Занимательная психология. Мышление.
![](http://mediasubs.ru/author/avatar/13411815.png)
Приветствую всех читателей листа!
Продолжаю знакомить с главами из книги Платонова ``Занимательная
психология''.
Пятая глава книги Называется: Мышление.
К сожалению, данная книга у меня в формате txt, а значит, нельзя проследить
текст по страницам, на которые иногда ссылается автор. Так же в блокноте,
как вы знаете, не сохраняются рисунки.
Несколько человек обратились в личку с просьбой дать ссылку на полное
издание КНИГИ.
в АУДИО ФОРМАТЕ КНИГИ НЕТ. вОТ ССЫЛКА НА КНИГУ В ФОРМАТЕ FB2.
https://yadi.sk/i/Wlv57JYUejqUD
Глава 5. Мышление.
Что такое миллион
- Какое сегодня звездное небо, - сказала Лена, - наверное, миллион звезд
видно!
- Ну нет, звезд на небе невооруженным глазом видно только около двух с
половиной тысяч, - возразил любящий математику и точность Вася.
А миллион все таки увидеть можно. В развернутом листе газеты примерно
пятьдесят тысяч букв. Расстелив в зале двадцать газет, мы сможем одним
взором воспринимать примерно миллион букв на площади около десяти квадратных
метров.
Это наглядный, но не глубокий образ, не раскрывающий сущности миллиона:
понятие о миллионе как о тысяче тысяч или как о 106 значительно полнее. Это
пример того, что мышление богаче восприятия и представления.
Мышление в психологии определяется как психическая деятельность,
направленная на обобщенное и опосредованное познание объективной
действительности путем раскрытия связей и отношений, существующих между
познаваемыми предметами и явлениями.
Непосредственно и опосредствованно
<<Вы иногда употребляете мудреное слово <<опосредствованно>>. Вот и в
определении мышления есть это слово. Что оно означает и нельзя ли его
заменить более простым?>> - было сказано в записке, полученной мною во время
лекции о мышлении. Свой ответ я начал с примера.
Рост человека можно измерить непосредственно, приставив линейку с делениями,
а вот Фаллес за шесть веков до нашей эры решил задачу, как измерить высоту
пирамиды. В час, когда длина его тени была равно его росту, он измерил длину
тени пирамиды. Следовательно, он измерил высоту пирамиды не непосредственно,
а опосредствованно, включив математические расчеты в умозаключение: раз
длина моей тени сейчас равна моему росту, то значит и длина тени пирамиды
сейчас равна ее высоте.
Опосредствование, в широком толковании этого понятия, означает обобщение
мышлением тех сведений в окружающем, от которых мы получаем ощущения и
которые являются результатом воздействия внешнего мира на наши органы
чувств. Потому восприятие обеспечивает непосредственное познание мира, а
мышление - опосредствованное познание того, что не может быть познано
непосредственно.
Слово <<опосредствованно>> другим одним словом не заменишь.
Четвертый лишний
Решите сами и предложите решить другим задачу рисунка. Если получится
расхождение в мнениях, разберитесь, кто и на каком основании выделяет лишний
предмет.
Найдите но каждом рисунке <<четвертого лишнего>>
Это задача на обобщение.
Под обобщением мы понимаем одну из основных форм мышления. Обобщение -
мысленное выделение общего в предметах или явлениях и основанное на этом
объединение их друг с другом.
Расхождения в мнениях о лишнем предмете могут вызываться тем, что кто то
обобщит предметы не по их наиболее существенному признаку, а по случайным
ассоциациям. О них (ассоциациях) мы будем беседовать позднее. Правильное
решение этой задачи вы найдете в одном из следующих рассказов. Там же будет
и ответ на ребус на этом рисунке. Но не будьте любопытны и постарайтесь
решить задачи сами.
Неумение выделять общий существенный признак - большой недостаток мышления.
Каждому ясно, что нельзя сказать: <<Шли два студента и дождь: один в
университет, второй в пальто и третий в осенний вечер>> - так как слово
<<шел>> в данном случае не может являться обобщающим признаком. К сожалению,
кое кто иногда и говорит, и думает подобно этой фразе.
Эврика!
Рассказывают, что Архимед, купаясь в ванне, заметил, что его тело,
погруженное в воду, уменьшается в весе. И тогда он понял, как надо решить
поставленную перед ним задачу: узнать, не украл ли ювелир золото при
переливке короны, добавив в нее серебра. Он выскочил из ванны и голый бежал
по Сиракузам с криком: <<Эврика!>> По гречески это значит: <<нашел>>.
Так был открыт <<закон Архимеда>>.
Решая этот ребус, вы не раз сможете воскликнуть: <<Эврика!>>
На рисунке перед вами изображен ребус, один из тех, что помещают в конце
журналов и в календарях. Попробуйте расшифровать его, и каждый раз, находя
правильное решение какой либо его части, вы будете переживать в миниатюре то
же, что и Архимед.
Кто не испытывал волнения, когда после словно бы блуждания в потемках и
непонимания вдруг - именно вдруг! - в сознании, как луч света, появляется
единственно правильное решение и возникает радостное чувство уверенности,
торжества.
Мыслительное действие, в котором достигается элементарная, уже более
неразложимая, сознательная цель, может быть наглядно изображено схемой,
приведенной на схеме.
Схема этапов мыслительного действия
Сколько раз, решая ребус, вы сможете сказать <<эврика!>>, столько
мыслительных действий вы выполните. А разгадку его вы прочтете на стр. 189
[10] .
Логические задачи
Есть много видов задач, решение которых требует специальных знаний: алгебры,
геометрии, физики и т. д. Но есть задачи, где нужно только умение мыслить,
сообразительность. Их называют логическими.
Интересно, что решение логических задач, укладываясь в схему этапов
мыслительных действий, моделирует научный поиск. Вот нетрудная логическая
задача.
Сереже вдвое больше лет, чем будет Саше тогда, когда Толе исполнится
столько, сколько Сереже сейчас. Кто из мальчиков старший, кто младший, кто
средний по возрасту?
Ответ на эту задачу я даю здесь же, чтобы он помог вам понять, как надо
решать подобные задачи: самый старший - Сережа, следующий по возрасту -
Толя, а Саша - самый младший.
Это можно определить, исходя из слов <<будет>> и <<исполнится>> (то есть
потом). Следовательно, Сереже уже сейчас больше лет, чем Толе и Саше, а Толе
потом (а значит, и сейчас) будет больше лет, чем Саше.
Разоблаченный оракул
Давным давно в одной из восточных стран был знаменитый оракул. В отличие от
остальных оракулов его устами вещало не одно божество, а целых три: бог
Правды, бог Лжи и бог Дипломатии. Они изображались совершенно одинаковыми
фигурами, расположенными за алтарем, перед которым люди, ищущие совета,
преклоняли колени.
Боги всегда охотно отвечали на вопросы. Но так как они были похожи друг на
друга, никто не мог определить, то ли отвечает бог Правды, которому надо
верить, то ли бог Лжи, который говорит всегда неправду, то ли бог
Дипломатии, который может либо солгать, либо сказать правду. Это было на
руку жрецам и способствовало славе оракула: боги всегда оказывались правыми.
Но однажды нашелся человек, казавшийся простаком, который задумал совершить
то, чего не удавалось самым большим мудрецам. Он решил опознать каждого из
богов.
Человек вошел в храм и спросил бога, стоявшего слева:
- Кто стоит рядом с тобой?
- Бог Правды, - был ответ.
Тогда он спросил бога, стоявшего в центре:
- Кто ты?
- Бог Дипломатии, - был ответ.
Последний вопрос он задал богу, стоявшему справа:
- Кто стоит рядом с тобой?
- Бог Лжи, - был ответ.
- Теперь все понятно, - сказал человек, казавшийся простаком.
Что же он понял из ответов оракула? Подумайте над этим, а проверить себя вы
сможете по ответу, который прочтете в одном из следующих рассказов.
Шерлок Холмс
<<Шерлока Холмса любят дети всего мира, и хотя книги о его приключениях
написаны для взрослых читателей, они давно уже стали детскими книгами...
Дети любят его не только за то, что он самоотвержен и храбр, - в мировой
литературе есть немало героев, которые столь же бесстрашны. Главное, что
привлекает читателей к этому искоренителю преступлений и зла, -
замечательная сила его мысли...
Шерлок Холмс - чуть ли не единственный из персонажей детской мировой
литературы, главное занятие которого - мышление, логика.
Почти в каждом рассказе о приключениях Шерлока Холмса его мыслительная
работа демонстрируется как основной его подвиг...
Мышление Шерлока Холмса реалистично, конкретно. Оно всегда касается
житейских событий и фактов, и потому его результаты очевидны для всех. Нам
то и дело показывают самый процесс мышления, а это в беллетристике -
величайшая редкость.
Каждый рассказ о Шерлоке Холмсе есть, так сказать, наглядный урок о
могуществе человеческого разума. Здесь главная ценность всего этого цикла
рассказов>>.
Так пишет Корней Иванович Чуковский в своем предисловии к <<Запискам о
Шерлоке Холмсе>>. И надо сказать, что Корней Иванович очень глубоко раскрыл
психологический смысл этой книги, написанной в 1892 г. и выдержавшей
испытание временем.
Но на этом примере уместно показать еще один психологический закон: герой
может быть добрее или злее, трудолюбивее или ленивее автора, его
придумавшего; герой может быть и глупее, но никогда не умнее своего автора.
Если только герой не списан с натуры.
По ассоциации
Когда в психологии употребляют слово <<ассоциация>>, что по латыни значит
<<соединение>>, то подразумевают связи между представлениями, в силу которых
одни из них, появившись в сознании, вызывают другие. Роль ассоциаций в любом
мыслительном действии очень велика.
По содержанию различают, как предложил Аристотель, ассоциации трех видов.
Ассоциации по смежности, когда одно представление вызывает в сознании другое
благодаря их временному или пространственному совпадению в прошлом: снег -
зима, дождь - ветер, стул - стол.
Ассоциации по сходству могут быть по внешнему, поверхностному признаку:
озеро - море, кит - рыба, самолет - птица. Но они возникают и по
существенному признаку, как, например: бритва - нож - ножницы (режущие
орудия); портфель - кошелек - чемодан (вместилища); пила - топор - буравчик
(плотницкий инструмент); яблоко - груша - слива (фрукты); пуговица - крючок
- пряжка (застежки); часы - весы - термометр (измерительные приборы). Эти
примеры являются ответом на рисунок, помещенный на стр. 169 [11] .
Могут быть и ассоциации по контрасту: белый - черный, добрый - злой, яркий -
темный, завтра - вчера.
Ассоциации по сходству и контрасту сложнее, чем по смежности. К последним
относятся и привычные словосочетания, а в поэзии - <<затасканные>> рифмы.
Ассоциации по сходству играют большую роль и при обучении, и при так
называемом ассоциативном запоминании, и в поэзии. Помните слова Алексея
Константиновича Толстого:
Мою любовь, широкую как море.
Вместить не могут жизни берега.
Мысль пишет
Если исследование ассоциаций сопроводить непосредственно записью сигналов и
ответов, это позволит отметить занятные явления. Можно с помощью
пневматической капсулы, которая крепится к верхней части шеи, записать
движения гортани или с помощью электродов - токи, возникающие в языке и
гортани при самых незначительных их движениях. При этом иногда время
ассоциации оказывается очень удлиненным, а на кривой еще до того, как
исследуемый ответит, уже появляется неясная запись слова, о котором он
подумал, но не сказал. У разных людей это проявляется различно.
При исследовании ассоциаций можно записать:
Можно записывать токи мышц языка и гортани в тот момент, когда человек
молча, про себя, решает задачи или вспоминает что либо. Но это отчетливо
получается не всегда и не у всех. Ведь даже при разговоре мы часто
пропускаем слова или строим фразы не по законам грамматики, часто упрощая,
сворачивая речь; внутренняя же речь обычно бывает еще более свернута.
Знаю, а сказать не могу
У школьников есть поговорка: <<Я - как умная собака, все знаю и понимаю, а
сказать не могу>>. Кое кто из ребят даже обижается на учителя за плохую
оценку и глубоко убежден, что он де урок знает, а только ответить не умеет.
Не прав, конечно, этот ученик. Если человек знает, он и сказать может, а
если не может, значит, не знает. У него есть только обрывки мыслей, смутные
воспоминания о том, что он когда то слышал или читал, иногда усиленные
иллюзией знания.
Другое дело затруднения в моторном компоненте речи. Вот несколько фраз,
содержание которых незамысловато и всем понятно. А сказать их быстро и
внятно смогут не все. Причем одним будут трудны одни фразы, другим - другие.
Попробуйте говорить возможно быстрее:
* Саша сапожник шагал по шоссе.
* На горе, на горке герой Егорка; на горке горько ревет Егорка.
* Не жалела мама мыла, мама Милу мыла мылом, Мила мыла не любила.
* Сшит колпак, да не по колпаковски.
* На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
* Расскажи мне про покупку. Про какую про покупку? Про покупку, про покупку,
про покупочку твою.
Упражняясь в произношении наиболее трудных для вас поговорок, вы улучшите
свою речь!