Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
26-Mar-2023 11:23
=рассылка
*Мысли о вере и Церкви*=
Душа моя,
душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается! И тогда смутишься. Воспрянь
же, да пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и всё наполняющий! (кондак
Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)
*
13 марта 2023 г. ст.ст., 4-е воскресенье Великого
Поста - Память прп. Иоанна Лествичника, †649. Литургические
чтения: Евр.6:13-20;
Мк.9:17-31.
>
Это нормально, что христианство проповедует сразу три Евангелия. Иначе
оно было бы инструментом одной ноты, танцором одного движения, одеждой
одного размера. Любовь Божия в том, чтобы принять в Свои объятия
разных людей, оставляя их разными, в том числе и в системе
мышления.
> Итак, первое Евангелие – возлюби Господа
Бога твоего от всего сердца, забудь себя, следуй за Ним –
и будь что будет! Всё равно скоро всё кончится.
>
Второе – отбрось старый кодекс книжников и фарисеев. Они его
извратили и неправильно поняли. Возьми новую версию кодекса, улучшенную,
исправленную и правильно понятую, то есть Новый Завет – в качестве
нового свода правил.
> И третье Евангелие –
если ты не любишь, ты наверняка хороший человек, но ты –
не в Боге. У тебя нет любви, значит, у тебя нет содержания
жизни. Мы предлагаем тебе Весть о Божией любви, которая раскроет тебя в Нём.
И тогда ты поймешь и ощутишь смысл жизни, перестанешь бегать за бликами
счастья, перестанешь создавать жизненные ориентиры, деля людей на правильных
и неправильных.
> Все эти три концепции подаются
параллельно, и иногда у людей простых появляется желание уточнить: что же
такое христианство? Мне кажется, это не совсем качественный вопрос.
В нём надо заменить только одну букву: что такое христианства?
Их много, по крайней мере – три, поэтому нельзя говорить
о том, что христианское учение такое-то. Любой, кто выберет одно из этих
направлений, будет христианином и не погрешит против Писания, но рядом
он обнаружит еще несколько типов православного христианства, это искони,
это нормально.
> Три школы, три стиля; выстраивать же
из них лестницу мы не вправе. Они не связаны друг с другом
последовательностью. В частности, эсхатологическое христианство (т.е. строящееся
на ожидании скорого конца света) не учитывает, что естественная история
будет длиться еще две тысячи лет и более. Оно имеет в виду, что
вот сейчас прими Христа, отвергни себя и по Мне гряди, дальше –
ждите в Иерусалиме, доколе облечетесь силою свыше. Потом сходит Дух Святой,
и остается только быстрее всех оповестить Благой вестью, что вот-вот
всё закончится. У христианства этого типа нет долгосрочной программы.
Поэтому в их эсхатологической перспективе всё поставлено на высочайшую
этику «здесь и сейчас».
> Существует, однако, и иерархичное
понимание трех моделей христианства: одна выше, другая ниже, третья
посередине. У святых отцов есть замечательная аналогия: раб, наемник, сын.
Пусть и иерархично, но эта концепция демонстрирует существование
трех ступеней, трех уровней христианства.
*
* *
> Чтобы удобнее было определиться с форматом духовной
жизни, рассмотрим два крайних типа духовности. Первый тип – идентификация
высоты духа по вторичным духовным признакам: имитация норм Типикона, косплей,
фейсконтроль и т.п. Это похоже на то, как мы бы стали в своей
квартире подражать действиям сигнальщиков на летном поле: так же махали
бы флажками, не понимая, зачем нужны эти движения и флажки. Подражание
не считывается правильно в другом месте и при других обстоятельствах
и потому, даже обрастая необходимостью специального истолкования, остается
для наших современников малопонятными танцами с бубном.
>
Мы от души стараемся набрать в православие миллионы людей. Многие идут
потому, что это красиво, мощно. Многим важно быть членами огромной солидной
организации и носить на языке возвышенные речи. Однако очень скоро обнаруживается,
что эти люди не способны ни на что, кроме копирования
шаблонов и подражания, как малые дети с серьезными намерениями.
>
Другой крайний тип духовности – восприятие мира с точки зрения
Бога, а Бога – как Брата в акте мировосприятия. То есть
мы воспринимаем мир с точки зрения Бога только потому, что Бога считаем
Братом. Для тех, кому такое кажется недостижимым, я намеренно обозначил это
как крайнюю точку. Мы уже давно и незаметно для себя отреклись от Бога
как Брата. У нас Бог – «Иже еси на небеси» –
царь со всеми композитными предикатами. А Он всё-таки отзывался на Брата
и очень сильно стремился к нам в семью.
>
Отвержение вертикали духовного прогресса
> Постараемся обозначить
этапы, которые помогут продвинуться от одного типа духовности к другому.
>
Не сто́ит подчинять себя идее прогресса и самосовершенствования –
идее духовной лестницы. Вертикальную лестницу прогресса лучше заменить на горизонтальное
разнообразие взаимоотношений со сложностью мира, человека и Бога.
>
Православное представление о пути духовного восхождения, рисуя нам лестницу,
в то же время не дает возможности подняться на следующую ступеньку –
ведь это возвышение, а мы не должны считать себя возвысившимися, это
несмиренно. В аскетике распространено толкование
евангельских блаженств как лестницы (или пирамиды) добродетелей; но если
стараться быть смиренным, то принципиально невозможно признать за собой и первую
ступень, ведь кто-то всё еще остается на нулевой. Поэтому мы не сможем
приступить к другому варианту духовной жизни, пока не примем такой принцип:
шаг вперед рассматривается не как высшая ступень (прогресс), а как
перемена взаимоотношений с Богом на более удобный и продуктивный
тип.
> Нужно принять это как аксиому, иначе, придерживаясь
традиционного взгляда на духовный прогресс, мы сами себе не позволим
меняться. Человек рассуждает так: «Если я решил поменяться, я что ли
стал лучше?» Нет, просто есть различные модели религиозного поведения, разные
типы взаимоотношений с Богом. Кто-то относится к Богу, как к Царю,
а себя считает (не)верным
рабом или холопом: для одного это нормально, для другого –
прекрасно, а для третьего дворцовые аналогии неудобны. Но сравнивая
эти типы, нельзя сказать, что один всё еще холоп у Бога, а другой —
уже друг, брат, кум, сват и т.д., надо видеть в них разные
стили взаимоотношений.
> Один никак не лучше другого –
это нужно принять и избавиться от идеи прогресса, сделать лестницу горизонталью.
И тогда мы сможем наши изменения называть обычной модификацией: зимой
мы надели пальто и не стали лучше, чем летом –
человек тот же самый, изменились некоторые обстоятельства. То же и в духовной
жизни: один молится много, другой быстро, третий покаянно, четвертый хочет весь мир
обратить в православие.
> Пятый, наоборот, начитался Лао-цзы
и ничего не хочет. (В «Дао Дэ Цзин», § 80, написано,
что лучше всего, когда люди дружат, глядя друг на друга с холма, и удовлетворены
настолько, что никогда не ходят друг к другу в гости. Для нас
это диковато, а Лао-цзы считал это идиллией.)
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать
или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*<Обещание
Бога и Его клятва> служат для нас, бежавших под Его покров, источником
великой бодрости и побуждают крепко держаться той надежды,
что у нас перед глазами. Надежда эта – словно
якорь для души, крепкий и надежный, который входит внутрь святилища,
за завесу, куда Иисус, Предтеча наш, вошел ради нас, став,
подобно Мельхиседеку, Первосвященником навеки.* (Евр.6:18-20/+/)
*********************************************
/+/
из апостольского чтения воскр.
В цитатах
из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.