Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

За 2015-02-20

Re: Огроменная просьба.

Здравствуйте, Дмитрий!

Ваша цитата:
У кого есть книга Дубровина И.В. "преподавание уроков психологии в школе."
Москва, 2007 год, в цифровом, читабельном формате: doc, txt, pdf...
Огромная просьба, поделитесь.

Именно эту книгу предлагают купить в бумажном варианте в сети.
Скачать нигде не удалось.
Если у кого появится электронный вариант книги, пожалуйста скиньте, меня
тоже заинтересовала эта книга.

---С уважением и пожеланием удачных выходных!

   2015-02-20 23:47:01 (#3224690)

Занимательная психология. Память(продолжение).

Приветствую всех!

Продолжение главы о памяти.

Как улучшить память
Все хотели бы это сделать, но не всякий знает, что для этого нужно.
А первое и главное здесь правило гласит: чтобы развить память, ее надо
развивать. И это не тавтология, не <<масло масляное>>. Многие ведь хотят
сначала улучшить память, а уже потом начать ее применять. Ничего не выйдет.
Только все время тренируя, нагружая и используя память, все время запоминая,
воспроизводя запомнившееся раньше и вновь запоминая, можно совершенствовать
свою память.
Кроме этого, есть несколько, я бы сказал, частных правил, полезных только
тогда, когда выполняется главное.
Повторение - одно из наиболее существенных условий прочного запоминания. Эта
мысль отразилась в старой пословице: <<Повторение - мать учения>>. Но, как
показали специальные опыты, далеко не всякое повторение приводит к
положительным результатам: для этого оно должно быть осмысленным и
целенаправленным. При повторении материал следует рассматривать каждый раз
как бы с других точек зрения, увязывая уже известные факты с новыми, иначе
он быстро надоедает и к нему пропадает всякий интерес. Механическое
повторение, как уже говорилось, является малопродуктивной зубрежкой.
Вот что надо иметь в виду при заучивании. У некоторых наиболее продуктивно
для этого вечернее время, у других - утро. Наименьший эффект дает заучивание
днем, среди других дел. Целесообразнее всего запоминать под вечер и
повторять на следующее утро.
Заучивать материал необходимо сперва насколько можно медленно, чтобы
облегчить его осмысливание и чтобы могли возникнуть необходимые связи, а
затем - более быстро. Если нужно запомнить материал, не связанный между
собой и довольно обширный по объему, лучше разбивать его на небольшие
группы, объединенные по какому либо признаку. Например, чтобы быстрее
заучить сорок названий, разделите их на четыре пять групп, возможно более
однородных; в крайнем случае их можно сгруппировать хотя бы по одинаковой
первой букве.
Скорее запоминается то, что объединено какой либо одной мыслью в
тематическое целое. Поэтому, заучивая стихи, слова песни, не надо зубрить
каждую строчку отдельно.
Наконец, можно указать еще на такие возможности укрепления памяти. Это
правильный режим дня и работы; умение систематически вести свои записные
книжки. Известно, что записная книжка - второй мозг культурного человека.
Надо помнить: все, что улучшает здоровье и самочувствие, повышает и
продуктивность памяти.

Гиперспособности и <<пасынки школы>>
- Мне уже шестнадцать лет, и нет у меня пока никаких талантов. Значит,
ничего хорошего из меня уже не выйдет, - сказал, вздохнув, Сережа.
Действительно, выдающиеся музыкальные, художественные и литературные
таланты, бывает, проявляются уже в раннем детстве. Моцарт с четырех лет
играл на клавесине, в пять лет уже сочинял, в восемь - создал первую сонату
и симфонию, а в одиннадцать - первую оперу. Глинка в семь восемь лет
устраивал перезвоны, развешивая в комнате тазы. Музыкальные слух и память
уже у двухлетнего Римского Корсакова были замечены.
Трехлетний Репин вырезал из бумаги лошадок, а в шесть лет уже рисовал
красками. Серов с трех лет лепил, а в шесть - рисовал с натуры. Суриков
также рано увлекался рисованием, и, по его словам, в лица еще с детства
вглядывался: как глаза расставлены, как черты лица составляются. Пушкин уже
семи восьмилетним мальчиком писал стихи и даже эпиграммы по французски.
Такое раннее проявление талантов в психологии называется гиперспособностями.
Но несравнимо большее число детей, поражавших своей одаренностью, так
называемых <<вундеркиндов>>, оказалось в дальнейшем пустоцветами.
Вместе с тем было немало лиц, оставивших глубокий след в истории культуры и
науки, талант которых проявился не сразу, иногда и весьма поздно. Так, у
Врубеля это произошло, когда ему было двадцать семь, а у Аксакова еще позже
- в пятьдесят лет.
Не менее поучителен пример Чайковского. Абсолютного слуха у него не было, на
плохую музыкальную память композитор сам жаловался, на рояле играл бегло, но
не столь уж хорошо, хотя и музицировал с детства. Композиторской
деятельностью Чайковский впервые занялся, уже окончив училище правоведения.
И, несмотря на это, он стал гениальным композитором.
А сколько было ошибок в оценках способностей! Сколько было <<пасынков
школы>>!
Физики Франклин и Пьер Кюри, изобретатели Уатт, Морзе и Эдисон, биолог
Линней, философы Спенсер, Герцен, Белинский, писатели и поэты Вальтер Скотт,
Бернс, Байрон, Эдгар По, Гоголь и даже Ньютон, Дарвин и Лобачевский
считались в школе неспособными учениками. Шаляпина <<по неспособности>> не
приняли в хористы!..
Так что не прав был Сережа. В шестнадцать лет, да и значительно позже, у
человека нет никаких оснований говорить: <<Ничего хорошего из меня уже не
получится>>. Можно говорить только: <<Ничего хорошего из меня пока еще не
получилось>>.
Однако все же, чем раньше человек найдет свое призвание, то есть тот род
труда, который ему больше нравится, к которому у него есть стремление, в
котором он будет работать с увлечением и успехом, тем лучше. А для этого
надо не только иметь представление о различных профессиях, но и о себе
самом, о своих способностях к различным профессиям.
Талант и характер
Между талантом и характером есть не всеми понимаемая связь: способности к
определенной деятельности, развившиеся до таланта, становятся характером.
Все привыкли говорить:
- Чайковский - талантливый музыкант;
- Репин - талантливый художник;
- Чкалов - талантливый летчик.
Но биографии их, как и многих других талантливых личностей, позволяют с
полным научным правом сказать:
- Чайковский по характеру музыкант;
- Репин по характеру художник;
- Чкалов по характеру летчик.
И напрасно вам это режет ухо!
Характер и судьба
Говорят, что история человека - это его характер. Но не менее верно и то,
что характер человека формируется в его деятельности, в той <<дороге>>, по
которой он идет.
Существует восточная поговорка: посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь
привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу. А вот как
определяет эти понятия наука. Поступок - это действие или совокупность
действий, общественный смысл которых понятен выполняющему их.
Привычка - это действие, выполнение которого стало потребностью.
Характер - это совокупность наиболее устойчивых психических черт личности,
проявляющихся в действиях и поступках человека. Очень метко определил
характер известный психолог Борис Герасимович Ананьев (1907 1972). Он
считал, что характер - это такое проявление личности, <<которое выражает
основную жизненную направленность и проявляется в своеобразном для данной
личности образе действий>>.
Что же такое <<судьба>>, никому достоверно неизвестно, но есть такая
пословица: <<Всяк кузнец своего счастья>>.
Как они представляют мир
Думают иные - те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звезды и луну:
- Как она без зренья красоту опишет,
Как поймет без слуха звуки и весну?!
Я услышу запах и росы прохладу,
Легкий шелест листьев пальцами ловлю.
Утопая в сумрак, я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать люблю...
Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос, ласковый, живой,
Но слова без звука - чувства трепетанье -
Я ловлю и слышу быстрою рукой.
И за ум, за сердце я любить готова.
Так, как любят запах нежного цветка.
Так, как любят в дружбе дорогое слово,
Так, как любит трепет сжатая рука.
Я умом увижу, чувствами услышу,
А мечтой привольной мир я облечу...
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнется ль ясно яркому лучу?
Не имею слуха, не имею зренья.
Но имею больше - чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем
Я соткала жизни красочный узор.
Если вас чаруют красота и звуки,
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руки,
Что б была я с вами, а не за стеной.

Эти стихи написала слепоглухонемая с самого раннего детства, кандидат
педагогических наук Ольга Ивановна Скороходова. Теперь она уже умерла, но я
ее знал с юности, и за присуждение ей ученой степени мне довелось
голосовать. Хотя она воспринимала мир иначе, чем мы с вами, но представляла
его себе таким же. Это видно не только из приведенного здесь стихотворения,
но и из ее замечательной книги, которую она так и назвала: <<Как я
воспринимаю и представляю окружающий мир>>.
А вот выдержка из автобиографической книги другой слепоглухонемой,
американки Эллен Келлер, жившей в начале нашего века [15] :
<<Временами меня охватывает подобно холодному туману чувство разобщенности,
когда я сижу одна и жду у запертой двери жизни. Там, за этой дверью, свет,
музыка и сладость общения с людьми: но я войти не могу. Судьба, молчаливая,
беспощадная, преграждает мне дорогу... Библия дает мне глубокое утешительное
чувство, что видимое - временно, а невидимое - вечно>>.
Воспитанные в различных социальных условиях, Ольга Ивановна и Эллен
научились достаточно полно представлять физический мир, их окружающий,
научились любить литературу, поэзию и музыку. Но, кроме того, они очень
точно восприняли и усвоили мировоззрение общества, в котором были воспитаны
и представительницей которого каждая из них являлась.
Это яркий и убедительный пример закономерности: индивидуальное сознание
отражает общественное сознание.
Личность - это человек как носитель сознания
Эта глава подходит к концу, а определение личности в ней было дано в начале
и как бы вскользь.
Но тот, кто не только внимательно читал ее, но и задумывался над
прочитанным, не мог не заметить, что главу о личности я поместил сразу после
главы о сознании и, говоря о личности, я очень часто принужден был говорить
и о сознании. Следующая глава покажет, что, как говорил Сергей Леонидович
Рубинштейн, личность проявляется и формируется в деятельности.
Здесь же я не могу дать ей лучшего определения, чем поставленное в заголовке
этого рассказа.
Им я и закончу эту главу.

   2015-02-20 18:59:47 (#3224385)

Занимательная психология. Память.

Приветствую всех и каждого!
В этой главе много занимательных упражнений, в которых задейсттвовано
зрительное восприятие.
Но при желании можно придумать аналогичные упражнения и для незрячих.

Глава 7 Память

Мое Я
Что такое Я? Почему я знаю, что я - это тот самый, кто жил в деревне и бегал
на речку кормить уток, болел свинкой, раз, катаясь на лыжах, свалился с
горы; потом пошел в школу?
Что же это за мое Я - такое разное и все таки одно и то же?
Этот вопрос интересовал человечество не одну тысячу лет. Но ведь
спрашивающий перечислил то, что запомнил о себе. В этом и ответ. Я - это моя
память.
Спрашивающий мог бы вспомнить значительно больше, но не в состоянии
восстановить в памяти всю свою жизнь. Мемуары, издаваемые в нескольких
томах, содержат не только то, что написавший их помнит о себе, но и то, что
он добавляет из разных источников к своим непосредственным воспоминаниям,
хотя по французски слово <<мемуар>> означает <<память>>.
Попробуйте вызвать в своей памяти представления, образы, непосредственно
запомнившиеся из периода вашего раннего детства. Их будет не так уж много.
Но рассказать о себе вы сможете значительно больше, так как многое знаете с
чужих слов. Часто даже трудно установить, ваши ли это воспоминания или вы
лишь запомнили то, что слышали от других.
По гречески <<мнемо>> - <<память>>. Поэтому процессы памяти называют
мнестическими. Древние греки считали, что богиня памяти Мнемозина была
матерью девяти муз науки и искусств. Эсхил, великий греческий драматург (525
456 годы до нашей эры), вложил в уста своего героя Прометея слова:
Послушайте, что смертным сделал я:
Число им изобрел
И буквы научил соединять -
Им память дал, мать муз - всего причину.

Непроизвольная память
Известен уже давний случай, когда неграмотная женщина, заболев, в бреду
начала совершенно точно цитировать на неизвестных ей греческом и
древнееврейском языках большие отрывки из книг. Придя в себя, больная ничего
толком объяснить не могла. Оказалось вот что. В прошлом она была служанкой у
пастора, который имел привычку читать вслух любимые им греческие и
древнееврейские книги. Отдельные отрывки из того, что он читал,
непроизвольно запечатлелись в памяти женщины и столь же непроизвольно были
воспроизведены в бреду.
Этот редкий случай говорит о возможности аналогичных, менее эффектных
случаев и помогает лучше понять природу памяти и своего Я.
Произвольное запоминание
Как то на прогулке мы все залюбовались изумительным пейзажем.
- Какой вид! - воскликнул один из спутников. - Как бы я хотел его получше
запомнить! Вот смотришь, смотришь, а закроешь глаза, и в памяти возникает
только бледный, расплывчатый и неполный образ.
Действительно, при воспоминании представление всегда бледнее и менее полно,
чем восприятие. Но если вы хотите лучше запомнить, то сделайте так. Взглянув
внимательно на пейзаж, несколько раз подряд закройте и откройте глаза,
сравнивая при этом то, что вы видите и что представляете. От раза к разу
ваше представление будет становиться ярче, богаче, отчетливее.
Непроизвольное запоминание
Известный психолог Анатолий Александрович Смирнов (1893 1980) много лет
изучал законы памяти, уделяя особое внимание законам формирования смысловой
произвольной памяти. Он решил подойти к проблеме и с другой стороны:
посмотреть, что же человек запоминает непроизвольно, когда не ставит перед
собой цель запомнить что либо.
Он спрашивал своих сослуживцев, что они запомнили по дороге на работу.
Спрашивал каждого отдельно через полтора два часа после начала работы и,
конечно, неожиданно. И что же? Результат оказался поразительным.
Все, кто больше, кто меньше, могли достаточно подробно вспомнить, что они
делали по пути на работу и особенно отчетливо то, что им мешало. Но никто из
опрошенных ничего не мог сказать, о чем думал по дороге на работу.
Это не значит, что все вообще мысли припоминаются с большим трудом и быстрее
исчезают из памяти, отмечал Анатолий Александрович, но это значит, что
непроизвольно запоминаются нами все же лучше действия и то, что связано с
мотивом нашей деятельности.
Эти опыты нетрудно проверить и вам. И это сто?ит сделать, так как простой
опыт поможет вам убедиться, что запоминание бывает продуктивным, если то,
что нужно запомнить, включено в нашу активную деятельность и так или иначе
связано с ней.
Врет как очевидец
Несколько человек были свидетелями какого то происшествия, возможно даже
самого пустякового. Попросите каждого из них в отдельности рассказать об
этом.
Вы поймете, насколько сложна работа следователя, опрашивающего свидетелей, а
заодно убедитесь в справедливости поговорки, поставленной в заголовке.
Чем больше эмоций вызывает тот или иной эпизод, чем больший срок пройдет со
времени, когда все случилось, тем резче будут расходиться свидетельские
показания.
Причина этого - уже известные читателю избирательность восприятия,
апперцепция и избирательность запоминания и забывания.
Вместе с тем надо учитывать, что все неточно запомненное все же ложится в
кладовую нашего Я.
Узнавание
- Вы что? Меня не узнаете?
- Простите, не узнаю. Мы где то встречались?..
- Конечно встречались. Вспомните, в таком то году, в таком то месте...
- А! Так вы...
Узнавание - это отождествление воспринимаемого сейчас с воспринятым раньше.
Оно может быть разных степеней - от смутного переживания некоего знакомства
с воспринимаемым до полной уверенности в тождестве. Как и в приведенном
диалоге, наводящие вопросы помогают узнаванию.
Когда полезно забывать
На рисунке показано, какой промежуток времени и какую часть заученного
материала человек способен держать в памяти. Через день сохраняется около
30% запомненного. Эта классическая кривая была получена еще в 1885 г.
немецким психологом Германом Эббингаузом при механическом запоминании и
воспроизведении неосмысленного материала. Продуктивность смысловой памяти
примерно в двадцать пять раз выше продуктивности механической памяти.
Материал, который был запомнен по смыслу, сохраняется значительно дольше,
хотя, если его время от времени не возобновлять в памяти, он также будет
рано или поздно забыт. Длительность сохранения и готовность - вот качества
памяти, определяющие различие ее продуктивности у разных личностей.

Но неверно думать, что запоминание всегда полезно. Мы запоминаем иной раз
много совсем ненужных пустяков, что в конце концов могло бы загромоздить
нашу память, если бы вскоре не забывалось. Забывание спасает нас и от
неприятных воспоминаний и, что еще важнее, помогает нам, отвлекаясь от
деталей, сохранять самые основные, обобщенные понятия и выводы. Мы можем по
своему осмыслить и пересказать прочитанное именно потому, что не в состоянии
все запомнить наизусть по смыслу.
Я знал человека, который ничего не забывал. Он находился в психиатрической
больнице. Этот больной был задавлен воспоминаниями и не мог выразить ни
одной собственной мысли. Он дословно воспроизводил прочитанные ему несколько
дней назад большие газетные статьи, смысла которых не понимал. И в то же
время не мог пересказать своими словами даже простую детскую книжку.
Александр Романович Лурия (1902 1977), основоположник русской
нейропсихологии, в течение 30 лет изучал изумительную память Н. И. Ширвинда
и описал ее в <<Маленькой книжке о большой памяти>>, которую я советую найти
и прочитать. Этот человек также не мог нигде с пользой для дела применить
свою феноменальную память. Он пробовал, например, работать железнодорожным
диспетчером. Ничего не вышло. Всю жизнь ему удавалось только как эстрадному
артисту демонстрировать свою ничего не забывающую память.
Не думать о белом медведе!
Нелегко бывает запомнить то, что нужно. Но иногда еще труднее забыть.
Недаром испокон веков задания вроде того, которое Николенька, старший брат
Льва Николаевича Толстого, в детстве задавал братьям - стать в угол и не
думать о белом медведе, - считались имеющими магическую силу.
<<Помню, как я становился в угол и старался, но никак не мог не думать о
белом медведе>>, - пишет Лев Николаевич в <<Воспоминаниях детства>>.
Попробуйте и вы выполнить задание Николеньки!
Наизусть по смыслу
Я спросил студента:
- Вы запомнили, как мы об этом договорились, ту самую фразу, которую я
привел в прошлой лекции?
- Да, конечно, помню, - уверенно заявил студент, - вы сказали: <<Позавчера
здесь сел самолет>>.
Я не смог удержать улыбки и возразил:
- Ну, я еще мог бы предположить, что вы что нибудь запомните не так, как я
сказал, но уж никак не ожидал услышать совсем другие слова. Я просил вас
запомнить фразу: <<Третьего дня тут приземлился аэроплан>>. Вы создали себе
определенный смысловой образ, и он точно запечатлелся в памяти. А вот из тех
именно слов, которые были сказаны, не смогли запомнить ни одного и заменили
их все синонимами. Теперь судите сами, обратился я к аудитории, хорошо или
плохо запомнена фраза.
Схема этапов логического запоминания

- Конечно, хорошо, - сказал один из студентов. - Вы же не сказали, что он
должен запомнить слово в слово, а смысл он воспроизвел совершенно точно.
- Ну, если я так же <<совершенно точно>> начну читать стихи или роль, меня
выгонят из театральной студии, - возразила девушка.
И они оба были правы. Конечно, стихи, так же как артисту роль, надо
выучивать слово в слово, или, как говорят психологи, наизусть по смыслу. В
науке же и при обучении важнее смысловое запоминание, оно прочнее и
эффективнее.
Смысловое запоминание называется еще логическим: оно - итог сложного
психического процесса. Этапы его, схематически показанные мною на рисунке,
могут в жизни фактически перекрываться один другим во времени.
Охотничьи рассказы
Оценивая воспоминания очевидцев и участников разных эмоционально насыщенных
событий, необходимо учитывать еще один фактор.
Лев Николаевич Толстой психологически точно описал, как Николай Ростов <<...
начал рассказывать, во время рассказа все более и более одушевляясь. Он
рассказал им свое Шенграбенское дело совершенно так, как обыкновенно
рассказывают про сражения участвовавшие в них, то есть так, как им хотелось
бы, чтобы оно было, так, как они слыхали от других рассказчиков, так, как
красивее было рассказывать, но совершенно не так, как оно было. Ростов был
правдивый молодой человек, он ни за что умышленно не сказал бы неправды. Он
начал рассказывать с намерением рассказать все, как оно точно было, но
незаметно, невольно и неизбежно для себя перешел в неправду...>>
Отрывок из <<Войны и мира>>, прочитанный вами, полностью относится и к
психологической сущности так называемых <<охотничьих рассказов>>. Смотря на
картину В. Г. Перова <<Охотники на привале>>, вы как бы слышите этакую
охотничью басню. Иногда такое стремление выдавать желаемое за действительное
(конфабуляция) становится симптомом патологического развития личности,
проявлением заболевания.
Руководствуясь желанием быть в центре внимания, конфабулянт выдумывает о
себе и своем окружении фантастические истории, не заботясь об истине.
Вспомним знаменитого Тартарена из Тараскона или известного барона
Мюнхаузена. Однако такого человека нельзя уподобить лжецу, потому что в
отличие от него конфабулянт сам верит в придуманное.
Эмоциональная память
Человек может воспринятое запомнить зрительной и слуховой памятью, свои
движения - двигательной, мысли - логической, но он может запомнить и свои
чувства - для этого есть эмоциональная память.
Когда мы в памяти своей
Проходим прежнюю дорогу,
В душе все чувства прежних дней
Вновь оживают понемногу,
И грусть, и радость те же в ней,
И знает ту ж она тревогу...
Эти слова, принадлежащие замечательному поэту середины прошлого века Николаю
Платоновичу Огареву (1813 1877), Герцен взял эпиграфом к первой части своей
книги <<Былое и думы>>. <<Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном
воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно пережитом
несчастье, - у вас есть память на чувствование, или эмоциональная память>>,
- говорил Константин Сергеевич Станиславский (1863 1938).
Но приятное и неприятное запоминается неодинаково. Если бы все тяготы
беременности и родов женщины помнили лучше, чем радость материнства, мало
кто из них захотел бы иметь второго ребенка и род человеческий давно бы
перевелся.
Если бы люди хранили в своей памяти преимущественно неприятное, они и ждали
бы от жизни одни неприятности, значит, были бы прирожденными пессимистами, а
человек от природы оптимист.
Но этот закон имеет и свою отрицательную сторону. Старшее поколение часто
искренне корит младшее: <<Мы были не такими, мы были лучше>>. Иногда это и
верно, но чаще в этом проявляется все тот же закон избирательности памяти.
Кратковременная память
Большинство изложенного выше - примеры долговременной памяти.
Человек, найдя в записной книжке номер нужного ему телефона, начал его
набирать. Но, набрав первые три цифры, уже забыл остальные. У него плохо
сработала кратковременная память. Хотя это не значит, что у него обязательно
плоха и долговременная память.
К сожалению, многие студенты, готовясь к экзамену, рассчитывают только на
кратковременную память:
Столкнул... и можно все забыть!
Потому то иногда диплом - это только бумажка...
Зрительная память
Посмотрите в течение одной минуты на первый рисунок, и постарайтесь возможно
подробнее запомнить, что на нем изображено. Потом, поглядев на второй
рисунок, запишите на листе бумаги в два столбика: в одном - чего на втором
рисунке не хватает по сравнению с первым, и в другом столбике - что в нем
новое. Смотря на один рисунок, другой надо закрывать. Потом сравните оба
рисунка и проверьте, чего вы, глядя на первый рисунок, не запомнили.
Запомните возможно подробнее, что здесь нарисовано

Скажите по памяти, чего здесь недостает и что лишнее по сравнению с
предыдущим рисунком

Проделав этот опыт со знакомыми, вы можете обнаружить различие в их
зрительной памяти. На результатах опыта будет, помимо зрительной памяти,
сказываться наблюдательность и внимание, с которыми рассматриваются оба
рисунка, и особенно первый. Скажется также и апперцепция, о которой мы уже
говорили.
Спрашивать о запомненном можно через несколько минут или через более
длительные промежутки времени, проверяя не только запоминание, но и
забывание. Повторная игра в таком ее варианте будет развивать зрительную
память.
Феноменальная память
Гениальный физик и математик Леонард Эйлер обладал необыкновенной памятью на
числа. Он помнил, например, шесть первых степеней всех чисел до ста.
В 1812 г. внимание ученых привлек восьмилетний мальчик Зира Кольберн. Он мог
в уме возводить числа до десятой, шестнадцатой степеней и извлекать корни.
Его спросили, сколько будет минут в сорока восьми годах. И он сразу же
ответил: 25 228 800. Больше того, он вслед за тем назвал так же совершенно
правильно и число секунд. Для производства таких математических вычислений в
уме необходима феноменальная кратковременная память.
<<Я в голове, в памяти, принес домой весь фон картины <<Петр I и Алексей>> -
с камином, с карнизами, с четырьмя картинами голландской школы, со стульями,
с полом и с освещением, - был всего один раз в этой комнате и был умышленно
один раз, чтобы не разбивать впечатления, которое я вынес>>, - писал Николай
Николаевич Ге о своей картине, на которой документально точно, по памяти
изобразил комнату в Монплезире - одном из петергофских дворцов.
Известно много примеров феноменальной музыкальной памяти. Милий Алексеевич
Балакирев, услышав в концерте одно из симфонических произведений
Чайковского, сумел через два года воспроизвести его автору.
Занятен случай из творческой биографии Сергея Васильевича Рахманинова,
характеризующий его музыкальную память. Однажды к учителю Сергею Ивановичу
Танееву должен был приехать композитор Александр Константинович Глазунов,
чтобы сыграть свое новое, еще никому не известное крупное произведение.
Любивший пошутить, Танеев перед приходом Глазунова спрятал у себя в спальне
Рахманинова, который тогда был учеником консерватории. Через некоторое время
после того, как Глазунов сыграл это свое новое сочинение, Танеев привел
будто бы только что пришедшего Рахманинова. Тот сел за рояль и повторил
полностью только что сыгранное.
Глазунов никак не мог понять, откуда студент мог узнать и выучить
произведение, нот которого еще никто не видел?
Мнемоника
На вечере самодеятельности один из участников имел наибольший успех. Его
фокус состоял в следующем: он предложил всем по очереди не очень быстро
называть какое либо слово и каждому запомнить или даже записать номер, каким
по счету он назвал свое слово. Сорок восемь человек ему сказали сорок восемь
слов. Потом он попросил всех вразбивку называть свое слово, и каждому
безошибочно сказал, каким по порядку оно было в первый раз названо. После
этого предложил каждому, также вразбивку, назвать свой номер и говорил
(правда, раз ошибся) его слово.
Секрет его памяти был прост. Этот человек еще в детстве хорошо заучил
полсотни слов и парных к ним чисел: стул - 1, стол - 2, улица - 3 и так
далее до пятидесяти. Когда кто либо говорил слово, он его сразу связывал
ассоциацией в фразу с тем словом, номер которого надо было запомнить. Первый
человек ему сказал <<рояль>>, и он сразу связал: <<На рояле играют, сидя на
стуле>>. Третий ему сказал <<штаны>>. Ну ясно же: <<Без штанов на улицу не
пойдешь>>.
Когда ему потом назвали <<рояль>>, ему нетрудно было вспомнить связанное в
фразу с роялем слово <<стул>>, а что <<стул>> - это номер 1, он давно и
хорошо знал. Так же он вспоминал слово по названному номеру. Например, когда
ему сказали <<три>>, он, зная, что 3 - <<улица>>, легко вспомнил и слово
<<штаны>>.
Это пример применения так называемой мнемоники - специальных искусственных
приемов запоминания с использованием ассоциативной памяти. Напомню, что
Мнемозина в Греции была богиней памяти. Вот несколько примеров мнемоники,
кроме приведенного выше.
Число ? (пи) с помощью мнемоники можно записать до десятого знака по числу
букв (с учетом старого правописания, то есть с твердыми знаками) стишка, не
очень складного, но зато легко запоминающегося:
Кто и шутя и скоро пожелаетъ
Пи узнать число, ужъ знаетъ
или до шестого знака:
Это я знаю и помню прекрасно.
Порядок основных цветов в спектре легко запомнить по первым буквам фраз:

Известны мнемонические приемы, используемые при запоминании дат рождения
русских классиков: Пушкин родился за один год до начала XIX столетия, Гоголь
был на десять лет моложе Пушкина, а Лермонтов - на пять лет моложе Гоголя:
он родился в 1814 г., а умер в 1841 г. (14 41). Тургенев родился в 1818 г.
(18 18).
Мнемоника памяти не развивает, но она иногда помогает смысловому
запоминанию. Однако ассоциативная память может и подвести человека, как это
описано Антоном Павловичем Чеховым в рассказе <<Лошадиная фамилия>>. Я не
думаю, что все читатели, знающие этот рассказ, вспомнят, прочтя эти строки,
что речь в нем шла о фамилии Овсов.

   2015-02-20 18:59:18 (#3224384)

Re: Волшебное стёклышко

здравствуйте, друзья!
для понимания происходящего всеми участниками рассылки скажу, что я
обращалась к Виктории с вопросом о том, можно ли показать мне ее сказку
психологу, с которым я когда-то работала как клиент.
мой психолог (Ольга Юрьевна) работает в основном с детьми и ищет для
себя эфективные методики, и я подумала что ей эта сказка может быть полезна.
к слову о том, что говорила здесь Виктория, я могу сказать, что с
момента моей работы с Ольгой Юрьевной конечно десяти-двадцати лет не
прошло, но мы поддерживаем отношения и по возможности общаемся. в
прошлом году весной я неочень хорошо себя чувствовала, и она стремилась
мне помочь не смотря на то, что наша работа закончилась на тот момент
чуть менее года назад.
мы стали довольно близкими людьми в процессе решения моей задачи, и
Ольга Юрьевна помогала мне уже как психолог-друг, а не как психолог,
получающий зарплату за свою работу.
а теперь скажу пару слов о сказке "волшебное стёклышко", точнее
перескажу свой отзыв, который я отправляла Виктории на личный адрес.
на мой взгляд, суть сказки стара как мир: хочешь решить свою проблему -
действуй и это правильно.
сказка выглядит очень поучительно в этом плане, но есть и непонятное в
ней: непонятные действия отца, да и действия девочки когда она
выбиралась из тёмного царства интуитивно непонятны.
не знаю, может быть тут сказывается то, что я не являюсь
профессиональным психологом и не имею каких-то важных понятий в этой
области.
однако, даже та суть, которую мне удалось понять уже стоит не мало, и
сказка в целом замечательна хотя бы этим, а при повторном прочтении
может открыться и еще что-нибудь важное.
сказка очень не обычная.
спасибо вам, Виктория, еще раз!
при возможности передам сказку Ольге Юрьевне. думаю что ей пригодится
она в работе.
всем удачного дня!-- --
С уважением,
Сандра!
sanka21m***@y*****.ru

   Сандра Байкальская 2015-02-20 11:16:25 (#3224110)

Занимательная психология. Мышление.

Всем доброго и удачного времени суток!

И хотя книгу можно скачать по ссылкам, указанным в листе, всё же считаю, что
нужно продолжить публикацию отдельных её глав.

Глава 5 Мышление
Добровольное сумасшествие
В биологической систематике род и вид людей обозначается как Homo sapiens -
человек разумный. То есть разум выделяется как основной наш видовой признак
в эволюции животного мира.
В цепи человек стал последним звеном,
И лучшее все воплощается в нем.
Как тополь вознесся он гордой главой,
Умом одаренный и речью благой.
Вместилище духа и разума он,
И мир бессловесных ему подчинен.

Так воспел человека таджикский поэт Фирдоуси, живший во II в.
У римлян была поговорка, восходящая к древнегреческому оратору Ликургу:
<<Кого боги хотят погубить, того прежде всего лишают разума>>.
Это же отмечал Байрон в своем двустишье:
Безумит Бог того, кто враг свой злейший сам.
Безумие иль смерть он шлет на выбор нам...

Но оказывается, есть категория людей, выбирающих по собственной воле безумие
как первую ступень к гибели. Это люди, прибегающие к алкоголю в поисках ли
истины (in vino Veritas!) или забвения, или из бравады, из ложного
самолюбия, или просто из подражания моде. А в дальнейшем отравленный
организм превращает это в привычку. Побороть же ее мешает слабоволие.
Но каждый раз, злоупотребляя алкоголем, человек лишает себя (а также свое
потомство!) основного признака человека - разума.
Древние были единодушны в оценке действия вина:
Сила вина несказанно: она и умнейшего громко
Петь и безмерно смеяться и даже плясать заставляет;
Часто внушает слово такое, которое лучше б
было сберечь про себя...
Гомер (XIII век до н. э.).

<<Пьянство есть упражнение в безумстве>>, - это мнение греческого математика
Пифагора (580 500 гг. до н. э.), а римский философ Сенека (I век н. э.)
назвал пьянство добровольным сумасшествием!
Посмотрите на рисунки на стр. 151 [14] . Разве древние не правы?
Требуется огромная сила воли, чтобы преодолеть эту пагубную для разума
привычку.

Глава 6 Воля

Сила идеи
Римский юноша Муций, пытаясь убить этрусского царя Порсену, осаждавшего Рим
в 508 г. до нашей эры, попал в плен. Разгневанный царь приказал развести
огонь в жертвеннике, чтобы пытать юношу и узнать его сообщников. Муций гордо
подошел к жертвеннику и положил правую руку в огонь. Продолжая разговаривать
с царем, он держал руку в огне, пока она не обуглилась. Потрясенный
поступком молодого римлянина, показавшего силу воли своей нации, Порсена
отпустил его и снял осаду с Рима. Образ Муция, прозванного Сцеволой
(левшой), вошел в мировую литературу как пример воли, все преодолевшей.
История нашей Родины знает много случаев самоотверженных подвигов. Вспомним
Ивана Сусанина, Зою Космодемьянскую, героев <<Молодой гвардии>>. А сколько
было героев, имена которых не вошли в историю, но увековечены мастерами
искусства в обобщенных образах мужества русского народа!
Мы не знаем, преодолевал боль Муций Сцевола или он ее просто не чувствовал.
Физиологически допустимо, что очаг его второй сигнальной системы, связанной
с мыслями о величии отчизны, высказываемыми вслух, был настолько силен, что
по закону отрицательной индукции он затормозил очаг, вызывающий боль.
Известно, что Вальтер Скотт диктовал свои произведения, пораженный
болезненным недугом. Усилиями воли он заставлял себя говорить. Увлекаясь
особенно оживленными диалогами, он вскакивал с постели и, бегая по комнате,
совершенно входил в роль своих героев, забывая о боли. Таким образом была
написана половина <<Ламермурской невесты>>, вся <<Легенда о Монтрозе>> и
почти весь <<Айвенго>>.
Яркий очаг возбуждения в коре головного мозга позволяет не только
превозмогать боль, но и не чувствовать ее.
Задерживая смерть!
Бомбардировщик шел на посадку явно не по правилам. Тяжело ударившись о
землю, он пробежал по аэродрому и, накренившись на одно крыло, остановился с
выключенным мотором. Мы бросились к самолету.
Все члены экипажа лежали без признаков жизни. Окровавленный летчик сидел,
вцепившись в штурвал. Ноги его нажимали на тормоза. Видно было, что
последним движением левой раненой руки он ударил по выключателю зажигания,
чтобы остановить мотор и не вызвать пожара при неудачной посадке.
Минут через двадцать, уже в медпункте, летчик пришел в себя. Не меняя
выражения лица, сквозь стиснутые зубы он сказал:
- Задание выполнено... Как экипаж? Самолет цел?
И потерял сознание.
Прошло около получаса, он снова пришел в себя. И тут мы услышали от него с
точностью магнитофонной записи те же самые слова:
- Задание выполнено... Как экипаж? Самолет цел?
Услышав, что люди живы (хотя штурман и стрелок были мертвы) и самолет цел,
летчик удовлетворенно произнес:
- Нормально! - лицо его смягчилось, потом исказилось от боли, и он начал
стонать и метаться.
Тяжело раненный, он вел самолет на аэродром. Мысль о людях, о самолете была
настолько сильна, что связанный с ней очаг возбуждения в коре головного
мозга тормозил боль, не допускал полной потери сознания в воздухе. В
результате была сохранена машина. Этот очаг был настолько силен, что он не
угас и потом, уже в медпункте, после двукратной потери сознания. Угасить его
смогли только успокаивающие слова, после чего растормозились ранее
заторможенные участки, появились боль и двигательное возбуждение, вызванные
тяжелыми ранами.
Это не единственный случай, когда волевое усилие отодвигало потерю сознания
и даже смерть. Известен случай, когда летчик <<задержал>> смерть до посадки
самолета, а совершив посадку, сразу же умер.
В V веке до нашей эры греческий воин, пробежав сорок два километра из
местечка Марафон в Афины и, сообщив весть о победе греков над персами, упал
мертвым. Это в его память названа в современной легкой атлетике длинная
дистанция бега - марафонский бег на 42 километра 195 метров.
Во время одного из сражений к Наполеону подскакал посланец. Передавая
письмо, он закачался в седле.
- Вы ранены? - спросил Наполеон.
- Нет, убит! - ответил он, падая мертвым.
Мужество
Это произошло в 1961 г. в центре Антарктиды, на станции Новолазаревская.
Среди зимовщиков был врач Леонид Рогозов. И надо же было случиться, чтобы
аппендицитом заболел именно он. Леонид легко мог помочь любому из двенадцати
своих товарищей. Но ему никто сделать операцию не мог.
Он понимал не только то, что без операции умрет, но и знал, что тогда на всю
зимовку станция останется без врача. Ни один самолет антарктической зимой не
мог долететь до Новолазаревской. И он по всем правилам вскрыл себе брюшную
полость, удалил аппендикс и наложил швы.
Борьба <<не хочу>> и <<надо>>
<<Воля не есть какой то безличный агент, распоряжающийся только движением, -
это деятельная сторона разума и морального чувства>>, - говорил Иван
Михайлович Сеченов.
Схема этапов волевого действия

Воля - это форма психического отражения, в которой отражаемым является
объективная цель, стимулы ее достижения, возникающие препятствия, мешающие
ее достижению, а отраженным становится субъективная цель, борьба мотивов,
волевое усилие; результатом - действие и удовлетворение достижением цели.
Волевые процессы проявляются как переживание своеобразного усилия,
направленного на преодоление трудностей.
Отдаленность целей, их общественная значимость, сильное стремление к их
достижению, настойчивость, решительность - вот что определяет высокие
моральные качества воли. Иногда говорят: сильные волей переплывают море
жизни, а слабые - в нем купаются.
Простейший волевой процесс - это волевое действие, которым достигается
элементарная цель.
Борьба мотивов - это и есть чаще всего борьба между <<не хочу>> и <<надо>>.
Нерешительность наблюдается не только при преодолении чувства страха, но и в
столкновении разных <<хочу>>. Подошел человек к киоску с лимонадом и все
раздумывает, <<кока колу>> купить или <<фанту>>. <<Сам не знает, что ему
хочется>>, - скажут про такого.
Монолог Гамлета, первые слова которого вошли в поговорку, показывает борьбу
мотивов, стоящих на другом краю сложной гаммы мотивов человеческой
деятельности:
Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
Терпеть безропотно позор судьбы
Иль надо оказать сопротивленье,
Восстать, вооружиться, победить Или погибнуть?
Буриданов осел У Буридана был осел. Уезжая, Буридан оставил в конюшне
достаточно сена в яслях: справа и слева от стойла. Но так как обе охапки
были одинаковые, осел не мог решить, какую же начать есть. Так и околел с
голоду.
Эта выдуманная история приписывается французскому философу Буридану, жившему
в XIV в. Однако она была известна еще Аристотелю (384 322 годы до нашей эры)
и Данте (1265 1321). История про
... серого приятеля,
Который между двух вязанок сена
Умирает с голоду, -
- как писал Данте, приводилась в доказательство наличия <<свободы воли у
ослов>>, которые в аналогичной ситуации все таки не гибнут. Эти ослинные
сомнения пережили века! Наш современник, русский поэт эмигрант Игорь Чиннов
(1909 1996) так поминает их в своем сборнике <<Алхимия и ахинея.
Гротескиада>>:
Уйти? Остаться? Сердце мается.
<<Свобода воли... >> Полно врать:
Свободой воли называется
Необходимость выбирать.
А выбирать - не знаю, сто?ит ли?
Пусть лучше выберите Вы.
Ах, две охапки сена стоили
Ослу ослиной головы:
Две одинаковых (Нелепица!
Ну хоть бы спор Добра и Зла!),
И между ними все колеблется
Тень Буриданова осла:
Какой охапке предпочтение
Отдать? Какую первой съесть?
Стоял осел в недоумении,
Пока его не съела смерть.
Свобода воли уже не является <<мировой загадкой>>, какой она была для людей,
метафизически решавших такие вопросы: * либо у человека есть божественная
душа, обладающая свободой воли;
* либо действия человека определены окружающими условиями, он не несет
ответственности за свои поступки и подобен Буриданову ослу.
Современная психология в свете теории отражения понимает свободу воли как
осознанную необходимость.
Свобода заключается не в воображаемой независимости от законов природы, а в
их познании и возможности поэтому планомерно пользоваться ими для
определенных целей. Свобода воли означает не что иное, как способность
принимать решения со знанием дела.
Шаблон
Выйдя на сцену и пригласив кого либо из зрителей быть ее партнером, девушка
что то написала на бумажке, старательно свернула ее и сказала:
- Сейчас я покажу опыт передачи мысли на расстоянии. Возьмите, - обратилась
она к партнеру, - эту записку в кулак и сожмите покрепче. Теперь быстро
называйте числа, кратные трем. Называйте числа и слушайте меня, и побыстрее
отвечайте на мой вопрос. Раз, два - начали! Назовите какую нибудь домашнюю
птицу... Называйте числа дальше. Теперь быстро назовите какой нибудь
фрукт... Теперь часть лица и какого нибудь русского поэта... Довольно! А
теперь прочтите, что я написала на бумажке, которую вы так сильно зажали в
кулаке.
Партнер прочел:
- Курица, яблоко, нос, Пушкин.
К удивлению всех собравшихся, это были те же слова, которые он только что
назвал.
Повторите этот опыт с не знающими его. И вы очень редко получите другие
ответы. Дело здесь, конечно, не в <<передаче мысли на расстоянии>>, а в
детерминированности, обусловленности всех явлений природы, как и всей
человеческой деятельности, накопленным опытом, средой, ранее действовавшей
на наш мозг. Начиная с малых лет у нас особенно прочно устанавливались
условные связи, элементарные ассоциации. В большинстве случаев они схожи у
всех. Вот почему, когда вы слышите: <<Домашняя птица>>, - вы прежде всего по
ассоциации вспоминаете курицу; <<фрукт>> - яблоко и так далее.
Опыт, о котором я здесь рассказал, интересен для лучшего понимания <<свободы
воли>>. Ведь каждый из его участников волен назвать любую домашнюю птицу, ну
хотя бы цесарку, но его ответ был детерминирован тем, насколько чаще в его
сознании домашняя птица связывалась с курицей, чем с какой либо другой
птицей.
Отвлечение внимания на быстрый счет и крепко сжатый кулак способствуют
проявлению именно этих, наиболее крепких связей, а не каких либо случайных
или специально придумываемых с установкой на оригинальность.
Заметим попутно, что настоящая литература не терпит всем привычных
ассоциаций. Шаблонные образы вроде <<изумрудная трава>>, <<поет, как
соловей>>, рифмы типа <<любовь - кровь>>, <<морозы - розы>>, - удел
бездарных или просто неопытных литераторов. Ведь чтобы найти яркий,
неизбитый образ, нужно умение увидеть мир по своему. Нужна большая работа
над словом, чтобы донести этот образ до читателя. А помните, как Пушкин в
<<Евгении Онегине>> мастерски подал читателю шаблонную, затасканную рифму:
И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей...
(Читатель ждет уж рифмы - розы;
На вот, возьми ее скорей!)
Внушенный ответ Спросите кого нибудь:
- Как называется провод, состоящий из нескольких жил, свитых вместе?
- Кабель, - ответят вам.
- А доска с номерками для учета выхода на работу?
- Табель.
- А кто убил Каина?
Или вот другая задача: чему равен вес кирпича, если он весит один килограмм
и еще столько, сколько весит половина кирпича?
А на вопрос: <<Кто убил Каина?>> - почти каждый (я для того и вставил другую
задачу, чтобы вы могли проверить это на себе) скажет <<Авель>>, хотя все
знают, что по библейской легенде Каин Авеля убил. Этот ответ будет внушен
стереотипностью окончаний предшествующих ответов.
Многие решат, что вес кирпича не два килограмма, что верно, а полтора, что
будет внушено совпадением слов <<весит один килограмм>> и <<весит
половина>>.

А вот еще задача. Закройте листком бумаги столбик цифр на рисунке и,
отодвигая его понемногу вниз, возможно быстрей складывайте вслух получаемые
суммы: тысяча, тысяча сорок, две тысячи сорок и так далее.
Большинство складывающих числа в итоге скажет: <<Пять тысяч>>.
Психологическая причина этой ошибки в повторении слова <<тысяча>>.
Подражание
Разговаривая с кем нибудь, поправьте галстук так, чтобы это заметили.
Большинство ваших собеседников также непроизвольно поправят свои галстуки.
Известно, что сто?ит в тишине концертного зала кому нибудь кашлянуть, как
покашливание волной пройдет по залу.
Подвернул в начале века бельгийский король после дождя брюки - и все,
сначала в Бельгии, а потом и во всем мире, стали носить брюки с отворотами.
Давно было отмечено, что ученики иногда незаметно для себя перенимают у
своих любимых учителей манеру держаться и говорить, отдельные жесты,
выражения, даже интонации.
Все эти примеры объясняются подражанием, вернее, непроизвольным подражанием.
Непроизвольное подражание лежит и в основе моды на одежду, на прически, на
транзисторы на шее и т. д. Корни его уходят глубоко в прошлое. У животных
это одно из проявлений стадного инстинкта в борьбе за существование.
У человека подражание может быть и произвольным, и очень полезным. Ведь
стремление к идеалу тоже одна из форм произвольного подражания.
Настойчив или упрям?
Упрямец Керабан, турок из одноименного романа Жюля Верна, объехал вокруг
Черного моря, преодолевая уйму препятствий, и все только для того, чтобы не
заплатить грошовой пошлины за переезд через Босфор. Поссорившихся Ивана
Ивановича и Ивана Никифоровича, как рассказывает Гоголь, не остановили
всякого рода мытарства, так хотели они насолить друг другу. В литературе
описано много упрямцев.
Упрямство есть нецелесообразная настойчивость. Цель, ради которой упрямый
преодолевает подчас весьма существенные препятствия, объективно не
оправдывает его действий. Да и его самого эта цель мало интересует, ему
важнее добиться своего вопреки всем доводам рассудка и обстоятельствам,
делающим его поведение нелепым. А главное в основе поведения упрямого лежит
очень замаскированный мотив: <<Я так хочу!>>
Упрямство как черта характера иногда вызывается свойственной человеку
инертностью нервных процессов. Но значительно чаще оно - результат плохого
воспитания, привычки настаивать на своем, усвоенной из за попустительства
родителей.
Из упрямого не так уж трудно сделать настойчивого. Для этого ему надо помочь
найти стоящую цель. Это дает основание для построения такой математической
модели в виде пропорции:

   2015-02-20 00:49:36 (#3223951)