Занимательная психология. Переходим к ощущениям.
![](http://mediasubs.ru/author/avatar/13411815.png)
Приветствую всех подписчиков и предлагаю продолжить знакомство с книгой
Платонова ``Занимательная психология''.
Следующая глава повествует об ощущениях.
Субъективный образ объективного мира
Но довольно перечислять эмоции и чувства! Поговорим теперь об ощущениях,
нашем субъективном образе объективно существующего мира. Мы узнаем об этом
внешнем для нас мире только через ощущения.
Именно с ощущений начинается формирование всего содержательного не только в
психике животных, но и в сознании, а следовательно, и в личности человека.
Отражающей же системой, стоящей между миром и ощущениями, являются
анализаторы: зрительный, играющий у человека ведущую роль; слуховой и
обонятельный, доминирующие у животных; вкусовой, тактильный,
акцеллерационный и анализаторы внутренней среды организма.
<<Анализатор есть сложный нервный механизм, начинающийся наружным
воспринимательным аппаратом и кончающийся в мозгу>>, - пояснял Павлов. Так,
например, зрительный анализатор - это глаза, зрительные нервы и зрительные
области коры головного мозга. Мы видим не только глазами, а всем зрительным
анализатором в целом, слышим - всем слуховым анализатором.
Каждый анализатор начинается с рецептора (раньше его неправильно называли
органом чувств). Рецепторы есть и у беспозвоночных животных, и их даже
больше, чем у позвоночных. Но поскольку у беспозвоночных нет субъективного,
нет у них и ощущений. Связи рецепторов с органами вегетативной жизни и с
органами движения генетически, наследственно запрограммированы. Они
укладываются в известную формулу бихевиоризма S > R.
У человека тоже не все сигналы, получаемые корой головного мозга от
рецепторов, доходят до сознания и становятся ощущениями. Но не о них здесь
идет речь.
Сверхчувствительный прибор
Мы ощущаем запах искусственного мускуса, когда его концентрация равна 5 х 10
15 грамма в одном кубическом сантиметре, или 0,000 000 005 г в одном
кубическом метре воздуха. Длина Телецкого озера 78 км, средняя ширина - 3
км, а преобладающая глубина - 20 м. Объем воды в нем около 46 х 109
кубических метров. Чтобы ощущался запах мускуса в таком объеме воздуха,
достаточно растворить в нем примерно стакан (230 граммов) этого
кристаллического вещества.
Наш домашний рыжий кот не пьет некоторых сортов запечатанного
стерилизованного молока, видимо, чувствуя в них какие то посторонние
консерванты. Считая его авторитетнейшим дегустатором и экспертом, мы детям
такое молоко не даем.
Техника пасует перед понятиями <<вкус>>, <<аромат>>. Никакой прибор не может
заменить людей редкой профессии - дегустаторов. А ведь без них не может
обойтись ни один международный аукцион по продаже чая, кофе, табака, вин и
не создаются их новые сорта.
Глаз человека - еще более чувствительный прибор. Он различает около
полумиллиона цветов и тонов. Если бы воздух был совершенно чист, мы смогли
бы увидеть пламя свечи на расстоянии двадцати семи километров.
Водяные пары и пыль резко ухудшают видимость предмета, поэтому обычный
костер практически виден только за 6 8 км, свет карманного электрического
фонарика и зажженная спичка - примерно за 1,5 км, огонек папиросы - за 0,5
км. Вспышка света, продолжающаяся 0,0003 секунды, уже может быть воспринята
глазом.
Напомним, что один разряд молнии продолжается 10 4 секунды, а вся вспышка -
0,01 0,1 секунды. Энергия, которая вызывает едва заметное зрительное
ощущение, так мала, что только за шестьдесят миллионов лет смогла бы нагреть
один грамм воды на один градус.
Техника не знает приборов такой степени чувствительности, какой обладает
человеческий глаз. И все же знаменитый немецкий физик и физиолог Герман
Гельмгольц (1821 1894), заложивший основы физиологической оптики, нашел в
нем немало физических недостатков, позволивших ему написать: <<Если бы оптик
захотел продать мне инструмент, обладающий поименованными недостатками, то я
в сильнейших выражениях высказал бы неодобрение его работе и возвратил бы ее
обратно>>. Как рассказывал мой учитель, работавший у него в молодости,
Гельмгольц любил говорить:
<<Если бы Бог, создавая человека, посоветовался со мной, то глаз был бы
создан лучше>>.
Хороший глаз
Если вы захотите учиться летать, у вас обязательно проверят остроту зрения;
будет она меньше единицы - в летное училище не примут. Как же ее определяют?
Острота зрения, или разрешающая способность глаза, определяется наименьшим
углом, под которым человек еще может видеть раздельно две точки. Когда она
равна единице, то угол этот составляет одну минуту: при остроте зрения 0,5 -
две минуты, при остроте зрения 0,1 - десять минут. При остроте зрения,
равной единице, соответствующее линейное изображение двух точек на сетчатке
составляет 0,005 миллиметра, что близко к среднему диаметру одной зрительной
клетки колбочки. Остроту зрения проверяют с помощью специально рассчитанных
таблиц.
При остроте зрения в 1 ,0
Индейцы называли человека <<хороший глаз>>, <<соколиный глаз>>, если он
<<видел за спиною у сквау ребенка>>, то есть различал около звезды второй
величины Мицар (средняя звезда ручки ковша Большой Медведицы) звезду пятой
величины Алькор. Расстояние между этими звездами не одна, а около двенадцати
угловых минут, но звезды мы воспринимаем не в виде точек.
Пороги ощущений
Вася и Лена поспорили: у кого из них слух лучше?
- Зачем спорить? - вмешался я. - Это можно сейчас проверить. Сядьте боком
друг к другу на расстоянии примерно полутора метров и закройте глаза. К
каждому из вас по очереди я буду приближать часы. Услышав тиканье, скажите:
<<Есть>>. Перестав слышать, скажите: <<Нет>>. Так мы определим в
относительных линейных, но вполне сравнимых величинах абсолютный порог
слуховых ощущений.
Конечно, мне тотчас же задали вопрос:
- А что такое абсолютный порог?
Я ответил своим юным друзьям примерно так:
- Абсолютный порог ощущения - это минимальная величина раздражителя, едва
едва заметно различимая. Само собой разумеется, что для большей точности
слуховой порог надо определять с помощью аудиометра - прибора, издающего
звуки точно дозированной высоты и силы, и записывать так называемую
аудиограмму. Порог на звуки разной высоты у человека различен, причем у
каждого по своему.
В нашем опыте можно было определить и относительный порог, или порог
различения, под которым понимают то минимальное различие между
раздражителями, которое позволяет отличить одно ощущение от другого.
Я поднес немного ближе часы к уху Лены и попросил девушку сказать, когда
звук механизма станет громче, когда тише. Расстояние, на которое я
передвинул часы, чтобы Лена заметила различие их звука, и определило порог
различения в относительных линейных величинах.
Так спор был решен. Абсолютный слуховой порог оказался выше у Васи, а порог
различения - у Лены.
Сделайте такой опыт: ударьте по камертону, поднесите его к уху и слушайте
звук, пока он не станет ниже порога и вы перестанете его слышать. Тогда
плотно прижмите ножку камертона ко лбу: вы опять ясно услышите звук. Костная
проводимость звука лучше воздушной.
Это было подмечено народом и отражено в сказках: <<Лег Иван царевич на мать
сыру землю, прильнул к ней ухом, слышит - скачет погоня>>.
Использование порогов зрительных ощущений имеет практическое значение. Ведь
если предметы различной величины видны только на определенном расстоянии, то
и наоборот - по видимости этих предметов можно определять расстояние до них.
Туристы, охотники, разведчики помнят эти расстояния и пользуются ими.
Но надо учитывать, что точность определения зависит не только от
прозрачности воздуха, но и от остроты зрения и особенностей личности
смотрящего. Например, орел видит значительно дальше, чем человек, но
человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла.
Пороги определяют только качество ощущения, качество же восприятия зависит
от опыта, от умения видеть именно то, что в данном случае надо увидеть.
<<Надо не просто смотреть, но и видеть>>, - говорили фронтовые разведчики.
Сказанное относится не только к зрительным ощущениям и восприятиям, но и к
слуховым и любым другим. Так что Вася, конечно, слышит значительно лучше
Лены, но ленино ухо замечает в музыке гораздо больше.
Можно различить, хотя и не очень отчетливо