Занимательная психология. Память(продолжение).
![](http://mediasubs.ru/author/avatar/13411815.png)
Приветствую всех!
Продолжение главы о памяти.
Как улучшить память
Все хотели бы это сделать, но не всякий знает, что для этого нужно.
А первое и главное здесь правило гласит: чтобы развить память, ее надо
развивать. И это не тавтология, не <<масло масляное>>. Многие ведь хотят
сначала улучшить память, а уже потом начать ее применять. Ничего не выйдет.
Только все время тренируя, нагружая и используя память, все время запоминая,
воспроизводя запомнившееся раньше и вновь запоминая, можно совершенствовать
свою память.
Кроме этого, есть несколько, я бы сказал, частных правил, полезных только
тогда, когда выполняется главное.
Повторение - одно из наиболее существенных условий прочного запоминания. Эта
мысль отразилась в старой пословице: <<Повторение - мать учения>>. Но, как
показали специальные опыты, далеко не всякое повторение приводит к
положительным результатам: для этого оно должно быть осмысленным и
целенаправленным. При повторении материал следует рассматривать каждый раз
как бы с других точек зрения, увязывая уже известные факты с новыми, иначе
он быстро надоедает и к нему пропадает всякий интерес. Механическое
повторение, как уже говорилось, является малопродуктивной зубрежкой.
Вот что надо иметь в виду при заучивании. У некоторых наиболее продуктивно
для этого вечернее время, у других - утро. Наименьший эффект дает заучивание
днем, среди других дел. Целесообразнее всего запоминать под вечер и
повторять на следующее утро.
Заучивать материал необходимо сперва насколько можно медленно, чтобы
облегчить его осмысливание и чтобы могли возникнуть необходимые связи, а
затем - более быстро. Если нужно запомнить материал, не связанный между
собой и довольно обширный по объему, лучше разбивать его на небольшие
группы, объединенные по какому либо признаку. Например, чтобы быстрее
заучить сорок названий, разделите их на четыре пять групп, возможно более
однородных; в крайнем случае их можно сгруппировать хотя бы по одинаковой
первой букве.
Скорее запоминается то, что объединено какой либо одной мыслью в
тематическое целое. Поэтому, заучивая стихи, слова песни, не надо зубрить
каждую строчку отдельно.
Наконец, можно указать еще на такие возможности укрепления памяти. Это
правильный режим дня и работы; умение систематически вести свои записные
книжки. Известно, что записная книжка - второй мозг культурного человека.
Надо помнить: все, что улучшает здоровье и самочувствие, повышает и
продуктивность памяти.
Гиперспособности и <<пасынки школы>>
- Мне уже шестнадцать лет, и нет у меня пока никаких талантов. Значит,
ничего хорошего из меня уже не выйдет, - сказал, вздохнув, Сережа.
Действительно, выдающиеся музыкальные, художественные и литературные
таланты, бывает, проявляются уже в раннем детстве. Моцарт с четырех лет
играл на клавесине, в пять лет уже сочинял, в восемь - создал первую сонату
и симфонию, а в одиннадцать - первую оперу. Глинка в семь восемь лет
устраивал перезвоны, развешивая в комнате тазы. Музыкальные слух и память
уже у двухлетнего Римского Корсакова были замечены.
Трехлетний Репин вырезал из бумаги лошадок, а в шесть лет уже рисовал
красками. Серов с трех лет лепил, а в шесть - рисовал с натуры. Суриков
также рано увлекался рисованием, и, по его словам, в лица еще с детства
вглядывался: как глаза расставлены, как черты лица составляются. Пушкин уже
семи восьмилетним мальчиком писал стихи и даже эпиграммы по французски.
Такое раннее проявление талантов в психологии называется гиперспособностями.
Но несравнимо большее число детей, поражавших своей одаренностью, так
называемых <<вундеркиндов>>, оказалось в дальнейшем пустоцветами.
Вместе с тем было немало лиц, оставивших глубокий след в истории культуры и
науки, талант которых проявился не сразу, иногда и весьма поздно. Так, у
Врубеля это произошло, когда ему было двадцать семь, а у Аксакова еще позже
- в пятьдесят лет.
Не менее поучителен пример Чайковского. Абсолютного слуха у него не было, на
плохую музыкальную память композитор сам жаловался, на рояле играл бегло, но
не столь уж хорошо, хотя и музицировал с детства. Композиторской
деятельностью Чайковский впервые занялся, уже окончив училище правоведения.
И, несмотря на это, он стал гениальным композитором.
А сколько было ошибок в оценках способностей! Сколько было <<пасынков
Физики Франклин и Пьер Кюри, изобретатели Уатт, Морзе и Эдисон, биолог
Линней, философы Спенсер, Герцен, Белинский, писатели и поэты Вальтер Скотт,
Бернс, Байрон, Эдгар По, Гоголь и даже Ньютон, Дарвин и Лобачевский
считались в школе неспособными учениками. Шаляпина <<по неспособности>> не
приняли в хористы!..
Так что не прав был Сережа. В шестнадцать лет, да и значительно позже, у
человека нет никаких оснований говорить: <<Ничего хорошего из меня уже не
получится>>. Можно говорить только: <<Ничего хорошего из меня пока еще не
получилось>>.
Однако все же, чем раньше человек найдет свое призвание, то есть тот род
труда, который ему больше нравится, к которому у него есть стремление, в
котором он будет работать с увлечением и успехом, тем лучше. А для этого
надо не только иметь представление о различных профессиях, но и о себе
самом, о своих способностях к различным профессиям.
Талант и характер
Между талантом и характером есть не всеми понимаемая связь: способности к
определенной деятельности, развившиеся до таланта, становятся характером.
Все привыкли говорить:
- Чайковский - талантливый музыкант;
- Репин - талантливый художник;
- Чкалов - талантливый летчик.
Но биографии их, как и многих других талантливых личностей, позволяют с
полным научным правом сказать:
- Чайковский по характеру музыкант;
- Репин по характеру художник;
- Чкалов по характеру летчик.
И напрасно вам это режет ухо!
Характер и судьба
Говорят, что история человека - это его характер. Но не менее верно и то,
что характер человека формируется в его деятельности, в той <<дороге>>, по
которой он идет.
Существует восточная поговорка: посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь
привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу. А вот как
определяет эти понятия наука. Поступок - это действие или совокупность
действий, общественный смысл которых понятен выполняющему их.
Привычка - это действие, выполнение которого стало потребностью.
Характер - это совокупность наиболее устойчивых психических черт личности,
проявляющихся в действиях и поступках человека. Очень метко определил
характер известный психолог Борис Герасимович Ананьев (1907 1972). Он
считал, что характер - это такое проявление личности, <<которое выражает
основную жизненную направленность и проявляется в своеобразном для данной
личности образе действий>>.
Что же такое <<судьба>>, никому достоверно неизвестно, но есть такая
пословица: <<Всяк кузнец своего счастья>>.
Как они представляют мир
Думают иные - те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звезды и луну:
- Как она без зренья красоту опишет,
Как поймет без слуха звуки и весну?!
Я услышу запах и росы прохладу,
Легкий шелест листьев пальцами ловлю.
Утопая в сумрак, я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать люблю...
Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос, ласковый, живой,
Но слова без звука - чувства трепетанье -
Я ловлю и слышу быстрою рукой.
И за ум, за сердце я любить готова.
Так, как любят запах нежного цветка.
Так, как любят в дружбе дорогое слово,
Так, как любит трепет сжатая рука.
Я умом увижу, чувствами услышу,
А мечтой привольной мир я облечу...
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнется ль ясно яркому лучу?
Не имею слуха, не имею зренья.
Но имею больше - чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем
Я соткала жизни красочный узор.
Если вас чаруют красота и звуки,
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руки,
Что б была я с вами, а не за стеной.
Эти стихи написала слепоглухонемая с самого раннего детства, кандидат
педагогических наук Ольга Ивановна Скороходова. Теперь она уже умерла, но я
ее знал с юности, и за присуждение ей ученой степени мне довелось
голосовать. Хотя она воспринимала мир иначе, чем мы с вами, но представляла
его себе таким же. Это видно не только из приведенного здесь стихотворения,
но и из ее замечательной книги, которую она так и назвала: <<Как я
воспринимаю и представляю окружающий мир>>.
А вот выдержка из автобиографической книги другой слепоглухонемой,
американки Эллен Келлер, жившей в начале нашего века [15] :
<<Временами меня охватывает подобно холодному туману чувство разобщенности,
когда я сижу одна и жду у запертой двери жизни. Там, за этой дверью, свет,
музыка и сладость общения с людьми: но я войти не могу. Судьба, молчаливая,
беспощадная, преграждает мне дорогу... Библия дает мне глубокое утешительное
чувство, что видимое - временно, а невидимое - вечно>>.
Воспитанные в различных социальных условиях, Ольга Ивановна и Эллен
научились достаточно полно представлять физический мир, их окружающий,
научились любить литературу, поэзию и музыку. Но, кроме того, они очень
точно восприняли и усвоили мировоззрение общества, в котором были воспитаны
и представительницей которого каждая из них являлась.
Это яркий и убедительный пример закономерности: индивидуальное сознание
отражает общественное сознание.
Личность - это человек как носитель сознания
Эта глава подходит к концу, а определение личности в ней было дано в начале
и как бы вскользь.
Но тот, кто не только внимательно читал ее, но и задумывался над
прочитанным, не мог не заметить, что главу о личности я поместил сразу после
главы о сознании и, говоря о личности, я очень часто принужден был говорить
и о сознании. Следующая глава покажет, что, как говорил Сергей Леонидович
Рубинштейн, личность проявляется и формируется в деятельности.
Здесь же я не могу дать ей лучшего определения, чем поставленное в заголовке
этого рассказа.
Им я и закончу эту главу.