания». Случаи унижения и издевательства над людьми при этом станут открытыми для должного реагирования прокуратуры и уполномоченного по правам человека. Заключение. Для эффективной работы судов, системы правоохранительных органов - прокуратуры, Следственного комитета и полиции необходима их легитимность - общественное доверие, поддержка и помощь народа. Российский народ поддержит их только в том случае, когда увидит в них защитников закона, прав и свобод граждан. А такими судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы станут только тогда, когда их деятельность будет открытой и прозрачной, как следствие, подконтрольной гражданам, общественным организациям – всему народу. Введение политико-правового механизма прозрачности в деятельность судей, прокуроров и сотрудников органов внутренних дел поможет сформировать систему ответственности в государственно-властных отношениях. Как следствие, судьи, прокуроры, следователи, полицейские начнут обеспечивать соблюдение закона всеми участниками общественных отношений – должностными лицами органов государственной власти и органов местного самоуправления, бизнесменами и обычными гражданами. А в России начнёт функционировать правовое государство. Автор: А. Н. Аринин, доктор политических наук, академик РАЕН Роль механизма ответственности в модернизации государства 2020-06-29 08:49 Редакция ПО Важная роль в создании эффективного государства принадлежит внедрению в государственно-властные отношения политико-правового механизма всеобщей и неукоснительной ответственности. Этот механизм состоит из ряда инструментов – внесения правовой нормы «о незаконном обогащении» в законодательство о противодействии коррупции; конфискации доходов и имущества, нажитых преступным путём; размещения полной и достоверной информации о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственных служащих; их проверки на полиграфе. Незаконное обогащение как правовой инструмент ответственности. Для реализации инструмента ответственности государственных служащих в Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ необходимо внести норму, не утверждённую Государственной Думой при ратификации Россией 17 февраля 2006 г. «Конвенции ООН против коррупции». Речь идёт о статье 20 «Незаконное обогащение» - значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать. Ратификация нормы «незаконного обогащения» и внедрение её в российское законодательство, безусловно, позволит значительно повысить ответственность должностных лиц и служащих в государственных органах власти и органах местного самоуправления. Конфискация имущества – действенный инструмент ответственности. Наиболее результативным инструментом ответственности является конфискация доходов и имущества, нажитых преступным путём. Под конфискацией понимается принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора имущества. В настоящее время эта норма закреплена в статье 104.1. Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно которой можно изъять в собственность государства только незаконные деньги, или то имущество, что куплено на них. Однако конфискация имущества, как свидетельствует правоприменительная практика 2010-2019 гг., осуществляется закрытым для общества образом. Чтобы избежать злоупотреблений, необходимо законодательно обеспечить открытое проведение конфискации имущества коррупционеров. Правящей элите пора начать жертвовать своими одиозными коррупционерами и расхитителями бюджета, сдавая их в руки правосудия. В настоящее время коррупция, как никогда раньше, препятствует развитию эффективной экономики, поскольку она подрывает добросовестную конкуренцию, разрушает правосудие, которое не способно защитить частную собственность, свободу предпринимательства. Коррупция ведёт к потерям бюджета, рождает некомпетентность, рушит право и государственные институты власти. Полиграф как инструмент ответственности. Существенную роль в работе механизма ответственности в государственно-властных отношениях может сыграть использование такого инструмента, как полиграф (детектор лжи). Практическая польза от применения полиграфа в органах государственной власти и органах местного самоуправления очевидна, так как он способен выявлять коррумпированных служащих, пресекать разворовывание государственного бюджета и так называемые «откаты», минимизировать риски, связанные с незаконными действиями недобросовестных чиновников. Применяя полиграф при отборе кадров, уже на начальном этапе можно отсеять тех, кто совершал ранее какие-либо преступления (в том числе, не выявленные правоохранительными органами), имеет порочные наклонности (алкоголь, наркотики, морально-нравственная распущенность, азартные игры) или тех, кто на предыдущих местах работы использовал своё служебное положение для личного обогащения. В настоящее время в России отсутствует правовое обеспечение использования полиграфа в органах государственной власти и органах местного самоуправления. В этой связи, представляется актуальным установление в российском законодательстве норм, касающихся использование полиграфа как одного из инструментов укрепления ответственности государственных служащих. Механизм ответственности в судах и правоохранительных органах. В создании эффективного государства принципиальное значение имеет внедрение механизма ответственности в деятельность судей, прокуроров, сотрудников полиции, Следственного комитета и Российской гвардии. В самом деле, чего можно ждать от безответственного судьи, не требующего ни верного правосознания от себя самого, ни объективности в изучении факта, ни точного знания закона? «Такой судья, - писал И. А. Ильин в 1950-е годы, - не ведающий ни предстояния, ни призвания, ни желания осуществить «наилучше наилучшее», создаст режим произвола, коррупции и кумовства». Действенным инструментом механизма ответственности является, как говорилось выше, конфискация имущества. Однако принудительное безвозмездное изъятие и обращение в доход государства имущества, полученного в результате совершения преступлений судьями, прокурорами, следователями и полицейскими осуществляется редко. В этой связи правящей элите необходимо начать решительно жертвовать коррумпированными судьями, прокурорами, сотрудниками Следственного комитета, МВД и Российской гвардии. Одним из инструментов, составляющих механизма ответственности, является размещение полной и достоверной информации о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера судей, прокуроров, руководящих сотрудников МВД, Следственного комитета, Российской гвардии, а также членов их семей на официальных сайтах данных органов. В настоящее время из-за отсутствия всеобщей, регулярной проверки достоверности, представленных сведений, данный механизм не работает должным образом. В целях повышения ответственности в деятельности судей представляется целесообразным отмена норм, позволяющих судьям выносить субъективные решения, следуя так называемым «личным убеждениям» и тому подобными положениями. Следует руководствоваться только статьями действующего законодательства с обязательным детальным законодательно-правовым обоснованием выносимых ими решений, чтобы сразу становились видны их некомпетентность или коррупционный интерес. Разумеется, следует совершенствовать законодательство, имеющее нормы двойного толкования, которые открывают коррупционные возможности для недобросовестных судей. Результативным инструментом повышения ответственности судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета и полиции может быть полиграф. Процедура проверки на детекторе лжи должна стать обязательной для любого судьи, прокурора, следователя и сотрудника полиции, начиная от проверки студентов юридических вузов и курсантов вузов МВД, рядовых, и заканчивая старшими офицерами. В настоящее время процедура обследования сотрудников органов внутренних дел на полиграфе проводится выборочно и не имеет правового закрепления. Судьи, прокуроры и сотрудники Следственного комитета практически не проходят такую проверку. В этой связи, проверка на детекторе лжи (полиграфе) на предмет нарушения закона и коррупции должна стать обязательной для всех судей, прокуроров, следователей и всего личного состава МВД, проводиться регулярно, записываться на видео и храниться в архиве постоянно. Итак, совершенствование деятельности судов, прокуратуры и полиции посредством внедрения в их работу механизма ответственности мотивирует их обеспечивать соблюдение закона всеми участниками общественных отношений, что приведёт к созданию эффективного государства – главного инструмента правящей элиты в проведении модернизации России. Подводя итоги В настоящее время перед российской правящей элитой и гражданским обществом стоит неотложная задача модернизации страны. Её решение начнётся с институциональных реформ - создания эффективного государства посредством политико-правовых механизмов прозрачности и ответственности, цифровых технологий. Именно эффективное государство является движущей силой перехода Российской Федерации на качественно новый путь развития, основанного на мотивации россиян к производительному труду, их ответственном отношении за свободный выбор своего жизненного пути, полной реализации их способностей благодаря неукоснительному соблюдению закона всеми без исключения. Следствием изменения менталитета людей станет создание и развитие высокопроизводительной экономики, обеспечивающей достойный уровень жизни российского народа, достижение качественного образования и здравоохранения, развитие науки и культуры, строительство сильных вооружённых сил. В итоге, на мировой арене Россия будет проявлять ещё больше решимости в отстаивании своих национальных интересов, культурной самобытности, традиционных ценностей. Выступая гарантом мира, Россия получит доверие мирового сообщества. Без участия или согласия нашей страны не будут приниматься никакие важные международные решения. Автор: А. Н. Аринин, доктор политических наук, академик РАЕН «Альтернативы нашей интеграции нет» 2020-06-29 08:50 Редакция ПО Портал RUSSKIE.ORG публикацию текст выступления кандидата исторических наук, доцента РГГУ, эксперта Российского совета по международным делам Александра Владимировича Гущина на круглом столе «Мир после коронавируса – Евразийская повестка 2030», состоявшегося в рамках Международного проекта в сфере публичной дипломатии «Точки роста», который реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Безусловно «коронакризис» является маркером. Не столько причиной, сколько маркером тех изменений, которые сегодня происходят на евразийском пространстве, да и вообще в мире. Потому что мы говорили и в прошлом году, что экономический кризис, так или иначе, грядет, и он будет сильно отличаться от того кризиса, который был в 2008-ом году, и от его последствий. Но он, как всегда, наступил для многих неожиданно. Несмотря на то, что к нему готовились. Тем не менее те проблемы, о которых мы сегодня говорим применительно к евразийскому пространству и к нашему видению евразийского пространства, в них по сути ничего нового нет. И «коронакризис» где-то, в каких-то моментах, это подсветил, выступил катализатором нашей мысли. Но системно, по-моему, ничего не изменилось. Если мы говорим о прогнозе, отвечая на вопрос, относительно того, готовы ли элиты евразийского пространства к технологическому прорыву, то, на мой взгляд, пока не готовы. Четыре пространства, которые являются стратегической целью несмотря на некоторый прогресс, не просто до сих пор не построены, но в полном смысле слова не построено ни одно их них. Самые крупные страны союза завязаны на экспорт минерального сырья, за последние годы есть лишь косметические и ситуативные изменения с точки зрения структуры экономики стран ЕАЭС, прежде всего, это касается Казахстана и России, в то время как Беларусь имеет все более диверсифицированный экспорт. Большой урон по процессу евразйиской экономической и социальной интеграции в этом контексте был нанесен выпадением из него Украины с ее большим на момент 2012-2013 гг. промышленным потенциалом. Прирост ВВП стран ЕАЭС сегодня очень невысок около 1% по итогам 2019 г. - лидеры при этом Армения и Кыргызстан, в то время как локомотивы интеграции отстают и от них. Численность населения также сокращается, только в Казахстане и Кыргызстане идет рост и превышение показателей по сравнению с показателями накануне распада СССР. Проблемой ЕАЭС сегодня также является крен экономики участников союза в сторону внешних рынков, прежде всего Китая и ЕС, а также очевидная нехватка капиталовложений, которая диктует все большую важность развития и функционирования фондов стратегического развития интеграции. В условиях, когда ресурсы Евразйиского банка довольно ограничены, остро ощущается нехватка инвестиций. При девальвации определенный эффект замещения был за счет российского рынка, но видно, что внутриотраслевая торговля не достигает высоких показателей, что обуславливает доминирование инерционного сценария развития евразийской интеграции. В период с 2015 по 2019 год торговля товарами внутри ЕАЭС увеличилась. Более того, в 2018 году ЕАЭС получил современный таможенный кодекс. Однако эти относительные успехи были нивелированы сохраняющимися изъятиями и продолжающимися торговыми спорами между государствами-членами, нетарифными ограничениями, а также односторонними контрсанкциями. К сожалению, прежде всего именно динамика мировых цен влияет на рост внутренней торговли, а вовсе не эффект ЕАЭС,. По экспорту и импорту товаров для России лидирует ЕС, а ЕАЭС занимает не более 5-6%. Таким образом, одной из ключевых проблем союза является – низкая социально-экономическая связанность его членов, при наблюдаемом ощутимом превалировании в торговле стран ЕАЭС внерегиональных акторов, таких как ЕС и КНР. В глобальном плане проблемы ЕАЭС заключаются в различном видении союза его членами будущего самого союза, что в частности отчетливо проявилось в позиции относительно перспектив и алгоритмов создания единого рынка нефти и газ, что вылилось в серьезную дискуссию в ходе недавнего заседания Высшего совета ЕАЭС и общее охлаждение российско-белорусских отношений. Совокупная доля ЕАЭС в мировом ВВП сегодня очень мала и составляет примерно 2,5%. С одной стороны это указывает на то, о чем говорят исследователи либерального направления – на то, что альтернативным полюсом с такими показателям в условиях формирования в мире новой биполярной экономической и военно-политической структуры не стать. Однако, это вовсе не означает, что цель создания ЕАЭС в том, чтобы сугубо повышать конкурентоспособность на внешних рынках, тем более в условиях стратегически ассиметричности интересов ЕС и ЕАЭС и того, что никаких особо конкурентных преимуществ при гипотетическом и маловероятном равноправном партнерстве и соглашении с ЕС не будет, а в том, чтобы в новых условиях мировой конъюнктуры наращивать товарооборот, уметь насыщать свой рынок, создавать и развивать промышленную кооперацию внутри союза. Безусловно, сегодня надо признать, что постсоветская Евразия находится на периферии трансформационных глобальных тенденций. Прежний особый характер социально-экономической модели региона практически размывается. Возрастает риск разрыва его между конкурируюшими центрами экономического и политического влияния. Конечно, некоторые элементы качественного развития интеграции могут быть обеспечены и через, и без углубления интеграции, но стратегически в условиях предпосылок новой биполярности и все большего превращения евразйиского пространства в пространство конкуренции этого мало. Пока же приходится констатировать, что в ЕАЭС пока нет парадигмы будущего на основе общей промышленной политики, отсутствует долгий горизонт планирования, и это во многом проблема элит стран членов союза. Трудно с уверенностью сказать о том, что они будут готовы к той интеграции, о которой говорили мои коллеги. Трудно с уверенностью сказать, что это будет быстро реализовано. Совершенно ясно, что та сырьевая модель развития, которая сегодня господствует на евразийском пространстве (в том числе я имею в виду и Россию, и Казахстан, конечно, как членов ЕАЭС), она имеет очень серьезные ограничения. Если мы говорим о действительно полноценной интеграции и выходе интеграции на новый уровень, на уровень нового технологического плана. Первое, что нужно делать, это, конечно, упор на производственное развитие, на создание внутрирегиональных циклов и цепочек добавленной стоимости, о чем Петр Сергеевич говорил. И понятно, что это будет встречать, безусловно, противоречие со стороны ядра (ядерного элемента мирового). Но, тем не менее, альтернативы здесь нет. Можно это называть по-разному: реиндустриализацией или новой индустриализацией и так далее. Но без этого мы, конечно, нашу евразийскую интеграцию не перезапустим. Она будет, так сказать, в вялотекущем режиме существовать какое-то еще время. Постоянно, кстати говоря, постоянно и политическим рискам тоже. Второй вопрос – это, конечно, вопрос социальный. Здесь я согласен с тем, что сказал господин Евстафьев, но я бы, конечно, так не отрывал социальное от экономического. Потому что в конце господин Евстафьев тоже сказал, что, собственно, в новом экономическом проектировании и есть залог развития Евразийского Союза. То есть социальное и экономическое здесь идут бок о бок. И те же комсомольские стройки, и те же университетские программы, которые были в советское время. Они же имели большое экономическое значение. Они же были не оторваны от реальности и были, зачастую, не для того, чтобы кого-то где-то занять ради формы. Они реально помогали экономическому развитию. А образование было ориентировано на ту структуру рынка труда, которая была тогда. Поэтому для меня вот здесь есть параллель. Хотя согласен, безусловно, с тем, что социальная составляющая очень важна. И мы это видим на примере тех же Соединенных Штатов сегодня, какие процессы происходят. Потому что в корне их лежат не только, так сказать, расовые противоречия, которые многие десятилетия уже были, но и социальные проблемы, проблемы неравенства. И проблема неравенства, помимо производственности и реиндустриализации, является очень серьезной, важной для евразийского пространства. Поэтому второй момент, помимо новой производственной политики, создания региональных цепочек, это стремление к преодолению неравенства. Соответственно, нужно менять в определенной степени и экономическую модель развития вообще, как развития всего Союза, так и отдельных национальных государств внутри Союза. Потому что, в конечном итоге, развитие нашей интеграционной группировки, безусловно, так или иначе, связано с развитием наших национальных экономик. Если говорить о более конкретных вещах, то это, конечно, решение вопроса, связанное с нетарифными ограничениями. Это попытка создания (уже надо было давно это сделать) единого сельскохозяйственного рынка. Это, конечно же, развитие перерабатывающих отраслей, обрабатывающей промышленности, транспортной инфраструктуры. Потому что правильно сказали о том, а как будет выглядеть транспортная инфраструктура, для чего эти дороги… Да это же не просто дорога, вдоль дороги надо выстраивать целую систему инфраструктурных проектов. Тогда это действительно будет серьезная транспортная инфраструктура, которая будет выполнять не просто смысл перегона транзита, а носить смысл, безусловно, и внутреннего развития. Еще это вопрос технических регламентов. То, что касается молодежи. Являясь представителем сферы образования, я наблюдаю, что молодежь мало знает, честно говоря, о нашем союзе вообще. Даже студенты-международники четвертого-пятого курсов, которые напрямую не занимаются евразийским пространством, Евразийским Союзом, у нас, по крайней мере, затрудняются с ответом на вопрос о том, что такое современная евразийская интеграция. Да слышали, да интеграционная группировка, но реального осознания, что это, к сожалению, нет. И здесь мы вплотную подходим к вопросу гуманитарной интеграции. А дальше это вопросы идентичности, о чем вот коллеги и господин Дермант много и очень хорошо пишет об этом. Потому что мы видим, что пока, к сожалению, элиты многих стран не готовы к решению вопросов, связанных с гуманитарной интеграцией. И последнее выступление президента Казахстана отчасти тоже свидетельствовало об этом. В целом, говоря о собственном видение проблемы развития нашей интеграции, я бы определил ее так. Первое – это производственная кооперация развития обрабатывающих отраслей и выход на новый технологический уклад. Поэтому нужна консолидация и общее понимание элиты того, как это решать. Это создание единых рынков, это создание внутрирегиональных цепочек добавленной стоимости. Это выход на полноценную гуманитарную интеграцию в нашем Евразийском союзе. Конечно, современные процессы, которые происходят в мире, во многом могут нам в чем-то и помочь. То, что, на первый взгляд, мы видим серьезную деструкцию в США. И неизвестно, как это будет развиваться. Мы видим, что надежды на институты, о которых мы часто говорили, применительно к США, что институты выправят многое, любой кризис – это уже, на самом деле, не настолько однозначно, и неоднозначность этого, так скажем, увеличивается. Поэтому в условиях, когда кризис переходит из периферии в ядро мирсистемы – на Запад, альтернативы нашей интеграции нет. И понимать будущее нашей страны только сугубо в меркантилистском национальном ключе, что мы замыкаемся в национальных рамках, а не в ключе регионализации, было бы, мне кажется, очень серьезной ошибкой. По-моему, как стоял вопрос о создании межрегиональной группировки, эффективной для России, и через это транслирование своего мирового значения в разных смыслах этого слова, так и стоит. И, собственно, «коронакризис» сегодня только подтвердил это. К сожалению, пока в рамках Евразийского Союза даже на техническом уровне борьбы с эпидемией мы пока не смогли быстро сформировать общий поведенческий вектор. Чем скорее мы это научимся делать, тем лучше будет для нас. И от этого зависит, в том числе, наше национальное развитие. Для реализации задач евразийской интеграции на современном этапе нужно формирование нового союзного мышления. Россия в состоянии обеспечить развитие евразийской интеграции и укрепление своей позиции регионального лидера посредством создания стимулов для своих союзников как в области безопасности, сохраняя свое значение как ее гаранта, так и в области экономики. Для этого важно трансформировать свою экономическую систему и экономическую политику в сторону суверенизации и построения смешанной экономики, на основе принципов многоукладности, расширения государственного кредитования промышленности, развития потенциала внутренних инвестиций, стимулирования развития высокотехнологичных производств и внутрирегиональных цепочек добавленной стоимости, союзного импортозамещения и согласованного выхода на рынки третьих стран. При этом важно приоритетное внимание к таким сферам как цифровизация и развитие возобновляемых источников энергии, которые давно следует перестать воспринимать не как вызов для ТЭК, а начать воспринимать как широкое поле потенциальных возможностей. Все это может стать шагами к созданию своего варианта интегрального, синтетического социально-экономического строя с усилением элементов национального и союзного стратегического планирования, который позволит не просто обеспечить укрепление региональной интеграции и обеспечить интенсификацию социокультурного взаимодействия, но и даст возможность не опоздать к моменту перехода на новый технологический уклад и не оказаться в качестве сырьевой периферии в процессе нового витка НТР и структурной технологической перестройки, происходящей в современном мире. Источник: http://russkie.org/articles/alternativy-nashey-integratsii-net/ Августин Аврелий 2020-06-29 08:52 Редакция ПО Августин Аврелий Ни вина не чурался, ни женщин, золотишко в карманы текло… Кто назвал Августина блаженным? Он сперва был разумен зело!
Фома Аквинский «Сумму теологии» намедни пролистал Создатель мироздания и одобрил в целом аргументы в пользу Своего существования.
Оккам Эй, осторожнее! Бритва Оккама – это, философы, вам не «Жилет»! Если сказать откровенно и прямо, хуже ее для философов нет.
Галилей Шалун был Галилей! С Пизанской башни на головы схоластам ядра сбрасывал, а на суде гнусавил с видом важным: «Эх, темнота! Я ж опыты показывал!»
Ньютон «Нашел!» – в корыте Архимед вскричал, внезапным озарением счастливый. Что Ньютон, шишку потерев, сказал, о том историки молчат стыдливо…
Френсис Бэкон Презренные ханжи! Достаточно прах беспокоить дорогой! Он незадачливый был взято зато философ неплохой!
Локк Его философия проще, чем кажется. Допустим, мы видим мадам симпатичную: ее нежный голос – вторичное качество, а шестипудовые формы – первичное.
Ламетри «Человек – машина! В этом трюк!» – он кричал, сограждан эпатируя, а потом… из строя вышел вдруг. В Судный день Господь отремонтирует.
Юм С агностиками спорить не берусь я, они посмотрят на меня с презрением, им трудно опуститься до дискуссий с плодами своего воображения. Как Иван – царский сын зуб драконий добыл 2020-06-29 08:55 Редакция ПО Как Иван – царский сын зуб драконий добыл В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь Пантелей. Царствовал он исправно, но жадно. Пока был молод и горяч, во всех войнах-боях сражался, земли заморские захватывал. Золота-серебра да каменьев драгоценных собрал со всего белого света. Да только уму-разуму он так и не обучился. И от этого ему житья не было, все мечтал он о грамоте-мудрости, искал ее во всех городах-странах, да так и не нашел. Долго ли, коротко ли царствовал Пантелей, но пришла пора ему состариться. Стал он слаб, волос в бороде поседел, ему бы уже смириться, теплому ветерочку да ясну солнышку радоваться, но печаль Пантелея не отпускает да слезу горькую из глаз выбивает. И было у него три сына: старший - Семен, ленивый, будто медведь по зиме, средний - Антон, трусливый, словно лист по ветру, и младший – Иван, пригожий, ладный, да братьями старшими за это нелюбимый. Позвал как-то царь сыновей своих и молвит: «Сыны мои верные, молодцы храбрые, собрал я вас по делу важному. Услышал я ночью, как птицы заморские в клетках моих золотых разговоры вели, что за лесами дремучими, болотами топкими, реками бурными стоят горы крутые-гранитные. Высоки они, что зверю не забраться, птице не долететь до вершины снежной. Там живет дракон ужасный. А во рту драконьем зуб волшебный – мудрости. Кто дракона одолеет, зуб из пасти огнедышащей вырвет да носить при себе будет, тот самым умным на земле станет, самым справедливым и мудрым. Идите и достаньте мне этот зуб драконий. А кто первым справится, тот и царствовать после меня станет». Решено было поутру отправляться в путь-дорогу. С вечера стали собираться: наточили мечи стальные, сложили еды да питья, выбрали лучших коней своих и легли спать. Да только раньше этого задумали старший и средний братья обмануть Ивана: «Негоже Ваньке царем быть, уйдем, как он заснет». Сказано-сделано. Дождались, пока Иван заснул богатырским сном, сели на коней и помчались прочь от царских покоев. Ехали они днями светлыми, ночами темными, дождями лютыми, ветрами буйными, пока не встал пред ними лес дремучий. Кони копытом бьют - не слушаются, не хотят в лес заходить. Слезли братья с коней, привязали их к дубам вековым, а сами пешим путь продолжили. Идут они час, два, день, а лес все гуще и гуще, все мечи затупили о ветви колючие да плющи ползучие, всю еду съели да питье выпили, силы потеряли да одежду разорвали. «Все, Семен» - говорит средний брат, трусливый Антон, - «не пойду я дальше, боязно мне! И царство отцовское мне не нужно, коли в пути могу сгинуть. Пойду в город жить-поживать, прощай!» Обнялся с братом и назад пошел. Да только далеко не ушел, заблудился в чаще лесной и в болоте вязком утоп. Потужил Семен, что одному путь держать, да делать нечего, пошел дальше. Долго ли, коротко ли шел, вдруг видит - избушка ветхая стоит, а из трубы дым валит. Обрадовался Семен, к дому поспешил, в дверь невысокую вошел. А в доме том столы накрыты скатертями белыми, на столах еда и вина разные, а на лавке красавица-хозяюшка сидит да пряжу прядет, песню дивным голосом напевает. Приглянулась она Семену, что ни взгляда отвести, ни слова вымолвить. Заговорила она царевича речами сладкими, чарами колдовскими, остаться с ней просит: «Зачем тебе, Семенушка, мечом зря махать, силу богатырскую на дракона тратить? Ты - старший брат, тебе и царствовать, будем тут жить-здравствовать, пока царя-батюшки не станет на свете белом. А дракона того все равно никому не одолеть». Молвил ей в ответ ленивый Семен: «И то верно!». И остался жить с молодою женой в лесной избушке. А тем временем Иван, младший сын, не найдя дома братьев старших и отправившись в путь нелегкий в одиночку, был далеко от дома родительского. Скакал на лихом коне своем он ровно три дня и три ночи, плыл через реки буйные, пробирался чрез чащи лесные да болота топкие, но с братьями родными так и не повстречался. Все одолел - не испугался. Звери лесные да птицы небесные грибами-ягодами в дороге помогали, рыбы речные да трава-тина из воды бурлящей выталкивали, ветер прохладой обдувал, а солнце теплом согревало. Все было мило Ивану и любо, поэтому и помощь была для него отовсюду. И, наконец, пред Иваном выросли горы высокие, крутые-гранитные. «Знать, тут и живет дракон ужасный!». Полез царевич на стену каменную, да не тут-то было. Как по льду гладкому, вниз катится. И мечом рубил он камень гладкий, и руками ломал – нет пути на вершину горную. Тут под самыми ногами Ивана показался маленький росток плюща ползучего. Говорит он царевичу: «За то, что не рубил мои корни да стебли дорогой трудной, не губил деревьев да зверей лесных, я тебе помогу. Держись, Иван, за меня крепче!» И пополз плющ зеленый прям до самой вершины снежной. Мигом домчал Ивана на вершину желанную. А там дракон его поджидает, да когти острые точит - знать, услышал разговор молодца с кустом ползучим. Говорит Иван: «Отдавай, чудище, подобру зуб свой мудрости, не хочу с тобой биться!» А дракон не слышит речей его, уже когти выпустил, да со всей силы в спину могучую Ванину вонзился. Повалил царевича на земь холодную, все в пропасть скинуть пытается. Вывернулся Иван, мечом богатырским пообрубал когти драконьи. Опять кричит дракону: «Отдавай зуб свой, не уйду без него!» А дракон чешуйчатый уже крылья стальные выпустил, забить Ваню пытается, к краю скалы сметает. Рубанул молодец по крылам драконьим раз, другой, третий – остался дракон и без крыльев. «Отдавай, дракон, зуб, а не то не сносить тебе головы!» А дракон уже огнем из пасти кидает, снежные вершины чернит. Бился с ним Иван долго, от огненных стрел укрывался умело, вскочил на спину чудищу да и срубил голову огнедышащему. Победил дракона ужасного и зуб мудрости вырвал по наказу отцовскому. С тех пор прошло очень много лет, и царя того уже нет и царевичей его, и царства этого. Но слышала я, что тот зуб, что достал Иван, сделал мудрым-разумным весь народ на белом свете. Да и сейчас, говорят, - каждому, кто знает грамоту и мудр в делах и поступках своих, зуб такой дается природою в награду и зовется зубом мудрости. Маленкова Елизавета, 9-б
*** Если бы мне когда-нибудь удалось попасть в чудную страну, то она точно была бы похожа на сказку, где неживое оживает, где всегда звучит радостный смех, где ее жители играют в интересные игры и поют добрые песни, где все вежливы друг к другу, где сильные не обижают слабых. Я закрыла глаза и представила себе эту страну. Вот подошел к остановке улыбчивый автобус и подмигнул стоявшим на ней пассажирам: «Садитесь! Я вас прокачу!». А немного дальше, удаляясь в сторону леса, пробежала по рельсам быстрая электричка. А на ней спортивная форма и кеды. Наверное, она тренируется, желая обогнать ветер. Но он в этой стране – чемпион, ведь ещё никому не удавалось бежать быстрее ветра! Из подъезда большого кирпичного дома важно вышел компьютер в очках, кутаясь в пушистый шарф. Он вывел на прогулку своего питомца – маленькую ручную мышку. Доброе солнышко, смеясь, стало играть с ними в прятки, но ученому компьютеру совсем не до игры – он вчера подхватил какой-то вирус. А вообще он добрый, с ним приятно и полезно проводить время, ведь он так много знает! В этой стране каждый день происходит много интересного. Например, здесь картины сами себя пишут, и совсем не акварелью, а маслом. Сливочным! А хрупкая скрипка, давая концерт, так старается и тихо плачет от счастья, что может всем дарить свою нежную музыку! Здесь деревья шепотом передают друг другу секреты, ягоды краснеют от смущения, а тёплый дождик звенит в маленькие колокольчики, ударяясь о землю. И только один медный чайник пыхтит и закипает от возмущения, что его забыли убрать с плиты. Вот такую страну я себе представила. И она мне очень понравилась! Маленкова Елизавета, 9-б
*** Я очень люблю книги. С самого детства мама и папа читали мне на ночь сказки, учили со мной буквы и слоги, когда мне самой захотелось научиться читать, и сколько я себя помню, я всегда видела взрослых в моей семье с книгой в руках. Об одной из таких книг я хотела бы рассказать, потому что именно к ней я всегда возвращаюсь, когда мне грустно или я в хорошем настроении, когда болею или когда у меня есть свободное время. Однажды родители начали мне читать перед сном сказочную книгу Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали», в которой рассказывается о невероятных приключениях брата и сестры и профессора Енотова в мире насекомых. Я даже назвала бы ее настоящей энциклопедией энтомолога, где автор, описывая мир насекомых, рассказывает все на легком и понятном языке совсем непростые вещи! Однажды ребята из любопытства выпили уменьшающую жидкость в кабинете профессора, даже не догадываясь, к чему приведет их эта беспечность. Благодаря приключениям, случившимися с ними, я смогла узнать много нового об известных мне насекомых, и познакомиться с такими, о которых раньше даже не слышала, хотя в книге описывается лишь крошечный кусочек соседнего с нами мира! Каждый раз, перечитывая эту книгу, я еще раз убеждаюсь, что нет такого насекомого или цветка, который бы рос без всякого смысла, что мир под названием «Природа» крепко связан с нашей жизнью! Книга настолько впечатлила меня, что я начала искать в энциклопедиях и в Интернете интересную информацию о жизни насекомых и просить родителей покупать мне книги про них. Пусть кому-то эта книга и покажется детской, но для меня она будет интересна в любом возрасте! Маленкова Елизавета, 9-б Паин Э.А., Федюнин С.Ю. - "Нация и демократия: перспективы управления культурным разнообразием" 2020-06-29 08:56 Редакция ПО На протяжении всего XX и в начале XXI в. происходило тестирование идеи нации. Неоднократно ставился вопрос: нужна ли нация ныне? Многие интеллектуалы провозгласили наступление «постнационального мира», а национальную организацию общества — окончательно устаревшим принципом. Не соглашаясь с этой позицией, авторы настоящей книги подчёркивают, что синтез либерализма и демократии невозможен без связующего их звена — гражданской нации. Последняя понимается как согражданство и воплощение принципа народного суверенитета, т.е. как общество, овладевшее государством для реализации общественных и в этом смысле национальных интересов. Сегодня мы видим, что в раздробленных по этническому и племенному признаку странах Азии и Африки демократия не приживается. В России, где становление политической нации осложняется воспроизводством имперского синдрома, а национальное единство имитируется, демократические институты весьма неустойчивы и фрагментарны. В странах Евросоюза и США проявившийся на рубеже тысячелетий кризис национально-гражданской идентичности («восстание элит» и «популизм масс») тесно связан с эрозией демократических принципов, усиливающей политические позиции неопопулистов. Авторы предлагают сравнительный анализ особенностей национально-политических тенденций в России и Европе перед лицом общих вызовов, прежде всего роста культурного разнообразия и миграции. Книга может представлять интерес как для учёных в области социальных наук и лиц, принимающих решения, так и для широкой публики Цитата 2020-06-29 08:58 Редакция ПО «Если думать о большом, пока занимаешься малым, все мелочи будут двигаться в нужном направлении»
|
В избранное | ||