Жил да был умный шотландец по имени Том Уолкингшоу, и добивался он успеха
во многих видах
автоспорта, пока не заявился во владения Формулы 1. Он обнаружил, что здесь
все устроено
по-другому. Он работал с двумя командами, и не смог захватить власть ни в
одной из них. Наконец
он получил свою собственную команду и перестроил еe: в соответствии со
своим здравым смыслом.
Команда провалилась. Было это в 1997 году.
Два последующих сезона Arrows боролся за выживание - и борьба была непростой.
Но вот теперь, словно по волшебству, новый болид команды обгоняет
машины McLaren, Jaguar и
Benetton. Это подозрительно.
Я не против успеха команды Arrows - пора бы уже ей добиться чего-нибудь
после 23 лет бесплодных
попыток. И не вопрос, что Майк Куглан (Mike Coughlan) и Эгбал Хамиди
(Egbahl Hamidy) толковые
инженеры, и с ними работают еще много хороших людей. Возможно даже, что
Renault Sport умудрился
выжать дополнительную мощность из старого двигателя Supertec V10. Но когда
улучшение времени
круга даже на одну десятую секунды в Формуле 1 считается большим достижением,
очень трудно
поверить, что Arrows, в условиях явной нехватки денег, смог добиться в
десять раз большего.
К огорчению Уолкингшоу, практически никто в Формуле 1 не верит в достоверность
тестовых
результатов. Рассчитано, что современная машина Ф1 может пройти круг быстрее
на три десятых
секунды при уменьшении ее веса на 10 кг. Все болиды в Ф1 строятся с учетом
весовых ограничений.
Если инженеры команды не могут добиться такого улучшения, они просто тратят
свое время. Хороший
результат в квалификации всегда важен. Для этого в машине всегда есть балласт,
перемещением
которого можно добиться улучшения управляемости.
Итак, остается только убрать этот самый балласт, слить лишнее топливо,
поставить резину помягче
и машина покажет хороший результат. Большинство "больших" команд не утруждают
себя этим,
поскольку гораздо больше полезной информации можно получить при езде с
50 литрами топлива.
Опасноть заключается в том, что такими уловками вводишь в заблуждение своего
спонсора. В
деловом мире команда может получить плохую репутацию. Хорошее имя создается
очень долго, а
теряется гораздо быстрее. И если волшебство ни при чем, то только сильно
отчаявшаяся команда
пойдет на такие уловки. Она рискует своей репутацией и рискует вызвать
недовольство других
команд, ибо никто не хочет потери доверия к своему спорту.
Приходится признать, что неожиданная прибавка в скорости Arrows-Supertec
A21 была бы очень
полезна для команды в условиях борьбы за бюджет 2000 года. Если нет результатов
- нет денег, а
если нет денег - то нет результатов. И команда бьется в этом заколдованном
круге, пока еe:
владельцы распродают акции или создают огромный долг, и в итоге теряют свой бизнес.
В настоящее время в этом положении находится Arrows. В прошлом году нужно
было ужержаться. В
начале сезона они старались получить очки на старой надежной машине - если
помните, А 20
создавался в 1998 году. В Мельбурне де ла Роза добился этого, заняв шестое
место. С этого
момента команда экономила деньги. Проводилось минимальное количество тестов,
и результатов
добиться не удавалось.
Команда признает отсутствие титульного спонсора, и независимо от официальных версий,
ясно, что
оба и де ла Роза и Йос Верстаппен платят за место в команде (хотя для
платных пилотов они весьма
хороши). Около 7.5 млн. долларов платит Repsol YPF за Педро де ла Розу,
и где-то столько же за
Верстаппена платит United Pan-European Communications, сделка с которым
еще не объявлена. Этих
15 млн. с деньгами за ТВ от Берни Экклстоуна (предположительно 12 млн.)
едва-едва хватает на
оплату двигателей Supertec, не говоря уже об остальных счетах.
Еще больше тревожит команду присутствие некой, пока скрытой, группы корпоративных
инвесторов,
которые охотятся за мелкой рыбешкой в Ф1. Для захвата легчайшей добычей явно выгдлядит
именно
Arrows. В ноябре эта же группа покушалась на Minardi, причем настолько успешно, что
заставила
Telefonica выкупить команду еще до разработки стратегии развития в Ф1 Spanish telecommunications.
Об этой группе известно только, что еe: представляет Руперт Манворинг (Rupert Manwaring),
бывший
директор команд Tyrrell и Honda. Он молчит.
Но собирая воедино многочисленные слухи, понятно, что у этой группы достаточно средств
для
управления командой, развития и есть 40 млн. долларов для выкупа контрольного пакета
акций
Arrows. Им нужен полный контроль команды, а не какая-либо сделка с Уолкингшоу. Известно,
что в
группу входят по крайней мере две европейские компании - одна занимается средствами
массовой
информации, а вторая - современными технологиями. Точно не с ними спонсор Верстаппена
UPC.
Легко выкупить часть команды, но контрольный пакет - другое дело. В декабре партнер
Уолкингшоу
Morgan Grenfell Private Equity открыто заявлял о продаже 33% компании, и о привлечении
Hong Kong
and Shanghai Bank в качестве брокера для этой продажи. Уолкингшоу злобно отверг предположения,
что он будет продавать свою часть. У него нет к этому никаких причин, если, конечно,
он не хочет
финансовых проблем для своей команды.
Том - деловой человек и знает, что иногда лучше забрать свои деньги и поискать удачи
в другом
месте. Он не хочет потерять Arrows, поскольку команда полезна для рекламы автостроительного
бизнеса его компании TWR. Но если цена будет достаточно высока, интересы Тома-бизнесмена
и
Тома-гонщика пересекутся.
Читайте также обзоры:
Деймон Хилл беседует с Михаэлем Шумахером (полный текст интервью)
ХРОHИКИ КОМАHД: BENETTON, 1995. Часть I
ХРОHИКИ КОМАHД: BENETTON, 1995. Часть II
Сможет ли Култхард победить Хаккинена в 2000 году?
А по счетам пусть платят другие