Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

За 2015-02-26

Занимательная психология. Одинаковые движения, разные действия.

Всем доброго и прекрасного!

Одинаковые движения - разные действия
- Убей комара на моей левой щеке, у меня руки грязные, - попросил Сережа,
возившийся с велосипедом. - Спасибо, - поблагодарил он Машу, выполнившую его
просьбу.
Все остальные даже не заметили этого эпизода, пока я не обратил их внимания.
Маша, будучи педагогом, не получила бы благодарности от своего ученика или
от директора школы, если бы, рассердившись и забыв все педагогические
правила, позволила себе движением, имеющим такую же траекторию, скорость и
силу, ударить по щеке непонятливого ученика. Ее движение было бы замечено
всеми, и никто из нас ее не оправдал бы.
Но если бы тем же движением Маша дала в аллее сада пощечину нахальному
парню, мы все оправдали бы ее поступок.
Допустим, что движения во всех трех случаях у девушки были бы математически
точно одинаковыми. Но действия ее были бы совершенно различны.
Одинаковые действия - разные движения
Тогда же я попросил Сережу возможно точнее проехать на велосипеде по одной
узкой доске мостика, у которого мы все сидели, а остальных заметить, хорошо
ли он это сделает. Через несколько минут по моей просьбе он повторил
задание.
- Как, по вашему, так же или иначе, чем в первый раз, у него получилось? -
спросил я у наблюдавших.
Общее мнение было, что Сергей проехал совершенно одинаково в обоих случаях.
Но ни сам Сережа, ни другие не заметили, что при первой поездке он держал
руль за концы как обычно, а во второй раз - взяв руль у его середины и
вывернув руки. Далее: первый раз он въехал на мостик, когда у него верхней
была правая педаль, а в другой - левая. Первоначально он сидел в седле
выпрямившись, а при вторичной поездке - низко наклонившись. Следовательно,
одинаковые действия он выполнил очень разными движениями.
Это повседневно наблюдается в любой трудовой деятельности человека и
подтверждает, что нельзя отождествлять, как это иногда делалось, движения и
действия человека. Действие только осуществляется движением; движение
реализует действие.
Заряжая винтовку
Контролер завода, изготавливающего спортивные мелкокалиберные винтовки, весь
свой рабочий день проверяет, нет ли брака и хорошо ли перезаряжаются
винтовки. Эта обязанность в основном и определяет его деятельность.
Деятельность - это такое взаимодействие человека и среды, в процессе
которого он добивается какой нибудь сознательно поставленной цели. Общая
структура любой деятельности и действия может быть представлена так: цель -
мотив - способ - результат.
Действие при перезарядке винтовки

Начинающий спортсмен, когда учится перезаряжать винтовку, нередко шепчет:
<<Раз - повернуть налево, два - потянуть к себе, три - толкнуть от себя,
четыре - повернуть направо>>. Для него перезарядка винтовки тоже
деятельность, включающая отдельные осознанные цели, о которых он и говорит.
Было четыре цели, значит, и четыре действия.
Действие начинается психологическим элементом деятельности, в процессе
которого достигается конкретная, неразложимая на более простые, осознанная
цель.
А вот у опытного стрелка, когда он стреляет одиночными выстрелами,
перезарядка - это действие, в котором четыре ранее самостоятельных
объединились в одно более сложное. Но когда цель в том, чтобы возможно
скорее и точнее выстрелить всю обойму, перезарядка становится уже не
действием, а только приемом, способом выполнения еще более сложного
действия, которым теперь стала скоростная стрельба.
Худо или плохо, а перезарядить винтовку с первого раза сможет каждый, если
ему объяснят. Но, учась стрелять, он это делает много раз, упражняясь и
совершенствуясь. Перезарядка становится у него навыком.
Навык - это действие, формирующееся и изменяющее свою психологическую
структуру в процессе упражнения. То, что я разобрал на этом примере,
относится ко всем навыкам.
Поступок, проступок, преступление
- Петр, закурив на чердаке, где хранилось сено, уронил спичку, и отцовский
дом сгорел. Заодно сгорел и соседний клуб. Стыдно ему повторять свои
поступки. Ведь 20 лет назад, четырехлетним, играя со спичками, он спалил
дедовскую избу.
Эти слова проходившего мимо пассажира невольно привлекли внимание не только
мое, но и всей нашей группы, расположившейся на корме парохода. Я обратился
к сидевшему рядом со мной молодому человеку:
- Ты знаток языка психологической науки. Как по твоему, правильна эта фраза?
- И я дословно повторил.
- Поступком можно назвать только курение Петра на сеновале. Четырехлетний
ребенок поступков еще не совершает, - ответил он.
- Правильно, - сказал я, - поступок - это действие, социальное значение
которого осознает сам его совершающий. А еще что неверно в этой фразе?
Но знаток психологии ответить не смог, и я уточнил:
- Когда этот Петр курил на сене, его действие было не только поступком. Он
ведь знал, что с огнем не шутят.
Проступок - это поступок, нарушающий нравственные и правовые нормы и
наказуемый общественным порицанием. В истории русской деревни за курение на
сене не одно мальчишеское ухо пострадало. Но проступок легко становится
преступлением, наказуемым уже по закону. Сожженный клуб - это уже не
проступок, а преступление.
Правоправные способности
<<У всех людей есть по пять пальцев, которые могут сжаться в кулак и
схватить нож, но из этого не следует, чтобы всякая здоровая рука могла
наносить удары: наносит удары только рука, привешенная к такому телу, внутри
которого живет дух развращенный, который не знает удержу перед всякими
страстями и всякими соблазнами>>.
Это слова известного прогрессивного юриста Федора Никифоровича Плевако (1842
1909). А вот что говорит современный криминолог, директор Института права АН
России Владимир Николаевич Кудрявцев: <<Мы можем утверждать о большей или
меньшей вероятности того, что данный человек поступит так, а не иначе, что
от одного лица с бо?льшим основанием можно ждать хорошего поступка, чем от
другого... Это относится и к преступному поведению... Для криминологической
теории и практики представляет большой интерес выяснение величины
<<порога>>, преодолеваемого при совершении преступления. Чем более стойкий
антиобщественный характер имеют взгляды субъекта, тем меньший повод
требуется ему для совершения преступления>>.
Человек не рождается с низким порогом (по Кудрявцеву) и рукой, могущей бить
ножом (по Плевако). Это результат воспитания, не сформировавшего
правоправные способности, то есть способности к совершению только
правоправной, как говорят юристы, деятельности, отвечающей требованиям
закона.
Разные мотивы
<<...Папы, мамы и тети Нади нет дома... В ожидании их возвращения Гриша,
Аня, Соня и кухаркин сын Андрей сидят в столовой за обеденным столом и
играют в лото... Играют дети на деньги. Ставка - копейка...
Играют с азартом. Самый большой азарт написан на лице у Гриши... Играет он
исключительно из за денег. Не будь копеек на блюдечке, он давно бы уже
спал... Страх, что он может не выиграть, зависть и финансовые соображения
наполняют его стриженую голову, не дают ему сидеть спокойно,
сосредоточиться...
Сестра его Аня, девочка лет 8 ми... тоже боится, чтобы кто нибудь не
выиграл... Копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее вопрос
самолюбия.
Другая сестра - Соня... играет в лото ради процесса игры... Кто бы ни
выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши.
Алеша... У него - ни корыстолюбия, ни самолюбия. Не гонят из за стола, не
укладывают спать - и на том спасибо. Сел он не столько для лото, сколько
ради недоразумений, которые неизбежны при игре. Ужасно ему приятно, если кто
ударит или обругает кого...
Пятый партнер Андрей... к выигрышу и к чужим успехам относится безучастно,
потому что весь погружен в арифметику игры, в ее несложную философию:
сколько на этом свете разных цифр и как это они не перепутываются!..>>
Эти выдержки из рассказа Чехова <<Детвора>> показывают, как одна и та же
деятельность может быть вызвана различными мотивами.
Мотив - это внутреннее побуждение человека к деятельности. Мотивами могут
быть потребности, интересы, стремления, чувства и мысли.
Очень важно уметь разобраться в том, что хочет делать и делает человек. Но
еще важнее уметь разобраться в том, по каким мотивам он так поступает.

   2015-02-26 16:15:08 (#3227856)

IX Саммит психологов.

Уважаемые коллеги, здравствуйте!
Прошедший год войдет в историю России как год начала мощных
тектонических сдвигов в нашем бытии и в нашем сознании. События настолько
драматичны, а для многих и травматичны, что под их влиянием меняется
мировоззрение, система ценностей, картина мира. Даже профессиональное
сообщество еще не до конца осознало масштаб, направленность и последствия
этих процессов. Очевидно, что именно эти вопросы будут в центре внимания IX
Санкт-Петербургского саммита психологов.

Панельная дискуссия Саммита: <<Что случилось? Что дальше? Что делать?
Профессиональное обсудение: психологические аспекты>>

Ведущие психологи России, признанные лидеры в различных областях
психологического знания с профессиональных позиций обсудят события в стране
и мире, тенденции психологической науки и практики, поделятся опытом работы
в эпоху перемен, предложат ответы на главные вопросы в контексте своих
направлений: психотерапии, психологии образования, бизнес-психологии...

Приглашаем вас к совместному активному поиску профессиональной
позиции! Атмосфера взаимного обогащения и объединения сил дают каждому
участнику Саммита уникальную возможность почувствовать себя частью единого
профессионального сообщества.

3 дня Саммита полны событий: круглые столы, мастер-классы, дискуссии,
лекции... Мероприятия программы Саммита призваны вывести основную заявленную
тему на практический уровень, продемонстрировать прикладные аспекты работы
психолога в современных условиях.

Участники Саммита получают удостоверение о повышении квалификации
объемом 30 академических часов.

31 мая 2015 года в рамках Саммита состоится торжественная церемония
объявления и награждения победителей и лауреатов XVI Национального
психологического конкурса <<Золотая Психея>> по итогам 2014 года!
Интернет-голосование на Приз читательских симпатий будет проводиться с 1 по
30 апреля 2015 года. В конкурсе участвуют более 130 проектов - знакомьтесь с
рефератами заранее.

Генеральный спонсор Саммита Компания <<Иматон>> в 2015 году отмечает
свое 25-летие! Участников IX Саммита ждет приятный подарок - праздничный
фуршет в теплой атмосфере душевного общения давних друзей и уважаемых
коллег!

Место проведения Саммита: конференц-комплекс отеля <<Санкт-Петербург>>
Даты проведения: 31 мая -- 2 июня 2015 года

Добро пожаловать на Саммит, коллеги! Подать заявку

   2015-02-26 15:50:07 (#3227846)

Депрессия.

Всем доброго времени суток и прекрасного настроения!

Депрессия - актуальная проблема нашего времени.
Ускорившийся ритм жизни, стрессы и неумение правильно расслабиться приводят
к этому состоянию, из которого чаще всего, трудно бывает вернуться к
плодотворной и позитивной жизни.
Вот как предлагает работать с депрессией статья из рассылки: "Сам себе
психолог, или техники домашнего применения".
***
В поисках ускользающего корневого эпизода
Техники, собранные под брендом EFT выглядят элементарными и доступными даже
детям. Чтобы нейтрализовать эмоциональный заряд, связанный с каким-то
жизненным переживанием, чаще всего достаточно погрузиться в него, чтобы
оживить связанные с ним модальности (зрительные и слуховые образы, ощущения
в теле, эмоции, мысли) и параллельно наложить нейтральные телесные ощущения,
не связанные с конкретным воспоминанием, например, простучать акупунктурные
точки, ритмично дышать или сжимать в руке мячик или кистевой эспандер. Чтобы
избавиться от нежелательного психологического состояния, например, страха
вождения, следует подобным образом проработать эмоционально заряженные
эпизоды, порождающие этот страх (типично это аспекты, связанные с ДТП).

Но бывают психологические состояния, кажущиеся беспричинными и потому не
дающими ключей к своему разрешению. Как правило, это травмирующие эпизоды,
вытесненные на задворки памяти в целях самозащиты. Но бывает и так, что
серьёзные психологические последствия имеют казалось бы совершенно
абстрактные теоретические размышления, которые ни коим образом не могут быть
отнесены к травмирующим эпизодам.

Ниже приводится реальный пример работы с депрессивным клиентом, вполне
благополучным в остальных отношениях.

Сообщение Алана Морисона (из архива Гэри Крэйга):

"Привет, Гэри,

Один из самых важных навыков инструктора EFT - умение находить корневые
эпизоды и вести людей в правильном направлении, задавая наиболее важные
вопросы

(1) О чём это вам напоминает?

(2) Если бы вы могли прожить жизнь заново, кого или какое событие вы
предпочли бы избежать?

Конечно, есть множество вполне подходящих вопросов, которые можно задать -
мы не ограничиваемся этими двумя. Но что делать инструктору, если он слышит
от клиента в ответ "Я не знаю"?

Именно это случилось с "Дэйвом", который обратился ко мне по поводу своей
депрессии. Она началась в возрасте примерно 8-9 лет, ослабела к позднему
подростковому возрасту, пропала в его 20-х и вернулась с новой силой в его
40-х.

Поэтому, как обычно, я спросил, не случилось ли чего в его ранние годы,
испытывал ли он тогда какой-либо травмирующий опыт, имел ли негативные
переживания. Но на ум ему не пришло ничего. У него было хорошее, счастливое
детство, никаких насмешек или издевательств в школе - всё совершенно
"нормально".

"Так что нет ничего, чего вы захотели бы избежать, если бы вам представился
шанс?" - спросил я. "Да, это так," - ответил он. Более того, он не мог
представить ничего в своей жизни, что могло бы напомнить ему что-то
негативное.

Ну, мы-то знаем, что-то в прошлом ДОЛЖНО было случиться, иначе он не
чувствовал бы себя в детстве таким несчастным. Никто не впадает в депрессию
БЕЗ ПРИЧИНЫ. Но я был также озадачен и тем, что его депрессия сошла на нет
годам к 20-и, только чтобы возродиться в 40. Что-то должно было произойти!

"Я, правда, не знаю, у меня нет никакого понятия, я не могу вспомнить ничего
такого," - твердил он.

Прекрасно, глубокий вздох, начинаем снова... На этот раз я временно оставил
активный поиск причин его депрессии и стал просто болтать с ним. Я озвучивал
всё, что приходило в мою голову по поводу его работы, его интересов, того,
чем бы он мог заниматься в свободное время, надеясь, что постепенно мы
нащупаем тропинку к его теперешнему состоянию, всё время внимательно
приглядываясь к малейшим изменениям в обычном движении его тела и глаз.
Ничего не произошло. Как будто не происходило никаких, даже мельчайших
перемен.

Мы проверили его детство, и более поздние года, и теперь переместились к
недавнему прошлому.

Можно ли точно указать момент, когда его депрессия начала возвращаться в
40-летнем возрасте? Нет, был ответ. "Просто показалось, что она усилилась,
когда умирали старшие родственники". Родители или другие близкие
родственники? "Нет," - ответил он, - "90-летние дедушки и бабушки. Поначалу
я скучал по ним, но у них была хорошая жизнь. Вы просто не можете жить
вечно, когда-нибудь надо уходить".

Он выглядел вполне уравновешенным по поводу дедушек и бабушек, но какой-то
звоночек начал звенеть в моей голове. Возможно, настало время для следующего
прямого вопроса, на который клиент обязан ответить "Да" или "Нет". Такой
вопрос быстро ставит всё по местам.

И я спросил: "Похоже, для вас их утрата не столь важна, как тот факт, что
они умерли. Вы можете сказать, правда ли это?" - "Да, это так", - ответил
он, и я заметил, что он озадачен, куда это может нас привести.

Тогда я объяснил, почему я задал этот вопрос, добавив мои соображения,
почему это важно и как это могло повлиять на него. Колокольчик, который
прозвучал в моей голове, был отзвуком воспоминания, когда мне было 8 или 9.
Тогда в мою голову как-то мимолётом проник тревожный вопрос - что будет со
мной, если они (родители и прочие) все умрут, и я останусь один-одинёшенек?
И так же быстро он исчез, поскольку я отклонил его как фантастическую
чепуху, сообразив, что ВСЕ не могут одновременно умереть. Но, оглядываясь на
это воспоминание, я узнал страх (уже проработанный!), испытанный многими
детьми и признанный многими моими клиентами.

Применяя мой личный опыт к Дэйву, я спросил его, не испытывал ли и он
подобного страха. "И какого!" - воскликнул он. "Я просто не мог избавиться
от этой мысли!" Затем я убедился, что он постепенно чувствовал себя всё
хуже, продолжая пребывать в этом страхе. Когда Дэйв вырос в молодого мужчину
и занялся своей карьерой, страх временно отступил, но после смерти
родственников этот затаённый страх вернулся, швырнув Дэйва в пучину
депрессии.

Оставшиеся 15 минут сессии мы простукивали, используя фразы, которые более
или менее соответствовали его детским мыслям:

Хотя, я думал, что они все могут умереть...
Хотя я так сильно волновался, что все они могут умереть...
Хотя я довёл себя до такого состояния, которое отразилось на всей моей
жизни, я прощаю себя за это. Я был ребёнком, и ребёнку допустимо думать так,
как он желает. Это не было самой мудрой вещью, но я не мог этому помочь - я
просто не знал, что ещё можно сделать.

Посреди проработки мы неожиданно вышли на плато. Его исходный уровень
страха, равный 10 из 10, опустился до 6 и застыл, так что я предложил ему
проработать аспекты, всплывающие на поверхность и требующие своего
освобождения. Тут же он принял очень неудобную позу, обвив свою левую руку
вокруг кулака правой. Выяснилось, что в 11 лет, играя в камешки, он под
ноготь засадил занозу, испытав при этом мучительную боль. Простукивание
болевого шока уменьшило и ощущение боли до нуля в течение минуты.

Снова вернувшись к теме страха, Дэйв отметил, что тот сам собою уменьшился с
6 до 3 из 10, и дальнейшая его проработка до 0 заняла лишь несколько минут.

И тогда он начал смеяться. И он продолжал смеяться 15 минут спустя, выглядя
совершенно освобождённым от своей пожизненной депрессии. Всего лишь за одну
сессию. Найти постоянно ускользающую причину было довольно трудно, и это
удалось мне только потому, что у меня было сходное, хотя и гораздо более
слабое переживание. Впрочем, этот опыт оказался весьма полезным, потому что
такой детский страх оказался довольно распространённым среди моих клиентов,
хотя чаще всего и не столь сильным.

   2015-02-26 13:49:37 (#3227733)