Всем здравствуйте!
В России мигрантов считают проблемой. Немногие знают, что и сами диаспоры,
объединяющие приезжих, в панике: жизнь в России разрушает их традиционные
ценности. Председатель Межрегионального центра образования мигрантов
государств - участников СНГ Махсуд Абдужаббаров обратился в Госдуму: России
нужно ввести возрастной ценз для трудовых мигрантов. За что и с чем борются
диаспоры, изучал "Огонек"
Текст: Мария Башмакова, Санкт-Петербург, Сергей Мельников, Москва. Фото:
Александр Гальперин
Представители диаспор встревожены: рушится главное, чем живо общество,-
традиции. Миграция разрушает и мир тех, кто уехал на заработки, и их родных,
оставшихся дома.
По данным УФМС по Санкт-Петербургу, среднестатистический возраст мигрантов -
32-35 лет. Соотношение между женщинами и мужчинами 1 к 9. Тысячи мигрантов
из Средней Азии устраиваются на стройки, грузчиками, на рынки. Молодые
мужчины живут в вагончиках по нескольку человек, в общежитиях, на съемных
квартирах. Возникает вопрос: как устроить личную жизнь? Варианты следующие:
перевезти за собой жену и детей; жить ожиданием встречи с родными; завести
вторую жену (любовницу) или пойти к проституткам.
Без перевода
Если вы живете недалеко от стройки, наверняка видели объявления: "Мухаббат,
24 часа", "севинч", "якши кизлар". Кому надо, поймет, а для тех, кто не в
курсе, переведем: "мухаббат" - "любовь", "якши кизлар" - "хорошие девушки",
"севинч" - счастье. Молодые горожанки знают: редкий поход мимо стройки
обойдется без призывных жестов и возгласов рабочих из среднеазиатских стран,
даже если с сумками наперевес ты мало похожа на гурию. Взаимоотношения полов
в мегаполисе непростая проблема, для мигрантов - тем более.
По данным майора полиции Александра Григорьева, инспектора одного из отделов
ГУМВД России по СПб и ЛО, в Петербурге появилось много борделей, в которых
работают мигрантки из мусульманских стран. Эксперты отмечают рост количества
этноборделей и в Москве. Что естественно: увеличивается поток мигрантов,
растет и сфера их обслуживания, в том числе интимного.
Помимо борделей разной ценовой категории есть "бюджетный" вариант - можно
вызвать "роту добрых услуг" прямо на стройку для получения "оптового
мухаббата". К синим вагончикам подъезжает "газель" с женщинами - многие уже
вышли из фертильного возраста, зато их услуги доступны.
В Сети полно ресурсов для приезжих из Средней Азии. Цели такие же, как и на
любых марьяжных сайтах: создание законной семьи (пока экзотический способ
знакомства для приезжих) и корыстный поиск временной подруги, желательно с
местной регистрацией. Для строгих мусульманок виртуальный способ поиска
жениха сложен: по исламу показывать лицо посторонним мужчинам запрещено,
поэтому многие девушки закрывают страницы в соцсетях, на аватарку ставят
картинку, а не фотографию. Поиском суженого для них занимаются родственники
в специальных группах.
Кроме этих довольно целомудренных ресурсов в Сети полно сайтов с интимными
предложениями приезжих из Средней Азии. Эксперты отмечают новую тенденцию: в
последнее время все больше эротических предложений от... мужчин. Интернет
предлагает множество пабликов для геев - мусульман из разных городов России.
- В России парней не сдерживает страх опозорить семью, она далеко. Отсюда
вседозволенность и безнаказанность,- сокрушается Махсуд Абдужаббаров,
председатель Межрегионального центра образования мигрантов государств -
участников СНГ, глава общероссийского молодежного движения "Ешлар".- Дома
родители вряд ли узнают, что у их ребенка нетрадиционная ориентация. У нас
мужеложство - позор на всю семью, по нашим законам оно карается сроком до 7
лет, проституция - до 8 лет. Помимо позора, тюрьмы человека ждут
унизительные медицинские проверки. А в России так можно без больших усилий
заработать. Это вам не на стройке вкалывать.
Мама уехала
Растет поток женской миграции из Средней Азии в Россию. При этом достоверно
определить, сколько в России мигранток, трудно: в переписи населения они
почти не участвовали, подсчет миграционных карт четкой картины не дает. На
родине отношение к уехавшим на заработки соотечественницам разное. Для
кого-то они - успешные бизнесвумен, кормилицы. Но чаще - нарушительницы
традиций.
Наталья Зотова, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института
этнологии и антропологии РАН,- автор большого исследования, посвященного
женской миграции из Средней Азии. Она интервьюировала и анкетировала женщин,
приехавших в Россию из Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Исследование
проводилось в крупнейших городах России - Москве, Екатеринбурге и
Новосибирске. Сейчас работа ведется в Казани и Нижнем Новгороде.
- Первыми ласточками стали разведенные женщины и вдовы с детьми, оказавшиеся
в ситуации крайней бедности,- объясняет Наталья Зотова.- Культурные традиции
Средней Азии предоставляли таким женщинам большую степень свободы: от семьи
бывшего мужа они отдалились, свои родственники воспринимают их как
дополнительную нагрузку на семью. Часто такие женщины приезжали в Россию,
чтобы заработать на содержание детей, которые, как правило, оставались дома.
Сейчас ситуация меняется: исследование показывает, что замужние женщины
составляют подавляющее большинство мигранток (свыше 70 процентов).
Кроме того, за последние три года среди приезжих увеличилось количество
женщин с образованием, выросли и их доходы. Все чаще женщины везут с собой
детей.
И все же в Средней Азии по-прежнему неодобрительно относятся к тому, что
женщины уезжают на заработки в Россию, объясняет Махсуд Абдужаббаров.
- Выезд на заработки ставит под угрозу семейный союз, ценности нашего
народа. Некоторые (незамужние или разведенные) женщины говорили, что,
переехав в Россию, вступали в интимные отношения с несколькими мужчинами.
Именно поэтому мы обратились в комитет по безопасности и противодействию
коррупции Госдумы с предложением запретить въезд женщинам до 35 лет (кроме
обучения или лечения, которое нельзя получить на родине). Мы выступаем за
то, чтобы запрет коснулся и мужчин: разрешение на работу должны получать
взрослые люди после 28 лет, семейные, отслужившие в армии. В Госдуме обещали
рассмотреть инициативу в сентябре.
Махсуд Абдужаббаров смотрит на вещи реалистично: когда несколько мужчин и
женщин живут в однокомнатной квартире, отгораживаясь простыней, тут и до
греха недалеко. А если молодые люди не добиваются близости и получают отпор
- доходит до изнасилований и убийств. В Петербурге в 2013 году 8 мигранток
повесились. Парни обещали девушкам жениться, а потом бросили. Как вернуться
домой с позором? Приезжие мужчины из Средней Азии крайне редко используют
презервативы, значит, все больше рождается детей, которые никому не нужны, и
увеличивается количество больных СПИДом.
Гавхар Джураева, председатель фонда "Таджикистан", инициативу Махсуда
Абдужаббарова поддерживает:
- В свое время я предлагала не пускать в Россию незамужних таджикских
женщин, потому что они чаще всего подвергались дискриминации при оплате
труда, беременели, становились жертвой насилия. После этого предложения
подняли шум. А я исходила из интересов неопытных девочек. Одно дело, ехать в
Россию организованно, когда работодатель привозит и увозит. А пускаться в
самостоятельное путешествие опасно.
Кубанычбек Кожоев, президент Общероссийского киргизского конгресса,
беспокойства коллег не разделяет:
- Инициатива по введению возрастного ценза для въезда мигрантов на
территорию России мне не нравится. Если ее связывать с разрушением
традиционной семьи, то я не считаю, что это большая проблема для киргизов.
Если 80 процентов приезжающих в Россию из Таджикистана и Узбекистана -
мужчины, то в Киргизии соотношение другое - 50 на 50. Получается, что нашим
мужчинам и женщинам проще вступить в брак внутри своей среды. У нас в стране
были депутаты, выступавшие за запрет выезда из страны одиноких и молодых
женщин. Но им ответили: есть конституционные права, свобода передвижения, у
нас светское государство.
Наталья Зотова объясняет киргизский феномен: киргизы - бывшие кочевники,
культурная традиция предоставляет женщинам высокую степень свободы.
Развод по SMS
Примерно половина уезжающих на заработки в Россию мужчин, оставляя дома жену
с ребенком или в положении, заводят любовницу. Чаще - соотечественницу, но
русских жен и подруг в мигрантской среде становится все больше. Большой
город и современные технологии предоставляют не только новые возможности для
знакомства, но и для развода. У многих мусульман, "уставших" от жены, стала
популярна практика "развода по SMS" - достаточно написать "талак" ("развод"
по-арабски).
В диаспорах идет серьезная дискуссия: можно так разводиться или это все-таки
нарушение правил? Кубанычбек Кожоев считает, что ответ на этот вопрос должно
дать духовенство. По нормам ислама, чтобы развестись, надо трижды сказать
"талак". "Некоторые уважаемые люди,- говорит Кубанычбек Кожоев,- считают
такой развод с помощью SMS допустимым".
Но пока идет обсуждение, и разводы, и согласие на брак у родных по SMS стали
очень распространены.
С детства девочку в мусульманских семьях готовят к тому, что она не будет
единственной женщиной у будущего мужа. Но "вторая жена" в России - тема
болезненная в соседних азиатских государствах. 23-летняя Нора приехала с
мужем из Самарканда в Ленобласть заработать на свадьбу золовки. Она
рассказывает, как у них на родине относятся к русским подругам:
- Если жена из обеспеченной семьи и может позволить себе гордость, она
разведется. Но чаще, чтобы сохранить семью, законные жены закрывают глаза на
русских жен. Скандал скандалом, но муж никуда не денется - вернется.
Среднеазиатские мужчины довольно популярны у русских женщин: не пьют и чаще
всего не курят, красиво ухаживают. Сами мигранты нередко считают русских
женщин легкодоступными и активно ищут русскую подругу: у большинства местных
женщин есть жилье, так что мигрант одновременно получает и секс, и кров.
Многие пользуются женской доверчивостью, предлагая "узаконить" союз никахом
- религиозным браком. В исламе без никаха женщина - любовница, а не жена,
семья мужа никогда не признает детей, рожденных вне религиозного брака. Но
немногие из русских подруг мигрантов знают, что невозможно совершить никах
без согласия первой жены - мусульманин обязан сообщить первой жене о том,
что хочет взять вторую. Без соблюдения этого правила обряд "не считается", и
мужчины, предлагая его, об этом знают. Когда же приходит время возвращаться
на родину, они говорят местным подругам, что разводятся с ними.
Диаспоры, как могут, пытаются сохранить связи мигрантов с семьями на родине.
Часто они становятся последней инстанцией, куда обращается брошенная жена.
Кубанычбек Кожоев говорит, что не каждый, оказавшись вдали от родины,
достойно проходит испытание свободой - это вопрос воспитания и личной
устойчивости. "Бывают случаи, когда мужчины заводят в России "подружек",
бывает - вторых жен, мне известно несколько таких случаев. Если две семьи
уживаются, если муж состоятельный, то особых проблем это не создает. Иногда
к духовенству, к старейшинам или к диаспорам обращаются пострадавшие жены,
рассказывают: "Муж уехал, женился на другой",говорит он.- Бывает,
обращаются мужчины, не зная, как поступить в семейном конфликте".
Гавхар Джураева говорит, что, несмотря на разрозненность таджикских диаспор,
в рамках каждой происходит негласный контроль поведения соотечественников.
"К нам недавно обращалась молодая женщина с жалобой на мужа: бросил, исчез,
не платит алиментов... Мы отыскали его через соотечественников и сделали ему
"национальное внушение", сказав, что так не подобает себя вести таджику и
мусульманину. Теперь он выплачивает определенную сумму жене и ребенку".
Для себя и для семьи
Самая обсуждаемая новость в таджикской диаспоре: женитьба телеведущего
Александра Гордона на таджикской девушке. Смешанных союзов становится все
больше, и как ни желателен брак с представителем своего народа, но против
любви, если она освящена законом, не пойдешь.
Гавхар Джураева говорит о России так, как мы привыкли говорить о США:
"Россия - это плавильный котел. Таджикские женщины вступают здесь в браки с
россиянами, выходят замуж за киргизов и узбеков, приезжих из других стран.
Тенденция смешанных браков у нашего народа уже была. Начиная где-то с 1920-х
годов таджикские партработники почитали за честь брать замуж русских женщин.
Примерно в 1980-е смешанные браки практически исчезли, но миграция дала им
новый толчок. И если среднеазиат выбрал Россию, то пусть становится
россиянином. В этом контексте смешанные браки поощряются. Кстати, и русские
женщины, вышедшие замуж за таджиков и живущие в Таджикистане, стараются
принять нашу культуру, не быть белыми воронами".
Рост смешанных браков отмечает и Кубанычбек Кожоев: "Наши женщины выходят
замуж за русских, татар, евреев, представителей других национальностей. Что
тут скажешь? Границы открыты, наши девушки учатся в разных странах. В
Киргизии была американская база, многие выходили замуж и за европейцев, и за
американцев, и за китайцев. Получаются вполне нормальные семьи".
Махсуд Абдужаббаров сам женат на русской. Он объясняет, что в Средней Азии
есть понятия "женитьба для себя" и "женитьба для семьи". "Сейчас я женился
"для себя",- говорит он.- Я знаю, что мои родные в Самарканде будут
настаивать на второй жене - узбечке, которую выберут они. Чтобы моя русская
супруга стала "женой для семьи", ей придется стать частью общества, в
котором я родился, поменять религию".
...Мы обвиняем друг друга в том, что наши ценности не совпадают, рушатся или
деформируются под натиском чужой культуры. Мы хотим закрыться от
человеческого потока из Азии, а там хотят пресечь, насколько это возможно,
охоту соотечественников к перемене мест. Но мы становимся ближе, хотим этого
или нет. Видимо, осталось сделать самое главное: понять, что это неизбежно.
И найти правила, по которым строить отношения друг с другом.