Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #4285 *Жизнь и молитва* 29/II/23 (ср)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 01-Mar-2023 10:41

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

    Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь?
Конец приближается! И тогда смутишься.
Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог,
вездесущий и всё наполняющий!

(кондак Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)

 

1 марта / 16 февраля, 3-й день Великого Поста у православных христиан.

 

Я предлагаю на время поста цикл из 31 размышления о евангельских текстах. Впрочем, некоторые из них уже были в рассылке, но в этот раз предлагаю пройти их последовательно.

Как и некоторые другие части этого цикла, 3-я часть уже была раньше в рассылке (1,5 года назад примерно) и я решил ее не повторять, просто дать ссылку.
Также в этом выпуске — текст на другую тему.

 

 программа в голове: откуда она и что с ней делать?
   тот же текст в фб
   аудио: на knigavuhe.org, ч.1 с 21:10 по 29:25
   
См. тж.: Энтони де Мелло: О любви не говори

 

* * *

> Жизнь и молитва совершенно нераздельны. Жизнь без молитвы – это жизнь, в которой отсутствует важнейшее ее измерение; это жизнь "в плоскости", без глубины, жизнь в двух измерениях пространства и времени; это жизнь, довольствующаяся видимым, довольствующаяся нашим ближним, но ближним как явлением в физическом плане, ближним, в котором мы не обнаруживаем всей безмерности и вечности его судьбы. Значение молитвы состоит в том, чтобы раскрывать и утверждать самой жизнью тот факт, что всё имеет меру вечности и всё имеет измерение безмерности. Мир, в котором мы живем, – не безбожный мир: его профанируем мы сами, но в существе своем он вышел из рук Божиих, он любим Богом. Цена его в глазах Божиих – это жизнь и смерть Его Единородного Сына, и молитва свидетельствует, что мы знаем это, – знаем, что каждый человек и каждая вещь вокруг нас священны в очах Божиих: любимые Им, они становятся до́роги и для нас. Не молиться – значит оставлять Бога за пределами всего существующего, и не только Его, но и всё, что Он значит для созданного Им мира, того мира, в котором мы живем.

> Нам часто кажется, что трудно согласовать жизнь и молитву. Это заблуждение, совершеннейшее заблуждение. Происходит оно от того, что у нас ложное представление и о жизни и о молитве. Мы воображаем, будто жизнь состоит в том, чтобы суетиться, а молитва – в том, чтобы куда-то уединиться и забыть всё и о ближнем и о нашем человеческом положении. И это неверно. Это клевета на жизнь и клевета на самую молитву.

Чтобы научиться молитве, надо прежде всего сделаться солидарным со всей реальностью человека, всей реальностью его судьбы и судьбы всего мира: до конца принять ее на себя. В этом – сущность акта, совершенного Богом в Воплощении. В этом  вся полнота того, что мы называем предстательством. Обычно мы воспринимаем молитвенное предстательство как вежливое напоминание Богу о том, что Он забыл сделать. В действительности же оно заключается в том, чтобы сделать шаг, ставящий нас в самый центр трагической ситуации, шаг, подобный шагу Христа, Который сделался человеком раз и навсегда. Мы должны сделать шаг, который поставит нас в центр ситуации, откуда никогда больше мы не сможем выйти; солидарность христианская, Христова направлена одновременно к двум противоположным полюсам: воплотившийся Христос, истинный человек и истинный Бог, до конца солидарен с человеком, когда человек в своем грехе обращается к Богу, и до конца солидарен с Богом, когда Он обращается к человеку. Эта двойная солидарность делает нас, в каком-то смысле, чуждыми обоим лагерям и, в то же время, едиными с обоими лагерями. В этом основа положения христианина.

> Вы скажете: "Что же делать?" Так вот, молитва рождается из двух источников: либо это наше восторженное изумление перед Богом и делами Божиими: нашим ближним и окружающим нас миром, несмотря на его тени; либо это чувство трагичности – нашей и особенно чужой. Бердяев сказал: "Когда я голоден, это явление физическое; если голоден мой сосед, это явление нравственное". И вот трагичность, которая предстает перед нами в каждое мгновение: мой сосед всегда голоден; это не всегда голод по хлебу, иногда это голод по человеческому жесту, ласковому взгляду. Здесь-то и начинается молитва – в этой отзывчивости на изумительное и на трагичное. Пока есть эта отзывчивость, всё легко: в восторге нам легко молиться, и легко молиться, когда нас пронзает чувство трагизма.

> Ну, а в другое время? Так вот, и в другое время молитва и жизнь должны быть одно. <...> встаньте утром, поставьте себя перед Богом и ска́жите: "Господи, благослови меня и благослови этот начинающийся день", а потом относитесь ко всему этому дню как к дару Божию и смотри́те на себя как на посланца Божия в этом неизвестном, что представляет собой начинающийся день. Это означает попросту нечто очень трудное, а именно: что бы ни случилось за этот день – ничто не чуждо воле Божией; всё без исключения – обстоятельства, в которые Господь вас пожелал поставить, чтобы вы были Его присутствием, Его любовью, Его состраданием, Его творческим разумом, Его мужеством… И, кроме того, всякий раз, когда вы встречаетесь с той или иной ситуацией, вы – тот, кого Бог туда поставил, чтобы нести служение христианина, быть частицей Тела Христова и действием Божиим. Если вы будете так поступать, то легко увидите, что в каждое мгновение вам придется поворачиваться к Богу и говорить: "Господи, просвети мой ум, укрепи и направь мою волю, дай мне сердце пламенное, помоги мне!" В другие моменты вы сможете сказать: "Господи, спасибо!" И если вы разумны и умеете благодарить, вы избежите глупости, которая называется тщеславием или гордостью, состоящей в том, что мы воображаем, будто совершили что-то, чего могли бы и не делать. Это сделал Бог. Бог подарил нам замечательную возможность сделать это. И когда вечером вы снова станете перед Богом и быстро переберете в памяти прошедший день, вы сможете восхвалять Бога, славить Его, благодарить Его, плакать о других и плакать о себе. Если вы начнете таким образом соединять жизнь с вашей молитвой, между ними никогда не будет разрыва и жизнь станет горючим, питающим в каждое мгновение огонь, который будет разгораться всё больше и становиться всё ярче, и преобразит постепенно вас самих в ту горящую купину, о которой говорит Писание.

[ митрополит Сурожский Антоний (Блум). "Жизнь и молитва — одно" 
Жирный шрифт — редактора рассылки.  ]

 

 

см. тж.:
+++ прот. Вячеслав Рубский. Православная молитва нашего времени (+ссылки)
+++ еп. Джон Робинсон. Мирская святость

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Сын, если примешь мои слова /  и мои наказы сохранишь в душе́,
 склонишь слух к мудрости   /   и сердце обратишь к разумению;
 если ты призовешь познание  /   и будешь взывать к разумению;
 если будешь желать его, как серебра,
                                и будешь искать, словно клад —
 то постигнешь страх ГОСПОДЕНЬ     /    и обретешь познание Бога.
 Ибо ГОСПОДЬ дает мудрость,    /  и от уст Его — знание и разум;
 Он приготовил победу для честных,
                                  и щит для живущих непорочно.
 Он хранит пути справедливости    /   и дорогу верных бережет.
 Тогда постигнешь праведность, справедливость
                                  и прямоту всех добрых путей.
 Ибо войдет к тебе в сердце мудрость
                                   и знание усладит твою душу.
 Прозорливость будет оберегать тебя,
                                     разум будет тебя хранить,
 чтобы избавить от дурного пути,
                              от человека, чьи речи бесчестны;
 от людей, что сходят с прямых дорог,
                                       чтобы идти путями тьмы,
 радуются злодеяниям,     /      наслаждаются злом и развратом
 и по кривым стезям,       /           по следам своим кружат.
 Так убережешься ты от чужой жены,
                             от замужней с ее ласковой речью —
 от той, что покинула друга юности своей
                                   и завет Бога своего забыла.
 Ибо ее дом — смертельная ловушка,
                              путь ее ведет к теням подземным.
 Кто к ней вошел, не вернется назад
                                и уже не ступит на путь жизни.
 Поэтому ходи дорогой добрых,    /   пути праведников держись.
 Ибо кто честен — будет жить на земле
                           и кто непорочен — останется на ней.
 А нечестивцев отвергнет земля, / и неверные будут искоренены.*
                                                        (Пр.2/*/)

*********************************************

/*/ чтение среды, пер. РБО, 2000 г.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/023/4285.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

  

В избранное