Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
24-Mar-2023 16:34
=рассылка
*Мысли о вере и Церкви*=
Душа моя,
душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается! И тогда смутишься. Воспрянь
же, да пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и всё наполняющий! (кондак
Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)
24-25/11-12 марта,
26-й и 27-й дни Великого Поста у православных христиан.
Продолжаем
цикл размышлений о евангельских текстах.
㉑
Увидев
это, фарисеи стали говорить ученикам: — Почему ваш Учитель ест со сборщиками
податей и грешниками? (Матфей
9,11. Перевод В.Кузнецовой.)
>
I. Чтобы разобраться в истинной природе вещей,
нужно помнить, что любая идея искажает действительность и затрудняет познание
истины. Идея – это не реальность. Слово «вино» не <является>настоящим
вином, а образ женщины – реальной женщиной.
> Если я
действительно хочу соприкоснуться с живой женщиной, то мне нужно отложить
в сторону свои представления о ней, о ее национальности, <.>
профессии и т.д., и воспринимать ее непосредственно, напрямую,
почувствовать ее неповторимость. К сожалению, многие из нас не удосуживаются
приложить хоть малейшее усилие, чтобы увидеть реалии жизни.
> Мы видим
лишь проекции наших образов и идей, мы видим обыкновенного воробья и не в состоянии
посмотреть глазами ребенка на реальное, уникальное, пушистое, живое существо,
скачущее перед нами; мы видим всего лишь индийскую крестьянку и не замечаем
ее уникальность, настоящее <чудо> в образе человека.
> Таким образом, понятие, образ, идея
становятся преградой на пути постижения действительности.
>
II. Однако есть еще один барьер на этом пути –
суждение, оценка. Мы даем человеку оценку: он плохой или хороший,
красивый или безобразный.
> И действительно, конкретную женщину
мне мешает увидеть мое мнение об индийском происхождении, о женщине,
о крестьянке. <К этому> я еще добавляю оценку:
она хорошая или плохая, красавица или дурнушка <...>.
Это еще больше мешает мне видеть ее такой, какая она есть
в действительности, ведь на самом деле она и не плохая, и не хорошая.
Она <уникальна>. Крокодил не может быть плохим или хорошим,
он – просто крокодил. Тигр не может быть плохим или хорошим,
он просто тигр. <"Хороший" и "плохой"
относятся к чему-то внешнему по отношению к ним. В зависимости
от того, насколько они полезны или прятны мне, или угрожают мне,
я называю их хорошими или плохими.>
> А теперь вспомните
свои ощущения, когда вас называли хорошим, привлекательным,
симпатичным. Вы либо ожесточались, поскольку на самом деле считали себя некрасивым
и говорили себе: «Если бы ты действительно знала меня, то не называла бы
меня симпатичным», либо соглашались со словами
собеседника, действительно считая себя красавцем,
<и получали> удовольствие от комплимента. В обоих случаях вы допустили <.>
ошибку – вы и не красивый, и не уродливый.
Вы <это> вы.
Попав в ловушку оценок окружающих,
вы вкушаете плоды напряженности, неуверенности и беспокойства, потому что,
если сегодня вас называют красивым и вы радуетесь, завтра вас назовут
уродливым, и вы будете подавлены.
Поэтому единственно верный ответ
на комплимент таков: «Этот человек пребывает в определенном настроении,
определенным образом воспринимает мир, и потому считает меня красивой, но это
ничего не говорит обо мне. Кто-то другой на его месте, в зависимости
от его воспитания, настроения, расположение духа, увидел бы меня
уродливой. Но и в этом случае это ничего не говорило бы обо мне».
Как легко
мы попадаем под власть суждений других людей, а затем на их основе
формируем представление о себе, создаем образ самих себя!
>
III. Чтобы совсем не зависеть от оценок и суждений, необходимо
слушать так называемые хорошие или плохие отзывы, но не давать волю
чувствам, реагировать <на них не больше, чем, например, компьютер>,
который не испытывает никаких эмоций, когда вы вно́сите в него
информацию. <Мнения людей о вас больше говорят не о вас,
а о самих людях.>
> <Кроме того>, мне
нужно следить за тем, как я оцениваю самого себя, ибо самооценка
<во многом> основывается на системе ценностей, которую
я позаимствовал у окружающих. Если я буду судить, одобрять
или порицать – буду ли я видеть реальность жизни? Если я всё
буду пропускать через фильтр суждения, порицания или одобрения, то не станет ли
это тем самым барьером, который не позволит мне увидеть истинную
природу вещей?
> Повремените с реакцией, когда слышите <.>,
что кто-то жить без вас не может. Приняв его комплимент, вы пожнете
беспокойство. Зачем вам быть особенным <для кого-то>, соответствовать
чьим-то ожиданиям, зачем вам чьи-то похвалы? Почему бы
вам просто не оставаться самим собой?
> Когда нам говорят,
что вы особенный, то правильной реакцией будет
следующая: «Этот человек имеет определенный вкус, наклонности, предпочтения,
желания и проекции ума. В данный момент я ему нравлюсь. Но обо мне
как о человеке это ничего не говорит. Кто-нибудь другой скажет, что
во мне ничего особенного нет, однако и это будет далеко от истины».
>
Как только вы воспримете комплимент и <испытаете удовольствие>,
вы попадете к этому человеку в зависимость. Вам придется
приложить немало усилий, чтобы постоянно быть для него особенным. Вы будете
находиться в постоянном страхе, что он может найти кого-нибудь лучше вас
и тогда в его жизни вы уже не будете занимать первое
место.
> Вы будете постоянно танцевать под его дудку,
соответствовать его ожиданиям, а следовательно,
потеряете свободу. Вы стали зависеть от этого человека, ибо связали с ним
свое счастье, и теперь ваше счастье зависит от его оценки,
а не от вас самих.
> Затем вы <можете
еще больше усугубить ситуацию, если> начнете искать других людей,
которые признались бы вам, что и для них вы – неповторимый
и особенный. Сколько времени, сколько трудов вам придется приложить,
чтобы убедиться, что они по-прежнему не изменили свое лестное мнение
о вас! Какой изматывающий образ жизни!
> Неожиданно в жизни
появляется страх, страх потерять свой имидж. Если вы це́ните в жизни
независимость и хотите быть смелым, то вам придется отказаться от подобной
модели поведения. Как? Отказаться воспринимать <кого-либо всерьез, когда вам говорят,
что вы особенный>.
> Слова́ «Я не могу без тебя»
<(или «Ты для меня особенный»)> просто говорят о моем сегодняшнем
отношении к тебе, о моем вкусе, о моем состоянии ума. Больше это
ни о чём не говорит, поэтому слова́ нужно принимать как факт
и не слишком им радоваться. Можно радоваться моей компании,
но не моим комплиментам. Можно получать удовольствие от нашей встречи
с тобой, но не от моей похвалы.
>
И если ты мудр, ты подтолкнешь меня к поиску других замечательных,
<особенных> людей, чтобы у тебя не <возникло искушения>
раз и навсегда застыть в том образе, которым я наделил тебя.
<Тебе нравится не мой образ вас, потому что ты отдаешь себе
отчет в том>, что мое представление о тебе может в любую
минуту измениться.
> Вот почему <лучше наслаждаться настоящим
моментом, ведь если ты станешь искать источник наслаждения в твоем образе>
в моих глазах, то попадешь ко мне в зависимость и будешь
бояться быть самим собой, чтобы не <разочаровать меня>. Ты будешь бояться
говорить мне правду, делать или говорить то, что может каким-то образом
отрицательно отразиться на твоем имидже.
> <Это относится к каждому
образу тебя, созданному людьми, когда они говорят, что ты гений, или мудрый,
или добрый, или святой, и ты, с удовольствием принимая эти комплименты,
тут же теряешь свободу. Ведь теперь ты будешь постоянно
стремиться поддерживать это впечатление.> Ты будешь бояться совершить
какую-нибудь ошибку, быть самим собой, будешь опасаться испортить свой имидж какими-либо
поступками или словами.
> Ты <потерял свободу выставлять
себя дураком, ты> не можешь допустить, чтобы над тобой смеялись,
потешались; делать и говорить то, что действительно чувствуешь. Вместо этого
ты будешь стараться соответствовать созданному образу.
> Как избавиться
от этого?
> Многочасовыми размышлениями, изучением и осознанием
того, что произойдет, если мы будем вести себя столь глупым образом.
Мы испытываем приятное возбуждение, но за ним неотступно следуют беспокойство,
зависимость и страдания. Если бы мы это четко осознали, то у нас
отпало бы желание быть <особенным для кого-либо или добиваться
чьего-либо уважения>.
> Мы общались бы с грешниками
{Интересно заметить, что "грешники" в контексте Мф.9:11
"не только люди, нарушившие Божьи заповеди, но и те, кто имел
«грешные» профессии, как, например, уже упоминавшиеся сборщики податей, пастухи,
переписчики Священного Писания (незачем это делать за деньги!) и другие.
К грешникам относились также члены их семейств. Эти люди, по мнению
многих, исключили себя из числа народа Божьего. С точки зрения фарисеев,
к грешникам относились все люди, которые в силу тех или иных
обстоятельств не могли выполнять все требования Закона Моисея так же
тщательно, как это делали они сами". (В.Кузнецова) –
Пр.р.р.} и темными личностями; мы делали и говорили
бы то, что нам нравится, и не задумывались бы о том,
какое впечатление на окружающих мы производим.
> Мы <чувствовали бы
себя раскованно, словно птица или цветок>; они слишком заняты жизнью,
чтобы переживать, как они выглядят и о том, являются ли они
для кого-то <особенными>.
И тогда наконец мы обретем смелость и свободу.
[
Энтони дe Мелло. Из кн.
"Свобода и любовь", медитация 21. Смелость и свобода.
Жирный шрифт — из англ. версии:
Becoming fearless and free, с которой сверялся текст при подготовке
выпуска (отдельные фрагменты пришлось заново перевести).
]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать
или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*И
сказал на это ГОСПОДЬ: – На словах этот народ
приближается ко Мне, языком своим Меня чтит, а сердце его далеко
от Меня, и если они Меня и боятся, то лишь потому, что люди
их так научили. Потому сотворю я с этим народом чудо, да, чудесное
чудо, которое мудрость их мудрецов погубит, помрачит разум их
разумных. Го́ре
тем, кто скрывается глубоко, чтобы скрыть свой замысел от ГОСПОДА – творят
они свои дела во мраке, приговаривая: “Да кто увидит? Да кто узнает?” Безрассудство! Сравняется
ли глина с гончаром? Скажет ли изделие о мастере: “Не он меня
сделал”? Скажет ли горшок о гончаре: “Ничего он не понимает”? Еще
чуть-чуть – и Ливан станет садом, а сад будет подобен лесу. В
тот день глухие услышат слова свитка, прозреют слепые от тьмы и мрака. Возрастать
будет радость нищих о ГОСПОДЕ, ликование бедняков о Святом Израиля, потому
что угнетатель сгинет, и наглеца не станет, исчезнут все, кто
зло замышляет, кто ловит человека на слове, на суде его жалобу
извращает, невиновного прав лишает.* (Ис.29:13-21/*/)
*********************************************
/*/
из чтения пятницы, пер. А.С.Десницкого.
В цитатах
из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.