[svoboda] Питерский роман Михаила Ефремова
Всем здравствуйте!
Кого только не сыграл Михаил Ефремов за 40 лет работы в театре и кино. Но
ретродетектива выпало играть впервые. Следователь Тихонов - герой романов
братьев Вайнеров, сыщик МУРа, расследующий только самые глухие дела, - новый
образ из одноименного сериала, в котором актеру досталась главная роль.
- Надо провести экспертизу, Леночка, запиши. - Стоя перед зеркалом, Ефремов
полирует подбородок электробритвой. Рядом с ним набор джентльмена
брежневской эпохи: <Лесной бальзам>, хозяйственное мыло и щетка. - Тот, кто
из подозреваемых чешется, тот и спер скрипку Страдивари!
Леночка (Светлана Иванова) записывает в красный блокнот, округлив глаза. Она
- младший лейтенант и помощник Тихонова, а еще - дочь генерала Шарапова. Да,
того самого, из <Эры милосердия> Вайнеров, Володи! В картине он уже не
робкий подшефный Жеглова, а величественный генерал.
- Проверьте их на наличие кожных заболеваний, - уведя губу вправо,
продолжает бриться сыщик. - Тальком лечат псориаз, сухость, экзему,
потнички`, сы`пы...
Площадка взрывается хохотом. <Потнички> и <сыпь> прозвучали слишком
креативно в исполнении актера. Люди забились в истерике.
- Это называется <зашелся>! - протирая глаза, заходит в кадр Снежкин. - Ну,
бывает. Повторим.
Кабинет следователя МУРа Станислава Тихонова залит светом, а со стенки - с
портрета - прямо в душу посетителей вкрадчиво заглядывает Феликс
Дзержинский. Типичную коробку кабинета образца <Петровка, 38> 70 - 80-х
соорудили... на <Ленфильме>, в родном для сценариста и режиссера сериала
<Следователь Тихонов> (<Россия 1>) Сергея Снежкина городе.
- Отлично! Отлично! - густо басит в мегафон режиссер. - Все должно быть в
такой же энергии, как и предыдущий дубль! Еще разик повторим.
Ефремова быстро приводят в порядок - крем, грим, полотенце. Современными
средствами, конечно, без <Лесного бальзама>. На актере серые брюки и
светло-коричневая куртка - как будто бы чистый винтаж, но нет, ее шили по
лекалам специально под Ефремова.
- Что ж вы не сказали, что мне бриться придется каждые пять минут? Так мы
всю кожу испортим!
Герой Ефремова - не только гений дедукции, но и ловелас. Ему надо держать
себя в форме, ведь мелодраматическую линию в картине мощно поддерживают аж
три женщины Тихонова - университетская любовь (в исполнении Марии
Мироновой), жена Настя (Виктория Толстоганова) и та самая Леночка, дочь
генерала Шарапова. Кстати, его роль исполнит Сергей Шакуров, который в 1987
году сыграл Тихонова в детективе <Визит к Минотавру>.
- Мото-о-ор! Камера-а-а! - От рыка Снежкина стекла в павильоне начинают
слегка дребезжать. Но оператор картины Сергей Мачильский (<Свои>, <Белая
гвардия>, <Все ушли>) расслабленно сидит за его спиной, глядя в монитор.
Такой шок-метод концентрации - все привыкли. Но мегафон на всякий случай
подняли на штативе на высоту двух метров. Рация, в которую командует
режиссер, свисает на проводе.
На стуле перед Ефремовым Максим Матвеев, он играет Григория Белаша,
подозреваемого по делу о краже скрипки Страдивари. Тихонов сыплет вопросами,
Белаш индифферентно парирует.
- Где вы были в ночь преступления?
- Вы имеете в виду кражу скрипки у Льва Иосифовича?
- Откуда вы знаете?
- Я знаком с ним, мы созванивались, он рассказал.
- Когда звонили? Во сколько?
- Вы слишком быстро задаете вопросы.
- Это потому что у нас много работы и мало времени.
- Стоп! Снято! - снова громыхает Снежкин. - Хорошо, Михаил Олегович. Только
темп можно прибавить. Это главное оружие Тихонова - скорость, ритм. Давайте
дубль.
- Ну вот, - разводит руками Ефремов. - А как с Толстогановой целоваться, так
без дублей...
<Я стоял по другую сторону баррикады от милиции>
Кто-то поспешил окрестить <Следователя Тихонова> ремейком <Визита к
Минотавру>, но это не совсем верно. В сценарий 20-серийной ленты Снежкин
вписал не только историю с пропажей скрипки Страдивари, но и еще кучу лихих
сюжетов Вайнеров: <Лекарство против страха>, <Гонки по вертикали>, <Ощупью в
полдень>, <Я, следователь...>, <Часы для мистера Келли>, <Город принял>,
<Телеграмма с того света>. А еще полностью вычеркнул сюжетную линию с
параллельным повествованием - когда в <Визите к Минотавру> на фоне
расследования советских оперативников развивается история жизни Антонио
Страдивари.
- Мы определяем это кино для себя как историческое, - поясняет Снежкин. - Я
учился, рос, снимал как раз в 70 - 80-е годы. Отлично знаю все ужасы,
достижения и многосложности. Мне хочется показать всем тем, кто считает
советское время плоским и бескультурным, объяснить, что плохих времен не
бывает. Мы постараемся восстановить характеры, лексику, страсти - это
страшно интересно. Никто не говорит, что это будет сделано с документальной
точностью. Мы создаем миф на основе наших впечатлений и воспоминаний. Причем
миф - не значит обман, миф - это домысел. Как и любое искусство. Детектив -
лишь повод привлечь зрителя к экрану.
Однако таких поводов будет немало - Тихонов будет искать и украденную
скрипку Страдивари, и метапротизол - лекарство от страха, и вывезенный за
границу орден Александра Невского. Но типология характеров, бытописание,
галерея душ и уровень страстей того времени, как настаивают авторы картины,
выйдут на первый план. Тихонов тоже отчаянно продирается сквозь круговерть
персонажей того времени - вор в законе, билетный спекулянт, архивистка,
скрипач, советский актер...
- Мой герой - сказочный для нашего времени, - считает Ефремов. - И не только
потому, что он не берет взятки. А еще и потому, что борется со злом во всех
его проявлениях. При этом остается чист и не замешан в связях с преступным
миром. Он не из <прикормленных>. В те годы, про которые мы снимаем, я был
совсем юным и стоял по другую сторону баррикады от милиции (смеется). Но
один знакомый опер с Петровки у меня все же был. Что сказать? Он был проще,
чем мой Тихонов.
<Правильная диета - от Майи Плисецкой>
Сценарий создавали под Ефремова - Снежкин увеличил возраст Тихонова (у
Вайнеров сыщик в 30 лет был капитаном, а в 35 стал майором), адаптировал
диалоги и речь под манеру игры актера. Актеру сняли квартиру в Питере почти
на год, причем выбирали так, чтобы рядом был бассейн. И актер не подвел. На
съемках Ефремов выглядел свежайше! Видно, что он кайфует от процесса,
порхает по съемочной площадке - шутит, забавно сбивается с текста,
подкалывает коллег.
- Днем снимаюсь, вечером иду в бассейн, проплываю километр - и спать. Вот
такой график. Удалось сбросить килограммов восемь. Единственная правильная
диета - от Майи Плисецкой - <не жрать> (смеется). Вы посмотрите, в каком я
тут цветнике! Маша Миронова, Вика Толстоганова, Света Иванова. Все настолько
клево, что нет слов.
Тихонов в исполнении Ефремова - не кондовый советский сыщик с постным
выражением лица. Он - перпетуум мобиле, интеллектуал и Казанова, который
каждую секунду жадно глотает кислород жизни.
- Были и другие кандидаты на роль Тихонова, - признает Снежкин. - Но Михаил
Олегович идеально подошел главному герою по психотипу. Он драматический,
комедийный, разноплановый, обаятельный актер. С ним я раньше не работал. Вся
съемочная группа с удовольствием наблюдает за тем, как он расцветает на
площадке!
Хотя по сценарию действие картины разворачивается в Москве, снимают большую
часть сцен в центре Петербурга и в Ленинградской области: Гатчина,
Сестрорецк. Именно там удалось найти погребенные с советских времен в пыли
аутентичности кинотеатры. В Москве снимут знаковые места - МГУ, Большой
театр, Котельническую набережную. Художники стараются подбирать локации,
которые не надо сильно декорировать, но все же атрибуты того времени
изготавливать для съемок пришлось - автоматы с газировкой, телефонные будки.
Снимать будут до конца года, а на экраны фильм выйдет на телеканале <Россия