Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Здраво о марксизме

Неожиданно качественным получилось ток-шоу Виталия Товиевича Третьякова «Что делать?» на телеканале «Культура». И Александр Владимирович Бузгалин, и другие участники передачи высказывали очень разумные мысли о судьбе марксизма в современном мире, сопрягали его с эпохой индустриализма и искали пути его обновления и развития в наступившей постиндустриальной фазе прогресса. Правда, была попытка противопоставить Запад и незападные локальные цивилизации, но доминировала концепция универсальной значимости именно западного пути эволюции и марксизма как выражения его стержневого вектора. Отнюдь не мертв марксизм, и такие советские марксисты, как Эвальд Васильевич Ильенков или Михаил Александрович Лившиц, а с обоими я задушевно общался лично, являются гордостью мировой философской мысли.

Подчеркивалось влияние марксизма в самых разных регионах планеты. Так, Китай выходит в лидеры мирового развития, Италия наполовину коммунистическая, о Латинской Америке и говорить нечего, лишь в США традиционно слаб марксизм-коммунизм, потому что там с отцов-основателей сделали ставку в общем-то на субъектность для всех, как затем марксизм. Запад определяет мировую историю со всеми явлениями вестернизации-модернизации-глобализации именно потому, что там в XV веке взросла «критическая масса» низовой субъектности, особенно в эпоху итальянского кватроченто, и произошел взрыв «сверхновой звезды субъектности», в вихрях и завихрениях которого живут по сей день все народы Земли.

Есть четыре идеологического «изма» этого модерна (Нового Времени) – субъектность для достойных (либерализм), субъектность для «своих» (национализм), субъектность для каждого (анархизм) и, наконец, субъектность для всех («свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех»). И марксизм стал идеологией эксплуатируемых и всех тех, кто стремился к субъектности, рвался догонять и обгонять Запад. И недоучел марксизм, что не все люди стремятся к субъектности и отнюдь не все хотят нести бремя свободы, и в итоге на практике легко вырождались марксистские режимы бедных стран в тоталитарный деспотизм. КНР обогатила марксизм ленинским нэпом и столыпинской реформой и рванула вперед, а СССР уперся в запрет частной собственности на средства производства и рухнул.

Марксизм ныне - не просто респектабельная академическая концепция наряду с другими исследовательскими парадигмами, но во многом остается руководством к действию и имеет, на мой взгляд, до сих пор неисчерпанный творческий потенциал.


В избранное