Занимательная психология. Мир эмоций.
Здравствуйте!
Давайте окунёмся в мир эмоций!
***
Эмоция или эмоциональность
Эмоция - форма психического отражения, ранее других появившаяся в эволюции
животного мира и в филогенезе психики. Ранее других форм отражения этот
психический процесс появляется и в онтогенезе каждой личности.
<<Переживать я начал ранее, чем мыслить>>, - писал в своей <<Исповеди>> Жан
Жак Руссо.
Эмоция - это отражение не самих явлений внешнего мира, а их объективных
отношений к нуждам организма. Она не только субъективно переживается, но и
проявляется в физиологических реакциях.
Эмоциональность же - это свойство личности, это особенности переживания ею
эмоций.
Сущность эмоций раскрывается путем сопоставления и обобщения результатов
изучения эмоциональности различных лиц в конкретных одинаковых условиях.
Это соотношение эмоции как психического процесса и эмоциональности как
свойства личности определяет, почему я об эмоциях пишу в главе о личности.
Последнее относится не только к эмоциям, но и ко всем другим психическим
процессам, описываемым в этой главе.
Душа в пятках
Гарун бежал быстрее лани,
Быстрей, нем заяц от орла...
- писал Лермонтов об эмоции, общей для человека и животных, - о паническом
страхе, когда, как говорят, <<душа уходит в пятки>>. У животных этот
пассивнооборонительный рефлекс, как называл его Павлов, биологически
целесообразен и потому закреплен естественным отбором. У человека он, как, к
примеру, аппендикс, является неприятным наследством.
Проделаем небольшой опыт с группой ребятишек, забравшихся на лодочный пирс.
Подойдем к ним незаметно и громко крикнем: <<Вы что тут, озорники,
делаете?>>
Видите, как засверкали их пятки, в которые <<ушла душа>>, раньше, чем ребята
успели подумать, что ничего плохого они не делали. Мой окрик испугал их и
спутал их сознание. Так огромный кот бежит на дерево от малюсенькой
собачонки.
Но бежали ребята все же по разному: один из них не торопясь, флегматично
уходил, все время оглядываясь. Да и удирали то не все ребята: один сел на
землю и заплакал. У него, как образно и верно говорят, <<от страха
подогнулись коленки>>, а перед этим он на некоторое время <<оцепенел от
страха>>. Это не что иное, как астеническая форма пассивнооборонительного
рефлекса.
А вот еще один из наших ребят отреагировал на окрик иначе: он нахмурился,
сжал кулаки и пошел ко мне выяснять обстановку, хотя ему тоже было страшно.
Это пример стенической эмоции и активнооборонительного рефлекса,
заставляющего котенка, выгнув спину и подняв хвост трубой, наступать на
громадного пса.
Тут проявились не только астенические и стенические эмоции, но не менее
отчетливо видны и четыре темперамента личностей ребят: по разному спасались
сангвиник и флегматик; у меланхолика подкосились колени; холерик же
воинственно собрался отстаивать свои права.
Эмоциональность личности и темперамент ее тесно связаны друг с другом, хотя
и принадлежат к разным подструктурам.
Две формы страха:
<<Есть упоение в бою>> <<Вследствие этого страшного гула, шума, потребности
внимания и деятельности Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства
страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в
голову. Напротив, ему становилось все веселее и веселее. Ему казалось, что
уже очень давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел
неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял,
был ему давно знакомым, родственным местом...
Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими
руками швыряет французам ядра...>>
Так Лев Николаевич Толстой описывает в <<Войне и мире>> подмеченную им
своеобразную реакцию на опасность. Но и до Толстого она была уже известна
Пушкину, вложившему мысль о ней в уста председателя пира во время чумы:
Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы!
Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья -
Бессмертья, может быть, залог!
И счастлив тот, кто средь волненья
Их обретать и ведать мог.
Кант разделял эмоции на стенические (<<стена>> по гречески - <<сила>>),
повышающие жизнедеятельность организма, и астенические - ослабляющие ее.
Страх может проявляться и в стенической, и в астенической форме. Но реакция
на опасность, описанная Пушкиным и Толстым, это не стенический страх,
заставляющий лермонтовского Гаруна бежать быстрее лани, а своеобразное,
присущее только человеку переживание радости, упоения опасностью, чувство
боевого возбуждения. Разные настроения
И хорошее настроение
Не покинет больше вас...
Так напевала девушка в соседней каюте, и, видно, песенка вполне
соответствовала ее настроению. - И чего ты с утра дуешься, Таня, с левой
ноги встала, что ли? - тормошила она подругу, действительно бывшую не в
духе.
- Не приставай, надоела со своими песнями, - огрызнулась та. - У каждого
может быть без причины плохое настроение.
Но она была не права. Без причины в мире ничего не бывает. Это понял еще
древнегреческий философ Левкипп (около 500 440 годов до нашей эры). И
плохого настроения тоже не бывает без причины.
У здорового, хорошо выспавшегося человека, у которого нет какого либо горя
или заботы, с утра должно быть хорошее настроение. Человек по природе
оптимист!
Раньше, когда человек почему либо просыпался не в духе и вставал левой ногой
на пол, он следствие принимал за причину, так появилось суеверие: встанешь с
левой ноги - весь день все будет не ладиться.
Настроение - это наиболее слабое, но зато и наиболее длительное проявление
эмоций. Определенное настроение может сохраняться, не меняясь, очень долго,
иногда неделями, а у больного человека и того больше. Но обычно настроение
меняется в зависимости от изменения окружающей среды, действующей на
человека.
Пока мы беседовали, переменилась погода, выглянуло солнышко, и Таня начала
улыбаться и подпевать подруге. Настроение ее изменилось.
Аффект
...терзала
Волосы мать. С головы покрывало блестящее сбросив,
Прочь отшвырнула его и забыла, на сына взирая.
Жалостно милый родитель рыдал. И по городу всюду
Вой разливался протяжный, и всюду звучали рыданья.
Так выражали, если верить Гомеру (<<Илиада>>), свое горе по убитому Гектору
его родители Приам и Гекуба. А вот эмоциональная реакция при встрече
Телемака с возвратившимся отцом, описанная Гомером в <<Одиссее>>:
Так, заливаясь слезами, стояли они и рыдали
Громко, и в плаче могло б их застать заходящее солнце...
В обоих случаях описанные чувства доходили до аффекта. Если настроение можно
сравнить с теплым или холодным ветерком, то аффект - это ураган,
проносящийся в психике и всегда оставляющий после себя последствия,
разрушения.
Человек в состоянии аффекта совершает поступки, которые не совершил бы в
спокойном состоянии. В наиболее тяжелом, так называемом патологическом,
аффекте действия человека неподконтрольны его сознанию и воле. Он становится
невменяемым.
Но это не значит, что за поступки, совершенные в состоянии аффекта, человек
не отвечает. Аффект наступает не внезапно, и человек волен взять себя в руки
своевременно, чтобы аффект не охватил его. Поэтому человек полностью
отвечает за все сделанное в состоянии аффекта, до которого он позволил себе
дойти.
В древности и в средние века люди именно потому легко впадали в состояние
аффекта, что сдерживать его проявление считалось излишним, а иногда даже
неприличным. На похоронах, например, специальные плакальщицы демонстрировали
наигранные проявления аффекта горя.
Старая графиня Ростова в <<Войне и мире>>, получив известие о смерти Пети,
впала в состояние аффекта, подобное аффекту Гекубы.
Азарт
Игра в карты появилась в глубокой древности в странах Востока. В Европу эту
игру завезли моряки примерно в XIV в., а в XV в. во Франции и Германии карты
были уже почти такими же, как и теперь.
Самое раннее упоминание об игре в карты в России относится к 1649 г. Оно
строжайше запрещает карточную игру и предписывает беспощадно ее искоренять.
Именно из за азарта. Раньше играли в другие, но, видимо, менее азартные
игры.
Азарт - это эмоциональное возбуждение, связанное с желанием выиграть во что
бы то ни стало и со стремлением продолжать игру. Желание выиграть или
отыграться становится сильнее голоса рассудка, подавляет его и делает
мышление некритичным. Чем выше интерес к игре, тем легче игрок входит в
азарт. Недаром жаргонное название азартных игр - <<игра на интерес>>.
Весь сюжет пушкинской <<Пиковой дамы>> связан с азартом. Герой его поэмы
<<Граф Нулин>> проигрывает в карты любимую жену. Вспомним также проигрыш
Николая Ростова, описанный Л. Толстым.
Но игрок может <<войти в азарт>> в любой игре, не только в карты. Во власти
азарта часто находятся не только сами игроки, но и болельщики.
Свидетельством этому служат многочисленные драки на трибунах во время
спортивных матчей.
Азарт представляет собой психологическую зависимость от определенного
эмоционального состояния. Существует даже психическое заболевание -
игромания, излечиться от которого так же сложно, как от наркомании или
алкоголизма.
Единство, но не тождество
Выражение чувств, переживаний человека и животных имеет много общего. На это
указывал еще Дарвин, у которого я взял рисунки, помещенные здесь. Очень
сходны и биохимические изменения, например, увеличение сахара в крови,
вызываемое сильными эмоциями.
Такими рисунками Дарвин объяснял общность выражения страха у человека и у
животного
Но общее происхождение еще не есть тождество, и психическое содержание
переживания страха кошки и человека нельзя отождествлять.
Выражение лица
Лев Николаевич Толстой в сочинениях 85 раз описывал оттенки выражения глаз и
97 раз оттенки улыбок, раскрывающих эмоциональное состояние человека.
<<Брови и рот по разному изменяются при разных причинах плача>>, - говорил
знаменитый Леонардо да Винчи.
Различные сочетания положения глаз, губ, век и бровей определяют различное
выражение даже такого лица
Как видно из рисунка психолога Павла Максимовича Якобсона (1901 1973),
выражение лица в основном зависит от различных сочетаний положения губ и
бровей, от блеска глаз, определяемого количеством слез, кровонаполнением
сосудов слизистой оболочки и величиной зрачка. Но глаза, видимые в прорезь
маски, теряют свою выразительность.
Чувство и поза
Про плохого актера говорят: одна поза и никакого чувства. Такой актер не
умеет согласовывать слова роли со своей позой (пантомимикой), выражением
лица (мимикой) и интонацией голоса.
Талантливые актрисы на сцене плачут настоящими слезами и глубоко переживают
чувства своего героя. Известен случай, когда актер, игравший Отелло, задушил
бы Дездемону, если бы не успели опустить занавес.
Знаменитый актер Александр Александрович Остужев, играя однажды в пьесе
<<Бархат и лохмотья>>, настолько вошел в роль и увлекся, что в сцене драки
сломал руку Кузнецову. Наталья Александровна Луначарская Розенель
рассказывает в своих воспоминаниях об этом случае.
<<Кузнецов страшно возмущался:
- С ним страшно играть! Это какой то взбесившийся зверь!.. Увечит
партнера!.. Я откажусь от роли... он на ближайшем спектакле убьет меня!
Остужев своим красивым, проникновенным голосом повторял:
- Извините, Степан Леонидович! Я очень сожалею... Но что делать? Я люблю вас
- Кузнецова, но я ненавижу Ваббе...>>
Связь мимики и жестов с чувствами не только биологически обусловлена
(посмотрите еще раз на рисунки Дарвина), но и является результатом обычаев
страны.
Девушка в волнении кивает головой. У русских, немцев и французов это значит
<<Да!>> А у болгар... <<Нет!>> Человек грозит пальцем ребенку, запрещает что
то; русский будет двигать пальцем к себе и от себя, а немец справа налево.
Даже считая по пальцам, русский будет загибать их, а немец, сначала сжав
кулак, - разгибать.
Теория Джеймса Ланге
Связь переживания с его проявлением столь велика, что американский и датский
психологи Джеймс и Ланге выдвинули в конце прошлого века теорию, суть
которой сводится к парадоксу: мы не потому смеемся, что нам смешно, а нам
потому смешно, что мы смеемся.
Они говорили: сожмите кулаки, стисните зубы, наморщите лоб, вообще мимикой и
пантомимикой изобразите гнев - и вы сами начнете переживать это чувство;
начните смеяться - и вам станет смешно; попробуйте с утра ходить, еле волоча
ноги, с опущенными руками, согнутой спиной и грустной миной на лице - и у
вас через некоторое время действительно испортится настроение.
Такую зависимость эмоций от мимики и пантомимики понимал еще Шекспир. Вот
монолог из трагедии <<Король Генрих V>>:
Когда ж нагрянет ураган войны,
Должны вы подражать повадке тигра!
Кровь разожгите, напрягите мышцы,
Свой нрав прикройте бешенства личиной!
Глазам придайте разъяренный блеск...
Сцепите зубы и раздуйте ноздри;
Дыханье придержите; словно лук,
Дух напрягите - Рыцари, вперед!
Хотя в целом теория Джеймса и Ланге является спорной, так как источник
эмоций - это внешний мир, а не поза и мимика, но условнорефлекторная связь
между позой и чувством, бесспорно, есть. Мне довелось принять участие в
опытах, которые убедительно это доказали. Не говоря ни слова, рукам актрисы,
глубоко спавшей в состоянии гипноза, придавалось какое либо выразительное
положение; при этом у нее сейчас же менялась вся поза и лицо принимало
соответствующее выражение. После пробуждения актриса говорила, что ей
снились сны, в которых она переживала соответствующие эмоции.