Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

За 2015-02-05

Занимательная психология. Эмоции, продолжение.

Всем зимнее февральское здравствуйте!

Продолжаю публиковать рассказы из ``Занимательной психологии'' К. Платонова.

Детектор лжи
В начале 1984 г., по сообщениям газет, британское правительство закупило в
США большую партию полиграфов.
Полиграф, или детектор лжи, точно регистрирует изменение пульса, дыхания и
других физиологических функций допрашиваемого под влиянием эмоций.
Буржуазные юристы считают их объективным доказательством ложности показаний
проходящего проверку.
Но подобные приемы восходят к глубокой древности и назывались когда то
<<судами богов>>. Разные народы по разному находили приемы, позволявшие
выявлять человека с нечистой совестью. Рассказ о том, как вор схватился за
шапку, когда мудрый судья закричал: <<На воре шапка горит!>> - с различными
вариациями встречается в эпосе многих народностей.
У китайцев также был когда то подобный обычай. Обвиненный в воровстве во
время суда держал во рту горсть сухого риса. Если он, выслушав обвинение,
выплевывал рис сухим, то признавался виновным. Этот обычай имеет подоплекой
также психологию. Страх не только переживается человеком, но и вызывает ряд
телесных изменений, в частности, от страха уменьшается слюноотделение -
пересыхает во рту. Поэтому у вора, который боится разоблачения, рис остается
сухим.
Такие <<суды богов>> могли быть действительными только по отношению к тем
обвиняемым, которые сами глубоко верили в их правильность. У человека, если
он страшится быть несправедливо осужденным в результате ошибки такого суда,
рис ведь тоже останется сухим. По этой же причине вводят в заблуждение и
детекторы лжи. Ведь чем вызваны регистрируемые ими эмоции - ложью,
воспоминанием о преступлении, страхом быть невинно осужденным, возмущением,
насилием над личностью или еще чем либо иным, - они выявить не могут.

Эмоции и чувства
Эмоции и чувства обычно не различают и даже помещают в одну главу учебников
психологии. Иногда чувства называют высшими, социальными эмоциями.
Но в свете теории отражения это разные формы психического отражения. И если
эмоции отражают объективные отношения внешнего мира к организму, то чувства
- это отражение объективных отношений внешнего мира к нуждам личности.
В психологическую структуру чувств эмоции, конечно, входят. Но, кроме них, в
нее входит и понятие того, что вызывает эти чувства.
Чтобы у человека было чувство любви к родине, у него должно иметься и
понятие <<родина>>.
В предыдущих рассказах я писал о человеческих эмоциях. Но они в чистом виде
у человека встречаются очень редко, как правило, принимая форму чувств.
Что же такое любовь?
О любви написано, очевидно, почти столько же, сколько вообще за всю историю
человечества написали прозаики и поэты. Здесь не стоит говорить о содержании
чувства любви, о ее влиянии на человека. Расскажу только о психологической
сущности любви.
Любовь - это чувство. Человек переживает любовь как свое отношение к объекту
любви. У одного и того же человека чувство это различно к различным
объектам. По разному он любит фруктовое мороженое и отбивную котлету, музыку
и игру в волейбол, куклу и котенка, брата и бабушку, сына и внука, родной
город и отечество. Я объединил умышленно различные объекты любви в группы,
чтобы показать, что внутри каждой группы любовь человека различна.
Очевидно, вы сейчас ждете от меня рассказа о любви к другу, о любви Ромео и
Джульетты, Анны Карениной и Вронского. Но посмотрим сначала, есть ли что
либо общее в чувстве человека во всех случаях, когда он говорит: <<Я
люблю!>>
Этим общим чувством является желание постоянно иметь возле себя объект любви
или боязнь утерять его. Общим является также сравнимость этого чувства по
его силе в отношении разных объектов. Каждый обычно знает, что он любит
больше, а что меньше, хотя иногда и не сразу может в этом разобраться.
Все объекты любви можно распределить на две группы. В первую входят те, в
отношении которых чувство исчерпывается только что сказанным. Любящий
выступает лишь в качестве потребителя удовольствия, он заботится главным
образом о себе. Ко второй относятся те объекты, по отношению к которым у
любящего преобладает желание не столько получить от объекта любви, сколько
все отдать ему, даже если это будет в ущерб себе.
Я вас любил так искренно, так нежно,
как дай вам Бог любимой быть другим!

В некоторых языках слово <<любить>> относится только к этой второй группе.
Украинец не скажет: <<Я кохаю музику>>. И надо полагать, что это правильно.
В русском языке, в словах, производных от слова <<любовь>>, тоже есть
определенные оттенки. <<Так же смешно было бы сказать: он ее любитель, как:
он любовник наук и художеств>>, - писал Денис Иванович Фонвизин в своем
<<Опыте Российского сословника>>.
Словом <<люблю>> нельзя бросаться налево и направо, относиться к нему
легкомысленно.
А бывает ли все таки любовь с первого взгляда?
Конечно, бывает. Любовь может вырасти из дружбы, но может вырасти из
влечения, появившегося в начале знакомства, и быть усилена потом дружбой. И
тот и другой путь закономерен, но в любви, развившейся в результате
длительной симпатии, уже проверенной временем, труднее ошибиться, она чаще
бывает прочнее. Если же влечение с первого взгляда не подкрепляется потом
дружбой, оно может растаять как дым и не перерастет в любовь.
Вот как обыграл тему <<вечной любви>> поэт Николай Гумилев [6] :
На утре памяти неверной
Я вспоминаю пестрый луг,
Где царствовал высокомерный,
Мной обожаемый индюк.
Была в нем злоба и свобода,
Был клюв его как пламя ал,
И за мои четыре года
Меня он остро презирал.
Ни шоколад, ни карамели,
Ни ананасная вода
Меня утешить не умели
В сознаньи моего стыда.
И вновь пришла беда большая,
И стыд, и горе детских лет:
Ты, обожаемая, злая,
Мне гордо отвечаешь: <<Нет!>>
Но все проходит в жизни зыбкой -
Пройдет любовь, пройдет тоска,
И вспомню я тебя с улыбкой,
Как вспоминаю индюка.

Любовь, как и дружба, растет и крепнет под влиянием привычки. Правильные,
хорошие отношения в семье именно потому и укрепляют и усиливают любовь, что
делают ее привычной. Безусловнорефлекторное чувство усиливается
условнорефлекторным, а любовь человека, как и все его эмоции, вся его
деятельность, сильны не безусловно , а условнорефлекторными их компонентами.
В глубоком и богатом чувстве любви гармонично сочетаются все ее стороны, и в
этом ее основная психологическая сущность. Сопоставляя то, о чем я
рассказал, с различными известными вам из литературы и из жизни историями
любви, вы сами еще лучше разберетесь в этом вопросе.
Странник идет, опираясь на посох -
Мне почему то припомнилась ты.
Едет коляска на красных колесах -
Мне почему то припомнилась ты.
Вечером лампу зажгут в коридоре -
Мне непременно припомнишься ты.
Что б ни случилось на суше, на море,
Или на небе - мне вспомнишься ты.

Вспоминая эти строчки Ходасевича, поэт Максимилиан Волошин говорил: <<Лучше
и лаконичнее о любви еще никто не сказал!>>
Любовь и голод
<<Любовь и Голод - два родных брата, две коренных основы всего живущего.
Все, что живет, - движется, чтобы питаться; и питается, чтобы
воспроизводить.
Любовь и Голод - цель их одна: нужно, чтобы жизнь не прекращалась,
собственная и чужая - все та же, всеобщая жизнь>>.
Так в 1878 г. в своем стихотворении в прозе <<Два брата>> И. С. Тургенев
показал их неразрывную связь.
Действительно, инстинкт продолжения рода, как и чувство голода и жажды,
присущи и человеку, и животному.
Но оба претерпели изменения, вызванные общим процессом социализации
личности.
Голод, который утоляется жареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки,
это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук,
ногтей и зубов. Еще многообразнее изменяется любовь.
<<Современная половая любовь существенно отличается от простого полового
влечения, от эроса древних, - писал в конце XIX в. один известый философ. -
Во первых, она предполагает у любимого существа взаимную любовь; в этом
отношении женщина находится в равном положении с мужчиной, тогда как для
античного эроса отнюдь не всегда требовалось ее согласие. Во вторых, сила и
продолжительность половой любви бывают такими, что невозможность обладания и
разлука представляются обеим сторонам великим, если не величайшим
несчастьем; они идут на огромный риск, даже ставят на карту свою жизнь,
чтобы только принадлежать друг другу... и, наконец, появляется новый
нравственный критерий для осуждения и оправдания половой связи; спрашивают
не только о том, была ли она брачной или внебрачной, но и о том, возникла ли
она по взаимной любви или нет?>>
Но, к сожалению, и в наше время еще не всегда бывает так, как мечтал этот
философ. Скажу об этом словами Владимира Солоухина:
<<Есть два типа мужчин. Одни, чем больше женской любви выпало на их долю,
относятся к этой любви все с большим презрением, все грязнее. Вся похабщина
по отношению к женщине от них. Все оскорбительные и отвратительные слова -
от них. Другие все больше ценят любовь, относятся к женщине все нежнее, все
благодарнее>>.
Вторых пока что значительно меньше, но именно они идут по верному пути
развития человечества.
Инстинкт сохранения рода
Вспомним замечательное стихотворение в прозе Тургенева <<Воробей>>.
<<Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой
дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья, с желтизной около клюва и
пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел
неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого
дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой весь
взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в
направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое
тело трепетало от ужаса, голос его одичал и охрип, он замирал, он жертвовал
собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все таки он не
мог усидеть на своей высокой безопасной ветке... Сила, сильнее его воли,
сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса и удалился благоговея. Да, не смейтесь. Я
благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее
порывом...
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью
держится и движется жизнь>>.
На первый взгляд, в подобных случаях животные действуют вопреки инстинкту.
Но это не так. Просто инстинкт продолжения рода сильнее инстинкта
самосохранения, что биологически понятно и целесообразно. Об этом говорит и
Тургенев, заключая стихотворение в прозе <<Воробей>>.
Кто любит музыку?
Мой знакомый считал, что опера - это наиболее дорогостоящий шум. С этим
мнением, конечно, мало кто согласится, по крайней мере вслух! Оперу, как и
вообще музыку, любят не все, а если и любят, то разную и по разному.
Эмоциональная реакция на музыку имеет две стороны: безусловно- и
условнорефлекторную. Первая определяется законами акустики и физиологией
слухового аппарата.
Некоторые сочетания звуков воспринимаются как неблагозвучные, оставляют
неприятное ощущение, - это диссонансы. Другие сочетания звуков благозвучны.
Сыграйте или попросите кого нибудь громко сыграть на рояле два сочетания
звуков, изображенных на рисунке, и вы убедитесь, что одно из них неприятно,
а другое приятно для слуха.

Условнорефлекторное влияние музыки определяется различным музыкальным
воспитанием. У каждого, например, есть любимые мелодии, с которыми связаны
определенные приятные воспоминания. Зная условия, в которых создавалось
музыкальное произведение и как его понимал сам композитор, мы полнее, глубже
и с большим интересом воспринимаем его. Иными словами, мы учимся восприятию
музыки.
Мой приятель, так непочтительно отзывающийся об опере, просто не получил
музыкального воспитания.
Но немалую роль в положительной эмоциональной реакции человека на музыку
может сыграть подражание.
<<Всем моим подругам, с мнением которых я считаюсь, нравится новая
пластинка. Ах, какая она прелесть!>> - так не только говорят, но и чувствуют
те, кому мода заменяет собственный вкус.
К сожалению, мода на современные дискотеки часто развивает у молодежи вместо
любви к хорошей музыке вредную для организма привычку к диссонансам.

   2015-02-05 19:04:07 (#3214014)

К 72 годовщине Сталинградской битвы.

Доброго мирного неба нам всем!
Предлагаю вниманию статью из свежего выпуска Психологической газеты.

К 72 годовщине окончания кровопролитной Сталинградской битвы, которая стала
переломным моментом в Великой Отечественной войне, психолог Ольга Епифанова
прислала рассказ о семье своей мамы - ребёнка Сталинграда. История наших
семей - бережная память о тех, кто важен и значим, становится тем
фундаментом, на котором строится психологическое благополучие новых
поколений:

Жизнь человеческая, в масштабе вечности - как пролетевшая по ночному
небосклону комета, как малая песчинка на речном берегу, как сбежавшая по
щеке слезинка, как яркая вспышка, на мгновение озарившая и выхватившая из
темноты небытия торжественно застывшие лица. Лица моих родных...

Кадр первый: Анна Васильевна Землянская

Наверное, я была не старше своих теперешних воспитанников, четырёх -
пятилеток, когда стала задавать моей маме, Надежде Епифановой, вопросы о
бабушке, её матери, которой не стало в 1943 году. Звали её Анной
Васильевной, Нюсей. Как мило и нежно улыбается она на чудом сохранившемся
довоенном фото! Родилась Аня в семье Василия Алексенко, в 1915 г. Росла
рядом со старшим братом Василием, среди пяти сестёр. Стала любимой женой
Павла Землянского и матерью пятерых его детей: Коленьки, Неллочки, Наденьки,
Славика и Витеньки. Жили до войны в Сталинграде. Павлика через месяц после
начала войны призвали в армию. Когда война стала подходить к городу на
Волге, вырыли большую яму посередине двора, всё нехитрое имущество туда
сложили и закопали, не зная того, что всё это хранилище разворотит снарядом.
Уехали к родителям Анны в Каптинку. Казалось, что это безопаснее. Муж Павел
в июле 1942 пришёл после ранения в отпуск, разыскал семью. Анна
забеременела. Врезался в память сестре её младшей Лене, как бежали они
перебежками мимо наших позиций по осенней степи - Анна с младенцем Славой, а
Лена, держа за ручки Колю и Надю. Какой-то сердобольный солдат пожалел
плачущего голодного годовалого малыша и дал ему кусок колбасы. Славик умер в
муках, от отравления. Жизнь не щадила Анну. Беременность в тяжкие дни войны,
забота о детях в голодное время. Последний кусок им отдавала. 5-летняя
белокурая молчаливая Надя навсегда запомнила, как упала её мамочка,
проснувшись на заре и споткнувшись о большую глиняную квашню, стоявшую
недалеко от их кровати. Упала без сил и больше уже не поднялась. Говорили:
<<сердечница>>. Похоронили Анну в селе Каптинка Сталинградской области,
недалеко от тех мест, где в ноябре 1942 г. началось контрнаступление
Советский войск под Сталинградом. Где так громко вступили в войну
легендарные <<катюши>>. Как жаль, что не знаем мы, потомки, места её
захоронения. А моя мама, убирая могилки умерших родственников, свято верит в
то, что каждый раз приходя на кладбище, навещает она свою родную маму,
которой ей так не хватало всю жизнь. В День ракетных войск и артиллерии, 19
ноября, я всегда вспоминаю нашу молодую, 28 летнюю, бабушку, сидящую в
морозный ноябрьский день в укрытии, слушающую канонаду близкого боя и
прижимающую к себе, как драгоценность, двух оставшихся к тому времени в
живых, детей...

Кадр второй: Павел Тихонович Землянский

Жарким летним днём я, трёх- или четырёхлетка, еду на плечах моего дедушки
Павла, качаясь в такт его размеренным широким шагам по мосту через овраг, по
дороге от станции Ельшанка до 7-ой больницы. Ноги драчуна Павки Землянского
помнила здесь когда-то каждая кочка. Здесь прошли его детство и юность.
Здесь он, ельшанский хулиган, встретил и полюбил милую нежную Нюсю. Здесь
они поженились, построили свой дом на улице Чебышева и родили на исходе 1935
года первенца Колю. Вот он на фотографии - лобастый и крепкий мальчик. Сразу
видно: рождён в любви.

Из воспоминаний нашего дедушки, Землянского Павла Тихоновича (1.01.1916 -
14.05.1993) о Великой Отечественной войне: <<Месяц находился дома, работал
на бирже сырья завода им. Куйбышева. В июле был призван в Красную Армию и
послан учиться в Новочеркасское кавалерийское училище, которое закончил 10
марта 1942 года. Во время учёбы выступили на оборону Таганрога. Затем был
направлен в Пятигорск, а оттуда в Лиски - узловую станцию, где охранял
стратегически важный мост. В Лисках заразился тифом и проболел 76 дней. (Вот
на фотографии дедушка со своим другом Очиром после болезни.) Затем дали
отпуск на 45 дней, до 1 августа 42 года. Навестил своих родных в
Сталинграде. 3 августа 42 года был послан в Астрахань, где формировалась 28
пехотная армия (командир полка Кроха). В ноябре выступили на фронт в
направлении Яшкуля Калмыцкой АССР. Приняли бой, в котором потеряли одно
орудие. Пошли в направлении Элисты. Неделю шли бои. С Элисты пошли на
Дивное, а затем по Егорлыкской балке долго шли на Сальск. Целью было взять
Сальск в окружение. На узловой станции Верблюд формировалось казачество. Мы
пошли на Батайск. Мосты все взорваны, железнодорожные пути забиты составами.
Сожгли 2 вагона, набитые немецкими трупами. Наверное, из-под Сталинграда. 2
февраля 1943 года прибыли на станцию Батайск. 5-ая Ударная Сталинградская
армия, пошла в обход и 14 февраля 1943 года, после победы под Сталинградом,
в ходе общего отступления вермахта на южном участке Восточного фронта,
окончательно освободила Ростов-на-Дону от немецких войск. Немец ушёл в
Таганрог и занял оборону на реке Миус. В августе 43-го все попытки 5-ой
Ударной сделать прорыв на реке Миус захлебнулись. Мы долго обманывали немцев
изматывающими манёврами по направлению на Харьков. В селе Политотдельском
Матвеево-Курганского района Ростовской области 20 августа 43-го я был ранен
под правое лёгкое и под правую ягодицу. С передовой доставили самолётом -
кукурузником в Саратовский госпиталь, где лечили меня полтора месяца.
Осколок в правом лёгком остался на всю жизнь. Из Саратовского военного
округа был направлен в г. Пугачёво, а оттуда послан в учебную бригаду на
станцию Инза Ульяновской области. К тому времени узнал, что сын Вячеслав,
1941 г.р. умер осенью 1942 от отравления: боец на позициях пожалел мать с
ребёнком и угостил колбасой. Отец Тихон написал, что жена моя Анна умерла в
начале лета 43-го. После неё умер и сын Виктор, которого я так и не увидел
никогда: родился он в апреле, через 9 месяцев после моего свидания с Нюсей.
Осталось у меня двое деток: Николай - сынок и Надя - доченька.

В Инзе, будучи лейтенантом и имея боевой опыт, учил я младших командиров.
Встретил там славную женщину.

После второго выпуска в школе командиров, мне дали отпуск на 20 дней. После
отпуска делали набор в Польшу. Было нас 13 человек командиров. В Пугачёве
набрали мы солдат. И прибыли в начале января в г. Замбрув, на реке Висла,
восточнее Варшавы. Оборону Варшавы держали власовцы. Я командовал первым
батальоном. Бои были жестокие. Дом, где размешался наш штаб, был
заминирован. 20 января 1944 г. при взрыве в штабе я получил ранение в правый
глаз. Из Замбрува отправили самолётом в Гомель. На третий день по прибытии
сделали операцию. После операции (энуклеация глазного яблока) дошёл до
палаты сам. С конца января до июля месяца находился на лечении в госпитале.
Сделали мне протез - стеклянный глаз>>.

Мы, потомки Павла Землянского, предполагаем, что в Инзу той женщине пришла
<<похоронка>> в которой говорилось, что старший лейтенант Землянский П.Т.
погиб смертью храбрых в боях за освобождение Польши. А сам Павел знал, что
летом 1944 у неё родился ребёнок - его сын.

Кадр третий: Елена Васильевна Землянская

Помню, как трудно мне было объяснять всем интересовавшимся, почему моя
бабушка Лена так молода. Вот и сейчас мне 52 года, маме - 77, а бабушке
нашей - 91. Моя маленькая мама хорошо помнит, как они с Колей радовались:
<<Папка, папка с фронта пришёл!>>. Раненый, без глаза, но пришёл! Лена
(1923г.р.), младшая сестра нашей бабушки Нюси, была молода, красива, густые
косы уложены корзиной. Жених её погиб на фронте. После смерти старшей сестры
<<доглядывала>> она за детьми Павла. Павел был стройный, худощавый, сильный
и красивый. <<Вышли мы однажды ночью на улицу. Луна такая яркая, хоть иголки
собирай! Спрашиваю его: <<Павлик, а ты видишь?>>. Отвечает: <<Нет>>. Уж и не
перескажу я вам, дети, как жалко мне его стало, горемычного...>> Как
известно, от жалости до любви один только шаг. Вот и вышла Елена Алексенко
замуж за Павла Землянского. Так у Коли и Нади появилась новая мама, по крови
их родная тётя - Лена.

Сначала у Лены и Павлика родился сынок Слава. Прожив совсем недолго, он
умер. Жила семья тогда в Сталинграде, недалеко от станции Ельшанка. Павел и
его младший брат Пётр сделали маленький гробик. Положил 30-ти летний Павел
гробик тот на плечо и понёс на кладбище. Не впервой было ему хоронить
младенцев, которых он очень любил. Всю жизнь вспоминал маленькую Неллу (1936
- 1937) - какая она чёрненькая, да красивая была. Кладбище, на котором
схоронили Славу, первенца Елены, было недалеко от того места, где начали они
строить новый дом, чуть выше здания современной администрации Советского
района, над балкой, прорезавшей, как шрам от раны, многострадальную землю.
На том месте сейчас разбит сквер. А я проезжая мимо, всегда вспоминаю этого
послевоенного малыша, названного Славой в честь славы русского оружия и
победы советского народа, в Великой Отечественной войне.

Кадры, кадры, кадры: дети, внуки, правнуки

Семья переехала на станцию Тингута Приволжской железной дороги. 13 августа
1947 родилась у Лены и Павлика Наталья, 8 ноября 1949 - Алевтина, 15 января
1952 - Лилия, 7 октября 1957 - Оля, 5 октября 1959 - Вера. Вера, как две
капли воды была похожа на рано умершую маму Павла - Веру, мастерицу на все
руки. Дедушка с гордостью вспоминал о том, что его мать была портниха, шила
модные в те времена полушубки. Есть у кого-то в семье фотография Веры -
красивой, с высоким умным лбом - нашей мало пожившей, родившей 4 детей,
прабабушки.

Николая Землянского в 1954 г. призвали в Армию. Служил он в Германии, до
которой не дошёл в войну его раненный в Польше отец. У нас сохранилось много
фотографий с трогательными приветами папе, маме и сестрёнкам. Николай стал
прекрасным семьянином, уважаемым на Судоремонтном заводе человеком. Любил
своих дочерей Анну и Елену, названных им так в честь родной и приёмной своих
мам. В 1995 году, через четыре месяца после рождения долгожданного внука
Жени, Николай умер, не дожив немного до 60 лет.

Надежда Землянская поступила в 1956 г. в Сталинградский сельскохозяйственный
институт, закончила его и 53 года работает инженером - конструктором. Во
время учёбы Надя познакомилась с моим отцом Владимиром Епифановым. В нашей
семье двое детей, Ольга (я) и Константин, две внучки, Валерия и Надежда.
Таков род моих бабушки Анны и деда Павла.

Наталья - старшая дочь Павла и Елены - филолог, учитель русского языка и
литературы. У Натальи и Игоря Журавковых двое детей, Вячеслав, Наташа и 4
внуков, Никита, Игорь, Варвара, Вера.

Алевтина, Лилия и Ольга были устроены отцом по знакомству в почтовое
ведомство. Славно работали и работают теперь. У Али и Валерия Денисовых сын
Женя и внук Павел. У Лилии и Владимира Каверзиных два сына, Володя и Фёдор,
внуки Паша и Маша. У Ольги и Валерия Яковлевых дочери Виктория и Вероника,
внуки Влад, Алёна и Степан. Младшая Вера - педагог. У Веры и Игоря
Тимофеевых дочь Ирина. Таков род моих дедушки Павла и бабушки Лены.

Перед смертью дедушка просил своего московского зятя Владимира найти сына из
Инзы, которого он никогда не видел. Говорят, что и сын искал нас - родных
своего отца, Землянского Павла Тихоновича, 1916 г.р. Мы писали на передачу
<<Жди меня>>, но ответ не пришёл. Находясь в командировке в Ульяновске, я
пыталась узнать что-нибудь об этом человеке. К сожалению, не узнала: пока,
наверное, не судьба нам встретиться. Очень хорошо представляю себе эту
встречу: сын Павла Землянского встречается с 6 его дочерьми, 12 внуками и
внучками, 13 правнуками и правнучками...

На добрую, долгую память я вам эти снимки дарю
Черты молодые, родные в душе, в своём сердце храню.
Пусть старых альбомов страницы листаемы будут всегда
И в душах пусть теплится память о тех, кто ушёл навсегда.

О тех, кто красив был и молод, детей своих очень любил,
Ждал внуков, надеялся, помнил, дней страшных войны не забыл!
Листайте альбомов страницы, читайте историю в них,
Храните те снимки и чтите ушедших, а с ними - живых...

Ольга Епифанова - психолог.
Редакция <<Психологической газеты>>02.02.2015

   2015-02-05 19:02:54 (#3214012)

Обучающая программа по психосоматике.

Уважаемые коллеги!

Может быть для кого-то эта информация будет полезной.

<<Программа специализации по психосоматике>> (обучающая программа
(дистанционная форма))

Автор:
Шмигель Наталья Евгеньевна (Симферополь)
Актуальность проекта.

Современные условия жизни, включающие социально-политическую и экономическую
нестабильность приводят к резкому увеличению психосоматических и
невротических расстройств среди населения. По данным ВОЗ, от 38 до 42% всех
пациентов, посещающих кабинеты соматических врачей, относятся к группе
психосоматических больных. По дополнительным данным число таких пациентов
достигает 75%.

Это говорит о том, что подавляющее большинство пациентов больниц и
поликлиник имеют соматические (телесные) заболевания психогенной природы и
им должна быть оказана не только медицинская, но и психологическая помощь.
Но, к сожалению, на сегодняшний день специалистов, профессионально
работающих в области психосоматики, недостаточно.

Ограниченное количество часов подготовки психологов и врачей в области
психосоматики (как в ВУЗах, так и в рамках дополнительного образования)
является причиной неизменной популярности курсов и семинаров по темам
психосоматики. Учитывая нынешние показатели уровня здоровья населения,
кризис системы здравоохранения и растущее количество стрессов - тема
здоровья и хорошего самочувствия еще долго будет сохранять свои лидерские
позиции.

Научная и практическая значимость проекта.

Психосоматика - научное междисциплинарное направление, родившееся на стыке
медицины и психологии. Психосоматический подход рассматривает личность в
целом, в совокупности ее психических и телесных проявлений. Именно такой
холистический (целостный) подход соблюдает описываемый проект.

В проекте используется объемная научная информация, приводятся результаты
современных исследований, что позволяет получить широкий взгляд на
методологические аспекты психосоматического направления, узнать об истории
появления и развития психосоматики как в нашей стране, так и за рубежом.

Несмотря на глубокий научный подход, программа имеет выраженный практический
характер. Все рассматриваемые зарубежные концепции и модели проверены
специалистами на практике (в том числе на отечественной выборке), для
изучения нозологических единиц (болезней) используются только клинически
подтвержденные данные (изучение реальных историй болезней, плотное
информационное сотрудничество с медицинскими учреждениями). Для
диагностической и коррекционной работы в программу отобраны только
научно-обоснованные, эффективные и экологичные методы работы.

Основное содержание работы.

Учитывая междисциплинарный характер психосоматического подхода, программа
предусматривает подготовку специалистов по двум направлениям: оказание
психологической помощи населению и работа психолога (врача) в соматической
клинике.

Поэтому программа содержит информацию об особенностях работы психолога
(врача) как в медицинской практике (проведение
экспериментально-психологического исследования, изучение и анализ внутренней
картины болезни (ВКБ), профилактика ятрогений, организация и проведение
<<групп здоровья>>, консультирование членов семьи больного, психологическое
сопровождение тяжело больных и работа по улучшению качества жизни
неизлечимых больных и т.д.), так и специфику работы с психосоматическими
расстройствами клиентов, обращающихся за психологической помощью по месту
работы либо к частно-практикующим психологам.

Программа имеет 2 образовательных уровня: базовый и расширенный.

Основное содержание базового уровня включает 3 блока: теоретический,
диагностический и психокоррекционный.

При освоении базового уровня специалист будет обладать достаточным объемом
знаний для того, чтобы разобраться в природе психосоматического симптома,
провести полноценную психосоматическую диагностику и психокоррекцию. Этот
уровень рассчитан как повышение квалификации специалистов помогающих
профессий, так или иначе сталкивающихся в своей работе с психосоматическими
симптомами у своих клиентов.

Расширенный уровень помимо 3-х вышеперечисленных блоков базового уровня
содержит дополнительные блоки: консультирование и психопрофилактика, а также
блок частной психосоматики. Расширенный уровень дает более высокие
компетенции, предполагающие более глубокую работу с психосоматическими
проблемами, в том числе оказание помощи при тяжелых хронических
заболеваниях.

Этот уровень рассчитан на специалистов, чьи профессиональные обязанности
связаны с непосредственным контактом с тяжелыми заболеваниями или работой с
семьями хронически больных людей. Дополнительное знание специфики различных
заболеваний (частная психосоматика) поможет практикующим психологам лучше
понять психологические особенности людей с разными заболеваниями
(психосоматический профиль личности) и эффективнее справляться с самым
широким кругом клиентских запросов.

Результаты, выводы.

Участники программы получат целостное представление о психосоматическом
направлении и познакомятся со всеми основными методами психодиагностической,
психокоррекционной и психотерапевтической работы с психосоматическими
расстройствами.

В содержание программы входят лучшие, научно-обоснованные методы работы,
имеющие высокую эффективность с клинически подтвержденными результатами.
Основную часть программы составляют авторские методы и подходы,
подтвердившие свою продуктивность в результате многолетней работы авторов с
психосоматическими клиентами.

Дистанционная форма и использование мультимедийных средств позволяет
специалисту освоить программу в удобном для него режиме и объеме с
возможностью успешной интеграции новых знаний с уже имеющимися у него
профессиональными опытом и знаниями.

Успешное освоение материала программы позволит специалисту диагностировать
актуальное состояние клиента (пациента), выяснять причину расстройства и
прогнозировать дальнейшее изменение его психосоматического состояния, а
также проводить успешную профилактику ухудшения здоровья и эффективно
использовать психотерапевтические методы, способствующие улучшению
самочувствия и выздоровлению клиента.

Дополнительные материалы

Ссылки

   2015-02-05 19:02:38 (#3214011)

История здания, где проходил Песочный фестиваль.

Всем доброго, светлого, нежного!

Предлагаю познакомится с пространством песочного фестиваля: история и
предыстория встречи

Участок земли по Казанской улице дом 7 в центре Санкт-Петербурга, где
прошел Всероссийский фестиваль песочной психотерапии, сменил в XVIII веке
нескольких владельцев. В 1730-е годы это был двор Степана Васильевича
Лопухина -- двоюродного брата первой жены Петра I - Евдокии Лопухиной. В
1743 году его жена Наталья Лопухина (Балк) была обвинена в заговоре против
власти, бита кнутом и отправлена в ссылку с мужем и сыном. Все имущество
Лопухиных конфисковали.

Двор Лопухиных в 1750 году императрица пожаловала купцу Штегельману,
поставлявшему ко двору иностранные товары. Архитектор Растрелли в 1750-1753
годах построил для нового владельца двухэтажное здание с флигелями по
сторонам. После смерти Штегельмана некоторое время владелицей была его вдова
Анна Кристина, но в 1764 году усадьбу приобрела казна, и Екатерина II
подарила бывший <<Штегельманов двор>> Григорию Орлову.

Вероятно, тогда неизвестный нам архитектор перестроил здание в формах
раннего классицизма В ноябре 1796 года именным указом вступивший на престол
император Павел пожаловал <<бывший дом Штегельмана>>, как его по-прежнему
называли, графу Алексею Бобринскому, сыну Екатерины II и Григория Орлова,
приходившемуся, таким образом, императору братом по матери.

Как дворец Разумовского этот дом был куплен казной для Воспитательного
дома.

Руководство Воспитательным домом и другими благотворительными учреждениями
осуществлял Опекунский совет. В 1804 году для него было решено построить
новое здание. Проект создавал архитектор Джакомо Кваренги, автор Смольного и
Екатерининского институтов благородных девиц, Мариинской больницы и других
известных зданий. Строительство велось в 1808-1810 годах. Особую известность
приобрел Зал с пеликанами, в котором помещены изображения пеликанов.
Пеликан, разрывающий свою грудь, чтобы накормить своим мясом птенцов, стал
эмблемой Воспитательного дома, автором этой эмблемы был Джакомо Кваренги.

Помимо деловых помещений были в здании и квартиры чиновников.

Вскоре здание начали расширять и перестраивать. Работы по перестройке вел
архитектор Петр Сергеевич Плавов. Плавов пристроил к зданию Кваренги с южной
стороны флигель, увеличив длину фасада вдвое -- с 50 до 100 метров,
перепланировал некоторые внутренние помещения, создал новую парадную
лестницу. Торжественный вид Просторному вестибюлю на первом и втором этажах
придают колонны.

В систему предприятий, доход от которых использовался на нужды
Воспитательного дома, входил ломбард, находившийся в здании Опекунского
совета. Здесь же, очевидно, жил статский советник Павел Иванович Енден,
бухгалтер при ломбарде.

В 1842 году открылось новое кредитное учреждение - Сберегательная касса. 30
октября (12 ноября) 1841 года император Николай I подписал указ об
учреждении сберегательных касс <<с целью доставления недостаточным всякого
звания людям средств к сбережению верным и выгодным способом>>.

В первый же день в сберегательной кассе побывали 76 вкладчиков. Самым первым
стал Николай Антонович Кристофари, сын выходца из Италии. Кристофари начал
службу в должности писаря при директоре Экспедиции Санкт-Петербургской
ссудной кассы. В 1830-х годах он составил собрание постановлений,
относящихся к ссудной кассе с 1772 по 1833 год. В 1842 году Николай
Антонович был всего лишь титулярным советником. В дальнейшем его карьера
развивалась вполне успешно и в 1854 году он уже статский советник и кавалер,
директор II Отделения Сохранной казны по вкладам, через год -- директор
канцелярии Санкт-петербургского Опекунского совета с чином действительного
статского советника. С середины 1860-х годов Кристофари занимал должность
управляющего карточной фабрикой, как мы знаем, доход от продажи карт был
важен для существования Воспитательного дома и связанных с ним
благотворительных учреждений.

Минимальный вклад составлял полтинник. Можно было копить деньги и по мелочи
у себя дома. Для этого вкладчику давалась копилка, которую он постепенно
наполнял. Ключ от копилки хранился в сберкассе, куда вкладчик приносил
наполненную копилку или вызывал к себе сотрудника сберкассы с ключом,
копилку вскрывали, деньги пересчитывали и клали

Необходимость дополнительных помещений потребовала перестройки здания.
Производились эти работы в 1850-х годах по проекту архитектора Таманского.
Петр Иванович Таманский увеличил протяженность здания до 150 метров, изменив
отделку фасада. При перестройке были сохранены Зал с пеликанами, парадная
лестница и вестибюль, созданные П. Плавовым. Таманский в пристроенной им
части создал еще одну парадную лестницу.

До 1917 года в здании размещалась Канцелярия ведомства Императрицы Марии. В
1920-е годы в доме No7 еще хранился архив учреждений ведомства императрицы
Марии. Тогда же занимал помещения Губернский отдел народного образования.
Здесь были кабинет заведующего, канцелярия, финансовая и снабженческая
части, медпункт, секции -- школьная, детских домов, экскурсионная и Комиссия
по улучшению быта учащихся при Ленгубисполкоме (КУБУЧ). В 1930-е годы ГубОНО
сменил Институт гражданского воздушного флота.

Здание Опекунского совета охраняется государством как памятник архитектуры.
На фасаде укреплена памятная доска с именем первого вкладчика сберкассы
Николая Кристофари.

Создана Российская ассоциация песочных терапевтов

   2015-02-05 19:02:00 (#3214010)

О фестивале песочной психотерапии.

Всем самого доброго времени суток!

Вышел очередной выпуск "Психологической газеты", и вот некоторые её
публикации.

29-31 января 2015 года в нашей стране впервые прошёл Всероссийский фестиваль
песочной психотерапии, на котором состоялось знаковое для профессионального
психологического сообщества России событие - создание Российской ассоциации
песочных психотерапевтов. Фестиваль организован интернет-изданием для
профессиональных психологов <<Психологическая газета>>.

В Фестивале приняли участие 250 психологов и психотерапевтов из разных
городов нашей страны, а также из-за рубежа. Мероприятие проходило в
Санкт-Петербурге, в здании Опекунского совета, которое охраняется
государством как памятник архитектуры. Психологи встретились на Фестивале не
только для того, чтобы узнать об интересных и эффективных техниках песочной
терапии для оказания психологической и психотерапевтической помощи детям и
взрослым, находящимся в трудных жизненных ситуациях, но и для того, чтобы,
объединившись, решать общие вопросы. С инициативной создания ассоциации
выступил Олег Альбертович Старостин - врач-психотерапевт, кандидат
медицинских наук, доцент кафедры психофизиологии и клинической психологии
ЛГУ им. А.С. Пушкина, председатель Координационного совета Гильдии
психологов, психотерапевтов и тренеров им. профессора В.А. Ананьева, автор
психотерапевтических методик. Психологи и психотерапевты поддержали идею, и
после голосования 29 января 2015 года было объявлено днём рождения
Ассоциации песочных психотерапевтов. Подробнее о том, как будет проходить её
работа, мы сможем узнать несколько позже.

Комментарий главного редактора <<Психологической газеты>> Анны Губановой:
<<Сегодня произошло знаковое событие. Это символично, трогательно. Мы желаем
Ассоциации песочных психотерапевтов воплощения родившихся идей, успехов и
процветания! Почти 20 лет <<Психологическая газета>> работает для интеграции
и развития единого профессионального сообщества русскоязычных психологов,
сотрудничая с общественными организациями психологов, психотерапевтов,
психиатров и других специалистов помогающих профессий. Мы рады быть тем
звеном, которое объединяет психологов разных направлений>>.

Участники Фестиваля имели возможность посетить более 30 мастер-классов,
которые проходили одновременно в четырех параллелях. Перечислим только
некоторые из них: практикум по юнгианской песочной терапии, сказочной
песочнице и русским архетипам, позитивной песочной психотерапии, песочной
психотерапии с детьми и подростками в модели Вайолет Оклендер, по
использованию кинетического песка в индивидуальной и групповой психотерапии,
графическому рисунку на песке и алгоритму принятия решений, оживлению
ассоциативных карт в песочнице, методу <<Sand-Art>>. Психологи узнали о том,
как можно использовать мандалу в песочной терапии и какие мелодии помогают
специалисту лучше раскрыть её терапевтический потенциал, они приняли
участие в мастер-классах по куклотерапии с использованием психологической
песочницы, по технологиям работы с вынужденными переселенцами, клиентами с
психосоматическими расстройствами, с суицидентами, и других. Важнейшая тема
личных границ была раскрыта на мастер-классе по отношениям в паре и
созависимости. Состоялся доклад-презентация о международных стандартах
подготовки песочных терапевтов Международного общества песочной терапии
(ISST), на котором психологи узнали о зарубежном подходе к профессиональной
подготовке психотерапевтов, использующих в своей практике работу с песком. И
о том, что же необходимо предпринять, чтобы пройти международную
сертификацию. Генеральный спонсор Фестиваля компания <<Иматон>> преподнесла
специалистам сюрприз - билеты на спектакль-импровизацию на тему книги
Ветхого Завета <<Экклезиаст>>. Метафорическое представление было почти
бессловесным - актеры танцевали, взаимодействовали, играли с песком, и
движениями, почти без слов, передавали самые разные эмоции. После
представления участникам была предоставлена уникальная возможность - актеры
и режиссер специально для них вышли в фойе, чтобы ответить на вопросы и
пообщаться со зрителями-психологами.

Фестиваль завершился символическим подведением итогов: участием в создании
общего группового песочного рисунка - коллективной мандалы, спонтанным
танцем и песней-импровизацией. Участники поделились своими чувствами и
впечатлениями, а потом внесли свой, авторский элемент в сложный узор
группового рисунка, который и стал метафорическим выражением того опыта,
который они приобрели в эти дни.

   2015-02-05 19:01:47 (#3214009)