Занимательная психология. Внимание (продолжение)
![](http://mediasubs.ru/author/avatar/13411815.png)
Еще раз приветствую всех читающих!
<<маршрута восприятия>>.
Не все сразу понимают, что такое <<маршрут восприятия>>. Но среди
непонимающих нет ни летчиков, ни шоферов. Летчики отлично знают, насколько
важно научиться автоматически, всегда в определенной последовательности
переключать внимание при чтении приборов. А ученики шоферы даже запоминают
не очень складный стишок, помогающий на первых порах <<маршруту внимания>>:
Товарищ! Это не проформа с!
Запомни, отправляясь вдаль:
Сцепленье. Передача. Тормоз.
Знак поворота. Газ. Педаль.
Лучший же способ стать внимательным - это никогда не позволять себе делать
никакой работы невнимательно! Игры индейцев
У охотничьих племен, для которых развитие внимания жизненно важно,
распространены такие игры: два или несколько соревнующихся в течение
короткого времени наблюдают какой либо предмет, после чего каждый отдельно
говорит судье, что он видел, стараясь перечислить возможно большее число
деталей.
Я рассказал об этом молодежи, с которой познакомился, приехав в дом отдыха.
С первых же прогулок началось увлечение этой игрой.
Мы разделились на две партии, располагавшиеся в разных местах полянки. В
каждой группе раскладывались на большом платке или косынке с дюжину
предметов, потом их чем либо прикрывали. Обычно это были карандаши, ножи,
запонки, камешки, цветы, кусочки бумаги, бусы. Клали их так, чтобы все было
хорошо видно. Судья проверял обе кучки.
Потом участники одной партии по очереди подходили к стоянке другой, судья со
счетом <<раз два>> открывал покрывало, показывая кучку предметов, затем
вновь закрывал. Пришедший должен был перечислить то, что увидел, и возможно
подробнее описать каждый предмет, его величину, цвет. Потом обе кучки
открывались, и сообща устанавливалось личное и командное первенство.
В дождливые дни, играя в помещении, мы иногда видоизменяли игру,
раскладывали костяшки домино и потом их называли.
В прогулках по городу, быстро проходя мимо витрин магазинов, мы старались
заметить, а потом описать возможно большее число предметов. Эта игра велась
с особым азартом после того, как я рассказал о случае, описанном английским
психологом Уильямом Карпентером. <<Один фокусник, выступавший в роли
<<ясновидящего>>, - рассказывает Карпентер, - добился того, что, проходя
мимо витрины, мог заметить и потом описать до сорока различных предметов>>.
Через месяц мы отметили положительное влияние наших упражнений, хотя и не у
всех одинаковое.
Профессиональное внимание
Различные профессии требуют различного внимания. У часовщика внимание
сосредоточенное. Еще более оно концентрировано у дежурного, который
наблюдает за экраном радиолокатора современного корабля, идущего в тумане.
У машиниста локомотива, шофера, летчика, милиционера, дирижера внимание
широко распределенное и быстро переключаемое. Перед дежурным на пульте
управления атомохода расположено более двухсот пятидесяти приборов и
сигнализаторов. Он должен не только беспрерывно переключать свое внимание с
прибора на прибор, но и широко распределять его. Внимание врача, ведущего
прием, или педагога требует не столь частых, но зато более глубоких
переключений.
Автоматизация производства и сельского хозяйства повышает роль так
называемых наблюдательных профессий. Здесь главное - внимательное наблюдение
за показаниями контрольных приборов.
Морально воспитанное внимание
Надо ли говорить <<на здоровье>>, если ваш сосед чихнет?
Я думаю, что этот вопрос не решается в общей форме. Иногда не грех в
шутливом <<на здоровье>> поддержать смутившуюся в новой компании девушку,
иногда же тактично не обратить внимания на чихнувшего. Вряд ли нужно
внимательно следить за каждым чихнувшим и поддерживать традицию, возникшую в
те времена, когда нюхали табак и угощали им других из табакерки. Но также
нет основания и бороться с этой традицией. Она ведь никому не вредит.
Но неумение владеть своим вниманием может и мешать.
Человека сшибла на улице машина. Через несколько десятков секунд он уже
окружен плотным кольцом глазеющих, которые ему ничем помочь не могут и не
только оскорбляют пострадавшего своим присутствием, но и мешают врачу
пробраться к нему. Врач молод и волнуется, толпа не дает ему
сосредоточиться, но он старается не замечать окружающих, чтобы лучше
выполнить свой долг. От его внимания часто зависит жизнь пострадавшего.
А бывает и так: один человек обижен другим. Горько обижен, и обида его
справедлива. Все его внимание занято мыслями об обиде. Он не думает о том,
что и сам был, возможно, не на высоте. В двадцатый и сотый раз во всех
деталях вспоминает обиду и находит все новые доводы своей правоты. И вот
друг постепенно становится недругом. Случается, что из за такого неумения
владеть своим вниманием, нежелания временно переключить его на другие мысли
ранее любимый человек становится нелюбимым. А если бы обиженный умел владеть
своим внутренне направленным вниманием и произвольно отвлечь его, может
быть, через некоторое время он по иному взглянул на происшедшее. И друг
остался бы другом, а любимый - любимым.
Владеть своим вниманием - это значит уметь не только задерживать его на том,
что должно вызывать интерес, но и не обращать его на то, что должно остаться
незамеченным, на что смотреть не сто?ит.
Испокон веков финны привыкли посещать свои финские бани совместно - мужчины
и женщины, не обращая внимания друг на друга. У них исторически сложилось
морально воспитанное внимание.