Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #'23L4 (4304) *сделать лестницу горизонталью* 26/III/23 (вс)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 26-Mar-2023 11:23

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

    Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь?
Конец приближается! И тогда смутишься.
Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог,
вездесущий и всё наполняющий!

(кондак Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)

 

 

* 13 марта 2023 г. ст.ст., 4-е воскресенье Великого Поста -
  Память прп. Иоанна Лествичника, †649.
  Литургические чтения: Евр.6:13-20; Мк.9:17-31.

 

 

к апостольскому чтению 4-го вс Поста:
 + В.Н.Кузнецова. Божье обещание и клятва
 + свящ. Александр Мень: Вера и верность Авраама. Мелхиседек
                              messia.ru/rasylka/010/2536.htm
 + неизменные обещания Бога
    messia.ru/rasylka/009/2392.htm
 + Д.Бонхёффер об отмене клятв 

 

 

 

к евангельскому чтению 4-го вс Поста:
+ свящ. Яков Кротов: какой веры не хватает людям? (+ссылки)
+ Юрий Черноморец:
   Вера - личное отношение к Богу. Если есть любовь, она научит всему...

 

 

 

> Это нормально, что христианство проповедует сразу три Евангелия. Иначе оно было бы инструментом одной ноты, танцором одного движения, одеждой одного размера. Любовь Божия в том, чтобы принять в Свои объятия разных людей, оставляя их разными, в том числе и в системе мышления.

> Итак, первое Евангелие – возлюби Господа Бога твоего от всего сердца, забудь себя, следуй за Ним – и будь что будет! Всё равно скоро всё кончится.

> Второе – отбрось старый кодекс книжников и фарисеев. Они его извратили и неправильно поняли. Возьми новую версию кодекса, улучшенную, исправленную и правильно понятую, то есть Новый Завет – в качестве нового свода правил.

> И третье Евангелие – если ты не любишь, ты наверняка хороший человек, но ты – не в Боге. У тебя нет любви, значит, у тебя нет содержания жизни. Мы предлагаем тебе Весть о Божией любви, которая раскроет тебя в Нём. И тогда ты поймешь и ощутишь смысл жизни, перестанешь бегать за бликами счастья, перестанешь создавать жизненные ориентиры, деля людей на правильных и неправильных.

> Все эти три концепции подаются параллельно, и иногда у людей простых появляется желание уточнить: что же такое христианство? Мне кажется, это не совсем качественный вопрос. В нём надо заменить только одну букву: что такое христианства? Их много, по крайней мере – три, поэтому нельзя говорить о том, что христианское учение такое-то. Любой, кто выберет одно из этих направлений, будет христианином и не погрешит против Писания, но рядом он обнаружит еще несколько типов православного христианства, это искони, это нормально.

> Три школы, три стиля; выстраивать же из них лестницу мы не вправе. Они не связаны друг с другом последовательностью. В частности, эсхатологическое христианство (т.е. строящееся на ожидании скорого конца света) не учитывает, что естественная история будет длиться еще две тысячи лет и более. Оно имеет в виду, что вот сейчас прими Христа, отвергни себя и по Мне гряди, дальше – ждите в Иерусалиме, доколе облечетесь силою свыше. Потом сходит Дух Святой, и остается только быстрее всех оповестить Благой вестью, что вот-вот всё закончится. У христианства этого типа нет долгосрочной программы. Поэтому в их эсхатологической перспективе всё поставлено на высочайшую этику «здесь и сейчас».

> Существует, однако, и иерархичное понимание трех моделей христианства: одна выше, другая ниже, третья посередине. У святых отцов есть замечательная аналогия: раб, наемник, сын. Пусть и иерархично, но эта концепция демонстрирует существование трех ступеней, трех уровней христианства.

* * *

> Чтобы удобнее было определиться с форматом духовной жизни, рассмотрим два крайних типа духовности. Первый тип – идентификация высоты духа по вторичным духовным признакам: имитация норм Типикона, косплей, фейсконтроль и т.п. Это похоже на то, как мы бы стали в своей квартире подражать действиям сигнальщиков на летном поле: так же махали бы флажками, не понимая, зачем нужны эти движения и флажки. Подражание не считывается правильно в другом месте и при других обстоятельствах и потому, даже обрастая необходимостью специального истолкования, остается для наших современников малопонятными танцами с бубном.

> Мы от души стараемся набрать в православие миллионы людей. Многие идут потому, что это красиво, мощно. Многим важно быть членами огромной солидной организации и носить на языке возвышенные речи. Однако очень скоро обнаруживается, что эти люди не способны ни на что, кроме копирования шаблонов и подражания, как малые дети с серьезными намерениями.

> Другой крайний тип духовности – восприятие мира с точки зрения Бога, а Бога – как Брата в акте мировосприятия. То есть мы воспринимаем мир с точки зрения Бога только потому, что Бога считаем Братом. Для тех, кому такое кажется недостижимым, я намеренно обозначил это как крайнюю точку. Мы уже давно и незаметно для себя отреклись от Бога как Брата. У нас Бог – «Иже еси на небеси» – царь со всеми композитными предикатами. А Он всё-таки отзывался на Брата и очень сильно стремился к нам в семью.

> Отвержение вертикали духовного прогресса

> Постараемся обозначить этапы, которые помогут продвинуться от одного типа духовности к другому.

> Не сто́ит подчинять себя идее прогресса и самосовершенствования – идее духовной лестницы. Вертикальную лестницу прогресса лучше заменить на горизонтальное разнообразие взаимоотношений со сложностью мира, человека и Бога.

> Православное представление о пути духовного восхождения, рисуя нам лестницу, в то же время не дает возможности подняться на следующую ступеньку – ведь это возвышение, а мы не должны считать себя возвысившимися, это несмиренно. В аскетике распространено толкование евангельских блаженств как лестницы (или пирамиды) добродетелей; но если стараться быть смиренным, то принципиально невозможно признать за собой и первую ступень, ведь кто-то всё еще остается на нулевой. Поэтому мы не сможем приступить к другому варианту духовной жизни, пока не примем такой принцип: шаг вперед рассматривается не как высшая ступень (прогресс), а как перемена взаимоотношений с Богом на более удобный и продуктивный тип.

> Нужно принять это как аксиому, иначе, придерживаясь традиционного взгляда на духовный прогресс, мы сами себе не позволим меняться. Человек рассуждает так: «Если я решил поменяться, я что ли стал лучше?» Нет, просто есть различные модели религиозного поведения, разные типы взаимоотношений с Богом. Кто-то относится к Богу, как к Царю, а себя считает (не)верным рабом или холопом: для одного это нормально, для другого – прекрасно, а для третьего дворцовые аналогии неудобны. Но сравнивая эти типы, нельзя сказать, что один всё еще холоп у Бога, а другой — уже друг, брат, кум, сват и т.д., надо видеть в них разные стили взаимоотношений.

> Один никак не лучше другого – это нужно принять и избавиться от идеи прогресса, сделать лестницу горизонталью. И тогда мы сможем наши изменения называть обычной модификацией: зимой мы надели пальто и не стали лучше, чем летом – человек тот же самый, изменились некоторые обстоятельства. То же и в духовной жизни: один молится много, другой быстро, третий покаянно, четвертый хочет весь мир обратить в православие.

> Пятый, наоборот, начитался Лао-цзы и ничего не хочет. (В «Дао Дэ Цзин», § 80, написано, что лучше всего, когда люди дружат, глядя друг на друга с холма, и удовлетворены настолько, что никогда не ходят друг к другу в гости. Для нас это диковато, а Лао-цзы считал это идиллией.)

[ протоиерей Вячеслав Рубский.
Из "Православная духовность: перезагрузка. Наброски внутренней реформы",
из разделов "Вера, Бог и человек" и "Развилки духовных ценностей"
(Подчеркивание —ред. рассылки) ]

 

 * о. Вячеслав Рубский:
    Непригодность духовных установок древности (1) (2) >>
     интуитивный отказ от опыта святых
 * он же. От печали до радости всего лишь дыханье. (Радостопечалие)
 * он же: Схема духовного пути в современности
 * он же. Преподобный Иоанн Лествичник. Беседа 2013 г., аудио
 * о св. Иоанне Лествичнике - свящ. Александр Мень
    messia.ru/rasylka/010/2537.htm (+ссылки)
   здесь же - фрагмент из "Лествицы" о боязливости
 * свящ. Александр Шмеман:
    Воскресенья Великого Поста (+ссылки)
 * о. Яков Кротов: Как подниматься к небу, не задирая носа

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*<Обещание Бога и Его клятва>
 служат для нас, бежавших под Его покров,
 источником великой бодрости
 и побуждают крепко держаться той надежды,
  что у нас перед глазами.
 Надежда эта  –  словно якорь для души, крепкий и надежный,
 который входит внутрь святилища, за завесу,
 куда Иисус, Предтеча наш, вошел ради нас,
 став, подобно Мельхиседеку, Первосвященником навеки.*
                                      (Евр.6:18-20/+/)

         *********************************************

/+/ из апостольского чтения воскр.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/023/_23L4.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

  

В избранное