Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

За 2015-02-10

Занимательная психология.Восприятие.

Приветствую всех и каждого!

Дорогие друзья! В этом письме рассказы, связанные со зрительным
восприятием. Но решила, что их всё же необходимо опубликовать. Не все
манипуляции, описанные здесь, будут доступны. Но это не означает, что в
жизни такое не встречается.

Восприятие в большой мере зависит и от апперцепции. А что это такое, вы
сейчас узнаете.
Апперцепция
Зависимость восприятия человека от общего содержания психической жизни
человека, его опыта и багажа знаний - это и есть апперцепция. Она может не
только обеспечить избирательность восприятия, но и привести к иллюзии. Такая
иллюзия описана Пушкиным в стихотворении <<Вурдалак>>. Помните?
Трусоват был Ваня бедный:
Раз он позднею порой,
Весь в поту, от страха бледный,
Чрез кладбище шел домой.
Бедный Ваня еле дышит;
Спотыкаясь, чуть бредет
По могилам; вдруг он слышит -
Кто то кость, ворча, грызет.
Ваня стал - шагнуть не может.
Боже! думает бедняк,
Это, верно, кости гложет
Красногубый вурдалак.
Горе! малый я не сильный;
Съест упырь меня совсем,
Если сам земли могильной
Я с молитвою не съем.
Что же? вместо вурдалака
(Вы представьте Вани злость!) -
В темноте пред ним собака
На могиле гложет кость.
Восприятие пения Соловья, одного из героев басни Ивана Андреевича Крылова
[8] , также было определено соответствующей ослиной апперцепцией.
Скончал певец. Осел, устаеясь в землю лбом:
<<Изрядно, - говорит, - сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что не знаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился>>.
Яркое описание восприятий Дон Кихота, искаженных его апперцепцией, дано
Сервантесом. Ошибки оценки
Наши глаза познавать не умеют природу предметов,
А потому не навязывай им заблужденье рассудка.
Так справедливо писал римский философ Лукреций Кар более двух тысяч лет
назад в своей дидактической поэме <<О природе вещей>>. Ваши ошибки в оценке
вызваны целостностью восприятия.
<<Наши чувства не обманывают нас - не потому, что они всегда правильно
судят, а потому, что они вовсе не судят>>, - говорил об этом же Кант около
двухсот лет назад.
Однако ошибки суждений часто объясняются целостностью восприятия и
вызываются тем, что оценка предмета в целом переносится на оценку его
деталей.
Еще в прошлом веке немецкий психолог Мюллер Лиер впервые описал иллюзию,
изображенную на рисунке и названную впоследствии его именем. Чем целостнее
образ, тем отчетливее иллюзия оценки. Поэтому наиболее отчетлива иллюзия
оценки линии АБ как занимающей только часть дорожки.
Сравните эти линии и фигуры

Ваши ошибки в оценке вызваны целостностью восприятия
Высота дерева, скалы, дома, заводской трубы, вообще любого предмета из за
закона перспективы всегда воспринимается меньшей, чем она есть на самом
деле. Поправка, которую мы привыкли вносить, приводит к переоценке длины
вертикальных линий по сравнению с горизонтальными. Поэтому на нашем рисунке
высота шляпы кажется больше ширины ее полей, а высота фигуры рядом с ней -
больше ее ширины. Эта иллюзия настолько стойка, что при изготовлении
типографских шрифтов ее приходится учитывать. С ней считаются и архитекторы
при проектировке украшений зданий.
Иллюзия высоты и ширины

Мы полагаем, что цифры 3 и 8, буквы В, К состоят из двух одинаковых
половинок только потому, что верхние их части меньше нижних, в чем нетрудно
убедиться, перевернув книгу.
Женщины знают, что в платьях с вертикальными полосами они кажутся выше, а с
горизонтальными - полнее. Следовательно, иллюзии играют не только
отрицательную роль. Об этом писал великий физик XVIII в., член
Петербургской, Берлинской и Парижской академий наук и английского
Королевского общества Леонард Эйлер (1707 1783): <<На сей обманчивости все
живописное художество основано. Если бы мы привыкли судить о вещах по самой
истине, то бы сие искусство (то есть художество) не могло иметь места, равно
как когда бы мы были слепы. Всуе художник истощал бы все свое искусство на
смешении цветов; мы бы сказали: вот на сей доске красное пятно; вот голубое,
здесь черное и там несколько беловатых линий: все находится на одной
поверхности, не видно на ней никакого расстояния, различия и не можно было
бы изобразить ни единого предмета. Что бы на картине ни написано было, так
бы нам казалось, как письмо на бумаге. При сем совершенстве не были бы мы
сожаления достойны: лишены будучи удовольствия, которое приносит нам
ежедневно столько приятное и полезное художество?>>
Иллюзии, замеченные Гёте
<<...Темный предмет кажется меньше светлого той же величины. Если
рассматривать одновременно белый круг на черном фоне и черный круг того же
диаметра на белом фоне, то последний нам покажется примерно на 1/5 меньше
первого. Если черный круг сделать соответственно больше, они покажутся
равными. Молодой серп луны кажется принадлежащим кругу большего диаметра,
чем остальная темная часть луны, которая иногда бывает при этом различима. В
темном платье люди кажутся тоньше, чем в светлом. Источники света, видные из
за края, производят в нем кажущийся вырез. Линейка, из за которой появляется
пламя свечи, представляется с зарубкой в этом месте. Восходящее и заходящее
солнце делает словно выемку в горизонте...>>
Так писал об иллюзиях Иоганн Вольфганг Гете в своем <<Учении о цветах>>,
которое было подлинным хобби этого великого человека; он даже анфиладу
комнат в своем доме оформил в различных цветах, в строгом соответствии с
открытыми им закономерностями восприятия.
Иллюзии - это искаженное отражение действительности. Они могут быть:
* физические (ложка в стакане воды и на фотографии будет <<переломленной>>);
* физиологические (например, иллюзии противовращения, контраста температур);
* психологические (в частности, разобранные на рисунках).
Оцените и потом проверьте:

Описанная Гете иллюзия проявляется отчетливее, если на предметы смотреть
издали. Проверьте: поставьте книгу так, чтобы она была хорошо освещена, и
смотрите на рисунки, отходя на пять десять шагов. У большинства людей
иллюзия усиливается.
Эта закономерность зрительных иллюзий используется при военной маскировке.
Маскировка
Маскировочное окрашивание бывает различных видов. Одноцветная защитная
окраска - зеленая летом, белая зимой - делает предметы незаметными,
сливающимися с окружающим фоном. Деформирующая окраска изменяет форму
предметов. Если светлый ящик раскрасить местами темной краской, то издали он
будет казаться темным пятном неправильной формы или восприниматься в виде
какого нибудь другого предмета.
Маскировка квадрата

Маскировочные халаты покрываются темными и светлыми пятнами. Боевые корабли
раскрашиваются пятнами геометрически правильной формы, чтобы, используя
оптические иллюзии, помешать наблюдателю определить курс корабля.
Иллюзия смещения
Этим термином обозначается целая группа иллюзий, получающихся при восприятии
пересекающихся линий и углов.
Некоторые из таких иллюзий, изображенных на рисунках, пропадают или заметно
уменьшаются после проверки. Другие же полностью сохраняются, как на рисунках
<<спираль>> и <<тень>>.
Рисунок с трубой и воздушным змеем доказывает, что целостность восприятия
сильней иллюзии смещения: ведь бечевка зме?я не воспринимается смещенной.
Иллюзии смещения

Иллюзия контраста
- Не люблю танцевать с тобой! Ты такой высокий, что я рядом совсем
коротышка! - сказала она.
- Глупости, - пробурчал он с обидой.
А она была права.

Наполните водой три стакана и в один из них положите пол чайной ложки соли.
Предложите кому нибудь последовательно (пресная, соленая, пресная) их
попробовать и оценить - какая вкусней. Ответ, как правило, будет:
- Конечно, третья!
Поставьте на стол три глубокие тарелки, в правую налейте холодную воду, в
левую - погорячее, градусов около сорока, а в среднюю - пополам той и другой
воды. Опустите одну руку в правую, а другую в левую тарелку и, подержав там
несколько минут, перенесите обе руки одновременно в среднюю тарелку. Одна и
та же вода для правой руки будет горячей, а для левой - холодной.
Часто, на Кавказе, когда я спускался по дороге, наклон которой был круче,
чем реки, меня преследовала неотвязная иллюзия контраста, что вода течет
вверх.
Когда вода <<течет вверх>>

Знание закона контраста позволило мне во время Великой Отечественной войны
избавить нескольких штурманов от неприятностей.
Экипаж бомбардировщика, основываясь на визуальной оценке, доложил, что
взорван не то склад, не то грузовик или вагон с боеприпасами. Однако
фотодокументы результатов бомбометания не подтверждали этого. Летчиков
заподозрили в недобросовестности.
Фактически же оказалось вот что. Этот экипаж ранее бомбил крупными бомбами,
разрывы которых он и привык оценивать на глаз. Когда же самолет загрузили
несколькими мелкими бомбами и одной крупной, то разрыв крупной бомбы на фоне
мелких показался по контрасту намного значительнее, чем прежде. Он и
оценивался как взрыв боеприпасов. Опрос других штурманов подтвердил
закономерность подобных иллюзий.
Но бывают проявления закона контраста еще более сложные, имеющие социальное
звучание:
Это
почти неподвижности мука -
Мчаться куда то со скоростью звука,
Зная прекрасно, что есть уже где то
Некто,
летящий
со скоростью
света!
(Леонид Мартынов) Иллюзия Аристотеля
Иллюзию, о которой сейчас пойдет речь, описал еще Аристотель примерно 2300
лет назад.

Еще Аристотель заметил: так кажется, что шарика два
Покатайте, закрыв глаза, шарик (лучше металлический, холодный)
перекрещенными указательным и средним пальцами, как показано на рисунке. Вам
будет казаться, что под пальцами у вас два шарика. А ларчик открывается
очень просто: наружные поверхности двух соседних пальцев, как в нашем
случае, практически никогда не касаются одновременно одной поверхности,
поэтому ощущения, идущие от них, не обобщаются. Иногда можно столкнуться с
этой иллюзией, если дотронуться до кончика собственного носа: возникает
впечатление, что вы стали обладателем двух носов - положение не лучшее, чем
у героя гоголевского <<Носа>>. Но если до тыльной стороны кисти дотронуться
двумя ножками циркуля, раздвинутыми меньше чем на 20 25 мм, вы ощутите
только одно прикосновение. На кончиках пальцев вы отчетливо ощутите два
прикосновения, даже сведя ножки циркуля до 1 2 мм. Это объясняется
неодинаковой густотой расположения нервных окончаний, улавливающих
прикосновения. Но чтобы опыт хорошо удался, ножки циркуля не должны
прикасаться к кожным волоскам.
Иллюзии в полете
Практическое значение иллюзий изучено лучше всего авиационными психологами.
Курсанту аэроклуба в первых полетах кажется, что его самолет неподвижен, а
крутятся земля и небо точно так, как это мы видим иногда в кино.
Но особенно отчетливо бывают выражены иллюзии у летчика при полете в
облаках, когда он не различает горизонт и землю, то есть в так называемом
<<слепом полете>>. Это ощущения противовращения, ложного крена, полета
словно на перевернутом вверх колесами самолете. Особенно сильны такие
иллюзии у летчиков, плохо читающих показания приборов.
Механизм возникновения таких иллюзий связан с движением жидкости (так
называемой эндолимфы), заполняющей полукружные каналы вестибулярного
аппарата внутреннего уха. Иллюзию противовращения вы можете вызвать у себя,
если, покрутившись с закрытыми глазами раз десять на одном месте, резко
остановитесь. Вам покажется, что вы начали вращаться в противоположную
сторону.
Схема возникновения иллюзии противовращения

Загадки Эшера Голландский гравер Морис Эшер (1898 1971) прославился
созданием живописных парадоксов: рисунков иллюзий геометрически невозможных
объектов, противоречащих здравому смыслу. Его фантастические картины
взволновали умы математиков XX в.
Ниже - рисунки <<невозможного дома>> и <<лестницы>>, обрекающей идущего по
ней на бесконечный подъем или спуск.

М.Эшер <<Бельведер>>

<<Лестница>>
При рассматривании отдельных деталей недоумения не возникает, но целостное
восприятие такой картины противоречит логике и геометрии реального мира.
Иллюзия, не желательная автору
Все только что разобранные иллюзии относятся к иллюзиям восприятия. Но
бывают иллюзии и других видов отражения: <<дежа вю>>, о чем я говорил в
главе о сознании, - это иллюзия памяти; подмена любознательности
любопытством - иллюзия мышления; упрямством настойчивости - иллюзия воли;
влюбленностью любви - иллюзия чувств.
Здесь же я остановлюсь на возможной своеобразной иллюзии, от которой я хочу
сразу предостеречь читателя. Я не хотел бы, чтобы кто нибудь, прочитав эту
книгу, решил, что он не только все понял, о чем пишет автор, но и может
теперь похвастаться своим знакомством, как говорится, на короткую ногу со
всей психологической наукой.
<<Занимательная психология>> не призвана заменить систематического курса
психологии, по которому эта наука должна изучаться, но такая иллюзия, когда
один ряд понятных частных вопросов создает впечатление знания всего объема
проблем, закономерна. Она нередко свойственна сообразительным, но несколько
поверхностным людям. Малокультурный человек не представляет границ своей
необразованности именно потому, что не знает предела, которого мог бы
достичь, глубоко изучая науку. Эта иллюзия является психологической основой
дилетантства, подмены системы понятий обрывками знаний.
Объем знаний, накопленных человечеством, столь велик, что ни один человек не
может знать всего. Но очень плохо, когда человек становится таким
специалистом, о котором Козьма Прутков писал, что он подобен флюсу, так как
полнота его односторонняя. Говорят, что лучше всего знать обо всем
понемногу, но все - о немногом.
И все же: что может делать человек, который, прочтя эту книгу и
заинтересовавшись ее содержанием, решил сделать психологию своей профессией
и изучил ее на факультете психологии одного из университетов?
Об этом я тоже обязательно скажу, но только в последнем рассказе.
Галлюцинация
- У меня вчера была галлюцинация: я так перепугалась, что плохо спала всю
ночь, - сказала мне больная. - Вхожу вечером в комнату и вижу: в лучах луны
стоит какой то человек. Я удивилась - кто бы это был? Подхожу ближе, а это
мой халатик висит на стене, а вверху шляпа. Вот тогда я перепугалась еще
больше: раз у меня галлюцинация, значит, я тяжело больна.
А пугаться то было нечего. Это была не галлюцинация, а иллюзия, то есть
неправильное, искаженное отражение реального предмета. Халат и шляпа
показались человеком.
Другое дело - галлюцинация. Это уже болезненный, или, как говорят,
патопсихологический симптом. <<Галлюцинации - это чувствительный образ,
непосредственно не зависящий от внешних впечатлений и вместе с тем имеющий
для галлюцинирующего характер объективной реальности>>, - так определял их в
1880 г. выдающийся русский психиатр Виктор Хрисанфович Кандинский, автор
первого, ставшего классическим, исследования этого явления.
Галлюцинации (по зарисовкам, сделанным больными алкоголиками)

Во время галлюцинации человек ничего не воспринимает. Это след ранее бывших
восприятий, болезненное представление, возникающее в сознании. Галлюцинации
- это сон наяву. Человеку кажется, что он видит или слышит то, чего нет, он
может ощущать отсутствующий запах и даже чувствовать прикосновение. При
этом, обычно закрыв глаза, он продолжает видеть, а заткнув уши, слышать.
Таков ли мир, каким мы его воспринимаем
- Что здесь нарисовано? - спросил я своих молодых друзей, показав им вблизи
рисунок, взятый, как некоторые другие, из альбома <<Обман зрения>>,
составленного в 1924 г. Яковом Исидоровичем Перельманом. На рисунке был
изображен увеличенный в десять раз участок автотипии - отпечатка с
типографского клише.

Общее мнение свелось к тому, что это точки и пятна.
Но когда я предложил посмотреть на рисунок издали, все увидели часть
женского лица с глазом.
Моей целью было показать, насколько меняется восприятие от точки зрения не в
переносном, как при апперцепции, а в буквальном смысле слова.
- Но если точка зрения и микроскоп меняют восприятие, если дальтоник видит
мир не таким, как я, если иллюзии и мне искажают восприятие, так, может
быть, мир действительно какой то иной, который знают только поэты, -
мечтательно сказала одна из девушек.
Ощущения, а только через них мы познаем окружающий мир, - это более или
менее точные копии, изображения, зеркальные отражения реальной
действительности.
Кроме того, надо помнить, что наши восприятия - только первая ступень
познания, углубляемого мышлением и проверяемого практикой.

   2015-02-10 23:42:24 (#3217716)

Занимательная психология. Целостность восприятия.

Всем привет!
Продолжение занимательных рассказов из книги Платонова К.К.

Целостность восприятия
Каждое ощущение отражает одно какое то свойство предмета или явления.
Восприятие же отражает предметы и явления в целом. Обобщение отдельных
ощущений в восприятии всегда больше их суммы. Так, на рисунке, внизу справа
мы воспринимаем не 3 черты и 3 точки, а 2 треугольника. Целостность
восприятия объединяет элементы в узор. И араб, привыкший читать справа
налево, на нижнем рисунке слева видит другой узор, чем мы с вами.

Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остается
той же самой, если ее исполняет симфонический или струнный оркестр, или один
рояль, или человеческий голос. Целостность музыкального образа в нашем
сознании выступает при этом ярче, чем отдельные звуковые ощущения, различные
в данных случаях.
Разговаривая по телефону, мы слышим не все буквы, но вряд ли кому либо это
мешает.
Восприятие времени
Есть люди, которые всегда знают, который час, и легко могут без будильника
проснуться в нужное время.
Стукните раза два через какой либо интервал, ведя отсчет времени по
секундной стрелке. Разные люди с различной точностью скажут, сколько секунд
прошло между этими стуками.
Все биохимические и физиологические процессы в организме протекают во
времени. Они определяются, в том числе и суточными, биологическими ритмами.
Восприятие времени - это отражение объективной действительности, скорости и
последовательности реальных явлений и сравнение этих процессов с нашими
биоритмами. Чувство времени не врожденное. Оно развивается в результате
накапливаемого опыта.
Уверен, что вы не раз сетовали на время: почему оно иногда быстро бежит, а
иногда так нудно тянется. На самом деле не время <<бежит>> или <<тянется>>,
а меняется наша его оценка.
Часы, дни или недели, заполненные значительными и интересными для нас
событиями, кажутся быстротекущими, короткими, а отрезок времени, когда не
произошло ничего особенного и все было привычно, однообразно, представляется
особенно длинным. Время переживаемого удовольствия, радости мы, как правило,
недооцениваем, а неприятностей, скуки - переоцениваем. Наиболее короткими
нам кажутся периоды дефицита времени.
Это при непосредственной оценке интервалов времени. Если же мы их оцениваем
по воспоминаниям, картина меняется: промежутки времени, насыщенные в прошлом
запомнившимися нам в деталях событиями, оцениваются как более длинные, чем
периоды, о которых и вспомнить то нечего.
Протяженность времени меньше пяти минут при воспоминании большинству людей
кажется длиннее своей величины; наиболее точно оцениваются промежутки в 5 15
минут; более длинные отрезки времени вспоминаются укороченными. Все эти
обстоятельства всегда учитывают следователи при допросах свидетелей.

   2015-02-10 23:41:44 (#3217715)

Занимательная психология.Капризы вкуса и не только...

Приветствую всех и каждого!

Есть такое выражение: о вкусах не спорят. Почему?

Капризы вкуса
- Какой сегодня невкусный обед! - сказала моя соседка в столовой и чихнула.
- Обед не хуже, чем всегда, - возразил я. - Просто у вас сильный насморк, и
вы не ощущаете запахов кушаний. А запахи не только входят во вкусовые
восприятия, но и определяют все их богатство.
Именно благодаря обонятельным ощущениям опытные дегустаторы определяют на
вкус не только сорт вина и винограда, из которого оно сделано, но и год
приготовления.
Сами по себе вкусовые ощущения у нас очень бедны. Мы ощущаем только четыре
вкуса: сладкое, кислое, горькое и соленое. И мы очень плохо объединяем их в
смешанные или промежуточные вкусы. Приготовьте в одной рюмке насыщенный
раствор сахара, а в другой - соли. Нанесите немного первого раствора на
кончик языка слева, а второго - на край языка справа. Вы будете ощущать по
очереди два вкуса, которые не объединяются в какой либо один, общий третий.
Через некоторое время можно повторить опыт с соком лимона и раствором хины.
При этом следует учесть, что различные участки языка по разному воспринимают
вкус. К сладкому наиболее чувствителен кончик языка, к кислому - его края, к
горькому - область корня языка. В каждом из этих участков больше
соответствующих вкусовых рецепторов.
Проделайте еще такой опыт. Вытрите насухо язык чистым платком, а затем
потрите леденцом и крупным кристаллом соли. Вы не ощутите никакого вкуса. На
сухой язык можно даже насыпать хину и не ощутить горечи до тех пор, пока
слюна не растворит хину.
Где кузнечик?
Кто из вас не ловил звонко стрекотавшего кузнечика и никак не мог его
поймать? Только подкрадешься к прыгуну, слышишь - он уже совсем в другой
стороне трещит.
На самом деле все иначе. Кузнечик сидит на месте, а вы неверно определили
направление звука.
Поясним это опытом: попросите вашего приятеля закрыть глаза и звонко
ударяйте двумя какими либо предметами, скажем, камешками, на разном
расстоянии от его головы, но всегда строго впереди или сзади, в плоскости,
проходящей через ось головы. Иными словами, всегда на одинаковом расстоянии
от правого и левого уха. Утверждаю, что ни ваш приятель, да и никто другой
не сможет точно определить направление звука. Звук будет казаться прыгающим,
как кузнечик. Если же ударять камнем сбоку от головы, никакой ошибки не
произойдет и человек легко укажет место, откуда исходит звук.
При правильном расстоянии источника звука от ушей направление звука не
воспринимается

Вот почему, прислушиваясь, мы непроизвольно поворачиваем голову так, чтобы
звук был сбоку.

   2015-02-10 23:36:43 (#3217713)

Занимательная психология. Дальтонизм.

Приветствую всех читателей и предлагаю рассказ о дальтонизме из книги
``Занимательная психология''.

Дальтонизм
Английский физик Джон Дальтон, открывший закон давления смеси газов, в 1794
г. описал особенность своего зрения: он не различал красного и зеленого
цветов. Это врожденное свойство человека с тех пор и называется
дальтонизмом.
Мужчины дальтоники, количество которых примерно четыре процента, встречаются
чаще, чем женщины, которых только полпроцента. Дальтонизм неизлечим, но
мешает он только работе, связанной с оценкой цвета, - шоферам,
железнодорожным машинистам, летчикам, морякам, художникам, малярам
отделочникам.
Человек часто не знает, что он дальтоник, пока не пойдет на комиссию для
получения прав по своей специальности. Красный флаг и зеленую траву он
привык различать по форме и по разнице оттенков, а когда врач окулист
показывает ему специальные цветные таблицы, он не может на них прочитать
цифр, отчетливо видных при нормальном цветном зрении.
Плывущий мост
Когда с высоты обрыва или с балкона двенадцатого этажа смотришь вдаль,
голова не кружится. Но сто?ит посмотреть вниз, начинаешь испытывать
головокружение. В этом случае разлаживается обычное, ставшее нормальным
взаимодействие различных анализаторов: вестибулярного аппарата,
сигнализирующего о вертикальном положении тела, и зрения, обычно
воспринимающего плоскость земли как горизонтальную.
Головокружение возникает, когда взаимодействие анализаторов при восприятии
положения в пространстве нарушается

<<Посмотри сквозь перила моста, и ты увидишь, как мост плывет по неподвижной
воде>>, - говорит китайская пословица. Также и луна кажется бегущей мимо
неподвижных облаков. Трудно бывает сразу определить: наш поезд тронулся или
соседний, видный в окно.
Вверх ногами
В нашем глазу, как и в фотоаппарате, изображение видимых предметов
получается на сетчатке перевернутым.
Но почему же мы тогда не видим все вверх ногами?
Потому, что целостное восприятие сильнее отдельных ощущений. Ребенку с
первых дней его жизни опыт говорит, где верх, а где низ. Но известно, что
слепорожденные, получившие зрение в результате операции, первое время
действительно видят все вверх ногами.
Когда австрийский психолог Эрисман, приехав в Москву, предложил мне и группе
других психологов надеть специальные привезенные им очки с призматическими
стеклами, переворачивающими изображение, мы увидели весь мир вверх ногами.
Причем некоторые испытывали при этом головокружение, тошноту и даже позывы к
рвоте.
Сам же Эрисман, после того как несколько дней ходил в этих очках и снимал
их, лишь когда спал, и то в полной темноте, не только стал видеть все
нормально, но и смог в них ездить на велосипеде.

   2015-02-10 23:35:59 (#3217712)

Из рассылки "Сам себе психолог. Техники домашнего применения"

Доброго времени суток, уважаемые друзья!

Предлагаю статью из психологической рассылки.

У меня много вопросов возникает при прочтении статей из данной рассылки.
Интересно бы узнать, что думают об этом коллеги.

***
Бородавки

Пожалуй, один из наиболее известных косметических дефектов и
излюбленных объектов народной медицины - это бородавки. Официальная медицина
рекомендует радикальное удаление бородавок с помощью криотерапии
(замораживания), лазеротерапии или электрокоагуляции. В случае диагностики
вируса папилломы могут назначаться и противовирусные препараты.

Бывают, однако, ситуации, когда радикальное удаление оставляет
после удалённых бородавок рубцы, но не предотвращает появления новых
бородавок. Тогда больные обращаться к народным средствам, которым несть
числа. Изучать рецепты бывает забавно и поучительно. В одном из из
рекомендуется два часа выдерживать сырую луковицу в уксусе, а затем
привязать её на ночь к бородавке, и повторять эту процедуру, пока бородавка
не выйдет "с корнем". В другом рекомендуется приложить к бородавке кусочек
корня имбиря и прикрыть сверху тлеющими листьями полыни.

Тема выжигания бородавок, химического (с помощью какой-нибудь
кислоты или сока растений) или термического (с помощью разогретой над огнём
деревянной палочки или тлеющей полыни), вообще достаточно популярна. Я и сам
в седьмом классе выводил себе бородавку азотной кислотой - шрам остался до
сих пор.

Другие народные рецепты сочетают использование растений и
продуктов питания с чисто магическими приёмами. Например, требуется потереть
бородавку разрезанным яблоком (или картофелиной), затем половинки яблока
связать в одно целое, и зарыть. Утверждается, что яблоко (или картофелина) и
бородавка сгниют или высохнут одновременно.

Есть и чисто магические рецепты, где яблоки или картошка не
участвуют, зато фигурирует нитка, обычная или наговоренная, с узелками или
без них, которую после определённых манипуляций следует закопать или сжечь.

На Руси использовались и заговоры, которые в современной России
заменяются гомеопатией, самовнушением, походом к экстрасенсу или другой
формой психотерапии.

Любопытно, что все эти способы имеют примерно одинаковую
эффективность, и помогают примерно в трёх случаях из четырёх, что
свидетельствует о существенном эффекте плацебо при лечении бородавок
народными средствами, то есть о неявном использовании собственного
иммунитета. Действительно, часто бывает так, что если с бородавками ничего
не делать вообще, то они исчезают сами собой.

А если не исчезают, и ни официальная, ни народная медицина не
помогают... то остаётся попробовать нетрадиционную психотерапию. Ниже
приводится пример избавлении от бородавок именно в подобном тяжёлом случае.

Сообщение Айлин Кляйнман (из архива Гэри Крэйга):

Дорогой Гэри,

Пишу вам, чтобы поблагодарить за Ваш подарок - EFT!

Моя 10-летняя дочь, Камилла, последние 5 лет страдала от ужасных
бородавок на руках, ногах и лице. Мы испробовали множество средств.
Обёртывания и примочки на основе масел и чеснока избавляли от некоторых из
них, но были слишком болезненны для Камиллы, вызывая дерматиты на лице и
руках. Несколько лет я использовала картофельную шелуху, почерневшую кожуру
от бананов, масло чайного дерева и многое другое - всё без результата.

Когда бородавки впервые появились на её лице (нитевидные
бородавки похожи на крошечные булавочные головки естественного цвета), я
поспешила к хирургу, который посоветовал их немедленно удалить во избежание
последующего распространения.

Бедная Камилла! Такая боль. Некоторые бородавки были на её губе.
Шрамы оставались 2 месяца, но бородавки не исчезли. Появились новые и в ещё
большем количестве. Вторая операция, очень болезненная и дорогостоящая, тоже
не решила проблему.

Я знала, что это вирус папилломы, который постоянно живёт внутри
организма, и что для решения проблемы необходимо усилить иммунитет Камиллы.
Наша диета вполне здорова и включает множество фруктов и овощей. Несколько
месяцев мы, как это делают китайцы, применяли уринотерапию. Мы два года
применяли гомеопатию под руководством двух разных специалистов. Однажды мы
обращались даже к профессору гомеопатии.

На какой-то стадии нам удалось избавиться от болезненных
бородавок на подошвах, так что Камилла снова смогла ходить, но зато теперь
они появились около ногтей, на ногах и пальцах.

Я думала, что сойду с ума от беспокойства и беспомощности.
Камилла - симпатичная и изящная маленькая девочка, но бородавки погубили её
карьеру модели (она работала немного здесь, немного там) и разрушали её
социальную жизнь и самооценку. Однажды меня даже вызывали к ней в школу,
чтобы спросить, почему я пренебрегаю этой проблемой! Дети и родители
боялись, что она заразна. Никто кроме меня не хотел держать её за руку.

Она стала стыдиться своих (когда-то красивых) рук. Ей причиняла
боль игра на скрипке, продолжительное письмо, она бросила скалолазанье.
Бородавок становилось всё больше и больше, и одна на её лице превратилась в
огромную уродливую ведьмину бородавку, распространившись на подбородок и
щеки.

Год назад мы попробовали EFT, но ничего не изменилось. Мы
простучали всё, что только могли вообразить. Мы обе были в глубоком унынии и
перестали верить в возможность избавления от бородавок. Я подозревала, что
она бессознательно желает их присутствия, но не могла понять, почему. Мы
простучали это предположение, но ничего не изменилось. Камилла лишь помимо
всех своих страданий ещё стала чувствовать себя в них виноватой.

Некоторые семейные врачи мне говорили, что те или иные дети
избавляются от своих бородавок, уверовав в магическое анти-бородавочное
песнопение. Камилла, однако, никогда не была столь доверчивой. Я же
полагала, что если и возможно избавиться от бородавок силой мысли, то силой
мысли можно их и удерживать. Из-за этого во мне иногда подымались приступы
ярости, чувства безнадёжности, тревоги, я обвиняла Камиллу в желании носить
бородавки и нежелании делать EFT 5 часов в день, чтобы избавиться от них.

Однажды мы простукивали что-то, связанное с её страхом
оставаться одной дома. В этом году я веду курс, поэтому впервые Камилла
должна была прийти домой раньше меня. Она сказала, что боится моей смерти и
того, что тогда станет с нею. У нас нет родственников, и я всё ещё сильно
стеснена в финансах, так что я поняла обоснованность её беспокойства.

Сама я тоже беспокоилась, но решила не думать об этом до тех
пор, пока не смогу реально позаботиться об этом. Поэтому я надеялась, что
Камилла может поступать точно так же, но, по-видимому, её беспокойство было
сильнее и могло оказаться тем, что стояло за её бородавками. Мы простучали
её страх по поводу моей смерти и её последующего одиночества в огромном
мире. Мы не решили эту проблему, но хотя бы озвучили её.

Удивительно, но буквально на следующий же день некоторые из её
бородавок уменьшились так, что стали неразличимыми!

Мы добавили лечебной грязи Мёртвого Моря и продолжали
простукивать и накладывать грязь в течение месяца. Теперь у неё остались
лишь следы той огромной бородавки и три точки, которым ещё предстоит
исчезнуть - её красивые руки вернулись, её тело в порядке.

Ей больше не нужно показывать мне, что не всё так хорошо... что
в глубине таится в ожидании что-то ужасное, разрушающее внешнюю красоту. Не
удивительно ли, как работает наш ум? Скрытая боль и все старания подавить и
отринуть страхи приносят лишь другую, и ещё какую, боль!

Камилла теперь знает, что с помощью EFT она может привести себя
в порядок, и способна встретить лицом к лицу всё, что угодно!

Спасибо, Гэри!

С добрыми пожеланиями,

Айлин Кляйнман,

Мюнхен, Германия"

   2015-02-10 00:12:31 (#3216896)