Реклама внизу и вверху письма
не имеет отношения к рассылке (она вставляется службой, доставляющей рассылку
подписчикам). Будьте внимательны!
Отправлено:
22-Mar-2023 7:32
=рассылка
*Мысли о вере и Церкви*=
Душа моя,
душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается! И тогда смутишься. Воспрянь
же, да пощадит тебя Христос Бог, вездесущий и всё наполняющий! (кондак
Великого покаянного канона прп. Андрея Критского, русский перевод)
21-22/8-9 марта,
23-й и 24-й день Великого Поста у православных христиан.
Продолжаем
цикл размышлений о евангельских текстах.
>
Царствие Божие – это любовь. Что значит любить? Это значит
быть <чутким> к жизни, предметам, людям; сострадать всем и вся,
без каких-либо исключений.
> Исключения появляются тогда, когда
черствеет душа, когда закрываются врата вашего сердца. Как только появляется
черствость, <чуткость> исчезает.
> Вам нетрудно будет самим найти
примеры проявления заботливости в своей жизни. Приходилось ли вам убирать
с дороги камень или гвоздь, чтобы другие могли беспрепятственно проехать?
И совершенно не важно, что вы никогда не узна́ете, кому именно
вы помогли, и никогда не полу́чите за это ни награды,
ни благодарности. Вы так поступаете потому, что благожелательны и добры
к людям.
> Вспомните, как было больно смотреть на безжалостное
уничтожение лесов на другом конце света; лесов, которых вы никогда не увидите,
которые не принесут вам конкретную выгоду, А как вы помогли незнакомцу
найти улицу, зная, что больше его никогда не встретите? Вы это делали из доброжелательности
и желания оказать помощь.
> И в этом, и в других
случаях любовь из сокровенных глубин вашего сердца вырвалась наружу, давая
вам понять, что она ждет полного <высвобождения>.
> Как обрести
такую любовь?
> Никак, ведь она уже внутри вас. Нужно сделать лишь одно –
разобрать завалы, которыми вы загородили путь к сострадательности, –
и тогда любовь ярко вспыхнет.
> Существует два вида преград
на пути к сострадательности: Убеждения
и Привязанности.
> I. Убеждения. Как только
у нас появляется впечатление {belief} о человеке,
предмете или ситуации, мы сразу же делаем выводы. Наше суждение становится
предвзятым, а ум – обусловленным; мы уже не воспринимаем
человека; мы смотрим на него сквозь призму своего мнения о нём.
Другими словами, мы уже не в состоянии воспринимать живого человека.
Да и как можно воспринимать того, кого не видишь?
> Возьмите,
например, одного или двух своих знакомых и перечислите все их позитивные
и негативные черты. Вспомните, что ваше отношение к ним основывается
на этих убеждениях. Когда вы говорите, что такой-то человек является
мудрым или жестоким, такой-то постоянно оправдывается или полон доброты,
и тому подобное, вы теряете способность ясно воспринимать мир, стано́витесь
«слепым» и уже не видите человека таким, какой он есть на самом
деле. Вы похожи на пилота, который руководствуется
прогнозом погоды недельной давности.
> Тщательно разберитесь со своими
оценками окружающих. Само осознание, что это всего лишь убеждения, мнения,
выводы, но никак не отражение действительности, поможет вам избавиться от них.
>
II. Привязанность – как она появляется?
>
1. Вначале мы сталкиваемся с тем, что приносит
нам удовольствие – автомобиль, разрекламированный бытовой прибор, слово
одобрения, приятный человек.
> 2. Затем появляется
желание сохранить приятное ощущение, которое мы получили, соприкоснувшись
с человеком или вещью.
> 3. И, наконец,
приходит убежденность, что без этого человека или вещи нам уже не быть
счастливым: мы уравняли полученное удовольствие с нашим счастьем.
>
Так появляется полновесная привязанность, вместе с которой мы неизбежно
теряем интерес ко всему остальному; мы теряем восприимчивость ко всему,
что не имеет отношения к объекту нашей привязанности.
>
Каждый раз, расставаясь с объектом своей привязанности, мы оставляем с ним
свое сердце, и поэтому не можем ощущать его свободное биение в других
проявлениях жизни.
> Симфония жизни <продолжается>, но мы
no-прежнему оглядываемся назад, цепляясь за несколько сыгранных тактов, затыкая
уши, чтобы не слышать остальную музыку. В нашей душе появляется дисгармония
и конфликт между тем, что нам предлагает жизнь, и тем, за что
мы цепляемся.
> Затем возникают напряжение и беспокойство,
а они – могильщики любви и той радостной свободы, что несет
с собой истинная любовь. Любовь и свобода могут быть только <тогда,
когда человек наслаждается каждой нотой, когда она возникает, а затем
позволяет ей уйти, чтобы быть полностью восприимчивым к последующим
нотам>.
> Как избавиться от привязанностей?
> Кто-то
пытается добиться этого через <отречение>, отказ. Но если мы откажемся
от некоторых тактов <музыки>, если вычеркнем их из своего сознания,
то создадим того же рода напряжение, конфликт и невосприимчивость,
как и в случае привязанности. Мы вновь закрепощаем себя.
>
А. Весь секрет в том, что ни отрицать, ни привязываться
к чему-либо нельзя. Нужно получать от всего удовольствие, испытывать
благодарность и потом спокойно с ним прощаться. Как этого добиться?
Многочасовыми наблюдениями за прогнившей, порочной природой привязанности.
>
Обычно мы фиксируемся на чём-то <волнующем>, захватывающем, на проблесках
приятных эмоций, которые это «что-то» вызывает.
>
Б. <Но рассмотри́те тревогу, боль, зависимость. Также рассмотри́те
радость, покой и свободу, которые приходят к вам каждый раз, когда умирает
привязанность.>
> В. <Тогда вы перестанете
оглядываться назад и позволите себе наслаждаться, быть очарованным музыкой
настоящего момента.>
> Г. Наконец, <вглядитесь
в общество, в котором мы живем, – оно насквозь прогнило,
оно заражено привязанностями!>
> <Ведь тех, кто привязан
{is attached} к власти, деньгам, имуществу, к славе
и успеху, кто стремится заполучить перечисленное так, будто от этого
зависит их счастье, считают полезными членами общества, энергичными и трудолюбивыми
людьми. Другими словами, на тех, кто преследет эти цели с неистовым
честолюбием, разрушающим симфонию их жизни и делающим их черствыми,
безжалостными и бесчувственными к другим и к самим себе, общество
смотрит как на добропорядочных граждан, а их близкие и друзья
гордятся> тем, что те достигли высокого статуса в обществе.
>
Сколько вы знаете так называемых респектабельных граждан, которым удалось
сохранить ту нежную чуткость любви, что возможна только при отсутствии
привязанностей?
> Если уделить размышлениям на эту тему достаточно
много времени, то чувствуешь такое отвращение, что немедленно отбрасываешь
прочь все привязанности, словно все они – ядовитые змеи.
<Вы взбунтуетесь и вырветесь из этой гнилой культуры>, базирующейся
на привязанностях и жажде наживы, на переживаниях и <жадности>,
на черствости и ненависти.
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме
или на страничках сайта в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы...
#
Вы
можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово
или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать,
описано на странице www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать
или обсудить этот выпуск в соцсетях: fb
/ tg
/ vk
*О
Господь, Ты – мой Бог! Превозношу Тебя, / славлю имя Твое!
Ты небывалое сотворил – то
был древний замысел Твой, и
теперь Ты явил Свою верность. В груду камней обратил Ты город, укрепленный
город – в развалины! Твердыня чужеземцев повержена –
/ не отстроят ее вовеки. Теперь могучий народ чтить будет Тебя,
города народов жестоких
станут Тебя страшиться. Ты – прибежище для бедных обездоленным
прибежище в тяжкое время, Ты – кров, что спасает от бури, Ты –
тень, что укроет от зноя. Дыхание угнетателей – словно буря
холодной порой,
словно зной в пустыне! Но утих по воле Твоей шум чужеземных полчищ.
Как спадает зной, когда туча набежит,
так песни угнетателей смолкли. *На этой горе Господь Воинств устроит для всех
народов пир
обильный, со старым вином! Там будут сытные, жирные яства и
старые, процеженные вина. На этой горе Господь уничтожит покрывало,
накрывшее все народы, завесу,
окутавшую все племена, – уничтожит
смерть навеки! Тогда Владыка Господь утрет слезы со всех лиц, на
всей земле Он избавит Свой народ от позора. Это сказал Господь.
*Будут говорить в тот день: 'Это наш Бог! Мы надеялись на
Него – и Он даровал нам спасенье. Это
Господь, на Него надеялись мы! Будем же радоваться, ликовать, ибо мы
спасены'.* (Ис.25:1-9/**/)
*
* *
*Речь
разумная прославит человека, а
порочные замыслы опозорят. Лучше в простоте, да со слугой, чем
со спесью, да без крошки хлеба. Праведник и скотину пожалеет,
но милость нечестивца –
хуже жестокости. Кто возделывает землю, будет сыт, а
глупец за пустотой гоняется. Нечестивец изощряется в коварстве, но
корень праведных дает побеги. Нечестивец в лживых речах запутается, а
праведник избежит беды. Человек пожнет добрый плод своих речей,
возвратятся труды к нему наградой. Глупец считает свой путь
правильным,
а мудрый прислушивается к советам. Глупец
выставляет свой гнев напоказ,
а разумный не слушает оскорблений.
Слова честного человека правдивы, а
слова лжесвидетеля – коварны. Болтовня может ранить, как
меч, а
слова мудрецов – исцеляют. Правдивые слова останутся навеки, а
лживый язык недолговечен. У злокозненных на сердце коварство, а
у миротворцев – радость. Не приключится с праведником несчастья,
а нечестивых зло переполняет. Лживые уста –
мерзость для ГОСПОДА,
но угоден Ему тот, кто поступает честно. Проницательный
таит свое знание,
а глупцы выставляют свою дурь напоказ. Прилежной
руке – править,
ленивой
руке – нести повинность. Беспокойство изнуряет сердце человека,
а
доброе слово – веселит. Праведник укажет путь ближнему,
а на стезях нечестивцев заблудишься. Лодырю добычи не видать, а
у прилежного – богатство и достаток. Стезя правды –
к жизни, / а кривые пути –
к смерти. Мудрость сына – от отцовских наставлений,
а наглец упреков не слышит. Человек вкусит добрый плод своих
речей,
а
коварные живут насилием. Кто свои уста стережет – жизнь сбережет,
а
кто несдержан на язык – себя погубит. Лентяй всё ждет, да
не дождется,
зато
прилежный насытится. Ненавидит праведник любую ложь,
а
нечестивец осрамится, опозорится. Праведность выведет на прямую дорогу,
а нечестие грешника с пути собьет. Один, ничего не имея,
притворится богачом,
а другой, при богатстве немалом, – бедняком. Богатство
сохранит человеку жизнь,
зато
бедный упрека не услышит. Свет праведных радостно горит,
а
светильник нечестивых гаснет.*
(Пр.12:8-13:9/*/)
*********************************************
/*/
чтение вторника
и среды,
пер. РБО, 2000 г. /**/
чтение вторника, нов.пер. РБО,
2004г., А.Графов.
В цитатах
из Нового Завета в 'подвале́ выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.