Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

За 2015-02-23

Занимательная психология. Работа духа.

Доброго всем времени суток!
Почитаем о Работе духа.

Игра с куклами
Известный этнограф Маргрет Мид не так давно обнаружила на одном из островов
Тихого океана племя туземцев, жившее совершенно изолированно от остального
мира. Быт этого племени оказался весьма своеобразным: например, ни дети, ни
взрослые не знали кукол.
Привезенные этнографом и розданные ребятам куклы в равной степени
заинтересовали и девочек, и мальчиков. Они начали с ними играть так же, как
играют в куклы дети всех народов мира: нянчить, одевать, укладывать спать,
наказывать за проступки.
Логично подумать, что в девочках заговорил биологический инстинкт
материнства, а мальчики временно увлеклись игрой в куклы из подражания
девочкам. Действительно, у половины детей увлечение куклами было временным,
и вскоре они перестали играть. У другой половины интерес не проходил, а,
напротив, усиливался, и дети придумывали все новые и новые игры с куклами.
Но вопреки, казалось бы, логике быстро охладели к куклам... девочки, в то
время как мальчики продолжали играть с ними.
Своеобразие деятельности этих островитян состояло, между прочим, и в том,
что главные заботы по уходу за детьми и их воспитание обычаем возлагались на
более свободных мужчин, в то время как женщины всегда были заняты добыванием
и приготовлением пищи.
В этом случае проявилась общая, но не всегда так отчетливо видимая
закономерность: общественные условия более существенно определяют интересы,
чувства и деятельность человека, чем его биологические особенности.
Гомология и аналогия деятельности
Учение об эволюции давно уже знает два понятия: гомология и аналогия в
строении организмов.
Гомологические органы - это плавник рыбы, лапа лягушки, крыло птицы; копыто
лошади и кисть руки человека; они общи по происхождению и образовались в
силу наследственности.
Аналогичные органы - это крыло бабочки, плавники летающей рыбы, крылья птицы
и летучей мыши; они общи по их функции и образовались в результате нужды в
этой функции.
Но гомология и аналогия существуют не только в строении органов, но и в
поведении и деятельности. Гнездование рыбы корюшки, птиц и орангутанга
гомологично. Но их гнездование и гнездование осьминога и ос - аналогично.
Фетиши первобытных людей, католические скульптуры богородицы и православные
иконы - гомологичны; но фетиши североамериканских индейцев и африканских
негров - аналогичны.
Эта проблема, еще очень мало изученная, имеет существенное значение для
гипотез об инопланетянах.
Тотемы и фетиши
Тотем - слово, заимствованное у североамериканских индейцев. Это обычно
животное или растение, которых племя считало своим предком.
Тотемизм, как одна из составных частей древних религий, был распространен у
всех народов мира. Археологические памятники показали, что тотемизм был уже
у людей каменного века.
Чтобы фетиш не забыл просьбы, в него забивают гвозди

По умершему животному, являющемуся тотемом, носили траур и хоронили его с
теми же почестями, что и людей. Так было с улитками в Серифе, с волком в
Афинах, кошкой, скарабеем, крокодилом, быком и козлом в Египте, газелью в
Аравии, гиеной у народов ваника в Западной Африке, коброй в Траванкоре,
курицей в Южной Америке и т. д.
Как и в основе любой формы религии, в психологической основе тотемизма лежит
искаженное фантастическое отражение в сознании людей условий их жизни.
Первобытный человек рано стал осознавать господствующие в первобытных
охотничьих общинах кровнородственные связи между ее членами. Отражение этих
связей было бессознательно перенесено им и на животных, растения, на
неодушевленные предметы.
Вера в тотем кое где впоследствии перешла в веру в богов - полуживотных.
Особенно большая <<коллекция>> таких богов была в Египте: бык - бог Апис,
небесная корова - богиня Хатор, сокол - бог Гор, львиноголовая Сохмет,
бараноголовый Хнум, шакалоголовый Анубис и т. д. В раннем христианстве
Христа также изображали в виде ягненка, но и теперь кое где сахарного
ягненка прикрепляют на верх кулича перед его освящением.
Тотемы можно видеть на гербах средневековых рыцарей, и они сохранились как
один из элементов гербов некоторых государств и городов.
Психология тотемизма была тесно связана с психологией фетишизма, то есть с
почитанием единичных, обычно неодушевленных, предметов. Фетишизм - это
наиболее общий и постоянный элемент большинства религий. Уже в XV веке
португальские моряки называли гвинейских божков фетишами - <<сделанными>>.
Канонизированными фетишами являются в исламе - <<черный камень>> Кааба в
Мекке; в буддизме - священные ступы.
Чуринги
<<Чуринг>> на языке одного из австралийских племен - это камень или кусок
дерева, который якобы является двойником, вторым телом человека.
Вера в возможность воздействовать на человека через его чуринг прошла сквозь
многие века и до сих пор существует не только у первобытных народов. В
сибирской тайге в начале 30 х гг. я видел женщину, ворожившую над фигурками
из глины. Это были чуринги ее пациентов, которых она заочно лечила.
В повести М. Коцюбинского <<Тени забытых предков>> есть эффектная сцена;
Иванко, герой повести, подслушивает, как колдун Юра путем магического
действия над его изображением (чурингом) <<сживает его со свету>>.
Аналогичная сцена есть и в известном романе <<Королева Марго>> Александра
Дюма. Да что говорить, во время войны, когда люди часто обменивались
фотографиями, мне не раз приходилось слышать, что это <<дело рискованное>>,
так как, если портрет попадет в руки врага, он сможет <<навести порчу>>
через него на оригинал, например, выколов глаза.
Во французском языке даже есть глагол envouter, означающий <<портить>>,
<<околдовать кого либо>>, прокалывая его восковое изображение. Современный
французский писатель Морис Дрюон в своем историческом романе <<Яд и корона>>
из хроники <<Проклятые короли>> красочно, исторически правдиво и подробно
описывает эту процедуру <<анвутирования>> кардиналом короля Людовика X.
Интересно, что прежде чем кардинал проткнул иглой восковую фигурку, она была
окрещена по всем правилам церкви, даже с крестным отцом и матерью.
Гадание
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали, кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили...
Так В. А. Жуковский в <<Светлане>> описывал гадание. Несколько десятков
очень занятных способов различных гаданий описал Франсуа Рабле в начале
третьей книги романа <<Гаргантюа и Пантагрюэль>>, например аэромантию,
стихомантию, котонтромантию и т. д. По каждой такой отрасли этой
своеобразной деятельности специализировались сотни профессионалов и
профессионалок, которые весьма успешно обеспечивали себе безбедную жизнь.
Психологическим корнем гадания является всегдашний интерес человека к
будущему и стремление заглянуть в него.
Кто больше увидит в этой кляксе, у того фантазии больше

Посмотрите на кляксу, изображенную на рисунке, а еще лучше сделайте такие
кляксы сами. Для этого надо согнуть лист белой бумаги, капнуть чернила на
место сгиба, сложить бумагу пополам и пальцем потереть место, где соберутся
чернила, чтобы разогнать их возможно шире. Испортив несколько листов бумаги,
вы научитесь делать замечательные кляксы.
Ответьте сами и спросите кого нибудь, что напоминает сделанная вами клякса?
Чем богаче у смотрящего фантазия, тем больше он увидит в этих кляксах.
Подобные кляксы вошли в историю экспериментальной психологии как метод
швейцарского психолога Роршаха. Он рассматривал его как тест для изучения
особенностей целостной личности. Кто что увидит? А наши бабки в тенях от
застывшего воска на стене видели тройки с женихами, брачный венец, смерть с
косой, гроб... Видели они в результате апперцепции то, что либо хотели,
либо, наоборот, очень боялись увидеть.
Но во всяком гадании: с воском, на картах, на бобах или по полету птицы, как
гадали в древние времена, всегда заложена вера в возможность предвидения,
вера в наличие магической связи между результатом гадания и судьбой
человека.
Репродуцирующее воображение
То, что не поддается непосредственному восприятию, помогает представить
воображение, называемое <<репродуцирующим>>.
<<Электрон меньше пылинки примерно во столько раз, во сколько пылинка меньше
- чего бы вы думали? - земного шара>>, - писал автор популярной в первой
половине нашего века <<Занимательной физики>> Яков Исидорович Перельман [16]
.
<<Представьте себе алмазный куб, каждая грань которого равна ширине Ганга.
Раз в тысячелетие прилетает ворон и чистит свой клюв об алмазную глыбу.
Постепенно глыба истачивается. Время, в течение которого вороний клюв
изотрет всю глыбу так, что от нее не останется и зернышка, - лишь мгновение
в вечности>>, - так объяснял своим ученикам понятие вечности, отличное от
бесконечности, древнеиндийский философ.
Вдохновение
И забываю мир, и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться, наконец, свободным проявленьем -
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге...
Минута - и стихи свободно потекут.
О психологической сущности творчества и вдохновения лучше Пушкина не сказал
ни один психолог! <<Вдохновение обычно возникает в процессе упорного
напряженного труда. Вдохновение ошибочно считают возбудителем работы.
Вероятно, оно является в процессе успешной работы, как следствие ее>>, -
писал Горький. Но и Пушкин ведь не говорит, что вдохновение кончается, когда
на бумагу излиты первые варианты мыслей. Нет. Вся последующая работа над
совершенствованием наброска может идти со всевозрастающим и захватывающим
подъемом. Петр Ильич Чайковский говорил, что <<вдохновение - это такая
гостья, которая не любит посещать ленивых>>.
Поэзия -
та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь
единого слова ради
Тысячи тонн
словесной руды.
Эти слова Маяковского замечательно точно передают работу над словом не
только в поэзии, но и в любой области, связанной с письменной речью.
Посмотрите на черновик пушкинских строк:
И молвил: <<Вы ко мне писали,
Не отпирайтесь. Я прочел
Души доверчивой признанья,
Любви невинной излиянья... >>,
- в которых Пушкин искал слова, лучше всего выражающие эту мысль. И
записывал:
Души открытой излиянья...
Души прозрачной излиянъя...
Души доверчивое чувство...
Письма доверчивые чувства...
Слова доверчивые чувства...
Любви доверчивое чувство...
Так Пушкин искал нужные слова

Некоторые главы своих романов Лев Толстой переписывал более десяти раз.
<<Вдохновение неотрывно и от потребности творчества. Тот, в ком сидит душа
композитора, пишет потому, что не может не писать>>, - сказал Моцарт.
Связано вдохновение и с фантазией.
Она нужна не только в искусстве. Никакой поиск даже в точных науках не
осуществим без фантазии.
Так, падение яблока натолкнуло мысль Ньютона на открытие закона всемирного
тяготения.
Без фантазии нет вдохновения

Художник анималист
с рисунка И.Кеша
Фантазия есть частный случай воображения, а воображение - это психический
процесс, состоящий в создании новых образов на основе переработки прошлых
восприятий. Как ни своеобразны, иногда парадоксальны образы фантазии, они
всегда группируют ранее известное: избушка на курьих ножках; сфинкс -
крылатый лев с лицом женщины; кентавр - лошадь с торсом мужчины. Ведь и
богов, и инопланетян люди создавали и создают по своему образу и подобию. Ни
один художник не мог бы творить, не опираясь на фантазию.
Привычка
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
Эти стихи хорошо всем известны из <<Полного собрания сочинений>> поэта. Но
тот же Лермонтов написал и такие строчки:
... Но что такое ад и рай?..
Не для толпы ль доверчивой, слепой
Сочинена такая сказка? - я уверен,
Что проповедники об рае и об аде
Не верят ни в награды рая,
Ни в тяжкие мученья преисподней.
Как же психологически понять стихотворение Лермонтова <<Молитва>>,
написанное им в двадцатилетнем возрасте? Что это: только дань времени или
правдивое описание чувств нерелигиозного человека? Я думаю, что второе. И
объяснение, почему Лермонтов успокаивался, когда <<одну молитву чудную>>
твердил наизусть, надо искать в привычке. Можно не сомневаться, что к этой
молитве Лермонтов привык с детства. Привычка - вторая натура.
Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она!
Так Пушкин в <<Евгении Онегине>> переложил на стихи слова своего
современника, французского писателя Шатобриана: <<Если бы я имел
безрассудство верить еще в счастье, я бы искал его в привычке>>. Привычка -
это действие, выполнение которого стало потребностью. Привычка образуется
тогда, когда повторяемое действие условнорефлекторно связывается с какой
либо положительной эмоцией. Так психологическая наука раскрывает закон
образования привычек.
Вполне понятно, что действия, которые повторно выполняются при одновременном
переживании религиозного чувства, очень легко становятся нашими привычками.
В этом случае выполнение уже привычного действия будет вызывать, как и
выполнение любой привычки, чувство удовлетворения, покоя.
Так, человек, привыкший мурлыкать какую либо приятную по своим воспоминаниям
песню, успокоится, если, разволновавшись, начнет ее напевать. Я, например,
если хочу успокоиться, напеваю, хотя бы мысленно, первые строфы
лермонтовского <<Бородина>>.
Хорошие бытовые и профессиональные привычки очень облегчают жизнь и труд.
Привычки укрепляют и дружбу, и любовь.

   2015-02-23 23:15:30 (#3226109)

Занимательная психология. Абстрактная живопись.

Всем февральское снежное здравствуйте!

Поговорим об абстракции.

Абстрактная живопись
- Почему это портрет? - сказала посетительница американской выставки в
Москве, рассматривая картину столпа абстрактной живописи Жоана Миро. - Это
ведь просто веселенькие обои или ситчик.
Почему это портрет, о не обои, знает лишь автор этой картины художник
абстракционист Жоан Миро

Она заметила одну из психологических сторон абстрактной живописи. Физические
элементы форм, красок, линий, материала становятся независимыми
индивидуальными средствами выражения, обращающимися непосредственно к
чувствам и лишь через чувства к разуму, подобно звукам и музыке, - так была
охарактеризована эта сторона абстрактного искусства в проспекте, изданном
для американской выставки.
В талантливой абстракции, в сочетании линий и красок, обязательно должна
быть вложена какая то мысль или чувство, или настроение художника. Если это
что то скрытое найдет отклик, передастся зрителям - это искусство!
Но ведь эта задача испокон веку решается человечеством в так называемом
орнаментальном искусстве, к которому принадлежит, в частности, и раскраска
обоев, и раскраска ситца. Иногда говорят, что в музыке мелодия соответствует
рисунку, а гармония - краскам. Хороший орнамент иногда действует на нас
подобно музыке. Не случайно сейчас идут поиски нового вида искусства, основу
которого давно заложил Александр Николаевич Скрябин (1972 1915), - цветовой
музыки. Орнамент активизирует нашу фантазию и по ассоциации может вызвать
образы, непосредственно не изображенные на нем. Когда вы выбираете весенние,
жизнерадостные расцветки обоев взамен понравившихся строителям мрачных, вы
ведь не станете утверждать, что на них изображена весна. Кому то другому они
могут напомнить детство. Хотя неплохо было бы давать обоям название так же,
как это принято для духов, пудры, кремов.
Принцип, отраженный в украинской пословице <<Хоч гiрше, да iнше>>, поиск
сенсации, который всегда убивает истинное искусство, - это вторая
психологическая сторона абстракционизма. Именно сенсация заставляет
художника вставлять в рамку кусок орнамента, подчас ласкающий глаз, и давать
ему кричащее, ставящее зрителя в тупик название. Именно мода заставляет
некоторых людей восхищаться рисунками обезьяны, размазывающей по полотну
краски.
Абстрактный котенок
На рисунке изображено несколько котят. Первый - симпатичный и вполне
реальный. Три следующих - постепенное его абстрагирование. На последнем
рисунке котенок уже исчез - вполне абстрагировался!
Абстрактный котенок: постепенный отход от реальности

Всех этих котят рисовал один и тот же английский художник Луис Уэйн... по
мере развития заболевания шизофренией. Он всю жизнь рисовал только кошек и
никогда не проявлял особого таланта. Психическая болезнь разрушила и тот
небольшой талант, что у него был, как разрушила его психику, опустошила
личность. Вместе с тем от его последних котят не отказались бы жюри выставок
абстрактного искусства.
Задумаемся над вопросом: обогащает душу человека подобная живопись или
опустошает ее.
- А как же Врубель? А Чюрленис? - спросят те, кому известна трагическая
судьба этих художников, страдавших тяжелыми душевными заболеваниями.
- Болезнь не всегда убивает яркий талант, - отвечу я, - и, конечно, талант
не есть проявление болезни.

   2015-02-23 22:22:59 (#3226090)

Поздраввляю с праздником!

Приветствую всех и каждого!

Дорогие друзья! От всей души примите поздравление с Днём защитника
Отечества!
Сегодня в одном из постов прочитала недовольство тем, что незрячие, мол, в
армии не служили, и это не их праздник. И зачем их поздравлять?
В этом самом случае я рассуждаю немного по-другому. Отечество - начинается с
малого. Отечество начинается с каждого из нас. Малая модель нашего Отечества
- это собственная семья. И прежде чем говорить о большом и общем, - об
Отечестве под названием страна, государство, отчизна...
Нужно отдавать долг защитника собственного Отечества, маленькой ячейке
общества под названием ``семья''.
Каждый мужчина - защитник собственного индивидуального отечества под
названием: семья!
И пусть перед этими защитниками всегда стоят мирные цели и задачи в жизни!
Стройте дом! Растите сыновей и дочерей! Сажайте деревья! Наши дорогие
мужчины, мы ценим, любим вас.
Да, иногда ворчим, бываем нетерпимы к вашим словам и поступкам...
Простите нас, девушек, ведь скоро женский день! (улыбка)

---С уважением и пожеланием удачи во всех предстоящих делах!

   2015-02-23 16:20:26 (#3225972)