Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
30-Mar-2023 16:04
=рассылка
*Мысли о вере и Церкви*=
Душа моя,
душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается! И тогда смутишься. Воспрянь
же, да пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и всё наполняющий! (кондак
Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)
30/17 марта,
32-й день Великого Поста у православных христиан.
Продолжаем
цикл размышлений о евангельских текстах.
㉕
"Если
рука твоя тебя вводит в грех, отруби ее! Лучше тебе войти одноруким
в Жизнь, чем с обеими руками войти в геенну, в неугасимый
огонь!... Если твой глаз тебя вводит в грех, вырви его! Лучше
тебе одноглазым войти в Царство Бога, чем с обоими глазами оказаться
в геенне..." (Марк
9,43,47. Перевод В.Кузнецовой)
> Когда имеешь
дело со слепыми, <приходит понимание>, что они чувствуют реальность
иначе, не так, как остальные. Их способность ощущать на вкус
и на ощупь, слышать и обонять развита настолько сильно, что рядом
с ними мы кажемся толстокожими увальнями. Мы жалеем тех, кто потерял
зрение, но забываем о силе их остальных органов чувств.
Жаль, что за эти богатства приходится расплачиваться такой огромной
ценой – потерей зрения. Однако у нас, подобно слепым, есть реальная
возможность прекрасно ощущать окружающий мир, не теряя при этом способности
видеть.
><Невозможно, немыслимо, чтобы
человек смог открыться миру любви, не выдернув с корнем, не обрезав>
те части своего психологического «я», которые называются Привязанностями
{Attachments}.
> Не сделав
этого, он не сможет <испытать> Любовь
и упустит то единственное, что наделяет смыслом наше существование.
Любовь – это путь к бесконечному счастью, миру и свободе.
Есть только одна преграда, отделяющая нас от мира Любви, и имя ей –
Привязанность.
> Привязанность порождается вожделеющим
взглядом, который вызывает желания в сердце, и алчной рукой, которая
тянется ко всему вокруг, чтобы схватить, завладеть, сделать своей собственностью
и больше не выпускать. Именно этот глаз нужно вырвать, именно эту руку
нужно отсечь, чтобы родилась Любовь. С культями <вместо рук> уже ничего
не удастся схватить. С пустыми глазницами вы обнаружите, что стали
чувствовать окружающий мир так, как никогда раньше не чувствовали.
>
Теперь вы сможете любить по-настоящему. До сих пор вы относились
к людям доброжелательно, сердечно, с симпатией и заботой, ошибочно
принимая всё это за Любовь. Но такая любовь подобна настоящей Любви
не больше, чем мерцающая свеча – солнцу.
>Что такое любовь? Это восприимчивость к каждой частице действительности
внутри и вне вас, <и отклик
всей душой на эту реальность>.
>
Иногда вы будете наслаждаться этой реальностью, иногда – набрасываться
на нее, иногда – игнорировать ее, а иногда – уделять
ей максимум своего внимания. Однако всё это будет происходить не по нужде,
а из полноты чувств.
> Что такое привязанность?
Потребность, притупляющая восприимчивость, <прилипание>, затуманивающий
осознание наркотик. Из этого следует, что, пока существует привязанность
к чему-либо, Любовь родиться не может.
> Любовь –
это восприимчивость, а восприимчивость,
<даже немного ослабленная>, уже таковой
не является. Подобно тому, как неисправность одной важной микросхемы
радара искажает прием сигнала, привязанность искажает наше восприятие.
>
Не существует такого понятия, как <неполноценная, недостаточная>
любовь. Любви, как и восприимчивости, свойственно либо благоухать во всей
своей красе, либо отсутствовать. Любви не может быть чуть-чуть: она
либо есть, либо ее нет.
> Лишь покончив с привязанностями,
ты сможешь попасть в бескрайнее царство духовной свободы, именуемой Любовью.
Теперь у тебя появилась свобода видеть и действовать. Однако нельзя
путать эту свободу с безразличием тех, кто никогда не разрывал
оковы привязанностей.
> Как можно вырвать глаз или
отсечь руку, которых у тебя нет? Безразличие, которое многие путают с любовью
(они думают, что если ни к кому не привязаны, то автоматически
любят всех), на самом деле является не восприимчивостью, а ожесточением
сердца. К этому их привело <неприятие>, разочарование или практика
самоотречения.
> Нет, нужно пройти через бурные
моря привязанностей, чтобы достичь страны любви.
> Некоторые
<так и не отправившись в плавание, убедили себя>, что уже прибыли
в эту страну. Нужно обладать сильным духом и ясным мышлением, чтобы
<меч сделал свою работу и мир любви возник в вашем
сознании. Не заблуждайтесь>: этого можно достичь только с помощью
<усилий {violence}. Только с помощью силы
можно овладеть Царством. {It is only the violent
who carry off the kingdom. Отсылка к Мф.11:12. Это "один из самых
трудных стихов в Евангелии, имеющий много толкований" – см.
примечание
к ст. в переводе В.Кузнецовой; перевод
С.Аверинцева; перевод
Кулаковых и примечание к нему. Этот стих автор сделал эпиграфом
к медитации
14.}>
> Почему так? Потому что сама по себе
жизнь нас к любви не приведет; <она приведет нас только к симпатии,
от симпатии – к удовольствию, затем к привязанности, к> удовлетворению
и, в конце концов, к привыканию и скуке. Затем наступает застой,
и всё опять пойдет по утомительному кругу: симпатия, удовольствие, привязанность,
удовлетворение, скука. Всё это смешивается с волнениями, ревностью,
чувством собственности, печалью, болью, из-за чего жизнь становится похожей на американские
горки.
> Раз за разом мы проходим по этому
кругу. Наконец наступает момент, когда мы чувствуем, что с нас достаточно,
что мы хотим положить этому конец. И если нам повезет, если мы
не натолкнемся на что-то или кого-то, что привлечет наше внимание,
то, по крайней мере, получим шаткий мир. Это тот максимум, который нам
может преподнести жизнь; и мы по ошибке можем отождествить это состояние
со свободой. Мы так и умрем, не узнав,
что значит по-настоящему жить свободно и любить.
>
<Но если мы всё же> хотим вырваться из порочного круга и прийти
в страну любви, нужно нанести удар, пока привязанность еще жива
{is alive and raw}, а не тогда, когда мы перерастем
ее. И удар нужно наносить не мечом отречения, ибо подобное увечье лишь ожесточит
нас, а мечом осознанности.
> Что же необходимо
осознать? Три вещи.
> I.
Во-первых, нужно осмыслить, что этот наркотик приводит к страданиям: взлеты
и падения, <острые ощущения, тревоги и разочарования>, скука.
Они неизбежно следуют друг за другом.
> II.
Во-вторых, нужно понимать, что этот наркотик коварно лишает нас свободы –
<свободы> любить и наслаждаться каждой минутой жизни.
>
III. В-третьих, <мы должны понять, как случилось, что
из-за своей зависимости и программы в уме> мы наделили объект
своей привязанности красотой и достоинствами, которыми он на самом деле
не обладает: мы восторгаемся созданным нами же образом, а не любимым
человеком или вещью. Если вы уясните себе это, то меч осознанности разрушит
злые чары.
> <Принято считать, что только когда
мы чувствуем, что любимы, мы способны проявлять любовь к другим.>Это не так. Влюбленный испытывает не любовь, а эйфорию.
Он видит мир в розовых тонах, и это продолжается
до тех пор, пока эйфория не проходит. Его так называемая любовь
рождается не от истинного восприятия действительности, а от убеждения –
истинного или ложного, – что его кто-то любит. Эта убежденность
чрезвычайно зыбка, ибо зависит от ненадежных, изменчивых людей, которые,
как ему кажется, любят его. Они могут в любой момент «протянуть
руку к рубильнику» и «обесточить» нашу эйфорию. Не удивительно,
что идущие по этой тропе никогда полностью не избавляются от чувства
тревоги.
> (Ответив на любовные чувства другого,
мы полностью погружаемся в мир своих грез и не видим
реального положения вещей. Держа руку на пульте
нашей эйфории, другой человек может в любой момент «вырубить питание», и сияющий
мир тотчас погрузится во мрак.)
> Используя меч осознанности
при переходе от привязанности к любви, нужно не забывать один
аспект: не будьте нетерпеливыми, жесткими, слишком требовательными к себе.
Разве может любовь родиться от подобных чувств? Лучше проявить сострадание
и в то же время уместную твердость, подобно тому, как хирург
пользуется <скальпелем>. Тогда вы сможете ощутить восхитительное состояние
любви к объекту своей привязанности и насладиться им больше прежнего,
получая при этом неменьшее удовольствие от каждой
вещи и каждого человека вокруг.
> Это станет проверкой
подлинности вашей любви. <Не становясь безразличным, теперь наслаждаетесь
всем и всеми так же сильно, как и объектом> своей привязанности.
Вся разница лишь в том, что сейчас уже нет ни восторгов,
ни страданий, ни беспокойств. И в самом деле, о вас можно
сказать, что вы находите удовольствие во всём и ни в чём одновременно.
Так происходит благодаря великому открытию: в каждой вещи и в каждом
человеке вы радуетесь тому, что отражается у вас внутри.
>
Внутри вас – оркестр, он будет всегда с вами, куда бы вы
ни направились. Вещи и люди вокруг лишь определяют, какую именно мелодию
будет играть оркестр. А когда никто или ничто не привлекает вашего
внимания, оркестр будет играть собственную музыку – его не нужно
побуждать внешними впечатлениями. В вашем сердце поселилось счастье,
<которое не поместили туда извне и которое никто и ничто не может
забрать!>
> Еще один тест на подлинность
любви: вы счастливы без особых на то
причин.
Будет ли эта любовь вечной?
>
Никто не даст гарантий. <Хотя> любовь не может быть частичной,
она может быть временной. Она приходит и уходит в той степени,
в какой ваш разум <бодрствует и осознаёт> и вновь отходит
ко сну. Но одно не вызывает сомнений:
если я <уловлю> хотя бы намек на то, что называется
Любовью, то буду знать, что не может быть слишком высокой цены, не может
быть слишком большой жертвы – даже <потери глаза или отсечения
руки>, – если взамен можно получить то единственное на свете,
что делает жизнь <сто́ящей>.
[
Энтони дe Мелло. Из кн.
"Свобода и любовь", медитация 25. Война с привязанностями.
Жирный шрифт — из англ. версии:
Be violent with your attachments, с которой сверялся текст при подготовке
выпуска (отдельные фрагменты пришлось заново перевести). Подчеркивание
и примечания – редакотора рассылки. ]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать
или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*Доро́га
честных – в стороне от зла,
кто с пути не собьется – жизнь
сбережет. Несчастью предшествует гордыня, / а падению –
высокомерие. Лучше жить в унижении с бедняками,
чем с гордецами делить
награбленное. ... Иной путь и кажется прямым,
но в конце концов приводит
к смерти. ... Негневливость лучше богатырской мощи,
кто владеет собой – сильней покорителя городов.
... Лучше черствая корка, да с миром,
чем дом,
где пиры да раздоры. ... Для серебра – плавильня, для золота –
горнило,
а для сердец – испытания от Господа. ... Кто глумится
над бедняком, оскорбляет его Творца,
и кто злорадствует, не уйдет от возмездия. ... Кто стремится
к любви, забывает обиду, а
злопамятный теряет друга. Понятливого укор уязвит сильней,
чем глупца – сотня тумаков. ... Лучше встретить медведицу,
потерявшую детенышей,
чем глупца, когда дурь в нём бушует! Кто
злом воздает за добро – от
его дома зло не отступится! Начало ссоры – как прорыв плотины,
уймись, пока вражда не разбушевалась.*
(Пр.16:17-19,25,32,17:1,3,5,9-10,12-14/&/)
*********************************************
/&/
из чтения четверга, пер. РБО.
В цитатах
из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.