Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
01-Mar-2023 10:41
=рассылка
*Мысли о вере и Церкви*=
Душа моя,
душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается! И тогда смутишься. Воспрянь
же, да пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и всё наполняющий! (кондак
Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)
1 марта
/ 16 февраля, 3-й день Великого Поста у православных христиан.
Я
предлагаю на время поста цикл из 31 размышления о евангельских текстах.
Впрочем, некоторые из них уже были в рассылке, но в этот раз предлагаю
пройти их последовательно.
Как
и некоторые другие части этого цикла, 3-я часть уже была раньше в рассылке
(1,5 года назад примерно) и я решил ее не повторять, просто
дать ссылку. Также в этом выпуске — текст на другую тему.
> Жизнь
и молитва совершенно нераздельны. Жизнь без молитвы – это жизнь,
в которой отсутствует важнейшее ее измерение; это жизнь "в плоскости",
без глубины, жизнь в двух измерениях пространства и времени; это жизнь,
довольствующаяся видимым, довольствующаяся нашим ближним, но ближним как явлением
в физическом плане, ближним, в котором мы не обнаруживаем всей безмерности
и вечности его судьбы. Значение молитвы состоит в том, чтобы
раскрывать и утверждать самой жизнью тот факт, что всё имеет меру вечности
и всё имеет измерение безмерности. Мир, в котором мы живем, –
не безбожный мир: его профанируем мы сами, но в существе своем
он вышел из рук Божиих, он любим Богом. Цена его в глазах
Божиих – это жизнь и смерть Его Единородного Сына, и молитва
свидетельствует, что мы знаем это, – знаем, что каждый человек
и каждая вещь вокруг нас священны в очах Божиих: любимые Им, они
становятся до́роги и для нас. Не молиться –
значит оставлять Бога за пределами всего существующего, и не только
Его, но и всё, что Он значит для созданного Им мира, того мира,
в котором мы живем.
> Нам часто кажется, что трудно
согласовать жизнь и молитву. Это заблуждение, совершеннейшее заблуждение.
Происходит оно от того, что у нас ложное представление и о жизни
и о молитве. Мы воображаем, будто жизнь состоит в том, чтобы
суетиться, а молитва – в том, чтобы куда-то уединиться и забыть
всё и о ближнем и о нашем человеческом положении. И это неверно.
Это клевета на жизнь и клевета на самую молитву.
> Чтобы
научиться молитве, надо прежде всего сделаться солидарным со всей реальностью
человека, всей реальностью его судьбы и судьбы всего мира: до конца
принять ее на себя. В этом – сущность акта, совершенного
Богом в Воплощении. В этом – вся полнота
того, что мы называем предстательством. Обычно мы воспринимаем молитвенное
предстательство как вежливое напоминание Богу о том, что Он забыл сделать.
В действительности же оно заключается в том, чтобы сделать шаг,
ставящий нас в самый центр трагической ситуации, шаг, подобный шагу Христа,
Который сделался человеком раз и навсегда. Мы должны сделать шаг, который
поставит нас в центр ситуации, откуда никогда больше мы не сможем выйти;
солидарность христианская, Христова направлена одновременно к двум противоположным
полюсам: воплотившийся Христос, истинный человек и истинный Бог, до конца
солидарен с человеком, когда человек в своем грехе обращается к Богу,
и до конца солидарен с Богом, когда Он обращается к человеку.
Эта двойная солидарность делает нас, в каком-то смысле, чуждыми обоим
лагерям и, в то же время, едиными с обоими лагерями. В этом
основа положения христианина.
> Вы скажете: "Что же делать?"
Так вот, молитва рождается из двух источников: либо это наше восторженное
изумление перед Богом и делами Божиими: нашим ближним и окружающим нас
миром, несмотря на его тени; либо это чувство трагичности –
нашей и особенно чужой. Бердяев сказал: "Когда я голоден, это явление
физическое; если голоден мой сосед, это явление нравственное". И вот
трагичность, которая предстает перед нами в каждое мгновение: мой сосед
всегда голоден; это не всегда голод по хлебу, иногда это голод
по человеческому жесту, ласковому взгляду. Здесь-то и начинается
молитва – в этой отзывчивости на изумительное и на трагичное.
Пока есть эта отзывчивость, всё легко: в восторге нам легко молиться,
и легко молиться, когда нас пронзает чувство трагизма.
> Ну,
а в другое время? Так вот, и в другое время молитва и жизнь
должны быть одно. <...> встаньте утром, поставьте себя перед Богом
и ска́жите: "Господи, благослови меня и благослови этот начинающийся
день", а потом относитесь ко всему этому дню как к дару Божию и смотри́те
на себя как на посланца Божия в этом неизвестном, что представляет
собой начинающийся день. Это означает попросту нечто очень трудное, а именно:
что бы ни случилось за этот день – ничто не чуждо
воле Божией; всё без исключения – обстоятельства, в которые
Господь вас пожелал поставить, чтобы вы были Его присутствием, Его любовью,
Его состраданием, Его творческим разумом, Его мужеством… И,
кроме того, всякий раз, когда вы встречаетесь с той или иной
ситуацией, вы – тот, кого Бог туда поставил, чтобы нести служение христианина,
быть частицей Тела Христова и действием Божиим.Если вы будете
так поступать, то легко увидите, что в каждое мгновение вам придется
поворачиваться к Богу и говорить: "Господи, просвети мой ум, укрепи
и направь мою волю, дай мне сердце пламенное, помоги мне!"
В другие моменты вы сможете сказать: "Господи, спасибо!" И если
вы разумны и умеете благодарить, вы избежите глупости, которая
называется тщеславием или гордостью, состоящей в том, что мы воображаем,
будто совершили что-то, чего могли бы и не делать. Это сделал
Бог. Бог подарил нам замечательную возможность сделать это. И когда
вечером вы снова станете перед Богом и быстро переберете в памяти прошедший
день, вы сможете восхвалять Бога, славить Его, благодарить Его, плакать о других
и плакать о себе. Если вы начнете таким образом соединять жизнь
с вашей молитвой, между ними никогда не будет разрыва и жизнь станет
горючим, питающим в каждое мгновение огонь, который будет разгораться всё больше
и становиться всё ярче, и преобразит постепенно вас самих
в ту горящую купину, о которой говорит Писание.
[
митрополит Сурожский Антоний (Блум)."Жизнь
и молитва — одно" Жирный шрифт
редактора рассылки. ]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать
или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*Сын,
если примешь мои слова / и мои наказы сохранишь в душе́, склонишь
слух к мудрости / и сердце обратишь к разумению; если
ты призовешь познание / и будешь взывать к разумению; если
будешь желать его, как серебра, и
будешь искать, словно клад — то постигнешь страх ГОСПОДЕНЬ
/ и обретешь познание Бога. Ибо ГОСПОДЬ
дает мудрость, / и от уст Его — знание и разум; Он
приготовил победу для честных, и
щит для живущих непорочно. Он хранит пути справедливости
/ и дорогу верных бережет. Тогда постигнешь праведность,
справедливость и
прямоту всех добрых путей. Ибо войдет к тебе в сердце мудрость и
знание усладит твою душу. Прозорливость будет оберегать тебя, разум
будет тебя хранить, чтобы избавить от дурного пути, от
человека, чьи речи бесчестны; от людей, что сходят с прямых дорог, чтобы
идти путями тьмы, радуются злодеяниям, / наслаждаются
злом и развратом и по кривым стезям,
/ по следам своим
кружат. Так убережешься ты от чужой жены,
от замужней с ее ласковой речью — от той, что покинула друга юности своей и
завет Бога своего забыла. Ибо ее дом — смертельная ловушка, путь
ее ведет к теням подземным. Кто к ней вошел, не вернется назад и
уже не ступит на путь жизни. Поэтому ходи дорогой добрых,
/ пути праведников держись. Ибо кто честен — будет жить на
земле и
кто непорочен — останется на ней. А нечестивцев отвергнет земля, / и
неверные будут искоренены.* (Пр.2/*/)
*********************************************
/*/
чтение среды, пер. РБО, 2000 г.
В цитатах
из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.