Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
07-Mar-2023 13:41
=рассылка
*Мысли о вере и Церкви*=
Душа моя,
душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается! И тогда смутишься. Воспрянь
же, да пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и всё наполняющий! (кондак
Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)
7 марта
/ 22 февраля, 9-й день Великого Поста у православных христиан.
Продолжаем
цикл из размышлений о евангельских текстах.
Как
и некоторые другие части этого цикла, 7-я часть уже была раньше в рассылке
(полгода назад) и я решил ее не повторять, просто дать ссылку. Также
в этом выпуске — текст на другую тему.
> Поиск
богословского языка, который сможет ответить на вопросы, поставленные перед ним
современной ситуацией, становится важнейшей темой и в творчестве Пауля
Тиллиха. Он также пытается найти соответствие между «ситуацией и проповедью,
человеческим существованием и божественным обнаружением проявления».
{П.Тиллих, Систематическое богословие, т. 1-2, СПб., 1998, с. 14.}
Откровение для него всегда конкретно, что означает: божественный Дух
являет себя в конкретной ситуации, для конкретного человека, с конкретным
содержанием и в конкретных символах. Учение Тиллиха о Боге и его
так называемый «атеизм» серьезно критиковали как философы, так и богословы.
Причиной этой критики был его тезис: «Бог не существует», «утверждать
существование Бога — значит отрицать его». Чтобы прояснить этот тезис,
мы должны понимать его предпосылки. Одно из основных положений
Тиллиха заключалось в том, что теология должна быть апологетической.
Теология должна как артикулировать вечное послание, явленное Богом, так и интерпретировать
это послание
&
Экзистенциальный (от лат. existentia — существование) —
обусловленный существованием, относящийся к существованию. Экзистенция —
существование.
#
Супранатурализм — мировоззренческая концепция, утверждающая существование
"реальности, обладающей еще и сверхъестественным измерением, которое
необходимо брать в расчет при рассмотрении метафизических, эпистемологических,
этических и других проблем. Полробнее см. примечание
# к предыдущей части текста. Натурализм рассматривает природу
как универсальный принцип объяснения всего сущего, причём часто открыто включает
в понятие «природа» также "духовные творения". По Канту, натурализм
есть выведение всего происходящего из фактов природы.
*
Субстанция — в философии: "нечто неизменное в противоположность
меняющимся состояниям и свойствам; то, что существует благодаря самому
себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом".@
в контексте
текущей экзистенциальной& ситуации. Его богословская стратегия
предполагает посредничество между современной культурой и историческим христианством,
чтобы показать, что вера может быть приемлемой для современной культуры,
и что современная культура может быть приемлемой для веры. Систематическое
ви́дение Тиллиха включает радикальную критику натурализма и супранатурализма#.
Супранатуралист определяет Бога как бытие, высшее бытие, отделенное от всех
других сущих. Бытие Бога понимается как «экзистенция& бытия-наряду-с-прочими
или бытия-над-прочими»; если Бог есть некое бытие, даже высшее, наиболее
совершенное существо, «то Он подчинен категориям конечности, особенно категориям
пространства и субстанции*». {Там же, с. 250.}
Позиция натуралиста в значительной степени является реакцией на супранатурализм.
Отвергая представление о существовании высшего бытия, которое вмешивается
в ход событий, натуралист отождествляет Бога со Вселенной, с ее сущностью
или с особыми силами внутри нее. Другими словами,
«Бог — это имя силы и смысла реальности». Подобному ви́дению
Тиллих противопоставляет свое представление о «Боге вне Бога теизма»
или о «Боге над Богом». В «Систематической теологии» Бог описывается
как основание бытия, он является основой структуры бытия. Он не подчиняется
этой структуре; структура основана на нём. Хотя Бог не подчинен
этой структуре, познавать Его можно только через структурные элементы
бытия-как-такового. Язык бытийной структуры позволяет
нам использовать символы, которые «указывают на основание реальности».
{Там же, с. 254.} Только так для человека в условиях
конечного существования становится доступной сокрытая реальность. Именно структурные
элементы бытия открывают нам живого Бога, Бога, который может быть конкретным
человеком.
>
Парадоксальность символа Бог раскрывается Тиллихом также с помощью понятия
«Бог-над-Богом» (God above God). Это понятие подробно исследовано в работе
«Мужество быть» (1952 г.), но впервые встречается в текстах середины
1910-х годов, что свидетельствует о том, что именно оно является ключевым
в стремлении Тиллиха обрести уверенность веры, когда «Бог теизма» вызывает
всё большие сомнения,
×
Гетерономия — Подчинение своей воли какой-нибудь извне данной норме;
антоним — автономия.@
превращается
в гетерономный× авторитет, против которого
восстает человек. Человек воспринимает Бога как авторитет, препятствующий
его самоутверждению, и стремится от него освободиться. В подобной
ситуации «Бог-над-Богом» выступает как Бог против Бога.
Против Бога теологического теизма («бытия-наряду-с-прочими», сущего, подчиненного
категориям конечности), выступает Бог, которой не есть сущее, но основание
всего сущего, а также творческое основание моего бытия, не противостоящее
человеку. В моем самоутверждении Бог утверждает себя. Бог-над-Богом, будучи
над неким высшим существом разрешает конфликт гетерономии и автономии,
диалектически объединяя их таким образом, что в автономном утверждении утверждает
себя истинный Бог. Бог-над-Богом не является описанием конкретного Бога,
это Бог не только религиозных людей, но и тех, кто от религии
отказался; Бог над Богом теистов и Бог над не-богами атеистов.
Для того, чтобы мыслить такого Бога необходимо забыть все традиционные
представления о Нём, «может быть, даже и само это слово».
{P.Tillich, The depth of existence, in: P.Tillich, The shaking
of foundations, Harmondsworth, 1962, р. 63.} Тиллих релативирует
все представления о Боге, но особенно личностный образ Бога. Он называет
высказывания «Бог есть личность» глубоко фальшивыми и полагает, что современным
теологам не следует так говорить о Боге, даже если Библия и классическая
теология позволяет подобное. В классическом богословии латинский термин «persona»
использовался для обозначения лиц Троицы. Применение этого термина к Богу
как таковому является сомнительным достижением теологии XIX века и популярных
разговоров о религии. Тиллих не утверждает, что Бог вообще не есть
личность, но настаивает на том, что «персонализм в отношении
к Богу должен уравновешиваться сверхличным присутствием Божественного».
{П.Тиллих, Мужество быть, Символ, №28, Париж,
1992, с. 118.} Совершенно оправданно говорить, что Бог как творческий
источник всего персонального в универсуме сам персонален. Бог не может
быть меньше своего творения. Он — личность и одновременно, больше,
чем личность, и наоборот, превосходя личность, Он остается личностью
для нас. Тем самым мы получаем возможность обращаться к нему в нашей
религиозной жизни, говорить с ним как одно Я с другим Я. Коммуникация
с Богом всегда имеет парадоксальный характер, мы обращаемся к «Тому,
с Кем говорить невозможно, ибо Он — не «кто-то».
{Там же, с. 118.} Но Бог-над-Богом и Бог, которому мы можем
молиться, — это один и тот же Бог.
>
Понятие «Бог-над-Богом» имеет несколько функций: в эпистемологически-критическом
ключе указывает, что всё представления и понятия Бога не достигают
Его реальности; в метафизическом плане выводит религиозное сознание
к подлинной реальности Бога,
трансцендирующей◊
все имена, включая имя «Бог»; и, наконец, становится ответом секуляризации,
Богом безрелигиозного человека. Тиллиха неоднократно
обвиняли в том, что такого рода ответы ведут к религии без Бога,
христианство превращается в некую универсальную религию человечества, что термин
«Бог-над-Богом» несет в себе только отрицание. Но речь идет скорее о соблюдении
последней дистанции по отношению к Богу. Отрицание становится критикой
человеческих символов, сохраняющей динамику веры. Бог-над-Богом — символ,
который только указывает на символизируемое, и он оказывается самым
корректным, поскольку сам себя трансцендирует. В отрицании теизма всех
типов можно увидеть попытку пройти между Сциллой и Харибдой, между догматическим
отождествлением понятия и Абсолюта и мистическим молчанием, погруженным
в невыразимое, сохранить в Боге безусловность и конкретность одновременно.
Остается, правда, вопрос, не остается ли при этом переживание,
названное «абсолютной верой», и определенное как «согласие быть принятым,
при всём том, что того (существа или вещи), кто принимает,
нет», {Там же, с. 117.} неопределенным переживанием
Священного. Дихотомия субъекта и объекта, конечно, преодолевается, но сохраняется
конкретность воплощения безусловного в конечном бытии?
> Тиллих
конкретизирует свою позицию, вводя еще один символ в описание Бога —
«глубина существования». В сборнике проповедей «Потрясение оснований» он обращается
к людям, для которых слово «Бог» уже мало что означает, и стремится
показать, что для них потеряли смысл представления о Боге, полученные
из традиционного религиозного символизма, представления о высшем, сверхъестественном
духовном Существе. Предлагается продумать символ «глубины», гораздо точнее характеризующий
нашу духовную жизнь, чем символ «высоты». Этот символ
встречается и в Библии, и в поэзии, и в философии,
мы можем говорить о глубине мысли и о глубине жизни. Тиллих отмечает,
что глубина в духовном смысле имеет два значения: «противоположность
“мелкому” или противоположность “высокому”. Правда — глубока, а не мелка;
страдание — глубоко, а не высоко. И свет истины, и темнота
страдания глубоки. Есть глубина в Боге, и есть глубина, из которой
псалмопевец взывает к Богу». {P.Tillich, The depth
of existence, p. 60.} Подлинная вера в Бога не имеет
ничего общего с необходимостью признания потустороннего Существа, но возвращает
нас к безусловному смыслу собственной жизни, тому, что мы принимаем
безоговорочно всерьез в нашей моральной и политической жизни. «Имя этой бесконечной
и неисчерпаемой основы истории — Бог. Вот что означает это слово
и на что указывают выражения «Царство Божие» и «Божественное Провидение».
{Ibid., p. 65.} Тиллих подчеркивает, что тот, кто знает
о глубине, знает о Боге. Атеистом человек может быть назван только тогда,
когда он отрицает глубину жизни, видит в бытии только поверхность. Мы
не можем быть неверующими, если знаем о глубинных источниках нашей жизни,
о том, что глубина страдания — это дверь, открывающая глубину
истины. Мы просто должны понимать, что основа всего бытия, исток нашей ультимативной
заботы, надежда в основании истории, — всё это и есть
Бог. Тем самым, Тиллих отказывается сводить роль религии к вопрошанию
об исторической легитимности сверхъестественных событий или потусторонних
феноменов, но указывает более значимую цель религиозной рефлексии: дать ответы
на наши самые глубокие экзистенциальные вопросы, вызывающие предельную озабоченность.
>
Сравнивая и противопоставляя позиции Бонхеффера и Тиллиха, Эберхард
Бетге подчеркивал, что Тиллих пришел из церкви и открыл мир, Бонхеффер
пришел из мира и открыл церковь; и «открыв Церковь, Бонхеффер воспринял
ее более серьезно, чем она привыкла, чтобы ее воспринимали, никогда
не переставая искать более подходящие формы жизни и свидетельства взамен
искаженных». {W.W.Floyd, Ch.Marsh (ed.), Theology and the Practice
of Responsibility: Essays on Dietrich Bonhoeffer.Trinity Press International,
1994, p. 65.}
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать
или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*Каин
сказал своему брату Авелю: «Выйдем в поле». В поле Каин бросился на Авеля
и убил его. «Где твой брат Авель?» — спросил Господь. Каин ответил:
«Не знаю. Разве я сторож брату моему?» — «Что ты наделал? — сказал Господь.
— Кровь твоего брата, пролившаяся на землю, взывает ко Мне. Ты
проклят землёй, которую ты напоил кровью брата, и впредь, сколько
бы ты ни возделывал эту землю, она уже не даст тебе своей силы.
Отныне ты изгнанник и скиталец». — «Эта кара тяжела, — сказал Каин, —
мне не вынести. Ты меня гонишь с земли, скроюсь я от Тебя.
Изгнанник я и скиталец — любой меня может убить». Но Господь сказал:
«Кто убьёт Каина, тому будет отомщено семикратно». И Господь отметил
Каина особым знаком, чтобы встречные не смели его убить.* (Быт.4:8-15/&/)
*********************************************
/&/
перевод РБО (2011 г.). чтение вторника.
В цитатах
из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.