Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

Статья: Способ предупреждения педагогической семантической дислексии

Здравствуйте! Вышел очередной выпуск психологической газеты.

Способ предупреждения педагогической семантической дислексии
детская психология, психология образования, Золотая Психея

Статья предоставлена номинантом Национального психологического конкурса
<<Золотая Психея>> по итогам 2014 года

Современная ситуация в обучении чтению и письму предполагает разрешение
следующих противоречий: с одной стороны, растет количество детей с
задержками речевого развития; с другой стороны -- это явление в процессе
организации обучения не должно мешать умственному развитию остальных детей.
Поскольку существует гетерохронное созревание определенных структур мозга,
то этот факт тоже должен учитываться в технологии обучения. В связи с этим
существует потребность в новых технологиях обучения, которые должны давать
возможность одновременно двигаться вперед каждому ученику в своем темпе и в
то же время обеспечивать качественное усвоение материала тому, у кого
созревание функций мозга ещё продолжается. По мере созревания функциональной
зрелости головного мозга каждый ученик будет способен справляться с
предлагаемым темпом обучения: не отставая и без индивидуальных перегрузок.
Такой подход может осуществляться при регулярном проведении мониторинга
качества сформированности навыка чтения на каждом этапе обучения.

С 2004 по 2005 год в школах Санкт-Петербурга в конце учебного года были
исследованы навыки чтения у 588 младших школьников. (190 первоклассников (8
классов), 176 второклассников (8 классов), 134 третьеклассника (6 классов),
88 учеников четвертых классов (4 класса). При анализе результатов чтения
было установлено, что 14% (27 чел) первоклассников читают с достаточно
высоким уровнем усвоения содержания прочитанного (от 55% до 78%), при этом
показания скорости чтения (СЧ) колеблются от 39 сл/мин до 147 сл/мин. При
СЧ=39 сл/мин, качество чтения (КЧ) (усвоения прочитанного) составило 60%,
при СЧ=147 сл/мин - КЧ=70% . Это высокий уровень сформированности
продуктивного чтения. Распределение высокого уровня чтения по классам - от
0% до 41%.

Анализ данных показывает, что, когда скорость чтения в первом классе
превышает качество усвоения в два и более раз, то это выявляет тенденцию к
формированию семантической дислексии, т.е. <<механического>> чтения (чтения
без понимания при технически правильном чтении). В первых классах таких
детей наблюдается в среднем 42%. По классам распределение детей с
<<механическим>> чтением (в процентах) следующее: 0; 9,5; 22; 26; 29; 34;
37; 66. Эти цифры показывают, насколько неравномерно происходит формирование
семантической дислексии. В одних класса 0%, в других - до 66%. При этом 0%
свидетельствует о том, что даже в первых классах представляется возможным
обучаться осмысленному чтению сразу, без коррекции в следующих классах. Во
вторых классах с достаточно высоким уровнем усвоения содержания прочитанного
(от 55% до 78%) читают 13,6% (24 чел.) учеников. При этом СЧ колеблется от
46 сл/мин до 164 сл/мин. При СЧ=46 сл/мин, КЧ составило 55%, при СЧ=164
сл/мин - КЧ=65%. Распределение высокого уровня чтения по классам - от 5% до
33%.

Процент <<механического>> чтения во вторых классах составил в среднем 39%.
По сравнению с первыми классами - это меньше всего на 3%. По классам процент
детей с <<механическим>> чтением распределился так: 8; 26; 29; 30; 45; 50;
54; 57. В большинстве классов количество детей, читающих без понимания,
увеличилось.

В третьих классах 22% (30 чел) показали чтение с высоким уровнем качества.
Показания СЧ колеблются от 44 сл/мин до 300 сл/мин. При СЧ=44 сл/мин, КЧ
составило 90%, при СЧ=300 сл/мин - КЧ=90%. Распределение высокого уровня
чтения в классах - от 8,6% до 44%. В третьих классах в процентном
соотношении количество детей с <<механическим>> чтением распределилось
следующим образом: 9, 14, 21, 25, 34, 39.

В четвертых классах высокий уровень качества чтения показали 23 чел (26%).
СЧ колеблется от 75 сл/мин до 257 сл/мин. При СЧ=75 сл/мин, КЧ составило
69%, при СЧ=257 сл/мин - КЧ=60%. Распределение высокого уровня чтения в
классах колеблется от 8,6% до 44%.

В четвертых классах процент детей с <<механическим>> чтением распределился
так: 9, 15, 23, 38. Можно констатировать факт, что в выпускных классах
начальной школы имеется достаточно большой процент детей с семантической
дислексией - от 9% до 38%.

Итак, выделим среднее процентное содержание детей, у которых выявлена
семантическая дислексия: в 1 классах - 42 %, во вторых - 39%, в третьих
классах - 22%, в четвертых - 26%.

Логопеды связывают стойкие нарушения в чтении с отклонениями в развитии
отдельных структур мозга. Но в педагогическом процессе часто возникают
ситуации, когда у детей формируется неправильный механизм чтения, который
квалифицируется как педагогическая семантическая дислексия. По данным
Корнева А.Н. в Санкт-Петербурге процент детей, которые не могут обучиться
чтению, составляет 5-7%. Следовательно, остальные дети, читающие плохо,
имеют неправильно сформированный механизм чтения.

Сравним два класса (из этой выборки) с одинаковой наполняемостью (по 29
чел.). В одном классе обучались по технологии осмысленного и развивающего
чтения, в другом эту технологию не использовали. Там, где использовали
технологию, 41% детей имеет высокий уровень сформированности осмысленного
чтения, а там, где обучались по другой программе - всего 10%. В этих классах
можно сравнить процент детей с очень низким качеством усвоения содержания в
первом классе - 13,7%, во втором - 20,6%.

В одном из обследованных классов все дети показали низкую скорость чтения
(Сч от 20 до 38 сл/мин) при среднем уровне усвоения содержания (Кч от 20 до
50%). Можно предположить, что детям была дана установка - читать медленно,
чтобы понимать, что читаешь. Это неверная установка. Она не дает возможности
для развития тем детям, которые могут усваивать материал быстрее и
качественнее. Сознательно тормозить развитие навыков продуктивного чтения
из-за боязни, что дети не запомнят то, что читают - неверно, это является
дидактической ошибкой обучения. Каждый ученик должен сам выбирать ту
скорость чтения, при которой у него лучше усваивается материал. Практика
показывает, что при правильной установке даже в первом классе появляются
дети, которые читают с высокой скоростью и высоким качеством усвоения
содержания.

Выясним, имеются ли ученики с семантической дислексией среди первокурсников
вуза. В сентябре 2007 года было проведено исследование навыков чтения у
студентов первокурсников с помощью системы квалиметрической диагностики
индивидуальной обучаемости (ДИО). Цель данной работы состояла в апробации
отдельных диагностических методик и подборе соответствующих возрасту
обучающихся стимульных материалов.

Исходными показателями чтения выбрана скорость (Сч) и качество (Кч).
Интегральным показателем является продуктивность чтения (Пч).

Предлагаемый способ изучения навыков чтения хорошо известен в теории
обучения рациональному чтению. Для чтения был предъявлен текст из 211 слов с
отчетливым сюжетным содержанием. Поскольку текст для студентов первого курса
предлагался впервые, то нужно было убедиться, что он подойдет по сложности
содержания и в то же время будет понят большинством. Чтение этого текста
студентами показало, что результаты чтения являются дифференциальными и этот
текст можно считать надежным стимульным материалом для диагностики. Всего
было обследовано 162 первокурсника.

Средние групповые данные по скорости чтения колеблются в пределах от 140
сл/мин до 207 сл/мин. Если рассматривать индивидуальные показатели, то самый
низкий показатель 90 сл/мин (уровень начальной школы), самый высокий - 281
сл/мин (при рациональном чтении скорость может достигаться до 500-800
сл/мин).

Но скоростные показатели нельзя рассматривать без учёта качества усвоения
прочитанного содержания (Кч). Показатели по качеству чтения (средние)
колеблются в пределах от 60 до 70% . По средним данным может показаться, что
проблем с чтением у студентов не существует. Однако данные некоторых
студентов должны вызывать тревогу, потому что очень низкое качество чтения
не сможет обеспечить должное обучение в ВУЗе. Самые низкие индивидуальные
показатели по качеству чтения колеблются в пределах от 20% до 37 %, к
высоким показателям по качеству чтения можно отнести 70-98% усвоения
содержания.

Продуктивность чтения распределилась от 4 у.е. до 289 у.е. (условных
единиц). Из них очень высокой продуктивностью чтения обладают 18 чел.- 11%
(выше 200 у.е.), высокой - 21 чел. - 12,9% (от 150 до 200 у.е.), средней -
48 чел. -29,6% (от 100 до 150), низкой - 40 чел. - 24,6% (от 50 до 100
у.е.), очень низкой - 35 чел. - 21,6% (от 4 до 50 у.е.). Итак, высокой
продуктивностью чтения владеют 23,9%, средней - 29,6%, низкой - 46,2%.
Высокая продуктивность чтения характеризуется: Сч =150-281сл/мин, Кч = от 73
до 95%, средняя - Сч = от 150 до 200 сл\мин, Кч =60 до 84%, низкая - Сч = от
100 до 200 сл\мин, Кч =15 до 70%.

Особое внимание необходимо обратить на самый низкий уровень продуктивности
чтения: Сч = от 100 до 120 сл\мин, Кч =15 до 47%, причем качество усвоения
содержания от 15 до 37% имеют 16 человек (1%). Это студенты, не умеющие
читать, которые плохо усваивают содержание.
Анализ навыков чтения этих 16 человек показал, что скорость чтения превышает
качество усвоения содержания в несколько раз (от 3,1 до 7, 8). Распределение
этого превышения следующее: 3,1; 3,1; 3,2; 3,4; 3,5; 3,6; 3,8; 3,8; 4,6;
5,4; 5,7; 5,8; 6,5; 7,1; 7,6; 7,8. (среднее в 4,9 раза). Это подтверждает
ранее высказанное утверждение, что, когда скорость чтения превышает качество
усвоения в два и более раз, то это выявляет сформированную семантическую
дислексию (при условии низкого качества усвоения содержания).

Для сравнения проанализируем превышение скорости над качеством у студентов с
высоким уровнем навыков чтения. Возьмем также 16 человек. Получили следующее
распределение: 1,5; 1,5; 1,6; 2,1; 2,2; 2,2; 2,2; 2,3; 2,4; 2,5; 2,6; 2,6;
2,7; 2,8; 3,1; 3,7. (среднее в 2,4 раза). Если взять среднюю скорость чтения
взрослого человека - 180 сл/мин, а качество усвоения содержания равную 70%,
то превышение составит в 2,5 раза.
В данной статье представлена логика рассуждения, показывающая способ
выявления и предупреждения формирования неправильного навыка осмысленного
чтения у нормально развивающихся учащихся. Можно сделать вывод, что
предположение о выявленной в начальных классах тенденции формирования
неправильного навыка чтения (педагогической семантической дислексии) может
закрепляться на длительное время и может отмечаться у студентов
первокурсников.

Плюснина Елена Михайловна
кандидат педагогических наук
зав. лабораторией технологий обучения начальной грамотности, Национальный
гуманитарный университет России

Ответить   Wed, 18 Feb 2015 20:51:37 +0300 (#3222954)