Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #4308 *Уместная жестокость и оркестр, что всегда с тобой* 30/III/23 (чт)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 30-Mar-2023 16:04

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

    Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь?
Конец приближается! И тогда смутишься.
Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог,
вездесущий и всё наполняющий!

(кондак Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)

 

 

30/17 марта, 32-й день Великого Поста у православных христиан.

 

Продолжаем цикл размышлений о евангельских текстах.

 

 

 

 

"Если рука твоя тебя вводит в грех,
отруби ее!
Лучше тебе войти одноруким в Жизнь,
чем с обеими руками войти в геенну,
в неугасимый огонь!...
Если твой глаз тебя вводит в грех,
вырви его!
Лучше тебе одноглазым войти в Царство Бога,
чем с обоими глазами оказаться в геенне..."

(Марк 9,43,47. Перевод В.Кузнецовой)

> Когда имеешь дело со слепыми, <приходит понимание>, что они чувствуют реальность иначе, не так, как остальные. Их способность ощущать на вкус и на ощупь, слышать и обонять развита настолько сильно, что рядом с ними мы кажемся толстокожими увальнями. Мы жалеем тех, кто потерял зрение, но забываем о силе их остальных органов чувств. Жаль, что за эти богатства приходится расплачиваться такой огромной ценой – потерей зрения. Однако у нас, подобно слепым, есть реальная возможность прекрасно ощущать окружающий мир, не теряя при этом способности видеть.

> <Невозможно, немыслимо, чтобы человек смог открыться миру любви, не выдернув с корнем, не обрезав> те части своего психологического «я», которые называются Привязанностями {Attachments}.

> Не сделав этого, он не сможет <испытать> Любовь и упустит то единственное, что наделяет смыслом наше существование. Любовь – это путь к бесконечному счастью, миру и свободе. Есть только одна преграда, отделяющая нас от мира Любви, и имя ей – Привязанность.

> Привязанность порождается вожделеющим взглядом, который вызывает желания в сердце, и алчной рукой, которая тянется ко всему вокруг, чтобы схватить, завладеть, сделать своей собственностью и больше не выпускать. Именно этот глаз нужно вырвать, именно эту руку нужно отсечь, чтобы родилась Любовь. С культями <вместо рук> уже ничего не удастся схватить. С пустыми глазницами вы обнаружите, что стали чувствовать окружающий мир так, как никогда раньше не чувствовали.

> Теперь вы сможете любить по-настоящему. До сих пор вы относились к людям доброжелательно, сердечно, с симпатией и заботой, ошибочно принимая всё это за Любовь. Но такая любовь подобна настоящей Любви не больше, чем мерцающая свеча – солнцу.

> Что такое любовь? Это восприимчивость к каждой частице действительности внутри и вне вас, <и отклик всей душой на эту реальность>.

> Иногда вы будете наслаждаться этой реальностью, иногда – набрасываться на нее, иногда – игнорировать ее, а иногда – уделять ей максимум своего внимания. Однако всё это будет происходить не по нужде, а из полноты чувств.

> Что такое привязанность? Потребность, притупляющая восприимчивость, <прилипание>, затуманивающий осознание наркотик. Из этого следует, что, пока существует привязанность к чему-либо, Любовь родиться не может.

> Любовь – это восприимчивость, а восприимчивость, <даже немного ослабленная>, уже таковой не является. Подобно тому, как неисправность одной важной микросхемы радара искажает прием сигнала, привязанность искажает наше восприятие.

> Не существует такого понятия, как <неполноценная, недостаточная> любовь. Любви, как и восприимчивости, свойственно либо благоухать во всей своей красе, либо отсутствовать. Любви не может быть чуть-чуть: она либо есть, либо ее нет.

> Лишь покончив с привязанностями, ты сможешь попасть в бескрайнее царство духовной свободы, именуемой Любовью. Теперь у тебя появилась свобода видеть и действовать. Однако нельзя путать эту свободу с безразличием тех, кто никогда не разрывал оковы привязанностей.

> Как можно вырвать глаз или отсечь руку, которых у тебя нет? Безразличие, которое многие путают с любовью (они думают, что если ни к кому не привязаны, то автоматически любят всех), на самом деле является не восприимчивостью, а ожесточением сердца. К этому их привело <неприятие>, разочарование или практика самоотречения.

> Нет, нужно пройти через бурные моря привязанностей, чтобы достичь страны любви.

> Некоторые <так и не отправившись в плавание, убедили себя>, что уже прибыли в эту страну. Нужно обладать сильным духом и ясным мышлением, чтобы <меч сделал свою работу и мир любви возник в вашем сознании. Не заблуждайтесь>: этого можно достичь только с помощью <усилий {violence}. Только с помощью силы можно овладеть Царством. {It is only the violent who carry off the kingdom. Отсылка к Мф.11:12. Это "один из самых трудных стихов в Евангелии, имеющий много толкований" – см. примечание к ст. в переводе В.Кузнецовой; перевод С.Аверинцева; перевод Кулаковых и примечание к нему. Этот стих автор сделал эпиграфом к медитации 14.}>

> Почему так? Потому что сама по себе жизнь нас к любви не приведет; <она приведет нас только к симпатии, от симпатии – к удовольствию, затем к привязанности, к> удовлетворению и, в конце концов, к привыканию и скуке. Затем наступает застой, и всё опять пойдет по утомительному кругу: симпатия, удовольствие, привязанность, удовлетворение, скука. Всё это смешивается с волнениями, ревностью, чувством собственности, печалью, болью, из-за чего жизнь становится похожей на американские горки.

> Раз за разом мы проходим по этому кругу. Наконец наступает момент, когда мы чувствуем, что с нас достаточно, что мы хотим положить этому конец. И если нам повезет, если мы не натолкнемся на что-то или кого-то, что привлечет наше внимание, то, по крайней мере, получим шаткий мир. Это тот максимум, который нам может преподнести жизнь; и мы по ошибке можем отождествить это состояние со свободой. Мы так и умрем, не узнав, что значит по-настоящему жить свободно и любить.

> <Но если мы всё же> хотим вырваться из порочного круга и прийти в страну любви, нужно нанести удар, пока привязанность еще жива {is alive and raw}, а не тогда, когда мы перерастем ее. И удар нужно наносить не мечом отречения, ибо подобное увечье лишь ожесточит нас, а мечом осознанности.

> Что же необходимо осознать? Три вещи.

> I. Во-первых, нужно осмыслить, что этот наркотик приводит к страданиям: взлеты и падения, <острые ощущения, тревоги и разочарования>, скука. Они неизбежно следуют друг за другом.

> II. Во-вторых, нужно понимать, что этот наркотик коварно лишает нас свободы – <свободы> любить и наслаждаться каждой минутой жизни.

> III. В-третьих, <мы должны понять, как случилось, что из-за своей зависимости и программы в уме> мы наделили объект своей привязанности красотой и достоинствами, которыми он на самом деле не обладает: мы восторгаемся созданным нами же образом, а не любимым человеком или вещью. Если вы уясните себе это, то меч осознанности разрушит злые чары.

> <Принято считать, что только когда мы чувствуем, что любимы, мы способны проявлять любовь к другим.> Это не так. Влюбленный испытывает не любовь, а эйфорию. Он видит мир в розовых тонах, и это продолжается до тех пор, пока эйфория не проходит. Его так называемая любовь рождается не от истинного восприятия действительности, а от убеждения – истинного или ложного, – что его кто-то любит. Эта убежденность чрезвычайно зыбка, ибо зависит от ненадежных, изменчивых людей, которые, как ему кажется, любят его. Они могут в любой момент «протянуть руку к рубильнику» и «обесточить» нашу эйфорию. Не удивительно, что идущие по этой тропе никогда полностью не избавляются от чувства тревоги.

> (Ответив на любовные чувства другого, мы полностью погружаемся в мир своих грез и не видим реального положения вещей. Держа руку на пульте нашей эйфории, другой человек может в любой момент «вырубить питание», и сияющий мир тотчас погрузится во мрак.)

> Используя меч осознанности при переходе от привязанности к любви, нужно не забывать один аспект: не будьте нетерпеливыми, жесткими, слишком требовательными к себе. Разве может любовь родиться от подобных чувств? Лучше проявить сострадание и в то же время уместную твердость, подобно тому, как хирург пользуется <скальпелем>. Тогда вы сможете ощутить восхитительное состояние любви к объекту своей привязанности и насладиться им больше прежнего, получая при этом неменьшее удовольствие от каждой вещи и каждого человека вокруг.

> Это станет проверкой подлинности вашей любви. <Не становясь безразличным, теперь наслаждаетесь всем и всеми так же сильно, как и объектом> своей привязанности. Вся разница лишь в том, что сейчас уже нет ни восторгов, ни страданий, ни беспокойств. И в самом деле, о вас можно сказать, что вы находите удовольствие во всём и ни в чём одновременно. Так происходит благодаря великому открытию: в каждой вещи и в каждом человеке вы радуетесь тому, что отражается у вас внутри.

> Внутри вас – оркестр, он будет всегда с вами, куда бы вы ни направились. Вещи и люди вокруг лишь определяют, какую именно мелодию будет играть оркестр. А когда никто или ничто не привлекает вашего внимания, оркестр будет играть собственную музыку – его не нужно побуждать внешними впечатлениями. В вашем сердце поселилось счастье, <которое не поместили туда извне и которое никто и ничто не может забрать!>

> Еще один тест на подлинность любви: вы счастливы без особых на то причин.

Будет ли эта любовь вечной?

> Никто не даст гарантий. <Хотя> любовь не может быть частичной, она может быть временной. Она приходит и уходит в той степени, в какой ваш разум <бодрствует и осознаёт> и вновь отходит ко сну. Но одно не вызывает сомнений: если я <уловлю> хотя бы намек на то, что называется Любовью, то буду знать, что не может быть слишком высокой цены, не может быть слишком большой жертвы – даже <потери глаза или отсечения руки>, – если взамен можно получить то единственное на свете, что делает жизнь <сто́ящей>.

[ Энтони дe Мелло.
Из кн. "Свобода и любовь", медитация 25. Война с привязанностями.  
Жирный шрифт — из англ. версии: Be violent with your attachments,
с которой сверялся текст при подготовке выпуска (отдельные фрагменты пришлось заново перевести).

Подчеркивание и примечания  – редакотора рассылки. ]

 

аудио: на knigavuhe.org, ч.5 с 18:10 до 33:35. 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Доро́га честных – в стороне от зла,
                    кто с пути не собьется – жизнь сбережет.
 Несчастью предшествует гордыня, /  а падению – высокомерие.
 Лучше жить в унижении с бедняками,
                    чем с гордецами делить награбленное. ...
 Иной путь и кажется прямым,
                    но в конце концов приводит к смерти. ...
 Негневливость лучше богатырской мощи,
         кто владеет собой – сильней покорителя городов. ...
 Лучше черствая корка, да с миром,
                           чем дом, где пиры да раздоры. ...
 Для серебра – плавильня, для золота – горнило,
                    а для сердец – испытания от Господа. ...
 Кто глумится над бедняком, оскорбляет его Творца,
              и кто злорадствует, не уйдет от возмездия. ...
 Кто стремится к любви, забывает обиду,
                                а злопамятный теряет друга.
 Понятливого укор уязвит
                   сильней, чем глупца – сотня тумаков. ...
 Лучше встретить медведицу, потерявшую детенышей,
                        чем глупца, когда дурь в нём бушует!
 Кто злом воздает за добро –
                              от его дома зло не отступится!
 Начало ссоры – как прорыв плотины,
                      уймись, пока вражда не разбушевалась.*
                  (Пр.16:17-19,25,32,17:1,3,5,9-10,12-14/&/)

         *********************************************

/&/ из чтения четверга, пер. РБО.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/023/4308.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

  

В избранное