Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

вып. #4301 *Привязанность - враг любви* 21-22/III/23 (вт,ср)


Реклама внизу и вверху письма не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку подписчикам). Будьте внимательны!

Отправлено: 22-Mar-2023 7:32

=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

    Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь?
Конец приближается! И тогда смутишься.
Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог,
вездесущий и всё наполняющий!

(кондак Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)

 

 

21-22/8-9 марта, 23-й и 24-й день Великого Поста у православных христиан.

 

Продолжаем цикл размышлений о евангельских текстах.

 

Любовь: перестать делить людей

аудио, ч. 4, с начала до 8:00.

 

 

* * *

"Тот, кто взялся за плуг, а потом оглядывается назад, непригоден для Царства Бога".
(Лука 9,62. Перевод В.Кузнецовой.)

> Царствие Божие – это любовь. Что значит любить? Это значит быть <чутким> к жизни, предметам, людям; сострадать всем и вся, без каких-либо исключений.

> Исключения появляются тогда, когда черствеет душа, когда закрываются врата вашего сердца. Как только появляется черствость, <чуткость> исчезает.

> Вам нетрудно будет самим найти примеры проявления заботливости в своей жизни. Приходилось ли вам убирать с дороги камень или гвоздь, чтобы другие могли беспрепятственно проехать? И совершенно не важно, что вы никогда не узна́ете, кому именно вы помогли, и никогда не полу́чите за это ни награды, ни благодарности. Вы так поступаете потому, что благожелательны и добры к людям.

> Вспомните, как было больно смотреть на безжалостное уничтожение лесов на другом конце света; лесов, которых вы никогда не увидите, которые не принесут вам конкретную выгоду, А как вы помогли незнакомцу найти улицу, зная, что больше его никогда не встретите? Вы это делали из доброжелательности и желания оказать помощь.

> И в этом, и в других случаях любовь из сокровенных глубин вашего сердца вырвалась наружу, давая вам понять, что она ждет полного <высвобождения>.

> Как обрести такую любовь?

> Никак, ведь она уже внутри вас. Нужно сделать лишь одно – разобрать завалы, которыми вы загородили путь к сострадательности, – и тогда любовь ярко вспыхнет.

> Существует два вида преград на пути к сострадательности: Убеждения и Привязанности.

> I. Убеждения. Как только у нас появляется впечатление {belief} о человеке, предмете или ситуации, мы сразу же делаем выводы. Наше суждение становится предвзятым, а ум – обусловленным; мы уже не воспринимаем человека; мы смотрим на него сквозь призму своего мнения о нём. Другими словами, мы уже не в состоянии воспринимать живого человека. Да и как можно воспринимать того, кого не видишь?

> Возьмите, например, одного или двух своих знакомых и перечислите все их позитивные и негативные черты. Вспомните, что ваше отношение к ним основывается на этих убеждениях. Когда вы говорите, что такой-то человек является мудрым или жестоким, такой-то постоянно оправдывается или полон доброты, и тому подобное, вы теряете способность ясно воспринимать мир, стано́витесь «слепым» и уже не видите человека таким, какой он есть на самом деле. Вы похожи на пилота, который руководствуется прогнозом погоды недельной давности.

> Тщательно разберитесь со своими оценками окружающих. Само осознание, что это всего лишь убеждения, мнения, выводы, но никак не отражение действительности, поможет вам избавиться от них.

> II. Привязанность – как она появляется?

> 1. Вначале мы сталкиваемся с тем, что приносит нам удовольствие – автомобиль, разрекламированный бытовой прибор, слово одобрения, приятный человек.

> 2. Затем появляется желание сохранить приятное ощущение, которое мы получили, соприкоснувшись с человеком или вещью.

> 3. И, наконец, приходит убежденность, что без этого человека или вещи нам уже не быть счастливым: мы уравняли полученное удовольствие с нашим счастьем.

> Так появляется полновесная привязанность, вместе с которой мы неизбежно теряем интерес ко всему остальному; мы теряем восприимчивость ко всему, что не имеет отношения к объекту нашей привязанности.

> Каждый раз, расставаясь с объектом своей привязанности, мы оставляем с ним свое сердце, и поэтому не можем ощущать его свободное биение в других проявлениях жизни.

> Симфония жизни <продолжается>, но мы no-прежнему оглядываемся назад, цепляясь за несколько сыгранных тактов, затыкая уши, чтобы не слышать остальную музыку. В нашей душе появляется дисгармония и конфликт между тем, что нам предлагает жизнь, и тем, за что мы цепляемся.

> Затем возникают напряжение и беспокойство, а они – могильщики любви и той радостной свободы, что несет с собой истинная любовь. Любовь и свобода могут быть только <тогда, когда человек наслаждается каждой нотой, когда она возникает, а затем позволяет ей уйти, чтобы быть полностью восприимчивым к последующим нотам>.

> Как избавиться от привязанностей?

> Кто-то пытается добиться этого через <отречение>, отказ. Но если мы откажемся от некоторых тактов <музыки>, если вычеркнем их из своего сознания, то создадим того же рода напряжение, конфликт и невосприимчивость, как и в случае привязанности. Мы вновь закрепощаем себя.

> А. Весь секрет в том, что ни отрицать, ни привязываться к чему-либо нельзя. Нужно получать от всего удовольствие, испытывать благодарность и потом спокойно с ним прощаться. Как этого добиться? Многочасовыми наблюдениями за прогнившей, порочной природой привязанности.

> Обычно мы фиксируемся на чём-то <волнующем>, захватывающем, на проблесках приятных эмоций, которые это «что-то» вызывает.

> Б. <Но рассмотри́те тревогу, боль, зависимость. Также рассмотри́те радость, покой и свободу, которые приходят к вам каждый раз, когда умирает привязанность.>

> В. <Тогда вы перестанете оглядываться назад и позволите себе наслаждаться, быть очарованным музыкой настоящего момента.>

> Г. Наконец, <вглядитесь в общество, в котором мы живем, – оно насквозь прогнило, оно заражено привязанностями!>

> <Ведь тех, кто привязан {is attached} к власти, деньгам, имуществу, к славе и успеху, кто стремится заполучить перечисленное так, будто от этого зависит их счастье, считают полезными членами общества, энергичными и трудолюбивыми людьми. Другими словами, на тех, кто преследет эти цели с неистовым честолюбием, разрушающим симфонию их жизни и делающим их черствыми, безжалостными и бесчувственными к другим и к самим себе, общество смотрит как на добропорядочных граждан, а их близкие и друзья гордятся> тем, что те достигли высокого статуса в обществе.

> Сколько вы знаете так называемых респектабельных граждан, которым удалось сохранить ту нежную чуткость любви, что возможна только при отсутствии привязанностей?

> Если уделить размышлениям на эту тему достаточно много времени, то чувствуешь такое отвращение, что немедленно отбрасываешь прочь все привязанности, словно все они – ядовитые змеи. <Вы взбунтуетесь и вырветесь из этой гнилой культуры>, базирующейся на привязанностях и жажде наживы, на переживаниях и <жадности>, на черствости и ненависти.

[ Энтони дe Мелло.
Из кн. "Свобода и любовь", медитация 19. Враги любви.  
Жирный шрифт — из англ. версии: Relief & attachment: obstacles to love,
с которой сверялся текст при подготовке выпуска.
]

 

 

аудио: на knigavuhe.org, ч.4 с 8:00 до 19:30. 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*О Господь, Ты – мой Бог!
 Превозношу Тебя, / славлю имя Твое!
 Ты небывалое сотворил –
        то был древний замысел Твой,
               и теперь Ты явил Свою верность.
 В груду камней обратил Ты город,
              укрепленный город – в развалины!
 Твердыня чужеземцев повержена – / не отстроят ее вовеки.
 Теперь могучий народ чтить будет Тебя,
          города народов жестоких станут Тебя страшиться.
 Ты – прибежище для бедных
                   обездоленным прибежище в тяжкое время,
 Ты – кров, что спасает от бури,
                           Ты – тень, что укроет от зноя.
 Дыхание угнетателей – словно буря холодной порой,
                            словно зной в пустыне!
 Но утих по воле Твоей шум чужеземных полчищ.
 Как спадает зной, когда туча набежит,
               так песни угнетателей смолкли.
*На этой горе Господь Воинств устроит для всех народов
               пир обильный, со старым вином!
 Там будут сытные, жирные яства
               и старые, процеженные вина.
 На этой горе Господь уничтожит
               покрывало, накрывшее все народы,
               завесу, окутавшую все племена, –
               уничтожит смерть навеки!
 Тогда Владыка Господь утрет слезы со всех лиц,
              на всей земле Он избавит Свой народ от позора.
 Это сказал Господь.
*Будут говорить в тот день:
 'Это наш Бог!
  Мы надеялись на Него – и Он даровал нам спасенье.
              Это Господь, на Него надеялись мы!
  Будем же радоваться, ликовать, ибо мы спасены'.*
                                   (Ис.25:1-9/**/)

* * *

*Речь разумная прославит человека,
                                а порочные замыслы опозорят.
 Лучше в простоте, да со слугой,
                         чем со спесью, да без крошки хлеба.
 Праведник и скотину пожалеет,
                    но милость нечестивца – хуже жестокости.
 Кто возделывает землю, будет сыт,
                              а глупец за пустотой гоняется.
 Нечестивец изощряется в коварстве,
                            но корень праведных дает побеги.
 Нечестивец в лживых речах запутается,
                                   а праведник избежит беды.
 Человек пожнет добрый плод своих речей,
                          возвратятся труды к нему наградой.
 Глупец считает свой путь правильным,
                          а мудрый прислушивается к советам.
 Глупец выставляет свой гнев напоказ,
                          а разумный не слушает оскорблений.
 Слова честного человека правдивы,
                             а слова лжесвидетеля – коварны.
 Болтовня может ранить, как меч,
                                а слова мудрецов – исцеляют.
 Правдивые слова останутся навеки,
                                 а лживый язык недолговечен.
 У злокозненных на сердце коварство,
                                  а у миротворцев – радость.
 Не приключится с праведником несчастья,
                               а нечестивых зло переполняет.
 Лживые уста – мерзость для ГОСПОДА,
                    но угоден Ему тот, кто поступает честно.
 Проницательный таит свое знание,
                      а глупцы выставляют свою дурь напоказ.
 Прилежной руке – править,
                            ленивой руке – нести повинность.
 Беспокойство изнуряет сердце человека,
                                   а доброе слово – веселит.
 Праведник укажет путь ближнему,
                        а на стезях нечестивцев заблудишься.
 Лодырю добычи не видать,
                      а у прилежного – богатство и достаток.
 Стезя правды – к жизни,     /     а кривые пути – к смерти.
 Мудрость сына – от отцовских наставлений,
                                 а наглец упреков не слышит.
 Человек вкусит добрый плод своих речей,
                                  а коварные живут насилием.
 Кто свои уста стережет – жизнь сбережет,
                     а кто несдержан на язык – себя погубит.
 Лентяй всё ждет, да не дождется,
                                   зато прилежный насытится.
 Ненавидит праведник любую ложь,
                         а нечестивец осрамится, опозорится.
 Праведность выведет на прямую дорогу,
                          а нечестие грешника с пути собьет.
 Один, ничего не имея, притворится богачом,
                а другой, при богатстве немалом, – бедняком.
 Богатство сохранит человеку жизнь,
                              зато бедный упрека не услышит.
 Свет праведных радостно горит,
                            а светильник нечестивых гаснет.*
                                             (Пр.12:8-13:9/*/)

         *********************************************

/*/ чтение вторника и среды, пер. РБО, 2000 г.
/**/ чтение вторника, нов.пер. РБО, 2004г., А.Графов.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/023/4301.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

  

В избранное