Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

За 2015-02-15

Re[3]: Из рассылки "Сам себе психолог. Техники домашнего применения"

Доброго времени суток, всем.
Во первых строках моего письма хочу обратиться ко всем с покорнейшей
просьбой: не обижайтесь, если я не сразу отвечаю на вопросы, адресованные
мне. Я никогда не игнорирую вопросы, мнения и суждения. Просто не хватает
времени. Я работающий педагог. А, как многим из Вас извесно, сейчас бедных
педагогов замучали бумагами, улыбка. Мне было бы интереснее написать в лист,
а я пишу эти бумаги, вот такая оптека. Может быть я не умею распределять
время, что ж я работаю над собой в этом направлении, но пока примите меня
такой, какая я есть.
По- этому сегодня, освободившись от годового отчёта, обо всём и сразу.
В начале января я предложила Вашему вниманию статьюАрхиепископа Иоанна
Шаховского !"Пневматология страха". Жаль, что мало откликов получила эта
работа. Юрий, подщитать слова можно и в книгеА. Курпатова "Средство от
страха" почему же Вы этого не сделали? Если автор говорит на эту тему как
же не употреблять это слово. Нет лучше давайте загоним его в глубину
подсознания, потому что мы боимся, опять же боимся неготивной энергии этого
слова. Так вот, давайте загоним это подальше. И будем дрожать по ночам и
бояться самого слова страх. По- моему психологи советуют обратное:
проговорить, пощупать, почувствовать свой страх. Это первый этап
преодаоления.
Моя подруга спросила меня: - Чем тебе помогла эта статья. отвечаю, для
одного и для всех.
Ответ подруге
Эта статья помогла мне понять, что страх, это грех. Если мы доверяем Богу и
понимаем, что ни один волос не упадёт с нашей головы без воли Создателя, мы
не будем бояться ни аварии, ни катастрофы, ни потопа, ни новоднения, ни не
выключенного газа, ни разбитого стекла... Не будем бояться ни за себя ни за
своих близких. Значит ли это, что я перестала всего бояться? Нет. Почему?
Потому что такой верой обладают только святые люди. А нам, грешным, нужно
хотябы умом понимать это и стремиться возрастать в вере и каяться на
исповеди в своих необоснованных страхах.

А теперь отвечаю на вопрос Дмитрия
Под традиционной психологией я подразумеваю то чему учат в университете.
Готовят тысячи психологов, которые ни кому не могут помочь. Под
нетрадиционной психологией я подразумиваю, как я уже говорила новые, или как
сейчас модно говорить инновационные направления и психологические технологии
такие как нлп. Эрексоновский гипноз, песочная терапия, арттерапия,
психоанализ, Гештальт терапия идр. Приведу пример. обычный гипноз разрушает
психику. Больной на какое- то время получает облегчение, но затем лечение
нужно повторять снова. В конце концов поциент становится зависимым от
врача. Такая зависимость хуже, чем зависимость от наркотических веществ.
Мозг разучивается сам справляться со своими проблемами. А вот Эриксоновский
гипноз позволяет человеку самостоятельно входить в определённые состояния и
самому оказывать себе помощь. В последнее время успешно развивается новое
очень интересное направление- православная психология. Психологическую
помощь оказывают грамотные и образованные священнослужители. Они пытаются
объединить веру и знания. Они используют свой духовный опыт и знания
принципов психологии. С одной стороны исповедь и покаяние, а с другой
стороны духовная беседа, иными словами психологический сеанс. Таким духовным
психологом и был Арх. Иоанн Шаховской, по- этому я и поместила его статью не
в религиозные рассылки, а, именно, в этот лист. Я думаю, что за этим
направлением будущее развитие психологии.
А статья мне понравилась потому что в ней показана глубокая, и, на мой
взгляд, нетрадиционная работа психолога. Психолог сумела вытащить из
подсознания глубинную причину пояявления бородавок у ребёнка. Причиной
оказался страх смерти близкого человека и желание спрятаться от этого
страха. Мне не понравилось в изложении материала только одно- многократное
повторение жаргонного слова "простучали". Конечно, его можно было заменить
на более благозвучный синоним- проговорили.
И еще одно. В период моей работы с психологом я написала сказку, в которой,
на мой взгляд, в художественной форме изложенно многое, и в частности
упражнения нлп и погружение в Эриксоновский гипноз. Это на мой взгляд, во
всяком случае, мне этого очень хотелось. А что получилось- судить читателю.
Правда написано- "Не суди, да не судим будешь" Ну это так к слову. Я давно
хотела, чтобы эту сказку увидели психологи. И вот моя мечта сбывается.
Пожалуйста, посмотрите, и давайте организуем обсуждение, не в качестве
осуждения, а в качестве рассуждения. В папке два варианта: текстовый и
звуковой. Выбирайте, кому какой удобнее, качайте, читайте и слушайте.
Звуковой вариант любительский. Начитала моя подруга с распечатки. Опять же
не судите строго, а ловите ссылку:
https://yadi.sk/d/yxGEhxhhdEiSV
С уважением Виктория.
-
Original Message From: "dmitriy v goshev" <dvgosh***@m*****.ru>
To: ""culture.psychology.psi2014" (19629418)" <splendidvi***@m*****.ru>
Sent: Thursday, February 12, 2015 4:19 AM
Subject: Re[2]: Из рассылки "Сам себе психолог. Техники домашнего
применения"

>
> Категорически приветствую, Виктория!
>
> С вашим утверждением, что "традиционная психология"- это прошлый век,
> категорически не соглашусь.
>
> Хотелось бы определиться с терминологией.
> Что, именно вы понимаете под терминами "традиционная психология" и
> "нетрадиционная психология"?
> Какие направления психологии вы относите к традиционным, а какие, к
> нетрадиционным?
>
>
>
> --
> Best regards,
> dmitriy mailto:dvgosh***@m*****.ru
> skype: dmitriy4144
>
> http://subscribe.ru/feedback

   2015-02-15 23:56:38 (#3220795)

Занимательная психология. Внимание (продолжение)

Еще раз приветствую всех читающих!
<<маршрута восприятия>>.
Не все сразу понимают, что такое <<маршрут восприятия>>. Но среди
непонимающих нет ни летчиков, ни шоферов. Летчики отлично знают, насколько
важно научиться автоматически, всегда в определенной последовательности
переключать внимание при чтении приборов. А ученики шоферы даже запоминают
не очень складный стишок, помогающий на первых порах <<маршруту внимания>>:
Товарищ! Это не проформа с!
Запомни, отправляясь вдаль:
Сцепленье. Передача. Тормоз.
Знак поворота. Газ. Педаль.
Лучший же способ стать внимательным - это никогда не позволять себе делать
никакой работы невнимательно! Игры индейцев
У охотничьих племен, для которых развитие внимания жизненно важно,
распространены такие игры: два или несколько соревнующихся в течение
короткого времени наблюдают какой либо предмет, после чего каждый отдельно
говорит судье, что он видел, стараясь перечислить возможно большее число
деталей.
Я рассказал об этом молодежи, с которой познакомился, приехав в дом отдыха.
С первых же прогулок началось увлечение этой игрой.
Мы разделились на две партии, располагавшиеся в разных местах полянки. В
каждой группе раскладывались на большом платке или косынке с дюжину
предметов, потом их чем либо прикрывали. Обычно это были карандаши, ножи,
запонки, камешки, цветы, кусочки бумаги, бусы. Клали их так, чтобы все было
хорошо видно. Судья проверял обе кучки.
Потом участники одной партии по очереди подходили к стоянке другой, судья со
счетом <<раз два>> открывал покрывало, показывая кучку предметов, затем
вновь закрывал. Пришедший должен был перечислить то, что увидел, и возможно
подробнее описать каждый предмет, его величину, цвет. Потом обе кучки
открывались, и сообща устанавливалось личное и командное первенство.
В дождливые дни, играя в помещении, мы иногда видоизменяли игру,
раскладывали костяшки домино и потом их называли.
В прогулках по городу, быстро проходя мимо витрин магазинов, мы старались
заметить, а потом описать возможно большее число предметов. Эта игра велась
с особым азартом после того, как я рассказал о случае, описанном английским
психологом Уильямом Карпентером. <<Один фокусник, выступавший в роли
<<ясновидящего>>, - рассказывает Карпентер, - добился того, что, проходя
мимо витрины, мог заметить и потом описать до сорока различных предметов>>.
Через месяц мы отметили положительное влияние наших упражнений, хотя и не у
всех одинаковое.
Профессиональное внимание
Различные профессии требуют различного внимания. У часовщика внимание
сосредоточенное. Еще более оно концентрировано у дежурного, который
наблюдает за экраном радиолокатора современного корабля, идущего в тумане.
У машиниста локомотива, шофера, летчика, милиционера, дирижера внимание
широко распределенное и быстро переключаемое. Перед дежурным на пульте
управления атомохода расположено более двухсот пятидесяти приборов и
сигнализаторов. Он должен не только беспрерывно переключать свое внимание с
прибора на прибор, но и широко распределять его. Внимание врача, ведущего
прием, или педагога требует не столь частых, но зато более глубоких
переключений.
Автоматизация производства и сельского хозяйства повышает роль так
называемых наблюдательных профессий. Здесь главное - внимательное наблюдение
за показаниями контрольных приборов.
Морально воспитанное внимание
Надо ли говорить <<на здоровье>>, если ваш сосед чихнет?
Я думаю, что этот вопрос не решается в общей форме. Иногда не грех в
шутливом <<на здоровье>> поддержать смутившуюся в новой компании девушку,
иногда же тактично не обратить внимания на чихнувшего. Вряд ли нужно
внимательно следить за каждым чихнувшим и поддерживать традицию, возникшую в
те времена, когда нюхали табак и угощали им других из табакерки. Но также
нет основания и бороться с этой традицией. Она ведь никому не вредит.
Но неумение владеть своим вниманием может и мешать.
Человека сшибла на улице машина. Через несколько десятков секунд он уже
окружен плотным кольцом глазеющих, которые ему ничем помочь не могут и не
только оскорбляют пострадавшего своим присутствием, но и мешают врачу
пробраться к нему. Врач молод и волнуется, толпа не дает ему
сосредоточиться, но он старается не замечать окружающих, чтобы лучше
выполнить свой долг. От его внимания часто зависит жизнь пострадавшего.
А бывает и так: один человек обижен другим. Горько обижен, и обида его
справедлива. Все его внимание занято мыслями об обиде. Он не думает о том,
что и сам был, возможно, не на высоте. В двадцатый и сотый раз во всех
деталях вспоминает обиду и находит все новые доводы своей правоты. И вот
друг постепенно становится недругом. Случается, что из за такого неумения
владеть своим вниманием, нежелания временно переключить его на другие мысли
ранее любимый человек становится нелюбимым. А если бы обиженный умел владеть
своим внутренне направленным вниманием и произвольно отвлечь его, может
быть, через некоторое время он по иному взглянул на происшедшее. И друг
остался бы другом, а любимый - любимым.
Владеть своим вниманием - это значит уметь не только задерживать его на том,
что должно вызывать интерес, но и не обращать его на то, что должно остаться
незамеченным, на что смотреть не сто?ит.
Испокон веков финны привыкли посещать свои финские бани совместно - мужчины
и женщины, не обращая внимания друг на друга. У них исторически сложилось
морально воспитанное внимание.

   2015-02-15 20:37:39 (#3220702)

Занимательная психология. Внимание.

Всем доброго времени суток и прекрасного настроения!

Продолжим знакомство с занимательными психологическими рассказами.
Все мы, вероятно, помним с детства строки:

Вместо шляпы на ходу - он надел сковороду...
А почему же так происходит?
Почему Ньютон, решивший сварить яйцо, в кастрюлю закинул часы, ожидая когда
яйцо сварится, держа его в руке?
И у каждого из нас в жизни вспоминаются нелепые истории, связанные со
вниманием.
Глава 4 Внимание

Опыт с часами и книгой
Вы обычно не слышите тиканья стенных часов в вашей комнате. Этот
однообразный звук выпадает из вашего внимания.
Попробуйте, читая книгу, поставить рядом с ней на стол часы и распределять
произвольное внимание, одновременно следя за тиканьем часов и продолжая
читать книгу. Некоторое время это будет удаваться, но вскоре вы либо станете
прерывать чтение, чтобы послушать часы, либо, увлекшись книгой, <<забудете>>
о часах. Я поставил в кавычки слово <<забудете>>, так как здесь дело не в
вашей памяти, а именно во внимании.
Внимание - это выделение сознанием воспринимаемых или вспоминаемых объектов
с одновременным отвлечением от других; это направленность сознания на
определенный объект. Во внимании проявляется избирательность сознания.
Внимание - не самостоятельная форма психического отражения, а организация
любых других его форм.
То, к чему привлечено внимание, становится для нас фигурой, а все остальное
- фоном. <<При сосредоточенном думании, при увлечении каким нибудь делом мы
не видим и не слышим, что около нас происходит, - явная отрицательная
индукция>>, - говорил Павлов о физиологическом механизме отвлечения
внимания, воспроизведенном нами в опыте с одновременным чтением книги и
слушанием часов.
Если бы ваша черепная крышка была прозрачной, то можно было бы во время
этого опыта наблюдать, как оптимальный очаг возбуждения переходит то в
центры, определяющие чтение книги, то - слушание часов.
Объем внимания
Прочтите кому нибудь следующее задание:
- Сейчас я покажу вам на одну секунду рисунок, на котором будет несколько
чисел. Посмотрите внимательно, какие числа написаны в таблице, а когда я
уберу рисунок, сложите их и сумму запишите.
Потом на одну секунду, мысленно сосчитав <<раз и>>, покажите верхнюю часть
рисунка, закрыв остальное листом бумаги.
Таблички для исследования объема внимания

Когда сумма будет записана и дана вам, попросите ответить, на каких фигурках
какие числа были написаны. Редко кто вспомнит эти фигуры. Большинство
справедливо скажет: <<Я не обратил внимания>>, <<Я не заметил>>, кое кто,
знакомый с психологией, сможет даже сказать:
- Не хватало объема внимания одновременно заметить и числа, и фигуры.
Этот опыт иллюстрирует не только объем внимания, если понимать под этим
термином максимальное количество не объединенных в группы объектов, которые
человек может одновременно и отчетливо воспринять в связи с решением какой
либо одной задачи. Большую роль здесь играет и избирательность восприятия,
определенная в данном случае установкой, заданием. Если в приведенной выше
инструкции добавить слова: <<Одновременно запомните и в какой фигуре какие
цифры нарисованы>>, - внимание будет организованно иначе, но объема его
также может не хватить на выполнение этого задания полностью.
Узнать, у кого какой объем внимания, можно с помощью сеток этого же рисунка.
Сделайте предварительно в листке картона, несколько большем, чем раскрытая
книга, <<окно>>, в котором по очереди можно было бы показывать каждую сетку
так, чтобы остальная книга была закрыта картоном. Заготовьте для каждого
испытуемого по девять пустых сеток. Потренируйтесь, чтобы возможно быстрее
и, главное, равномернее открывать <<окно>> и вновь закрывать его ладонью.
Покажите так каждому участнику опыта по очереди все сетки, предварительно
попросив, во первых, возможно лучше заметить, где и какие фигурки стоят в
сетках, а во вторых, после каждой экспозиции расставить такие же фигурки в
пустой сетке. Так выяснится, кто из участников правильно определил
наибольшее количество фигурок в одной сетке. Обычно точно замечают от
четырех до шести фигурок, но у разных личностей объем внимания может быть
разный.
Кто скорее сможет найти все число подряд от 7 до 90?

Оценить объем внимания одновременно с возможностью его переключения вы
сможете, выполнив задание на рисунке.
Сколько дел можно делать одновременно
Говорят, что Наполеон мог одновременно выполнять семь дел. Трудно поверить,
что это так и было. Но вот в 1887 г. французский психолог Полан
демонстрировал свою способность читать слушателям одно стихотворение и в то
же время писать другое. Он мог, декламируя стихи, письменно выполнять
сложные умножения. Это уже достоверный факт.
Инструктор, обучая курсанта аэроклуба выполнению взлета, должен научить его
распределять, или, как говорят летчики, рассредоточивать, внимание между
многими процессами: определением расстояния до земли, устранением кренов и
сноса, выдерживанием направления, определением на слух работы мотора. Если
инструктор производит взлет вместе с курсантом, то вдобавок ему еще
приходится оценивать качество выполнения курсантом каждого из элементов
взлета.
Распределение внимания - это качество его, проявляющееся при одновременном
выполнении двух или нескольких действий. <<Разве это не обычная вещь, что
мы, занятые главным образом одним делом, одной мыслью, можем одновременно
исполнять другое дело, очень привычное для нас, то есть работать теми
частями полушарий, которые находятся в известной степени торможения по
механизму внешнего торможения, так как пункт полушария, связанного с нашим
главным делом, конечно, является тогда сильно возбужденным?>> - писал
Павлов, накладывая психологический узор на физиологическую канву.
Колебания внимания
Ослабление устойчивости внимания может быть длительным или временным. Его
колебания, или флюктуации, наблюдаются у всех людей без исключения, но в
разной степени.
В течение нескольких минут, напрягая произвольное внимание, посмотрите на
двойственное изображение <<профилей и вазы>> на странице 134 [9] .
Попробуйте видеть только одно из них. Вам это не удастся. Причина -
колебания внимания.
Каждый раз, когда у вас будет <<проскакивать>> в сознании другая фигура,
ударяйте по столу пальцем, попросив кого нибудь записывать, следя по
секундомеру, секунды, на которых вы будете стучать. Так вы сможете получить
замеры колебания вашего внимания. Сделав этот опыт с другими лицами и на
других двойственных рисунках, вы убедитесь, что внимание колеблется не
всегда и не у всех одинаково.
Если, найдя слуховой порог (я уже рассказывал, как это сделать), часы
держать, не двигая, их звук будет то исчезать, то появляться также
вследствие колебания внимания. Это же явление можно было наблюдать и на
постах противовоздушной обороны во время Великой Отечественной войны, когда
самолет летел на <<пороговой>> высоте для наблюдавшего за ним. Так же то
появляется, то исчезает парящий высоко в ясном небе жаворонок.
Путаница
Попытайтесь глазами (а не карандашом или пальцем) возможно скорее проследить
каждую из линий рисунка, помещенного ниже.
Прослеживание взглядом каждой из этих линий от начала до конца требует
устойчивости внимания

На приложенной справа сбоку полоске бумаги, где кончается каждая из
прослеженных линий, напишите ее номер. Проверив себя какой либо палочкой
(опять таки, не пальцем и не карандашом, чтобы не пачкать книги), вы,
возможно, отметите несколько ошибок. Они будут вызваны недостаточной
устойчивостью внимания в местах перекреста прослеживаемых линий с другими.
Устойчивость внимания - это длительное удержание его на чем либо,
сопротивляемость внимания утомлению и отвлечению.
<<Порхающее>> и <<липкое>>
- Чрезмерно подвижный, впечатлительный ученик все время на уроке вертится,
смотрит по сторонам на приятелей и не слышит меня. Я ему говорю: <<Какой ты
невнимательный!>> А другой задумался, вспомнив заинтересовавшую его книгу,
тоже не слушает меня. И ему я говорю: <<Какой ты невнимательный!>> Но ведь
невнимательность то у них очень разная. Как же тут быть? - спросила меня
молодая учительница.
Она правильно подметила, что есть два вида рассеянности, в известной мере
противоположных друг другу. Первый называют <<порхающим вниманием>>, оно
определяется непроизвольным, легким переключением очень мало интенсивного и
неустойчивого, внешне направленного внимания. Оно больше свойственно детям.
Второй вид рассеянности столь же образно называют <<липким вниманием>>. Оно
определяется трудным переключением очень высоко интенсивного и устойчивого,
чаще внутренне направленного внимания. Большое число анекдотов об ученых,
занятых своими мыслями, иллюстрирует именно этот вид рассеянности.
Рассказывают, что академик Иван Алексеевич Каблуков, перед тем как войти в
трамвай, аккуратно снимал галоши.
Однако оба вида невнимательности могут проявляться не только у детей или
академиков, но и у каждого из нас с вами.
Какая же невнимательность хуже?
Все зависит от того, у кого и в каких условиях она проявляется. Для
работников водительских профессий: шоферов, вагоновожатых, машинистов,
летчиков - <<липкое внимание>> может явиться причиной не только ошибочных
действий, но и аварий. А в ряде случаев подобное внимание бывает и полезным.
Тогда его не называют <<липким>>. Приведу такой эпизод.
Ньютон задумал сварить яйцо. Взяв часы, он заметил начало варки. А спустя
некоторое время вдруг обнаружил, что в руках держит яйцо, а варит... часы.
Но когда ученого однажды спросили, как ему удалось открыть закон тяготения,
он ответил:
- Благодаря тому, что я неотступно думал об этом вопросе.
Великий французский биолог Жорж Кювье (1769 1832) на основании этих слов
Ньютона определил понятие <<гений>> как неотступное внимание.
Как стать внимательным?
- Я узнал кое что новое о внимании, но я еще не знаю самого главного для
меня, да и, наверное, для многих других. Вы не научили нас, как стать
внимательным.
Так может сказать читатель. А можно ли, не зная профессии читателя,
посоветовать ему, как развивать внимание?
Конечно, молодой музыкант должен несколько иначе развивать свое внимание,
чем молодой шофер или чертежник. Но есть правила, общие для многих. Кроме
того, умение быть внимательным нужно не только по условиям профессиональной
работы. Ведь музыканту приходится водить свою автомашину, шоферу - делать
чертежи своего изобретения и, может быть, играть на скрипке.
Приучать себя внимательно работать в самых разнообразных условиях - вот
верный
путь формирования внимания.
Следует научиться произвольно и целеустремленно направлять внимание на
определенный объект, не давая себя отвлечь посторонним раздражителям.
Развитие устойчивости внимания человека связано с развитием его волевых
качеств: всем надо дисциплинировать себя, приучать даже в мелочах быть
хозяином своих действий.
Большую пользу принесут систематические упражнения в одновременном
выполнении различных процессов. Делать это надо так, чтобы общее восприятие
каждого объекта сохранялось достаточно хорошо и в то же время из
второстепенного выделялось главное, на чем и концентрировалось бы внимание.
Как развивать объем внимания, я объясню в рассказе <<Игры индейцев>>.
Тренировка переключения внимания должна развиваться по трем направлениям:
* тренировка в быстром переключении внимания с объекта на объект;
* тренировка в умении выделять наиболее важные объекты за счет
второстепенных;
* тренировка в порядке переключения, в том, что образно называют выработкой

   2015-02-15 20:37:25 (#3220701)

Как формируется первое впечатление о человеке?

Добрый день, дорогие друзья!

Первое впечатление о человеке это механизм быстротечного восприятия
другого человека в любых ситуациях, когда мы сталкиваемся с новыми для
нас людьми и
нехваткой времени.

Назначение первого впечатления о человеке, в первом приближении, состоит
в том, чтобы подобрать оптимальную модель поведения и общения с ним.

Дело в том, что чувственный механизм познания значительно превосходит
логический по скорости протекания. Эта особенность перешла к нам с
незапамятных времен,
полных внешних опасностей, когда многие жизненные ситуации подталкивали
людей к тому, чтобы быстро принять решение как себя вести: спасаться
бегством или
нападать, защищая себя.

Чувственный аппарат восприятия помогал людям выживать в условиях острой
нехватки времени на рациональное присчитывание всех возможных ситуаций.

В современных условиях зачастую возникают ситуации, когда нам
встречаются новые люди, с которыми необходимо немедленно начинать общаться.

Поэтому мы в основном формируем наше первое впечатление о человеке на
основе грубого внешнего осмотра и сопоставляем результаты нашего
первичного восприятия
с внутренней базой данных уже готовых стереотипных суждений о внешних
качествах и соответствующих им моделей поведения. Такой анализ, когда
внешние воспринимаемые
данные не анализируются, а сравниваются с подходящим шаблоном,
называется эмпирическим. Для того чтобы получить о другом человеке
информацию и сформировать
о нем первое впечатление люди пользуются так называемыми сигнальными
системами.

Первая и вторая сигнальные системы

Сигнальной системой знаменитый российский ученый И. П. Павлов назвал
систему сигналов, воспринимаемую нашим мозгом, а соответствующую
деятельность мозга
по распознаванию поступающих сигналов - сигнальной деятельностью мозга.

К первой сигнальной системе Павлов отнес сигналы, поступающие в мозг от
всевозможных предметов и явлений, воздействующих на органы чувств, в
результате
которых возникают ощущение, восприятие и представление.

Эта сигнальная система имеется как у человека, так и у животных. Однако
люди отличаются от животных значительно усложненной системой передачи
звуковых сообщений
- речью.

Поэтому слово и речь образовали вторую сигнальную систему.

У людей процесс познания, как правило, состоит из комбинации обеих
систем. Более того, обе сигнальные системы тесно взаимодействуют между
собой. Например,
если сигналы второй сигнальной системы никак не подкрепляются сигналами
первой системы, то они могут быть восприняты непонятными. Так, например
слово ``cat''
ни о чем нам не говорит, если мы не знаем английского языка.

Однако изображение кошки, предъявленное с этим словом, поможет
незнающему английского языка человеку увязать звучание слова с его
значением воедино.

Таким образом, будучи отличными друг от друга, сигнальные системы только
тогда помогают адекватно воспринимать окружающий мир, когда работают
совместно,
дополняя друг друга.

Таким образом, первое впечатление о человеке формируется на основе не
только внешнего эмоционального восприятия, но и осознаваемых оценочных
суждений.

Кроме того, первое впечатление о человеке формируется как при
специальном намерении оценить его, так и без всякого намерения.

Первое впечатление является результатом совместной работы первой и
второй сигнальных систем. А дальнейшее впечатление формируется под
значительным влиянием
второй сигнальной системы.

Ориентировочная реакция

Основой первого впечатления как такового является новизна
воспринимаемого объекта.

Физиологические исследования ученых П. К. Анохина, Е. Н. Соколова, И. М.
Фейгенберг, Хьюбела, Хенсона и других показали, что в головном мозге
присутствует
механизм, ранжирующий все поступающие внешние сообщения по степени их
новизны, или по сути, значительности.

Прежде незнакомые человеку люди, с которыми ему предстоит в дальнейшем
вместе общаться, являются для человека источниками сигналов номер один.

Такую избирательность головного мозга по отношению к информации ученые
назвали ориентировочной реакцией. Это реакция на новизну, неожиданность
и значимость
поступающей извне информации.

Например, чем более ярко выражено несоответствие между обликом и
поступками вновь встреченного нами человека, тем большее количество
информации он несет
нам.

Ориентировочная реакция послужила основой появления и развития качества
людей прогнозировать еще не наступившие события. Основу прогнозирования
составляют
компоненты прошлого опыта уже произошедших событий.

Индивидуальное первое впечатление

Ученые решили проверить предположение о том, что первое впечатление,
особенно в условиях недостатка информации, формируется у людей
посредством первой
сигнальной системы, благодаря особенностям внешности и поведения
воспринимаемого нами человека.

Для этого они поставили и провели опыт с участием группы из 14 взрослых
испытуемых и помошника экспериментаторов - человека обладающего
актерскими способностями.

Ассистент ученых появлялся в поле зрения испытуемых в первый раз десять
секунд, во второй, третий и четвертый разы - по одной минуте и в
последний раз -
пять минут. Было проведено несколько раундов, в каждом из которых
действия помошника все более ``усложнялись'':

- Так, в первом раунде ассистент приоткрыл дверь в помещение, где сидели
испытуемые, поискал глазами кого-то и произнеся: ''извините'', закрыл дверь;

- Затем, во втором действии, он вошел в комнату со спокойным выражением
лица, постоял одну минуту, а затем покинул комнату;

- В третий раз, он прошел между столами, за которыми сидели испытуемые,
заглянул в чьи-то записи, погрозил пальцем девушке, которая хотела
заговорить с
соседом, а затем удалился;

- Во время четвертого появления ассистент с выражением читал басню С.
Крылова, пока его не прервали;

- И наконец, при последнем его ``явлении народу'' испытуемые могли
задавать ему любые вопросы, касающиеся, в том числе его качеств, кроме
тех вопросов, которые
прямо отвечали бы, какие качества он себе приписывает.

Все перерывы между каждым действием продолжались по три минуты.

После каждой из встреч испытуемых с ассистентом, ученые группировали их
высказывания о последнем по следующим группам:

1) характеристики физического облика,

2) экспрессия,

3) оформление им своей внешности,

4) поведение,

5) переживаемое состояние,

6) качества его личности.

7) высказывания участников об отношении, которое вызвал у них ассистент.

Результаты опыта, вполне предсказуемо продемонстрировали механизм
формирования первого впечатления.

Так на первых этапах знакомства с новым человеком испытуемые описывали
особенности его внешнего вида и манеры держать себя.

Затем, с наступлением четвертой и пятой фазы эксперимента испытуемые
получили возможность оценить его ораторские навыки, а так же кругозор и
круг его интересов.
Кроме того некоторые сведения о свойствах личности ассистента испытуемые
могли почерпнуть благодаря его эмоциональной выразительности. Поэтому
именно на
последние стадии знакомства приходятся все высказывания касающиеся
свойств личности воспринимаемого нового человека.

Подводя итоги, отметим для себя, что приведенные опыты ученых строго
научно доказали справедливость народной пословицы: ``Встречают по
одежке...'', а мы можем
сделать для себя сугубо практический вывод о том, что не так важно, что
мы из себя в действительности представляем, важно как мы выглядим и
позиционируем
себя.

   2015-02-15 18:17:50 (#3220643)