Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #4290 *Бог безрелигиозного человека : Бог-над-Богом : глубина существования* 7/III/23 (вт)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 07-Mar-2023 13:41

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

    Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь?
Конец приближается! И тогда смутишься.
Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог,
вездесущий и всё наполняющий!

(кондак Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)

 

7 марта / 22 февраля, 9-й день Великого Поста у православных христиан.

 

Продолжаем цикл из размышлений о евангельских текстах.

 

 

Как и некоторые другие части этого цикла, 7-я часть уже была раньше в рассылке (полгода назад) и я решил ее не повторять, просто дать ссылку.
Также в этом выпуске — текст на другую тему.

 

 откровение, которое не уступает Священному Писанию?
   тот же текст в фб
   аудио: на knigavuhe.org, ч. 2, с начала до 7:10.

 

* * *

/предыдущая часть текста: Бог дает нам понять, что мы должны жить, справляясь с жизнью без Бога/

 

> Поиск богословского языка, который сможет ответить на вопросы, поставленные перед ним современной ситуацией, становится важнейшей темой и в творчестве Пауля Тиллиха. Он также пытается найти соответствие между «ситуацией и проповедью, человеческим существованием и божественным обнаружением проявления». {П.Тиллих, Систематическое богословие, т. 1-2, СПб., 1998, с. 14.} Откровение для него всегда конкретно, что означает: божественный Дух являет себя в конкретной ситуации, для конкретного человека, с конкретным содержанием и в конкретных символах. Учение Тиллиха о Боге и его так называемый «атеизм» серьезно критиковали как философы, так и богословы. Причиной этой критики был его тезис: «Бог не существует», «утверждать существование Бога — значит отрицать его». Чтобы прояснить этот тезис, мы должны понимать его предпосылки. Одно из основных положений Тиллиха заключалось в том, что теология должна быть апологетической. Теология должна как артикулировать вечное послание, явленное Богом, так и интерпретировать это послание

& Экзистенциальный (от лат. existentia — существование) — обусловленный существованием, относящийся к существованию. Экзистенция  — существование.

# Супранатурализм — мировоззренческая концепция, утверждающая существование "реальности, обладающей еще и сверхъестественным измерением, которое необходимо брать в расчет при рассмотрении метафизических, эпистемологических, этических и других проблем. Полробнее см. примечание # к предыдущей части текста. Натурализм рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причём часто открыто включает в понятие «природа» также "духовные творения". По Канту, натурализм есть выведение всего происходящего из фактов природы.

* Субстанция  — в философии: "нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом".@
в контексте текущей экзистенциальной& ситуации. Его богословская стратегия предполагает посредничество между современной культурой и историческим христианством, чтобы показать, что вера может быть приемлемой для современной культуры, и что современная культура может быть приемлемой для веры. Систематическое ви́дение Тиллиха включает радикальную критику натурализма и супранатурализма#. Супранатуралист определяет Бога как бытие, высшее бытие, отделенное от всех других сущих. Бытие Бога понимается как «экзистенция& бытияаряду-с-прочими или бытия-над-прочими»; если Бог есть некое бытие, даже высшее, наиболее совершенное существо, «то Он подчинен категориям конечности, особенно категориям пространства и субстанции*». {Там же, с. 250.} Позиция натуралиста в значительной степени является реакцией на супранатурализм. Отвергая представление о существовании высшего бытия, которое вмешивается в ход событий, натуралист отождествляет Бога со Вселенной, с ее сущностью или с особыми силами внутри нее. Другими словами, «Бог — это имя силы и смысла реальности». Подобному ви́дению Тиллих противопоставляет свое представление о «Боге вне Бога теизма» или о «Боге над Богом». В «Систематической теологии» Бог описывается как основание бытия, он является основой структуры бытия. Он не подчиняется этой структуре; структура основана на нём. Хотя Бог не подчинен этой структуре, познавать Его можно только через структурные элементы бытия-какакового. Язык бытийной структуры позволяет нам использовать символы, которые «указывают на основание реальности». {Там же, с. 254.} Только так для человека в условиях конечного существования становится доступной сокрытая реальность. Именно структурные элементы бытия открывают нам живого Бога, Бога, который может быть конкретным человеком.
> Парадоксальность символа Бог раскрывается Тиллихом также с помощью понятия «Бог-над-Богом» (God above God). Это понятие подробно исследовано в работе «Мужество быть» (1952 г.), но впервые встречается в текстах середины 1910-х годов, что свидетельствует о том, что именно оно является ключевым в стремлении Тиллиха обрести уверенность веры, когда «Бог теизма» вызывает всё большие сомнения,

× Гетерономия — Подчинение своей воли какой-нибудь извне данной норме; антоним  — автономия.@

превращается в гетерономный×; авторитет, против которого восстает человек. Человек воспринимает Бога как авторитет, препятствующий его самоутверждению, и стремится от него освободиться. В подобной ситуации «Бог-надогом» выступает как Бог против Бога. Против Бога теологического теизма («бытия-наряду-с-прочими», сущего, подчиненного категориям конечности), выступает Бог, которой не есть сущее, но основание всего сущего, а также творческое основание моего бытия, не противостоящее человеку. В моем самоутверждении Бог утверждает себя. Бог-над-Богом, будучи над неким высшим существом разрешает конфликт гетерономии и автономии, диалектически объединяя их таким образом, что в автономном утверждении утверждает себя истинный Бог. Бог-над-Богом не является описанием конкретного Бога, это Бог не только религиозных людей, но и тех, кто от религии отказался; Бог над Богом теистов и Бог над не-богами атеистов. Для того, чтобы мыслить такого Бога необходимо забыть все традиционные представления о Нём, «может быть, даже и само это слово». {P.Tillich, The depth of existence, in: P.Tillich, The shaking of foundations, Harmondsworth, 1962, р. 63.} Тиллих релативирует все представления о Боге, но особенно личностный образ Бога. Он называет высказывания «Бог есть личность» глубоко фальшивыми и полагает, что современным теологам не следует так говорить о Боге, даже если Библия и классическая теология позволяет подобное. В классическом богословии латинский термин «persona» использовался для обозначения лиц Троицы. Применение этого термина к Богу как таковому является сомнительным достижением теологии XIX века и популярных разговоров о религии. Тиллих не утверждает, что Бог вообще не есть личность, но настаивает на том, что «персонализм в отношении к Богу должен уравновешиваться сверхличным присутствием Божественного». {П.Тиллих, Мужество быть, Символ, 28, Париж, 1992, с. 118.} Совершенно оправданно говорить, что Бог как творческий источник всего персонального в универсуме сам персонален. Бог не может быть меньше своего творения. Он — личность и одновременно, больше, чем личность, и наоборот, превосходя личность, Он остается личностью для нас. Тем самым мы получаем возможность обращаться к нему в нашей религиозной жизни, говорить с ним как одно Я с другим Я. Коммуникация с Богом всегда имеет парадоксальный характер, мы обращаемся к «Тому, с Кем говорить невозможно, ибо Он — не «кто-то». {Там же, с. 118.} Но Бог-над-Богом и Бог, которому мы можем молиться, — это один и тот же Бог.
> Понятие «Бог-над-Богом» имеет несколько функций: в эпистемологически-критическом ключе указывает, что всё представления и понятия Бога не достигают Его реальности; в метафизическом плане выводит религиозное сознание к подлинной реальности Бога,

◊ т.е. выводящей «по ту сторону» человеческого бытия. См. примчение ◊ к предыдущей части.

трансцендирующей все имена, включая имя «Бог»; и, наконец, становится ответом секуляризации, Богом безрелигиозного человека. Тиллиха неоднократно обвиняли в том, что такого рода ответы ведут к религии без Бога, христианство превращается в некую универсальную религию человечества, что термин «Бог-над-Богом» несет в себе только отрицание. Но речь идет скорее о соблюдении последней дистанции по отношению к Богу. Отрицание становится критикой человеческих символов, сохраняющей динамику веры. Бог-над-Богом — символ, который только указывает на символизируемое, и он оказывается самым корректным, поскольку сам себя трансцендирует. В отрицании теизма всех типов можно увидеть попытку пройти между Сциллой и Харибдой, между догматическим отождествлением понятия и Абсолюта и мистическим молчанием, погруженным в невыразимое, сохранить в Боге безусловность и конкретность одновременно. Остается, правда, вопрос, не остается ли при этом переживание, названное «абсолютной верой», и определенное как «согласие быть принятым, при всём том, что того (существа или вещи), кто принимает, нет», {Там же, с. 117.} неопределенным переживанием Священного. Дихотомия субъекта и объекта, конечно, преодолевается, но сохраняется конкретность воплощения безусловного в конечном бытии?

> Тиллих конкретизирует свою позицию, вводя еще один символ в описание Бога — «глубина существования». В сборнике проповедей «Потрясение оснований» он обращается к людям, для которых слово «Бог» уже мало что означает, и стремится показать, что для них потеряли смысл представления о Боге, полученные из традиционного религиозного символизма, представления о высшем, сверхъестественном духовном Существе. Предлагается продумать символ «глубины», гораздо точнее характеризующий нашу духовную жизнь, чем символ «высоты». Этот символ встречается и в Библии, и в поэзии, и в философии, мы можем говорить о глубине мысли и о глубине жизни. Тиллих отмечает, что глубина в духовном смысле имеет два значения: «противоположность “мелкому” или противоположность “высокому”. Правда — глубока, а не мелка; страдание — глубоко, а не высоко. И свет истины, и темнота страдания глубоки. Есть глубина в Боге, и есть глубина, из которой псалмопевец взывает к Богу». {P.Tillich, The depth of existence, p. 60.} Подлинная вера в Бога не имеет ничего общего с необходимостью признания потустороннего Существа, но возвращает нас к безусловному смыслу собственной жизни, тому, что мы принимаем безоговорочно всерьез в нашей моральной и политической жизни. «Имя этой бесконечной и неисчерпаемой основы истории — Бог. Вот что означает это слово и на что указывают выражения «Царство Божие» и «Божественное Провидение». {Ibid., p. 65.} Тиллих подчеркивает, что тот, кто знает о глубине, знает о Боге. Атеистом человек может быть назван только тогда, когда он отрицает глубину жизни, видит в бытии только поверхность. Мы не можем быть неверующими, если знаем о глубинных источниках нашей жизни, о том, что глубина страдания — это дверь, открывающая глубину истины. Мы просто должны понимать, что основа всего бытия, исток нашей ультимативной заботы, надежда в основании истории, — всё это и есть Бог. Тем самым, Тиллих отказывается сводить роль религии к вопрошанию об исторической легитимности сверхъестественных событий или потусторонних феноменов, но указывает более значимую цель религиозной рефлексии: дать ответы на наши самые глубокие экзистенциальные вопросы, вызывающие предельную озабоченность.

> Сравнивая и противопоставляя позиции Бонхеффера и Тиллиха, Эберхард Бетге подчеркивал, что Тиллих пришел из церкви и открыл мир, Бонхеффер пришел из мира и открыл церковь; и «открыв Церковь, Бонхеффер воспринял ее более серьезно, чем она привыкла, чтобы ее воспринимали, никогда не переставая искать более подходящие формы жизни и свидетельства взамен искаженных». {W.W.Floyd, Ch.Marsh (ed.), Theology and the Practice of Responsibility: Essays on Dietrich Bonhoeffer.Trinity Press International, 1994, p. 65.}

 

См. также:
+ Джон Робинсон. Книга "Быть честным перед Богом"

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Каин сказал своему брату Авелю: «Выйдем в поле».
 В поле Каин бросился на Авеля и убил его.
 «Где твой брат Авель?» — спросил Господь.
 Каин ответил: «Не знаю. Разве я сторож брату моему?» —
 «Что ты наделал? — сказал Господь. —
  Кровь твоего брата, пролившаяся на землю, взывает ко Мне.
  Ты проклят землёй, которую ты напоил кровью брата,
  и впредь, сколько бы ты ни возделывал эту землю,
  она уже не даст тебе своей силы.
  Отныне ты изгнанник и скиталец». —
 «Эта кара тяжела, — сказал Каин, — мне не вынести.
  Ты меня гонишь с земли, скроюсь я от Тебя.
  Изгнанник я и скиталец — любой меня может убить».
 Но Господь сказал: «Кто убьёт Каина, тому будет отомщено семикратно».
 И Господь отметил Каина особым знаком,
 чтобы встречные не смели его убить.* (Быт.4:8-15/&/)

*********************************************

/&/ перевод РБО (2011 г.). чтение вторника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/023/4290.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

  

В избранное