Коротка историческая память у многих нынешних русских. В школах изучают лишь последнее тысячелетие нашего прошлого. Для многих Кавказ или Центральная Азия или Прибалтика – чуть ли не чужие земли. Между тем наши предки, наследники Яфета, начиная с Великого Потопа, расселялись на просторах Евразии от Дуная до Амура и от Приполярья до Индокитая. В бронзовом веке скотоводческие индоиранские племена андроновской культуры занимали Юг Сибири, Казахстан и значительные регионы Средней Азии и Алтая
и породили, судя по всему, Страну Городов на Южном Урале с такими развитыми центрами, как Аркаим и Синташта. Освоенная андроновцами лошадь стала «самолетом» древнего мира, это было примерно четыре тысячи лет назад. Особенно сблизились края Евразии после обретения железа, и в железный век особенно преуспели в экспансии и распространении своих генов и своей культуры скифы почти две с половиной тысячи лет назад.
Известная американо-литовская археологиня Мария Гимбутас придавала ключевую роль в древней
мировой истории именно степным «курганным» племенам, от которых произошли индоевропейские народы Европы. Но «курганцы» победоносно распространялись не только на Запад, но также на Восток и Юг (арии – в Индию). Археологические следы наших предков находят на Алтае и Памире, на Амуре и Меконге. Даже культура Японии испытала могучее воздействие из глубин индоевропейской Евразии. «Чем глубже мы заглядываем в историю, - говорит японский историк-искусствовед Эгами Намио, - тем теснее оказываются чвязи Японии с азиатским
материком… Как бы ни старались некоторые ученые доказать независимое происхождение японской керамики, уже первые произведения японского керамического искусства и культура, связанная с этими произведениями, несут на себе неустранимый отпечаток связи с континентом. Япония неотделима от Евразии, говорим ли о японской культуре в целом, или о происхождении тех или иных её форм».
Это я цитирую главу «Сквозь века, традиции и стили», которую написал Николай Лисовой для книги «Искусство стран Востока» (Москва:
Просвещение, 1986). Я был составителем этого нетривиального сборника, а нашим учителем и вдохновителем - Лев Николаевич Гумилев. Николай Николаевич Лисовой говорит о создателях царства Ямато -«Вооружение, конская сбруя, предметы личного украшения, как найденные непосредственно при раскопках, так и известные по фигуркам ханива, совершенно идентичны с аналогичными предметами конных народов Северо-Восточной Азии, населявших Монголию и Северный Китай в III-IV веках нашей эры.В свою очередь, эти племена были частью
конгломерата «конной культуры» скифского типа, простиравшейся от Алтая на запад, до Венгрии, и на восток. Видимо, люди Поздних Курганов и были носителями сильно китаизированной конной культуры этого типа, своеобразные «японские скифы». В этом смысле можно сказать, что Япония стала крайней восточной границей распространения общеевразийской конной культуры» (стр. 275-276).
Разве знает русский школьник о своих великий конных предках, от которых произошли все мы – и славяне, и тюрки, и монголы, и кавказцы,
и во многом угро-финны, не говоря о литве. Между тем откроем любую компетентную книгу – например, сборник «Элитные курганы Евразии в скифо-сарматскую эпоху» (Санкт-Петербург, 1994), в ней профессор Дмитрий Глебович Савинов опубликовал статью «Синташта и Аржан», в которой делает «три весьма существенных вывода» (http://kladina.narod.ru/savinov/savinov.htm):
«1) Традиция сооружения "элитных" курганов была воспринята "древнейшими
скифами" в определенном конструктивном решении и семантическом значении составляющих их компонентов от предшествующего индоиранскою населения андроновской этнокультурной общности. Именно в этой среде происходили процессы социогенеза, "подготовившие" появление больших курганов в восточной части Евразийских степей.
2). Из этой же среды могли происходить представители первых правящих династий "древнейших скифов". К сожалению, отсутствие антропологических определений погребенных
в кургане Аржан не дает возможности рассматривать данный вопрос под этим углом зрения.
3). Скифо-сибирский предметный комплекс, в котором, кстати, также сохраняются отдельные формы вещей, восходящие к андроновским, первоначально мог сложиться как ранжированная культура, быстро распространившаяся в среде родственных индоиранских племен. В этой связи "поиски" его в памятниках, значительно предшествующих времени сооружения кургана Аржан, вряд ли окажутся результативными.
Какое
отношение имеет все сказанное к "элитным" курганам в западной части Евразийских степей, в настоящее время сказать трудно. Однако, хотелось бы привести только одно наблюдение. Как известно, культурные традиции дольше всего сохраняются в сфере идеологических представлений. Поэтому не исключено, что в устройстве легендарного святилища Ареса, которое (по Геродоту) скифы сооружали из вязанок хвороста, с ровной четырехугольной площадкой наверху, и на нее водружали священный меч-акинак., сохранилось воспоминание
о культовых сооружениях типа кургана-храма из Синташты. внутренняя часть которого была заполнена связками камыша, а на вершине возвышался вертикально установленный "знак" /= «мировое древо»/».
Вчера журналист Владимир Степанов в деловой Интернет-газете «Взгляд» опубликовал заметку «Вещи из склепа: В Новосибирск доставили предметы из скифского захоронения более чем двухтысячелетней давности» (http://www.vz.ru/society/2006/11/18/56793.html):
«Ученые из трех стран отыскали на Алтае полностью сохранившиеся скелеты скифского вельможи и его лошадей, а также личные вещи времен Римской империи. Некоторые находки продемонстрировали высокий культурный уровень народов того времени. Новосибирские специалисты займутся их изучением и реставрацией.
Международная экспедиция в составе ученых из Монголии, России и Германии обнаружила на монгольских предгорьях Алтая курган, внутри которого был обнаружен деревянный сруб, накрытый
черным войлоком.
Этот склеп более двух тысяч лет хранил в себе останки мужчины европеоидного типа, одетого в красные штаны и легкие войлочные сапоги. Рядом с ним археологи нашли скелеты двух взнузданных лошадей, а также лук со стрелами, нож в деревянных ножнах, сосуды из рога и глины и еще много других предметов.
Вещи дошли до нас в прекрасном состоянии и свидетельствуют и об уровне личной культуры, и об уровне жизни «диких скифов». Речь идет прежде всего о предметах личной гигиены (деревянная
расческа, ножницы), которые безошибочно указывают на наличие определенного уровня культуры. Не похожа на «дикарскую» и одежда, в которую был одет погребенный вельможа. Например, сурковая шуба, в которую он был одет, имела воротник из соболя.
Захоронение найдено в тех самых местах, где в 90-х обнаружили мумию, получившую известность как «алтайская принцесса». Новая археологическая сенсация, возможно, имеет еще большую ценность, так как мерзлота оставила все найденные предметы практически неповрежденными.
Сейчас они доставлены в Новосибирск, где ими займутся специалисты по реставрации и консервации.
Напомним, что одно из самых ярких археологических открытий прошлого века произошло в 1990 году, когда на плато Укок (юг Горного Алтая) были обнаружены курганы с «замерзшими» могилами древних людей. В захоронениях были найдены многочисленные предметы: лиственничные колоды и ложа, деревянные подушки, вырезанные из кедра украшения, конская амуниция, детали предметов вооружения, одежда, войлочные ковры, посуда,
красящие вещества, остатки растений и семян и многое другое.
Были также обнаружены хорошо сохранившиеся мумии людей – женщин и мужчин, на плечи и руки которых нанесена великолепная татуировка. Вмерзшие в лед, они лежали в полном облачении: в меховых шубах, войлочных головных уборах, париках, шерстяных штанах и юбках, войлочных чулках, деревянных и золотых украшениях. Мумии и по сей день считаются наиболее ценными находками сибирских ученых.
В Горном Алтае к находкам новосибирских ученых
отношение неоднозначное. Лидеры многих общественных движений требуют возвратить «священную принцессу» (или «принцессу Укока», как стали называть в прессе извлеченную мумию) в Горный Алтай. Даже несмотря на то, что там ее хранить пока негде. Кое-кто из стариков на полном серьезе связывает прошедшие землетрясения с тем, что потревожили прах «принцессы Укока». В этой ситуации накаленных страстей археологам довольно сложно вести дальнейшие раскопки в Горном Алтае».
Ряд лет общаясь с Львом Николаевичем
Гумилевым, находясь под впечатлением книг Георгия Владимировича Вернадского – вижу преемственность Великой Скифии и Великой России. Нашу историю надо изучать не за последние несколько веков, а как минимум за последние несколько тысячелетий. И тогда вся Евразия предстанет как «наша», как Родина. Весь этот простор – от предков. И вспоминаю стихотворение «Скифы» Александра Блока:
Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы. Попробуйте, сразитесь с нами! Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы, С
раскосыми и жадными очами!
Для вас - века, для нас - единый час. Мы, как послушные холопы, Держали щит меж двух враждебных рас Монголов и Европы! …………………………………………… О, старый мир! Пока ты не погиб, Пока томишься мукой сладкой, Остановись, премудрый, как Эдип, Пред Сфинксом с древнею загадкой!
Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит, глядит в тебя И с ненавистью, и с любовью!...
Да, так
любить, как любит наша кровь, Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь, Которая и жжет, и губит!
Мы любим все - и жар холодных числ, И дар божественных видений, Нам внятно всё - и острый галльский смысл, И сумрачный германский гений...
Мы помним всё - парижских улиц ад, И венецьянские прохлады, Лимонных рощ далекий аромат, И Кельна дымные громады... …………………………………………….. В последний раз - опомнись, старый мир! На братский пир труда и мира, В последний раз на светлый братский пир Сзывает варварская лира!