Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

Занимательная психология. Костность мышления.

Всех еще раз приветствую!
Продолжаем знакомиться с главой 5 книги Платонова К.К.

***

Косность мышления
Спросите у кого либо: какие два месяца подряд имеют по 31 дню? В подавляющем
большинстве случаев вам ответят: <<Июль и август>>. Очень редко кто назовет
и два других месяца: декабрь, январь!
Подумайте сами и попросите подумать других, как из шести спичек построить
четыре равносторонних треугольника со сторонами, равными длине спички?
Для решения этих задач, как и многих аналогичных, с которыми приходится
сталкиваться в жизни, надо суметь преодолеть косность мышления, посмотреть
на задачу с новой, не шаблонной точки зрения.
Ведь все привыкли начинать счет по месяцам с января (чаще всего, считая по
косточкам на левой руке), а кончать декабрем. Иной, правильный ответ на
первый вопрос чаще других дадут, вспомнив о декабре и январе, учащиеся и
педагоги, для которых учебный год начинается с сентября.
Чтобы решить задачу со всадниками, изображенными на рисунке на стр. 180 [12]
, надо суметь отрешиться от мысли о неделимости нарисованных лошадей, от
необходимости сажать всадников именно на этих, нарисованных лошадей. У
лошадей же, на которых нужно посадить всадников, передние ноги будут от
одной из нарисованных лошадей, а задние - от другой.
Из за такой же косности мышления многие не сразу догадываются, что мать
Леночки в одном из прошлых рассказов - это одна из встретившихся друзей
детства. Фраза <<встретились два человека, друзья детства>>, шаблонно
понятая, вызывает образы двух мужчин, поскольку <<человек>> и <<друг>> -
слова мужского рода.
Задачу с лодкой также мешает быстро решить шаблонное понимание первой фразы.
Легче представить себе, что они вдвоем подошли к лодке, чем так, как было на
самом деле: они пришли независимо друг от друга к разным берегам, и сначала
переправился один, а потом другой. И каждый продолжал свой путь.

Любопытен или любознателен?
Свистните - и дремлющий щенок, у которого еще очень мало собственного опыта,
сразу насторожит уши. Рефлекс <<что такое?>> - безусловный. На его основе и
у животных, и у человека образуется большое число условно ориентировочных
рефлексов. Он также лежит в основе непроизвольного внимания, любопытства и
любознательности.
Любопытство, любознательность - все это проявление потребности человека к
познанию. В этом их общность. Но стремление к познанию при любопытстве не
имеет цели, оно - самоцель: посмотреть, чтобы увидеть; узнать, чтобы знать.
Поэтому любопытство не приносит человеку пользы, не обогащает его.
Удовлетворенное любопытство гасит стремление к дальнейшему познанию.
Любознательность же целенаправленна. При стремлении удовлетворить
любознательность человек всегда понимает, зачем он хочет что либо познать.
Поэтому любознательность обогащает опыт человека, и понятое открывает
перспективы дальнейшего познания.
Но и у любознательности могут быть разные цели. Как по вашему, что руководит
вечно шушукающейся обывательницей в ее стремлении подслушать разговор
соседей - любопытство или любознательность? Конечно, любознательность. Ее
цель ясна. Она подслушивает для того, чтобы сплетнями отравить жизнь соседям
и укрепить свою славу хорошо осведомленного человека. Так что не сама по
себе любознательность, а цели, которым она подчинена, определяют ее
ценность.
Не из любопытства развилась любознательность, а, наоборот, любопытство - это
любознательность, потерявшая свою цель. Можно кратко сказать: любопытство -
это бесцельная любознательность. А раз так, то из любопытного не очень
трудно сделать любознательного. Ему нужно помочь найти сто?ящие цели для
стремления к познанию, приобретшему уродливую форму любопытства. Но это
значит, что разрывать любопытство и любознательность также не надо.
Любопытный все таки лучше, нежели ничем не интересующийся человек, особенно
если это молодой человек.
А ребус рисунка на стр. 170 [13] решается так: разгадывать ребусы и шарады
можно лишь с терпением. Но если вы посмотрели сюда раньше, чем сами его
решили, вы проявили любопытство. Если же вы так делали и при поиске
<<четвертого>> лишнего, и решая загадки других рисунков, и, еще не читая
книги, прочли рассказ на стр. 108, возможно, что любопытство является чертой
вашего характера.
Кто же умнее?
Сколько сказок создано народной мудростью про Иванушку дурачка, который в
конечном счете оказывается умнее своих практичных, но ограниченных братьев.
Ум - это способность человека мыслить и регулировать свои отношения с
действительностью.
Есть качества мышления положительные и отрицательные. Положительными
являются критичность, гибкость, широта, глубина и быстрота мышления.
Активность и критичность мышления определяют инициативность. Инициативность
в сочетании с быстротой и широтой мышления - сообразительность. А
сообразительность в соединении с особым качеством памяти - ее готовностью -
мы называем находчивостью. Народные сказки всегда наделяют своих
положительных героев сообразительностью и находчивостью.
Отрицательные качества: скудость, шаблонность, узость, поверхностность,
замедленность, косность.
Здесь уместно напомнить о задаче со спичками из рассказа о косности
мышления: треугольники из спичек надо строить не в одной плоскости, а в виде
пирамиды.
Ум - это качество личности, в котором проявляются свойственные ей
особенности мышления.
Одни люди больше живут умом, другие - чувствами. Что лучше?
Смотря для кого и когда. В науке на одном чувстве многого не сделаешь. Здесь
нужна рассудочность и иногда даже скептицизм. А в искусстве нужно чувство.
Однако увлеченность работой - важнейшее свойство не только художника,
мыслителя, но и вообще каждого человека. А рассудочность, так нужная в науке
и технике, в общении с людьми легко переходит в расчетливость, которая для
администратора хозяйственника, может быть, и полезна, но как принцип морали
- отрицательна.
Огромное значение имеет опыт человека как в той области, где он работает и
ему приходится применять свой ум, сообразительность, так и в смежных,
которые могут быть для этого использованы. Умный в одной области может быть
очень недалеким в другой. Великий педагог и психолог Константин Дмитриевич
Ушинский (1824 1871) говорил, что ум - это <<хорошо организованная система
знаний>>.
Но в какой бы области ни работал человек, он не застрахован от ошибок.
<<Errare humanum est>>, - говорили древние римляне, то есть <<человеку
свойственно ошибаться>>. Умен тот, кто критично относится к своей работе и
умеет вовремя исправлять свои ошибки.

Ответить   Tue, 17 Feb 2015 21:28:32 +0300 (#3222386)