[svoboda] о мёде, пчелах и пчеловодстве

о мёде, пчелах и пчеловодстве
На протяжении тысячелетий человечество верило в сверхъестественные силы.
Пчелиная семья как раз и была для него таким таинственным явлением природы.
Это
породило мифы, легенды, сказания о пчеле и меде, многочисленные
поверья
и ритуальные обряды. Богато ими прошлое отечественного и мирового
пчеловодства. Они украшают его и обогащают наше представление о нем. Начало
их в глубочайшей
древности.
Пчелы извечно привлекали симпатии людей. В греческих и римских мифах пчела -
божественное существо, дочь Солнца. По преданию латиноамериканцев, пчелы
созданы
ангелами. Многими народами древности, в том числе и славянами, пчела
признавалась священной, постоянной спутницей божества. Индийский бог Солнца
изображается
в виде пчелы. Пчела стала эмблемой бога-громовержца Зевса, и он являлся
людям в образе пчелы. По немецкой легенде, пчелы - единственные существа,
сохранившиеся
от золотого века. Пчел считали знаком бессмертия и вечности, как вечны духи,
ветер и другие сверхъестественные, неподвластные людям силы, символом добра,
трудолюбия народа и богатства. Их изображали потом на медалях, монетах,
сосудах, гербах многих старых русских городов. Геральдика приоткрывает еще
одну
страницу в истории нашего пчеловодства.
Согласно одной из старинных русских легенд пчелы пошли от лошади, заезженной
водяным и брошенной в болото. Когда рыболовы вытащили невод, то в нем вместо
рыбы оказались пчелы. И они разлетелись по всему свету. По верованию
египтян, пчелы произошли из трупа быка, а по белорусскому поверью - из
головы льва.
В одном предании о появлении пчел в горах Кавказа говорится о том, что
пророк, на которого было ниспослано испытание, страдал около одной горы в
Осетии.
Червей, которые разъедали его тело, ангел смел крылом, и из них образовались
пчелы. Все они улетели на эту гору.
Такому представлению и толкованию происхождения пчел, несомненно, служило
сходство личинок пчел и мух. Человек знал, что мухи рождаются из личинок, но
не
мог объяснить, как личинки, из которых появляются пчелы, могли попасть к ним
в гнездо.
По другой, очень широко распространенной легенде, пчел на Русь принесли
Соловецкие святые странники в посохе. В белорусских сказках рассказывается о
переселении
пчел в этот благодатный лесной край из далеких заморских стран.
По мнению, древних, в том числе и наших предков, мед - не земное вещество, а
божий дар. Падает он на землю с неба утренней росой, а потом его светлые,
как жемчуг , ароматные капли собирают с цветков пчелы. Мед - это звездный
плач, слезы звезд, которыми увлажняются цветы. Он - пища богов, они его
посылают
на Землю людям для их блага и счастья.
Согласно северному эпосу священный мед дает человеку силы и мудрость, а
добыл его один из главных северных богов у великанов.
Одна из кавказских легенд рассказывает об охотнике, который однажды проходил
мимо горы и увидел несметнее количество насекомых. Массой вылетали они из ее
разрезов и снова скрывались в других впадинах. Он заинтересовался ими, но
насекомые находились на такой высоте, что добраться до них было невозможно.
Он
пригласил другого охотника. Они устроили огромную лестницу, долезли до
гнезда этих насекомых и хотели воспользоваться медом, но пчелы напали на
них. После
бегства, когда охотники оказались в безопасности, решили полизать то липкое
вещество, которым были запачканы их руки. Сладость его удивила их.
Прошла зима, они вновь пришли к горе. На этот раз разрез горы был наполнен
медом до такой степени, что из сотов, пригретых солнцем, тек мед.
Насладившись
им, охотники решили поймать хоть несколько этих необыкновенных мух. Они
содрали с вишневого дерева кору, свернули ее и полезли на гору, окутав
голову башлыками.
Им удалось поймать несколько насекомых. Их они принесли домой. С тех
незапамятных пор в их селении и по всей округе водятся пчелы и приносят
людям мед.
Пройдут века, пока натуралисты и ученые разгадают тайны происхождения и
склад жизни медоносной пчелы, так поразившей человека, взволновавшей его ум
и воображение.
С появлением металлических предметов, в частности топора, доступ к пчелиному
гнезду облегчился. Стали создаваться долота и стамески. Теперь стало проще
похитить
мед. Дикие пчелы на местах стоянок истреблялись. Кочевые народы переселялись
в соседние леса, где было больше дичи, лесных даров, пчел и меда, чем в
местах
прежнего кочевья, и все повторялось.
С переходом к оседлости и возникновением поселений, сначала небольших, а
потом значительных, которые определялись, как убеждает история, каким-то
одним
из важнейших промыслов, в том числе медовым, несколько изменилось отношение
к пчелам.
Охотник за медом не мог не заметить, что в разоренном медведем или им самим
дупле пчелы чаще всего погибали. Потом в него опять поселялись пчелы. Но так
как дупло было разворочено, мед становился доступным всем. Пользовались им
не только люди, но и дикие лесные жители - медведи, куницы, соболи, дятлы,
мыши,
муравьи, осы, шершни. Редко в нем можно было найти много меда. Возникла
необходимость прикрывать эти большие отверстия от зверей, птиц и насекомых,
защищать
пчел от них. Для этого или вставляли в дыру кусок дерева, или привязывали
древесную кору - лубок, которую скребалом сдирали с другого дерева. В лубке
проделывали
отверстие для вылета пчел. Сохранение пчел уже заботило древнего человека.
Охотник за медом теперь имел возможность ближе познакомиться с пчелами и
устройством их гнезда. Ведь дупла встречались разные: широкие в толстых
деревьях
и узкие, длинные, с запасом, и короткие, если сердцевина сгнила в нижней
части ствола. Были дупла не сплошные, а разделенные слоями древесины, к
которым
прикреплялись пчелиные постройки. Человек обнаружил, что меда бывает больше
в верху дупла, и чем оно шире, тем больше в нем сотов, чем выше и
просторнее,
тем многочисленнее пчелами и богаче медом.
Возможно, уже в это время обнаружено, что дупло заполняется медом к осени,
после цветения древесных растений, а в летнее время в нем бывает очень много
<червячков>, поэтому на охоту за медом лучше ходить в конце лета. Человек
позволял пчелам собирать запа-сы, чтобы потом отнять их. Так он поступал и с
другими лесными животными, заготавливающими себе корм на зиму, - белками и
бурундуками, у которых он отбирал грибы и орехи. Все эти наблюдения и
открытия,
сделанные нашими далекими предками, очень важны с точки зрения исторического
развития пчеловодства, его истоков и первых шагов. Многие из них легли потом
в основу его технологии.
Разорение дупел еще долгое время оставалось единственным путем добычи меда,
удельный вес которого в экономике первобытных общин все более возрастал.
Охота
за медом постепенно уступала место более разумному отношению к пчелам и
использованию их драгоценных даров.
Первобытный человек был бессилен понять происхождение меда и самих пчел, как
и многие другие загадочные явления природы, которые его окружали.
источник:
http://www.euro-honey.ru
С уважением, Эвелина
это 93-е письмо от отправителя: Эвелина
дискуссионный лист: "Свободное общение на любые темы"
выпуск номер: 1711
подписчиков на данный момент: 80
модератор: instrumentalist
комодератор: алексей
Писать Модерирующей группе нужно по адресу:
rest.interesting.svoboda-owner@subscribe.ru.
возраст листа в днях: 129
для того,чтобы подписаться на этот дискуссионный лист по почте,отправьте любое (даже пустое) письмо по адресу:
rest.interesting.svoboda-sub@subscribe.ru
Для получения правил листа по E-Mail отправьте пустое письмо по адресу:
rest.interesting.svoboda-rules@subscribe.ru