Со стороны простому обывателю может показаться, что в России сегодняшнего дня проходит активное и достаточно эффективное реформирование, в частности, сферы здравоохранения. Реформы проходят фактически все время, затрагивая различные регионы нашей страны и в некоторых ситуациях и всю ее территорию в федеральном масштабе. Соответственно, можно предполагать, что пациентам и медицинским работникам с каждым годом становится все легче взаимодействовать друг с другом, а результаты такого!
взаимодействия год от года становятся все более заметными.
Однако на практике эффективность реформ отмечается далеко не во всех случаях. Более того, некоторые из реформ прямо называют бессмысленными. Как медики, так и пациенты имеют по отношению друг к другу претензии и нарекания. Однако в принципе причиной их наличия, безусловно, выступает несовершенство системы здравоохранения в целом.
Медицинские работники указывают на целый ряд недоработок, которые, на их взгляд, мешают нормальной работе медицинских структур и учреждений различного уровня. Так, например, во многих российских регионах медицинские работники жалуются на плохую организацию условий труда, из-за которой в итоге страдает вся система медицинского обслуживания.
В качестве примера типичных требований врачей к федеральным властям рассмотрим недавно составленное Официальное Обращение медицинских работников Нижегородской области к Министру здравоохранения Российской Федерации. В числе обратившихся медработников были представители различных профильных профессий, поэтому в целом можно говорить об универсальном характере их высказываний.
Итак, медработники Нижегородской области, как, впрочем, и медработники нашей страны в целом, обращают внимание на неурегулированность организационных вопросов работы врачей в государственных поликлиниках. Так, согласно нормативным актам, на прием одного пациента врачу в среднем отводят от пятнадцати до двадцати минут. Исходя из этого, составляется примерный план: столько-то человек в день (час). Однако такие нормативы ставят врача в жесткие рамки, когда он вынужден нередко исключать некоторые элементы медицинского
осмотра или оказания помощи, дабы успеть принять всех положенных пациентов. Особенно нелепо выглядят такие временные рамки в отношении больниц, где состояние каждого отдельного пациента в высшей степени индивидуально и требует особого подхода.
Впрочем, по мнению врачей, проблема состоит даже не столько в наличии временных ограничений на прием одного пациента. В большей степени недовольство и недоумение у них вызывает тот факт, что в этот временной период им надлежит заниматься не только непосредственной работой с пациентом, но еще оформлять документацию. А документов современному врачу необходимо заполнять великое множество. Именно бюрократический элемент нижегородские врачи выделили в качестве одного из основных тормозных элементов отечественной
медицины.
Так, простой терапевт во время приема должен заполнить медсправки разных типов. Он вносит данные в медкарту пациента, им же производится выдача справок для пациента (медицинская карта формы 027/у, медсправки освобождения от физкультуры, направления на анализы и т.д.). Выдача справок дополняется выдачей рецептов на лекарства и их
истолкование. Кроме того, терапевт одновременно ведет учет принятых пациентов для отчетности внутреннего характера, соотносит принимаемых пациентов с данными листков предварительной записи и т.д. Все это, естественно, требует времени и должно уложиться, напомним, в минут пять, поскольку большую часть приема все же занимает осмотр пациента. Понятно, что уложиться в положенные пятнадцать минут весьма сложно. От этого и возникают очереди под кабинетами врачей.
Врачу, работающему в больнице, приходится еще сложнее. На каждого пациента отделения надлежит заводить и постоянно заполнять историю болезни, в которой подробно расписывается каждый шаг лечащего врача. Плюс необходимо вести учет поступающих и выписывающихся пациентов, составлять статистику. Причем, отметим, что пациенты поступают и выписываются не по очереди, а одновременно. При этом остается необходимым также правило заполнять медсправки типа "эпикриз". Эпикризы в больницах составляются
каждые десять дней. При выписке пациенту надо выдать заполненный выписной эпикриз. В свою очередь, выписной эпикриз – это документ очень серьезный, писать его следует внимательно и ответственно. А ведь работа по лечению пациентов у врача в этом момент продолжается.
Иногда тот же выписной эпикриз и другие медсправки заполняют не сами врачи, а младший медицинский персонал медсестры и фельдшеры. Однако и у них хватает своей работы. Подготовка инвентаря и лекарств, общение с пациентами, организационные вопросы и т.д. все это сфера деятельности медсестер. Получается, что выдача справок и у них отнимает столь дефицитное время.
Выход из такого положения предлагают практикующие медработники. Они говорят о возможности исключения бюрократизма, снижения значимости документооборота в медицинских учреждениях. Кроме того, значительно снизит остроту проблемы полная компьютеризация поликлиник и больниц или введение нескольких штатных единиц, которые выполняли бы роль секретарей по отношению сразу к нескольким врачам.
Впрочем, решить проблему можно и другим способом, говорят медики. Главное, начать смотреть в нужном направлении. Возможно, правильные шаги смогут улучшить ситуацию в отечественной медицине.